Вы здесь

Баскетбол: основы обучения. РАЗДЕЛ IV.. ТЕХНИКА ИГРЫ: ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ (И. В. Орлан, 2011)

РАЗДЕЛ IV.

ТЕХНИКА ИГРЫ: ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

Техника игры – это сложившаяся в процессе развития баскетбола совокупность приемов и способов, позволяющих наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи.

Для последовательного изучения техники баскетбола пользуются ее классификацией. Классификация – это соподчиненное распределение всех приемов и способов техники по разделам и группам на основе определенных сходных признаков.

К числу таких признаков, прежде всего, относятся целевое место приема в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без мяча), а также особенности его кинематической и динамической структуры. Классификация дает возможность четко программировать техническую подготовку игроков по периодам и этапам годового цикла, организационно и методически правильно увязать ее с остальными разделами тренировочного процесса.

Техника баскетбола подразделяется на два больших раздела: техника нападения и техника защиты. В обоих разделах выделяют по две группы: в технике нападения – технику передвижений и технику владения мячом, а в технике защиты – технику передвижений и технику овладения мячом и противодействия. Внутри каждой из групп имеются приемы и способы. Почти каждый способ выполнения приема имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали единой структуры движения. Кроме того, на динамическую структуру способа оказывают определенное влияние условия выполнения, которые уточняют специфику передвижения игрока, исходные положения и направления движения.

В предлагаемой классификации не отводится самостоятельного раздела финтам, так как финт – это выполнение игроком только части конкретного приема (например, замах при передаче мяча, прицеливание при броске в корзину) с намерением вызвать у противника ошибочную реакцию и, используя ее, добиться выгодного положения для успешного применения другого технического приема.

Принципиальная схема классификации техники игры может быть представлена следующим образом (Рис.1)

Освоение любого технического приема в баскетболе основывается на следующих принципах обучения: сознательности, активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прочности и прогрессирования. При изучении любого технического приема игры выделяют основные взаимосвязанные между собой этапы:

1) ознакомление с приемом и создание представления о нем;

2) изучение приема в упрощенных, специально смоделированных условиях;

3) совершенствование приема в усложненной обстановке, приближенной условиям учебно-тренировочной игры;

4) применение приема в соревновательной обстановке и игре с конкретным соперником.

Они соответствуют фазам формирования двигательного динамического стереотипа и свидетельствуют о логической связи, которая должна соблюдаться при изучении приема.

Рассмотрим эти четыре этапа более подробно.

Ознакомление с приемом. Основная задача этого этапа – создать представление об изучаемом приеме, его месте в игре, основном назначении и наиболее эффективном осуществлении; создать двигательное и зрительное представление об идеальной технике выполнения этого элемента. Данные задачи решаются с помощью комплекса методов. Ведущим здесь будет метод вербального воздействия, т.е. словесное воздействие на занимающихся. Изучение любого технического элемента в баскетболе начинается с показа и рассказа о нем. Причем показ идеального выполнения данного элемента имеет колоссальное значение. Именно поэтому учитель должен сам в совершенстве владеть данным элементом. Если такая возможность отсутствует, он должен попросить прийти на урок лучшего баскетболиста, чтобы тот продемонстрировал этот элемент ученикам. Будет уместно на этом этапе показать плакаты, слайды, кинофильм об изучаемом приеме. Если позволяют условия, необходимо использовать видеозаписывающую и видеовоспроизводящую аппаратуру. Не следует пренебрегать этим этапом, так как представления об идеальной технике выполнения изучаемого приема у занимающихся, имеет огромное значение в процессе дальнейшего обучения.

Создание представления об изучаемом приеме заканчиваемся самостоятельным выполнением его. Первые попытки, как правило, ученик делает очень неуверенно, перенапрягая мышцы, скованно, без должной координации. Тренер должен спокойно реагировать на эту ситуацию и внимательно следить за основными моментами техники, постоянно корректируя движения.

В случае выявления ошибок в технике выполнения следует использовать подводящие и вспомогательные упражнения, которые по своей биомеханической структуре близки к изучаемому элементу, но гораздо проще по выполнению. Если ученик не может исправить одну и ту же ошибку в технике, следует переключить его внимание на другое движение или вообще в этом занятии не возвращаться к этому техническому элементу. В противном случае есть вероятность того, что ученик может запомнить неправильную технику выполнения элемента, и исправить это будет значительно труднее, а в некоторых случаях практически невозможно.

Изучение приема в упрощенных, специально смоделированных условиях. Основная задача этого этапа будет состоять в том, чтобы познать структуру приема и овладеть правильным его выполнением, устранить напряжение во всех мышцах и "лишние" движения, выявить и устранить возможные ошибки при выполнении элемента.

Основным методом для решения данных задач будет метод строго регламентированного упражнения и его разновидность стандартно- повторный метод. Тренер вынужден применять эти методы, так как на этом этапе ученик должен выполнять только те движения, которые ему разрешает делать учитель. Он не имеет права фантазировать и выполнять другие движения.

При обучении на данном этапе основное внимание обращается на правильное исходное положение и основные фазы движения, а так же их согласованное выполнение.

Тренер не должен требовать правильного осуществления всех тонкостей движения или взаимодействия всех фаз, а также максимальной быстроты и точности выполнения. Именно на этом этапе основную роль играют подводящие и вспомогательные упражнения.

Совершенствование приема в усложненной обстановке, приближенной к условиям игры. После овладения основными формами приема следует переходить к следующему этапу его изучения. В этот момент ученик выполняет данный прием уже достаточно уверенно, легко, свободно, не напрягая излишне мышцы, слитно, быстро и точно. Указанные ориентиры должны заставить тренера усложнить обстановку выполнения приема, приблизив ее к игровой. Следовательно, основной задачей этого этапа будет изменение обстановки и условий выполнения приема с приближением к реальной игровой ситуации. Основным методом, который должен использовать тренер на этом этапе, будет игровой и соревновательный. Причем в начале этапа преимущество отдается игровому методу, и только в конце этапа применяется соревновательный метод.

На этом этапе необходимо: добиться четкого выполнения основной структуры приема и его деталей в условиях сначала пассивного, а затем активного противодействия защитника, а также устойчивого выполнения приема па разных скоростях движения; использовать прием в сочетании с другими приемами и, наконец, разрешить спортсмену варьировать техникой выполнения приема (например, при броске применять отклонение при прыжке или скорострельность, т.е. некоторое сокращение подготовительной фазы и т.д.)

На заключительной стадии этого этапа, когда основным методом будет соревновательный, освоенный прием применяется в учебно- тренировочных играх 1x1, 2x2, 3x3 и т.д. и уже впоследствии в игре 5x5.


Рис.1 Классификация техники баскетбола


Применение приема в реальной соревновательной обстановке и игре с конкретным соперником. Игрок владеет им в условиях реальной игры. Закрепляя прием в игровых условиях, необходимо овладеть навыками внезапного применения его в изменяющейся обстановке при наличии психического напряжения и эмоциональных окрасок различного характера. Поэтому основными задачами этого этапа будут:

а) закрепление сформировавшегося навыка во внезапно изменяющихся условиях;

б) совершенствование подвижности и вариативности приема;

в) выполнение приема в условиях внезапно возникающего активного противодействия со стороны соперника (применение современных форм активной защиты – личный и зонный прессинг, групповой отбор мяча, "ловушки" и т.д.);

г) совершенствование мастерства и индивидуального стиля выполнения;

д) свободное применение приема в игре.

Основным методом на этом этапе будет соревновательный. Главное внимание, как спортсмена, так и тренера, должно быть сосредоточено на творческом использовании приема и его вариантов в различных условиях реальной игры.