Ноль политкорректности
«Околофутбола» – одна из немногих картин, посвящённых ультраправой субкультуре, созданная, во-первых, со знанием дела, а во-вторых – не то что с сочувствием, а с явным одобрением образа жизни персонажей.
Вообще-тороссийское кино славится своей неповоротливостью и неоригинальностью. Отечественные кинодеятели из года в год эксплуатируют одни и те же изъезженные, истоптанные темы: Обаятельные Бандиты, Плохие Бандиты и Хорошие Милиционеры; Духовно Богатые Бедняки и Страдающие от Бездуховности Богачи и т. п. Фантастику, ужастики и исторические «костюмные» блокбастеры отечественного производства смотреть по большей части грустно, потому что такого рода картины требуют солидного финансирования, а традиция делать кино «на коленке за три копейки» является нашей главной духовной скрепой… Отдельно стоят малобюджетные сериалы по книгам из школьной хрестоматии, а также беспардонно содранные у «буржуев» ситкомы. Исключения имеют место, но нечасто.
«Околофутбола» относится к числу таких удачных исключений. И уже поэтому заслуживает внимания.
Главные герои – простые русские футбольные хулиганы, основа «фирмы» Scull Head Crew: доцент-историк «Тичер» (Александр Ратников), модный диджей «Бритва» (Григорий Иванец), автослесарь «Ярый» (Иван Фоминов) и преуспевающий бизнесмен «Мажор» (Павел Ерлыков). Это не закомплексованные бедолаги из «Бойцовского клуба», а сильные, состоявшиеся, уверенные в себе мужчины, которых объединяет милое хобби: время от времени собирают «моб» и отправляются пробовать на крепость ребра и челюсти бойцов соперничающей «фирмы».
При этом победы и поражения футбольной команды, за которую они вроде как «гоняют», имеют даже не третьестепенное значение: товарищеские встречи по мордобою между «фирмами» – это, по сути, самоценный вид экстремального спорта…
– Ну что нам, в футбол играть?! – возмущается один олдовый фанат, услышав от роковой героини (Дарья Мингазетдинова) наивный вопрос – «А зачем вы вообще дерётесь?»
Фильм вышел не столько сюжетным, сколько атмосферным. Тех, кто превыше всего ценит в кино сложную интригу, ждёт легкое разочарование. Я пишу «легкое», потому что отсутствие закрученного сюжета с лихвой искупается превосходно переданным антуражем. Импровизированный спортзал под открытым небом; бойцы, деловито бинтующие кисти перед махачем; простые, но полезные тактические хитрости городского боя в метро или в лесопарке; столь же простые и ясные рыцарские правила fair play («они заявлений друг на друга не пишут!» – бесится полицейский следователь, которого играет Сергей Шнырёв) … А главное – дух старого-доброго ультранасилия, и ноль рефлексий. Этим «Околофутбола» отличается от знаменитых «скинофильмов», изготовленных режиссёрами антифашистскойнациональности. Их персонажи регулярно впадают в истерику и квасят друг другу морды не по делу. Здесь же, когда между бойцами Scull Head Crew возникает разногласие – идти ли громить кафе, чтобы отомстить за избитого соратника – сторонники жёсткой линии ограничиваются тем, что говорят товарищу-«пацифисту»: «Ну… твой выбор!», после чего «фирма» почти в полном составе отправляется на акцию возмездия. Чужеродный общепит постигает судьба Персеполиса и Саркела…
При этом кадры эпического разгрома злополучного заведения перемежаются кадрами соития роковой красавицы и одного из главных героев. Посыл «любовь и война – главные занятия мужчин» не уловить невозможно…
А вот любовный треугольник, который по идее мог бы стать основой душераздирающей драмы, разрешается прямо-таки с обидной легкостью. Боец, от которого отвернулась его возлюбленная, просто машет на изменщицу рукой. Вообще надо признать, что женские образы в фильме вышли какие-то бледные и невыразительные. Впрочем, это неудивительно: «околофутбол» – не женская игра. Это, пусть и потешная, но война. И она может очень быстро превратиться в настоящую войну с наглыми чужаками или с полицейским государством, когда недавние соперники объединяются под лозунгом «Один за всех и все за одного!»
«Околофутбола» – абсолютно неполиткорректный фильм. Он переполнен неправильной, опасной символикой. Он отрицает толерантность к врагам, законопослушность, милость к падшим и прочие «духовные скрепы». Он пропагандирует силу, решительность, личную и коллективную ответственность, верность товарищам и тому подобные архаичные предрассудки. Добавим сюда ещё и патриархальные гендерные стереотипы (феминистки, в атаку!) – и остаётся только удивляться, что его выпустили на широкий экран.
«Околофутболу» сейчас угрожают две опасности. Первая – что ленту сочтутэкстремистской и запретят. Вторая – и главная – что снимут продолжение.
По совокупному мнению зрителей, высоко оценивших картину, делать этого не следует.