Вы здесь

Беседы о главном. Советы, помогающие в жизни. Брак. Семья. Дети ( Сборник, 2013)

Брак. Семья. Дети

Отличительная черта христианского брака

Протоиерей Павел Великанов

Жизнь, в которую вступает человек в браке, во многом схожа с жизнью Божественной. И это не просто высокие слова или красивая аллегория. На чем строится семейная жизнь?

На полной самоотдаче и радости от этой самоотдачи. Человек в браке приучается жить не ради себя, что становится источником его счастья и блаженства. И чем больше он отдает, тем больше он, оказывается, может получить от другого, потому что другой тоже отдает. Эти двое отдают друг другу, потом у них появляется третий, четвертый, десятый. И чем больше любви человек отдает, тем ее больше становится, это неиссякаемый источник. Когда же речь идет о партнерстве, то получается, что один человек чуть-чуть отдал другому, после чего его «ставят на счетчик»: давай, голубчик, еще давай, давай, давай. Получается процесс прямо противоположный. Люди выедают друг друга, и в результате остаются две пустые скорлупки. Легкий щелчок – и все разваливается. Где любовь? Где отношения? Куда все исчезло?

В чем неправда мирского представления о любви

Протоиерей Павел Великанов

Мы потеряли четкие ориентиры в нашей жизни. Те понятия, от которых зависит не только наше счастье, но вся жизнь человека, глубоко извращены, в том числе и понятие любви. Под любовью сегодня подразумевается сексуальное партнерство, в более грубом или в более утонченном варианте. Эта «любовь» должна обязательно мне приносить удовольствие и радость, главное, чтобы я чувствовал себя прекрасно. На самом деле это глубокая ложь. И те люди, которые прожили счастливо всю жизнь, скажут, что те чувства, с которыми они как жених и невеста подходили к венцу, не могут сохраниться до гроба, потому что человек изменяется. То, что было необходимо для начала совместной жизни, не может оставаться тем же самым на протяжении всей жизни. Невозможно законсервировать любовь, сказав, что сейчас мы находимся в эйфории, на пике нашей влюбленности и хотим в этом состоянии жить до конца своих дней. У Клайва Льюиса есть слова о том, что влюбленность подобна стартеру в автомобиле, который подает очень большой ток для того, чтобы мотор начал крутиться и заработал. Без стартера машина не поедет, ее придется разгонять, толкать. Влюбленность с силой открывает одного человека другому. Приходят чувства восторга, восхищения и понимание, что этот человек для тебя единственный, другого быть не может. Но не надо надеяться, что такое состояние останется навсегда. Счастливые браки всегда связаны с большой долей терпения и еще большей долей ответственности. Человек ответственен за того, кого он приручил. Когда мы даем другому повод видеть с нашей стороны к себе особое отношение, мы уже ответственны за каждый наш жест, за каждое наше лишнее слово. Сегодня мы об этом забываем, считаем, что все могут друг к другу относиться легко, флиртовать и заигрывать, не понимая, что тем самым мы можем ранить чью-то душу. На чем должна строиться дальнейшая жизнь двух влюбленных? Цель брака не в том, чтобы людям было легко и весело. Получается как собачки – сошлись, разошлись, подбежала следующая собачка, и с ней пообщались. Все замечательно, легко и мило. Такое сравнение жестоко и грубо, но фактически мы сегодня свели святость семейных уз именно к этому. Если мне тяжело в браке – я выгоню жену и буду развлекаться, с кем захочу. Это прежде всего неправильное понимание того, что такое любовь.

В чем смысл Таинства Венчания

Протоиерей Павел Великанов

Таинство Венчания – это не просто церковное свидетельство о заключении брака. Оно имеет более глубокий смысл. Супруги просят благословения Божия и на житейскую сторону брака, на ведение хозяйства, рождение детей, их воспитание, чтобы вся их семейная жизнь была направлена к Богу. Поэтому логично, что Таинство Венчания совершается между православными христианами, людьми крещеными, и не просто крещеными, но теми, кто старается вести духовную жизнь.

Необходимо ли заключать государственный брак или можно ограничиться только церковным

Протоиерей Павел Великанов

Смысл венчания сегодня состоит не столько в церковной санкции на брачную жизнь, сколько в испрашивании благословения Божия на то, чтобы в семье люди спасались. Поэтому Церковь не относится пренебрежительно или презрительно к государственной регистрации брака. Более того, священник не станет венчать людей, у которых этой регистрации нет. И, как ни странно, здесь есть глубокий религиозный смысл. Если человек по тем или иным причинам не хочет поставить себе печать в паспорте, оправдываясь тем, что она вроде бы никакой религиозной нагрузки не несет, он лукавит. Эта печать – свидетельство перед всем миром, что ты взял этого человека себе в жены или в мужья.

Почему не венчают без свидетельства о государственном браке

Протоиерей Павел Великанов

«Всяк человек – ложь, и я тож», – говорил о. Алексей Мечев. И вот с этой лживостью людей, к сожалению, постоянно приходится сталкиваться. Нередко бывает так, что человек прикрывает свое нежелание узаконить отношения перед лицом государства, говоря, что хочет только венчаться. На самом деле сам смысл брака заключается именно в том, что человек перед лицом общества показывает, что он берет себе в жены эту девушку, а эта девушка берет себе в мужья этого молодого человека. Они совершают принципиальный шаг, который накладывает на каждого из них большую ответственность. А если человек не хочет ее брать на себя, то его не стоит венчать.

Можно ли венчаться во второй раз

Протоиерей Павел Великанов

По канонам, если был церковный развод, то Церковь разрешает второй брак, но разрешает его не как благословение, а как снисхождение к немощи человека. Если мы посмотрим на сам чин венчания второбрачных, то он исполнен покаяния и испрашивания у Бога благословения и помощи для того, чтобы люди, таким кривым путем идущие, не отлучались от той благодати, которая подается в храме. Но если одна из сторон не состояла в браке, то Церковь допускает полный чин венчания.

Если супруги исповедуют разную веру, могут ли они венчаться в православной церкви

Протоиерей Павел Великанов

В отношении католиков было благословение прославленного в лике святых митрополита Московского Филарета (Дроздова) венчать такие браки, если есть желание супруга, и он обещает не препятствовать воспитанию детей в православной вере. В отношении нехристианских верований, конечно, венчание невозможно. Но если люди живут в зарегистрированном браке, не изменяют друг другу, рожают детей, то это семейный союз. Хотя он и не освящен Церковью, это не блуд.

Является ли основанием для развода неверие в Бога одного из супругов

Протоиерей Илья Шугаев

Брак должен сохраняться независимо от того, верующий муж или нет. Сейчас это самая обычная ситуация, когда у верующих женщин неверующие мужья. И они сохраняют семью, и именно вера позволяет им правильно себя вести.

Могут ли раздоры в семье являться причиной для развода

Протоиерей Павел Великанов

Бывает так, что люди через какое-то время после свадьбы понимают, что они мучают друг друга, издеваются друг над другом, что они как два одинаковых полюса, не притягиваются, а отталкиваются. Что бы ни делала вторая половина, все раздражает и напрягает. И это может быть не эпизодической вспышкой, а постоянным состоянием, свидетельствующим о нашей греховности. Господь заповедовал нам любить ближнего своего. А самый ближний – это тот, с кем ты связан узами брака. Наша неспособность любить говорит о том, что мы очень далеки от настоящего христианства. Это одна ситуация. Другая ситуация, когда приходит искушение, затрагивающее сферу межличностных отношений. В душе все начинается с самого малого. К нам приходит какой-то помысел, мы даем ему войти в наше сердце. И вот человек уже верит, что встретил кого-то особенного, того, с кем судьба до сих пор его не свела. Почему мы этот помысел допускаем? Потому что перестаем верить Богу, верить в то, что тот, кого Он нам дал, и есть наша настоящая судьба. У человека сложности в семье, непонимание в отношениях с супругой. И вот он допускает возможность наличия в своей жизни другой женщины, то есть Богу уже не верит. Даже когда людям очень непросто живется в браке – это вовсе не повод для развода. Ведь что происходит в семье? В него вступают не святые люди, а два грешника со всеми своими недостатками, язвами. Сначала кажется, что все замечательно, но ведь потом люди все больше душевно и духовно сближаются, и все их внутренние язвы становятся явными. Для чего? Для того, чтобы было больно? Нет. Это происходит для того, чтобы вся зараза в тебе, вся твоя болезнь, о которой ты может быть и сам не подозревал, вышла наружу и была исцелена. Поэтому счастливые браки основаны на терпении и вере. Почему Церковь брак освящает Таинством? Можно предположить, что и без этого освящения союз двух людей будет спасительным, но если только они уже достигли высокой степени святости. Нашим же немощам нужна постоянная духовная поддержка, чтобы выйти из этой борьбы друг с другом и со своими страстями победителями.

Является ли зов сердца причиной для развода и вступления в новый брак

Протоиерей Павел Великанов

Не все, что в нас происходит, – наше. Нам принадлежит на самом деле только то, что мы, в конце концов, выбираем. Например, приходит этот зов сердца, а можно сказать ему: «Ты как пришел, так и уходи». Если же человек не в силах так сказать, то он еще не вполне личность, как корабль, ветром носимый, его несет то в одну, то в другую сторону. И сколько в жизни примеров, когда человек вот так начинает метаться от одной жены к другой, к третьей, пятой, десятой, потом возвращается к предыдущей, как перекати-поле. Почему? Нет у человека того корня, который вырастает из заповедей, из воли Бога. Бог сказал: «Не прелюбы сотвори». Все. Ты женился, больше никаких помыслов не может быть, что когда-то, как-то, где-то может быть что-то на стороне. Этот закон строго соблюдается в отношении духовенства: священник не может второй раз жениться. Если он женится вторым браком, он слагает с себя сан. И когда наши семинаристы ищут себе супругу, они это прекрасно понимают. У нас даже есть такая поговорка, что семинарист, как сапер, ошибается только один раз. Но не только семинарист, но и любой человек, который серьезно относится к своей жизни, он, как сапер, только один раз может ошибиться.

Если супруги состоят в законном браке, но по неверию одного из них не желают венчаться, действителен ли брак

Протоиерей Павел Великанов

Если муж неверующий согласен жить с верующей женой – пусть живут. Это не благословение какого-то одного священника, а завет апостола Павла (см. 1 Кор. 7, 12–13). Он говорил, что если один из супругов верующий, а другой неверующий, то у нас нет никаких оснований требовать от них расторжения брака. Конечно, насильно неверующего супруга тащить в храм, чтобы там, связав ему руки и ноги, возложить на него венец – это безумие. Церковь признает этот невенчанный союз и не считает его блудом. Если люди живут в зарегистрированном браке, не изменяют друг другу, рожают и воспитывают детей – это семья.

Как вести себя с неверующим супругом

Священник Михаил Прокопенко

Нужно заботиться в первую очередь о том, чтобы ваше поведение как христианки по отношению к супругу, который еще не пришел к сознанию богатства жизни во Христе, было безукоризненным. Может быть, не стоит демонстративно читать с ребеночком молитвы, показывая свою веру, иной раз хорошо и промолчать, сгладить острые углы. И тогда его сердце, даст Бог, размягчится, и он придет к тому, к чему пришли уже его жена и ребенок.

Как обратить ко Христу неверующих близких

Игумен Серафим (Симонов)

Собственный пример жизни во Христе влияет на окружающих больше, чем любые слова, которые только может придумать человек. Если в вас живет Христос – это главный пример, локомотив, который за собой поведет те самые тысячи, которые вокруг нас должны спасаться, по словам преподобного Серафима Саровского.

Какова участь семьи в будущем

Иерей Андрей Лоргус

Семья будет всегда. Но как она будет строиться? Может быть, несколько иначе, чем мы традиционно привыкли считать. Мы все родом из семьи. Семья – это папа, мама, дети. Другое дело, что она может быть неполной, раздробленной. В пессимистических прогнозах о семье мы ориентируемся на Европу, на индустриальное городское общество. Но не надо забывать, что существует многодетный мир: Юго-Восточная Азия, Индия, Африка. Существование семьи определяет вовсе не уровень достатка, а любовь, в которой рождаются и воспитываются дети. Именно в любви суть семьи. И так будет всегда, пока человек существует на земле. Что произойдет сначала – Пришествие Христово или исчезновение семьи? Я думаю, что когда Христос второй раз придет на землю, семьи все-таки будут.

Какие иконы и какие святые являются покровителями семьи

Иерей Андрей Лоргус

О семье всегда молились мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву. Поэтому икона, на которой они все трое изображаются в рост, была на Руси очень популярна. Замечательный образ русской семьи являют муромские князь и княгиня святые Петр и Феврония, несмотря на то что у них не было детей. Но главная покровительница семьи – Пресвятая Богородица. Это может быть любая икона Божией Матери. Например, в моей семье это Богоматерь Казанская. Надо только понимать, что икона – покровительница не только семьи, но и дома, рода. Такое расширенное понимание семьи очень важно.

Каковы причины демографических изменений

Иерей Андрей Лоргус

Демографические изменения – это результат многих событий нашей истории. Они не возникают вдруг и сразу. И поэтому если кто-то ждет быстрых перемен в демографии, то напрасно. Ситуация меняется, но не быстро. Надо уметь ждать. Все, что сегодня происходит с демографией в России, складывалось после революции 1917 года. Кстати, о демографическом кризисе говорили еще двадцать пять лет назад. Я сам, будучи еще школьником, в конце 1970-х годов читал статьи известного социолога и экономиста В.И. Переведенцева, который описал его полностью. На демографию в первую очередь влияет нравственная усталость населения, она сказывается и на психическом здоровье. И то, что мы сейчас называем инфантилизмом мужской личности, тоже приводит к демографическому спаду. Мужчины не желают вступать в брак, женщины не хотят рожать – это прямые последствия тех духовных и исторических событий, которые происходили в нашей стране десятки лет назад. Сейчас мы расплачиваемся за тот страх и тревогу за свою семью, которые испытывали наши предки 60 лет назад, во времена войны. Безотцовщина – это очень серьезная причина для демографического спада. Мужчин или на войне убьют, или ночью арестуют, побьют, уволят. И тогда женщина вынуждена принимать на себя главную роль в семье, от этого она становится тревожной, агрессивной. Ей приходится брать на себя все, и она перестает быть мягкой женой и матерью. Сын такой женщины вырастает инфантильным юношей, который не хочет вступать в брак. К сожалению, такова психологическая цепочка.

Как относиться к тем людям, которые живут в гражданском браке

Иерей Андрей Лоргус

Как относиться к гражданскому браку? С сожалением. Но мы должны понимать, почему люди так поступают. Это их беда, а не вина.

Те, кто действительно любят друг друга, с радостью вступают в брак. Для мужчины ответственность необходима, как для птицы полет. Если мужчина и женщина не берут на себя ответственности и не могут создать семью, значит, в душах их творится что-то неладное: и тревога, и страхи. Не от хорошей жизни они так поступают. Им можно только посочувствовать.

Является ли сожительство в гражданском браке грехом

Иерей Андрей Лоргус

Если люди не берут на себя ответственность, а живут просто так для удовольствия – это грех. Но если они все-таки называют свою совместную жизнь браком, а друг друга мужем и женой, то в известном смысле мы можем считать их союз браком, хотя и будем ожидать их решения оформить эти отношения юридически. А если они верующие, то рано или поздно придут в церковь за благословением и обвенчаются.

Что можно сказать о тех людях, которые живут в браке и не хотят иметь детей

Иерей Андрей Лоргус

Они выхолащивают смысл своей любви. Я уверен, что любящие друг друга мужчина и женщина хотят умножить эту любовь рождением ребенка. Это так же естественно для человека, как жить, любить, дышать. Поэтому если люди не хотят детей, значит, что-то у них не так с чувствами. Может быть, это сожительство без любви. И надо сказать, что сейчас, как и сто, как и тысячу лет назад, много браков заключается не по любви, а из страха, по традиции, из-за того, что так положено, из жалости, из надежды, а вдруг что-нибудь выйдет. Вот это и приводит к нежеланию иметь детей. Женщина, живущая с мужчиной, которого не любит, не хочет от него детей. Она может даже говорить, что хочет, а бессознательно этого желания у нее нет.

Действительно ли раньше на Руси заключали в основном браки по расчету и против воли

Иерей Андрей Лоргус

Во все века браки заключались в основном по любви. Хотя та или иная традиция, религиозная или народная, тем или иным образом влияла на это. Браков насильственных, когда детей женили против их воли, было не так много. Во всех слоях русского общества – у духовенства, в купеческой и крестьянской среде – у молодых все-таки был выбор. И народная, и церковная традиция давала какую-то свободу, хотя иногда такое происходило. Беда заключается, скорее, в том, что во все времена браки не всегда заключались по любви в ее истинном смысле. Очень часто любовь подменялась жалостью, стремлением спасти, изменить другого, вырастить для себя, что во все века приводило к трагедии, к разрыву брака. Он обречен, если в семье нет уважения к другому, а только отношение как к материалу, объекту, который я переделаю для себя.

Есть ли в церковной жизни понятие планирования семьи

Иерей Андрей Лоргус

Можно по церковному календарю посмотреть, в какие дни Церковь считает уместным исполнение любви, то, что мы современным языком называем сексуальной близостью, а в какие дни неуместным. Кроме того, у каждой семьи есть свой внутренний ритм, связанный с физиологическими особенностями. Таким образом складывается определенный календарь семейной жизни, который поддается расчету. Вот это и понимает Церковь под планированием семьи, которое имеет социальные, экономические и духовные причины. Но самое важное, конечно, это осознанное отношение мужчины и женщины к своей любви и к рождению ребенка. Тогда возникает подлинная радость ожидания и встречи со своими детьми. Если люди неосознанно относятся к этому, боятся беременности, что часто, к сожалению, происходит в современных семьях, они не ценят того дара, который им дается. Из этого страха возникают и нежелательные беременности, и нелюбимые дети.

Удастся ли нам создать моду на семью

Иерей Андрей Лоргус

Удастся, если это входит в планы тех, кто провозглашал год семьи. Если к этому вопросу будет обращено внимание общественности и властей. Все зависит от того, как это делать. У нас долгое время считалось, что все, что нужно для семьи, – это еда и крыша над головой, а общественная атмосфера не имеет никакого значения. Считалось, что муж и жена – подвижники, которые, несмотря ни на что, вступят в брак и будут воспитывать детей. Но оказалось не так. И для того чтобы семье было уютно в нашем обществе, надо о ней позаботиться. Необходимо, чтобы беременную женщину уважали и чтобы врачи в женской консультации не выписывали бы автоматически направление на аборт. А прежде всего уважали ее как мать. Надо, чтобы каждая семейная пара обладала преимуществами перед одинокими женщинами и в социальном, и в материальном смысле. И самое главное, если в обществе удастся создать атмосферу уважения и доверия к мужчине, – будут семьи.

Почему семью называют малой Церковью

Иерей Андрей Лоргус

Семья является основой любого сообщества. И первая семья, Адам и Ева, являет собой прообраз Церкви. И наоборот, Церковь рассматривается как модель семьи. Так эти два понятия между собой символически связываются. Именно в браке человек обретает ту цельность, которая была дана прародителям в Раю. В этом и есть главный смысл понятия «семья – это малая Церковь». Апостол Павел всех членов Церкви называет святыми (см. Еф. 1, 1; Рим. 1, 7). И тогда дети – святыни этой малой Церкви. При таком отношении ни о каком аборте или неуважении к маленькой личности не может быть и речи.

Какие меры предпринимает сегодня Церковь, чтобы оградить ребенка от дурного воздействия

Священник Михаил Прокопенко

Церковь традиционно отводит главную роль в воспитании ребенка семье. И без усилий родителей, без работы с семьей любые усилия, предпринимаемые для того, чтобы оградить наших детей от мутного развращающего потока, будут тщетны. Церковь, конечно, ставит этот вопрос и перед государством, и перед обществом. Людям не должно быть безразлично, как растут их дети, что наполняет их души. Ставится вопрос и о преподавании в светской школе предметов, которые могли бы давать ребенку достоверные знания о религии не с позиций равнодушного атеизма, а с позиций позитивной культурологии. Все эти меры, конечно, будут иметь успех только в том случае, если каждый человек придет к осознанию своей ответственности за души своих собственных детей.

Как подготовиться родителям к так называемому переходному возрасту ребенка

Священник Михаил Прокопенко

Здесь все зависит от того, как прошли предыдущие годы жизни ребенка. Есть такая притча, она из христианского предания перешла во многие другие религиозные верования. Мать пришла с новорожденным ребенком к какому-то уважаемому человеку, старцу, монаху и спросила его, когда начинать его воспитывать. Он ей ответил, что она опоздала на девять месяцев. Совершенно неверно думать, что родившийся человек не нуждается в духовном воспитании. В ранние годы это в первую очередь воспитание словом и примером. Если ребенок с детства видит пример благочестивой жизни своих родителей, то когда в переходный возраст его настигнут бури чувств, эмоций, он, водимый Божией помощью, в конце концов с честью из этой ситуации выйдет. Нельзя сказать, что его путь предопределен, но у него будет достаточно внутренней силы, чтобы сделать правильный выбор, сохраниться.

Можно ли читать детям апокрифические сказания о Христе, Богородице, святых

Священник Михаил Прокопенко

Читать детям апокрифы не стоит. Церковь в разное время составляла списки отреченных книг. У нас, конечно, не было такого, как в Западной Европе, где эти списки были строго оговорены. Тем не менее апокрифические сказания содержат наряду с какими-то историческими событиями очень много разных домыслов, противоречащих церковному учению.

Правильно ли поступают православные, крестя ребенка во младенчестве, не попирают ли они его свободную волю

Священник Михаил Прокопенко

Очень часто люди, настроенные антицерковно, говорят о том, что крестить детей маленькими неправильно, ведь они же не рождаются верующими. На это можно ответить так. А кто вам сказал, что они рождаются безбожниками? Так что крестить детей не только можно, но и нужно.

Какова роль крестного в жизни ребенка

Священник Михаил Прокопенко

Задача крестного – воспитать детей достойными православными христианами, подготовить их к жизни, вложить в них свою душу, отдать им всего себя. Но не служить им как некоему идолу, а сделать так, чтобы они, когда наступит для них время ответственности, несли ее достойно. Исчерпывающе ответить на этот вопрос нельзя. Быть крестным – задача творческая, очень нелегкая, но дорогу осиливает идущий. Нужно еще помнить, конечно, что наших человеческих сил ни на что не хватает, а восполняемый силой Божией человек может свернуть горы.

Конец ознакомительного фрагмента.