Вы здесь

Бешеный креатив. Десятки идей в день за 12 минут. Глава 2. Механизм творчества (К. П. Шереметьев, 2015)

Глава 2

Механизм творчества

В этой главе мы подробно рассмотрим, как устроено творчество, как протекает творческий процесс. А после этого уже можно будет делать выводы – как стать творческим человеком.

В самом общем виде творчество – это сочетание привычных элементов непривычным образом. Здесь нужно понимать, что прежде, чем человек придумает что-то новое, у него в мозгу уже должны быть некие отражения существующих предметов, существующих порядков, существующих отношений. То есть механизм творчества, по большому счету, всегда опирается на то, что вы знаете, умеете, видели и т. д.

Невозможно творить в безвоздушном пространстве – нужно обязательно на что-то опираться. За каждое отражение чего-либо в нашей жизни отвечает определенная нейронная сеть в нашем мозгу. Это сочетание нейронов, которое возникло в ответ на то, что мы увидели, услышали или ощутили. Если взять обычную ситуацию, то есть ситуацию, в которой творчества нет, то мысль будет ходить по одним и тем же нейронным дорожкам, по привычным шаблонам, которые уже сформировались в нашем мозгу. Если мы не сталкиваемся с проблемой и ничего не меняется, то все так и будет происходить.

Начало творческого процесса

Как мы уже говорили, любое творчество начинается с проблемы – мы не знаем, как что-либо сделать. Процесс творчества можно проиллюстрировать на примере конденсатора. Конденсатор имеет две пластины, между которыми создается электрическое поле. На пластинах начинает накапливаться заряд. Если заряд маленький, то ничего не происходит. Если же продолжать увеличивать заряд и повышать напряжение, в определенный момент происходит пробой конденсатора.

В чем сходство с творческой ситуацией? Человек сталкивается с проблемой, но сразу найти решение у него не получается. На этом шаге люди нетворческие сдаются, отступают – они считают, что не в состоянии справиться с задачей.

А что делают творческие люди в этой же самой ситуации? Они понимают, что в данный момент решить задачу не могут, но начинают думать над ней, собирать информацию. Им интересно читать, ставить эксперименты, разбираться в проблеме.

Благодаря этому нейросети начинают наполняться новыми связями. Критическая масса растет. В какой-то момент, когда напряжение доходит до высшей точки, происходит озарение, очень похожее на пробой конденсатора: проскакивает искра и две нейросети образуют новые связи. Это значит, что человек увидел решение задачи.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский замечал: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел».

Мы видим, что для того, чтобы успешно решать творческие задачи, нужны два важных качества: интерес и энергия.

Интерес позволяет накапливать знания и добавлять электричество на конденсатор.

Энергия сближает пластины конденсатора. Если интерес к задаче высок и человек находится на мощном энергетическом подъеме, то озарение может прийти довольно быстро.

И наоборот, когда человек переключается на другую проблему, напряжение сразу падает и озарение становится невозможным. В следующий раз ему придется всю работу начинать заново. Именно поэтому бессмысленно делать одновременно множество дел. Внимание рассеивается, и ни в одном деле вам не удастся придумать ничего нового.

Математик Анри Пуанкаре первым заметил, что творчество состоит из двух процессов: целенаправленной сознательной работы и подсознательной выработки идей. Часто можно наблюдать, что за письменным столом задача не решается, а ответ всплывает из глубин подсознания во время другой деятельности, вообще не имеющей отношения к теме творчества.

Пуанкаре предложил наглядную модель, объясняющую то, что происходит в голове творца в этот момент. Представим пустой цилиндр, в котором атомы газа закреплены на стенках. Во время первого процесса атомы срываются со своих мест и начинают хаотично перемещаться по цилиндру. Когда они сталкиваются, то сцепляются в новые комбинации – идеи. Часть из этих идей лишена смысла, но иногда образуются и весьма полезные. Поэтому Пуанкаре рекомендовал как можно чаще «встряхивать цилиндр», чтобы получать больше идей.

Он писал: «Творить – это означает не создавать бесполезных комбинаций, а создавать полезные, которых ничтожное меньшинство. Творить – это уметь распознавать, уметь выбирать… Среди выбранных комбинаций наиболее плодотворными часто оказываются те, которые составлены из элементов, взятых из очень далеких друг от друга областей».

Теперь рассмотрим на примерах, что способствует творчеству, а что ему мешает. Часто люди ходят на работу одним и тем же путем, это привычная дорога, все нормально. Через некоторое время в их голове формируется нейронная сеть, отражающая эту самую дорогу. И мысли, которые приходят им в голову по дороге, тоже привычные. Вы видите привычные киоски, привычную остановку, привычно садитесь в автобус – и никакие новые мысли у вас даже не могут возникнуть, потому что все привычно, а что привычно, то скучно. Но если сделать простейшую вещь и решить поехать на работу другим путем – уже возникает интерес. Почему? Потому что вы этим путем никогда не ездили. То есть интерес возникает в тот момент, когда вы что-то меняете или сталкиваетесь с чем-то новым.

Теперь посмотрим, что такое энергия в повседневной жизни. Допустим, вам нужно быстро куда-то побежать. Для этого вам нужна энергия. Если вы только что проснулись и еще совсем вялый, вы, конечно, никуда бежать не захотите. Но когда вы играете в волейбол на пляже и у вас далеко отлетает мяч, вы способны очень быстро за ним побежать. Вы охвачены игровым азартом, поэтому уровень энергии возрастает.

Энергия может быть либо положительной, либо отрицательной. И понимание этого имеет большое значение для творчества.

Пример положительной энергии: вы играете в футбол, вам очень удачно дали пас, и вы прямиком устремились к воротам. В этот момент вы побежите очень быстро, потому что вам этого хочется. Это пример положительной энергии. А если вы еще и гол забьете, то будете прыгать от счастья, потому что вас будет переполнять положительная энергия. Вот она как раз и является фундаментом для творчества.




Теперь пример отрицательной энергии: вы выходите на улицу, и вдруг на вас бросается большая собака. Вы от собаки побежите очень быстро, но теперь уже на отрицательной энергии. В данном случае – на энергии страха.

Причем если посмотреть на ситуации с футболом и с собакой, то вы и в одном случае бежите, и в другом. Вроде бы никакой разницы. Но с точки зрения творчества разница колоссальная, потому что на положительной энергии вы можете созидать и творить. А отрицательная энергия блокирует ваши творческие способности на корню.

В моменты, когда вы пытаетесь творить на отрицательной энергии, творчество не получается вообще. Допустим, вас вызвал начальник и сказал: «Ты должен придумать новую рекламу, а не придумаешь, мы тебя уволим». То есть вы чувствуете угрозу, а бывает, что начальник еще и начинает вас оскорблять, давить – к примеру, приходит на ваше рабочее место и говорит: «Ну что, ты сделал или нет? Я так и знал, что ты бездарь!»

Та злость, страх, негодование, которые вас переполняют в этот момент, – отрицательная энергия. Она блокирует ваше творчество.

Поэтому для того, чтобы творить, быть креативным человеком, нужно научиться быстро переключаться на положительную энергию. Как же это происходит? На основе чего можно осуществить такой переход?

Для этого вы начинаете искать то, что интересно лично вам, что заряжает вас позитивом. Делаете те дела, которые вам нравятся. Каждая маленькая победа немного повышает ваш энергетический уровень. Путем маленьких успехов вы можете увеличить его до такой степени, что войдете в состояние вдохновения.

Вдохновение – это постоянный поток положительной энергии, который позволяет вам творить непрерывно. Этот поток настолько силен, что сметает со своего пути все проблемы, которые вам встречаются.

Именно об этом состоянии Александр Сергеевич Пушкин написал гениальные строки:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута – и стихи свободно потекут.

Талант – это такой поток энергии, который позволяет человеку создавать и творить новое ежедневно. У каждого талантливого человека есть мощная внутренняя энергетическая батарея. Это его радость от того, чем он занимается, желание двигаться дальше и достигать новых побед, уверенность в себе.

А сейчас вернемся к началу творческого процесса и поговорим о таком важном явлении, как рутина. Посмотрим, с чем имеют дело люди, когда начинают жить, общаться, работать и т. д.

С самых ранних лет, прямо с детского сада, в человека закладывают огромное множество стереотипов. Стереотип – это некоторое действие, которое нужно делать всегда одинаковым образом.

Если вы куда-то заходите, вам нужно поздороваться, сказать: «Здравствуйте». И через некоторое время вы эту фразу уже начинаете произносить на автомате.

С одной стороны, это очень сильно облегчает жизнь. Почему? Представьте себе, что вам каждый раз нужно было бы придумывать новую фразу для приветствия. Это была бы колоссальная нагрузка, пришлось бы постоянно думать. Но у нас есть одно универсальное приветствие на все случаи жизни, так что можно совершенно не напрягаться. Зашли куда-то, сказали «здравствуйте», и замечательно. То есть стереотипы зачастую весьма полезны.

Проблема возникает тогда, когда перед вами стоит творческая задача, а вы пытаетесь ее решить с помощью стереотипов. Ничего не выйдет.

Если вся ваша жизнь – это набор стереотипов, она превращается в рутину. У вас ничего не меняется, вы все время делаете одно и то же. Вы стереотипно собираетесь утром, выполняете стереотипные действия на работе. Вы разговариваете на одни и те же темы с одними и теми же людьми. Фактически вы ходите по замкнутому кругу. В этой ситуации никакое творчество невозможно. Даже если в вашей жизни появляется потребность в креативе, вы не в силах ничего придумать.

Как же перейти к другому состоянию, как избавиться от рутины? Противоположностью рутины является игра. Человек, который находится в игровом состоянии, может выйти за пределы стереотипов и сделать что-то необычное.

Чтобы почувствовать, насколько игра раскрепощает сознание, можете провести простой эксперимент прямо сейчас.

Оглядитесь вокруг и найдите все круглые предметы. Постарайтесь увидеть как можно больше круглых предметов. Прервите чтение и выполните это простое задание.

Интересно, сколько вы насчитали? Десять предметов, пятьдесят? Обратите внимание на такую вещь: вокруг вас много круглых предметов, но вы даже не обращали на это внимания.

Во время выполнения этого простого задания возникает интерес: «Увижу ли я еще что-то круглое? А вот еще, а вот еще…» Если делать задание в компании, нередко возникает и смех – когда все круглое уже вроде бы найдено и вдруг кто-то говорит: «Мы еще вот про это забыли». А интерес, как вы помните, – одно из условий творческого процесса.

Вот еще одно задание. Представьте себе обычную стеклянную бутылку. Прервите чтение и подумайте, для каких целей можно ее использовать?

Это задание чуть сложнее. Чаще всего пустые бутылки используют как вазы, светильники, подсвечники и т. д. Но вот буддийские монахи решили из бутылок построить… храм. Материал для строительства они брали на свалках, а также по договору поставки в различных кафе и барах. Этот храм так и называется: «Храм из миллиона бутылок». Находится он в Таиланде, в городе Кхун-Хан.

Творческий поиск похож на прогулку по полю со свежевыпавшим снегом. Поначалу непонятно, куда идти. Но когда вы начинаете ходить по этому полю, то образуются сперва цепочки следов, потом дорожки, а потом утоптанные тропы. Вот и новые идеи поначалу искать очень трудно, но затем начинает проявляться некий маршрут творческого поиска и справляться с задачей становится все легче и легче.

Есть один фактор, который очень сильно мешает творчеству. Мы уже говорили, что для пробоя конденсатора необходимо создать высокое напряжение. А в какой момент возникает творческое напряжение? В момент концентрации, то есть когда вы сосредоточены на задаче.

Что же мешает современному человеку сконцентрироваться на какой-либо задаче? Колоссально мешает информационный шум. Современная цивилизация – чемпион по отвлечению внимания. Совершенно обыденной стала картина, когда в помещении постоянно включен телевизор, а человек сидит за компьютером и просматривает одну за другой все новости подряд. Телепередачи к тому же то и дело прерываются рекламой, а на сайтах всплывают рекламные баннеры.




К этому шуму добавляются сообщения по скайпу, приходящие SMS, звонки по мобильному. В такие моменты внимание скачет в разные стороны. А, как мы уже говорили, конденсатор при переключении теряет свой заряд, и вы уже ничего не можете сообразить. Каждый день со всех сторон на вас сыплется столько информационного хлама, что творчество оказывается в принципе невозможным.

Поэтому для вхождения в творческое состояние нужно в первую очередь отключить внешний шум. Вы должны вообще убрать источники лишней информации из того места, где занимаетесь творчеством. В первую очередь избавьтесь от телевизора. Главный его недостаток в том, что кто-то за вас решает, что именно вы должны смотреть. Интернет в этом смысле гораздо полезнее – там информацию выбираете вы, а телевизор – это то, что выбирают за вас.

Итак, собираясь заняться творчеством, не включайте музыку, шумные приборы. Чем больше тишины, тем лучше. Участники моих тренингов, которым я даю задание избавиться от информационного шума, уже к концу дня наблюдают удивительный эффект. Они говорят, что очень сильно меняется восприятие всего, что их окружает. Небо становится синее, трава зеленее, солнце ярче. Почему? Потому что уходит непрерывный информационный шум. И человек сразу начинает острее чувствовать то, что с ним происходит. Это важное условие для подготовки перехода к творческому состоянию.

Как только вы почувствовали, что спокойны и находитесь в тишине, можно приступать к следующему приему перехода в творческое состояние, который называется «Усиление проблемы». В случае, когда нам предстоит решить некую творческую задачу, мы должны поставить себе эту задачу в усложненном варианте, чтобы она сильнее нас захватила. Это как раз способ повысить энергию – особый азарт: «Могу ли я решить задачу в более трудном варианте?» Один из участников моего тренинга написал, что очень хорошо запомнил, как собирал мозаику в детском саду. Это у него была любимая игра. Для подсказки он смотрел на картинки-ответы, и все прекрасно получалось. Как-то раз ему попалась мозаика без картинки с ответом. В этот момент задача сразу стала очень сложной. Представьте себе – рассыпаны кусочки, а конечной картинки нет. Но он все-таки собрал эту мозаику – и запомнил этот случай на всю жизнь. Почему? Да потому что это было очень здорово – решить сложную задачу.

После того как вы усилили проблему, переходим к процессу подготовки, чтобы включился механизм творчества. Есть одна распространенная ошибка: считать, что для запуска творческого процесса нужно сесть, взять лист бумаги и ждать, когда вас озарит. Так включить творческий процесс не получится. Сперва нужно увеличить энергетический заряд на конденсаторе, то есть получить больше информации о задаче. Лучший способ для этого – задавать наводящие вопросы. Они могут быть самые разные:

  Из каких составных частей состоит проблема?

  Почему эта проблема возникла?

  При каких условиях эта проблема решится сама собой?

То есть вы все время задаете себе вопросы, касающиеся этой проблемы. И постепенно набираете некоторый энергетический запас. Когда же вы вдруг почувствуете своеобразное возбуждение, приятный творческий азарт, это будет означать, что вы уже близки к цели. На самом деле в данный момент в вашем мозгу начинают образовываться новые нейронные связи. И как только этот процесс закончится, произойдет озарение – и проблема будет решена.

Развитие творческих способностей

Предположим, что вас заинтересовало творчество и вы даже любите решать простенькие задачки на сообразительность. Как же развить этот дар и перейти на следующий уровень?

Чтобы приступить к развитию креативности, нужно сначала понять сам механизм развития творческих способностей – как именно мозг учится создавать что-то новое. Тогда мы сможем управлять процессом.

Когда мозг новорожденного начинает знакомиться с миром, предпосылки для творчества у него уже имеются. В первую очередь мозг учится различать знакомые и незнакомые предметы. Если действия со знакомым предметом дают приятные впечатления, почему бы не перенести эти действия и на незнакомые? Так ребенок, научившись сосать соску, начинает совать в рот и сосать все подряд – вдруг какая-то из окружающих его вещей тоже окажется вкусной. А послушав, как звучит погремушка, если ее встряхнуть, он будет трясти и другие игрушки в надежде услышать звук.

Отсюда первый принцип развития творческих способностей:

Нашли интересное творческое решение – попробуйте сделать из него правило.

Мозг устроен так, что те впечатления, которые мы получаем, начинают сразу обрабатываться для последующего использования. Наша память ничуть не похожа на коробку, в которую складывают разные предметы, а потом закидывают на антресоли. Работа памяти больше похожа на действия мастера, которому приносят старые радиоприемники и телевизоры, а он разбирает их на детали и раскладывает по полочкам – и в конце концов из этих деталей складывается наше представление о мире.

Креативность – это способность к комбинаторной игре с элементами впечатлений.

Иными словами, творческое воображение берет за основу реальные впечатления и формирует на их основе новый, воображаемый образ.

Знаменитый психолог Лев Семенович Выготский отмечал, что воображение «строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Процесс творчества похож на детскую игру в кубики. Впечатление – это картинка, сложенная из кубиков. В памяти эта картинка рассыпается на отдельные фрагменты, и при желании из них можно сложить другую картинку. Креативные люди активно развивают этот навык, поэтому у них хорошо работает воображение. Они всегда ищут новые кубики для творчества.

Константин Паустовский писал: «Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, «по долгу службы», из чисто деловых побуждений. Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место».

Так мы приходим ко второму принципу развития:

Накапливайте впечатления для будущего творчества.

Нетворческие люди воспринимают свои впечатления как целостные и неделимые. То есть им кажется, что если они вспоминают что-то, то всё именно так и происходило.

На самом деле нашим воспоминаниям не особо можно верить – мы не воспроизводим события нашей жизни, а конструируем их заново. Психологи с помощью хитрых трюков могут заставить человека «вспомнить» то, чего на самом деле не было. Более того, даже свидетели, которых допрашивают в полиции, чаще всего описывают не то, что они видели, а то, что им кажется более естественным.

В эксперименте Гордона Олпорта и Лео Постмана испытуемым показывали картинку, на которой изображены белый и негр. Белый держит в руках нож. Испытуемые должны были пересказывать друг другу сюжет этой картинки по цепочке. После шести пересказов нож от белого человека «переходил» к черному. Люди сперва опускали детали, а потом их просто дорисовывали.

Эта интересная особенность мозга способна как помочь в творчестве, так и помешать. Посмотрим, каким образом ваша креативность может быть задушена буквально на корню.

Большинство действий человека повторяется многократно. Чистка зубов или застегивание пуговиц – это обязательный ежедневный ритуал. Чтобы мозг не сильно напрягался, такие повторяющиеся действия уходят в подсознание и далее совершаются на автопилоте. Человек уже не думает о том, чем он сейчас занят. Это удобно, так как освобождает мозг от лишней работы.

Но теперь представьте, что вся жизнь человека становится однообразной. Каждый день он выходит из дома, едет в автобусе, потом на работе совершает одни и те же действия, после работы смотрит один и тот же сериал и ложится спать. Такой человек со временем просто перестает осознавать, что, собственно говоря, происходит в его жизни. Никакое творчество при этом невозможно – подсознание будет услужливо подсказывать только типовые автоматические действия. И даже если человеку прямо поставить творческую задачу, он не сумеет придумать ничего оригинального.

Как только процесс уходит в подсознание, мы начинаем реагировать не на реальность, а на мысленный стереотип. С одной стороны, это упрощает восприятие реальности, но, с другой стороны, изолирует нас от непосредственного восприятия и тормозит творческое начало.

Многочисленные исследования показывают, что повседневная жизнь большинства людей состоит из набора стереотипных реакций, которые воспроизводятся раз за разом – и при том, что самое поразительное, не являются ни рациональными, ни эффективными. Они просто усвоены раз и навсегда. Сами эти схемы весьма примитивны – они сводятся буквально к одному-двум суждениям и при всей абсурдности большинства из них подкрепляются стойким убеждением в их правильности.

Наша задача заключается в том, чтобы научиться управлять подсознанием и заменить эти простые автоматические реакции другими, творческими – то есть, по сути, вернуться к естественному способу работы мозга. И добиться этого можно даже на самой скучной работе.

Фармацевт Агата Миллер работала в аптеке. Посетителей было мало, и большую часть дня Агата томилась от безделья. Чтобы как-то развлечь себя, девушка решила что-нибудь написать. Единственное, в чем она хорошо разбиралась, были яды, поэтому она решила отравить своего персонажа – так родился детективный сюжет. Рассказ был опубликован и очень хорошо встречен публикой. Окрыленная успехом девушка-фармацевт решила стать писателем. В своих произведениях она использовала отравление ядом 83 раза. В историю литературы она вошла под именем Агата Кристи.

Как видите, даже самая нетворческая профессия может дать толчок для развития креативности. Отсюда третий принцип:

Постоянно ищите поводы сделать что-то необычное.

Зачастую программы «как себя вести», «как одеваться», «о чем говорить» настолько крепко встроены в наше подсознание, что мы по-настоящему боимся перемен. Если вы попробуете сделать что-то новое – сменить стиль одежды, рассказать анекдот непривычной для вас тематики, самостоятельно организовать вечеринку, – скорее всего, первой вашей эмоцией окажется ужас: «Я же этого никогда не делал!» Но стоит лишь начать действовать, как выясняется, что ничего страшного не происходит. Наоборот, все это может быть очень весело.

Кстати говоря, юмор – это прекрасная тренировка креативности. Израильский психолог Авнер Зив взял две группы десятиклассников. Одна группа слушала записи выступлений популярного комика, а другая занималась обычной серьезной деятельностью. Та группа, которая слушала комика, показала в тестах на креативность более высокую способность выдавать оригинальные идеи.

Когда вы приучаете себя делать что-то необычное, со временем ваши находки накапливаются и у вас начинает формироваться собственный стиль, уникальный и неповторимый.

Как появляются новые идеи

Теперь посмотрим, в результате каких мысленных операций мозг создает нечто новое.

Любое творчество начинается с желания. Представьте ситуацию: вы находитесь где-то в деревне. Лето, жара, хочется пить, и тут у дороги вы очень удачно замечаете колодец. Вы подбегаете и начинаете крутить ворот. Ведро опускается вниз, плюхается в воду, и вы опять быстро крутите ворот, чтобы его поднять. Да вот беда – ведро оказалось дырявым. Пока вы его поднимали, вся вода вытекла. Привычный шаблон не сработал.

Здесь включается мышление и формулируется задача: как достать воду из колодца, если ведро прохудилось?

Обратим внимание на следующий момент: вы будете решать эту задачу только в том случае, если очень хотите пить. Иначе вы махнете рукой, подумаете: «Не очень-то и хотелось», – и пойдете дальше. Чем сильнее желание, тем больше энергии вы потратите на решение задачи. Это важно, потому что творчество – весьма энергоемкий процесс.

Сейчас ваше сознание столкнулось с противоречием: «нужно достать воду – нельзя достать воду». Это служит толчком для запуска процесса мышления. Сам процесс протекает в подсознании.

После того как вы формулируете желание, лобные доли мозга фиксируют его, и дальше начинается сбор впечатлений, связанных с этим желанием. В коре головного мозга создается так называемое креативное поле, в которое подсознание набрасывает возможные варианты. Они могут быть самыми разными:

  залатать ведро;

  использовать вместо ведра другую емкость;

  найти другой колодец;

  попросить напиться в ближайшем доме;

  купить воду в магазине.

Обратите внимание, что эти идеи хотя и позволяют решить поставленную задачу, но требуют для своего осуществления различных ресурсов. Если вы решите залатать ведро, вам понадобится материал для латания, а если выберете вариант покупки в магазине – вам нужны деньги.

Вы можете либо выбрать один из вариантов, либо продолжать думать. При этом в мозгу создается напряжение, благодаря которому между нейронами устанавливаются новые связи. Чем напряженнее вы думаете, тем связей становится больше. Имеющиеся у вас предметы сочетаются в креативном поле самыми причудливыми способами.

В какой-то момент приходит решение: поместить в ведро полиэтиленовый пакет-маечку и снова опустить его в колодец. Решение принимается – и вот вы уже пьете холодную колодезную воду.

Одна из особенностей нашего мыслительного процесса заключается в том, что готовое решение запоминается. Если вы окажетесь у этого колодца через год и увидите, что ведро так и осталось дырявым, на сей раз вы не будете раздумывать, а сразу полезете за пакетом.

Подведем итог.

Процесс творчества – это цепочка:

Желание – Проблема – Комбинация понятий – Решение.


Готовая идея имеет такое важное качество, как применимость. Один из вариантов решения задачи утоления жажды – дождаться, пока пройдет дождь. Идея в принципе правильная, но практически бесполезная. Когда еще дождь соберется? Можно еще придумать такое решение: сжечь водород, собрать водяной пар, охладить и получить воду. Понятно, что этот вариант требует такого количества экзотических ресурсов, что также не имеет практического смысла.

Как же зарождается новая идея? У этого процесса есть своя особенность.

Очень редко идея приходит сразу в полном объеме. Ее формирование похоже на появление фотографии в проявителе. В эпоху пленочных аппаратов фотограф опускал в раствор фотобумагу, и сначала на ней становились видны смутные контуры, потом они обрастали деталями, а потом, наконец, появлялось все изображение.

Этот процесс можно проследить на таком изобретении, как ушко для открывания консервных банок. Американец Эрмал Фрейз в 1959 гoдy вo время пикника обнаружил, что забыл открывалку и не может открыть банку с пивом. В то время в продаже как раз появилось пиво в алюминиевых банках, которые открывались консервным ножом.

Сам Эрмал Фрейз был изобретателем и выполнял заказы по ремонту различных механических устройств, поэтому у него имелись навыки работы с металлом. Тогда на пикнике он быстро справился с задачей, открыв банку с помощью инструментов, которые нашлись в багажнике автомобиля.

Но сама ситуация заставила его задуматься: «Нет ли способа сделать такую банку, которую можно открыть без открывалки?»

Через пару месяцев Фрейз, мучившийся от бессонницы, решил поразмышлять над проблемой. Первая идея оказалась совсем простой: прикрепить к банке рычажный ключ. Но у нее был недостаток: ключ может отлететь, и тогда банку опять нельзя будет открыть.

Тогда появилась идея номер два: прикрепить ключ к крышке банки обычной заклепкой. С этим изобретением Фрейз уже вышел на рынок. Но тут же возникла проблема: когда рычаг пробивал крышку банки, образовывалось отверстие с опасными острыми краями, о которые покупатели ранили губы.

И после этого возникла третья идея: не пробивать крышку, а сделать на крышке лепесток с кольцом. Чтобы открыть банку, достаточно потянуть за кольцо и оторвать лепесток. В 1963 году Фрейз запатентовал свою находку и продал ее компании Alcoa. Изобретение ждал бешеный успех. К 1965 году более 75 % всех банок, продаваемых в США, были снабжены ключом для открывания.

Изобретение стало применяться не только в банках для пива, но в самых разных алюминиевых емкостях: от контейнеров с пищевыми продуктами до упаковок теннисных мячей.

Обратим внимание, что от первой идеи до окончательного варианта прошло четыре года. Но на этом процесс доработки идеи не прекратился. Защитники природы стали возражать против того, что лепесток отрывался и выбрасывался, и в 1975 году изобретатель Дэниел Кудзик придумал вариант лепестка, который после открывания остается на крышке. Именно он и стал основным. К 1980-му годовой доход компании Dayton Reliable Tool, которую основал Фрейз, составил более полумиллиарда долларов.

В этом примере хорошо видно, как сначала приходят общие контуры решения, а затем оно постепенно проявляется во всех деталях. Но есть важный момент. Когда идея только зарождается, ее легко можно испортить критикой. Почему? Потому что она еще не оформилась окончательно, так что в ней легко найти изъяны, раскритиковать в пух и прах и сразу же отвергнуть. Как видим, в изобретении Фрейза имелись серьезные недостатки: сначала покупатели ранили губы, а потом алюминиевые лепестки загрязняли окружающую среду. Но здесь важно двигаться последовательно. Сперва надо придумать идею, которая решает проблему, пусть и с недоработками, а затем уже отдельно думать про их устранение.

Поэтому когда вы только начинаете заниматься генерацией идей, критическое состояние нужно убирать. Сначала дайте идее проявиться. Со временем вы научитесь генерировать много идей и не будет ничего страшного в том, что какая-то из них окажется слабой, – когда идей много, даже среди слабых можно найти настоящие жемчужины.

Ключи к подсознанию

Теперь мы переходим к процессу управления зарождением идей. Сами идеи рождаются в подсознании, и непосредственно влиять на этот процесс мы не в состоянии. Но можно делать это косвенно.

Что же происходит на подсознательном уровне? Там идет постоянная работа по переработке впечатлений. Все, что человек видит, воспринимает, чувствует, переживает, – все идет в обработку. Каждое переживание разделяется на элементы, которые группируются определенным образом.

Чтобы мысленно отследить этот процесс, попробуйте ответить на вопрос: «Чем отличается здание больницы от здания пожарной части?»

Обратите внимание, что в вашей памяти сразу активно проявились отдельные элементы виденных зданий:

  красный или белый цвет;

  пожарная вышка или приемное отделение;

  цифры «01» или «03».

Все эти элементы вместе и дают законченный образ, по которому мы мгновенно можем узнать больницу или пожарную часть. Точно так же по совокупности отдельных элементов можно отличить готический архитектурный стиль от стиля барокко.

Поэтому в момент, когда архитектору поручают разработать проект пожарной части, в его памяти уже возникает из подсознания множество элементов зданий, которые он когда-либо видел на картинке или вживую.

Это относится ко всем творческим профессиям. Когда копирайтер садится писать рекламу, в подсознании у него сразу же отзываются тысячи, а может быть, сотни тысяч элементов рекламных текстов, которые он читал.

Конечно, можно дожидаться, пока подсознание что-то выдаст само. Но на самом деле оно не предназначено для этого, у него другие цели. Так что нам предстоит познакомиться с инструментами, которые позволяют нам работать с подсознанием – иначе говоря, позволяют нам обращаться к подсознанию, анализировать то, что в нем находится, и при необходимости использовать в нашем творческом процессе.

Для этого нужно освоить три инструмента:

  символы;

  штампы;

  шаблоны.

Символы

Что такое символ? Символ – это ключ к подсознанию, который дает возможность быстро вызвать нужное ощущение. Можно сказать, что это своего рода ярлычок, позволяющий быстро вытащить что-либо из подсознания. Представьте себе ярлычки на рабочем столе компьютера, которые позволяют быстро запустить программу или открыть документ, хранящийся на жестком диске. Если бы мы искали документ другим способом, процесс оказался бы гораздо более сложным, а так мы можем открыть документ сразу же. Символ работает по тому же принципу.

Например, нам надо обозначить опасность. Мы можем очень долго расписывать, в чем она состоит, – а можем нарисовать череп и скрещенные кости, и это будет символ опасности. Как только мы берем в руки пузырек, на котором нарисованы череп и скрещенные кости, или смотрим на табличку «Не влезай, убьет!» с тем же символом, подсознание сразу сигнализирует нам об опасности, причем происходит это мгновенно.

То есть символ позволяет быстро обращаться к какому-то элементу подсознания.

Зная это, мы можем намеренно собирать символы, которые относятся к нашему проекту, и затем с их помощью активно переключать подсознание.

Посмотрим, как это работает. Давайте сравним два описания. Первое: лето, жара, вы сидите на берегу лесной реки, слышите журчание воды, вам жарко и хочется искупаться. Всего несколько слов, и вы уже представляете себе определенную картинку, определенное ощущение. А теперь я просто поиграю символами и дам второе описание: место то же самое, но уже наступил вечер, стемнело, зажглись звезды, с реки потянуло прохладой и в темной воде появилось отражение луны. Чувствуете – ваше ощущение тоже поменялось. Уже нет желания искупаться, наоборот, хочется накинуть на плечи что-нибудь теплое. Вот так на примере этих двух описаний вы почувствовали, как работают символы.

Символами могут быть самые разные объекты: геометрические фигуры, растения, животные, архитектурные памятники. К примеру, символом Парижа является Эйфелева башня. Это узнаваемый силуэт. Поэтому в статью о Париже можно добавить этот символ, и читатель сразу настроится на необходимый лад.

Символические системы весьма распространены в религиозных и культурных идеологиях. Ученый Эрнст Ленер собрал более 60 000 символов и знаков различных культур и эпох. Многие символы повторяются: звезда, концентрические круги, круг с выделенным центром. Но в каждой культурной системе они имеют разные значения. Например, треугольник вершиной вверх в одних системах означает мужчину, в других – стихию огня, в третьих – духовный мир.

Для работы с подсознанием вам понадобятся собственные символы, которые позволят активно запустить нужные процессы. Приступая к творческому проекту, поищите символы, которые, как вам кажется, больше всего к нему подходят. Для этого ответьте на вопросы:

  Какой цвет больше подходит?

  Какая геометрическая фигура?

  Какой архитектурный стиль?

  Какое время года?

Вы можете использовать существующие наборы символов, но давать им собственные обозначения. Допустим, ваш проект состоит из четырех разделов. Вы можете взять за основу символы четырех стихий:

  огонь – треугольник вершиной вверх;

  вода – треугольник вершиной вниз;

  воздух – треугольник усеченной вершиной вверх;

  земля – треугольник усеченной вершиной вниз.

Обозначьте ваши четыре раздела этими символами. Тогда каждый раз тот или иной символ будет мгновенно вызывать из памяти нужный раздел.

Затем соответственно оформите свое рабочее место по этому проекту. Если вам кажется, что для него подходит красный цвет, заведите красную папку для хранения материалов, помечайте задачи к этому проекту красным маркером и т. д. Через некоторое время красный цвет начнет переключать вас в нужное состояние.

На самом деле играть символами очень интересно. Это то, что называется «будить фантазию». Пробуя разные символы, вы погружаетесь в различные творческие состояния. Поначалу это кажется непривычным, но на самом деле это легко и приятно.

Итак, мы научились быстро вызывать нужные состояния подсознания. Идем дальше.

Штампы

Следующий элемент управления подсознанием называется штамп. Штамп – это мгновенная интерпретация той или иной жизненной ситуации. В отличие от символа, штамп – это ответ на вопрос «что это и что с этим делать?». Штамп похож на подпись под фотографией. Например, выйдя из дома, мы замечаем, что что-то забыли, и вдруг у нас в памяти проявляется такой штамп: «Возвращаться – плохая примета». Соответственно, мы не пойдем за забытой вещью, потому что штамп нас напугал.

Чашка разбилась – срабатывает штамп «это к счастью». Отмечаем понедельник в календаре – сразу активируется штамп «с понедельника начну новую жизнь». Уронили что-то в грязь – сразу первая мысль: «Ну что же я неудачник такой…»

Чем хорош штамп, чем он удобен? Он удобен тем, что позволяет быстро, не задумываясь, практически на автомате выдать некоторую интерпретацию событий. Допустим, вам нужно поехать на автобусе. Вы оглядываете улицу и видите привычные контуры автобусной остановки. Подходите к ней и ждете автобуса. Заходите в автобус, видите человека в форме, понимаете, что это билетер, и покупаете у него билет. Иначе говоря, штампы позволяют быстро-быстро вытащить из окружающей среды то, что нам нужно в данный момент. Для привычной повторяющейся деятельности штампы – это, собственно, как раз то, чем эта деятельность направляется.

Но для человека творческого штампы – главный враг. Если ваше подсознание нацелено только на поиск автобусной остановки, то в этот момент вы рискуете не заметить распускающийся цветок, или интересную рекламу, или группу школьников с красивыми шарами.

Так же происходит и с творческим поиском. Вы размышляете над задачей, и тут у вас включаются штампы – которые мешают вам заметить промелькнувшую в мыслях хорошую идею.

Даже если в вашей голове возникла отличная идея, что с ней сделает штамп? Он перехватит живую реакцию и вместо этого выдаст привычную интерпретацию – даже если речь идет о чем-то необычном. Корней Чуковский описывает, как солидный господин нагнулся к плачущей девочке и спросил: «Ты по какому вопросу плачешь?»

Этот человек так привык к деловым разговорам, что, даже утешая плачущего ребенка, выдал бюрократический штамп.

Есть у штампов еще одна особенность, которая сильно портит жизнь именно креативному, творческому человеку. Дело в том, что функция штампов – защищать нас от опасностей. Этот защитный механизм выражается штампом «все незнакомое опасно». Вообще-то это логично – ведь привычные вещи, как правило, опасности в себе не несут. А если появляется что-то незнакомое, то вероятность, что оно способно нам навредить, намного выше. Поэтому в процессе генерации идей штампы «стараются» оградить нас от всего нового, и как только появляется сильная, но экзотичная идея, включается штамп «это уж слишком!».

Генрих Альтшуллер даже отдельно выделил эту проблему как «страх сильных решений». Его методика ТРИЗ позволяет выдавать набор самых разнообразных приемов для решения изобретательских задач. Но часто ученики начинали протестовать, потому что решение по данной методике оказывалось слишком необычным.

Как-то раз изобретателям поставили задачу придумать новый вариант ледокола. Один из приемов методики ТРИЗ состоит в том, что устройство нужно разделить на две части. И кто-то из участников обсуждения предложил ледокол, состоящий из надводной и подводной частей, соединенных двумя пилами. С помощью этих пил корабль разрезает лед – то есть был предложен уже не ледокол, а ледорез. Но, что интересно, остальные участники тут же запротестовали, сказали, что это безумная идея и вообще ерунда, и даже отказались ее додумывать. Почему? Потому что включился страх сильных решений.

В искусстве штампы называются клише. Какой-нибудь удачный кадр начинает тиражироваться разными режиссерами. Так, во многих фильмах:

  бомба с часовым механизмом снабжена большим табло с секундомером и обезвреживается всегда на последней секунде;

  в фильмах о войне самолеты пикируют с одним и тем же звуком;

  вражеские солдаты при любом вооружении не могут попасть в главных героев, в то время как главные герои попадают всегда с одного выстрела.

Существуют и речевые клише. Они часто встречаются в новостных репортажах:

  «желтая пресса»;

  «закулисная сделка»;

  «злободневность темы».

Часто журналисты настолько привыкают использовать клише, что начинают свои материалы с одних и тех же привычных фраз: «Кто из нас не оказывался свидетелем того, как…»

Именно поэтому важно на этапе творческого мышления отключать штампы, сознательно направлять себя в область нового и незнакомого.

Джозеф Пристли, английский химик XVIII века, вошедший в историю как человек, открывший кислород и углекислый газ, утверждал, что великие открытия способны делать лишь ученые, которые дают полный простор своему воображению.

Штампы портят нам жизнь еще по одной причине. Еще в 1970 году футуролог Элвин Тоффлер написал книгу «Футурошок», в которой предсказал, что в будущем постоянные перемены станут одним из стрессовых факторов. Тоффлер считал, что сознание человека попросту не готово к тому, что жизнь начнет меняться так быстро. На самом деле для людей со свободным сознанием перемены не представляют никакой проблемы, а вот для тех, кто мыслит штампами, перемены ужасны.

Как же бороться со штампами? Можно подсмотреть, как поступают дети. Ведь изначально человек – очень творческая натура. В самом деле, для ребенка вообще все, что его окружает, – новое, но это его совершенно не пугает. Мозг прекрасно ориентируется в мире, правила которого еще неясны. Поэтому, чтобы избавиться от штампов, скажите себе: «Я это вижу в первый раз. Я вообще об этом ничего не знаю, я смотрю на это, как ребенок». Такое внутреннее состояние – состояние игры, состояние взгляда ребенка – лучшая защита от штампов, ограничивающих наше творчество.

Теперь поговорим о том, какую пользу могут принести штампы. Главное их преимущество – скорость интерпретации ситуации. Следовательно, один раз решив творческую задачу, мы можем мгновенно найти решение в сходных случаях.

Для этого после решения задачи запишите, какой прием помог вам ее решить. При этом запись необходимо сформулировать в общем виде.

Допустим, вам нужно повесить небольшую картину на стену. Вы оглядываетесь в поисках того, чтобы могло бы вам помочь, и ваш взгляд падает на двусторонний скотч. Через пару минут картина висит там, где нужно. Потратьте еще пару минут и запишите в блокноте: «Крепление мелких предметов – двусторонний скотч».

Таким образом вы наработаете свой личный набор штампов для решения творческих задач.

Шаблоны

Замыкают нашу группу инструментов для работы с подсознанием шаблоны. Шаблон – это двигательная автоматическая реакция. Когда мы умываемся, чистим зубы или завязываем шнурки, срабатывают двигательные шаблоны, позволяющие осуществлять эти действия практически на полном автомате – сознание здесь не участвует. Если нас спросить, как конкретно мы сегодня почистили зубы, мы даже не вспомним – потому что все делалось на чистом подсознании. Можно вспомнить только начало шаблона – момент, когда мы приступаем к чистке зубов или завязыванию шнурков. Дальше включается «автопилот».

Двигательные шаблоны тоже сопровождают нас с утра до вечера. Встретили знакомого – срабатывает шаблон-приветствие:

– Привет!

– Привет!

Повстречали начальника – включается другой шаблон. Он вам говорит:

– Доброе утро!

Вы ему отвечаете:

– Доброе утро, Иван Петрович!

Перед праздниками шаблон меняется – вместо «привет» мы говорим: «С наступающим!» Это удобно: не надо каждый раз придумывать приветствие. То есть шаблоны имеют и положительную, и отрицательную сторону.

Положительная сторона шаблона в том, что нам нет нужды каждый раз заново учиться завязывать шнурки. Иначе каждое действие занимало бы невероятно много времени. В мозгу даже есть специальный раздел – он называется мозжечок, – который нужен, чтобы эти двигательные реакции сохранять для последующего воспроизведения.

Отрицательная сторона шаблона в том, что, если шаблон уже включился, дальше он воспроизводится автоматически. И никакое творчество в момент срабатывания шаблона невозможно.

Иногда шаблоны настолько мешают творчеству, что люди могут следовать им годами и десятилетиями, совершенно ничего не меняя в привычной деятельности.

На островах Полинезии живут два племени. Одно племя делает маленькие лодки с противовесом, а другое – большие катамараны, то есть спаренные лодки. Маленькие лодки очень удобны в прибрежной зоне, потому что у них мелкая осадка и их легко втаскивать на берег. Но если такая лодка выходит чуть дальше в океан, она может и перевернуться – слишком уж маленькая. Большие лодки-катамараны устойчиво ведут себя в океане, но с ними тяжело управляться.

Время от времени на островах устраиваются большие праздники, на которые съезжаются разные племена, в том числе и эти два племени. Одно племя приплывает на праздник на маленьких лодочках, другое на катамаранах. Этнографы, которые изучали полинезийцев, подошли к людям из первого племени и спросили:

– Почему вы делаете только маленькие лодки?

Те отвечают:

– Потому что лодки делаются только так.

Ученые настаивают:

– Но ведь другое племя делает большие лодки.

– Они дикари, ничего не понимают, и вообще у них жизнь неправильная. Лодки делаются только так.

Этнографы едут к другому племени, задают тот же вопрос и получают тот же ответ:

– Лодки делаются только так и никак иначе.

Итак, чтобы быть способным творить, нужно уметь отключать шаблоны. Для этого используется прием «Необычная ситуация». Если вы представите, что находитесь в необычной ситуации, шаблон не включится.

Например, вы завязываете шнурки. Попробуйте сказать себе: «Я – краб. У меня вместо рук клешни. Как теперь завязывать шнурки?» Подсознание моментально остановится, и привычный шаблон не сработает. Теперь включается ваше сознание – а значит, вы можете придумать что-то креативное. Чтобы научиться при необходимости отказываться от шаблонов, вам нужно специальным образом ставить себя в нестандартные ситуации.

Как это можно делать в реальной жизни? Например, вы ходите на работу привычным путем – можете выбрать другой маршрут. Вы определенным образом надеваете обувь или завязываете шнурки – попробуйте это сделать по-другому. То есть каждый раз, когда должен сработать шаблон, вы меняете поведение, ставите себя в незнакомую ситуацию.

* * *

А теперь сведем все вышесказанное вместе. Мы узнали, что привычное поведение человека определяют следующие элементы:

  символы – переключают внимание на определенный диапазон восприятия;

  штампы – позволяют быстро интерпретировать ситуацию;

  шаблоны – позволяют автоматически выполнить сложное действие.

Нужно научиться использовать символы, штампы и шаблоны себе во благо. Достаточно только настроить их так, чтобы они переводили вас в творческое состояние.

Креативность – это такой подход ко всем жизненным задачам, когда вы сами себе говорите: «Я могу достичь цели сотней разных способов. И я буду это делать каждый раз по-новому». Есть такое выражение: талантливый человек талантлив во всем. Это правильное выражение. Почему? Потому что, как правило, талантливые и креативные люди не просто творят в одной теме, а всю свою жизнь превращают в один большой творческий процесс.

Допустим, вам поручили придумать новый логотип компании. Попытаемся применить те приемы, которые нам уже известны. Начнем с цели. Помните, что творческий процесс запустится только при наличии проблемы. Кроме того, цель нужно уточнить.

Возьмите чистый лист бумаги и напишите сверху название: «Новый логотип компании».

Дальше перечислите уточняющие требования.

Например:

  в логотипе должно присутствовать название компании;

  логотип должен быть строгим;

  цвета логотипа должны быть классическими (черный, белый, красный).

Как вы помните, идея начинает проявляться постепенно. Поэтому продолжайте уточнять детали:

  Название компании писать полностью или сокращенно?

  Что значит «строгий»?

  Другие цвета могут присутствовать?

Причем если вы работаете для заказчика, этот начальный этап делайте вместе с ним.

Как только вы определите требования к результату, переходите к следующему шагу. Сейчас мы зайдем с противоположной стороны. Набросайте черновой вариант логотипа. А теперь ответьте на вопрос: «Чем этот эскиз отличается от идеального логотипа?»

В этот момент начинает запускаться творческий процесс. Например, вы сказали себе: «Этот эскиз слишком банален». Хорошо, набросайте экзотический эскиз. И вот теперь смоделируйте необычную ситуацию. Вы можете задавать вопросы типа:

  «Если бы этот логотип был для марсиан, каким бы мы его сделали?»

  «Если бы этот логотип нужно было определять на ощупь, как бы он мог ощущаться под пальцами?»

  «Если бы этот логотип нужно было сделать размером с человека, из какого материала его лучше изготовить?»

То есть вы начинаете помещать этот логотип в разные нестандартные обстоятельства. Шаблоны уже не могут запуститься, и начинается процесс творческого поиска. На самом деле это очень веселый и приятный процесс. Стоит только втянуться в него, почувствовать удовольствие, и вы вскоре начнете предвкушать работу с такими новыми задачами – приблизительно так же, как берете газету со свежим кроссвордом. Это замечательный способ провести время. Поэтому если вы научитесь запускать этот процесс, ваши творческие способности начнут раскрываться, вы войдете в творческое состояние.

Ассоциативная доработка идей

Как правило, идея возникает в виде смутной догадки – непонятно, как вообще можно применить то, что пришло на ум. Чаще всего мы отказываемся от таких идей ввиду их практической бесполезности. Но это неверный подход.

Каждую идею можно попробовать покрутить в воображении и довести до некоторого практического результата.

В этом нам помогут приемы ассоциативного мышления. Они не предназначены для решения задач и нужны только для рассмотрения идеи с разных сторон. В этот момент и может прийти понимание, как применить эту идею в реальной жизни.

Итак, вы зафиксировали некую смутную мысль. Теперь запишите:

  противоположную идею (белое-черное, быстрое-медленное);

  на что это похоже (земля похожа на шар, лампа на грушу);

  что является причиной (причина молнии – гром);

  что находится рядом в пространстве (рядом со столом обычно находится стул);

  как зависит от времени (звезды видно ночью, снег идет зимой);

  частью чего является (двигатель – часть автомобиля).

Рассмотрим пример. Вам пришла в голову неясная идея гаджета для кухни, который помогает в приготовлении блюд. Но дальше этого мысль не идет. Попробуем применить ассоциативную доработку идеи:

  противоположная идея – гаджет, который делает ненужным приготовление пищи;

  на что это похоже – на кухонные весы;

  что является причиной – хочется быстро что-то приготовить, а идей нет;

  что находится рядом в пространстве – плита, холодильник, кухонные принадлежности;

  как зависит от времени – еду обычно готовят для завтрака, обеда и ужина;

  частью чего является – частью кухни.

Играя с этой идеей дальше, можно повести ее в любом направлении: от гаджета, по которому можно заказать пиццу, до гаджета, который предлагает рецепт блюда в зависимости от имеющихся в доме ингредиентов.

Прайминг

Творческим людям следует обязательно учитывать психологический эффект, получивший название прайминг. Прайминг (от англ. to prime – предшествовать, управлять) – это процесс, во время которого усиливается доступность определенных воспоминаний.

Впервые это явление описал выдающий русский адвокат Анатолий Федорович Кони. В частности, он обратил внимание на то, что муссирование в обществе темы самоубийства может повлечь за собой учащение случаев суицида. А уже в наше время было установлено, что после просмотра сцен агрессии по телевизору люди намного чаще отвечают агрессивно.

Это означает, что некий раздражитель – прайм – может переключить человека на совершенно другую психологическую реальность.

В рамках нашей темы важно, что прайминг может быть как положительным, так и отрицательным.

Психологи из университета в Суссексе (Великобритания) одной группе женщин показывали нейтральные картинки, а другой группе – изображения фотомоделей с идеальными формами.

После этого обе группы попросили заполнить вопросники, в которых участницы оценивали собственное тело. Эксперимент показал, что те женщины, которые смотрели на фотомоделей, в гораздо большей степени выразили неудовольствие своим телом, чем те, которые смотрели на нейтральные картинки.

Это пример отрицательного прайминга.

Очень интересны результаты противоположного эксперимента, в котором двум группам участников нужно было описать типичное поведение двух людей: профессора и секретаря. Сразу после этого им предлагали прочесть описание некой игры и ответить на вопрос: «Насколько вы уверены в своих силах, чтобы победить в этой игре?» Результат поразительный: та группа, которая описывала профессора, оказалась намного увереннее в своих силах, чем та группа, которая описывала секретаря.

Это пример положительного прайминга.

Зная об этом эффекте, вы можете обратить его себе на пользу. Для того чтобы стать творческим человеком, читайте биографии творческих людей, узнавайте историю изобретений, знакомьтесь с креативными идеями. Все это вместе будет создавать положительный прайминг для вашего творчества.

Еще один важный практический совет для творческого человека: с самого утра лучше не читать и не слушать новости, потому что они создадут отрицательный прайминг. Начинать лучше всего с примеров удачного решения задач в вашей области. И уже затем можно приступать непосредственно к творчеству.

Большие творческие проекты

Творческие задачи бывают разные. Одно дело сообразить, как починить сломанную ручку, и совсем другое – как создать принципиально новый вид транспорта.

Возникает вопрос: а что, если проблема реально серьезная и перед вами стоит нечто грандиозное? Как тогда быть?

Большие задачи невозможно решить наскоком. Требуется планомерно их обдумывать. А для этого нужно научиться управлять самим процессом творчества.

Конечно, нужно понимать, что творческие процессы проходят в подсознании и разработать строгий алгоритм действия не удастся. Но мы можем наметить направление, в котором нужно двигаться. Сам же путь творчества, даже если мы начнем управлять этим процессом, мало будет похож на асфальтированную дорогу – скорее на лесную извилистую тропинку.

Невозможно приказать себе: «Я сейчас спроектирую уникальный небоскреб, или напишу гениальную симфонию, или создам бизнес, который принесет много денег». Так подсознанием управлять не получится.

Но есть косвенные методы управления. Вы начинаете постепенно настраиваться на достижение грандиозных целей. Через некоторое время вы замечаете, что к вам приходят идеи, пусть пока слабые, но ориентированные в нужном направлении. Постепенно эти идеи трансформируются в устойчивое знание того, как вам двигаться к намеченной цели.

А теперь перейдем к методике. Для начала нужно понять, что любому творческому процессу предшествует определенная подготовка. В чем суть этой подготовки? Дело в том, что поток сознания несется очень быстро – его можно сравнить с горной рекой. Как нельзя остановить реку, так нельзя остановить и свое мышление, так что прямо ответить на вопрос «о чем я сейчас думаю?» практически невозможно.

Даже если мы просто закроем глаза и минуту посидим спокойно, в сознание хлынет поток ассоциативных образов. Эти образы обычно связаны с тем, что нам нравится в жизни, или с тем, чего мы боимся, и в основном содержат какую-то эмоциональную компоненту. Нам что-то нравится, что-то не нравится – это и крутится в голове. Чаще всего это совершенно бесплодный поток, навязчивое повторение одних и тех же мыслей.

Особенно трудно думать творчески в тех областях, где уже имеется простое решение, которым все пользуются. Оно настолько привычное, что любые попытки что-то изобрести приводят к тому, что поток мыслей снова возвращается в накатанную колею.

Наша задача – сделать так, чтобы этот поток шел в сторону решения нашей творческой проблемы. Для этого нужно немного подняться над ситуацией, применить системный подход.

Весь мир вокруг нас состоит из систем. Возьмем, к примеру, фотоаппарат. Фотоаппарат – это техническая система. Если мы внимательно посмотрим на его устройство, то сможем четко выделить входящие в нее более мелкие системы – объектив или матрицу, – которые влияют на получаемый результат. Мы можем управлять этими системами – устанавливать диафрагму, выдержку, то есть менять какие-то элементы.

Фотоаппарат в руках фотографа – это уже часть большей системы. В этой системе есть фотограф, модель и приемы съемки. Освещение, фон, поза – это все влияет на снимок. Можно привезти модель в красивое место – на берег моря или на вершину горы. Можно нарядить ее или сделать макияж. Можно сделать что-то с фотоаппаратом – например, поставить другой объектив. Элементов много, и всеми можно управлять.

Но результат нас устроит, и мы назовем этот результат хорошим, творческим только в том случае, если то, что получится в итоге, будет обладать свойством завершенности. То есть нам нужна именно завершенная система. Что это такое?

Завершенная система характеризуется тем, что она что-то производит. Если, например, наш конечный результат – фотография, в которой соединились модель, фон и взгляд художника, то эта фотография будет производить впечатление.

Получается, что для создания креативной фотографии нужно уметь ориентироваться в самых разных темах – от настройки фотоаппарата до тонкостей работы с моделью. И в каждой теме имеется еще куча мелких нюансов.

Как же не утонуть во всех этих деталях?

Начните с книги идей. Это может быть обычный блокнот или программа Evernote, которая без проблем устанавливается на любой смартфон. В эту книгу вы будете заносить все материалы по вашему творческому проекту: идеи, статьи, полезные ссылки. Важно накопить определенный объем материала и затем приступить к творческой работе.

Один из основных инструментов управления творческим подсознанием называется метапонятие. Что такое метапонятие? Есть обычные, всем знакомые предметные понятия из реального мира: стол, стул, дерево, фотоаппарат, стена и т. д. А есть метапонятия – например, имя существительное, глагол, местоимение. Этим понятиям нет соответствия в материальном мире. Это мысленная конструкция, которая позволяет управлять другими понятиями.

Как работают метапонятия? Рассмотрим на примере. На небе нет никаких созвездий – есть просто звезды, которые мы видим как белые точки. Но люди объединили эти звезды в созвездия, которые являются в чистом виде метапонятиями. Нет такого природного объекта, который можно назвать созвездием, – есть просто условный рисунок, нанесенный на звездное небо. Но тем не менее это метапонятие существенно облегчает указание на конкретные звезды. Например, говоря «альфа Кассиопеи», мы даем понять, что имеется в виду самая яркая звезда в созвездии Кассиопеи. Созвездие Кассиопеи мы можем найти на небе довольно быстро, соответственно, так же быстро мы находим в нем самую яркую звезду, – и вот уже наше внимание направлено именно туда, куда нужно.

Поэтому при работе с вашей творческой областью важно сделать так называемое картирование. Картирование – это составление схемы предметной области, которая описывает все ее ключевые моменты.

Есть исторический анекдот о пользе картирования. Давным-давно венгерское воинское соединение после маневров в Альпах попало в снежную бурю и солдаты заблудились. У одного солдата в кармане случайно оказалась карта местности. До этого в соединении царила паника, а сейчас солдаты успокоились. Они наметили на карте маршрут, по которому будут выходить к своей части. Так как вокруг бушевала метель, пришлось ждать до утра. Утром снежная буря улеглась, солдаты приготовились к походу, командир взял эту замечательную карту, на которой был уже нанесен маршрут, и стал ее внимательно рассматривать. И тут выяснилось, что это была не карта Альп, а карта Пиренеев! Однако хотя карта была не та, она все равно оказалась полезной. В данном случае она сыграла успокаивающую роль.




Картирование – отличный прием для управления творческим процессом в условиях неопределенности. Даже если вы столкнулись с совершенно необычной задачей и вообще не представляете, что делать, вам пригодится любая карта. Дело в том, что карта дает нам психологическую опору, дает спокойствие. Вы берете лист бумаги и начинаете выписывать или схематически зарисовывать все, что относится к вашей предметной области. Для чего? Для того чтобы в конце на этой картинке появилась некая модель ситуации. Естественно, эта модель будет весьма приблизительной, но она уже есть.

На следующем шаге после картирования вы начинаете выявлять элементы творческой области. Если мы посмотрим на природные процессы, то обнаружим интересный факт: все природное разнообразие построено всего лишь из ста элементов, описанных в таблице Менделеева. А ДНК, определяющая строение человека, состоит вообще из четырех букв. Это означает, что действующих элементов в любой ситуации не так много – обычно не более десятка. Вот эти элементы вам нужно выявить и записать. Это нетривиальный процесс, но он задает направление творческого поиска.

Следующий шаг весьма интересный. Когда у вас уже есть карта проблемы и выявлены действующие элементы, вы начинаете задавать вопросы.

Итак:

  первый шаг творческого процесса – составить карту проблемы;

  второй – выявить действующие элементы;

  третий шаг – задавать вопросы.

Эдвин Лэнд, изобретатель, рассказывал, как в 1943 году он гулял по городу Санта-Фе со своей дочерью, которой было три года, и фотографировал ее. В те времена все фотографии делались по одному принципу: снять на пленку, проявить пленку, засветить фотобумагу, проявить ее, – и тогда получится готовый снимок. Вдруг малышка спросила Лэнда: «Папа, почему нельзя сразу увидеть снимок?» Изобретатель вспоминал, что этот простой вопрос просто поставил его в тупик. Во время следующей прогулки его мысли крутились вокруг устройства фотоаппарата, пленки, химических реакций, законов физической химии. И в какой-то момент все эти элементы сложились в решение – фотоаппарат с сухой проявкой, который может выдать фотографию сразу после съемки. Так был изобретен Polaroid. Обратите внимание на слова Лэнда: «В голове выстроилась настолько реальная и подробная картина, что ее описание заняло несколько часов».

Смотрите, что произошло. Все элементы химического процесса по производству фотографий были изобретателю известны. Но ему даже в голову не приходило думать в каком-то новом направлении. В данном случае вопрос был задан дочерью – при ответе на него элементы фотографического процесса сложились в другой комбинации и появился фотоаппарат Polaroid.

Рассмотрим подробнее, как работает этот прием. Когда у вас есть картированная предметная область, вы задаете следующие вопросы:

  Чем я сейчас занимаюсь?

  Что я хочу выяснить?

  Что я хочу получить в итоге?

  Для чего нужен этот элемент, какую роль в системе он играет?

  Для чего нужна эта система?

  Для чего ее используют?

  Какие преимущества у этой системы?

  Какие недостатки у этой системы?

  Как можно эту систему сделать лучше?

На самом деле вопросов может быть больше, потому что каждый из них выводит нас на следующий уровень понимания. Когда вы начинаете задавать вопросы, это вынуждает вас начать думать в сторону решения.

Следующий прием называется «Немножко бреда». Он заключается вот в чем. Те системы, которые уже есть в нашей жизни, привычны нам и воспринимаются как самоочевидные – то есть дела обстоят именно так и по-другому нельзя. Но есть интересный эксперимент. Возьмем большую бутылку и запустим в нее пчел, а в другую большую бутылку запустим мух. Бутылки направим основанием к свету, потому что насекомые стремятся к свету. Через пару минут все пчелы соберутся возле основания и будут пытаться выбраться там – потому что там свет, это очевидно. Но мухи к этому моменту уже вылетят из бутылки. Почему? Потому что мухи ведут себя иначе, чем пчелы. Мухи постоянно меняют направление полета, у них нет четких путей, они летят куда угодно, и, столкнувшись с препятствием в виде дна бутылки, они полетят во все стороны, в том числе к горлышку, и покинут бутылку. А пчелы начинают, условно говоря, упорствовать в своем поведении.

Поэтому завершающий шаг в управлении нашим творческим мышлением заключается в том, чтобы задать себе вопрос: а что «бредовое» мы можем сделать в этой ситуации? Что-то необычное, что делается не так, чего никто никогда не делал, что запрещено делать?

Хороший пример – геометрия Лобачевского. При ее создании был использован именно этот прием. Исходная формулировка пятого постулата Эвклида заключается в том, что через точку можно провести только одну прямую, параллельную данной. Пятый постулат Эвклида очевиден, он лежит в основе классической геометрии. Русский математик Николай Иванович Лобачевский применил прием «немножко бреда». Он предположил, что через точку можно провести сколько угодно прямых, которые будут параллельны данной. Это кажется невозможным, но Лобачевский стал развивать идею до логического конца, надеясь выйти на противоречие. К своему удивлению, никакого противоречия он не нашел, а сформировал целую теорию, которая получила название неэвклидовой геометрии. Поначалу эта теория казалось не более чем игрой ума, но позже обнаружилось, что ее принципы действуют в физическом мире на изогнутых поверхностях.

В больших творческих проектах постоянно приходится сталкиваться с тем, что последовательный, рациональный анализ всех взаимосвязей невозможен. Их слишком много. При увеличении числа рассматриваемых факторов сложность задачи возрастает экспоненциально. Простой иллюстрацией проблемы является шахматная партия. После первого обмена ходами на доске возможны 400 комбинаций фигур. При желании можно планомерно изучить их все. После второго обмена ходами у нас есть уже 20 000 комбинаций. Дальше их число быстро растет, и общее количество комбинаций в шахматах превышает количество атомов во вселенной. Ричард Беллман назвал эту ситуацию «проклятием размерности».

В подобных случаях нужно действовать, опираясь не на планомерное рассмотрение всех возможных комбинаций, что невозможно, а на выбор некоторого общего направления поиска. Шахматисты называют такие направления «развитие фигур» или «борьба за центр». Данный подход не гарантирует выигрыша, но облегчает анализ позиции. Мы формулируем так называемую эвристику – порядок принятия решений в неясной ситуации. Если шахматист не видит в позиции явного пути к выигрышу, он применяет эвристику «поставь фигуру в такую позицию, чтобы она контролировала максимальное количество полей».

Известной эвристикой для прохождения лабиринтов является правило «правой руки». Оно означает, что на всех развилках вы выбираете поворот направо. Правило гарантирует, что вы пройдете весь лабиринт и гарантированно из него выйдете. К сожалению, оно работает только для односвязных лабиринтов, то есть не содержащих замкнутых маршрутов. Но в этом недостаток всех эвристик – они не дают гарантий достижения цели.

Выше мы говорили о пользе штампов для творческого поиска. Эвристика – разновидность такого штампа. Она дает возможность в непонятной ситуации быстро придумать первый шаг, сразу сделать пробу и получить результат. По мере накопления опыта эвристики можно корректировать с учетом текущей ситуации.

Поэтому чем сложнее и объемнее стоящая перед вами задача, тем больше эвристических правил вам следует сформулировать.

По мере знакомства с предметной областью набор эвристик перерастает в интуицию – подсознательное решение задач. Развитая интуиция требует хорошей базы, которая накапливается по мере попыток решить задачу разными способами, после чего исследователь способен интуитивно оценить, будет ли предпринимаемый шаг успешным.

Психологи Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов писали: «Механизм интуиции – это объединение нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения, поэтому успешность результата зависит не от одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков. Этот механизм притягивает к себе информацию и энергию до тех пор, пока они не приобретут критическую массу. И тогда разрушаются сложившиеся стереотипы и преобразуются в новый образ, мысль или систему мыслей».

Поэтому если в начале творческого поиска вы действуете абсолютно спонтанно и просто накапливаете материал, то по мере погружения в предметную область вы начинаете интуитивно чувствовать верное направление. Именно этим объясняется тот факт, что многие исследователи полностью самостоятельно разрабатывали целые отрасли знаний.

Чтобы вам не мешали стереотипы, старайтесь во время решения новых задач отбрасывать предыдущий опыт и смотреть на задачу так, как будто видите ее впервые. Сознательно направьте внимание на то, чтобы увидеть нечто новое и интересное. Ищите странные и непонятные явления. Фиксируйте их.

Если найдете такие явления, попытайтесь понять их причину. Как только у вас появится новая идея, попробуйте сразу сформулировать и проверить противоположную ей.

Накапливайте удачные методы решения задач. Создайте свой мысленный «инструментарий» – набор удачных приемов для анализа проблемы.

Итоги главы

✓ Креативность – это способность к комбинаторной игре с элементами впечатлений. Развитие креативности похоже на детскую игру с кубиками. Впечатление – это картинка, сложенная из кубиков. В памяти эта картинка рассыпается на отдельные кубики, и при желании из них можно сложить другую картинку. Творческие люди активно учатся этому процессу, поэтому у них хорошо развито воображение.

✓ Процесс творчества – это цепочка:

Желание – Проблема – Комбинация понятий – Решение.




✓ Привычное поведение человека определяют следующие элементы:

символы – переключают внимание на определенный диапазон восприятия;

штампы – позволяют быстро интерпретировать ситуацию;

шаблоны – позволяют автоматически выполнить сложное действие.


✓ Креативность – это такой подход ко всем жизненным задачам, когда вы сами себе говорите: «Я могу достичь цели сотней разных способов. И я буду это делать каждый раз по-новому».

✓ Этапы творческого процесса:

первый шаг – проанализировать проблему;

второй шаг – выявить действующие элементы;

третий шаг – задать вопросы.

✓ Вопросы для творческого поиска могут быть такими:

Чем я сейчас занимаюсь?

Что я хочу выяснить?

Что я хочу получить в итоге?

Для чего нужен этот элемент, какую роль в системе он играет?

Для чего нужна эта система?

Для чего ее используют?

Какие преимущества у этой системы?

Какие недостатки у этой системы?

Как можно эту систему сделать лучше?