Вы здесь

Беспредельные возможности человека. 59. Глава 3. Иное видение мира (Вадим Крюк)

59

Глава 3. Иное видение мира

Человек сам создает то, что он собой представляет, человек творит самого себя. Смысл нужно создать.


Ошо


То, что мы видим, появляется из того, что мы не видим.


Эрнест Холмс


Ну ведь на самом деле все относительно! Все мы живем и воспитываемся в обществе, где существуют определенные взгляды на мир. Но это всего лишь взгляды большинства, и не является фактом то, что они представляют собой истину в последней инстанции. На протяжении всей истории появля-лись люди, которые подвергали сомнению устоявшиеся устои общества.


Когда-то в далеком прошлом считали, что наша планета плоская и держится на трех китах. Никто и мысли не допускал, что она может быть круглой. В прошлом умирало очень мно-го людей от различных микробов и вирусов, а люди думали, что это «гнев Господень» или проклятья. Но после открытия микробиологии многое стало ясно. Чарлз Дарвин противопо-ставил свою интерпретацию происхождения жизни на Земле библейской. Альберт Энштейн подверг сомнению принципы Ньютона, которые господствовали в то время.


Все мы живем, основываясь на существующих взглядах на мир и, отталкиваясь от них, выносим суждения и прини-маем решения. Все принимают их как непреложную истину. Но мало кто задумывается над тем, что многие фундаменталь-ные понятия могут быть с ошибкой. Тогда и в дальнейших своих суждениях мы будем руководствоваться ошибочными данными.


Фридрих Ницше написал в своей книге: «То, что мы сейчас зовем миром, есть результат множества заблуждений и фанта-зий, которые постепенно возникли в общем развитии органи-ческих существ, срослись между собой и теперь наследуются нами, как скопленное сокровище всего прошлого – как сокро-вище, ибо на нем покоится ценность нашей человечности…». Возможно, по этой причине во многих сферах, например, в медицине люди упираются в тупик.


60


Человек познает суть любой вещи через понятие этой вещи. Это значит, что если ошибка содержится в фундаментальном понятии, то и дальнейшие суждения будут с ошибкой.


– только люди с иным видением мира отрывают мышление от традиционно сложившегося и смотрят на вещи иначе. Ими же вводятся затем инновации. Американская писательница и философ, создатель направления объективизма Айн Рэнд так писала в своей книге «Источник»: «Всеми своими познаниями


– достижениями человечество обязано труду и непоколебимой цельности упорных новаторов».


– люди, руководствующиеся устаревшим опытом, будут сначала отвергать тех, кто стремится создать нечто новое, ис-пользует интуитивное мышление и отвергает устоявшееся представление о реальности.


Именно люди, не боящиеся бросить вызов существующе-му порядку, и достигают невероятного успеха! Посмотрите на те фамилии и имена, которые вошли в историю. Туда вошли именно такие люди. Все религиозные движения когда-то на-чинались с одного пророка, дерзнувшего изменить мир к луч-шему. Это касается и политики. Все начиналось всегда с одного революционера. Конечно, бывали и такие, которые принесли много смертей и разрушений, каковым, бесспорно, является Адольф Гитлер. Но сам масштаб развития этой одиозной лич-ности заставляет задаться вопросом: «А так ли на самом деле беспомощен обычный человек?». Ведь когда-то ужаснейшая и несправедливая идеология, поработившая нацию и толкнув-шая на такую войну, исходила от него и его небольшого окру-жения. И это вопреки существовавшему государственному строю, который был сломлен железным упорством и силой воли одного человека отнюдь не аристократического происхож-дения! Но, несмотря на то что детство и юность его протекали в среде, очень далекой от интеллигентной, это не помешало ему сделать невозможное. А ведь он мог остаться каким-нибудь чернорабочим до конца своих дней, если бы не его устремле-ния! Гитлер писал в своей книге «Моя борьба» о человеке так: «Люди должны преодолевать слабости и стремиться к идеалу. Суровая действительность сама уже позаботится о том, чтобы внести более чем достаточное количество ограничений к наше-му идеалу. Но именно поэтому люди и должны всеми силами своей души стремиться к великой цели. Отдельные неудачи не должны отклонять нас от этого. Ведь не отказываемся же мы


61


от судов только потому, что иногда бывают судебные ошибки; ведь не отказываемся же мы от медицины только потому, что болезни все равно останутся на земле…».


Он, невзирая на обстоятельства, создавал себя путем не-прерывного самосовершенствования и развития, что, конечно же, дало колоссальный результат (приведенный пример по-казывает, что возможно все для простого человека, но ни в коем случае не оправдывает ужаснейшую и человеконенавист-ническую идеологию, которую этот человек проповедовал). Не только к Гитлеру относится подобный принцип, но и к другим людям, творившим историю. Например, Иосиф Джугашвили (Сталин), который был выходцем из низшего сословия, да к тому же имел много физических дефектов. Вдобавок ко всему его семья была неблагополучной. С одиннадцати лет его вос-питывала одна мать. Все эти факторы не повлияли на продви-жение этой личности к статусу великого вождя народов и од-ного из влиятельнейших деятелей в истории. А если более точно, то, вероятно, эти препятствия только усилили его же-лание завладеть властью. Хотя у многих людей того времени были гораздо лучшие условия и возможности к достижению того, чего достиг он. Но именно он достиг абсолютной власти над большей частью земного шара. Или можно обратить вни-мание на революционера всемирного масштаба Владимира Ульянова (Ленина). Только его вера в себя и в свои идеалы, стремление к саморазвитию и умение извлекать выгоду из кризисных ситуаций сделали его тем, кем он был. Вот что пи-сал Ленин после поражения революции 1905—1907 годов: «Разбитые армии хорошо учатся». Это позволяет сделать вы-вод, что он считал поражения и камни преткновения ступеня-ми лестницы, ведущей к цели. Он полагал, что любая кризис-ная ситуация в одно и то же время является возможностью к еще большему успеху! Все великие лидеры так считают! Ленин тоже изначально не обладал никакими сверхспособностями. Ленин был совершенно заурядной личностью, только стрем-ление к реализации цели, наполнявшей невероятным смыслом его жизнь, преобразило его. Обретя смысл, он перестал быть просто человеческим существом. В тот момент он стал средо-точием чистой идеи. Вот что писали о нем современники: «Этот непривлекательный человек излучал такую внутреннюю силу, что люди быстро забывали о первом впечатлении. Поразитель-ный эффект, который производило соединение в нем силы


62


воли, неумолимой дисциплины, энергии, аскетизма и непо-колебимой веры в дело, можно описать только затасканным словом «харизма». Этот невзрачный и грубоватый человек, лишенный обаяния, оказывал гипнотическое воздействие. Ленин представлял собою человека железной воли, неукроти-мой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело,


– неменьшей верой в себя». Ну где в этом описании присутству-ет то, что вы, уважаемый читатель, не можете у себя развить и применить в своей жизни? Разве вы не можете развить в себе аналогичные качества характера? Разве вы не можете найти то, что дарует смысл жизни? Не можете прояснить для себя важнейшие жизненные ценности и определить в соответствии

– ними цель жизни? Вы на это не способны? Разве вы не чело-век, который сам делает выбор в отношении всех явлений и ситуаций? Вы должны понять, что характер не является чем-то врожденным! Все великие это понимали. Характер посто-янно формируется в процессе жизни. Только слова некоторых «такой уж я есть» останавливают развитие и замыкают его на том, каким он себя считает. Каким себя считаешь, таким и становишься! На каждом из жизненных этапов человек явля-ется несовершенным, а это подводит к пониманию того, что люди должны стремиться к совершенству на любом из этапов жизни. Нужно также понимать, что это процесс бесконечный. Запомните это! Ленин не ставил границ у себя в разуме. Он считал себя способным перевернуть государство. И сделал это! Именно он стал отчасти создателем (а от другой части – Маркс и его некоторые последователи) и дальнейшим двигате-лем идеологии, которая обрела власть не над одной нацией, а почти над всем миром. А ведь Ленин был обычным человеком, со стремлением к саморазвитию и улучшению мира, непреодо-лимой верой в себя и свою идею, которая, по его мнению, долж-на улучшить жизнь общества. Возможно, так бы оно и было на протяжении гораздо более долгого времени, если бы дальней-шими особо властными и не очень сторонниками идеи основ-ные человеческие стремления к своекорыстию и собственной безопасности не были поставлены выше принципов этой иде-ологии, не последнюю роль также сыграла неспособность не-которых руководителей грамотно оценить ситуацию и скор-ректировать идеологию под потребности меняющегося обще-ства, что в совокупности перенаправило вектор планируемого развития. Другие же идеологии, властвующие над умами


63


большинства народов сейчас, были представлены массам в гораздо более приспособленном к современным потребностям виде, по крайней мере, была создана убедительная видимость этого. Возможно, вовсе и не они были приспособлены под по-требности, а потребности были сформированы в соответствии с ними? Капитализм несет изобилие, а коммунизм искореняет всякую эксплуатацию. Это две стороны одной медали. Эти идеологии должны не противопоставляться, а быть консоли-дированы, и результатом этого синтеза будет изобильное обще-ство со всеми аспектами справедливости. Коммунизм должен строиться не на руинах капитализма, а быть закономерным переходом его в качественно иное измерение. Не может быть равноправия в нищем обществе. Поэтому не может быть и речи о коммунизме в стране, где не построена капиталистическая экономика. Только так способно формироваться здоровое, рав-ноправное и справедливое общество. Но, как бы то ни было, на всех перечисленных и неперечисленных лидеров (как и на их идеологии) было оказано влияние одной личностью поистине широчайших масштабов мышления. Это Карл Маркс (немец-кий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель). Его работы сформирова-ли в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеоло-гии, получив название «марксизм». Французский писатель, экономист и крупный политический деятель современности Жак Аттали даже сказал: «Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в двадцатом веке». И, я уверен, с ним согласится любой, кто имеет хоть немного более широкое мировоззрение. По данным опроса общественного мнения, проведенного в 1999 году телекомпанией Би-би-си, Маркс был назван величайшим мыслителем тысячелетия. Конечно, существует различные варианты оценок этого чело-века, но, как бы то ни было, его идеи стали фундаментом ряда идеологий революционных движений девятнадцатого и двад-цатого веков и оказали колоссальное влияние на ход мировой истории. Судя по всему, через определенный период времени эти идеи с некоторой доработкой окажут еще большее влияние. Его воздействие, как прямое (практическое), так и косвенное, было огромно! По оказанному на массы идеологическому вли-


64


янию Карла Маркса, даже можно поставить в один ряд с Платоном и Аристотелем. А Маркс был обычным человеком. Таким же, как мы с сами. Он был третьим ребенком в семье обычного адвоката еврейского происхождения. Ничем особым не отличался, кроме убеждений и стремления к знаниям и осмысленности жизни. Вот, например, одно из убеждений, которого он придерживался в 17 лет: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым уче-ным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком». И он никогда не говорил: «Это нельзя или это невозможно». Он верил, что, постигнув определенные аспекты жизни, смо-жет изменить мир в лучшую сторону. И ему это удалось! Сразу после того, как под влиянием его идей начали формироваться различные революционные движения, стали меняться условия жизни рабочих всего мира. Его идеи не только повлияли на те страны, где власть взяли в свои руки политики марксистского склада мышления, но даже другие капиталистические страны были вынуждены изменять условия содержания всех трудя-щихся. В результате люди всего мира имеют возможность тру-диться в тех условиях, которые сложились. Маркс до конца верил в себя и свои идеи, даже несмотря на то что часто на-ходился в тяжелом материальном и жилищном положении. Он зарабатывал от написания случайных статей в газеты и постоянно переезжал. Но это не убавило у него решимости изменить мир в лучшую сторону. Он не ставил границ в своем разуме! Он знал, что если приложит достаточно усилий, то результат будет! И он добился своего!


Конечно, под улучшением мира каждый понимает разное. Сталин, ссылая и убивая миллионы своих сограждан, тоже думал, что улучшает мир, а может, в чем-то и для кого-то так и было. Да и какое вообще революционное и всестороннее из-менение в социально-политическом устройстве страны обо-шлось без кровопролития? Но это вопрос угла зрения и призмы различных знаний на события, а некоторыми историческими знаниями мы, возможно, полностью не обладаем. Мы знаем то, что до нас дошло, а дойти до нас могло не все. Поэтому ис-черпывающее мнение невозможно сформулировать, и поэтому судить мы ни о ком не вправе, ведь мы не знаем, как бы мы поступили на их месте. (Кстати, а почему мы еще не на желан-ном месте? Не страхи ли и сомнения мешают нам достигать


65


наших целей? Или неумение реализовать свой потенциал? Или недостаток стратегий личной эффективности и действия, ко-торые теперь вы узнаете в результате чтения этой книги? Или неверие в свои безграничные возможности? Или что-то еще?) Но моя книга разбору истории того времени не посвящена. В рамках данной книги для нас важен тот факт, что этим поли-тическим деятелям вера в то, что они улучшают мир, помогла в достижении личных целей, например, абсолютной власти и положения в обществе. На примере личностей великих поли-тиков особенно ярко можно увидеть, на что способен обычный человек, охваченный энтузиазмом, порожденным идеологи-ей, которую он отчасти создал и уверовал. И этот энтузиазм был передан не одному человеку, а целым нациям и народам. Силу любому движению дает идеология, которая будет до него донесена, им пережита и принята. Именно это пытались сделать не менее активные лидеры Великой Французской ре-волюции, оказавшей влияние на другие части мира и людей, там проживающих. Таковыми были Оноре Габриэль Рикетти де Мирабо и Максимилиан Робеспьер. Например, Мирабо, являвшийся одним из самых знаменитых ораторов и поли-тических деятелей Франции. Но родился он с искривленной ногой и в трехлетнем возрасте чуть не умер от оспы, которая оставила глубокие следы на его лице. И это безобразие он, как и Сталин, гиперкомпенсировал всепоглощающим желанием к протестам, изменениям, революциям, власти. Вот что писал о нем его отец: «Это чудовище в физическом и нравственном отношении, все пороки соединяются в нем». Но Мирабо об-ладал жаждой к новым знаниям и упорством в труде, как и любой из перечисленных и неперечисленных великих лидеров. И был вознагражден признанием людей! Даже нелюбовь отца ему не помешала, как и все совмещающиеся в нем пороки! Если он смог, то что любому человеку современности меша-ет воспользоваться простейшей формулой, описанной выше? Или обратили внимание на Максимилиана де Робеспьера, являвшегося одним из наиболее известных и влиятельных деятелей Великой Французской революции. Опасно, конеч-но, быть революционером, ведь могут и казнить. Тем не ме-нее на определенном этапе он добился огромного признания. Хотя Робеспьер также ничем не отличался и уже в семь лет он остался сиротой. Но он также был очень стремящимся к зна-ниям и изменению жизненного уклада и, увлекшись идеями,


66


которые даруют свободу (по его мнению), стал преисполнен энтузиазма и обрел желание действовать и изменять. И начал это делать. Что же мешает вам действовать в направлении осу-ществления ваших целей? Ваши сомнения? Отбросьте их! Ведь если эти люди смогли свершить революционные изменения и поломать существующее государственное и политическое устройство, то, думаю, и вам по плечу осуществить свои мечты, которые, вероятно, далее потребностей, заданных капитали-стическим обществом, и не выходят. Но вы должны видеть смысл в своих целях и мечтах! Ведь любые взаимодействия этого мира осуществляются под воздействием стремления к смыслу. Все стремятся к смыслу. Идеологии дают этот смысл. Только приняв всем разумом какую-либо идею, человек уже перестает быть просто человеком. Он становится в некото-ром смысле богом, средоточием идеи. Физические преграды перестают для него существовать. И вот он уже способен на все. Соответственно, чтобы изменить этот мир нужна соот-ветствующая идея. Нет каких-то абсолютно правильных или неправильных идей, есть просто смысл, подразумеваемый кон-кретным человеком, придерживающимся определенной идеи. От того, насколько он верит в тот смысл, а соответственно, и в себя, зависит успех ее принятия или отвержения, да и вообще осмысленность собственной жизни.


Именно таковым (дарующим или у кого-то отнимающим смысл жизни) был один из ведущих идеологов движения за не-зависимость Индии от Великобритании Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди со своей философией ненасилия (сатьяграха), оказавшей влияние на движения сторонников мирных пере-мен. Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Он происходил из семьи мелких торговцев и ничем особым не отличался от других людей. Но его горячее желание освободить свой народ даровало ему огромнейшее признание и всестороннюю любовь как в Индии, так и за ее пределами, и все это он сделал, не принадлежа к какой-то определенной политической партии. Этот человек был поистине уникален тем, что верил и убедил многих в эффек-тивности философии ненасилия, тем не менее он трагически погиб от рук все тех же непримиримых злодеев, желающих сосредоточить власть только в своих руках.


Можно также обратить внимание на когда-то бедного, сей-час уже всем известного корсиканца Наполеоне Буонапарте


67


(Наполеон Бонапарт), оказавшего невероятное влияние на ми-ровую историю в девятнадцатом веке. В то время никто даже подумать не мог, что какой-то корсиканец станет великим императором. А ведь он тоже выбился из отнюдь не завидного положения благодаря своей вере в себя и всепоглощающему желанию что-то изменить.


Или можно обратить внимание на Авраама Линкольна. Он был одним из величайших деятелей США. Но стал таким не благодаря протекции каких-то родственников, а благода-ря желанию улучшаться и развиваться и стремлению улуч-шать жизнь других. Ведь вырос он в семье бедного фермера. С ранних лет занимался физическим трудом. Из-за тяжелого материального положения семьи посещал школу менее года, но благодаря желанию улучшиться выучился грамоте и по-любил чтение книг. Можно также обратить внимание на та-кую личность, как Джордж Вашингтон, первый президент Соединенных Штатов Америки, создатель американского института президенства. Его положение в начале пути было гораздо худшим, чем у многих других, ведь родился он в семье небогатого земледельца и в одиннадцать лет потерял отца. Образование получил домашнее. Но очень увлекался чтением книг. Кроме желания саморазвиваться он обрел желание к улучшению своей жизни и жизней других людей и готов был упорно добиваться желаемого. Поэтому и вступил в борьбу за независимость. Именно благодаря упорству в достижении своих целей и нежеланию мириться с существующим навя-занным рабским образом жизни он стал одним из самых бо-гатых плантаторов Виргинии и затем после борьбы – первым президентом США.


Дело в том, дорогой читатель, что если вы дадите себе труд ознакомиться с автобиографиями великих политических де-ятелей или бизнесменов, то вы обнаружите, что практически все из них достигли тех или иных высот благодаря своему нежеланию смириться с существующим порядком вещей и стремлению к развитию и помощи, улучшению жизней дру-гих людей; все это было подкреплено верой в свои возможно-сти, упорством в реализации планов и другими факторами, которые я освещаю в этой книге. Все они были носителями определенной идеи. Вот что сказал по этому поводу писатель и предприниматель Гай Кавасаки: «Люди, сумасшедшие на-столько, что считают себя способными изменить мир, и есть


68


те, кто делают это». И я полностью согласен с этим. Нужно всего лишь захотеть изменить мир, в какой бы форме это ни было, и начать считать себя способным на это свершение, в чем бы оно ни проявлялось. Все составляющие успеха вели-ких людей доступны каждому, нужно только захотеть – и перед вами откроются любые двери! Я еще раз хочу обратить ваше внимание, уважаемый читатель, на слова революционе-ра Михаила Бакунина: «То, что мы называем человеческим миром, не имеет другого непосредственного творца, кроме человека, который создает его, отвоевывая шаг за шагом от внешнего мира и от своей собственной животности свою сво-боду и человеческое достоинство».


Это же относится и к бизнесу. Успеха достигают люди, породившие или воспринявшие со всем энтузиазмом опреде-ленную идею с целью обрести свободу самим и помочь другим людям обрести свободу путем удовлетворения определенных потребностей, не побоявшиеся риска и стремящиеся к изме-нениям.

В 1894 году некий Кинг Джиллет был простым моряком, который стремился к созданию нового мирового порядка. Но это его стремление не увенчалось успехом. И тогда он напра-вил свои усилия в другое русло. Он изобрел первую бритву со сменными лезвиями. И это была революция в способе бритья!


Таковым же был Уолт Дисней, мечтавший подарить детям сказку. В августе 1923 года он приехал в Голливуд, не имея ничего, кроме нескольких рисунков, одного готового анима-ционно-игрового фильма и сорока долларов в кармане. Он до-бился невероятного успеха!


Билл Гейтс, так и не получивший в свое время полного образования, но ведомый мечтой, стал богатейшим человеком на планете.

Рэй Крок тоже верил в свою мечту и желал добиться успе-ха. Будучи необразованным продавцом молочных коктейлей в бумажных стаканчиках, он создал «Макдональдс».


Замечательный изобретатель Томас Эдисон тоже видел мир иначе и верил в свою идею, несмотря на кажущиеся для других неудачи. Он совершил около 10 000 попыток, прежде чем его лампочка стала работать. И это в то время, когда всем очень образованным людям это изобретение казалось ненуж-ным и невостребованным. Кажется ли оно вам таковым сей-час?


69


Эдисон как-то сказал: «Ученые, получившие образование в университете, видят только то, что их учили видеть, и потому теряют из виду великие тайны вселенной».


Стив Джобс – человек, сделавший революцию в области персональных компьютеров. У него не было большого капи-тала. Были только мечта и вера в себя.

И подобных этим людям еще великое множество. Некоторые истории жизни вы еще встретите на страницах этой книги.


Знаете, дорогой читатель, меня до безобразия поражает на-строй некоторых пассивных людей, которые уповают на волю случая и выносят суждения о том, что они не родились для того, чтобы радоваться жизни, обладать богатством и быть счастливыми, так как родились неудачниками. Какой вздор! Если они дадут себе труд хоть немного изучить биографии вы-дающихся людей политики, бизнеса, культуры и других, то убедятся, что большинство из них обладали гораздо меньшими возможностями для реализации себя. Если рассмотреть сферу бизнеса, то просто поразит то, как много сейчас существует «самодельных» бизнесменов. Наряду со всеми прочими меня восхищает плеяда российских бизнесменов, большинство из которых буквально из ничего создали себе состояние. И все благодаря системе мысленных стратегий, которые они приме-няли! Я рекомендую вам заказать годовую подписку журнала «Forbes», в котором можно найти очень много интересного о бизнесе и бизнесменах прошлого и настоящего. Конечно, я понимаю сомнения многих по поводу того, как делался бизнес в России 90-х годов, но важно то, что очень многие благодаря только своей инициативе и предприимчивости создали себе состояние и продолжают создавать сейчас, потому что суще-ствует огромное количество идей (а порой я поражаюсь необыч-ности, многообразию и в то же время простоте таковых бизнес-идей), которые приходят в голову людям, свободно мыслящим и не ставящим себе барьеров и ограничений. И эти идеи в наше время огромных возможностей, доступных каждому, стано-вятся еще более оригинальными и превосходными! Ярким представителем бизнесменов 90-х является Борис Березовский, который сказал как-то такую фразу: «Собственность не раз-давалась. Она вырывалась зубами, доставалась в тяжелей-шей конкурентной борьбе. Удивительно, что людей, готовых сражаться за большую собственность, оказалось мало. Я не совсем хорошо знаю биографии тех, кого называют сегодня


70


олигархами, но свою-то биографию знаю хорошо. У меня не было «лапы», протекции, «теневого капитала». Занимался наукой. У меня не было комплексов, что кто-то умней, кто-то сильней, настойчивей». Это весьма интересные слова, отража-ющие позицию гениального бизнесмена. Можно иметь разное отношение к этому человеку, но его гений в бизнесе неоспорим, а выражен этот гений в отсутствии ограничивающих убежде-ний! И ничего сверхъестественного! Не правда ли?


Но что же особенного во всех успешных людях? Неужели вы думаете, что они слишком отличаются от вас? Большинство из них совершенно не обладает какими бы то ни было яркими талантами. Многие из них начинали в гораздо более небла-гоприятных условиях, чем те, кто постоянно жалуется на жизнь.

Те люди, которые не реализовали себя, называют успеш-ных везунчиками. Но они даже не задумываются над тем, что эти везунчики прежде, чем прийти к своему успеху, терпели не одно поражение. А люди, которые считают, что это просто везение, зачастую и одной попытки не предприняли! И под воздействием страхов и сомнений поставили на себе клеймо «неудачник». В большинстве случаев такие люди сами при-ходят к такому выводу. И они считают его верным!


Успешные люди – это люди, проделавшие путь от неудачи к неудаче, исключая все неработающие варианты. И наградой им служит успех! Они приняли решение достичь успеха и при этом готовы заплатить необходимую цену. Именно решения, принятые нами, формируют цепь событий, складывающих определенным образом обстоятельства. То есть любым своим решением мы формируем себя. Психолог Виктор Франкл пи-сал по этому поводу: «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя – всегда формирование себя».


Недавно я присутствовал на мероприятии, посвященном празднованию десятой годовщины со дня основания одной компании, занимающейся продажами по принципу сетевого маркетинга. Там проходила церемония награждения лучших дистрибьюторов. Президент компании попросил подняться на сцену ведущего представителя. И он поднялся. Это был человек обычной внешности: маленький рост, лысина, усы. Он не был красив. Но его доход превышал доход большинства в семь и более раз! Это поразило меня!


71


И навело на цепь размышлений. Я даже лично с ним по-знакомился. В ходе знакомства я выяснил, что он также не отличался особым умом. Казалось, он совершенно ничем не отличался от других, а по многим параметрам даже уступал. Было лишь одно различие. Это было иное видение мира и бо-лее масштабное мышление. И, как я потом у него выяснил, это все не было врожденным. Его успех зависел от масштабов мышления.


Далее я еще общался со многими успешными людьми, пытаясь выяснить их секреты успеха. Истории жизней этих людей только доказывали, что уровень их богатства, счастья, влияния, удовлетворенности зависел только от уровня мыш-ления и использования законов жизни с целью структури-рования и концентрирования своих безграничных возмож-ностей.


То, насколько мы эффективны в жизни, зависит от широты нашего миросозерцания. Это можно сравнить с тем, как если бы вы не знали юридических законов. И вот вас останавлива-ют сотрудники дорожной службы с намерением лишить во-дительского удостоверения. Но де-факто это было нарушение дорожной разметки, и вам грозит маленький штраф. Но если вы не знаете различий в этих нюансах, то подпишете поста-новление – и вас лишат удостоверения.


Так и в жизни. Если вы не знаете жизненных законов, то не сможете их использовать в свою пользу. (О жизненных за-конах более подробно во второй части этого труда.)


Этот иной, масштабный взгляд на мир не является чем-то не достижимым для простого человека. Это просто привычка действовать иначе и освоение законов жизни. А любую при-вычку можно привить и развить, а закон изучить и применить! Ведь все мы проходим социализацию в обществе постепенно. Мы всем обучались с детства у поэтапно. И все новое, вероят-но, сначала вызывало у нас мысль: «Неужели это возможно?». Но, смотря на тех, кто это уже умеет, мы осваиваем умение за умением. Все мы, конечно же, помним, как учились езде на велосипеде. Мы сначала боялись, но, освоив один раз, повто-ряем снова и снова. И нас посещает мысль: «Неужели я этого не мог?».


Если мы чувствуем, что чего-то не можем, то в большинстве случаев это надуманные ограничения! Подобно велосипед-ной езде, все мы учились плавать. Большинство научились!


72


Но остается очень много людей, которые так и не освоили пла-вание или езду на велосипеде. Неужели с ними что-то не так? Отнюдь нет! Многие из этих людей вполне здоровы и даже являются эффективными членами общества. У них есть две руки и ноги, голова. Но ответ кроется в тех страхах и сомне-ниях, из которых они построили стены, ограничивающие их возможности. И перейти этот барьер они так и не решились!


Просто очень многие позволяют себе расслабиться, пере-стают прилагать усилия, направленные на то, чтобы не упу-скать благоприятные возможности, и тем самым фактически блокируют возможность дальнейшего развития собственных скрытых способностей. Человек отличается от животного ра-зумом, который дает ему свободу от инстинктов, что влечет за собой еще большее развитие человеческого разума. Вот что говорили по этому поводу ученые-исследователи: «Обратим теперь внимание на различие между человеческими и жи-вотными способностями. Ведущим принципом животных оказывается свойственное каждому виду влечение к одной-единственной цели, каковой он обычно достигает единоо-бразным способом; и этим же животные столь единообразно ограничиваются. Они не нуждаются ни в каких наставлени-ях или дисциплине, чтобы обучаться; их также нелегко из-менить или дать им иное направление. Напротив, ведущий принцип человека заключается в его способности иметь бес-конечное число направлений – его можно обратить к любого рода целям, равным образом, как к любым предметам. Если развитием разума не занимаются, то человек остается неве-жественным и лишенным всякого совершенства; развиваясь, он украшается науками и искусствами, может превзойти не только животных, но и наш собственный род. Что же касается наших иных сил и способностей, то можно усилием научиться ими пользоваться и пользоваться теми силами разнообразно-го характера, которые мы обнаруживаем вокруг себя. Одним словом, противопоставляются два принципа: ведущий прин-цип человека есть многообразие, изначальная необученность, податливость и послушание, ведущий же принцип животных есть однообразие, изначальная запрограммированность ин-стинктами и впоследствии малая гибкость и непослушание». Поэтому человек способен обучиться любому необходимому навыку, чтобы превзойти себя вчерашнего, необходимо лишь поверить в собственные способности!


73


Если мы уверим себя в том, что нам больше нечего ждать и не на что надеяться, то мы никогда нечего не сможем до-биться! И если мы, подобно рыбаку, который ловит только маленькую рыбу вместо большой, потому что у него дома маленькая сковорода, будем упускать возможности к разви-тию себя, то непримененные таланты и способности попросту атрофируются.


В процессе нашей жизни нас приучают реагировать на окружающий мир и происходящие события тем или иным об-разом. Именно эти мысли и служат либо трамплином, который возносит нас к успеху, либо ловушкой, опрокидывающей нас в яму. Мысли – это инструменты, которые вводят нас в то или иное состояние. Именно в способности входить в то или иное состояние и заключается один из главных секретов успеха. Именно эту способность многие называют той самой боже-ственной силой, или вибрацией, или как угодно. Этот феномен является одной из составляющих закона притяжения и прочих важных законов. А все начинается с мысли! И нам по силам влиять на поток наших мыслей!


Давайте возьмем в пример воображаемого человека, ко-торый немного будет отображать каждого из нас. Назовем его Иваном.

У него в семье всегда была напряженная обстановка с день-гами. Его родители говорили ему: «Жизнь – это сплошные трудности. Всем жить тяжело. А все богатые – воры и мошен-ники». С течением времени наш Иван полностью поверил в эти убеждения и принял их. И теперь он тоже говорит: «Жизнь тяжела». Иван не очень-то уважает богатых. У него, конечно, есть знакомые, более успешные, чем он. И в их окружении он чувствует себя не совсем комфортно. Поэтому зачастую пы-тается избегать их. Иван частенько после тяжелого рабочего дня попивает пиво с друзьями, которые такие же бедные и несчастные, как он. Они всегда поддержат его. Вместе они об-суждают свое безденежье, винят в этом начальство, состояние экономики, государство. Иван с друзьями считают, что жизнь обходится с ними несправедливо.


Иван верит, что жизнь – это непрерывная тяжелая борьба, где ему ничего не светит, потому что у него нет богатых родите-лей. Он говорит: «Сын каменщика каменщиком и останется». Веря в это, Иван постоянно находит себе самые никчемные работы с жалкой зарплатой. Его постоянно увольняют. Иван