Глава 10
…Утро случилось ветреным. На Онеге поднялась волна. Отчаливший теплоход на Кижи сильно качало. Но, после часа болтанки по зыбким озёрным «ухабам» мы, наконец, причалили к пристани на острове.
…Ну, что вам рассказать про остров Кижи? Здесь всё ещё живёт солнечный бог Гипербореи…
Погода на Русском Севере, в общем, очень переменчива. Меняться может по нескольку раз на дню. Но мне повезло. День выдался ясным, тёплым и тихим. И легкокрылая чудо – лебедь, церковь Преображения, смотрелась, на фоне яркого, ультрамаринового неба, не реально – сказочно. Словно бы, парящею над землей… И, если вы её ещё не видели – (Фото – не в счёт. Они не передают того великолепия и восторга, кое даровано вам будет в реале) – то поспешите. Ибо, ежегодно, молнии попадают в устремлённые к Небесам купола… Горят деревянные храмы Севера. И гниют. Потому, от Гипребореи и не остаётся материальных следов. Многие тысячелетия была она деревянной. Без камня и металлов обходилась… Потому и – живуче заблуждение, будто Русский Север, исторически, – совсем молод. Ничего ведь, из построенного предками ранее 16-ого века, до нас не дошло. Значит, ничего раньше …как бы и не было. А я вот думаю: для того, чтобы, к примеру, появилось это многоярусное, многоглавое волшебство Кижей, без единого гвоздя воздвигнутое, должны были, прежде, пройти тысячелетия наработки практического опыта в деревянном северном зодчестве.
…Эта цивилизация была полностью самодостаточной. Всё, нужное ей, для жизни, она производила сама, используя лишь возобновляемые природные ресурсы. Восходящая своими истоками в туманные палеолитические тысячелетия, она, в принципе, сохранила навыки и способность обходиться без металлов, производство которых человечество освоило лишь в те времена, когда северная Гиперборейская цивилизация уже достигла своего расцвета. И, вплоть до своего недавнего, по историческим меркам, угасания, она использовала металлы – по минимуму. Минимум инструментов (в основном – топор). Дома и храмы – безгвоздные… Даже обручи на бочонках делались из …древесины же: из ивовых прутьев. Словосочетание: «деревянная печная труба» (к примеру) звучит, для тех, кто – не в теме, анекдотично. А выражение «топить по-чёрному» ассоциируется с убожеством и бедностью. И то и другое …не всегда верно. В прежние свои поездки по северАм я не раз обращал внимание на то, что трубы больших старинных домов, вроде как …из дерева многие сделаны. Так оно и оказалось. Многие поморские дома, для более экономичного использования запасов дров, практиковали отопление «по-чёрному». Внутри домов, потолок, выше верхних полок с горшками, и балки – потемневшие от копоти. Дым из печи сначала выходил в помещение, поднимался к потолку, остывая, отдавал дополнительно тепло дому. Хозяева отслеживали, чтобы дым не опускался ниже полки с горшками (загнетки). Для этого в потолке периодически открывали задвижку и остывший, лишний дым выпускался в …деревянную трубу. Сложно. Но, в большом доме это давало значительную экономию дров. (Заготавливаемых, замечу вам, вручную). Смекалка народа, способность делать из дерева …буквально всё, рационально тратя на это время и силы, порою, просто восхищают.
…Гулял по острову. Осматривал замечательно продуманные, толково обустроенные дома «островитян» прежних, одухотворённых времён. «Потерянный рай»… С детства рай, в массово – бытовом о нём представлении, казался мне местом …скучным. А, помноженный на Вечность, он становится …скучным невыносимо. Это – примерно – как отдых на тёплом море: первую неделю – приятно. Потом – …потихоньку начинает тяготить…
Неожиданное, косвенное подтверждение такому моему представлению о рае я прочёл, в отроческом возрасте, у Джека Лондона. В одном из его рассказов, где действие происходит, как раз на одном из тропических райских островов, он вскользь упоминает, что продолжительность жизни там – довольно коротка. Постоянный комфорт и однообразие бытия …старят и убивают аборигенов лет за 40…
А вот, если б было позволительно себе рай выбирать, я б, пожалуй, выбрал бы …жизнь помора на Русском Севере. Веков за 6—8, до нынешних времён… (Только, желательно, – без комаров). Дежавю… Оно постоянно сопровождает меня в путешествиях по северАм…
Прежняя жизнь в этом крае, (каковой я её себе представляю, из своих наблюдений), была, во всех смыслах, достойною человека. Сочетала в себе приличный, для своего времени, материальный уровень, созданный личным трудом, с высокими этическими устоями. Цивилизация Русского Севера, по-моему – самая человечная из всех исторических цивилизаций. Потому, что создавалась она свободными людьми – труженниками. Все прочие цивилизации были основаны на рабском труде.
А здесь люди жили, руководствуясь одними лишь нравственными понятиями и моральными принципами. Вполне – себе обходясь без администрации, полиции, армии, тюрем… (Все эти, обязательные атрибуты любого государства, конечно, появилось, в конце концов, и на Русском Севере. Но, исторически, – относительно недавно. Долгие века, суровый климат, бездорожье и расстояния защищали Север от этих достижений …«цивилизованных» социумов. Общества, не имеющие структур государства: чиновников, парламентов, записанных сводов законов – принято считать примитивными. До-государственное общество русов на Русском Севере, основанное лишь на принципах духовности и морали, я называю …совершенным).
…А, красноречивее всего, человека и его общество характеризует жизненный уклад, жилище. И, судя по сохранённым здесь, старинным домам, все тут жили одинаково. Одинаково хорошо. Тесных избёнок, в три окна, характерных для остальной, закабалённой, Большой России, я здесь не видел. И, вдвойне красноречив сей штрих, когда доподлинно известно: этот достойный дом человек построил сам, своими руками, знаниями, практическим опытом предков и смекалкой. Помор, это человек с ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. И образование своё он начинал получать с рождения. Обучаясь сложной науке человеческой жизни в равновесии и гармонии с северной природой. Это образование вполне позволяло ему прийти на новое, дикое место, с одним лишь топором, и построить на нём дом, усадьбу. Создать всю необходимую, самодостаточную инфраструктуру, для себя и своей семьи. Таких, же, как на острове Кижи, просторных изб, в северных лесах, по берегам рек и озёр, сохранилось ещё немало. К сожалению, большею частью, уже покинутых. Разрушающихся. «Цивилизация», подобно чуме, собирает и здесь, на севере, свою жатву…
…Однако, по времени, близился вечер. Надо было успеть на обратную, в Петрозаводск, «ракету». Свою НИВУ, с навьюченным на её верхний багажник, походным снаряжением, я оставил на Петрозаводской набережной, у речного вокзала. И (останься она там на ночь) утром я это снаряжение вряд ли бы увидел. Город – есть город. Что – на Севере, что на Юге…