Приходы и церкви города Белева и уезда
Белев лежит под 53 град. 48 мин. с. ш. и 53 град. 49 мин. в. д… Он расположен амфитеатром по левому высокому, часто обрывистому, берегу р. Оки и по речкам Малой Вырке и теперь уже пересохшим Белевке, Карцовке и Панинковке. Завырская часть города занимает сравнительно низменное место, так что, при весеннем разлитии Оки, она заливается водою. От губернского города Белев отделен 125 верстным расстоянием. Время основания Белева с точностью неизвестно, но по всем данным он принадлежит к древнейшим городам Тульской губернии. По предположениям основанным на названии Белева, а равно на названиях разных мест и урочищ, неподалеку от Белева, основание ему в виде, разумеется, сторожевого пункта положено еще было Хазарами в половине IX-го века, когда они подчинили себе древних обитателей этого края Вятичей. Неподалеку от Белева в настоящее время существуют местности с такими названиями: Козаровская пустошь, Козаровский верх, речка Козарь, дер. Козарь и речка Козарка, а неподалеку от Новосиля на р. Неруче с. Козарь. Все эти названия указывают, что в стране Вятичей, действительно, некогда господствовали Козары, и следы своего господства оставили в названиях. По летописи господство Козар над Вятичами относится в 859 г., когда они наложили дань «по беле вешице от дыма». Чтобы держать в повиновении это свободолюбивое славянское племя, Козары, без сомнения, построили и тут сторожевой пункт, который вместе с тем мог быть и складочным пунктом для собираемой ими дани. Возможно этим сторожевым пунктом был нынешний город Белев. Может быть в первоначальном названии города, изменившегося и сократившегося в настоящее (время), слышалось отчетливое указание на его значение, как складочного места хозарской дани. Ничего нет невероятного, что первоначальное название этого хозарского города было Беловекшеск, которое потом путем сокращений перешло в Белев, подобно тому, как и летописные названия городов Вятичевеск, Карачевеск сократились в Вятичев и Карачев (Подробности смотри в статье прот. М.Бурцева о древности существования Белева. Тульск. Епарх. В. 1891 г. №№ 22–24.). Под названием Белева летописец в первый раз упоминает о городе под 1147 г., относя его к уделу одной ветви князей Черниговских, которые владели им приблизительно до половины XIV-го века, когда он перешел в руки князей Одоевских. В 1407 г. Белев взят был вместе с Одоевом литовским князем Виттовтом и под владычеством литовским находился до конца XV-го столетия. В 1438 году в Белеве скрывался от преследований своего брата Кичим-Ахмата Казанский царь Улу-Махмет, но вынужден был В.В.Темным в том же году оставить этот город. В 1468 г. литовское правительство, имея в виду распространение унии в Белеве, отдало его в удел Василию Романовичу, брату Одоевского князя Льва Романовича: но ни Василий Романович, ни последующие князья белевские не обнаружили готовности служить Литве; мало по малу они, не отступая от православия, стали переходить к великому князю Московскому, и в 1492 г., по мирному договору, Литва должна была отступиться от Белева в пользу Иоанна III-го. При Иоанне Грозном Белев причислен был к опричнине. Находясь под верховною властью князей московских, белевские князья участвовали почти во всех походах московского князя. Верным Москве и ее законному Государю оставался Белев и во все продолжение смутного времени, не раз стойко отражая нападение польских войск. Во время первой польской войны, которую вел уже Михаил Федорович, под стенами города появился польских воевода Чаплинский, но был с уроном отбит. С тех пор Белев не испытывал более никаких политических бедствий и в конце царствия Алексея Михайловича он сделался уже значительным городом в торгово – промышленном отношении. В последующее время ему пришлось пострадать неоднократно от пожаров, из которых самым опустошительным был в 1719 году. В гражданском отношении Белев в 1708 г. был приписан к Киевской губ., в 1766 г. к Орловской провинции Белгородской губернии; а 1777 г., с открытием Тульского наместничества, отнесен к нему с значением уездного города, с таким же значением он вошел в состав Тульской Губернии (1797). В церковном отношении Белев зависел сначала от епископов Черниговских, а потом от Рязанских. С открытием Крутицкой епархии (1261), он причислен был к этой епархии и в ведении ее находился до самого закрытия ее в 1788 г. с этого же года и до 1799 года он входил в состав Коломенской епархии; с открытием Тульской епархии (1799 г.) причислен к последней. Патриарх Иоаким предлагал в Белеве открыть епископскую кафедру, но, за кончиною царя Федора Алексеевича и стрелецкими бунтами, это не осуществилось. В 1826 г. 4-го маяв Белеве скончалась Императрица Елизавета Алексеевна, возвращавшаяся из Таганрога, после кончины своего супруга Александра I-го. В настоящее время в Белеве около 10 тыс. жителей, для коих имеется 14 церквей.
Афонасия-Кириловская соборная церковь. Приход этой церкви первоначально, вероятно, находился вблизи самой церкви, в так называемой «Георгиевской селидебной слободе», и только лишь в последствии, по причине частых опустошений г. Белева татарами, литовцами и большими пожарами, прихожане этой церкви расселились по разным частям города. Но с разделением городских приходов по кварталам в 1880 г., приход этот занимает определенный район в городе. Название свое приход получил по храму; а так как храм по историческим актам известен то под именем Афонасия – Кирилловского, то Георгиевского, то и приход именовался то Афонасие – Кирилловским, то Георгиевским. Когда образовался приход этой церкви, сказать нет возможности, но их писцовых книг 1621 г. видно, что он в это время уже существовал. В настоящее время в приходе числится 253 д.м.п. и 291 ж.п. По сословному положению прихожане, как и вообще городские обыватели, представляют большое разнообразие: состоят из купцов, мещан, чиновников, военных и крестьян. Самые ранние сведения о приходском храме относятся к 1621 г. Из писцовых книг этого года видно, что Афонасие – Кирилловская церковь была деревянною. В 1757 г. эта церковь сгорела и вместо ней построена настоящая каменная церковь «общим приходских людей контом» в 1757–1761 гг. Для совершения богослужения прежде устроен был в трапезной части храма придел, с правой стороны, во имя влчк. Георгия, почему эта церковь и получила название Георгиевской. Настоящий же храм, во имя свв. Афонасия и Кирилла Александрийских, окончательно устроен около 1788 г. В 1790 г. усердием ц. старосты Волкова и прихожан, на левой стороне трапезы, устроен другой придел во имя иконы Владимирской Богоматери. Дальнейшая история храма состоит в различных поновлениях и поправках его внутри и снаружи; из них наиболее крупная состояла в замене старых иконостасов в трапезной церкви новыми в 1864 г. на пожертвования приходских купцов, бр. Субботиных (500 р.) и Курабцева (1000 р.). В 1880 г. Афонасие – Кириловская церковь назначена соборною вместо Спаспреображенского монастыря. В храме имеются иконы замечательные своей древностью: 1) образ свв. Афонасия и Кирилла Александрийских, бывший местным образом в прежней церкви. До пяти раз он был поновляем, но не смотря на это, на нем сохранились ясные признаки древности; 2) образ вмчк. Георгия, также бывший местным в прежней церкви; 3) образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особенно чтимый как прихожанами, так и посторонними и 4) образ св. Николая Чудотворца. Достойны также особенного внимания две вещи, служащие памятниками пребывания в церкви в Бозе почившей Государыни, Императрицы Елисаветы Алексеевны: балдахин, висевший над гробом Ее Величества среди настоящей церкви, и хоругвь, из пунцового бархата, присланная от Императорского Двора в 1827 г. (Полнее см. ист. этой ц. в Тульских Е.В. 1867 №№ 1 и 2. Очерк свящ. Державина.)
На содержание храма получаются % с 1280 руб. Причт состоит из священника, диакона и двух псаломщиков, из коих один сверхштатный. Для содержания причта получается % с 3238 р. И 600 р. Аренды с церковной земли, коей имеется: усад. 974 с., полевой м сенокосной вместе с неудобною 114 д. 656 с. Для помещения диакона имеется церковный дом.
Богородицерождественская. Приход этой церкви в настоящее время занимает три квартала (3,4 и 7) в городе и нижнюю сторону нижней слободки, с населением в 108 д.м.п. и около такого же количества ж.п. когда возник приход этой церкви, за не имением каких бы то ни было данных, сказать нет возможности. Несомненно только одно, что он принадлежит к числу древнейших приходов г. Белева, так как приходская церковь, во имя Рождества Богородицы, по первоначальному своему возникновению, одна из пяти древнейших церквей г. Белева, и предание справедливо ее самою древнею. Из писцовых книг 1614 г. и других письменных актов XVII ст., видно, что Богородицерождественская церковь с приделом свв. Бориса и Глеба, существовала задолго до 1614 г. и ранее этого года сожжена была литовскими людьми. Из тех же памятников видно, что около этой церкви существовали в XVII ст. церкви во имя Стефана Исповедника, с приделами вмчц. Екатерины, и церковь во имя преп. Сергия. История этих двух церквей сливается потом с историей Богородицерождественской церкви. По всем соображениям начало существования в Белеве означенных трех церквей нужно относить ко временам значительно ранее XVII ст., и, может быть, ко временам Белевских князей, которым предание приписывает пожалование к этим церквам мельницы на Вырке. – кто были первоначальными строителями этих церквей, равно и почему нужно было в одном месте построить три церкви, неизвестно. Можно предположить, что одни из них существовала как холодная, другая, как теплая. Можно думать, что две из них, или по крайней мере одна, построены были как обетые церкви. В древней Руси было в обычай у прихожан во время какого-нибудь общественного бедствия строить церкви по обету в честь дневного или другого святого. Такие церкви общими силами приходя строились, обыкновенно, в один день и назывались обыденными. Иногда таких церквей в приходе выстаивалось несколько. Дальнейшие моменты в истории этих церквей таковы. Церковь Рождества Богородицы, сожженная литовцами, была восстановлена около 1630 г. игуменом Спаспреображенского монастыря Геласием, с бывшим в ней приделом во имя Бориса и Глеба, и была холодною. Вместо обветшавшей церкви Стефановской, им же построена теплая церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя, с приделами Стефана Исповедника и вмчц. Екатерины. С 1619 г. все три церкви составляли как бы собственность игумена Геласия и эту собственность по поступной грамоте в 1650 г. он передал в потомственное владение дочери своей, вдовой попадье Ксении с детьми и внуками и брату своему Сергиевскому попу Петру с его детьми и внуками. Долго ли существовали после того отдельно все тир церкви, и какова была судьба их, достоверных сведений о том не имеется. Можно полагать, что они существовали до большого пожара в 1719 г., истребившего почти весь город. Достоверность этого предположения подтверждается тем, что в том же 1719 г. усердием прихожан была вновь заложена церковь Рождества Пресвятые Богородицы с приделом преп. Сергия Радонежского, но уже не деревянным, в каменным зданием, существующего и доселе. Это была первая каменная церковь в Белеве. Во время пожара в 1801 г. церковь эта едва не сгорела. Около 1810 г. в трапезе ее устроен другой придел во имя Чудотворца Николая. В настоящее время церковь эта по наружному своему виду отличается древностию архитектуры. Колокольня ее была заново устроена в 1876 г., а в 1888 г. на средства церковного старосты Н. В. Киселева в трапезе устроены новые иконостасы. Иконостас же главной церкви существует без изменения со времени построения храма. Из предметов храма по своей древности заслуживают внимания Евангелие 1628 г. и некоторые иконы, напр., вмчц. Екатерины, Бориса и Глеба, Владимира и Модеста и Рождества Пресв. Богородицы (Полнее см. ист. этой ц. в очерках свящ. Бурцева. Тульск. Е. В. 1868 №№ 22–24 и 1869 №№ 1–2).
На содержание храма получаются: 1) 1/3 % с 400, 1/2 % с 800 р. и % со 100 р.; 2) в пользу церкви и бедных прихожан поступают две части % с 1468 р.; 3) в пользу же церкви идет половина дохода с 10 д. 215 с. земли, завещанной церкви мещанином Жуковым. Земля эта приносит церкви дохода 25 р.
Причт состоит из священника и псаломщика. На содержание его получаются % с 4609 р. 32 к.; кроме того, 150 р. причт получает арендной платы за мельницу на р. Вырке, владение которою за причтом утверждено грамотою царя Михаила Феодоровича. Церковной земли имеется: усад. 460 с., полевой 69 д. 2252 с.
Владимирская. Приход этой церкви состоит из городской части и Пушкарской слободы в 1 1/4 в. от храма. Население городское состоит из лиц разных сословий, население Пушкарской слободы составляют крестьяне; всех прихожан числится 215 м. п. и 238 ж. п. Возникновение прихода этой церкви, разумеется, в ином составе относится к 1-й половине XVII ст. Из сохранившейся в архиве этой церкви копии с грамоты царя Михаила Феодоровича от 7-го мая 1633 г. видно, что Владимирская церковь не только существовала, но и наделена была землею, имела свой причт, а след. и приход. Из Дозорной же книги г. Белева от 1620 г. видно, что церковь эта существовала уже в этом году, но надо полагать, существовала как бесприходная, приписанная к какой-либо другой церкви, не имевшая своего причта и церковной земли, а потому и не вошедшая в писцовые книги 1630 г. Какова была судьба этой церкви от начала ее существования до половины XVIII в., каким зданием она существовала – каменным или деревянным – сохранилась ли она во время пожара 1719 года и если не сохранилась то когда и кем была восстановлена, сведений о том никаких не сохранилось. Скорее всего, она погибла во время пожара. В 1757 г. Владимирская церковь вновь построена деревянным зданием, но в том же году сгорела. В каком году эта церковь построена была каменным зданием неизвестно; по сходству ее архитектуры с архитектурою церквей Воскресенской заложенной в 1760 г., и Афанасие-Кирилловской, заложенной около того же времени, можно относить постройку ее к этому же времени. Строителями ее были белевские помещики Арбузовы. Кроме главного алтаря во имя Владимирской Божией Матери, в церкви имеется придел теплый с алтарем во имя св. Евангелиста Иоанна Богослова. Придел этот устроен в 1792 г. Из дальнейшей истории ее существования известно только лишь то что а) в 1801 г. она подвергалась опасности от огня и б) придел Иоанна Богослова был перестроен в 1845 с заменою иконостаса его новым. Эта поправка произведена на средства ц. старосты В. В. Петрова. Из икон и предметов храма, заслуживающих внимания по своей древности следующие: 1) древняя икона Нерукотворенного образа принесенная во Владимирскую церковь как известно из часовни бывшей в мясных рядах и доселе чтимая торговцами мясного ряда; 2) икона Св. Троицы весьма замечательная по своему древнему письму: внизу на ней есть следующая подпись: «писана лета от Рождества Христова 1193». К сожалению, существующая ныне надпись возобновлена лет 50 тому назад и написана уже новым печатным шрифтом; 3) икона Владимирской Богоматери и священномученика Антипия. Последним две иконы перенесены в эту церковь из дома храмоздателей Арбузовых после смерти последних; они обе особенно чтимы прихожанами и посторонними. Есть в храме две оловянные и две малые медные дарохранительницы и дароносицы, хранящиеся в церкви, как древность (Подробнее см. истор. этой ц. в очерке свящ. Бурцева. Тульск. Е.В. 1870 №№ 17-221).
На содержание храма получаются % с 307 р. 30 к. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с 1492 р. 70 к. Церковной земли имеется кроме усадебной полевой 51 д. 277 с. сенокосной 2 д. 400 с. и неудобной 2 д. 900 с. С 1893 г. в приходе существует Мироносицко-Владимирская школа грамоты.
Вознесенская (единоверческая). Вознесенская церковь стоит на возвышенном берегу речки Малой Вырки, невдалеке от впадения ее в Оку на большой Козельской улице. Прихожане ее рассеяны по всему городу и в этом отношении она представляет из себя единственную в городе церковь не имеющую определенного района своего прихода. Приход этой церкви получил свое начало с устройством этой церкви в 1818 году. Всех прихожан этой церкви числится 180 д. м. п. и 193 ж. п. Раскольников и сектантов в семьях единоверцев осталось не более 20 человек но они не чуждаются общения ни с единоверцами ни с православными; есть надежда что через некоторое время не останется ни одного раскольника или сектанта в приходе этой церкви. Кроме городских обывателей к приходу принадлежат единоверцы деревень Ганшиной и Ходыкиной. Единоверческая церковь во имя Вознесения Господня, устроена была в 1818 году первоначально в жилом доме а в настоящий свой вид приведена была в 1840 г. белевским купцом М. И. Федосеевым. Никаких сведений ни о первоначальном устройстве этого храма ни о переустройстве его в 1840 году не имеется. Придельный храм есть в куполе во имя Архистратига Михаила устроенный М. И. Федосеевым в 1840 г. Храм весь каменный с такою же колокольнею. Особенно чтимые иконы в храме следующие: 1) образ Казанской Божией Матери; 2) Успения Пресвятой Богородицы; 3) икона св. вмчк. Пантелеймона с Афона священная при гробе Господнем и пожертвованная купцом Д. М. Федосеевым в память чудесного спасения всего Царского Семейства при крушении поезда близ станции Борки; 4) икона св. Иоанна Предтечи и 5) икона Знамения Божией Матери. Из древних книг имеются только три; 1) Евангелие 1605 г., печатанное при патр. Гермогене, 2) Евангелие 1637 г., печатанное при п. Иоасафе и 3) Евангелие 1644 года, печатанное при п. Иосифе. На содержание храма получаются % с 3393 р. 50 к.
Причт церкви состоит из одного священника; на наем же уставщиков назначается от прихожан 85 р. В пользу причта получаются % с 1907 р. 50 к. Для помещения священника имеется церковный дом.
Воскресенская. Воскресенская церковь стоит на, возвышенном ровном месте в виде длинного высокого мыса, между речками Малою Выркою и Карцовкой, в юго-западной окраине города, на левом берегу нижнего течения Малой Вырки. Приход ее расположен отчасти на этом же мысу а больше всего по скату этого мыса к Вырке, и на другом подобном же мысе за Карцовкою. По всей вероятности, в глубокой древности местность, занимаемая им теперь, составляла две отдельные слободы с имевшимися в них большими земляными укреплениями. Церковь теперь стоит почти в самом центре прихода и в этом отношении представляет собою единственную церковь в гор. Белеве. Приход Воскресенской церкви получил свое начало в отдаленной древности и, по всей вероятности, вначале состоял из одной только «Воскресенской Селидебной слободы», о коей упоминается в писцовых книгах XVII в. и которая потом вошла в состав посада г. Белева, так что в начале XVII в. самая церковь по тем же книгам значится стоящею на посаде а жители теперешних Воскресенских улиц «посадскими людьми». Впоследствии, неизвестно по каким причинам может быть вследствие нового расселения всех вообще жителей Белова по новым местам после большого пожара 1719 года, когда весь город сгорел и все церкви погорели прихожане Воскресенской церкви рассеялись по всему городу и притом так неудобно что вблизи церкви в районе теперешней городской части прихода, в 1850–1880 гг. находилось всего только пять приходских домов. В теперешнем своем составе приход Воскресенской церкви получил свое начало уже в 1880 г. Кроме городской части в состав прихода входит Игумнова, или Подмонастырская Слобода. Общее население прихода составляют 439 д. м. п. и 477 д. ж. п. Большая часть прихожан состоит из мещан и крестьян, меньшая – из купцов, чиновников и военных. В приходе есть несколько человек раскольников – поморцев (2) и беглопоповцев (3). Большинство прихожан занимается торговлею и разного рода ремеслами. А женщины все почти чуть не поголовно, начиная с 6-тилетнего возраста и кончая 80-тилетними старухами занимаются плетением кружев которые они сдают многочисленным в городе торговцам, отправляющим их в С.-Петербург, Москву, Харьков, Одессу, Киев и Варшаву, откуда они отчасти идут в Париж. В какое именно время Воскресенская церковь получила свое начало, с несомненною достоверностию определить невозможно. Первые сведения о ней восходят лишь к началу XVII в., но из этих сведений можно заключать, что она существовала в Белеве задолго до XVII века, как церковь самостоятельная и принадлежит к числу древнейших церквей г. Белева. Основываясь на том, что церковь эта вместе с Успенскою, Сретенскою, Покровскою и Богородицерождественскою, наделена была землею древними князьями Белевскими или даже еще Новосильскими в пустоши Володинской, а «Бощино Новосильская тож», как это видно из писцовых книг 1630 г., можно думать, что начало существования этой церкви восходит по крайней мере к началу XV века, если еще не ранее. Предание, сохранившееся в Белеве даже до сего времени, говорит, что Воскресенская церковь построена в память одной битвы белевцев с татарами на берегу р. Малой Вырки, близ того места, где теперь стоит Воскресенская церковь, случившейся в день обновления храма Воскресения Христова 13 сентября и окончившейся поражением татар, от коих белевцы отбивались бревнами. Таким образом, в народном предании церковь эта является народным памятником, созданным в благодарность Господу за дарование белевцам победы над неверными татарами. Достоверность этого предания подтверждается и вещественными памятниками, находимыми в земле близ теперешней Воскресенской церкви. Из писцовых книг и выписей из них начала XVII в. видно, что Воскресенская церковь была деревянная, построенная «клетики», т. е. рубленная клеткою и при ней была другая церковь св. мчц. Параскевы нареченная Пятница. Когда эта последняя церковь получила начало, неизвестно. Известно лишь то, что в 1685 году ее уже не было. Из истории древней Воскресенской церкви известно лишь то, что: а) она «изстари», едва ли не со времен Иоанна Грозного, была «ружною», и руга получалась ею из царской казны, за совершение в ней «царского богомолия», в XVII ст. из Приказа Большого дворца в Москве, а в XVIII из таможенных доходов; б) в 1719 году, во время великого белевского пожара, она сгорела, но древние иконы ее были спасены. Чрез 6 лет она снова была построена деревянным зданием и освящена 21 мая 1726 г. Когда, кем и по каким побуждениям в этой церкви устроен придел во имя иконы Тихвинской Божией Матери, неизвестно. 27 июня 1757 года церковь эта сгорела до основания, но иконы и церковная утварь были спасены. 9-го июля 1760 года заложена была в то же наименование и с таким же приделом каменная церковь, существующая доселе. Чрез 9 лет, именно 20 декабря 1769 г., был освящен ее Тихвинский придел, а настоящая церковь была окончена и освящена только через 31 год, именно 11 сентября 1791 года. Главными строителями храма были прихожане его, братья Алексей, Василий, Иоанн и Стефан Басовы, но кроме них живейшее участие в постройке храма принимал бывший тогда настоятель церкви, священник Илия Львович. Для сбора пожертвований он с иконою Шуйской Богородицы лично отправлялся ежегодно в Курск, Харьков, Полтаву и др. города. В пору же окончательной отделки храма главными деятелями были, кроме священника Илии Львовича, сын его Феодор Ададуров, церковный староста Иосиф Вас. Бобков и особенно сын его Николай Иосиф. Бобков. Главными средствами к построению и украшению храма служили не столько собственные пожертвования строителей, сколько пожертвования посторонних людей, собранные по книжкам в Белеве, С.Петербурге, на юге России и в войске во время войн персидской, турецкой и даже италиано-французской. По недостатку средств вновь устроенный храм был тесен и не имел колокольни, которая была уже построена после старостою Н. Бобковым на добровольные пожертвования. Дальнейшая история Воскресенской церкви состояла в разных поновлениях и поправках ее внутри и снаружи. Так, в 1804 году Николаем Иосиф. Бобковым, вместе с церк. старостою В. П. Басовым, для Тихвинского придела устроен новый иконостас вместо прежнего, уцелевшего от пожара 1757 года. В 1849 г. трапезная церковь была расширена чрез соединение ее с колокольнею. В 1859 – 60 с. церк. старостою Андр. Мих. Сорокиным и матерью его Елисаветою Андреевною, в память покойного мужа ее Михаила Ильина с левой стороны трапезы устроен придел во имя преп. Михаила Малеина. Но с устройством этого иконостаса в трапезной церкви получилась большая несимметричность: Тихвинский придел был и шире и длиннее Михайловского, дверь из трапезной в настоящую была узка и низка, акустичности в церкви не было никакой, так что летом не только чтения, но даже и пения в трапезной не было слышно. В 1880 г. все эти неудобства были устранены: прежний иконостас заменен был новым одинакового размера с иконостасом Михайловского придела, трапезная церковь соединена с настоящею аркою и широкими дверьми. Все это сделано на добровольные пожертвования, причем более крупные жертвы сделаны церковным старостою Никитою Мих. Моренковым (1150 р.) и священником Михаилом Феод. Бурцевым (600 р.). Прежний же иконостас Тихвинского придела помещен в притворе храма. В 1891 г. произведены новые поправки и поновления в храме. Благодаря этим поправкам храм сделался одним из лучших храмов в г. Белеве по своему внешнему виду и внутреннему благоустройству. Некоторые иконы храма отличаются своею древностию; таковы: 1) икона Знамения Божией Матери, 2) икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, 3) икона Воскресения Христова и 4) икона св. Николая Ратного, а в часовне под колокольнею стоит весьма замечательный по своей древности образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле; за него раскольники давали 400 руб., несмотря на то, что Спаситель изображен с православным сложением перстов для благословения (Подробнее ист. этой ц. см. в очерках свящ. Бурцева. Тульск. Е.В.1867,1868 и 1871 гг.). На содержание храма получаются % с 1340 р.
Причт состоит из священника и псаломщика. Для помещения их имеется церковный дом; в пользу причта получаются % с 2480 р. Церковной земли имеется: усад. 740 саж., луговой 2/4 д. и полевой 29 ¼ д. С 1867 г. в приходе существует ц. – приходское попечительство, а в 1893 г. открыта школа грамоты.
Елисаветинская, что во вдовьем доме (бесприходная). Церковь эта вместе с вдовьим домом, в котором она помещается, в простом народе известна под именем Дворца. Такое название получилось оттого, что в этом доме всегда проездом останавливалась и здесь 4-го мая 1826 г. скончалась императрица Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра Благословенного. Дом этот принадлежал купцам Дорофеевым; каменное здание дома, очень прочное и в настоящее время, по-видимому, построено в конце XVIII ст. В память кончины в нем государыни правительство приобрело этот дом за 60 тыс. рублей для помещения вдов разных сословий, каковых в настоящее время живет в доме 24 человека. Вдовий дом открыт был в 1827 году. В доме устроена церковь, освященная в этом же году во имя св. и праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, соименной в Бозе почившей Государыни. Иконостас для этой церкви взят из походной церкви императора Александра 1 и, по преданию, был при Государе в Париже. Св. иконы, расположенные в один ярус, писаны на полотне профессором Шебуевым. В прежнее время ремонт церковного помещения производился Приказом общественного призрения, а после его уничтожения – Тульским губернским земством. На богослужебные принадлежности до 1837 г. выдавалось по 200 р., но выдача эта прекратилась, когда купец Сабинин изъявил желание сделаться церковным старостой этого храма. На содержание храма получаются % с 925 руб. Причт при церкви состоит из священника и псаломщика, для его помещения имеются казенные квартиры с отоплением и освещением.
Причт получает жалованье от земства: священник 240 руб., псаломщик 100 руб., кроме того, причт пользуется % с 1343 руб. В саду при вдовьем доме устроен мраморный памятник с бронзовой на нем царской короной; под ним в металлическом ящике зарыты внутренности умершей государыни после бальзамирования ее тела.
Мироносицкая. Приход этой церкви расположен близ окраин города; кроме части города, в состав его входит Вишневецкая Слобода в недалеком расстоянии от храма. Всех прихожан числится 242 м. п. и 327 ж. п. О времени возникновения прихода не сохранилось никаких сведений. Известно только, что церковь во имя свв. жен Мироносиц существовала уже в XVII столетии, что видно из грамоты царя Михаила Феодоровича, помещенной в писцовых книгах г. Белева, в Дураковском стану под № 43. Здесь говорится о наделе землею Матвеевского попа в общем владении с попом мироносицким Феодором. Несомненно, первоначальный храм был деревянный. Когда построен был существующий, теперь каменный храм, неизвестно. По клировым ведомостям главный престол его освящен в 1786 г. В 1801 г. храм подвергался опасности от огня и несколько обгорел снаружи: храм подвергался неоднократным поновлениям главным образом внутри. Особенным усердием в украшении храма отличались церковные старосты купцы: Мих. Александр. Истомин, Ив. Мих. Евстратов. Последний на устройство нового иконостаса в главном храме и на ремонт всего храма употребил около 10 тыс. рублей из своих личных средств. Кроме главного алтаря, в храме имеются теплые придельные: во имя св. Иоанна Предтечи с левой стороны и во имя вмчк. Димитрия Солунского с правой, освященные 19 сен. 1864 г. На содержание храма получаются % с 1100 руб.
Приходский причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с 2435 руб. Церковной земли имеется: полевой 48 1/2 д., луговой 4 1/2 д. При церкви есть ц. – приходское попечительство, открытое с 1893 г. С 1893 г. в приходе открыта школа грамоты, названная Владимирско-мироносицкой, потому что открыта для двух приходов.
Никольская, что в Казачьей слободе. Приход этой церкви лежит в северной части города, на левом возвышенном берегу р. Оки, и в гигиеническом отношении отличается большими удобствами. В отличие от другого Николаевского прихода на посаде приход этот называется Николаевским, что в Казачьей слободе, потому что коренные его прихожане – бывшие казаки, жившие прежде в самом городе и выселенные потом за город в особую слободу. Кроме этой слободы, в состав прихода входят несколько городских кварталов, а в 1879 г. к нему присоединена дер. Умрышенки в 7-ми в. от храма. Всех прихожан числится 421 м. п. и 412 ж. п. Ни о времени возникновения прихода, ни из истории первоначального приходского храма сведений никаких не сохранилось. Настоящий каменный храм во имя св. Николая Чудотворца и пр. Михаила Малеина, как видно из надписи на храмозданном кресте, освящен был в 1811 г.; но как строился этот храм и на какие средства, неизвестно. В 1814 г. в теплом приделе этого храма освящен алтарь во имя св. Сергия Радонежского. По сохранившемуся преданию, этот придел построен был на деньги, переданные во время Отечественной войны 1812 г. одним умиравшим фельдфебелем Сергеем маркитанту Сныховскому с тем, чтобы он употребил их на благоустройство храма. По возвращении в Белев Сныховский передал эти деньги белевскому казначею Сергею В. Сечкину, стараниями которого и был устроен этот придел. Но настоящий храм – не первый в приходе. Не подлежит сомнению, что Никольская церковь существовала уже в начале XVIII столетия: в «переписной книге (ландратской)» она уже значится, и при ней значатся два священника и два дьячка. После своего построения в 1811 г. храм подвергался неоднократным поправкам и поновлениям внутри и снаружи. Эти поправки заключались в расширении трапезной части и постройке колокольни; эти работы были произведены в 1843–1846 гг. при особом старании ц. старосты Н. И. Богданова. Особенно чтимые иконы храма св. Чудотворца Николая и Черниговской Божией Матери. На содержание храма получаются % 84 руб. 77 к.
Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. В пользу причта получаются % 64 р. 6 к. Церковной земли, кроме усадебной, 33 дес. 1600 с. В дер. Умрышенках с 1889 г. существует школа грамоты.
Никольская на посаде. Приход этой церкви состоит из части города и сельца Кализны в 5 в. от храма. Последнее приписано к приходу в 1808 г. вследствие пожара, уничтожившего в этом селе церковь во имя Рождества Христова. Население прихода состоит из 186 д. м. п. и 250 ж. п. В настоящем своем составе приход образовался в 1880 г., но по времени своего первоначального происхождения он принадлежит к древнейшим приходам г. Белева. Первоначальный приходский храм во имя св. Николая Можайского существовал уже в начале XVII ст. (1614), как это видно из писцовых книг 1614 и 1630 гг. Но кем и когда построена эта церковь, неизвестно, а равно мало известно и из истории ее до построения существующей в настоящее время церкви. Из межевых книг 1685 г. видно, что Никольская церковь существовала уже в это время под именем церкви «Богоявления Господня и св. Николы Чудотворца Можайского». Кем и когда построена эта церковь, неизвестно; из того же памятника видно, что к этой церкви по указу царя Алексея Михайловича приписана была запустевшая церковь во имя Вознесения Господня и Василия Анкирского, стоявшая на новом остроге. Почему это случилось, сведений не имеется; но на первых порах эти соединенные церкви существовали каждая своим особым зданием. Когда вместо двух церквей построена одна во имя св. Николая с приделом св. Василия, неизвестно. Вероятно, случилось это после пожара 1719 г., когда, несомненно, не уцелела ни Вознесенская, ни Богоявленская церкви, существовавшие деревянным зданием. В каком году после пожара начата была постройка настоящей каменной церкви, как она производилась, неизвестно; известно только, что церковь освящена была в 1776 г. Новая церковь была тесна и, кажется, не имела колокольни. Своим благоустройством она обязана усердию бывшего ее прихожанина Ильи Иванова Сорокина и его потомков. На благоустройство церкви им употреблено было более 77 тыс. р.; он устроил в конце прошлого столетия каменную колокольню; на завещанные им средства устроен новый придел с правой стороны во имя прор. Ильи, причем трапезная церковь значительно была распространена; этот придел освящен был в 1858 г. Потомки Сорокина также содействовали и благоустройству церкви, и обогащению ее предметами церковной утвари, так что церковь эта в конце прошлого и настоящем столетиях была как бы фамильною, домашнею церковию Сорокиных. Из предметов храма обращают внимание некоторые иконы, относящиеся по своей живописи к XVI, XVII, а может быть, и даже к XV в.; таковы: 1) иконы Богоявления и Вознесения Господня, 2) икона Божией Матери «Утоли моя печали», 3) икона Василия, пресвитера Анкирской церкви (в приделе), 4) икона того же святого, стоящая в часовне под колокольнею, и 5) икона св. Николая. Последняя под особым балдахином: на нем серебряно-позлащенный оклад чеканной работы в 2 ф. весом, сверх того, омофор, фелон и подризник по фольге низаны мелким жемчугом с разными по местам драгоценными камнями; в правой руке святителя меч, а в левой изображение города вычеканены из серебра и вызлащены, а изображение города украшено бирюзою и стразами, митра же на главе святого серебряно-вызолоченная, унизана жемчугом с драгоценными камнями и бриллиантами. Из икон особенным чествованием пользуются иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и св. мчк. Гурия, Самона и Авива (Полнее ист. этой ц. см. в очерке свящ. Бурцева. Тульск. е. в. 1871. №№ 1–3, 11,14 и 16–18). В 1913 г. в церковь провели электричество. На содержание храма получаются % с 6430 р.
Причт состоит из священника, диакона и двух псаломщиков. В пользу его получаются % с 3456 р. Церковной земли имеется усад. 512 с., полевой 125 д. 23 1/2 с. При церкви имеется каменная богадельня для престарелых женщин, построенная, как полагают, Ильею Ив. Сорокиным. В сельце Кализне этого прихода с 1889 г. открыта школа грамоты.
Петропавловская. Приход этой церкви в настоящем своем составе образовался в 1880 г. Всех прихожан числится 730 д. м. п. и 874 ж. п.; из них 4 м. п. и 20 ж. принадлежат к раскольникам старообрядцам. Из истории прихода не сохранилось никаких сведений. По преданию, местность, ныне занимаемая приходом, составляла приход села Толчанова, несомненно существовавшего с 1624 г. и в 1640 г. присоединенного к городу Белеву. Настоящий приходский каменный храм во имя свв. апостолов Петра и Павла с двумя придельными алтарями во имя Василия Блаженного и Григория Неокесарийского построен в 1782 г. иждивением прихожанина купца Григория Ив. Седина. До этого же времени существовала в приходе деревянная церковь, о которой только и известно, что она была продана в село Лободино Белевского уезда. В последующее время храм подвергался различным поновлениям: в конце 50 годов расширена была внутренность придельных храмов, а в 1878 г. в них устроены новые иконостасы на средства разных благотворителей. В 1910 г. производился ремонт иконостаса, в 1914 г. начато строительство новой колокольни. Особенно чтимая икона в храме образ Коневской Божией Матери. На содержание храма получаются % с 3980 руб. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. В пользу его получаются % с 3670 руб. Церковной земли имеется: усадебной 1 д. 1860 с., полевой и сенокосной 54 д. При церкви имеются две богадельни: одна на 10 человек престарелых безродных мужчин, другая на такое же число женщин. С 1890 г. в приходе этой церкви существует церковно-приходская школа.
Покровская. Покровская церковь занимает красивое положение в центре города. С паперти ее открывается роскошный вид на обширную луговую сторону правого берега Оки, простирающуюся почти на семь верст. Приход этой церкви не централизован около нее; около церкви находится небольшое количество приходских домов, а большая часть прихожан живет в отдаленных от церкви кварталах, за речкой Выркою, вблизи Петропавловской церкви. Кроме городских обывателей, к этому приходу причисляется дер. Ламонова в 1 в. от храма. Когда возник приход этой церкви, с точностию сказать невозможно, но несомненно ранее 1614 г.; из истории этого прихода известно только то, что с упразднением в 1783 г. за ветхостию Ильинской церкви (Подробные сведения об этой церкви см. Тульск. Епарх. Вед. за 1870 г. №№ 13–16. Очерки свящ. Бурцева), стоявшей против святых ворот мужского Спасопреображенского монастыря, прихожане ее, состоявшие главным образом из прежних монастырских крестьян, были присоединены к приходу Покровской церкви вместе с причтом. С течением времени, с отчислением некоторых частей этого соединенного прихода в состав других приходов, уничтожился и двойной состав приходского причта при Покровской церкви, как не соответствующий количеству приходских душ. В настоящее время прихожан при этой церкви числится 370 д. м. п. и 451 ж. п. Сведения о самом раннем храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы чрезвычайно скудны. Из писцовых книг 1630 г. и выписей из них 1614 г. видно, что Покровская церковь существовала значительно ранее 1614 г., что зданием она была деревянная, с приделом свв. бессребреников Космы и Дамиана. Какая была судьба этой ранней церкви, неизвестно. Вероятнее всего, она сделалась жертвою страшного пожара в 1719 г. В каком году построена вместо деревянной каменная церковь в то же наименование и с таким же приделом, сведений не сохранилось. Известно только, что в 1782 г. она уже находилась «во всяком благосостоянии». В 1785 г. по желанию прихожан упраздненной Ильинской церкви устроен был в Покровской церкви придел во имя св. пророка Илии, причем иконостас и утварь для этого придела были употреблены те самые, какие существовали в упраздненной Ильинской церкви. Первоначально Покровская церковь была не слишком обширна и покрыта была тесом. В 1801 г. во время большого Белевского пожара она подверглась опустошению: деревянные кровли церкви и колокольни, а также иконостас и большая часть икон в настоящей церкви и часть иконостаса и икон в приделе св. прор. Илии сгорели; только в приделе свв. Космы и Дамиана иконостас и иконы уцелели. Кто и на какие средства исправил повреждения в храме, неизвестно. Известно только, что иконостас в настоящей церкви устроен в 1831 г. старанием прихожанина Амвросия Иванова Прохорова. Что же касается до придельных алтарей храма, то они были исправлены вскоре после пожара, так что в том же 1801 г. они были уже освящены. В 1851-53 гг. церковь была расширена пристройкою к ней здания для придела с северной стороны во имя св. Амвросия Медиоланского, вероятно, иждивением ц. старосты Амвросия Прохорова; им же и в том же году перестроен был и иконостас Ильинского придела. В 1850 г. на его же средства построена была новая каменная колокольня, а в 1869 г. иконостас настоящей церкви был возобновлен на средства сына его, тоже церковного старосты, Павла Амвросиева Прохорова. В храме есть дов. древние иконы, таковы: 1) св. прор. Илии, бывшая, вероятно, храмовою в упраздненной Ильинской церкви; 2) икона Спасителя, сидящего на престоле, не совсем удачно поновленная; 3) весьма древняя икона Смоленской Божией Матери, тоже неискусно поновленная. Кроме этого, есть два Евангелия, из коих одно изд. 1677 г., другое более раннее неизвестно какого года. Сделанная на листах надпись показывает, что это Евангелие составляет дар царя Михаила Феодоровича в соборную церковь Пресвятой Богородицы в приделе апостола Матвея; а дана из Приказу Большого Дворца лета 7149 (1641 г.). Наконец, как древность, в церкви хранятся оловянный потир, оловянные и медные дароносицы и железная звездица (Подробные сведения об этой церкви см. Тульск. Епарх. Вед. за 1870 г. №№ 13–16. Очерки свящ. Бурцева). На содержание храма получаются % с 3799 р. 67 к.
Причт состоит из священника и псаломщика. Из лиц причта, служивших при этой церкви в прежнее время, заслуживает упоминания священник Яков Лукин (ум. 26 окт. 1804 г.), как искусный иконописец, участвовавший с двумя своими сыновьями в обновлении стенною живописью больших Московских соборов. Вероятно, его кисти принадлежит местная икона Спасителя, сидящего на престоле, о которой предание говорит, что она принесена сюда из большого Успенского собора в Москве: как человек близко и хорошо знакомый с иконописью Успенского собора, он, конечно, мог написать эту икону по подобию таковой же иконы Успенского собора. На содержание причта получаются % с 5046 р.; для помещения его имеются церковные дома. В 1911 г. при церкви была построена богадельня. Церковной земли имеется: усад. 500 с., полевой 26 д. 1607 с., сенокосной 7 д. 183 с. и под дорогою 2298 с.
Сретенская. Приход этой церкви более известен под именем Пятницкого, потому что первоначальный храм приходский был во имя вмчц. Параскевы, нареченной Пятницы. Приход этой церкви получил свое начало, несомненно, в 1-й четверти XVII стол. Из истории прихода не сохранилось никаких сведений; известно только, что до последнего распределения приходов в 1880 году прихожане Сретенской церкви были рассеяны по разным частям города. Всех прихожан числится в настоящее время м. п. 131 и ж. пол. 160; между ними одно семейство, состоящее из матери с сыном, принадлежит к секте, известной под именем Саваофещины. Первоначальный приходский храм, как видно из писцовых и дозорных книг г. Белева, существовал не позже 1-й четверти XVII ст. Об этом храме известно немногое: он был деревянный во имя вмчц. Параскевы, с приделом св. мчк. Никиты. Когда вместо этой церкви построена Сретенская, неизвестно, но только с 1685 года, как видно из межевых книг этого года, она уже существовала с приделом вмчц. Параскевы. В 1719 г. эта церковь, по всей вероятности, сгорела; такая же судьба постигла в 1757 г. и вновь построенную Сретенскую церковь. До этого времени Сретенская церковь строилась деревянным зданием. Но после пожара 1757 года церковь построена на общие средства прихожан каменным зданием. Время построения церкви падает на промежуток между 1757 и 1778 гг. До 1862 г. церковь существовала без перемены, хотя была тесна, особенно в своем теплом приделе. С этого года начинается капитальная работа над ее благоустройством: трапезная часть ее была расширена, построена была новая каменная колокольня; в трапезной части устроен с левой стороны придел во имя препод. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Все эти постройки окончены были в конце 1863 г. и производились на счет церковного старосты Ив. Ив. Тинькова с незначительными жертвами сторонних людей. Настоящая же церковь остается и поныне в том самом виде, в каком была и раньше. Из предметов храма, по своей древности, заслуживают внимания два евангелия изд. 1677 и 1685 г. (Полнее ист. этой ц. см. в Очерке св. Постникова Тульск. Еп. Вед. 1888 г. №№ 19–20. Но очерк этот не везде верен).
В пользу храма получаются % с 513 р. 33 к. и половина арендных денег из 75 р. за лавку, принадлежащую храму.
Приходский причт состоит из священника и псаломщика. На содержание причта получаются % с 1636 р. 67 к. и половина арендной платы за церковную лавку (37 р. 50 к.). Церковной земли имеется: усадебной 498 саж., полевой 40 д. 2065 с.
Троицкая. Приход этой церкви занимает положение на северо-западной окраине города Белева. Кроме городской части в состав его входит Стрелецкая Слобода. Общее число прихожан состоит из 271 д. м. п. и 365 ж. пола. Городские жители состоят из людей разных сословий; население Стрелецкой слободы составляют крестьяне. Такой состав прихода определился только в 1880 году; до этого времени прихожане его были рассеяны по разным частям города. Из ранней истории Троицкого прихода почти никаких сведений не сохранилось. Одновременно ли возник этот приход с своею церковию, или Троицкая церковь, как есть основание думать, была на первых порах бесприходною, сказать нет возможности. Но как бы то ни было, приход этот принадлежит к числу очень древних в Белеве, если даже допустить, что Троицкая церковь на первых порах была бесприходною. Из писцовых книг XVII в. (1630 г.) видно, что церковь эта существовала уже в 1543 г. и наделена была землею белевским князем Василием Васильевичем, что в 1630 году она была ружною и стояла на посаде близ Спасопреображенского монастыря, где и теперь указываются остатки могильных насыпей, находящихся под постройками обывателей. До 1782 г. церковь была деревянная с приделом преп. Сергия Радонежского, как это видно из межевых книг 1685 г. Более подробных сведений из истории этой ранней церкви не имеется. В 1782 г. вместо деревянной церкви начата постройкою каменная церковь в то же наименование с теплым приделом во имя Рождества Христова, каковой и был освящен 22 декабря того же года. Настоящая же церковь устроена была окончательно и освящена в 1785 г. 10 июня. Новая церковь построена была не на месте прежней, не на посаде, а на кладбище. Чем мотивировались при этой перемене места для церкви, неизвестно. Церковь выстроена усердием городового магистрата бургомистром Яковом Орловым. Впоследствии в этой церкви устроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери; о нем упоминается в деле Тульской консистории за № 22 1801 г. Когда и кем он построен, а равно когда был уничтожен, сведений не сохранилось. Можно догадываться, что этот придел был уничтожен вследствие крайней его сырости. Догадка эта основывается на донесении присутствующего духовного белевского правления Тульской Консистории, священника Ивана Григорьева о состоянии церквей города Белева за первую половину 1800 года. В этом донесении сказано, что «в приделе Казанской Божией Матери антиминс от сырости заплесневел и полинял». Дальнейшая история храма состояла в различных поновлениях его внутри и снаружи. Наиболее крупная переделка в храме произведена в 1860 г.: трапезная церковь, как мало поместительная, была заменена новою просторною, причем вновь устроен был в ней придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вся эта постройка произведена по завещанию купца Ив. Алексеевича Макарова его женою Анастасиею Мих. Макаровой. В 1873 г. холодный храм, а в 1881 г. и теплый украшены стенною живописью. Особенно чтимая икона в храме – образ Божией Матери «Не рыдай Мене Мати». Заслуживает также внимания небольшой шестиконечный крест в семь вершков. Под распятием этого креста следующая надпись: «Сей крест во граде Ростове в Аврамиевом монастыре св. Иоанном Богословом дан пр. Авраамию победити идола Белеса, при князе Владимире преставися Авраамий в лето (1010 г.). Зри о сем в прологе октября 29 дня». Надо полагать, что крест этот представляет копию с того креста, который сделан из трости, данной Иоанном Богословом препод. Авраамию для сокрушения идола Белеса, и хранится в Аврамиевом Ростовском монастыре. На этом же кресте воспроизведена без всякой оговорки надпись оригинального креста, способная подать повод к большим недоразумениям в области археологии (Полнее ист. этой церкви см. в Очерках свящ. Бурцева. Тул. Еп. Вед. 1869 г. №№ 6, 8-11).
На содержание храма получаются % с капитала 655 рублей.
Причт состоит из священника и псаломщика; в пользу его получаются % с 3340 рублей. Церковной земли имеется: усадебной на три места в количестве 944 кв. с., полевой 117 дес. 613 саж., из коей сенокосной 8 д. и 5 д. 613 с. неудобной, занятой речками Волкушей и Лютимкой. Почва земли – суглинок. В приходе имеются два училища ведомства министерства народного просвещения: мужское и женское.
Успенская. Приход этой церкви принадлежит к числу древнейших в Белеве, он существует более трех столетий, хотя первоначальный состав его был иной. Он образовался из чиновников разных присутственных мест, из военных, большею частию отставных солдат, и нижних чинов прежде существовавшей в городе инвалидной команды, из купцов, мещан и крестьян разных наименований. В начальную пору своего существования приход этот поделен был между двумя церквами: Архангельскою и Евангелиста Матвея, история которых слилась потом с историею Успенской церкви. В настоящем же своем составе приход этой церкви существует с 1880 г. Кроме городской части, в состав его входит и слободка под острогом. Всех прихожан числится м. п. 269 и ж. п. 373. Первоначальный приходский храм под названием соборной Архангельской церкви по началу своего существования относится к глубокой древности. Из писцовых книг 1630 г. и других сохранившихся свидетельств видно, что церковь эта существовала уже в 1613 г. В этом году она была ограблена польским паном Лисовским, после чего «устроены были в ней на первый случай, после разорения 1613 г., деревянные сосуды для алтаря и священнические ризы из простого холста» (Ст. рукоп. опис. г. Белева, хранящуюся в монаст. Архиве), каковые, как памятник старины, хранились до начала настоящего столетия в Успенской церкви. Как церковь соборная и стоящая внутри города, или крепости, она, можно думать, возникла не позднее основания самой крепости на этом месте первым Белевским князем Василием Романовичем около 1468 г. Из истории этой церкви до 1685 г. почти не сохранилось сведений. В каком году произошло переименование этой церкви из Архангельской в Успенскую, сказать нет возможности, но только это случилось не позднее 1641 г. – С новым наименованием церковь удержала прежнее значение соборной. Из писцовых и межевых книг 1685 г. видно, что Успенская соборная церковь была деревянная и имела два придела во имя Архистратига Михаила и св. Евангелиста Матвея. В 1651 г. к этой церкви, по указу царя Алексея Михайловича, была присоединена церковь во имя св. Евангелиста Матвея, с приделом вмчк. Георгия, бывшая доселе самостоятельною приходскою церковию. Почему эта церковь, самостоятельная и по времени своего возникновения, как видно из указания некоторых памятников, такая же древняя, как и Архангельская, переименована в Успенскую, потеряла свою самостоятельность, сказать трудно. Основываясь на чрезвычайной простоте тогдашних нравов и принимая во внимание то обстоятельство, что церкви в ту пору нередко строились самими же священниками и потом как бы какая собственность переходили по «записям» из рода в род от отца к сыну, от брата к брату, от тестя к зятю и даже продавались в случае невозможности удержать за своим родом церковное место, можно думать, что причиною присоединения Матвеевской церкви: к Успенской был переход владения церковным местом при этой церкви к одному из священников Успенской церкви или по наследству от кого-нибудь из родных, или же через покупку этого места у одного из священников Матвеевской церкви, не могшего удержать его за своим родом. Пример подобного слияния таким путем двух церквей в одну мы видим на церквах Стефановской и Сергиевской. То же, вероятно, было и с древним Архангельским собором, первоначально он обращен был в придельную церковь, а когда обветшал, то при Успенской церкви был вновь устроен придел во имя Архистратига Михаила. Равно и церковь св. Матвея в первое время, по соединении ее с Успенскою, существовала особым зданием, а потом, с обветшанием здания этой церкви, служба из нее перенесена была в устроенный при соборе придел Евангелиста Матвея, и тогда исчезла последняя тень самостоятельности этой церкви. Дальнейшая история этой церкви такова. В 1719 г. пожар, испепеливший почти весь Белев, уничтожил и деревянную Успенскую церковь. Вскоре после пожара, неизвестно в каком году, по всей вероятности, усердием прихожан, при содействии, может быть, родственников стольника Щепотьева, построена была каменная церковь с приделом Архистратига Михаила. Эта церковь существовала до 1821 г. Оставалась ли она соборною, или же с уничтожением крепости и собор был переведен тогда же в мужской Спасопреображенский монастырь, сведений об этом не имеется. Еще при существовании этой церкви начата была постройкою в 1776 г. ныне существующая каменная Успенская церковь. К постройке этой церкви на свои средства приступил орловский помещик Спиридон Тимофеевич Мацнев, но за смертию его, по недостатку средств, постройка прекратилась на целые 27 лет и едва не была разобрана по предписанию Консистории. Но за судьбу этого вновь строившегося храма вступилось гражданское начальство. Губернское правление не изъявило своего согласия на это, предписав гражданам окончить начатую стройку. В 1803 г. приступлено было к постройке храма, а в 1804 г. он был зданием закончен. Первоначально устроена была трапезная церковь с приделом во имя собора Пресвятой Богородицы, который и был освящен около 1805 или 1806 г. Настоящий же храм был приготовлен к освящению только в 1815 г. Постройка эта была произведена на «общественные доходы граждан» при содействии частных благотворителей, из коих особенное попечение к устройству настоящей церкви прилагали: бывший белевский стряпчий Андрей Николаевич Мясоедов, купец Даниил Дмитриевич Волков и купец Алексей Ив. Казанин. Новоустроенная церковь была недостаточно просторна и не имела колокольни. Вследствие этого в 1821 г. на средства благотворителей приступлено было к расширению трапезной части и постройке колокольни, причем употребился в дело материал прежней, разобранной теперь церкви. Трапезная церковь была устроена в 1822 г., а колокольня окончена только в 1832 г. В 1842 стараниями настоятеля этой церкви протоиерея Григория Успенского и церковного старосты купца Петра Вас. Меренищевского алтарь настоящей церкви, сильно обветшавший, был разобран до основания и построен новый, более поместительный с каменными сводами. В теплой трапезной церкви устроен был в 1865 г. новый придел с левой стороны во имя Всех Святых на средства белевской купчихи Анны Мих. Бородиной и сына ее Александра Максим. Бородина. На их же средства переделан был заново и другой придел во имя собора Пресвятой Богородицы по одинаковому плану с левым приделом. Производились и другие, менее капитальные поновления в храме. Из икон храма наибольшею древностию отличаются: 1) икона Успения Божией Матери, бывшая храмовою с самого времени переименования древней соборной Архангельской церкви в Успенскую; 2) икона Архистратига Михаила, бывшая, несомненно, храмовою в прежней Архангельской соборной церкви; 3) икона св. Евангелиста Матвея, бывшая, вероятно, храмовою в древней Матвеевской церкви; 4) икона Божией Матери «Утоли моя печали»; 5) икона Кипрской Божией Матери и 6) икона Собора Пресвятой Богородицы. Все эти иконы при своей древности пользуются особенным чествованием прихожан, причем последние две иконы – особенно икона Кипрской Божией Матери – почитаются всеми жителями города как чудотворная. К сожалению, старинная икона Собора Пресвят. Богородицы в 1828 г. была украдена и заменена копией. Но чествование с оригинала перенесено и на копию. По средствам своего содержания Успенская церковь в XVII в. и некоторое время в XVIII ст. была ружною. Началом получения руги вообще Белевскими церквами из царской казны или Приказа большого двора нужно считать, по всей вероятности, 1565 год, когда Иоанн Васильевич Грозный был в Белеве с своими опричниками. Так как Белев был причислен к опричнине, то очень могло быть, что бывши лично в Белеве как своем городе он приказал во всех бывших в нем церквах творить «царское богомолие» и положил выдавать церквам ругу из доходов своего дворца (Более, подробные сведения из истории этой церкви см. в очерках свящ. Бурцева в Тульск. Е. В. 1874, №№ 8, 9 и 15 и 1876 №№ 2–4). В настоящее время на содержание храма получаются % с 240 р. 50 к. и арендные деньги за принадлежащую храму лавку в количестве 35 р.
Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. В пользу его получаются % с 1702 р. 50 к. Церковной земли имеется: усад. 1867 с., полевой и сенокосной вместе с неудобною 75 д. Почва земли – большею частию песчаная, в некоторых местах глинистая. С 1874 года в приходе существует школа грамоты.
Белевский уезд занимает юго-западную окраину Тульской губернии; на севере и северо-западе граничит с Калужскою губерниею, на юге и юго-западе с Орловскою, на северо-востоке с Одоевским уездом и на юго-востоке с Чернским. Площадь уезда занимает пространство в 1533 кв. версты. Почва в Белевском уезде отличается разнообразием: восточная половина уезда, наиболее возвышенная, имеет почву тучную черноземную; средняя полоса, склоняющаяся к Оке, с почвою суглинистою, низменные пространства по Оке с почвою песчанистою, а некоторые крутогорья левого берега Оки также отличаются черноземною почвою. В церковно-административном отношении Белевский уезд разделен на два благочиннических округа.