Творчество
Дальше.
Старайся ко всему, с чем имеешь дело относиться творчески.
Творчество – это вообще полезное заклинание. Дружба с жизнью – не заклинание, а вот творчество – заклинание. Если в жизни есть творчество жизнь, всегда будет гораздо более высокого качества, чем если творчества нет. Только творчество тоже надо понимать не узко, а широко. То есть не в смысле непременно быть художником, писателем или тому подобное, а творчески относиться ко всему, с чем имеешь дело. Можно быть творческим другом…
Участник: А приведите, пожалуйста, вот какой-нибудь пример такого. Не обязательно в плане друга, а вообще вот такого отношения творческого к явлениям. Ну, вот, например, я еду в троллейбусе, скажем, или в автобусе…
ВК: Попробуем отследить тут возможность творчества… Ну, и как вы едете в автобусе? Что в это время делаете?
Участник: В окно смотрю. Думаю свои мысли.
ВК: Мысли думаете, они приходят, и что?..
Участник: И уходят.
ВК: И уходят… Так. Значит?..
Участник: …Это не творчество.
ВК: И что надо делать?
Участник: Ждать, когда приедешь? (Смех)
ВК: Нет. Показываю. Раз уж практика, так практика. Вот сумка, с которой я всегда езжу в метро и в троллейбусе. Вот здесь в ней лежит тетрадочка. Она с твёрдым переплётом, чтобы на неё можно было положить листок бумаги и писать. Здесь лежит ручечка. Здесь листочки бумаги разного формата. Поэтому я знаю, что сяду в автобус и буду работать. Не потому что я писатель. Я пишу не сказки и романы в это время. А потому что ко мне в это время придут какие-то мысли. Пришла мысль – я знаю, что мысль прилетает и улетает.
Я вот сейчас пишу сказку про червячка Игнатия, про птичек-мысличек, которые прилетают, почирикают и улетают. Если ты успел, её, так сказать, приветить, она с тобой останется, останутся какие-то свидетельства о ней. А не успел – тю-тю… Улетела. И даже вот с моими вот этими ловушками всякими (а у меня всюду ловушки, по всему дому: листочки, бумажки, чтобы если оказался на кухне, а не в комнате, то здесь смог бы записать сразу), даже все эти ловушки иногда не срабатывают… Или приходят две мысли сразу. Пока одну записываешь, другая улетает… Но я уже знаю, что надо записывать ту, которая тебе показалась важнее. Хотя бы её не упустить.
Участник: Откуда какие мысли прилетают, успеваете заметить, нет?
ВК: Хотел бы я это знать, откуда они прилетают…
Участник: Может, как-нибудь так: сконцентрироваться там, помедитировать, какие-нибудь другие техники использовать, чтобы поймать момент, откуда они берутся?
ВК: Для меня это всегда загадка. У меня есть подозрение, ну, не подозрение, а так я думаю, что кроме моего разума, есть ещё кое-что… Кто это писал?.. Велемир Хлебников, кажется: «Я верю, разум мировой земного много шире мозга». То есть существует ещё и некоторый сверхразум, который с нашим человеческим разумом как-то общается. Ведь наш разум человеческий, я считаю, не только с мозгом связан, но и с душой. А вот душа – это более загадочная субстанция…
Так что из какого источника, откуда – ну, я не знаю. Здесь во мне срабатывает уважение к Тайне. Я могу только сказать «Ой, пришло! Надо же!..» Иногда это очень обременительно, когда тебя что-то будит среди ночи, вытаскивает из нормального сна, нормального режима… Вдруг среди ночи тебя что-то расталкивает… Идёшь на кухню, ещё проснуться не успел, а уже берёшь лист бумаги и что-то пишешь… Иногда утром прочтёшь – абракадабра. Иногда прочтёшь: «Ой ты! Неужели это я придумал?..». Разный бывает опыт, но вот источник… – это нет, это трудно. Хочется думать, что откуда-то сверху все-таки… Мысли хорошие, светлые. Думаю, что тёмные приходят снизу, а хорошие – сверху.
Участник: Но если они откуда-то сверху, значит всё-таки это нельзя назвать творчеством?
ВК: Как?!.. Самое главное творчество! Что такое творчество?.. Прошу прощения, опять на свой религиозный язык переведу. Всё-таки я верующий, стараюсь об этом не забывать. Что значит верующий? Считаю, что есть Бог-творец, который создал всё, с чем мы имеем дело: и нас самих, и наш разум, и так далее. Творчество продолжается и сейчас – не то чтобы оно когда-то ровно шесть дней заняло – это образ, хорошая библейская притча. Творчество, творение мира продолжается каждый день, каждую секунду. Если я в нем участвую, почему же это не творчество? Это сотворчество. А настоящее творчество – всегда сотворчество. Не то что я вот выйду сейчас творить, а ты, Творец, там подожди, за дверью. Я вот натворю, а там посмотрим, может, у меня лучше получится. Это всегда сотворчество и тогда оно замечательно.
Участник: То есть творчество – это что-то сделать надо, в чём-то поучаствовать, что-нибудь сотворить такое-эдакое… (Смех.)
ВК: Да. Был такой поэт Николай Глазков. Может, это его стихи (не помню точно)?.. «Скворцы летят в дом скворчества. Творцы летят в дом творчества. И я там был, и дверь открыл. И кое-что там натворил…». (Смех.)
Дело не в том, чтобы что-то натворить. Дело в том, чтобы чувствовать себя вот в этом единстве, в состоянии сотворчества, ощущать, что вот это надо сделать, потому что так должно быть. Вот это творчество.
Например, я вот сейчас – прямо как Путин, как «раб на галерах» иногда себя ощущаю. Пишу-пишу, пишу-пишу. Думаю, как лучше слова подобрать. А иногда думаю: ну, сколько вообще можно, я уже на пенсии давно. Отпустите… А улизнуть не могу, это должно быть написано. Это должно быть.
Я написал пять книг про червячка Игнатия. Вот, могу помахать одной из них. Пять таких книг. Сейчас пишу шестую книгу про червячка Игнатия, для которой у меня нет издателя. Никто меня на эту книгу не побуждает писать, никаких стимулов внешних нет. Она называется «Червячок Игнатий и его размышления». Я хочу рассказать, до чего сам додумался, рассказать детям, хотя бы какие-то азы. Это ужасно интересно. Это должно быть. С одной стороны, раб на галерах, а с другой стороны, это же такое потрясающее рабство… Вот что такое творчество.
Участник: А эти сказки в Интернете есть?
ВК: Выставляю время от времени в своем «Живом журнале». Я уже написал эту книжку в виде сказок-крошек, то есть таких, что в каждой сказке не больше ста слов. Промоделировал основные представления, чтобы хотя бы таким образом уже книжка была. А теперь буду эти сказки писать уже в просторном виде. Но для этого понадобится много времени, учитывая, что ещё очень много другого хочется сделать. Но пишу всё-таки понемножку. Книжка из маленьких сказочек уже есть.
Антон: Весь комплект сказок где-нибудь в Интернете хранится?
ВК: Пока нет. Хранится на моей совести.
Антон: А сколько их?
ВК: Сказок-крошек?.. У меня есть книга, которая называется «Таблетки от несчастной жизни». В ней очень много сказок. Их вообще-то тысяча шестьсот с чем-то. Но пойди, найди издателя на такую книгу, если в сборнике «Добрая борода» всего триста сказок – и то когда-то долго пришлось искать издателя, и подстраиваться под его вкусы, под его капризы, чтобы издали книгу. Это не так просто. А сказок много. Не дошли руки всё это привести в нормальный вид. Нет литературного секретаря с интернет-навыками. Точнее, нет денег на его оплату. Так что, если кто захочет добровольцем пойти, буду очень рад. Можно дистанционно… На чём мы остановились?
Участник: На правилах жизни.
ВК: А! Я прочёл только первое?
Из зала: Два.