Вы здесь

Безумная и прекрасная королева. Исторический роман. Папа святого римского престола (Юлия Пентри)

Папа святого римского престола

Замок святого Ангела,
Рим, 1502 год.

Александр VI, папа римский из испанского рода Борджиа, был большим ценителем искусства и архитектуры. Вот и сейчас, сидя в своём просторном кабинете, залитом лучами утреннего света, он рассматривал картину Пьетро Перуджино «Оплакивание Христа».

– Прекрасная работа, не правда ли, дорогая? – спросил папа женщину, которая была с ним в комнате.

– Конечно, – отозвалась «дорогая» своим обычным скучающим голосом, даже не взглянув на картину.

Женщину звали Джулией Фарнезе. Двадцати восьми лет от роду, она была итальянкой чарующей красоты, с длинными золотистыми волосами, спадавшими непослушными завитками по её плечам. Глядя на неё, можно было с уверенностью сказать, что эта красавица разбила немало сердец, оставив ни с чем своих ухажёров, когда заручилась любовной связью с папой. Но более других страдал её муж Орсини, о котором Джулии уже более пяти лет ничего не было известно – кроме того, что он коротает одинокие вечера в их замке в Карбоньяно.

Но вернёмся в замок святого Ангела, дом папы римского Александра VI, и посмотрим на святого служителя церкви, который сыграет огромную роль в разделении мира и судьбе Хуаны Кастильской, регентши трёх корон.

Папе Александру семьдесят один год. У него плотное телосложение, мясистое лицо и большой нос. Глаза его посажены глубоко и смотрят как будто исподлобья, волосы отмечены неравномерной сединой. За свои семьдесят с лишним лет он уже совершил немало печально известных дел: раздал сорок семь кардинальских шапок кому ни попадя, тогда как полагалось не более трёх; сожительствовал с двумя женщинами сразу, одна из которых была замужней; захватил при помощи меча и огня все итальянские провинции; убрал неугодных ему политиков при помощи яда; напивался с куртизанками, с которыми прелюбодействовал так часто, что знал каждую по имени; умертвил огромное количество праведных священнослужителей, отказывавшихся участвовать с ним в пьяных вечерях или просто неугодных ему, и ещё при жизни завоевал себе прозвище «чудовище разврата».

Этот папа уже отдал известный нам приказ об устранении Хуаны от трона, этот папа уже подчинил себе Кастилию и Арагон, назначив управленцами Фердинанда и Изабеллу – глубоко верующих католиков, коих и возвёл в новый, придуманный им самим сан католических королей. Его преспешники уже вовсю разносят по Бургундии вести о болезни Хуаны, его тюрьмы уже готовы для всех сомневающихся в её безумии. Как дерзко Хуана посмела отказать папе, не являясь с визитом, не отчитываясь перед канцлерами святого престола!

«Никогда, никогда не стать ей королевой!» – думал папа, читая донесения своих канцлеров, в которых говорилось, что регентша продолжает заниматься делами государства, поддерживая идею независимости Бургундии от Рима. «Более того, – говорилось в письме, – народ Бургундии не верит в „безумие“ будущей королевы, ведь она ничем это безумие не проявляет».

Но папа уже готовит новый план: он спешно собирает совет, на котором и принимает тайный документ по устранению регентши. Этот документ – смертный приговор, но не Хуане, нет – такая плата слишком мала для отступницы святой церкви, – это приговор Филиппу, её обожаемому мужу, приговор её детям и всей её горячо любимой семье. Этот и ещё несколько ужасных пунктов, принятых папой и его кардиналами, уже озвучены палачам. И вот они, блюстители суда папского, отправляются в дорогу, чтобы выполнить свою жуткую миссию. А папа Александр VI, предвкушая ещё не выигранную, но уже такую близкую победу, удаляется в дальнюю комнату своего дворца. Но не для молитв, а для утех со своей молодой златовласой любовницей.