Вы здесь

Белая гладь. Русские традиции. Подготовка к вышивке (С. Ю. Ращупкина, 2012)

Подготовка к вышивке


Для того чтобы вышивка получилась удачной и была приятным времяпровождением, надо правильно выбрать и добротно устроить удобное рабочее место. Рабочий стол следует поставить к окну, на него – настольную лампу или рядом – торшер. Заранее приготовить и разложить на столе все нужные вам инструменты и материалы. Возле стола можно повесить полочку для книг по вышивке, папок с рисунками, репродукциями, бумагой для эскизов узоров, калькой и копировальной бумагой.

Стул также должен быть удобным, можно заменить его креслом. Под ноги следует поставить низкую табуретку. Желательно под спину подложить удобную подушечку. Рядом – также для удобства – лучше поставить шкаф для хранения разных мелочей. В него можно положить отрезы ткани, пяльцы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, коробку с самыми необходимыми швейными принадлежностями. Все булавки, бусины, бисер, пуговицы удобнее хранить в коробочках, разобрав по цветам и размерам.

Вышивать предпочтительнее в дневное время. Если же вы работаете вечером, то надо включить настольную лампу. Регулярно через каждые 1–1,5 ч нужно делать перерыв. В это время можно выполнить небольшую гимнастику для глаз.

Непосредственно перед работой следует вымыть руки с мылом, чтобы не испачкать изделие. Многие мастерицы с этой же целью покрывают колени светлой материей, а саму работу в перерывах заворачивают в ткань.

Перед началом вышивки края ткани надо обметать, предварительно выровняв их. Затем ткань следует отутюжить и заправить в пяльцы.


ИНСТРУМЕНТЫ

Для вышивки требуется достаточно много различных инструментов, но самым основным из них является игла.

Ее обычно выбирают по типу ткани и в зависимости от ниток. Чем плотнее ткань, тем тоньше должна быть игла.

Все иглы имеют номера. Они соответствуют двум разным шкалам. К первой шкале относят все швейные иглы от № 1 до № 12. Ко второй шкале принадлежат гобеленовые иголки под номерами 13–28. Чем меньше номер, тем толще и длиннее игла.

Ее следует выбрать очень точно. Слишком тонкая игла быстро обтреплет нити, и они будут часто рваться. Если же игла окажется слишком толстой, то станет оставлять отверстия между нитями ткани.

Иглы от разных производителей, но одного номера могут отличаться по внешнему виду и длине. Номер иглы обозначает только ее диаметр в миллиметрах.

Существуют несколько разных видов игл.

Самые простые – это швейные иглы, которые предназначены для ручного шитья и несложной вышивки. Их можно использовать для выполнения белой глади.

Вышивальные иглы имеют острый кончик и маленькое ушко. Они бывают от 1-го до 12-го номера. Для тонких тканей и для вышивки бисером следует использовать иглы с 5-го по 10-й номер.

Гобеленовые иглы с тупым кончиком и большим ушком. Обычно ими вышивают крестиком, так как они хорошо проходят сквозь канву.

В магазинах можно встретить и платиновые иглы, сделанные из нержавеющей стали, покрытой тонким слоем платины, что уменьшает трение при прохождении иглы через ткань. К тому же эти иглы не оставляют пятен, так как не подвержены воздействию масел и кислот.

Позолоченными иглами также очень легко вышивать. Они беспрепятственно проскальзывают сквозь ткань.

Двусторонняя игла очень удобна для тех, кто вышивает сразу двумя руками. Отверстие у нее находится посередине, и можно прокалывать ткань, не переворачивая иглу.

Следующим важным инструментом для вышивки являются пяльцы. Существует множество различных пялец, а также рамок и станков. Пяльцы могут быть разных размеров и форм. Для небольших вышивок идеально подойдут легкие круглые пяльцы. Они бывают пластмассовыми или деревянными и состоят из двух обручей. У одного обруча есть винт. Диаметр таких пялец варьируется от 10 до 30 см. Ткань накладывают на меньший обруч и накрывают большим обручем. Затем натягивают ткань, а винт закручивают. Во время работы натяжение ткани может ослабнуть. Поэтому ее надо время от времени подтягивать.

Для больших работ удобнее использовать прямоугольные пяльцы. Они позволяют не деформировать и не мять ткань. Для того чтобы натянуть ткань на прямоугольные пяльцы, надо от центра к краю приметать ткань к тесьме на валиках. Туго натянуть ткань, вращая валики. После чего ниткой пришнуровать ткань к боковым рейкам.

Иногда используют раму или станок. Они представляют собой две планки по бокам и валики сверху и снизу. Все это закреплено болтами. Конструкцию легко разобрать и вновь собрать. На валики накручивают жесткую ткань. Рамку можно прикрепить к напольной подставке.

Пяльцы рамки также бывают, как и круглые пяльцы, с двумя обручами. Внутренний обруч делают из пластмассы, а внешний – из резины. Обручи выполняют круглой или овальной формы. Но винта у них нет. Их можно подвешивать на стену, так как у них для этого есть кольцо. Ткань же крепится только за счет внешнего кольца. Эти пяльцы хорошо держат ткань. Передвигать ее во время вышивки не рекомендуется. Лучше сразу же подобрать обручи под размеры вышивки. После окончания работы они могут играть роль рамки.

Также для вышивания понадобятся ножницы. Удобнее иметь сразу три пары ножниц. Большие портновские ножницы нужны для раскроя ткани. Ножницами средних размеров удобнее отрезать нитки. А маленькими ножницами с закругленными и острыми концами хорошо выполнять прорези в ткани. У данных ножниц кончики должны быть острыми и полностью смыкаться.

Для защиты пальца от укола необходим наперсток. Его обычно надевают на средний палец. Он может быть пластмассовым или металлическим.

Маркеры нужны для вышивки. Они бывают смываемыми и исчезающими. От последнего вида маркера след постепенно исчезает. Смываемым маркером можно нанести на ткань линии узора. Есть маркеры для темных и для светлых тканей. Смывать их надо только холодной водой.

Рабочее место должно хорошо освещаться. Поэтому нужна настольная лампа. Для отдельных работ также потребуется лупа. Некоторые лупы можно прикрепить к пяльцам или настольной лампе.

Для удобства работы существует органайзер. В нем хранят разобранные по цветам нитки сразу с иголками. Нитки надо вынуть из упаковок и вставить в иголки. Затем поместить их в специальное место в органайзере и подписать.

Также потребуется выколка – небольшой заостренный колышек. Им выполняют дырочки при вышивании прорезной глади.

Магнитные доски нужны для того, чтобы не запоминать место, которое вышивается на данный момент. Схему помещают на магнитную доску и прикрепляют сверху рейками, которыми обрамляют нужный фрагмент вышивки. Существуют и увеличивающие доски, с которыми работают так же, как и с магнитными. На середине такой доски помещена лупа.

Для переноса рисунка на ткань необходимы карандаш, калька, сантиметровая лента, линейка. Узор сначала переводят на кальку и только потом – на ткань. Также рисунок можно перенести на ткань при помощи копировальной бумаги.

Сантиметровой лентой определяют размеры изделия, всех разметок узора на ткани.

МАТЕРИАЛЫ

Вышивать можно практически на любой ткани. Для работы гладью используют ткани толстые и тонкие, легкие и тяжелые, фабричные и домашнего изготовления. Вышивать допустимо на хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, смешанных, суконных тканях. Причем переплетение нитей может быть любым. Как известно, переплетение нитей ткани – это чередование продольных ниток с нитями утка. Легче вышивать на тканях с полотняным переплетением, так как на них нити ткани чередуются в шахматном порядке. И лицевая, и изнаночная стороны ткани практически одинаковы. Именно на таких тканях выполняют счетную вышивку или сочетают ее со свободными техниками.

На тканях же с другими переплетениями используют только свободную вышивку, предварительно нанеся на них рисунок.

При выборе ткани надо помнить о назначении будущего изделия. Для картины, панно и ковриков следует взять каневку, рогожку, холст, мешковину, бортовку, полотно, драп, сукно, шерсть; для салфеток, скатертей, занавесок, дорожек, постельного белья выбирают лен, хлопок, лен с лавсаном, редину. Для блузок, рубашек, платьев используют тонкие легкие ткани, такие как батист, маркизет, шелк, смешанные и синтетические полотна, шерсть.

Для того чтобы освободить вторую руку для вышивания, многие мастерицы устанавливают пяльцы на подставку. Ее можно купить отдельно в специализированных магазинах.

Также для вышивания существует и специальная ткань – канва, на которой нитки при переплетении образуют клетки. Эту ткань очень удобно использовать для счетных видов вышивки. Ее к тому же можно прикрепить к основной ткани перед работой, а по окончании вышивки аккуратно выдернуть. Канва бывает разной: одинарной, двойной, крупноклеточной, коверной, пластиковой. В белой глади канву не применяют.

НИТКИ

Нитки – это скрученные волокна. Они бывают натуральными, синтетическими и искусственными, а также смешанными. Нитки различаются между собой по структуре, качеству, толщине и цвету. Имеется множество различных видов ниток. Ниже представлены только те из них, которые используют в разных видах вышивки.

Мулине – это хлопчатобумажные вышивальные нити. Они состоят из 6 прядей, которые можно легко разъединить и соединить с нитками других цветов. Их используют практически во всех видах вышивки.

Мерсеризированные хлопчатобумажные – это крученые нитки. Они сильно блестят и бывают разной толщины. Обычно продаются в виде клубков и мотков. К ним относят ирис. Данные нитки применяют в различных видах вышивки.

Мягкие вышивальные хлопчатобумажные нитки. Они чаще бывают толстыми и матовыми. Обычно ими работают на тяжелых тканях, используя их преимущественно для вышивания гобеленов. Также применяют такие нитки при выполнении сложных обметочных или шнурковых стежков.

Персидская пряжа – это мягкая крученая шерсть. Ею вышивают в целое сложение. Практикуют для вышивки гладью, гобеленов и в других техниках.

Тонкую шерстяную пряжу используют отдельно – в два сложения или в сочетании с другими нитками. Ее практикуют в различных техниках вышивания.

Металлизированные вышивальные нити применяют в сочетании с хлопчатобумажными или отдельно. Они очень красиво смотрятся в вышивке свободным стилем и придают любому узору праздничный вид.

Шелковые и вискозные нитки очень эффектны. Он красиво блестят. Их цветовая гамма весьма широка. Следует помнить, что вискозные и шелковые нити дают усадку. Кроме того, они могут линять. Поэтому перед работой их следует проверить на линялость. Для чего нитки требуется намочить и поместить внутрь сложенной пополам светлой ткани, хорошо прогладить. Если нитки линяют, то на ткани останется след от краски. Нитки из искусственного шелка со временем распушаются, и вышивка становится немного неопрятной.

Отдельно хочется отметить нитки с люрексом и меланжевые. Нити с люрексом используют для украшения праздничных и сценических костюмов. Меланжевыми нитками можно вышивать художественной гладью.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Дополнительными материалами при вышивании могут служить ленты, шнур, тесьма, кусочки кожи, кружева и многое другое. Все названные материалы следует распороть, рассортировать, выстирать и прогладить. Также для работы порой требуются бисер, пайетки, бусины, стеклярус, декоративные пуговицы и т. п.

Белую гладь вышивают исключительно белыми нитками. Но среди белых нитей имеются различные оттенки.

Амиантовый цвет— это нитки белесого, грязно-белого оттенков.

Бисной — серебристый, седой цвета.

Бланжевый — кремовый оттенок белого.

Жиразол — молочный цвет.

Кипенно-белый — белоснежный цвет.

Кремовый — похож на сливки: белый с желтоватым оттенком.

Магнолии — белый цвет с бледно-розовым оттенком.

Морской раковины — белый цвет с перламутровым отливом.

Лилейный — белый цвет с сероватым оттенком.

Опаловый — молочно-белый цвет с голубизной или желтизной.

Слоновая кость — похож на цвет бивней слонов, с легким желтоватым оттенком.

Экрю — цвет небеленого полотна.

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА ТКАНЬ

Выбранный в книге или журнале узор можно перевести на ткань несколькими способами.

Самый простой из них – это перевод мотива с помощью кальки. Ее накладывают на узор в книге и обводят остро отточенным простым карандашом. Затем рисунок на кальке прикалывают к ткани и обшивают простыми стежками шва «вперед иголку». Кальку убирают – и можно вышивать исходя из намеченных линий. Обычно этот способ практикуют при вышивке на темных и ворсистых тканях. Имея кальку, можно применить и метод припорашивания. Для чего по контурам рисунка в кальке надо сделать отверстия с помощью шила или толстой иглы. Затем накрыть калькой ткань и обсыпанной зубным порошком ваткой провести по всем контурным линиям. Порошок проникнет в отверстия, и на ткани останутся контуры рисунка.

С помощью копирки также можно перенести рисунок на ткань. Для чего копировальную бумагу следует положить на ткань, а поверх нее поместить рисунок. Затем острым карандашом обвести все его линии. Причем не надо обводить одни и те же линии несколько раз. Нужно помнить, что линии от копирки не стираются. По этой причине многие рукодельницы используют не синюю и черную копировальную бумагу, а красную и желтую.

На тонкие ткани рисунок можно перевести через стекло. Для чего его ставят перед лампой и натягивают на него бумагу с рисунком. Затем ткань кладут поверх бумаги и карандашом обводят все контурные линии, которые видны через ткань.

Если же надо увеличить или уменьшить рисунок, прежде чем перевести его на ткань, то это можно сделать с помощью клеток или проекционного аппарата. Рисунок расчерчивают клетками. На другом листе бумаги также чертят клетки – только больших или меньших размеров – и переносят на него все линии рисунка по этим клеточкам.