4
Приоритеты и задачи развития до 2020 года
Факт выбора приоритетов в научно-инновационной сфере – свидетельство заинтересованности государства в получении конкурентоспособного инновационного продукта. Большинство стран мира определили свои приоритетные направления исследований и разработок. Например, такие страны, как США и Бангладеш, находящиеся на разных полюсах благосостояния (соответственно 10-я и 95-я позиции из ПО в рейтинге по Индексу процветания Института Legatum), имеют схожие приоритетные направления исследований и разработок, причем общий их перечень в Бангладеш заметно шире.
Выбор направления в качестве приоритетного означает необходимость концентрации на нем всех видов национальных ресурсов. Отсюда проистекает принципиальное требование к величине расходов на исследования и разработки, которая должна быть сопоставима со странами – технологическими лидерами, к числу которых Беларусь намеревается примкнуть, по крайней мере, по отдельным научно-технологическим направлениям.
Беларусь, Россия и Казахстан имеют сопоставимые, хотя и не гармонизированные приоритеты научно-технической деятельности (табл. 1).
Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года предусматривает следующие магистральные направления развития науки, техники и технологий:
1. Авиационно-космические и транспортные системы (4 позиции);
2. Безопасность (8 позиций);
3. Живые системы (5 позиций);
4. Индустрия наносистем (5 позиций);
5. Информационно-телекоммуникационные системы (6 позиций);
6. Медицина и здравоохранение (4 позиции);
7. Производственные технологии и промышленная инфраструктура (7 позиций);
8. Рациональное природопользование (4 позиции);
9. Социальная инфраструктура (4 позиции);
10. Энергетика, энергоэффективность и энергосбережение (4 позиции).
Таблица 1. Сопоставление приоритетов научно-технической деятельности и науки Беларуси, России и Казахстана
Общемировые приоритеты в порядке частоты упоминаний:
информационные и телекоммуникационные технологии;
биотехнологии;
нанотехнологии;
энергетика (в том числе и ядерные технологии);
новые материалы;
обороноспособность и национальная безопасность.
Таким образом, приоритеты формируемого Евразийского экономического союза в целом соответствуют общемировым научно-технологическим трендам. При этом перечни критических технологий России периодически пересматриваются в сторону сокращения количества (в 1996 г. – 70 позиций; в 2002 г. – 52, с последующим сокращением до 34; в 2011 г.-27).
Актуальна задача оптимизации приоритетов и для Беларуси. В 2011–2015 гг. приоритетными являлись 45 макротехнологий и 307 критических технологий (в предыдущем перечне – 28 макротехнологий и 136 критических технологий).
Приоритеты научно-технической деятельности должны быть обеспечены критической массой ученых, материальными и финансовыми ресурсами, достаточными для выхода на мировой уровень конкурентоспособности.
На протяжении длительного времени в мире выбор приоритетов исследований и разработок определялся наличием бюджетных средств. В современных условиях страны ОЭСР ориентируются не только на государственные ресурсы, но и на интересы общества и негосударственного сектора. Правительства привлекают экспертов – представителей науки, общественных организаций и предпринимательского сектора, в том числе зарубежных. На форсайт-методиках основываются процедуры выбора приоритетов НИОКР в ряде стран (Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Исландия, Канада, Южная Корея, Япония).
4.1. Человеческий капитал и культура
На современном этапе развития производительные силы реализуются в форме интеллектуального капитала, представляющего накопленный человеком определенный запас культурных ценностей, знаний, умений, навыков и мотиваций. Человеческий капитал является самым ценным из всех видов капитала. Инвестиции в интеллектуальный капитал становятся решающим фактором социально-экономического развития человека и общества.
Согласно «Докладу о человеческом развитии 2013», подготовленному Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Республика Беларусь по индексу человеческого развития (ИЧР) поднялась с 65-го на 50-е место из 187 стран (Россия занимает 55-е место, Казахстан -69-е, Украина – 78-е, Азербайджан – 82-е, Армения – 87-е. Другие страны СНГ – Туркменистан, Молдова, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан – включены в группу стран со средним уровнем человеческого развития).
Именно такая задача ставилась Программой деятельности Правительства на 2011–2015 годы. По значению ИЧР Беларусь относится к странам с высоким уровнем человеческого развития: в 2012 г. он составил 0,793 (2011 г. – 0,756. 2010 г. – 0,732). Увеличение значения ИЧР достигнуто за счет роста значений трех из четырех компонентов ИЧР: ожидаемой продолжительности жизни при рождении (с 70,3 лет до 70,6 лет), средней продолжительности обучения (с 9,3 лет до 11,5 лет), ожидаемой продолжительности обучения (с 14,6 лет до 14,7 лет)[3]. В рейтинге стран по валовому национальному доходу на душу населения Беларусь занимает 61-е место.
Движущей силой развития постиндустриальной экономики и общества, наряду с производственными и природными ресурсами, становятся знания, интеллектуальный капитал, которые с переходом к экономике знаний начинают доминировать. Экономика знаний – это экономика креативности, кристаллизации новых идей и способов их реализации, конвертирования идеи в конкурентоспособный продукт.
Качественный скачок к экономике знаний связан с формированием механизма управления интеллектуальными ресурсами, «управления талантами» в широком смысле. Культурный капитал может стать консолидирующим фактором для всех сфер жизнедеятельности государства, одним из действенных стимулов социально-экономического развития общества.
Экономика знаний – это и становление креативного класса, который сумеет коммерциализировать достижения белорусской науки, образования и культуры, превратить их в продукт, конкурентоспособный в мировом масштабе.
4.1.1. Уровень и качество жизни
Главной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни, опережающего развития человеческого капитала. Выработка и реализация научно обоснованных подходов, внедрение новых социальных технологий создадут условия для систематического повышения уровня и качества жизни населения.
Для повышения уровня жизни с точки зрения демографического развития необходимо создание условий для качественного роста численности населения. Основные задачи в этой области: повышение уровня рождаемости, в том числе рождения второго и последующих детей; сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; оптимизация внешних и внутренних миграционных процессов.
Важной является задача укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений путем повышения престижа родительства.
Задачи в области оплаты труда:
последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения, в том числе работников, осуществляющих научные исследования и разработки. При этом уровень оплаты труда конкретного работника должен определяться в зависимости от его вклада в общие результаты, эффективности и качества его труда и отвечать современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда;
совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций путем сочетания централизованного и децентрализованного ее регулирования с предоставлением широких прав руководителям этих организаций по установлению стимулирующих выплат, структуры заработной платы;
постепенное приближение размера тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой для оплаты труда работников бюджетных организаций, к уровню бюджета прожиточного минимума;
усиление роли минимальной заработной платы как государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда;
развитие национальной системы квалификаций Республики Беларусь и формирование необходимой правовой базы.
Основными направлениями научного обеспечения совершенствования системы оплаты труда в период до 2020 г. являются:
развитие действующих и разработки новых систем оплаты труда, основанных на оценке сложности, результативности труда и личного вклада работника в результаты деятельности организации;
разработка научно обоснованных норм и нормативов по труду на инновационные технологии, новое оборудование, технику и виды услуг, обеспечивающих оптимизацию затрат на производство продукции, работ и услуг, а также повышению их конкурентоспособности на внешних и внутреннем рынках.
Государственная политика занятости населения направлена на содействие полной, эффективной и свободно избранной занятости в интересах роста уровня и качества жизни населения и повышения эффективности экономики. Приоритетной задачей является повышение эффективности использования трудовых ресурсов. В условиях инновационного развития экономики страны качественные характеристики трудового потенциала предопределяют и ведут к ускорению экономического развития и повышению конкурентоспособности страны.
Обеспечение полной занятости является стратегическим ориентиром в условиях сложившейся демографической ситуации.
Основными направлениями научного обеспечения в сфере занятости населения в период до 2020 г. являются:
разработка и внедрение систем оценки эффективности использования трудового потенциала работающих, выработки предложений по повышению эффективности использования трудового потенциала работающих;
внедрение новых институтов содействия занятости, разработка новых гибких и нестандартных форм занятости населения;
разработка эффективных механизмов стимулирования самозанятости и деловой активности населения; реализация работниками своего интеллектуального, физического и творческого потенциала в процессе трудовой деятельности.
Основными направлениями развития системы социальной защиты населения является адаптация действующей системы к изменяющимся социально-экономическим условиям, дифференциация социальной поддержки в отношении различных групп населения, дальнейшее усиление адресности, развитие и совершенствование системы социального обслуживания населения.
Повышению эффективности и доступности сети социальных служб будет способствовать развитие деятельности некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг на основе принципов государственно-частного партнерства, обеспечение равных условий для деятельности поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм.
Основные направления совершенствования системы социальной защиты в период до 2020 г.:
повышение качества социального обслуживания путем внедрения системы оценки и стандартизации качества социальных услуг;
расширение видов и форм социального обслуживания, адаптация социального обслуживания к потребностям граждан;
внедрение в практику социального обслуживания эффективных и малозатратных стационарозамещающих технологий, учитывающих потребности отдельных категорий граждан;
разработка эффективных механизмов привлечения в систему социального обслуживания дополнительных финансовых и человеческих ресурсов;
создание благоприятных условий для интеграции физически ослабленных лиц в жизнь общества и реализации их потенциала;
разработка эффективного механизма взаимодействия государственных органов, институтов гражданского общества, коммерческих организаций в процессе развития системы социального обслуживания, оказания социальных услуг нуждающимся гражданам, создания и развития безбарьерной среды.
4.1.2. Национальная культура
Культурный капитал нации формирует новую мировоззренческую парадигму, благодаря созданию новых и широкому освоению традиционных культурных и духовных ценностей оказывает решающее влияние на процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности белорусского общества.
Цель государственной политики в сфере культуры – создание условий для реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, наращивания человеческого капитала, развития культуры как движущей силы экономического роста.
Для достижения данной цели будут реализованы следующие основные направления.
1. Создание условий для повышения экономической эффективности сферы культуры за счет:
модернизации сферы культуры и обеспечения инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместного внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий;
повышения качества и эффективности оказания культурных услуг с использованием механизмов многоканального финансирования при сохранении за государством функций обеспечения минимальных социальных стандартов;
оптимизации инфраструктуры, сети организаций и стимулирования роста кадрового потенциала сферы культуры;
обеспечения динамичного развития национальных культурных индустрии как фактора развития творческого потенциала человека и экономики; превращения фестивального движения в национальную систему конкурентоспособной культурной индустрии;
разработки и внедрения новых моделей финансирования культуры, базирующихся на инновационных подходах к перераспределению бюджетных средств и создании системы многоканального финансирования;
повышения наукоемкости сферы культуры; обеспечения актуальности и практической значимости исследований с целью использования их результатов в управленческой деятельности.
2. Сохранение культурной идентичности народов Беларуси путем:
поддержки и расширения сферы функционирования культуры титульного этноса – интегрирующего фактора национальной идентичности, основы устойчивого развития белорусского государства и нации;
сохранения и интеграции национального историко-культурного наследия в современное социально-экономическое развитие регионов, развития отраслей экономики, основанных на культурном наследии (художественные промыслы и ремесла, культурный туризм);
реформирования и совершенствования художественного образования, этнокультурного и патриотического воспитания населения.
3. Формирование и укрепление положительного внешнего и внутреннего культурного имиджа Беларуси за счет:
развития и расширения межкультурного диалога, раскрытия коммуникативного потенциала белорусской культуры;
создания конкурентоспособного культурного продукта и его системной презентации, расширения экспорта культурных услуг; формирования общего рынка культурных услуг на территории Евразийского экономического союза;
продвижения белорусской культуры за рубеж путем расширения творческих контактов деятелей белорусской культуры с зарубежными партнерами, поддержка их участия в международных культурных проектах и программах;
привлечения инвестиций международных культурных фондов для реализации перспективных национальных проектов в сфере культуры;
содействия развитию национальных культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, путем обеспечения доступа к национальному культурному достоянию Беларуси; использования возможностей белорусского зарубежья, которое является мощным ресурсом культурного и экономического развития белорусской нации, для презентации белорусской культуры в стране проживания.
Ожидаемые результаты в области формирования человеческого капитала и культуры:
раскрытие способностей к творчеству, развитие навыков критического восприятия информации, способности к нестандартным решениям, креативности, способности работать в команде, социализации человека;
формирование креативного потенциала, инновационной культуры и элиты развития общества, обладающей помимо традиционных качеств ученого набором новых качеств, позволяющих решать сложные научно-технические задачи для достижения Республикой Беларусь лидирующих позиций в мире; сделать инновационный образ мышления традицией белорусского народа;
повышение престижа технических профессий (инженер, конструктор, мастер высшей квалификации и т. д.), увеличение бюджетных мест по техническим и технологическим специальностям;
смена мотивационной парадигмы: от «общества потребления» к обществу инноваторов; стимулирование превосходства и востребованности результатов исследований и разработок;
формирование базовой культуры творческой личности через развитие мировоззрения, гражданское, нравственное, правовое, экологическое, экономическое, эстетическое воспитание и воспитание физической культуры;
формирование национальной инновационной ментальносте через популяризацию научной и изобретательской деятельности, инновационного бизнеса и личного успеха людей, занимающихся инновациями. Формирование у молодежи имиджа научной и инновационной деятельности как путей самореализации и надежной базы карьерного роста и благополучия.
4.1.3. Формирование здорового образа жизни
Особое внимание в период до 2020 г. будет уделено организации работы с населением по вопросам бережного отношения к своему здоровью, снижению уровня табакокурения, потребления алкоголя, развитию здоровьесберегающих технологий, в том числе работе в области охраны здоровья женщин и детей, подростков по формированию навыков здорового образа жизни в целях преодоления стрессовых ситуаций, заболеваемости сердечно-сосудистыми, онкологическими, эндокринологическими и другими болезнями.
Цель – создание системы формирования, сохранения и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни, направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и повышения качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.
Реализация этой цели предусматривает решение следующих задач:
систематизация и совершенствование законодательства, обеспечивающего межведомственный подход к формированию здорового образа жизни;
формирование установки и мотивации населения на здоровье как высшую ценность; обеспечение условий для здорового образа жизни; разработка перспективных и увеличение объема существующих технологий укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
разработка и внедрение системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в обществе в единой системе гигиенического воспитания населения;
дальнейшее развитие условий для духовно-нравственного, интеллектуального и физического потенциала молодежи, популяризация и содействие оздоровительной физической активности;
создание востребованной системы первичной профилактики распространенных заболеваний, а также алкоголизма, наркомании и табакокурения;
формирование культуры питания, четких установок в пользу здорового рационального питания;
развитие творческого потенциала, профилактика стрессов, формирование психоэмоциональной устойчивости населения к психологическим проблемам и кризисным ситуациям;
создание здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе; улучшение условий труда, быта и отдыха населения; разработка технологий оптимизации экологической обстановки.
В целях успешной реализации целей и задач необходимо руководствоваться следующими принципами:
совершенствование государственного механизма создания и развития условий для реализации прав каждого человека на здоровье, здоровый образ жизни;
консолидация действий органов власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья человека;
повышение ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близких перед государством и обществом;
приоритет профилактических мер в области охраны здоровья;
доступность и непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом общих потребностей населения страны, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп.
Ожидаемые результаты:
снижение рисков развития заболеваний, связанных с поведением и образом жизни (сердечно-сосудистых, травматизма, ожирения и других) на 10 % до 2020 г.;
повышение доли лиц, ведущих образ жизни, способствующий сохранению здоровья и профилактике заболеваний, на 20 % до 2020 г.;
снижение трудовых потерь от временной нетрудоспособности на 20 % до 2020 г.;
уменьшение распространенности ожирения и избыточной массы тела на 7 % до 2020 г.;
повышение физической активности населения на 20 % до 2020 г.;
снижение распространенности табакокурения на 10 % до 2020 г.;
снижение употребления алкогольных напитков на 10 % до 2020 г.
Механизмы реализации:
внедрение технологий, рекомендаций и программ для различных групп населения, способствующих укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
изучение и оценка распространенности основных неинфекционных заболеваний (НИЗ) и их факторов риска;
оценка потенциала первичного звена здравоохранения по доступности диагностических, лечебных и профилактических вмешательств при основных НИЗ;
создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня злоупотребления алкогольными напитками;
разработка и внедрение алгоритмов по профилактике и контролю основных НИЗ на уровне первичной медицинской помощи, рекомендованных ВОЗ, и развитие системы непрерывного образования медицинских работников;
создание системы первичной профилактики распространенных неинфекционных заболеваний, а также алкоголизма, наркомании и табакокурения;
подготовка диагностических тест-систем по определению функционального состояния различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);
подготовка научно обоснованных профилактических программ и рекомендаций, направленных на:
профилактику стрессов, формирование психоэмоциональной устойчивости населения к психологическим проблемам и кризисным ситуациям,
оздоровительную физическую активность (разработка и реализация информационных и обучающих программ и кампаний для различных категорий населения, в первую очередь – детей и подростков),
формирование культуры питания, четких установок в пользу здорового рационального питания,
подготовку национальных рекомендаций по питанию для отдельных групп населения, в том числе имеющего алиментарные факторы риска,
подготовку компьютерных игр, программ, тренингов по тематике сохранения и укрепления здоровья.
С целью повышения доли инновационных исследований и коммерциализации технологий в медицине необходимо создание базового курса для молодых ученых по маркетингу и менеджменту, в рамках которого рассматривались бы вопросы правильного выбора и успешной реализации творческой идеи.
4.2. Научные исследования и разработки
Современная наука является источником инноваций и экономического роста, а также важнейшим фактором повышения качества жизни и обеспечения национальной безопасности. В инновационной экономике под влиянием научных знаний традиционные сферы материального производства будут трансформироваться и радикально менять свою технологическую основу.
В прогнозном периоде предусматривается формирование конкурентоспособной в мировом масштабе научной сферы и национальной инновационной системы, гибко реагирующих на запросы экономики, а также инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности, механизмов стимулирования науки и инноваций. Будут созданы максимально благоприятные условия для развития наукоемкого сектора экономики, инвестирования организациями собственных средств в создание научно-технологического задела и разработку новой высокотехнологичной продукции.
Отечественным организациям, у которых уровень наукоемкости находится не ниже среднего для развитых стран уровня (2–3 % от объема реализации продукции), предлагается предоставить максимально благоприятные фискальные условия для своей деятельности.
4.2.1. Фундаментальные исследования
Необходимо уточнение основных научно-исследовательских направлений для обеспечения стратегической перспективы.
В настоящее время наука приобретает все более выраженный междисциплинарный характер. Поэтому сконцентрировавшись только на нескольких прорывных направлениях в фундаментальных исследованиях, уже в ближайшей перспективе будет потерян тот высокий уровень исследований, который мы пока имеем по ряду направлений – в лазерной физике, оптике, химии, материаловедении и некоторых других.
Необходимо сохранить и поддержать те научные школы, которые признаны в мире и где исследования выполняются на высоком уровне, в том числе в Национальных исследовательских лабораториях и центрах. При этом надо отказаться от финансирования в рамках Государственных программ научных исследований и отдельных проектов ученых и коллективов, которые имеют скромные публикации и научные рейтинги. Нужно поднять престиж отечественных научных журналов и публикаций в них.
В мире сформировалась система оценки уровня научных исследований, базирующаяся на отслеживании индексов цитирования ученых, импакт-факторов научных журналов, участии ученых в крупных международных форумах, их присутствии в редколлегиях международных журналов и т. д. Беларусь – компактная страна, и ее научное сообщество четко представляет, кто способен на приличном уровне заниматься фундаментальными исследованиями, а кто – нет. Для компенсации недостающих знаний и специалистов будет активно развиваться международная научно-техническая кооперация (см. соответствующий раздел данного документа).
Для получения результатов мирового уровня необходимо коренным образом модернизировать материально-техническую базу (МТБ) научных исследований, в которой Беларусь все более отстает. В прежние времена на модернизацию МТБ научных исследований тратились значительные средства (до 25 % от средств, выделяемых на науку), что позволяло проводить исследования и получать результаты на мировом уровне.
Концентрация усилий на наиболее перспективных научных направлениях создаст основу для прикладных исследований и разработок, расширит применение отечественных разработок и улучшит позиции страны на рынке высокотехнологичной продукции и услуг.
4.2.2. Постиндустриальные технологии
В постиндустриальном обществе резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Ключевыми сферами нового технологического уклада в мире станут биотехнологии, науки о жизни и их приложения, сенсорные системы и технологии искусственного интеллекта, информационные сети и телекоммуникационные системы, нанотехнологии, рациональное природопользование, энергосбережение, высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства на основе интеллектуальных систем, аэрокосмические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика и нетрадиционные источники энергии.
В Беларуси достаточно развит научно-исследовательский потенциал и производственно-технологическая база, позволяющая использовать его в следующих областях:
обеспечение технологического лидерства по ряду важнейших прорывных направлений (лазерные технологии, новые конструктивные материалы, биотехнологии, нанотехнологии и др.);
формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
модернизация традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания ориентированных на внешние рынки специализированных производств;
разработка основ надотраслевых (конвергентных) технологий будущего, объединяющих потенциал квантово-информационных, нанобиомедицинских, когнитивных и социальных технологий;
разработка принципов и создание устройств гетерогенной интеграции, гибридных биодатчиков и сенсоров, антропоморфных технических систем.
Принципиальным является развитие существующих и создание в Республике Беларусь новых высокотехнологичных секторов производства в тех направлениях, которые демонстрируют устойчивый рост рынков сбыта.
Развитие таких секторов необходимо осуществлять на базе:
1) информационно-коммуникационных технологий: развивается и как отдельный сектор экономики, и как составляющая других секторов экономики – космических технологий, робототехники, медицинских приборов и техники и др.;
2) химико-фармацевтических и биотехнологий: обеспечение условий для ускоренного развития системы новейших биотехнологий, прежде всего в сфере медицины и агропромышленном комплексе;
3) робототехники и автоматизации производства: разработка и внедрение современных робототехнических систем в различные отрасли реального сектора экономики; формируется путем объединения наработок в области информационных технологий, приборостроения, прецизионной механики и др.;
4) нанотехнологий: наноматериалы; сенсорика и диагностика; наноэлектроника и солнечные элементы; приборостроение; фильтры и мембраны; фармпрепараты;
5) медицинских приборов и техники: развитие и использование инновационных технологий для дальнейшего развития медицинской техники (цифровые рентгеновские установки, анализаторы биологических клеток и тканей для диагностики злокачественных новообразований, медицинские аппараты на базе полупроводниковых и твердотельных лазеров, диагностические тест-системы (микрочипы), искусственные органы).
Для создания условий развития данных направлений необходимо:
1. Обеспечить благоприятные условия для развития существующих и создания новых субъектов инновационной инфраструктуры путем:
развития кадровой, материально-технической и финансовой базы субъектов инновационной инфраструктуры;
активизации процесса образования крупных корпораций по наукоемким высокотехнологичным направлениям в кооперации на условиях аутсорсинга с малым и средним бизнесом;
создания ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры.
2. Совершенствовать критерии отбора инновационных товаров с учетом приоритетов научной и научно-технической деятельности, унифицировать подходы к формированию перечней инновационных и высокотехнологичных товаров.
3. Усовершенствовать систему отбора проектов в рамках республиканского конкурса инновационных проектов, а также систему продвижения идей талантливых и перспективных специалистов.
4. Обеспечить финансирование за счет средств республиканского бюджета и инновационных фондов прорывных инновационных проектов, направленных на структурные изменения экономики страны.
5. Сформировать с участием Белорусского инновационного фонда специализированные отраслевые венчурные фонды (в форме образования по аналогии Белорусского инновационного фонда или в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью), уставный капитал которых должен включать как долю государства, так и долю организаций, участвующих в реализации проектов.
6. Активизировать научно-техническую деятельность в регионах путем взаимодействия основных секторов науки и промышленности регионов в реализации региональных научно-технических программ.
4.2.3. Нанотехнологии и наноматериалы
Анализ научно-технического потенциала Беларуси позволяет выделить следующие перспективные направления
в сфере разработки и коммерциализации нанотехнологий и производства нанотехнологической продукции: наноматериалы; сенсорика и диагностика; наноэлектроника и солнечные элементы; приборостроение; фильтры и мембраны; фармпрепараты.
В прогнозном периоде научные исследования и разработки будут сконцентрированы на создании:
наноструктурных конструкционных материалов и покрытий для узлов трения, работающих при повышенных нагрузках и температурах, для карьерных самосвалов, автомобилей, тракторов, горношахтного, металлургического, теплоэнергетического и станочного оборудования, сельскохозяйственной техники, железнодорожного транспорта на основе использования управляемых структурно-фазовых превращений в метастабильных системах в режиме самоупрочнения;
коллоидно-стабильных жидких и пластичных смазочных материалов с высокой несущей способностью, расширенным диапазоном рабочих температур и увеличенным ресурсом для тяжелонагруженных трибосопряжений машин и оборудования на основе их модифицирования наноразмерными частицами углеродных материалов, оксидов, порошков металлов;
наноструктурных инструментальных материалов для прецизионной и высокоскоростной обработки труднообрабатываемых материалов и покрытий;
конструкций режущего инструмента из наноструктурных композитов на основе сверхтвердых материалов и оптимизации режимов резания при лезвийной обработке закаленных сталей и чугунов.
Будут разработаны и внедрены в производстве нанотехнологий:
оборудование технологического уровня 65 нм (с поэтапным переходом на 45 и 22 нм) для промышленного применения в микроэлектронном производстве нового поколения;
наноразмерные структуры и покрытия, в том числе на полупроводниковых пластинах;
магнитные, сегнетоэлектрические, полупроводниковые, сверхпроводящие, радиационно стойкие, квантоворазмерные, нелинейнооптические и сверхтвердые материалы;
новые плазменные технологии для применения в биологии, медицине, диагностике, синтезе наноматериалов, продвижения в решении проблемы нагрева и удержания плазмы, в том числе для задач управляемого термоядерного синтеза.
Разработка сенсорных платформ на основе наноструктурированных материалов для высокочувствительных химических и биохимических сенсоров и микросистем на их основе позволит:
создать на основе химических (газовых) сенсоров миниатюрные противопожарные сигнализаторы, встраиваемые в различные малогабаритные устройства, например в мобильный телефон;
изготовление биохимических сенсоров многократно ускорит диагностику вирусных заболеваний и в некоторых случаях обеспечит многократное использование сенсоров, что сейчас сделать невозможно;
осуществлять непрерывный дистанционный контроль состояния больного по анализу выдыхаемых им газов.
4.2.4. Лазерно-оптические и оптоэлектронные технологии
Лазерная техника играет центральную роль в происходящих в последнее время изменениях технологического уклада, которые связаны с резким повышением гибкости и мобильности производства, энергоэффективностью, снижением издержек и, одновременно, выходом на новый уровень качества продукции. Материально-техническая база информационных технологий есть прямой продукт развития и использования лазерной физики и лазерно-оптических технологий в виде волоконно-оптических линий связи и фотолитографии субмикронных размеров, обеспечившей возможность создания современной компьютерной и другой техники, запись и считывание информации.
Исходя из потребностей национальной экономики, наличия кадров и материально-технической базы, к наиболее перспективным направлениям работ в области лазерных и оптических технологий относятся следующие:
фундаментальные проблемы лазерной физики и взаимодействия лазерного излучения с веществом;
твердотельные лазерные системы с широко варьируемыми параметрами, в том числе с диодной накачкой и волоконные, и технологии на их основе;
новые образцы лазерной и оптоэлектронной техники для промышленности, приборостроения, медицины, экологии, метрологии, космических исследований, научных исследований и для решения специальных задач;
новые лазерные и нелинейно-оптические материалы; технологии выращивания монокристаллов, стекловарения, изготовления оптических деталей;
высокочувствительные аналитические и диагностические методы и приборы с использованием лазеров и других источников оптического излучения;
нанофотоника;
квантовая информатика;
наукоемкие лазерно-информационные технологии обработки материалов;
фотовольтаика (солнечные элементы и модули; датчики-фотоприемники, в т. ч. приемные линейки и матрицы);
микронная оптоэлектроника (в т. ч. гибридные микро-, оптоэлектронные устройства) для систем обработки информации, СВЧ-техники и др.;
голографические средства и методы и их применение в оптоэлектронных и лазерных технологиях, в том числе для защиты от подделок ценных бумаг, документов и другой продукции;
развитие современных ростовых технологий гетеро-структур как основы новейших разработок в области оптоэлектроники, микроэлектроники, СВЧ-техники и лазерных технологий;
наращивание выпуска оптико-механических, оптико-электронных и лазерно-оптических изделий, отвечающих требованиям мировых рынков, что позволит увеличить экспорт продукции;
создание и освоение в производстве оптоэлектронной техники на базе лазерных систем с применением электронно-оптических преобразователей и высокоточных оптических компонентов, включая лазерные приборы для технологических процессов в промышленности, что позволит применять современные высокоточные методы измерения и обработки поверхностей деталей;
создание тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения;
производство оборудования для оптики, светодиодной и фотогальванической техники, светодиодных осветительных и сигнальных устройств и систем;
техническое переоснащение организаций отрасли с доведением их технического состояния до уровня технической оснащенности аналогичных организаций промышленно развитых государств.
Предполагается разработать и освоить в производстве следующие высокотехнологичные виды продукции:
новые светодиодные модули монохромного и «белого» излучения на основе промышленных светодиодов и светодиодных чипов с улучшенными характеристиками;
адаптированные к чувствительности человеческого глаза кремниевые фотоприемники и интегральные схемы для систем управления освещенностью люминесцентных ламп;
оптические излучатели на основе инжекционных лазеров и твердотельных лазеров с диодной накачкой для систем беспроводной связи;
высокочувствительные ультрафиолетовые металл-полупроводники, металл-фотоприемники на гетероструктурах нитрида алюминия галлия;
фотодиодные модули и оптоэлектронные устройства на их основе для волоконно-оптических систем радиосвязи и измерительной техники в частотном диапазоне до 60 ГГц.
Научно-техническая продукция, создаваемая в рамках указанного направления, имеет важное значение для повышения конкурентоспособности вновь создаваемых функциональных лазерных материалов, систем и технологий, включая лазерные технологии прецизионной обработки материалов (микромашининг), биомедицинские применения, дистанционное зондирование Земли.
Результаты исследований и разработок имеют важное значение для укрепления обороноспособности страны, т. к. позволяют использовать их в лазерно-оптических системах слежения за движущимися объектами, наведения, а также дальнометрии. Кроме того, это обеспечивает создание новых технологий обработки материалов, необходимых, в частности, для производства высокоэффективных солнечных элементов.
Практически все белорусские лазерные системы конкурентоспособны на внешних рынках, в том числе европейском и азиатском.
4.2.5. Робототехника
Развитие робототехники имеет огромное значение для мировой экономики. Согласно обзору Robotics Business Review, в 2013 г. в список ведущих робототехнических фирм (RBR 50) вошли 34 американские фирмы, 5 японских, по 2 фирмы из Германии, Франции, Канады и Швейцарии и по 1 фирме из Кореи, Дании и Нидерландов. При этом из 50 компаний 31 является частной, 19 – государственными, и представляют различные области и направления робототехники (13 фирм специализируются на разработке промышленных роботов и манипуляторов, 14 – медицинских роботов, 5 – роботов-гуманоидов, 18 – мобильных и образовательных роботов).
За 2012 г. в мире было продано 159 346 промышленных роботов, около 70 % от общего объема продаж роботов в 2012 г. приходилось на Японию, Китай, США, Корею и Германию. При этом продажа промышленных роботов в автомобильной, химической, полимерной и пищевой промышленности продолжает увеличиваться, в то время как в машиностроении и металлообработке заказы продолжают сокращаться.
Одной из проблем, стоящих на пути роботизации, является высокая трудоемкость программирования робота с ручным обучением точек программной траектории. С увеличением числа роботов и номенклатуры выпускаемой продукции затраты на программирование часто становятся весьма большими. Выходом из положения могут стать системы автономного программирования (Off-Line Programming, Simulation) для роботов.
В отечественных условиях также представляется актуальным направление по разработке новых принципов построения информационно-измерительных систем технического зрения мобильных роботов.
Конец ознакомительного фрагмента.