Вы здесь

Библейская динамика. Часть 10. Недельный раздел (1). Дварим. Глава 3. Первая речь Моисея: национальная ретроспектива (Пинхас Полонский, 2017)

Недельный раздел (1)

Дварим

Глава 3. Первая речь Моисея: национальная ретроспектива

3.1. Вводные стихи – позиционирование книги (1:1-5)

(1) Вот те слова, которые Мошé говорил всему Израилю, – в Заиорданье, в пустыне степной, напротив Суф, между Паран и Тофель, и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заhав,

(2) В одиннадцати днях пути от Хорева, по дороге нагорья Сеир через Кадеш-Барнеа.

(3) И вот, в сороковом году, первого дня одиннадцатого месяца, Моше говорил всем сынам Израиля обо всем, что Господь заповедал ему о них.

(4) После того, как он разбил Сихона, царя Аморреев, который жил в Хешбоне, и Ога, царя Башана, который жил в Аштарот, в Эдрэи,

(5) На той стороне Иордана, в земле Моава, начал Моше разъяснять учение это, и сказал:


(1) Вот: Первые стихи книги Второзаконие задают характер этой книги, позиционируют ее место в Торе.

Традиция понимает оборот Эле, «вот», как «отмену сказанного ранее, противопоставление»10 (в отличие от оборота ве-эле, «и вот», с соединительным союзом «и», который объединяет фразу с текстом выше11). Такое начало противопоставляет Второзаконие первым четырем книгам Торы – т.е. все сказанное ранее теперь реорганизуется, исходя из перспективы Страны Израиля.

Слова: Стилистически выражение Дварим, «Слова», имеет достаточно резкий, критикующий характер, т.е. «Вот слова» это «жесткие речи, порицание, упрек». Таков характер книги Второзаконие, которая полна предостережений против идолопоклонства, особенно в связи с жизнью в Ханаане и опасностью перенять местные обычаи.

Которые Моше говорил: Содержание этой книги передает слова Моисея от первого лица, словно он сам дает народу заповеди. Как мы отмечали выше, это существенно отличает Второзаконие от остальных книг Торы.

Всему Израилю: Моисей обращается не только к главам колен, к Аарону или левитам, но ко всему народу. Каждая из предыдущих книг Торы обращает основное внимание на определенную часть народа. Бытие это книга праотцов; в книге Исход центральными персонажами являются Моисей и Аарон12, книга Левит обращена, прежде всего, к коhенам, священникам, а в книге Чисел главными являются левиты13. Пятая же книга Торы обращена ко всему народу как единому целому, национальному организму в своей Стране.

Говорил в Заиорданье: Хотя евреи еще не перешли Иордан, но вся книга Второзаконие написана в перспективе еврейской жизни в Ханаане, смотрит на ситуацию оттуда – поэтому степи Моава, где происходит действие, называется Заиорданьем.

В пустыне степной, напротив Суф, между Паран и Тофель, и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заhав: Это первое географическое позиционирование книги Второзакония, относительно окрестных мест. Однако указанные здесь места с трудом поддаются географической интерпретации – некоторые из них в предыдущих текстах относятся к пустыне, а не к степям Моава, а другие вообще больше нигде не упоминаются. Поэтому мидраш рассматривает их не как географические названия, а в качестве упрека Моисея народу, т.е. как напоминание о тех стоянках, где, как известно всему тому поколению, евреи вели себя неправильно и выступали против Всевышнего. Поэтому это перечисление начинается с оборота «напротив Суф», т.е. «упрекнул их в связи с событиями в Суф» и т.д.

Такой подход расшифровывает перечисленные места следующим образом: Суф указывает на ссоры у Тростникового моря (Ям Суф), Тофель и Лаван – намекают о жалобах на манну (Тофель – напраслина, Лаван – белое, указание на манну), Паран – отправка разведчиков (из пустыни Паран), Хацерот – восстание Кораха и конфликт с Мирьям (оба случая произошли там), Ди-Заhав – история с золотым (заhав) тельцом.

Таким образом, книга Второзаконие начинается с напоминания о прошлых ошибках и бедах как предостережения перед тем, как дать законы поведения в Стране.

(2) В одиннадцати днях пути от Хорева: Это второе географическое позиционирование, относительно точки начала скитания по пустыне. С географической точки зрения оно тоже не несет информации, поэтому и здесь мидраш воспринимает эти слова как упрек: «Путь от Хорева мог занять одиннадцать дней, а вы шли его сорок лет из-за нежелания поверить Всевышнему и овладеть Страной Израиля».

По дороге нагорья Сеир через Кадеш-Барнеа: Этот отрезок пути был пройден за последний, сороковой год. Моисей говорит народу, что вначале они поступали неправильно и потому долго скитались, но за последний год существенно улучшилась.

(3) В сороковом году, первого дня одиннадцатого месяца: Здесь дается временная привязка по двум параметрам: сколько времени прошло после Исхода (40 лет), и сколько осталось жить Моисею – несколько больше месяца (поскольку он умер в 7-й день двенадцатого месяца), и за это время он сказал все записанное в книге Второзаконие.

Моше говорил сынам Израиля обо всем, что Господь заповедал ему о них: Эта фраза говорит, что вся последующая речь Моисея является пересказом того, что «Господь заповедал ему» – однако повествование идет иначе и содержит множество новых заповедей, а уже известные прежде изложены совершенно иным образом. Поэтому слова «обо всем, что Господь заповедал ему» понимаются как «переосмысление Торы» – Моисей интегрировал всё, что было заповедано ранее, но применил это к новым условиям.

(4) После того, как он разбил Сихона и Ога: Вся книга Второзаконие дает государственную, общенациональную перспективу Торы. Победы в боях с Сихоном и Огом дали народу возможность осознать себя самостоятельным государством, субъектом истории. Пока Израиль не добился военных успехов, его учение не представляло ни для кого интереса; да и сам он, не чувствуя свою силу, был не в состоянии четко сформулировать свою государственность. Это стало возможным только после военной победы.

(5) На той стороне Иордана, в земле Моава: Корень всей Торы это ее дарование на Синае, но она дополняется и раскрывается в Скинии завета и в степях Моава. Книга Второзаконие описывает «завет в степях Моава», обновление завета с Богом в новых условиях.

Из дальнейшей еврейской истории мы знаем, что впоследствии из Моава произойдет Рут, прародительница Давида и «мать еврейского царства». Моав обладает компонентой царствования, необходимой Израилю, поэтому неслучайно, что «Тора царства», т.е. государственно-общенациональная интерпретация Торы, дается в степях Моава.

Начал Моше разъяснять: Слово hоиль означает не только «начал», но и «согласился, решился, принял самостоятельное решение». Поэтому комментаторы подчеркивают, что Моисей сам принял решение представить народу новый взгляд на Тору и сделал это вовсе не по приказу Бога.

Разъяснять учение это: Слово беэр означает «дать дополнительное объяснение, пояснить сказанное ранее». Изначально Тора существовала в абсолютной, абстрактной форме, а теперь возникает «пояснение», т.е. разъяснение по применению ее в жизни. В Торе описаны три уровня Завета: Завет праотцов, Завет Синая и Завет степей Моава. Они соответствуют трем стадиям развития еврейства: семейная стадия, стадия появления народа и стадия появления государства. Завет степей Моава и есть беэр – комментарий на уровне государства, который дает нам здесь Моисей.

Мидраш комментирует термин беэр как «разъяснение Учения на семидесяти языках народов мира». Человечество (семьдесят языков) не может воспринять Тору, пока она остается небесной, теоретической – и сможет понять ее только когда она окажется земной, благодаря ее политической реализации, описанной в книге Второзаконие.

3.2. Уход от Синая – на завоевание Страны (1:6-8)

(6) Господь, Бог наш, говорил нам в Хореве так: «Хватит вам оставаться у горы этой;

(7) Развернитесь и отправляйтесь в путь, идите к горе Аморреев и ко всем их соседям – в степи, на горе и на низменности, и в Негеве, и на берегах моря; в землю Ханаанеев и в Ливан, до большой реки, реки Евфрат.

(8) Смотри, Я отдал вам землю эту. Идите и наследуйте землю, о которой Господь клялся отцам вашим, Аврааму, Ицхаку и Яакову – дать им и их потомкам».


(6) Господь, Бог наш, говорил нам в Хореве: Хорев это второе название горы Синай.

Хватит вам оставаться у горы этой: Первая речь Моисея представляет собой национальную ретроспективу; для разъяснения Учения нужно сначала понять ход истории. Поэтому Моисей начинает не с Дарования Торы (к этой теме он возвращается позже), а с ухода от Горы и формирования национального организма, поскольку здоровый национальный организм предшествует реализации Торы. Если нет народа, то нет «сосуда», в рамках которого Тора получает место на земле.

(6-7) Хватит вам… развернитесь: Не просто «начинайте двигаться», а именно «развернитесь», возьмите новое направление. Хватит сидеть у горы Синай, вы провели там достаточно времени, больше не нужно. «Сидеть у горы» означает учиться, «уйти от горы» – начать действовать. Слишком долгое сидение у горы Синай может привести к ошибочному мнению что «главное – это учение, которое дается на Синае». Но Тора должна быть осуществлена, а не только изучаться, поэтому неправильно постоянно оставаться в учебном классе, пора вступать в жизнь. Нужно переориентироваться с Синая на Сион.

И отправляйтесь в путь: Путь – это не только физическое движение, но и психологическое состояние. Хватит только учиться, перейдите в новый статус, будьте готовы к изменениям и принятию самостоятельных решений.

Идите к горе Аморреев: Народы Ханаана собирательно называются «Ханаанеи и Аморреи». Эти обозначения скорее географические, чем этнические: жители низин называются Ханаанеи (от книа – снижение), а живущие на центральном горном массиве – Аморреи (от леhаамир – возвышение).

В землю Ханаанеев и в Ливан, до большой реки, реки Евфрат. Границы Страны Израиля гораздо шире, чем Ханаан, и они включают Ливан вплоть до Евфрата. О таких границах, о «земле десяти народов», было сказано Аврааму (Быт. 15:18) и повторено здесь, потому что в начале пути дается общее направление. Однако, когда речь идет о границах первоначального завоевания (Числа 34 и здесь Втор. 7:11), то указываются более узкие границы – «земля семи народов».

(8) Смотри, Я отдал вам землю эту: Обращение «смотри» стоит в единственном числе, поскольку это обращение ко всему обществу целиком; но в дальнейшем в книге Второзаконие единственное и множественное число обращения к народу используются вперемешку, это обращение ко всем в двух параметрах, как к единому организму и как к собранию индивидуумов.

Идите и наследуйте Страну. Хотя Всевышний уже отдал эту Страну еврейскому народу, необходимо еще собственное активное действие, поэтому сказано идти и завоевать самим. Все Божественные установления и решения реализуются лишь через действия человека.

Идите и наследуйте Страну: Это указание не только для того поколения, но и на все времена. Существует не только заповедь жить в Стране Израиля, но и заповедь владеть Страной, которую может исполнить только еврейский народ как единое целое, в рамках еврейского государства.

3.3. Реформа системы управления и суда (1:9-15)

(9) И я сказал вам в то время так: не смогу я один носить вас;

(10) Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот ныне вас много как звезд небесных.

(11) Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас тысячекратно, и благословит вас, как Он говорил вам, –

(12) Как же мне одному нести заботы о вас, проблемы ваши и распри ваши?

(13) Изберите себе мужей мудрых и проницательных, и известных по коленам вашим, и я поставлю их во главе вас.

(14) И вы отвечали мне, и сказали: хорошее дело говоришь ты сделать.

(15) И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и известных, и назначил их главами над вами: тысячниками, и сотниками, и полусотниками, и десятниками, и распорядителями по коленам вашим.


(9) И я сказал вам: История назначения судей рассказана в Торе дважды, в книге Исход (глава 18) и здесь, во Второзаконии. При этом в книге Исход она представлена существенно иначе:

(13) На другой же день сел Моше судить народ, и стоял народ перед Моше с утра до вечера.

(14) И тесть Моше видел все, что он делает с народом, и сказал он: что это такое делаешь ты с народом? зачем ты сидишь один, а весь народ стоит перед тобою с утра до вечера?

(15) И Моше сказал тестю своему: «ведь приходит ко мне народ вопрошать Бога.

(16) Когда бывает у них дело, доходит оно до меня, и я сужу между одним человеком и другим, и объявляю уставы Бога и наставления Его».

(17) И тесть Моше сказал ему: нехорошо то, что ты делаешь.

(18) Истощишься окончательно и ты, и народ этот, который с тобою; ибо слишком тяжело для тебя это дело: не сможешь один совершать его.

(19) Теперь послушайся голоса моего, я посоветую тебе, и будет Бог с тобою: будь ты для народа пред Богом и представляй ты дела Богу,

(20) И объясняй им уставы и наставления, и указывай им путь, по которому им ходить, и дела, которые им делать.

(21) Ты же высмотри из всего народа людей способных, Богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставишь их над ними тысячниками, сотниками, полусотниками и десятниками.

(22) И пусть судят они народ во всякое время; и пусть всякое важное дело принесут они тебе, а всякое дело малое рассудят сами; и будет легче тебе, и они будут нести вместе с тобою.

(23) Если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то сможешь устоять, и весь народ этот пойдет на место свое с миром.

(24) И Моше послушался голоса тестя своего, и сделал все, что он сказал.

(25) И выбрал Моше способных людей из всего Израиля и поставил их главами над народом: тысячниками, сотниками, полусотниками и десятниками,

(26) чтобы судили они народ во всякое время: дело трудное доносили Моше, всякое же малое дело судили сами.

(27) И Моше отпустил тестя своего, и ушел он к себе в страну свою.»

Мы видим, что в книге Исход совет о назначении судей исходил от Итро и продиктован техническими проблемами: «Истощишься окончательно и ты, и народ этот, который с тобою; ибо слишком тяжело для тебя это дело: не сможешь один совершать его» (18); а сам Моисей не думал о таком решении проблемы, а лишь согласился с предложением Итро: «И Моше послушался голоса тестя своего, и сделал все, что он сказал» (24). В отличие от этого, во Второзаконии вообще не упомянут Итро, а решение о назначении судей было инициативой самого Моисея, и объяснено сущностными причинами: «не смогу я один носить вас; Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот ныне вас много как звезд небесных» (стих 9).

Ниже (стих 6) указано, что Моисей перекладывает на плечи судей «заботы, проблемы и споры», т.е. и политическое, и духовное, и судебное руководство. Но статус этих лидеров в Исходе и во Второзаконии описан по-разному.

Основной темой книги Исход является Тора, поэтому задачей лидеров является, прежде всего, преподавание Учения: «И сказал Моисей тестю своему: ведь приходит ко мне народ вопрошать Бога. Когда бывает у них дело, доходит оно до меня, и я сужу между одним человеком и другим, и объявляю уставы Бога и наставления Его» (15). Разумеется, для изучения Торы оптимально получение знаний напрямую от лучшего учителя, великого человека – поэтому Моисей не был заинтересован в помощниках, но хотел, чтобы вопрошающие приходили к нему лично, изучали Тору из его уст; он хочет достичь личного контакта со всеми. С такой точки зрения, назначение промежуточных лидеров может быть оправдано только ввиду технических сложностей, физической неспособности Моисея поговорить с каждым. Моисей не назначал себе помощников, пока не получил совет от Итро, чтобы всем было ясно – это решение лишь вынужденное и техническое, Тору лучше учить от Моисея напрямую.

Иначе обстоит дело в книге Второзаконие, где локальные лидеры назначаются не для обучения Торе, а для создания здорового национального организма, – поэтому Моисей сам инициирует их назначение, оно сущностно необходимы. Свободный народ должен решать текущие вопросы на месте с учетом специфики каждого колена или родового семейства. Если же решение любой проблемы передается верховному лидеру, то такой национальный организм нежизнеспособен.

Исходя из общей численности народа в 600 тысяч воинов, количество назначенных судей, на всех уровнях, было весьма велико, более 78 тысяч человек. Такая масштабная реорганизация подчеркивает подготовку Моисея к захвату Страны, что усугубляет преступление народа в истории разведчиков.

Следует еще раз отметить, что подобный анализ различий (и дальнейший анализ аналогичных противоречий между Второзаконием и предыдущими книгами Торы) отнюдь не означает, что Моисей в своей предсмертной речи якобы «обманывал народ, предлагая ему другую версию национальной истории». Речь Моисея, Второзаконие, не отменяет книгу Исход. Всё поколение, к которому обращается Моисей, долгие годы хождения по пустыне изучало предыдущие книги Торы и, конечно же, видело эти различия в трактовке. Задача Моисея во Второзаконии – представить иную точку зрения, показать причины развития событий, дать урок на будущее. Поэтому цель нашего анализа понять, чему именно Моисей, иначе пересказывая прежние события, хотел научить новое поколение (и нас вместе с ними).

При этом начальные эпизоды национальной истории, происходившие с поколением рабов, только что вышедших из Египта, – зачастую показываются во Второзаконии так, как если бы они происходили со свободными людьми, похожими на новое поколение выросшее в пустыне. Моисей сознательно пересказывает эти события в проекции на новое поколение, чтобы научить его правильно действовать в дальнейшем. А поскольку действительность очень многогранна, то оба рассказа верны.

В то время: В книге Исход назначение лидеров описано в перспективе Дарования Торы, а здесь, при уходе от горы Синай – как первое действие по организации народа, поскольку суд необходим для функционирования социума. Ниже (в разделе Шофтим) мы увидим, что назначение судей даже предшествует организации центральной политической власти.

Не смогу я один носить вас: Моисей не говорит этого при назначении судей в книге Исход, однако такие слова фигурируют в другой истории – при назначении семидесяти пророков-помощников Моисея в Книге Чисел (11:14). Примечательно, что в книге Чисел Моисей обращается этими словами к Богу, а здесь во Второзаконии – к народу. Как упоминалось ранее, между книгой Чисел и книгой Второзаконие взгляд Моисея на народ изменился – обращение же к свободным людям требует объяснения принимаемых решений. Одних директив из центра уже недостаточно.

(10) Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот ныне вас много как звезд небесных: Сравнение еврейского народа со звездами идет еще от благословения Бога Аврааму (Бытие 22:17). Это сравнение имеет не только количественный, но и качественный смысл: каждая звезда является особенной и неповторимой. Народ нельзя рассматривать как единую массу, в которой отдельная личность не имеет значения и индивидуальности. Наоборот, каждый представитель народа является уникальным миром в себе, имеющим личную миссию.

(11) Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас тысячекратно и благословит вас, как Он говорил вам: Моисей учит нас правильному обращению к народу: даже если благословение (в данном случае это многочисленность народа) стало причиной проблемы – следует не уменьшать благословение, но всегда находить решение посредством еще большего его увеличения. В данном случае надо дать этому народу много разнообразных лидеров.

(12) Как же мне одному нести заботы о вас, проблемы ваши и распри ваши: Мидраш добавляет, что быть лидером евреев особенно тяжело, поскольку «два еврея – это три мнения», они никогда не согласны друг с другом, у них постоянно возникают проблемы и споры.

(13) Изберите себе: Т.е. сами предложите кого назначить – поскольку свободные люди выбирают себе лидеров самостоятельно. А в книге Исход назначение дается сверху, и лидеров выбирает Моисей.

Мужей мудрых и проницательных: В книге Исход были иные критерии для судей: «Ты же высмотри из всего народа людей способных, Богобоязненных, правдивых, ненавидящих корысть» (стих 21). В рабской, централизованной системе власти, основной обязанностью местного руководства является добросовестное и честное выполнение указаний из центра. Такие руководители лишь чиновники, их главной проблемой является коррупция, поэтому качествами для выбора являются «боязнь Бога, честность и бескорыстность». Когда же речь идет о свободном народе, где люди выбирают сами (и при необходимости, наверное, переизбирают) себе лидеров – эти лидеры должны быть способны принимать решения, и главными критериями становятся «мудрость и проницательность».

И известных: Т.е. тех, кто уже зарекомендовал себя ранее, авторитет которых признан в народе. Это дополнительное требование показывает, что для лидера недостаточно только качеств «умный и честный». Нужно еще особое «умение руководить», и очень трудно заранее понять, есть оно в человеке или нет. Именно поэтому Моисей выбирает лидеров среди тех, кто уже завоевал авторитет народа и показал, что обладает этим качеством.

По коленам вашим: И далее (стих 15) – Моисей выбирает «главных из колен ваших», т.е. учитывает разделение по коленам, поскольку каждое колено обладает своими особенностями. (В книге Исход не упоминается разделение на колена, там приведено только численное деление на десятки, сотни, тысячи). Такое отношение к народу, учитывающее особенности каждого из колен, является показателем органической (а не механической) структуры народа, в которой единство сочетается с разнообразием.

И я поставлю их во главе вас: Моисей предлагает народу самому выбрать свое руководство; он берет тех, кто уже зарекомендовали себя как лидера, и теперь лишь дает им формальный статус.

Видимо, такая разница происходит оттого, что в книге Исход народ представляется нам большой однородной толпой, общей массой и не показан как органичная иерархическая структура. А во Второзаконии ситуация иная (она была описана уже в книге Чисел): народ имеет внутреннюю структуру и разделен на колена, каждое колено имеет руководителей и состоит из семейств, все они перечислены, семейства также имеют руководителей и лидеров.

Конечно, такая иерархическая система существовала еще со времен Египта, но вначале ее проявления не были заметны. Однако как только народ начал жить полноценной свободной жизнью, она стала доминирующей. Такая система требует поддержки, но не терпит переделки извне.

(14) И вы отвечали мне, и сказали: хорошее дело говоришь ты сделать: «Говоришь», а не «приказываешь». Моисей разговаривает с народом, просит его согласия. В книге Исход этого нет, и народ молчит. Для поколения рабов естественным было директивное назначение сверху, а для свободных людей назначение лидеров без их согласия невозможно.

(15) И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и известных. Здесь сказано: «мужей мудрых и известных», – а выше было предложено выдвинуть «мужей мудрых, проницательных и известных». В этой связи Талмуд ехидно замечает: «Однако проницательных лидеров среди них не нашлось» (Недарим 20б).

Мидраш определяет «мудрость» как «умение решить имеющуюся проблему», а «проницательность» как «умение избежать возникновения проблемы». Мудрость реагирует после обнаружения проблемы, и потому намного заметнее для окружающих – в отличие от проницательности, предполагающей контроль над ситуацией еще до возникновения проблемы. Поэтому мудрые люди становятся известны, обретают народное признание и популярность , а проницательные остаются не очень известными.

И назначил их главами над вами: тысячниками, и сотниками, и полусотниками, и десятниками, и распорядителями по коленам вашим: Слово шотрим («стражи, распорядители, надсмотрщики», в современном иврите «полицейские») – отсылает к стиху из книги Исход (5:14): «И были биты надсмотрщики из сынов Израиля, которых поставили над ними притеснители фараона, говоря: почему вы не изготовили положенного числа кирпичей ни вчера, ни сегодня?» Поэтому мидраш полагает, что здесь речь идет о тех, кто занимал пост руководитей еще в Египте. Часть из них осталась столь уважаема в народе, что им вновь было предоставлено руководство.

3.4. Принципы судебной справедливости (1:16-18)

(16) В то время я повелел судьям вашим, говоря: выслушивайте ваших братьев, и судите справедливо между каждым и братом его, и пришельцем его.

(17) Не различайте лиц на суде: выслушивайте как малого, так и великого; не бойтесь никакого человека, ибо суд – дело Божье; а вопрос, который слишком труден для вас, представьте мне, и я выслушаю его.

(18) И дал я вам в то время повеление обо всех делах, которые вы должны сделать.


(16) В то время я повелел судьям вашим: Слово шофтим, «судьи», предполагает не только судебную власть, но также политическое и духовное лидерство (как позже описано, например, в книге Судей).

Говоря: Приведенные ниже принципы ставят на первое место не формальное знание закона и его исполнение, а указание внимательно выслушивать людей и честно относиться к ситуации. Именно на этом основана жизнь здорового национального организма.

(16-17) Выслушивайте ваших братьев и судите справедливо между каждым и братом его, и пришельцем его. Не различайте лиц на суде: выслушивайте как малого, так и великого; не бойтесь никакого человека: Здесь изложены основы справедливой судебной системы:

Беспристрастно выслушивать все стороны конфликта.

Ко всем судящимся сторонам должно быть равное отношение: к богатым и бедным, сильным и слабым, коренным жителям и пришельцам. («Не лицеприятствовать», т.е. «смотреть не на лица, а на факты и доводы»).

Запрет притеснения пришельцев отличает Тору от многих законодательных систем, где пришельцы социально ущемлены. (С другой стороны, важно отметить, что в политических вопросах пришельцы не обладают статусом коренных жителей. Например, они не могут назначаться на руководящие должности, но это отдельная тема).

Независимость суда от власти: нельзя поддаваться давлению со стороны политической или социальной силы.

Такое всеобщее равенство перед законом независимо от статуса принято всеми в наши дни как незыблемая основа нормального общества. Но для того времени (и даже много позже) это было совершенно необычным.

Отметим, что сегодня в одних идеологиях и социальных системах мы можем наблюдать несправедливое отношение суда в пользу «коренных или богатых – в ущерб пришельцам и бедным», а в других есть явные проявления «позитивной дискриминации», т.е. «поддержки пришельцев и бедных – в ущерб коренным или богатым». Тора же считает любое проявление пристрастности в суде неправильным, запрещает потворствовать как богатым, так и бедным.

Ибо суд – дело Божье: Справедливый суд это одно из главных проявлений Божественного света в нашем мире, а обеспечение судебной справедливости это важнейший критерий духовной состоятельности общества.

А вопрос, который слишком труден для вас, представьте мне, и я выслушаю его: В контексте назначения локальных лидеров эта фраза звучит как ободрение: «Не бойтесь браться за эту работу, а если будет сложно, обратитесь ко мне – я помогу».

При этом, согласно мидрашу, выбранная Моисеем формулировка была неверной, и эти слова вызвали череду ошибок. Излишняя уверенность Моисея в своей способности справиться с любой проблемой оказалась очень опасной. Мидраш проводит параллель с ситуацией когда пророк Шмуэль (Самуил) сказал Саулу: «Я провидец» (1 Шмyэля 9:19), – и Всевышний тут же лишил его дара, вследствие чего Шмуэль не разглядел в Давиде будущего царя-помазанника (1 Шмyэля 16:6).

Про Моисея сказано, что он был «самым скромным человеком на земле» (Числа 12:3). В принципе, его подход был правильным, все сложные дела следовало передавать ему – в конце концов, он мог спросить Бога напрямую. Но даже для Моисея такая формулировка оказалась неверной, и в дальнейшем привела к ошибке.

Нам следует всегда помнить, что важно не только содержание наших слов, но и их формулировки. Неточная формулировка может повлечь за собой неверные установки, а они приведут к неправильным действиям.

(18) И дал я вам в то время повеление обо всех делах, которые вы должны сделать: Здесь подчеркивается, что Моисей дал не «закон, по которому вы должны судить», а «программу действий, которую вы должны реализовать» – что показывает не только судебную, но и политическую роль этих лидеров.

3.5. История разведчиков (1:19-40)

(19) И двинулись мы от Хорева, и прошли всю ту пустыню, великую и страшную, которую вы видели, по пути к горе Аморреев, как повелел нам Господь, Бог наш, и дошли до Кадеш-Барнеа.

(20) И я сказал вам: вы подошли к горе Аморреев, которую Господь, Бог наш, дает нам.

(21) Смотри – Господь, Бог твой, отдал тебе эту землю; взойди же и овладей ею, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе; не бойся и не страшись.

(22) Но вы все подошли ко мне и сказали: «пошлем людей перед собою, чтобы они разведали землю эту, и принесут нам ответ о дороге, по которой нам подниматься, и о городах, в которые мы войдем».

(23) И понравилось мне слово это, и взял я из вас двенадцать человек, по одному от колена.

(24) И они отправились и поднялись в горы, и дошли до долины Эшколь, и разведали ее.

(25) И взяли в руки из плодов земли и спустились к нам, и принесли ответ, сказав: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам.

(26) Но вы не захотели взойти, и воспротивились повелению Господа, Бога вашего,

(27) И злословили вы в шатрах ваших, и сказали: «по ненависти Господа к нам вывел Он нас из земли Египетской, чтобы предать нас в руки Аморреев на истребление.

(28) Как поднимемся мы? Братья растопили сердца наши, говоря: народ большой и выше нас, города большие и укрепленные до небес, и также исполинов видели мы там».

(29) И я сказал вам: «не страшитесь и не бойтесь их;

(30) Господь, Бог ваш, который идет перед вами, – Он будет воевать за вас, так же как Он сделал это в Египте пред глазами вашими;

(31) И в пустыне этой, где видел ты, что носил тебя Господь, Бог твой, как носит человек сына своего, – на всем пути, который вы прошли, до этого места».

(32) Но вы все равно не доверились Господу, Богу вашему,

(33) Хотя Он и идет перед вами по пути, чтобы найти для вас место стоянки; ночью в огне, чтоб указывать вам дорогу по которой идти, а днем в облаке.

(34) И услышал Господь голос речей ваших и разгневался, и поклялся, сказав:

(35) «Не увидеть никому из этих людей, этому поколению злодеев, той доброй земли, которую Я поклялся отдать отцам вашим.

(36) Только Калев, сын Иефунэ, увидит ее; землю, по которой он ходил, Я отдам ему и сынам его, за то что он полностью последовал Господу».

(37) Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: «ты тоже не войдешь туда.

(38) Иеhошуа, сын Нуна, стоящий перед тобою, – он войдет туда; его укрепи, ибо он передаст ее во владение Израилю.

(39) Младенцы же ваши, о которых вы говорили, что они станут добычей, и сыны ваши, которые ныне не познали еще добро и зло, – они войдут туда, и им отдам Я ее, и они унаследуют ее.

(40) А вы повернитесь и отправляйтесь в пустыню, по дороге Тростникового моря».


История разведчиков: Детали этой истории изложены здесь иначе, чем в книге Чисел (гл.13-14). Книга Чисел рассказывает эту историю так:

(13:1) И Господь говорил с Моше, сказав:

(2) Отправь себе людей, чтобы осмотреть землю Ханаан, которую Я даю сынам Израиля, по одному человеку от колена отцов их пошлите, знатных из них.

(3) И отправил их Моше из пустыни Паран по слову Господа; все мужи те – главы сынов Израиля они.

(17) И Моше отправил их высмотреть землю Ханаан, и сказал им: «поднимитесь с юга и взойдите на гору,

(18) И осмотрите землю, какова она; и народ живущий на ней – силен ли он или слаб, мал или велик?

(19) И земля, на которой он живет – хороша ли она или плоха? и каковы города, в которых он живет – открытые они или укрепленные?

(20) И земля – тучна ли она или тоща? есть на ней деревья или нет? Постарайтесь и возьмите из плодов земли». Было же это в пору созревания винограда.

(21) И поднялись они, и осмотрели землю, от пустыни Цин до Рехова, по пути в Хамат.

(23) И дошли они до долины Эшколь, и срезали там лозу с одной гроздью винограда, и понесли ее на шесте вдвоем; и от плодов граната и смоковницы.

(26) И прошли они и пришли к Моше и к Аарону, и ко всей общине сынов Израиля в пустыню Паран, в Кадеш, и принесли ответ им и всей общине, и показали им плоды той земли.

(27) И рассказали ему, и сказали: пришли мы в землю, в которую ты отправлял нас, и действительно, течет она молоком и медом; и вот плоды ее.

(28) Однако! Ибо силен народ, живущий на земле той, и города укрепленные, весьма большие; также потомков Великана мы видели там.

(29) Амалек живет в южной стороне, а Хетийцы, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Ханаанеи же живут при море и на берегах Иордана.

(30) Но Калев успокаивал народ перед Моше, и сказал: непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.

(31) Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас.

(32) И распускали между сынами Израиля худую молву о земле, которую осмотрели, говоря: земля, которую проходили мы, чтобы осмотреть ее, – это земля, пожирающая живущих на ней; а весь народ, который видели мы на ней, люди высокорослые.

(33) Там же видели мы исполинов, сынов Великана, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, и такими же были мы в их глазах.

(14:1) И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь.

(2) И роптали все сыны Израиля на Моше и на Аарона, и сказала им вся община: Лучше бы умерли мы в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы!

(3) И зачем Господь ведет нас в землю эту, чтобы пасть нам от меча? Жены наши и дети наши станут добычей. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?

(4) И сказали друг другу: назначим начальника и возвратимся в Египет.

(5) И пали Моше и Аарон на лица свои перед всем собранием общины сынов Израиля,

(6) А Иеhошуа, сын Нуна, и Калев, сын Иефуне, из смотревших землю, разорвали одежды свои,

(7) И сказали всей общине сынов Израиля: земля, которую мы обходили для осмотра ее, – земля эта очень, очень хороша.

(8) Если благоволит к нам Господь, то приведет нас в землю эту и передаст ее нам, землю которая течет молоком и медом.

(9) Только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли той, ибо они отданы нам на съедение, отступила от них защита их; с нами же Господь, не бойтесь их.

(10) И заговорила вся община забросать их камнями; но слава Господа явилась при Скинии откровения всем сынам Израиля.

(20) И сказал Господь:

(23) Не увидят они землю, которую Я клятвенно обещал отцам их; все кто гневили Меня не увидят ее.

(24) Калева же, раба Моего, за то, что в нем был дух иной, и он был предан Мне, – его приведу Я в страну, по которой он прошел, и потомство его унаследует ее.

Мы видим, что во Второзаконии роли всех действующих лиц – разведчиков, народа, Моисея и Бога – описаны совершенно иначе, чем в книге Чисел. Главные отличия таковы:

Инициатива послать разведчиков: в книге Чисел это инициатива Всевышнего, а во Второзаконии она исходила от народа.

Спор о том, нужно ли завоевывать Страну: в книге Чисел он происходил между разведчиками, а во Второзаконии – между народом и Моисеем.

Кто главный виновник: в книге Чисел это разведчики (клевета на землю), а во Второзаконии – народ.

Причина, по которой Моисей не вошел в Страну: в книге Чисел – удар посохом о скалу, на 40-м году скитаний, а во Второзаконии – история с разведчиками, еще во 2-м году после Исхода.

(19) И двинулись мы от Хорева: После рассказа о назначении судей, которое явилось шагом народа к обретению самостоятельности, Моисей переходит к пересказу истории разведчиков, в которой показано, как самостоятельность народа может быть реализована неправильно. Эта история показывает главный грех поколения Исхода: в ней происходит разрыв живой связи народа и Страны. Народ отказывается от возможности реализовать свою миссию, и поэтому наказывается смертью всего поколения в пустыне.

И прошли всю ту пустыню, великую и страшную, которую вы видели: Это описание подчеркивает, что передвижение по пустыне является неординарным, необычным путем, которым обычно не ходили. После тех чудес, которые Всевышний явил вам при этом переходе, ваш страх завоевать Страну не имеет никакого основания.

По пути к горе Аморреев, как повелел нам Господь, Бог наш, и дошли до Кадеш-Барнеа: Т.е. в начале пути от Синая вы исполняли указания Всевышнего и шли по пути в Ханаан.

(20) И я сказал вам: вы подошли к горе Аморреев, которую Господь, Бог наш, дает нам: Вы успешно прошли первый этап пути, поэтому можете идти дальше на завоевание Страны.

(21) Смотри – Господь, Бог твой, отдал тебе эту землю; взойди же и овладей ею, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, не бойся и не страшись: В книге Чисел тема страха впервые появляется только после истории разведчиков. Но во Второзаконии Моисей затрагивает в разговоре с народом тему страха еще до этого. Слова «не бойся» означают, что люди уже боятся; и этот страх повлиял на поведение как разведчиков, так и народа.

(22) И вы все подошли ко мне и сказали: В книге Чисел инициатива исходит сверху от Бога, а разведчиков отправляет Моисей. В данном повествовании инициатива исходит от народа.

Поколение рабов не действовало самостоятельно и не ощущало ответственности за свои поступки, они лишь исполняли приказы. Свободные же люди понимают, что действуют самостоятельно и несут ответственность за свои действия.

Пошлем людей перед собою, чтобы они разведали землю эту, и принесут нам ответ о дороге, по которой нам подниматься, и о городах, в которые мы войдем: Ивритский термин лерагель означает именно военную разведку (например, обвинение Иосифа против братьев в Бытие 42:9), в отличие от книги Чисел, где употребляется латур, «осмотреть землю», что означает разведку экономическую. Это еще раз подчеркивает, что поколением пустыни изначально руководил страх, их отказ от завоевания Страны не был тактической ошибкой или следствием влияния разведчиков.

Пошлем людей: В военную разведку можно отправить просто «людей», не указывая их формальный статус, который в военных вопросах не играет большой роли. Но в книге Чисел этот статус указан и добавлено, что посылали «знатных из них», поскольку задачей экономической разведки является создание у народа положительного отношения к Стране Израиля (чтобы народ сам захотел поселиться в этой Стране, а не считал, что она ему навязана). Для этого нужны авторитетные представители колен.

(23) И понравилось мне слово это: Здесь Моисей принимает на себя ответственность за решение об отправке разведчиков. В книге Чисел этой ответственности не было, там это действие являлось приказанием от Бога. На протяжении всей ретроспективы в книге Второзаконие звучит мысль: «мы сами виноваты в том, что с нами случилось» (вместо прежней установки «Бог указал нам так поступать»). Это понимание личной ответственности очень важно для исправления народа.

И взял я из вас двенадцать человек, по одному от колена: В книге Чисел добавлено: «все мужи те – главы сынов Израиля «, что усугубляет вину разведчиков, поскольку они были авторитетами в своих коленах. Во Второзаконии же ответственность возложена не на разведчиков, а на весь народ, поэтому высокий статус разведчиков не подчеркивается.

(24) И они отправились, и поднялись в горы, и дошли до долины Эшколь, и разведали ее. В книге Чисел подробно описан долгий маршрут разведчиков, здесь же выделено только одно важнейшее место – именно оно связано с образцами принесенных плодов.

(25) И взяли в руки из плодов земли и спустились к нам, и принесли ответ, сказав: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам: Хотя это была военная разведка, подчеркивается позитивное поведение разведчиков, которые отметили насколько земля хороша. В книге Чисел, когда разведчики говорят о достоинствах земли, они тут же добавляют оговорку: «Однако! Ибо силен народ, живущий на земле той», – чтобы отговорить народ от завоевания. Но во Второзаконии такой немедленной отговорки нет.

(26) Но вы не захотели взойти, и воспротивились повелению Господа, Бога вашего: Вновь подчеркивается, что виноваты не разведчики, а народ.

(27) И злословили вы в шатрах ваших: Вы не только не пошли, но еще и злословили, т.е. ложно обвинили Всевышнего.

И сказали: «по ненависти Господа к нам вывел Он нас из земли Египетской, чтобы предать нас в руки Аморреев на истребление»: Это очень резкое выражение. В книге Чисел сказано иначе, менее резко: «Лучше бы умерли мы в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Господь ведет нас в землю эту, чтобы пасть нам от меча? Жены наши и дети наши станут добычей. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?».

Рабы задумываются только о своей судьбе, они совершенно не учитывают мотивы действий окружающих, включая мотивы Всевышнего – во Второзаконии же народ делает попытку истолковать, понять мотивы Всевышнего. Хотя здесь это приводит к ошибочным выводам, само по себе наличие подобного стремления положительно.

Во Второзаконии также не упоминается желание народа вернуться в Египет, поскольку для нового поколения оно не актуально.

(28) Как поднимемся мы? Братья растопили сердца наши, говоря: народ большой и выше нас, города большие и укрепленные до небес, и также исполинов видели мы там»: Грех самих разведчиков упоминается только на этом этапе, уже после слов народа, т.е. причина греха не в разведчиках, а в народе. Свободный человек несет ответственность за свои поступки даже в том случае, если был соблазнен – ведь это он сам виноват, что поддался на соблазн.

(29) И я сказал вам: «не страшитесь и не бойтесь их: В книге Чисел не описано, как Моисей реагировал на претензии народа, поскольку там народу отвечали Иеhошуа и Калев. Во Второзаконии ситуация обратная – реакция Иеhошуа и Калева не упоминается вовсе. Видимо, с народом разговаривали фактически все трое, но упоминания о них находятся в разных книгах, поскольку есть большая разница между доводами Иеhошуа и Калева в Числах и доводами Моисея.

(30) Господь, Бог ваш, который идет перед вами – Он будет воевать за вас, так же как Он сделал это в Египте пред глазами вашими: В описании Моисея завоевание Страны будет похоже на победы над фараоном и Амалеком: в первом случае Моисей лишь молился, а Бог рассек море и потопил фараона; во второй ситуации Моисей поднял руки, народ обратился к Небесам, и Амалек был поражен. Таким же чудесным, по мнению Моисея, должно было быть и завоевание Страны – нужно только пойти туда и посмотреть на Небо, а Бог сам всех прогонит. Но такая позиция не может быть верной для естественного завоевания Страны, она подходит только для Пустыни. Из-за этой ошибочной позиции Моисей и в дальнейшем не смог возглавить завоевание Страны.

(31) И в пустыне этой, где видел ты, что носил тебя Господь, Бог твой, как носит человек сына своего – на всем пути, который вы прошли, до этого места»: Фраза «как носит человек сына своего» указывает на заботу Бога о народе, но в то же время показывает отношение Бога к народу как к младенцу, который не способен на самостоятельные решения и поступки, т.е. такой тип отношений весьма далек от идеала.

(32) Но вы все равно не доверились Господу, Богу вашему: Ивритское эмуна означает «доверие» (а не «вера»).

(33) Хотя Он и идет перед вами по пути, чтобы найти для вас место стоянки; ночью в огне, чтоб указывать вам дорогу по которой идти, а днем в облаке: Моисей снова подчеркивает опору на чудеса: «Вам не о чем заботиться, Бог будет сражаться за вас». Такой подход означает, что народ не способен действовать самостоятельно, его удел – подчиняться Богу и доверять Ему решение всех проблем.

При этом позиция Иеhошуа и Калева, о которой сообщает книга Чисел, совершенно иная: они рассчитывают не на чудеса, а на самостоятельные действия народа, при которых Всевышний помогает народу, но не делает работу вместо него.

Такая позиция Моисея, основанная на чудесах, и является его главным недостатком, из-за которого он не допущен войти в Страну при том, что Иеhошуа и Калев могут войти в нее.

(34) И услышал Господь голос речей ваших и разгневался, и поклялся, сказав: Гнев Бога может иметь исключительно воспитательную цель. Всевышний сообщает нам, что Он разгневан – лишь для того, чтобы мы осознали вопиющую ошибочность наших поступков.

(35) Не увидеть никому из этих людей, этому поколению злодеев: Эпитет «злодеи» употребляется здесь не в бытовом смысле (т.е. «злодей» не синоним «плохому человеку»). Злодейством назван страх идти в Страну Израиля для осуществления своей миссии.

Той доброй земли. Противопоставление: «поколение зла – не увидит земли добра». Они говорили, что плохой является Страна, но на самом деле зло заключено в них самих, а не в Стране.

Которую Я поклялся отдать отцам вашим: Клятва, данная народу, сохраняется, но будет исполнена не для этого поколения, а для следующего. Кто не захотел войти в Страну, когда предлагалось, уже никогда не сможет войти. История зачастую предоставляет нам уникальные возможности, и если мы не используем их, то следующая возможность может представиться очень нескоро, возможно, уже только следующему поколению.

(36) Только Калев, сын Иефуне, увидит ее: «Только» относится здесь к обоим: к Калеву и Иеhошуа, о котором будет сказано несколькими строками ниже.

Землю, по которой он ходил, Я отдам ему и сынам его за то, что он полностью последовал Господу»: О Калеве сказано, что он «полностью последовал Господу» – сам же Моисей не вошел в Страну, а значит, он «не полностью последовал Господу».

Таким образом, выражение «последовать Господу» не означает «в точности выполнять приказы» – но это значит быть открытым к восприятию изменений в мире, поскольку именно Господь их ведет, и действовать в соответствии с ними. Исход происходил чудесным образом, а завоевание Страны должно было идти естественно. Калев и Иеhошуа ощутили это и ориентировались на собственные силы народа, а Моисей нет.

(37) Также и на меня прогневался Господь из-за вас: Будучи руководителем, Моисей не сумел направить народ на завоевание Ханаана, поэтому несет ответственность за его неправильное поведение. Однако в этом стихе существует еще один вариант понимания слов «из-за вас» – см. ниже комментарий к 3:26.

Из-за вас, говоря: ты тоже не войдешь туда: Моисей по-новому осознает прошедший путь, и объясняет народу, что не вошел в Страну из-за истории разведчиков, а не из-за удара по скале. В тот момент, когда народ отказался идти в Страну, этот путь закрылся и для Моисея, который является неотъемлемой частью поколения Исхода.

Ты тоже не войдешь туда: Здесь ничего не сказано об Аароне. Ниже (9:20) мы узнаем, что Аарон также не был допущен в Страну вовсе не из-за удара посохом о скалу, а вследствие греха золотого тельца.

(38) Иеhошуа, сын Нуна, стоящий перед тобою – он войдет туда: Подчеркивается различие между Иеhошуа и Моисеем. Когда Моисею не удается уговорить народ пойти в Страну, то он осуждается на смерть в пустыне вместе с народом, т.е. разделяет его судьбу. Калев и Иеhошуа тоже не сумели уговорить народ, но все равно входят в Страну, хотя народ гибнет в пустыне, т.е. судьба Калева и Иеhошуа отличается от того что произошло с народом.

Причина такой разницы заключена в различии их возражений, на которые мы указали выше. Калев и Иеhошуа возражают народу адекватно ситуации: «мы сами завоюем Страну, потому что Бог нам поможет». Моисей же полагается на чудо, а это неправильный довод.

Из этого мы также должны понять, что не во всем можно и нужно учиться у Моисея. Например, Моисей не обладает качествами Машиаха, а именно они становятся всё более важны по мере развития истории – как истории еврейского народа, так и истории всего человечества14.

Его укрепи, ибо он передаст ее во владение Израилю: Для понимания этого отрывка важна последовательность событий: «Калев полностью выполнил указания Господа – гнев Бога на Моисея – необходимость укрепить Иеhошуа». Слова Калева вдохновляли народ, поэтому можно сказать, что он «полностью последовал Господу». Слова Моисея, напротив, по сути, ослабляли народ. Иеhошуа требовалось четко занять позицию Калева: надеяться на силы народа, а не полагаться на чудесную победу, как Моисей.

Иеhошуа был главным учеником Моисея и его духовным наследником, что необходимо для дальнейшего руководства народом. Однако его близость к Моисею могла повлечь принятие неправильных установок Моисея в вопросах войны. Более того, ранее Иеhошуа уже вел войну, в которой победа наступила чудесным, а не естественным образом (война с Амалеком, в которой победа была одержана, когда Моисей поднял руки – Исх. 17:11). Поэтому Иеhошуа «нуждается в укреплении» для понимания естественного характера Страны Израиля, а Калеву оно не требуется.

(39) Сыны ваши, которые ныне не познали еще добро и зло: Те, кто еще не в состоянии различать добро и зло, не несут ответственности за свои действия.

Они войдут туда: Пока человек не повзрослел, его общественное сознание не считается сформированным, и он не несет ответственности за поведение социума. Но каждый взрослый несет ответственность за поступки народа в целом, даже если лично грехов не совершал.

(40) А вы повернитесь и отправляйтесь в пустыню, по дороге Тростникового моря. Указывается как бы направление назад, прочь от Страны. В действительности же они пошли не в сторону Египта, а к Эйлату – другому заливу Тростникового (Красного) моря.

3.6. Почему Моисей не вошел в Страну Израиля

Как мы отметили выше, хотя в книге Чисел (20:12) говорится, что Моисей не смог войти в Страну Израиля из-за удара по скале при «водах раздора», Мей Мерива, – здесь во Второзаконии представлена совершенно иная причина: Моисей не смог войти в Страну из-за истории с разведчиками, что никак не связано с ударом поо скалу.

Ор hа-Хаим, один из классических комментаторов Торы, пишет: «несколько раз повторено, что Моисей не смог войти в Страну Израиля из-за удара по скале – именно для того, чтобы не заподозрили Моисея в грехе разведчиков». Это означает, что «действительно, был резон заподозрить его в грехе разведчиков, но такое предположение будет ошибочным». При этом в книге Второзакония такая связь приведена в абсолютно явной форме!

Таким образом, приведенная в книге Чисел причина является как бы «маскировкой», хотя она обозначена несколько раз и твердо усвоена не только поколением Исхода, но и потомками. Смысл этой маскировки в том, что без нее у читателя может возникнуть прямое уравнивание наказания Моисея с грехом разведчиков, что является неправильным. Разведчики не хотели идти в Страну Израиля – а Моисей хотел, но не смог, потому что его жизненная позиция, основанная на «Божественном управлении с помощью чудес», не годится для Страны.

«Управление с помощью чудес» подавляет человеческую инициативу. Сам Моисей живет на уровне чудес, это является нормальным для него, – но такая жизнь не подходит для всего остального народа, у которого не остается места для самостоятельных действий.

Сорок лет в пустыне это период «рождения и вскармливания народа», о котором Моисей говорит: «Бог носил вас, как носит человек своего сына» (31). Человек носит своего ребенка на руках, пока он маленький. Но по мере взросления следует перестать носить сына на руках, он должен стать самостоятельным – а для этого Моисей должен уйти. Поэтому фраза Моисея «И на меня прогневался Бог из-за вас» может означать также «ради вас». Дело не в том, что «из-за вашего плохого поведения Бог не пускает меня в Страну», но «Бог не пускает меня в Страну ради вас», для вашего же блага и развития. Моисей по своей сути завязан на «управление с помощью чудес», а для развития народа совершенно необходимо, чтобы такое управление прекратилось.

***

Одна из причин, по которой Моисей не смог направить народ на завоевание Страны, – это то, что первичная установка Моисея была направлена на Тору, а не на завоевание Страны.

Мы отмечали в комментарии к книге Исход, что один из доводов Бога, когда Он уговаривал Моисея вывести евреев из Египта, состоял в обещании: «вы заключите Завет с Богом на этой горе» (Исх. 3:12), то есть на горе Хорев, на Синае. Таким образом, в глазах Моисея главным мотивом для Исхода было получение Торы (в современных терминах, его мотивация была «религиозная»), в то время как для народа приведен иной мотив, национальный: вы выходите из Египта, чтобы вернуться в страну ваших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова (Исх. 3:16; в современных терминах, их мотивация была «сионистская»).

Такое расхождение между установками Моисея и стремлением народа приводит к тому, что Моисей не только не усиливает желание народа идти в свою Страну, но даже несколько уменьшает его, подчеркивая примат получения Торы. Разумеется, сам Моисей продолжал стремиться в Страну Израиля, но недостаточно акцентировал на этом внимание народа. Поэтому в начале пути национальный настрой на завоевание Страны становится слабее. Она, конечно же, остается в планах, но уровень мотивации понижается.

Такое ослабление мотивации у народа к овладению Страной Израиля, возможно, стало одной из причин мнения разведчиков – да и их установка, возможно, была следствием общего настроения социума. В итоге народ побоялся идти на завоевание Страны, и Моисей был лишен права вступить в нее.

При этом к концу жизни Моисея, в книге Второзаконие, мы видим, что ситуация изменилась. Как мы отмечали, в своей первой ретроспективе Моисей говорит о единстве народе и завоевании Заиорданья, и только во второй ретроспективе о Торе – т.е. вопрос Торы оказывается вторичным по отношению к становлению народа. Установки и приоритеты Моисея изменились, но это произошло слишком поздно для изменения Божественного решения о его личной судьбе.

3.7. Разные уровни прочтения Торы

Приведенное выше сравнение книг Числа и Второзаконие изменило наше понимание того, почему Моисею был закрыт путь в Страну Израиля. При этом надо заметить, что не только здесь, но и во многих других местах текст Торы устроен таким образом, что мнение и отношение читателя к написанному меняется от первого, ознакомительного прочтения – ко второму, углубленному и аналитическому.

Например, в книге Бытие в конце 11 главы написано: «и жил Терах 205 лет, и умер Терах в Харане», и далее: «сказал Бог Аврааму: уйди из земли своей». При первом прочтении создается впечатление, что Бог повелел Аврааму выйти из Харана только после смерти Тераха. Но если подсчитать годы их жизни, видно, что на момент выхода Авраама из Харана Терах еще был жив. Тем не менее, Тора выбрала именно такой порядок повествования, чтобы не создавалось впечатления, что Авраам не выполнил долга почитания отца. Подсчитав годы, мы узнаем, что Авраам ушел, оставив отца на старости лет; но по мере углубления в Тору мы понимаем, что на самом деле такой уход был оправдан. При первом же прочтении, когда мы еще не понимаем глубины миссии Авраама и могли бы осудить его за недостаточное почитание отца, такой вопрос даже не возникает.

Тора учитывает уровень подготовки своих читателей. Она написана таким образом, что имеет не только информационную, но и педагогическую цель, которая меняется в зависимости от состояния и уровня изучающих.

В нашем случае, когда в книге Чисел сказано, что «Моисей не войдет в Страну за то, что ударил посохом по скале», – то хотя это не вполне действительная причина, но важно, чтобы в тот момент народ услышал именно такое обоснование, и чтобы простой читатель, который будет изучать Тору в последующие века, уяснил это для себя.

Во Второзаконии же Моисей высказывает более глубокую причину. Понятно, что люди, к которым он обращается, знакомы с содержанием книги Чисел, но Моисей хочет скорректировать сказанное там, чтобы оно соответствовало новому уровню, на который народ и Моисей поднялись за последний год их странствования.

И далее, углубляясь в текст, мы можем понять, что Моисей был отстранен от руководства вообще не за свою вину, но из-за неспособности должным образом руководить народом в будущем, что подчеркивается отличием его слов от слов Калева и Иеhошуа. Но понять это можно только если углубиться в сравнительный анализ книг Чисел и Второзакония.

Тора не случайно разделила это повествование на две разные книги, между которыми есть противоречие. Простой человек не в состоянии воспринять прямую критику в адрес Моисея. Он и не должен сомневаться, что Моисей является великим вождем и все делает правильно, а наказан он только ввиду строгого отношения Бога к малейшему непослушанию. Продвинутый же читатель находится на том уровне понимания, когда образ Моисея в его глазах не пострадает, даже если Моисей не был абсолютно прав во всех ситуациях. Для такого читателя Тора подготовила материал для анализа и для совсем других выводов.

Презентация же таких идей для широкого читателя стала возможна лишь в наше время, когда общее развитие культуры подготовило людей к восприятию подобных диалектических концепций, так чтобы при этом персонажи Торы не потеряли свой статус.

***

Понимание процесса «развития послания, которое нам несет Тора» (как и вообще отношений Бога и человека) возможно на примере наших отношений с детьми.

Фундаментальным принципом и основой всего понимания Торы является идея о том, что мы являемся детьми Бога, и Он относится к нам так же, как мы относимся к собственным детям. Как Бог создал человека по своему образу и подобию, так же и рождаем детей по своему образу и подобию. Разумеется, физически это происходит иначе, но в сущности это аналогичные вещи. Чтобы лучше понять отношения между Богом и человеком, нам даны отношения с собственными детьми, и эта аналогия является важнейшим и наиболее наглядным способом понимания Бога.

На разных этапах развития мы по-разному общаемся с детьми, открывая им постепенно те аспекты истины, который они в состоянии воспринять. Мы стараемся не обманывать своих детей, но и не объясняем им сразу слишком многого, потому что они не смогут это воспринять. Каждое наше высказывание является одной из граней истины, озвученной в ходе воспитательного процесса. Повзрослев и поумнев, ребенок не станет предъявлять нам претензии по поводу того, что в его десять лет мы совершенно иначе говорили с ним на какую-то тему, чем когда ему стало восемнадцать. Разумеется, он понимает, что уровень его разговора с родителями растет и развивается по мере его собственного развития.

Аналогично этому, Всевышний по-разному обращается к рабам, вышедшим из Египта (книги Исход, Левит и начало Чисел), или к новому поколению свободных людей в начале сорокового года (вторая часть книги Чисел) или в конце того же года (Второзаконие).

Ход истории человечества всегда идет параллельно процессу его духовного развития. Так же параллельно развивается послание Бога людям, т.е. уровень прочтения и понимания Торы, который мы достигаем на каждом этапе. Великие люди прошлых поколений, конечно, были намного выше нас и понимали гораздо больше, но обычный средний человек в прошлом не достигал такого высокого уровня, который является нормой образованного человека сегодня. Поэтому мудрецы прошлых поколений не раскрывали своего понимания народу, а передавали его при помощи скрытой традиции (каббалы), часть из которой мудрецы нашего поколения нашли возможным раскрыть для всеобщего изучения и осмысления.

3.8. Попытка захвата Страны против Божественного запрета (1:41-45)

(41) И отвечали вы, и сказали мне: «согрешили мы пред Господом! мы пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш». И препоясались вы каждый оружием своим, и устремились подняться на гору.

(42) Но Господь сказал мне: «скажи им: не поднимайтесь и не сражайтесь, ибо нет Меня среди вас; чтобы не поразили вас враги ваши».

(43) И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господа, и злостно взошли на гору.

(44) И Аморреи, жившие на горе той, выступили против вас как пчелиный рой, и прогнали вас, и разгромили вас на Сеире до Хормы.

(45) И возвратились вы, и плакали пред Господом; но Господь не услышал голоса вашего и не внял вам.


(41) И отвечали вы, и сказали мне: «согрешили мы пред Господом! мы пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш». И препоясались вы каждый оружием своим, и устремились подняться на гору: Как мы уже отмечали в комментарии к Книге Чисел (14:39), в отличие от истории золотого тельца, здесь нет раскаяния: народ не спрашивает Бога, как теперь будет правильно поступить, а действует импульсивно: «раз меня наказали, я поступлю иначе, сделаю наоборот». Такая реакция соответствует уровню обиженного ребенка, а не взрослого человека, ответственного за свое будущее.

(42) Но Господь сказал мне: «скажи им: не поднимайтесь»… И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господа.

В параллельном стихе из книги Чисел (14:41-42) не упоминается Божественное повеление, поэтому там создается впечатление, что народ ослушался не Бога, а только Моисея. Такое различие между книгой Чисел и Второзаконием наблюдается во всем отрывке: Второзаконие подчеркивает, что все повеления исходили напрямую от Бога, а в Числах этого нет. Эта особенность изложения призвана обратить внимание читателя на тот факт, что поколение Исхода не слушало в этом Божественных приказов – в противоположность поколению Пустыни, которое следует этим указаниям. Поскольку в этот момент именно они являются слушателями Моисея, то его речь укрепляет их мотивацию.

(43) И злостно взошли на гору: Это действие было не просто ошибкой, но сознательным противодействием воле Всевышнего.

(44) И Аморреи, жившие на горе той, выступили против вас как пчелиный рой, и прогнали вас, и разгромили вас на Сеире до Хормы: Как уже отмечалось в комментарии к Книге Чисел, поражение евреев было настолько сильным, что даже через 39 лет Всевышний не дал им пройти тем же путем, чтобы народ не испугался и не утратил мотивацию, необходимую для завоевания Страны. Пришлось обойти район Мертвого моря (Эдом, Моав и Амон) с юго-востока, чтобы подойти к Стране Израиля с востока, из Заиорданья.

(45) И возвратились вы, и плакали пред Господом; но Господь не услышал голоса вашего и не внял вам: Сопоставление с предыдущим стихом: вы не послушались голоса Господа – поэтому Он отказался слушать ваш голос.

Но Господь не услышал голоса вашего: Вы плакали не потому, что поняли, какое тяжкое преступление совершили и раскаиваетесь, а лишь потому, что боитесь тяжелых последствий. Поэтому Бог не внял вашему голосу.

3.9. Пребывание 38 лет в пустыне (1:46 – 2:1)

(46) И оставались вы в Кадеше многие дни; сколько дней мы пробыли там!

(1) И оборотились мы, и отправились в пустыню по пути к Тростниковому морю, как сказал мне Господь; и мы обходили горы Сеира много дней.


(46) И оставались вы в Кадеше многие дни; сколько дней мы пробыли там! Данное выражение (буквально: «подобно дням, которые вы сидели там») не вполне понятно. Мидраш понимает этот стих как разделение периода пребывания в Пустыне на две равные части: «сколько дней вы провели в Кадеше – столько же и вне него», т.е. 19 лет евреи провели в Кадеше, и столько же скитались с места на место. Это означает, что половину всего времени пребывания в Пустыне евреи находились на одной и той же стоянке и не передвигались.

Столь длительная стоянка была необходима, чтобы поколение частично сменилось, и ослабла психологическая травма, полученная в результате разгрома после неправильной попытки завоевания Страны.

(1) И оборотились мы, и отправились в пустыню по пути к Тростниковому морю, как сказал мне Господь; и мы обходили горы Сеира много дней: Движение вокруг горы Сеир представлено здесь не как продвижение к Стране Израиля (в отличие от следующего стиха), а как «хождение по кругу», цель которого ожидание смены поколений. Только после этих двух подготовительных этапов, пребывания на стоянке в Кадеше и кругового обхода горы Сеир, – можно отправиться в путь к Заиорданью на завоевание Страны.