Вы здесь

Баскетбол: основы обучения. РАЗДЕЛ III.. АЛФАВИТНЫЙ СЛОВАРЬ НОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СПОРТИВНЫХ ИГР (И. В. Орлан, 2011)

РАЗДЕЛ III.

АЛФАВИТНЫЙ СЛОВАРЬ НОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СПОРТИВНЫХ ИГР

Атака – нападающее игровое действие одного из играющих субъектов, ставящее своей целью достижение частного выигрыша.

Атакуемая цель – ограниченный согласно правилам игры участок пространства или объект, который играющие субъекты стремятся поразить касанием или игровым предметом с целью достижения частного выигрыша.

Выигрыш (общий) – утвержденный арбитром факт завоевания одним из играющих субъектов победы (или более высокого статуса) над другими соперниками в ходе одной игры.

Выигрыш (частный) – («qoal») – утвержденный арбитром факт «поражения» атакуемой цели или факт ошибочного обращения с игровым предметом одного из играющих субъектов.

Защита – это действие одного из играющих субъектов, препятствующее достижению частного выигрыша другим играющим субъектом.

Игра как педагогический метод – прием, позволяющий повышать эффективность педагогического процесса за счет создания специального эмоционального и когнитивного фона основной деятельности учащихся с помощью организации их игрового взаимодействия.

Игра как педагогическое средство – любая конкретная игра, влияние которой на двигательную и/или психическую системы учащегося является основной задачей организуемого учебного процесса на пути к достижению поставленной педагогической цели.

Игра как научный предмет – деятельностная, философская и историческая сущности игровой культуры человека, ставшие вместе или по отдельности предметом обучения, профессионального совершенствования или научного исследования.

Игра (спортивная) как процесс – 1) соревновательная деятельность, получившая статус официального вида спорта, состоящая из специфических и заранее обусловленных действий с игровым предметом (или за право обладания им) с целью достижения общего выигрыша; 2) условная конфликтная деятельность, построенная на основе информационной системы «игра» и реализуемая человеческими комплексными системами, являющимися «уровнями» специально организованных надсистем и управляемыми с помощью кибернетических связей: «конфликтная игровая деятельность комплексных систем». Игра (спортивная) как свод правил поведения – искусственно несбалансированная информационная система, конечной «аттрактивной» целью которой является саморазрушение в ходе прохождения антагонистических «потоков» между «уровнями».

Играющий субъект игрок или команда игроков, реально участвующие в игре, где имеется как минимум две стороны, оспаривающие победу.

Игровое действие – система приемов игры, применяемых с целью достижения или препятствия достижению частного выигрыша.

Игровой инструмент – стандартное устройство, с помощью которого в ряде спортивных игр приводится в движение игровой предмет.

Игровой предмет – предмет, служащий средством поражения (достижения) атакуемой цели или обязательным средством манипуляции при стремлении к контакту с атакуемой целью.

Игровой прием (прием игры) – специализированное одно- или многофазное движение, выполняемое одним игроком и являющееся частью игрового действия.

Игрок (участник игры) – спортсмен – член спортивно-игрового коллектива, который один или в составе команды решает задачи этого коллектива в ходе соревнований.

Команда игроков – часть спортивно-игрового коллектива, состоящая только из спортсменов, непосредственно решающая задачи коллектива в ходе тренировочной и соревновательной деятельности.

Мастерство (индивидуальное) – умение игрока технически совершенно вести соревновательную борьбу с соперником, предваряя выполнение каждого игрового приема субъективным выбором оптимальной тактики и сопровождая его адекватными для данной ситуации тактическими решениями.

Мастерство (командное) – проявляемая в игре системная взаимосвязь между игроками, основанная на индивидуальном мастерстве каждого и на их сформированной сыгранности.

Пертурбация – переломная ситуация развития антагонистических игровых действий, нарушающая исходное равновесие сил, когда у одного из играющих субъектов возникает реальная возможность достичь частного выигрыша или прервать нападающее игровое действие соперника.

Площадь оперативных действий – участок пространства игры, на котором протекает статистически определенное большинство взаимодействий и противодействий играющих субъектов.

Победа в игре – утвержденный арбитром положительный баланс между количеством частных выигрышей и частных проигрышей, полученных играющим субъектом в ходе одной игры.

Победа в соревновании – лучшая сумма общих выигрышей или лучший положительный баланс между количеством общих выигрышей и общих проигрышей, утвержденных организацией, проводящей соревнование.

Пространство игры – трехмерное пространство, в пределах которого игра возможна и правила ее действительны.

Состав команды – часть команды игроков, решающая задачи спортивно-игрового коллектива в ходе конкретных соревнований, ограниченная в количестве правилами соревнований.

Спортивно-игровой коллектив – официально организованная и управляемая группа, действующая во имя достижения спортивных целей и решения задач тренировочной и соревновательной деятельности играющего субъекта.

Стратегия игры – оптимально-ориентированный выбор генеральных принципов, форм и методов деятельности спортивно-игрового коллектива, рассчитанных на длительный срок.

Суперприем – воздействие на игровой предмет с помощью части тела или игрового инструмента с целью непосредственного поражения атакуемой цели.

Тактика («субъективная») – оптимально-ориентированный выбор решений и способов поведения, осуществляемый членами спортивно- игрового коллектива в ходе их тренировочной, соревновательной и управленческой деятельности с целью наилучшего решения играющим субъектом поставленной спортивной задачи.

Тактика игры («объективная») – отобранные многолетним опытом, описанные и систематизированные закономерности, формы и правила ведения соревновательной деятельности, потенциально несущие в себе возможность получения игрового преимущества над соперником.

Тактический максимум (универсальный) – полный набор тактик применения всех возможных индивидуальных приемов игры безотносительно к амплуа или временной функции спортсмена.

Тактический минимум (игрового амплуа) – минимально необходимый набор тактик применения индивидуальных приемов игры, которые обязан знать и выполнять спортсмен определенного амплуа.

Техника игры – совокупность наиболее рациональных приемов, отобранных многолетним опытом развития игры, с помощью которых играющие субъекты осуществляют противоборство.

Техника приема игры – его наиболее рациональная структура (внешняя и внутренняя), обеспечивающая оптимальные динамические и кинематические параметры входящих в прием движений.

Техника игрока – активно используемый им набор приемов игры, исполняемых с максимальной для его профессионального уровня процессуальной и/или целевой точностью.

Управляющее звено (спортивно-игрового коллектива) – лицо или круг лиц, обеспечивающие и направляющие все виды деятельности играющего субъекта.