Папа святого римского престола
Александр VI, папа римский из испанского рода Борджиа, был большим ценителем искусства и архитектуры. Вот и сейчас, сидя в своём просторном кабинете, залитом лучами утреннего света, он рассматривал картину Пьетро Перуджино «Оплакивание Христа».
– Прекрасная работа, не правда ли, дорогая? – спросил папа женщину, которая была с ним в комнате.
– Конечно, – отозвалась «дорогая» своим обычным скучающим голосом, даже не взглянув на картину.
Женщину звали Джулией Фарнезе. Двадцати восьми лет от роду, она была итальянкой чарующей красоты, с длинными золотистыми волосами, спадавшими непослушными завитками по её плечам. Глядя на неё, можно было с уверенностью сказать, что эта красавица разбила немало сердец, оставив ни с чем своих ухажёров, когда заручилась любовной связью с папой. Но более других страдал её муж Орсини, о котором Джулии уже более пяти лет ничего не было известно – кроме того, что он коротает одинокие вечера в их замке в Карбоньяно.
Но вернёмся в замок святого Ангела, дом папы римского Александра VI, и посмотрим на святого служителя церкви, который сыграет огромную роль в разделении мира и судьбе Хуаны Кастильской, регентши трёх корон.
Папе Александру семьдесят один год. У него плотное телосложение, мясистое лицо и большой нос. Глаза его посажены глубоко и смотрят как будто исподлобья, волосы отмечены неравномерной сединой. За свои семьдесят с лишним лет он уже совершил немало печально известных дел: раздал сорок семь кардинальских шапок кому ни попадя, тогда как полагалось не более трёх; сожительствовал с двумя женщинами сразу, одна из которых была замужней; захватил при помощи меча и огня все итальянские провинции; убрал неугодных ему политиков при помощи яда; напивался с куртизанками, с которыми прелюбодействовал так часто, что знал каждую по имени; умертвил огромное количество праведных священнослужителей, отказывавшихся участвовать с ним в пьяных вечерях или просто неугодных ему, и ещё при жизни завоевал себе прозвище «чудовище разврата».
Этот папа уже отдал известный нам приказ об устранении Хуаны от трона, этот папа уже подчинил себе Кастилию и Арагон, назначив управленцами Фердинанда и Изабеллу – глубоко верующих католиков, коих и возвёл в новый, придуманный им самим сан католических королей. Его преспешники уже вовсю разносят по Бургундии вести о болезни Хуаны, его тюрьмы уже готовы для всех сомневающихся в её безумии. Как дерзко Хуана посмела отказать папе, не являясь с визитом, не отчитываясь перед канцлерами святого престола!
«Никогда, никогда не стать ей королевой!» – думал папа, читая донесения своих канцлеров, в которых говорилось, что регентша продолжает заниматься делами государства, поддерживая идею независимости Бургундии от Рима. «Более того, – говорилось в письме, – народ Бургундии не верит в „безумие“ будущей королевы, ведь она ничем это безумие не проявляет».
Но папа уже готовит новый план: он спешно собирает совет, на котором и принимает тайный документ по устранению регентши. Этот документ – смертный приговор, но не Хуане, нет – такая плата слишком мала для отступницы святой церкви, – это приговор Филиппу, её обожаемому мужу, приговор её детям и всей её горячо любимой семье. Этот и ещё несколько ужасных пунктов, принятых папой и его кардиналами, уже озвучены палачам. И вот они, блюстители суда папского, отправляются в дорогу, чтобы выполнить свою жуткую миссию. А папа Александр VI, предвкушая ещё не выигранную, но уже такую близкую победу, удаляется в дальнюю комнату своего дворца. Но не для молитв, а для утех со своей молодой златовласой любовницей.