Ксения Балицкая
С 2010 года модератор МШУ
СКОЛКОВО, сооснователь рекламной
компании «Медиаком», сертифицированный Гид международной системы Human Design
О модерации
Модерация – формирование общих понятий и смыслов группы людей, а также организация этого процесса (понимания и выработки нового смысла).
Модератор – тот, кто организует групповую коммуникацию.
Модерация нужна в двух местах. Первое – публичные высказывания, в формате пленарного заседания. Когда несколько человек разговаривают на одну и ту же тему и их содержание нужно упаковать, и переупаковать, соединять между собой. Это не только ведение тайминга (хотя это базовый уровень – следить за ним), но и вопрос правил: их надо установить и следить за тем, чтобы они выполнялись.
Вторая история, когда какому-то количеству людей (от трёх и выше) необходимо выработать новое решение (разработать стратегию или разработать проект). Могут сами договориться, но функция модерации должна быть.
Когда коммуникация происходит в группе от пяти человек и требуется коллективное решение – нужен внешний модератор. Это требует от участника выхода из зоны комфорта и взятие ответственности на себя. Этим модератор и занимается.
Рынка модерации нет. Есть небольшие группы людей, понимающих важность и понимающих, как использовать модерацию как инструмент – они являются заказчиками. Владеющие модерацией, пока все друг друга знают. Модерация пока еще не технологизирована и плохо передаваема.
Главные компетенции модератора
Это способность работать на трех уровнях:
1. Процесс фасилитации группой динамики. Удержание ее, ведение. Модератор должен уметь организовать группу на работу (проектную).
2. Формирование понятий и работа с содержанием участников. Его обналичивание для них же. Показывать их собственное содержание. Это управление коммуникацией. Модератор должен уметь понять (это про активное слушание), зафиксировать, визуализировать то, что говорят участники. Здесь же – умение задавать вопросы.
Еще из важного: уметь делать сборку рассказыванием (через фрейм). Уметь разделять содержание, сказанное по каким-либо типологиям. Схематизация.
Делать сборку сказанного быстрее, чем участники. И уметь повторить его. Причем, раскладывать по существующей схеме – одно, а создавать новую схему здесь и сейчас (построение новой схемы из содержания участников), ранее не заготовленной – другое.
Навыки
Уметь раскладывать высказывание по схеме. Продолжать логически мысль участника на один-два шага вперед, чтобы проверить его гипотезу.
Новичку
Зарисовывать всё, что он слышит. Активное слушание в фиксации, по минимуму используя слова. Пробовать отделять ситуацию говорящего от того, что он говорит.
Начинать говорить медленно. Больше осознанности – понимания смысла каждого слова, его места в разговоре. Появляется чистота высказывания.
Уметь расслабляться. Физически – в том числе.
Опытному – то же самое. Еще – самоисследование. Фиксация инструментов своего собственного способа.
Тяжелый опыт
Сильный провокатор в группе, который помимо содержательного разговора много уделял внимания гендерному разделению. Периодически это выводило из равновесия. Плюс там была повышенная нервозность организаторов. Меня сносил любой отход участников от обсуждения тем. Меня это достало, и я перевернула его провокацию. Игнорировала и фокусировалась на содержании. А еще – довела до критического.
Важный опыт
В образовательной программе, в которой восемь человек в группе, из семи разных отраслей, а нужно собрать одну рабочую схему по выведению бизнеса на новый рынок из существующего стагнирующего (IT, мобильные платежи, девелопмент, обслуживание сервисов, нефтянка, международная логистика). Это был вызов, и это круто!
Свой стиль
Мой стиль состоит из средств: общие схемы и конкретные ситуации, в которых я работаю. Схемы одни и те же. А работают с ними по-разному. И ситуации всегда разные. Применение определенных инструментов в нужных ситуациях – и есть личный стиль. Например, я запускаю коммуникацию между участниками, а я из их разговора вытаскиваю, что именно они говорят (позиционно и на схеме).
Хорошо получается работать, когда я люблю участников, когда знаю, что они – хорошие (не всегда так получается).
Честность – основание подбора людей в команду (в ошибках, удачах, неудачах). Важно, насколько человек умеет слышать. Важен человек, который может говорить что-то против.
Меня (Ксению Балицкую) сложно переспорить, у меня медленные тяжелые аргументы. Нужно уметь прочно стоять на ногах. Уметь отстоять нечто, что считаешь важным. Также про стиль: я работаю с сильными участниками в группе. А на всех остальных порой «побоку». Могу быть безжалостной и «мочить» в группе. Людям это тяжело. Хочу освоить другой способ действия.
Успех сессии: как оценить? Это можно сделать, например, в любом месте за пределами работающей аудитории (курилка, кофе-брейк) – участники говорят о своем проекте. Говорят из позиции, то есть действуют по проекту за пределами аудитории (выстраивают партнерства, обсуждают его, именно содержание), и начинают действовать.
Плохой модератор – тот, кто считает группу идиотами. Группа не двигается по содержанию, а по его же методологическим схемам они не упаковывают содержание, а уводят его от него. Он скрытен. Мы всё раскладываем, он говорит, что всё понимает, а на самом деле – не понимает. Не задает вопросы, а высказывается. В этом смысле – он всегда прав.
Плохой модератор – тот, который слишком много использует манипуляций, основанных на личностных особенностях человека.
Не комфортно работать с теми, к которым нет доверия, где слишком много личного интереса к содержанию группы (коммерческого, в первую очередь).
Будущее модерации
Часть навыков уйдет как постоянные навыки людей, которые всегда сами могут соорганизоваться. Моё высказывание, новая мысль – может быть применена одновременно в двух проектах, но в двух значениях. К примеру, есть бизнес, и после высказывания, идет корректировка процессов вокруг работников, то есть переводить слова в процесс. И это же высказывание в другой системе, где обсуждение другой темы. Говоря что-то в одном месте, мне не надо это повторять в другом. Функция модерации начинает быть технологическим вычленением смысла из высказывания и встраиванием во все пространства, где это значимо.
Будет вычищаться способ говорения. Потому как количество смыслов на минуту увеличится кардинально. И нельзя будет использовать кучу оборачивающих, вспомогательных слов.