Вы здесь

Бешеный креатив. Десятки идей в день за 12 минут. Глава 1. Истоки креативности (К. П. Шереметьев, 2015)

Глава 1

Истоки креативности

Представьте себе, что вы вышли из кабинета начальника с заданием «Придумать что-нибудь креативное».

Вы сели за рабочий стол, взяли чистый лист бумаги и задумались.

Скорее всего, в этот момент на вас нападает творческий ступор. Ни одна свежая идея не спешит приходить вам в голову. У вас возникает вопрос: «А могу ли я быть креативным?»

Можете. Но это непросто. Более того, креативность – это самый сложный навык мышления.

Смотреть на мир иначе

Психолог Томас Уорд провел эксперимент, который показал, насколько сложно быть креативным. Участникам эксперимента предложили нарисовать воображаемых обитателей другой планеты из далекой галактики. Одной группе сказали, что эта планета похожа на Землю, а другой группе – что она кардинально отличается от привычного нам мира. Большая часть рисунков имела детали, заимствованные из образов земных животных. Но поразительный факт: рисунки животных с планеты, не похожей на Землю, ненамного отличались от рисунков животных с планеты, похожей на Землю. То есть для большинства из нас представить то, чего мы никогда не видели, практически невозможно.

Но отдельным людям это как-то удается.

Частая ошибка – утверждать, что творчество – это талант, талант врожденный и заданный генетически, соответственно, либо человек талантлив, либо нет.

Это неверно.

Возьмем пример очень интересного человека, выдающегося немецкого математика Карла Фридриха Гаусса. Он так много сделал для развития этой науки, что даже получил звание «Король математики». Он провел фундаментальные исследования почти во всех основных областях математики – в алгебре, теории чисел, теории вероятности, небесной механике, астрономии, физике, геодезии и т. д.

Он оставил после себя 12 томов математических работ. При этом многие из них чрезвычайно сложны и глубоки – у обычного человека могут уйти годы на то, чтобы понять, что сделал Гаусс.

Часто Гаусса приводят в пример как носителя врожденного таланта. Но интересно, что сказал сам ученый про свои выдающиеся достижения. Он писал: «Если бы другие размышляли о математических истинах так глубоко и постоянно, как это делаю я, они бы пришли к моим открытиям».

Возьмем другого известного человека – Исаака Ньютона. Его творческие способности были необычайно широки. Он основал классическую физику, разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Множество явлений живой природы он описал на точном математическом языке. Казалось бы, вот пример врожденной гениальности. Но сам Исаак Ньютон опять-таки говорил о себе совсем другое. Когда его называли гением, Ньютон отвечал: «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении».

О своем научном методе Ньютон писал: «Я целиком сосредоточиваюсь на объекте и жду, когда забрезжит первый слабый луч понимания, переходящий мало-помалу в ясный и яркий свет».

Так же высказывался великий физиолог Иван Петрович Павлов о сути научного творчества: «Неотступно думать о предмете, уметь с этим ложиться и вставать».

Итак, первое условие для проявления творческой способности – предельная концентрация на задаче. Это необходимое условие, но не достаточное.

Креативность – это способность человека находить новые оригинальные идеи путем отклонения от принятых схем и шаблонов поведения.

Впервые понятие «креативность» использовал британский психолог Д. Симпсон в 1922 году. Этот термин он ввел для описания способности человека отказываться от стереотипных способов мышления.

Итак, есть два условия творческой работы:

✓ предельная концентрация на задаче;

✓ поиск новых путей ее решения.

Люди часто удивляются, как творцам удается находить что-то новое. Но ведь они и занимались именно тем, что искали новое! То есть творческий человек с самого начала идет другим путем. Про таких людей можно сказать, что они смотрят на мир иначе.

Психологи отмечают, что креативные люди чрезвычайно чувствительны к неточностям, дефектам и отличиям в объектах. Там, где обычный человек не находит ничего интересного, творческий человек видит множество удивительных вещей. Например, скульптор может увидеть в куске камня будущую статую.

Умение смотреть на мир иначе приходит постепенно. Его можно натренировать – точно так же, как спортсмен тренирует силу, ловкость или быстроту своего тела.

То есть творческие способности – это не врожденное качество, а приобретенное. Более того, миф о генетически заданном таланте на самом деле весьма вреден. Ведь если человек считает, что гениями рождаются, то он уже точно не будет развивать свое умение творить.

Поэтому даже если вам кажется, что вы совершенно не творческий человек и у вас нет талантов, на самом деле это не так. Ваш мозг точно такой же, как у любого другого человека, и вопрос именно в том, чтобы разбудить вашу креативность, разбудить ваш талант.

Что обычно мешает человеку мыслить творчески? Мне часто задают этот вопрос, потому что я веду курсы по развитию талантов. Вопрос звучит приблизительно так: «Я не вижу в окружающей действительности места и способа для творчества, я вообще не замечаю этой потребности, я даже не представляю, как я могу творить в повседневной жизни?»

Ответить на этот вопрос поможет интересный факт, отмеченный Генрихом Сауловичем Альтшуллером, автором ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Альтшуллер проанализировал статистику по авторам изобретений на одном заводе и выяснил, что 97 % тех, кто создает изобретения, – это люди, которые занимаются ремонтом оборудования.

Смотрите, какой интересный парадокс: у тех, кто работает на исправном оборудовании, нет причины мыслить творчески. А вот те, кто постоянно по службе сталкивается с нестандартными ситуациями, как раз и начинают изобретать. В этом ключ к тому, как стать творческим человеком.

Если ваша жизнь представляет собой повторение одних и тех же однотипных операций, то действительно повода для творчества у вас нет. Ваш мозг прекрасно способен мыслить, творить, изобретать, но эти качества не востребованы. Вы не создаете ничего нового, потому что при такой размеренной жизни отсутствует потребность в творчестве.

Часто добавляется еще один фактор, тормозящий творчество. Человек, который не пробует что-то новое, постепенно начинает бояться изменений в своей жизни и уже сам старается все делать как обычно. Такие люди бывают подвержены суевериям. Если что-то прошло удачно, они приписывают «заслугу» случайным факторам: «Я хорошо прошел собеседование, потому что надел этот галстук. Следовательно, галстук приносит удачу». Постепенно вымышленные приметы все больше заменяют настоящие причинно-следственные связи. Это существенно ухудшает творческий взгляд. Вместо реального восприятия человек начинает жить в придуманном мире и уже с трудом отличает, где объективная действительность, а где плод его воображения.

Если же повод для креатива все-таки возникает, чаще всего люди под разными предлогами избегают творчества. Посмотрим, какие типовые отговорки при этом используются. Возможно, вы узнаете себя?




Самый первый барьер на пути творчества – это убегание от проблем. То есть человек, столкнувшийся с некоторой новой для себя ситуацией, воспринимает ее как неразрешимую проблему. Он себе говорит: «Я этого никогда не делал, поэтому я это и не могу сделать». Что тогда получается? Получается, что он сразу отказывается думать, идет к начальнику и говорит: «Случилось что-то непонятное, и я не знаю, как здесь поступать». И все – он переложил ответственность и дальше опять занимается своим привычным делом. Хотя на самом деле проблема – это прекрасный повод для творчества. Для развития творческого начала нужно выработать привычку не убегать от проблем, а смело идти в новые для себя области. То есть принимать ответственность за все, что случается, на себя, и тогда у вас автоматически начнет запускаться творческое мышление.

Следующая типовая ошибка – это вообще взгляд на свою работу как на нетворческую. Это такое странное восприятие, когда человек просто заявляет: «Вы знаете, на моей работе творчества быть не может». Почему он так решил? Именно потому, что привык совершать первую ошибку: каждый раз, когда возникает что-то новое и непонятное, он все передает начальству. Начальству приходится быть творческим именно потому, что все нестандартные ситуации в конце концов доходят до него. А рядовой сотрудник сначала снимает с себя ответственность, а потом говорит: «У меня работа нетворческая». Хотя на любой работе есть простой способ применить творческий подход. Для этого нужно задать вопросы:

 Можно ли эту работу сделать лучше?

 Можно ли ее сделать качественнее?

 Можно ли ее сделать более приятной?

Как только вы задаете себе эти вопросы, вы становитесь способны любую работу сделать творческой. Нетворческих работ не бывает.

Есть третья типовая ошибка, которая также очень сильно мешает творчеству, – это сопротивление переменам, страх любых изменений. Действительно, что происходит с человеком, к которому приходит некая радикальная идея по изменению рабочего процесса? В тот же момент возникает страх – вдруг что-нибудь случится? Потому что старое – значит, привычное, а новое пугает. Возникает сопротивление переменам. Этот страх сильно портит жизнь, потому что мир меняется все время. Даже за последние 10–15 лет, благодаря Интернету, мобильным телефонам и соцсетям, жизнь поменялась колоссально.

Возьмем такое явление, как туризм. Еще в середине XX века путешествие могло себе позволить достаточно малое количество людей. По всему миру насчитывалось около 50 миллионов путешественников. А в XXI веке число туристов уже перевалило за миллиард. Люди стали очень много путешествовать. По мере развития туризма возникает много проблем, которые ждут своего решения. Здесь и организация туров, и бронирование отелей, и разработка туристических маршрутов по интересам, и преодоление языкового барьера, и многое другое.

Подобные изменения совершаются все время, жизнь не стоит на месте. Пытаться сопротивляться этому процессу бесполезно – перемены все равно произойдут. Но когда вы начинаете сопротивляться переменам, бояться их, то ни о каком творчестве уже и речи быть не может.

Путь творца

Прямо противоположный подход, которому и посвящена эта книга, состоит в том, что вы не убегаете от творчества, а поступаете ровно наоборот. Вы смело идете навстречу любым проблемам и берете на себя ответственность за результаты. На свою работу вы смотрите как на источник новых идей, постоянно стараетесь что-то изменить и сделать лучше. Перемены становятся для вас естественными. Более того, вы начинаете сами искать перемен, готовиться к ним и проводить их в жизнь.

Если же вы все-таки уверены, что этот путь не для вас, потому что вы совсем не творческий человек, то вам, должно быть, покажется интересной следующая история.

Владелец одного издательства был недоволен тем, что половина сотрудников были нетворческими, то есть не давали вообще никаких идей. Он пригласил психологов, чтобы они отделили тех, кто дает идеи, от тех, кто идей не дает, и разобрались: чего же не хватает этим нетворческим людям? Психологи провели исследование и пришли к интересному результату. Все отличие между так называемыми творческими и так называемыми нетворческими сотрудниками заключалось лишь в одном: творческие люди считают себя творческими людьми. А раз они считают себя творческими, то постоянно выдают какие-то идеи и что-то придумывают, в то время как якобы нетворческие сотрудники уверены, что им это не дано.

На втором этапе эксперимента психологи объявили таким сотрудникам следующее: «В ходе исследований на основании ваших анкет выяснилось, что вы на самом деле человек творческий, просто не знаете об этом». И уже через год эти сотрудники выдавали совершенно потрясающие идеи, по своей революционности превосходившие идеи тех их коллег, которые традиционно считались людьми творческими.

Так что если у вас есть намерение превратиться в творца, знайте, что преград для этого не существует. Все ваши способности при вас, и все, что от вас требуется, это просто переключиться на другую волну – на волну творчества, на волну креатива. Нужно поверить, что вы можете создавать и генерировать новые идеи. И никаких барьеров тут нет и не может быть – в прямом смысле слова.

Когда вы себе говорите: «Я не умею делать открытия, рисовать или изобретать», – это неверно. Творческий потенциал у вас есть. Правильно говорить себе: «Я пока не умею делать открытия, рисовать или изобретать, но как только я займусь этим, то научусь».

Допустим, вы никогда в жизни не рисовали, но вам хочется рисовать. В таком случае главное – вообще не думать о том, получится у вас или не получится, художник вы или не художник, будет ли у вас когда-нибудь персональная выставка или не будет, потому что это и есть барьеры. Обратите внимание: все дети рисуют. И для этого, по большому счету, ребенку нужен только мел и асфальт – он сразу начинает рисовать, не задумываясь о том, художник он или нет. Здесь тот же самый подход. Вас не должно волновать, творческий вы человек или нет. Какими сертификатами это подтверждается? Вы просто берете лист бумаги, карандаши и рисуете в свое удовольствие, то есть рисуете просто потому, что вам захотелось рисовать. Не потому, что вы должны это делать или намерены получить соответствующее образование. Нет. Вы рисуете исключительно потому, что вам этого хочется.




На самом деле, приняв решение, что вы – человек творческий, вы сможете поменять стиль своей работы. Достаточно выработать привычку оглядываться вокруг и искать, что можно улучшить и поправить. У вас появится масса идей, если вы действительно начнете это делать.

В вашей воле выбрать любое направление творческого поиска.

  В науке результатом творчества являются идеи, формулы, законы.

 В театре – создание новых образов.

 В технике – создание новых механизмов.


В каждом направлении существуют свои приемы и способы творчества, но их объединяет общий принцип: вы берете тему, которую как-то разрабатывали до вас, и привносите свое прочтение этой темы.

Психолог Карл Роджерс писал: «Нет существенной разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии, изобретении новых орудий убийства, развитии научных теорий, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или создании новых граней собственной личности».

Среди преград на пути творчества есть также интересный барьер под названием «это не для меня». Он возникает, когда вы читаете о чьем-то успехе в другой области деятельности и при этом читаете отстраненно. Вы даже не представляете себе, что это можно применить в вашей жизни.

Один бизнес-консультант рассказал такую историю. Он консультирует представителей самых разных видов бизнеса, опираясь на практические примеры по маркетингу. Как-то раз он выступал перед представителями канцелярского бизнеса и рассказывал о маркетинговом приеме, который он подсмотрел в медицинском бизнесе. И вдруг заметил, что никто ничего не записывает. Аудитория посчитала, что пример из медицинского бизнеса не подходит для канцелярского и им это не нужно. В конце концов консультант был вынужден приводить только примеры, касающиеся конкретно той деятельности, которой занимались люди, сидящие в зале.

Чтобы не попадаться на эту удочку, возьмите себе за правило: как только вы читаете о каком-то успешном, творческом шаге в другой области, задайте себе вопрос: а можно ли этот шаг применить в моей деятельности? Благодаря этому вы сможете увидеть то, чего раньше не замечали, то есть будете воспринимать уже известную информацию совершенно по-другому.

Джулия Кэмерон, автор книги «Путь художника», пишет: «Часто люди думают, что творческая жизнь основана на воображении. Более трудная для восприятия истина заключается в том, что творчество основано на реальности – особой, сконцентрированной, точно подмеченной или вымышленной».

Сам по себе ваш творческий дар не раскроется. Ищите точки приложения вашего таланта, беритесь за интересные задачи. Пробуйте, ошибайтесь, еще раз пробуйте и достигайте успеха.

Если вы творческий человек, то вы творческий человек везде, во всем. Вы все время будете смотреть на свою жизнь, на свое поведение с точки зрения именно творческого человека. Прямо задавайте себе вопрос: «Хорошо, если бы я был творческим человеком, как бы я поступил в этой ситуации? Если бы я был гением, что бы я сделал, столкнувшись с этой проблемой? Если бы я был гениальным менеджером, продюсером, предпринимателем, что бы я попробовал в этой ситуации?»

Когда вы задаете себе такие вопросы – это хорошее начало для того, чтобы стать творческим человеком.

Подсознательный настрой на творчество

Возможно, вы уже попадали в ситуацию, когда вам требовалось придумать что-то новое: статью, рекламную акцию, необычное фото, видеоролик. Вы начинали изо всех сил пыжиться и даже пыхтеть от натуги, но так и не могли ничего придумать.

У писателей есть типовое название подобной ситуации: «боязнь белого листа». Представьте: писатель сидит в одиночестве перед чистым листом бумаги. На улице уже стемнело, а он за целый день так и не придумал ни сюжета, ни фразы, ни слова. И на следующий день писатель просто боится подойти к столу – ведь там его опять ждет этот ужасный белый лист.

Известно, что Гюстав Флобер никак не мог придумать продолжение «Госпожи Бовари». В отчаянии он два дня просидел на кровати, зажав руки между колен. По его воспоминаниям, это состояние было поистине ужасным. При попытке что-то придумать наступал полный умственный коллапс.

Пушкин так описал состояние творческого тупика:

Беру перо, сижу; насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет… Теряю все права

Над рифмой, над моей прислужницею странной:

Стих вяло тянется, холодный и туманный.

Усталый, с лирою я прекращаю спор.

Почему так происходит?

Казалось бы, писатель знает много слов и даже умеет складывать из них предложения – что ему мешает сесть и начать писать?

Здесь мы подходим к главному секрету креативности. Креативность – это свойство подсознания. Подавляющая часть творческой работы осуществляется в глубине нашей психики.

Поэтому задача создать что-то новое равносильна задаче:

Пойди туда – не знаю куда.

Принеси то – не знаю что.

Хотя для подсознания это задачка примитивная. Подсознание легко выдаст тонну оригинальных идей. Проблема в том, что приказать ему напрямую нельзя.

В 1789 году Вольфганг Амадей Моцарт в одном из писем заметил: «Когда я, как это бывает, нахожусь наедине с собой и я в хорошем настроении (например, путешествуя в повозке или гуляя после хорошего обеда), или в течение ночи, когда я не могу заснуть, мои идеи появляются в наибольшем количестве. Почему и как это происходит – я не знаю. Я не могу насильственно вызвать их».

Иногда подсознание может творчески включиться даже без согласия человека. На одном из сонетов итальянского поэта Альфиери стоит пометка автора: «Случайный. Я не хотел его писать».

Однако хотя прямо приказывать подсознанию невозможно, мы способны научиться управлять им косвенно. А помощником для нас станет эта книга.

Обратите внимание: обсуждая с другом прошедший спортивный матч, вы легко и непринужденно произносите фразы, которые связываются в некий понятный текст. В это время подсознание с поразительной скоростью обрабатывает ваши воспоминания, готовит нужные слова и выстраивает их в речь по правилам русского языка.

Точно так же вы можете сесть и спокойно начать писать хоть диплом, хоть рекламу, хоть роман. Ваше подсознание будет подсказывать вам слова, которые сами собой выстроятся в связный и осмысленный текст. Это же касается рисования, фотографирования, видеосъемки и любой другой деятельности.

Именно это и будет нашей целью. Мы настроим подсознание так, что творчество станет для вас вторым языком. Вы начнете легко и непринужденно творить и получать от этого удовольствие.

Ваше подсознание настроится на непрерывную переработку впечатлений с целью получения сырья для творчества. Новые идеи будут появляться у вас постоянно, и вы с удовольствием станете воплощать их в жизнь.

Итоги главы

✓ Креативность – это способность создавать что-то новое и оригинальное. Это естественное свойство человеческого мозга.

✓ Способность к творчеству подавляется, если человек привыкает жить стереотипами. Так творчество перекрывается уже на уровне подсознания. Человек начинает реагировать шаблонно.

✓ Тому, кто постоянно избегает ответственности, пытаясь переложить ее на других, стать творческим человеком не удастся. И наоборот – если человек принимает ответственность на себя и готов изменить свои подходы и методы, он способен стать креативным.

✓ Развитие креативности дает важный побочный эффект: творческий человек перестает бояться перемен. Перемены становятся частью его жизни.