Вы здесь

Беседы о модерации. Часть 1. Тимур Щукин. Проектировщик программ, ведущий, модератор и аналитик в организации коллективной деятельности проекта «Нейронет», руководитель штаба. рабочей группы «Нейронет» НТИ,. со-основатель «Российской группы....

Тимур Щукин

Проектировщик программ, ведущий, модератор и аналитик в организации коллективной деятельности проекта «Нейронет», руководитель штаба

рабочей группы «Нейронет» НТИ,

со-основатель «Российской группы

Нейронета», организатор сообщества «Конструкторы сообществ практики» (КСП), модератор интегрированных программ в МШУ Сколково


О модерации


Модерация – организация нескольких процессов групповой работы в процессы другого типа. Процесс управления групповой работой на нескольких слоях, ради содержания, целей, которые зависят от того, что именно ты модерируешь.


В этом смысле, модерация включает в себя фасилитацию и все остальное, что с этим связано. Я сейчас упрощаю, не развожу эти истории про разные виды модерации. Существуют простые виды, администрирование, к примеру. Когда ты за временем следишь, это ведь тоже модерация, упрощенная, просто исключительно по одному слою – административному. Административный слой: это тайминги, человеческие ресурсы, денежные и т. д.

В интегрированных программах МШУ Сколково, есть много слоев работ. Например, слой индивидуальной работы: отслеживания эмоционального и ресурсного состояния каждого участника группы, а также – себя. Для того, чтобы включать /выключать людей, помогать, если они «перегрузились» или «заплакали».


Вторая история, это групповая динамика, «входы/выходы» в роли, борьба за лидерство, ролевая динамика и т. д.

В зависимости от того, чем занимаешься, уделяешь больше внимания соответствующему слою. К примеру, если ты хочешь, чтобы из группы собралось сообщество или проектная группа, то ты больше уделяешь внимания именно этому слою, поддерживая или балансируя ролевую структуру.

Групповая динамика – это не просто следить за тем, кто лидер и т.п., а, фактически, формировать эту группу, так чтобы она понимала, какие представлены в ней роли, каких не хватает, чтобы у них появился запрос на новые знания, новые схемы


Есть позиционная структура, которая от этого отличается. Это отдельная длинная тема.

Потом, содержательный контур. Есть проектная группа, которая занимается тем, что придумывает и реализует проект, они должны сделать что-то со знаниями. У них есть знания, информация, которая проходит определенные стадии: мнения, гипотеза, сырые данные, факт, интерпретация и её переупаковка под конкретные задачи, под конкретных людей. Модератор отслеживает этот контур, то есть у него этот жизненный цикл трансформации знаний в голове крутится постоянно.


Следующий уровень – это понятийный. Представления и понятия. У группы есть какие-то мифы, относительно того, как всё устроено, что такое бизнес, что такое технология. Что-то они объяснить не могут, но зато могут сделать. Собственно, здесь про «жизненный цикл понятий». Он с «жизненным циклом знания» похож, но мы его разводим. У участников группы есть представления коллективные, которые они озвучить не могут. Есть предпонятия, есть понятия: когда это четкая история, когда ты можешь указать соотношения этого понятия с другими. Соответственно, ты можешь им пользоваться в какой-то системе деятельности. Это отдельный слой, который всегда отслеживается – ключевой для работы с группой в МШУ Сколково.

Обычно есть предметная тема, область. Задача заключается в том, чтобы увидеть её, собрать как она есть, вытащить на уровень инструментов пересобрать. Например, понять, что у нас за компания, а что такое «банк», а что он делает, а что он раньше делал, а что дальше будет делать. А что мы в этой новой истории будем делать для нового банка, банка будущего. Для этого надо понять, что такое «банк», «банкинг», «деньги» и т. д. И часто понятия у них – законсервированы в определения, которые они воспроизводят, без понимания. А иногда – они просто не понимают.


Еще один слой, инструментальный, какими ты инструментами работаешь: схемы, личные инструменты, специфические для проекта инструменты, специфические для области, специфические для программы. В методологии Rapid Foresight – слой выглядит одним образом, а в проектной работе, например, совсем другим.

Все эти слои хороший модератор одновременно удерживает в группе. Примерно по каждому циклу понимает, как он разворачивается: как командообразование происходит, как происходит формирование темы, какие существуют этапы (проблематизация или, к примеру, «плач Ярославны»).

Всё одновременно, по-хорошему, модератор с группой должен уметь делать.


О модераторе


Одна из рабочих схем в методологии – «трехслойка»: внизу деятельность, потом коммуникация и мышление сверху (мыследеятельнось, мыслекоммуникация, мышление). Люди вместе что-то делают, они вместе что-то обсуждают и вместе мыслят. Модератор нужен в ситуации коллективного действия (или, в методологическом языке – мыследействия).

Мы исходим из того, что знания никогда не доходят от одного человека к другому в том виде, в котором они были отправлены. Потому что у всех разные схемы восприятия. И каждый имеет ввиду немного другое, когда говорит то или иное слово. Модератор является «третьим» – это внешний экран, адаптивный экран. Виртуальный коллективный ассистент (VCA), про это функция выноса на нечто внешнее, видное разным участникам коммуникации, нескольким; это обратная связь, которая позволяет им вместе двигаться куда-то, в зависимости от того, что за процесс модерируется.




Есть разные группы подготовки фасилитаторов, есть курс Базарова, есть психотерапия, где 90% всей модерации живет, потому что психотерапевты, ведущие групп, знают про работу с группой, как правило, больше чем мы. И нам этой компетенции не хватает не в «мышленческой» части, а как базы работы с группой.

У участников КСП (Сетевое партнерство «Конструкторы сообществ практики») пока практики достаточно, не хватает её рефлексии в сообществе, в том числе потому что модерировать надо этих модераторов, когда они такие вопросы обсуждают.

Конец ознакомительного фрагмента.