Вы здесь

Барселона. Отважная Каталония, войны призраков и бессмертный Гауди. Исторические храмы, церкви, монастыри (Александр Розенберг, 2013)

Исторические храмы, церкви, монастыри

Храм Саграда Фамилия (Sagrada Família): легендарная стройка трех веков

Адрес: Carrer de Mallorca 401.

Как добраться: метро Sagrada Família.


Саграда Фамилия – так чаще всего называют храм Святого Семейства – воистину самое грандиозное, восхитительное и выдающееся архитектурное сооружение Барселоны, а также одно из таковых – если рассматривать его в масштабе не только города, но всей планеты. Причем без преувеличения. Синтагматический ряд примерно таков: Саграда Фамилия, Тадж-Махал, Храм Василия Блаженного, собор Парижской Богоматери, Колизей. Это то, что в обязательном порядке – неоспоримые лидеры. Далее можно назвать еще пару десятков претендентов, но здесь уже возможны расхождения во взглядах. Рукотворное чудо света! Жемчужина европейской и мировой архитектуры! Одно слово, шедевр!

Третьего ноября 1883 года началось строительство этого всемирно известного собора. Кстати, если уж именовать его полным именем, то это будет Искупительный храм Святого Семейства. Продолжается строительство и в наши дни: сооружение буквально окружено громадными, более чем 100-метровыми, подъемными кранами.

Идея строительства собора изначально принадлежала барселонскому книготорговцу позапрошлого столетия Хосе Марии Бокабелье Вердагеру. Именно он, движимый глубокой верой и неиссякаемым энтузиазмом, учредил в городе в 1881 году Общество почитателей святого Иосифа. Эта организация в скором времени приобрела участок земли в барселонском районе Энсанче с целью возведения храма Святого Семейства.

Первоначальный проект церкви уже в следующем году разработал архитектор Франсиско де Вильяр. Но уже в 1883 году работы над ним были приостановлены по причине конфликта между Вильяром и консультантом Бокабельи Вердагера по вопросам строительства – Хуаном Марторелем Монтельсом. Хосе Мария Вердагер предложил было возглавить работы по проектированию самому Монтельсу, но тот скромно отказался, предложив вместо себя своего ученика Антонио Гауди.

Существует легенда о том, как получилось так, что именно Антонио Гауди возглавил проектирование и строительство Саграды Фамилии. Однажды Вердагер явственно увидел во сне молодого человека с пронзительным взглядом ярких голубых глаз. Проснувшись, он долго не мог отделаться от этого образа, настолько реальным казалось сновидение. Каково же было удивление Вердагера, когда он в реальной жизни столкнулся с этим самым юношей, да к тому же еще и выяснилось, что тот – архитектор. Хосе Мария истолковал это не иначе как Божье указание. Конечно же, этим молодым человеком из необычного сна оказался Антонио Гауди, который и был назначен главным архитектором собора Святого Семейства.

Надо сказать, что изначальный проект Вильяра Гауди изменил до неузнаваемости: и по форме, и по самому духу. Поэтому в том, что мало кто помнит и вообще знает, кто такой Франсиско де Вильяр, нет какого-либо кощунства по отношению к авторству архитектурного решения собора. Саграда Фамилия – это полностью заслуга Антонио Гауди, дело всей его жизни. С 1918 года и до самой своей смерти в 1926 году Гауди сутками напролет был занят на строительстве храма. Правда, попутно он все-таки исхитрился возвести в Барселоне такие шедевры, как дом Мила, дом Бальо и парк Гуэль. При жизни Гауди успел завершить лишь один из трех величественных фасадов церкви: фасад Рождества. Он наиболее известен всем тем, кто еще не побывал в Барселоне: почему-то на открытках и туристических буклетах чаще всего запечатлен именно он.

К моменту начала работы над собором Святого Семейства Гауди был уже достаточно известен благодаря своему фантастически-неповторимому стилю, в котором гармонично переплелись мотивы арабского зодчества с европейской готикой и барокко. Историки архитектуры относят стиль гениального барселонского мастера к «модерну». Сам же шедевральный храм Святого Семейства принадлежит – примерно в равных долях – неоготике, модерну и чему-то неповторимому и неопределяемому, что характерно именно для гения творческой мысли великого Гауди.

В 1885 году Антонио Гауди передал план собора в муниципалитет для получения строительной лицензии. А в 1892 году были начаты работы по возведению фасада Рождества, а еще через два года была отстроена аспида в неоготическом стиле. Первая башня фасада Рождества была завершена в 1925 году. Великий зодчий сравнил ее с копьем, соединяющим небо и землю.

Согласно проектному плану Гауди, собор имеет форму латинского креста, который образован тремя продольными и тремя поперечными нефами. Апсида храма состоит из обходной галереи за клиросом и семи часовен. Окружающая все сооружение паперть объединяет три монументальных фасада церкви в единое композиционное целое. Особую величественность собору придают 18 его башен, 12 из которых посвящены апостолам Иисуса Христа. Высота башен составляет от 98 до 112 метров.

Храм Саграда Фамилия – творение уникальное; оно раскрывает перед нами самого великого мастера, его внутренний мир, диалектику его души, принципы его художественного мышления. Величественный собор разворачивает перед нами весь творческий путь становления самого Антонио Гауди как великого архитектора, а также и историю становления всей европейской храмовой архитектуры.

Небезынтересно, что окончательный внешний вид Саграды Фамилии – в том виде, в каком он замысливался великим Гауди, – неизвестен. Ведь значительная часть чертежей этого величественного сооружения была безвозвратно уничтожена огнем пожара в период Гражданской войны в Испании. Но, несмотря на данный прискорбный факт, то, как собор выглядит сейчас и как он будет выглядеть после завершения строительства согласно новому архитектурному плану, достойно всяческого восхищения. Возведение фасада Славы – третьего, самого грандиозного из всех – началось уже в XXI веке. Как и другие фасады, он так же будет иметь четыре башни. Двенадцать башен трех фасадов Саграды Фамилии символизируют 12 апостолов Иисуса Христа. Кроме этих 12 башен, над апсидой будет возведена еще одна, куполовидная, башня в честь Девы Марии. А над всем ансамблем будет выситься 170-метровая башня центрального фонаря с громадным крестом на вершине. К тому же в центральной части храма планируются к строительству еще четыре башни – в честь четырех евангелистов. Антонио Гауди, христианин-католик, видел главное творение своей жизни как воплощение истории Евангелия в архитектуре.

Как очень многие полагают, причиной столь впечатляющего долгостроя храма Саграда Фамилия является недостаточное финансирование. Однако это не так. Только туристы ежегодно приносят храму около 20 000 000 евро. По приблизительным прикидкам, пожертвования от меценатов со всего мира превышают эту сумму. Получается не так уж и мало… Но власти Барселоны не торопятся со сроками сдачи объекта. И для этого имеются достаточно серьезные основания.

Дело в том, что многие чертежи величайшего собора были утрачены во время Гражданской войны. И несмотря на имеющиеся эскизы и макеты храма, последователи гениального мастера проделывают после его смерти поистине титаническую работу, по крупицам восстанавливая внешний облик и интерьеры именно в задуманном Гауди виде. А сама «недостроенность» церкви, тот факт, что работы по возведению длятся вот уже третий век, лишь добавляет ценности этому архитектурному шедевру и подогревает интерес туристов. Но конечно же, совсем заморозить работы по завершению строительства было бы лишь предательством по отношению к памяти Антонио Гауди. Ведь он, хоть и осознавал, что не успеет довершить великое дело, не только проводил дни и ночи на стройплощадке, но и создавал чертежи для своих последователей. Впрочем, Гауди, со свойственным ему юмором, замечал, что его «заказчик не торопится».

Антонио Гауди с головой погружался в работу над строительством собора, конца которой не предвиделось. Он крайне редко появлялся в своем доме в парке Гуэль, но жил в крипте храма, практически на стройплощадке. Было бы неправильным сказать, что великий архитектор повредился рассудком. Но люди, не знакомые с ним лично, отказывались признавать в оборванном бродяге гениального зодчего. А все дело было в том, что внешний мир постепенно стал меркнуть и отступать для Гауди на задний план, так как его душу захлестывали потоки творческой энергии и грандиозных замыслов. Он в прямом смысле слова болел этим проектом, этим строительством и этим храмом. Гауди почти перестал следить за собой, его костюм и туфли были крайне изношены. Душевное состояние его также усугублялось давней болезнью – хроническим артритом. Иногда боли были настолько сильны, что Гауди с трудом мог передвигаться по площадке. Но и в такие дни он продолжал продумывать детали интерьера строящегося собора. Как-то он изрек следующую фразу: «Я готов пожертвовать всей конструкцией, разрушить своды и обрезать колонны, чтобы воплотить мысль о том, насколько тяжела была Его жертва».

Гауди очень спешил, старался успеть как можно больше. Ведь он прекрасно отдавал себе отчет в том, что и двух человеческих жизней было бы недостаточно, чтобы успеть воплотить в жизнь столь масштабный проект, как Саграда Фамилия.

Несмотря на тот факт, что строительство храма еще весьма и весьма далеко от завершающей стадии, он открыт для посещения. Туристы могут не только подойти к Саграде Фамилии и осмотреть ее снаружи, но и зайти внутрь – с экскурсоводом или же самостоятельно, по желанию. Более того, 7 ноября 2010 года Папа Римский Бенедикт XVI провел официальную церемонию освящения недостроенного чуда. С тех пор в храме Святого Семейства в Барселоне совершаются католические богослужения. Также стоит отметить примечательный факт, что в 2005 году Саграда Фамилия была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Находясь внутри Саграды Фамилии, посетители получают возможность не только перманентно запрокидывать голову ввысь и восторгаться интерьерами. К великому счастью, простым смертным предоставлена возможность подняться на лифте на верхотуру, на одну из башен собора, откуда и обозреть столицу Каталонии с высоты гения Гауди и птичьего полета. Билет на лифт, так же как и входной билет, стоит три евро. Для посещения открыты по одной башне на фасадах Страстей и Рождества. Желающих совершить восхождение хоть отбавляй, очереди не иссякают, но, как говорят, время на подъем потратить все же стоит, картина – незабываемая! Согласно барселонским статистическим сводкам, в среднем турист тратит на осмотр Саграды Фамилии около четырех часов.

Во время строительства собора в городе начали циркулировать интересные истории, порой легенды, касающиеся Саграды Фамилии. Одна такая легенда повествует о статуе осла, которую можно увидеть на восточном фасаде. Как известно, все великие художники и скульпторы обожают писать или ваять с натуры. Дабы, так сказать, не отступать от правды жизни. Несмотря на зашкаливающий градус модернизма, Антонио Гауди был также приверженцем классических методов в искусстве. Итак, в качестве натурщика великому мастеру потребовался живой осел. Ему привезли откормленный, пузатый экземпляр, но главный архитектор тут же забраковал его. Гауди нужна была «рабочая лошадка», а точнее – ослик. У одной из местных каталонских крестьянок нашелся как раз подходящий, худощавый и мускулистый, представитель отряда непарнокопытных. Она без лишних разговоров одолжила животину на несколько дней. Но когда женщина вернулась, чтобы забрать питомца, ее ужасу не было предела. Она заплакала в голос. Еще бы: ее любимый ослик расположился на церковном фасаде. Наверняка мертвый – иначе зачем его туда водружать? Селянку успокоили, вьючное животное вернули в целости и сохранности, а история об этом живет до наших дней.

Работая над фасадами собора, Гауди старался как можно точнее копировать в камне Божьи творения. Еще будучи юношей, он как-то записал в своем дневнике: «Пытаться изобразить несуществующий объект – это безумие». Поэтому неудивительно, что и много лет спустя архитектор сознательно тратил силы и время в поисках прототипов и моделей для будущих скульптурных изображений. Он сам искал и находил людей, которые смогли бы позировать ему для воплощения фигур Христа, Девы Марии, Святого Иосифа, многочисленных ангелов и святых. Сторож строящегося собора, который ни одного дня не был трезвым и в конечном итоге умер от белой горячки, позировал для сооружения изваяния Иуды. А пастух, отличавшийся рекордным по объему обхватом талии, стал моделью для Понтия Пилата. Для воссоздания в камне сцены избиения младенцев Гауди отливал гипсовые слепки с мертворожденных детей.

Скульптурные композиции фасада «Рождество» выполнены Гауди в натуральную величину, в масштабе один к одному. Архитектор делал гипсовые слепки с животных, предварительно погружая их в сон при помощи хлороформа. Были попытки снимать слепки и с людей. Но первый же эксперимент не удался: человек, с которого зодчий попробовал снять слепок, потерял сознание то ли от интоксикации, то ли от перегрева. После этого мастер не трогал больше живых людей – модели только позировали великому Гауди.

А еще после неудачи со снятием слепка в его мастерской появились человеческие скелеты. Они были необходимы Антонио Гауди для более точного понимания и отображения пропорций человеческого тела и его динамики. Он продолжал делать необыкновенно реалистичные, почти «живые» скульптуры. В этом виде искусства Гауди однозначно был реалистом. Он старался изобразить все до самых мелочей. Мелочей, созданных Богом. Как говорил сам мастер о своих скульптурах: «…Чтобы ангелам было приятно на них смотреть». Так творил Гауди.

К моменту смерти (в 1926 году) великого зодчего только левая башня фасада Рождества была построена полностью. Завершен же этот фасад был лишь в 1935 году архитектором Доменеком Суграньесом. Он использовал остававшиеся гипсовые модели, выполненные Гауди. А уже в следующем, 1936 году в Испании разразилась ужасная и беспощадная Гражданская война. Мастерская Антонио Гауди была сожжена, многие рукописи, чертежи и модели были безвозвратно уничтожены. Сам недостроенный храм был заминирован. Это чудо, что его не взорвали. А не взорвали лишь по той причине, что высокие башни фасада Рождества были весьма удобной стратегической точкой для размещения зенитных орудий. Пулеметы, установленные на башнях, помогали отражать налеты авиации Франко, бомбившей Барселону.

Три года длилась братоубийственная война. Но далеко не сразу после ее окончания строительство Саграды Фамилии было продолжено. Вплоть до 1954 года незаконченный собор Святого Семейства походил более всего на заброшенные руины: никому не было дела до незаконченного храма. И лишь барселонские ребятишки с криками бегали вверх и вниз по узким лестницам гигантских башен, играя в войнушку или в прятки…

В 1954 году Барселону посетил один мексиканский, весьма состоятельный, предприниматель. Он был поражен, увидев начатое великое творение и жуткое запустение вокруг. Поражен настолько, что выделил деньги на строительство первой башни второго фасада – фасада Страстей.

Полностью же закончен фасад Страстей был лишь в 1975 году – в год смерти Франко. Он был выполнен по эскизам Антонио Гауди скульптором Жозепом Марией Субираксом. Но вот насколько скульптуры Субиракса похожи или не похожи на скульптурные изображения Страстей Христовых, которые мог бы выполнить сам Гауди, проживи он еще несколько десятилетий, – это очень интересный вопрос.

Фасады Рождества и Страстей отличаются друг от друга разительно: так рождение младенца отличается от смерти человека. Фасад Рождества выражает Благую Весть: родился младенец, которому суждено стать Спасителем мира. Страсти Христовы – это события последних дней земной жизни Иисуса. Предательство Иуды, допрос у Пилата, бичевание Христа, отречение апостола Петра… И наконец, апофеоз трагедии: распятие Христа. Если основной нотой фасада Рождества была радость, то главный лейтмотив фасада Страстей – это страдание и боль.

И скульптор Субиракс был приглашен для руководства работами по строительству второго фасада именно по причине того, что его художественный взгляд и мощная экспрессия, по мнению попечителей проекта, как нельзя более точно выражали взгляд Гауди на запредельные физические и духовные страдания Спасителя. Так ли это? – вопрос остается открытым. На него волен ответить по-своему каждый, кто посетил стройку трех веков и рассмотрел оба законченных фасада. Субиракс однозначно не использовал гипсовые слепки: фигуры людей в его исполнении абсолютно не реалистичны. Это, скорее, какой-то скульптурный кубизм… Однако эмоция страдания все-таки передана, причем весьма и весьма мощно.

На фасаде Страстей Жозеп Мария Субиракс изваял Тайную вечерю Иисуса с учениками, сцену бичевания Христа, падающего под тяжестью креста, Иисуса, идущего на Голгофу, умывающего руки Пилата, распятие Христа, а также и иные евангельские сцены, относящиеся к Страстям Христовым. Очень интересно, что на этом фасаде Субиракс изобразил и самого Антонио Гауди – в образе человека с пергаментом, который что-то записывает. Таким образом Субиракс воздает должное гениальному архитектору и искреннему христианину, представив его, как евангелиста, которому выпала задача изложить свою версию Евангелия в камне.

Что касается фасада Славы – самого большого и грандиозного, – то его возведение началось недавно, уже в новом тысячелетии. Он также будет иметь четыре башни. Кроме того, апсиду будет венчать величественная куполовидная башня в честь Девы Марии. А над всей конструкцией взметнется самая высокая башня центрального фонаря с громадным крестом на ее верху. Фасад Славы иногда называют также фасадом Воскресения. Этот фасад, по замыслу самого Гауди, должен символизировать путь духовного возрождения падшего человека, а также постоянный выбор между добром и злом.

В соответствии с грандиозным замыслом Гауди высота собора после завершения строительства должна составить 170 метров. И это всего лишь на один метр ниже самого высокого холма Барселоны. Таким образом выдающийся мастер подчеркивает, что творение рук человеческих не может и не должно быть выше созданного Богом. На величие природы Антонио Гауди ориентировался в целом ряде своих проектов. Что же касается храма Святого Семейства, то здесь он стремился к сходству с системой гротов и пиков. Очень необычные по форме колонны поддерживают свод всей конструкции изнутри. Они изменяют свою геометрическую форму кверху и чем-то напоминают деревья. «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды», – говорил сам мастер об интерьере Саграды Фамилии.

Внутри Саграды Фамилии находится музей. В нем представлены эскизы, фотографии, макеты и чертежи великого Антонио Гауди.

Черная мадонна монастыря Монтсеррат

Monasterio de Montserrat

Как добраться: на пригородных поездах FGC от станции Pl. Espanya (линия R5 Barcelona-Pl. Espanya – Manresa-Baixador) до станции Montserrat – Aeri, а потом на фуникулере; или до станции Monistrol de Montserrat далее на Cremallera (зубчатая железная дорога) до монастыря; автобус: с Plaça dels Paisos Catalanes с 9:15 до 17:00.


Одна из уникальнейших достопримечательностей Каталонии, монастырь Монтсеррат, находится в 50 километрах от Барселоны. Мировую известность эта христианская обитель получила благодаря так называемой Черной Мадонне: особенной статуе Девы Марии. Эта реликвия трепетно охраняется монахами вот уже много столетий. А поток паломников, туристов, а также просто любопытных с каждым годом лишь увеличивается.

Сама статуя представляет собой Мадонну, сидящую на троне и держащую на коленях младенца Христа. В правой руке Дева Мария держит яблоко. Вся статуя, кроме яблока, закрыта специальным защитным стеклом. В соответствии с традицией и поверьем, нужно коснуться яблока и в этот момент мысленно попросить Мадонну исполнить ОДНО ВАШЕ желание. Именно одно. И именно ваше. То есть нельзя «привозить» в монастырь к Мадонне «для исполнения» чьи-то еще желания, которыми паломников могут, например, нагрузить их родственники или знакомые. Нет. Только скромные личные просьбы тут считаются уместными. Находятся отдельные везунчики, у которых тайное желание исполнилось. Раз за разом они приезжают в монастырь Монтсеррат, загружая Мадонну все новыми и новыми своими пожеланиями. Видимо, не читали они пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»…

Вообще же недалеко от статуи монахами даже устроена специальная комната для тех, у кого больше одного желания. Таковые граждане могут изложить все свои насущные чаяния в виде списка с любым количеством пунктов и оставить сей документ в этой комнате. Причем абсолютно не важно, на каком языке написано письмо. Монахи ничего не выбрасывают, но по прошествии определенного времени сдают в архив.

Древняя легенда гласит, что статую Мадонны вырезал сам святой Лука. А потом уже святой Петр привез ее в Испанию. Таким образом, эта скульптура является самой старинной святыней на Пиренеях. Статую спрятали где-то в горах Монтсеррат от сарацинов в 718 году. После этого о ее судьбе ничего не известно вплоть до 890 года. Тогда-то и произошло чудесное событие: Черную Мадонну в одной из пещер обнаружили пастухи. И случилось это, по их словам, при весьма загадочных обстоятельствах: от статуи распространялось непонятное сияние, а также слышалось ангельское пение. Потрясенные пастухи поспешили в ближайшую деревню, дабы сообщить о чудесном явлении всем местным жителям. Вскоре уже на месте обнаружения статуи Мадонны была возведена часовня, а сама пещера стала именоваться Santa Cova.

Существует множество теорий о цвете статуи. По одной из версий лицо Богородицы почернело из-за копоти от свечей, которые многие столетия зажигали около нее. Но статуя Девы Монтсеррат не единственная «Мадонна с черным лицом». Культ Черных мадонн процветал в средневековой Европе. И эти статуи были либо вырезаны из эбенового дерева, либо покрашены в черный цвет. И всегда этим изображениям приписывали чудодейственные свойства.

Согласно еще одной гипотезе, такие статуи были завезены в Европу крестоносцами из стран, где жили чернокожие. Но исследования показали, что статуи изготовлены именно в Европе.

По мнению одного из христианских теологов, Святого Амвросия, черный цвет может указывать на связь Мадонны с образом Земли-Матери.

Но скорее всего, такое необычное изображение связано с преемственностью культа богинь далекого прошлого. Древнеегипетская Исида, древнеримская Диана – когда-то их изображали с черными ликами. Наибольшая связь прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду часто изображали с младенцем Гором на коленях.

Но настоящим чудом из чудес горы Монтсеррат является монастырь с одноименным названием. Если смотреть на него с некоторого расстояния, то возникает ощущение, что он зависает где-то между небом и землей. Дело все в том, что расположился он на естественном «балконе» – своеобразном выступе, примыкающем к склону холма на высоте 750 метров. А начиналось все с того, что в IХ веке граф Гифред Волосатый (тот самый полулегендарный храбрец) Барселонский одарил один из бенедиктианских монастырей скромной часовней именно в этом месте. Кто бы мог подумать, что пару сотен лет спустя она разрастется в огромный монастырь, куда с разных концов Европы потекут верующие и паломники. Их будет манить деревянная фигура Черной Мадонны из Святой Пещеры. В 1881 году статуя была канонизирована и с тех пор считается покровительницей Каталонии.

Согласно народному поверью, Черная Мадонна помогает бездетным женщинам обрести радость материнства, поэтому к статуе всегда стремится много женщин и семейных пар.

За долгие века своего существования знаменитый монастырь неоднократно перестраивался. Наполеоновские полчища почти что сровняли здания с землей. После этого обитель пришлось возводить практически заново. Последние изменения в устройство монастыря внесли уже в начале XХ века.

Монастырь действует и поныне, в нем живут около 80 монахов. Дважды в день во время богослужений поет хор мальчиков, известный во всем мире.

Монастырю принадлежит небольшая картинная галерея с коллекцией полотен Эль Греко, Караваджо, Пикассо, Дали, Дега и Моралеса.

Для паломников при монастыре есть гостиница.

Тибидабо, Церковь Святого Сердца Христова

Temple Expiatori del Sagrat Cor (1902–1961).

Адрес: Carretera de Vallvidrera al Tibidabo, 110.

Как добраться: FGC до остановки Avinguda del Tibidabo, затем на «синем трамвае» (Tramvia Blau) до маленькой площади Доктор-Андреу (plaça de Doctor Andreu), оттуда – на фуникулере. На Тибидабо можно доехать без пересадок на специальном автобусе Tibibus. Он отправляется от входа в универмаг El Corte Ingle’s на площади Каталонии, билет стоит 4 евро в один конец.


Самый высокий холм Барселоны – это гора Тибидабо (около 500 метров). С нее открывается изумительный вид на столицу Каталонии. На Тибидабо расположился парк аттракционов со старинным еще «чертовым колесом», музей механических игрушек, «романтические сады», а также высочайшая телевизионная башня с удобной смотровой площадкой. А на самой верхушке расположился храм Святого Сердца, увенчанный статуей Иисуса, который, как кажется, обнимает весь мир.

Само слово «тибидабо» – не языческая абракадабра, а цитата из Евангелия на латинском языке. Означает это в переводе «тебе даю», – именно этими словами дьявол пытался искушать Христа, показывая Ему всю красоту мира.

Церковь Святого Сердца Христова была построена чуть более 100 лет тому назад архитектором Энриком Саньером в псевдоготическом стиле. Ее также называют Искупительным храмом. И это, второе, название напоминает барселонцам о драматических событиях, которые предшествовали строительству церкви.

В 1909 году в Марокко произошло восстание рифских племен. Центральное правительство решило призвать среди прочих и 20 000 каталонских мужчин на подавление этого восстания в испанской зоне влияния в Марокко. И вот здесь-то правительство жестоко просчиталось. Протестные настроения и мечты о суверенитете, веками накапливавшиеся в каталонских сердцах и головах, выплеснулись наружу в виде погромов и массовых беспорядков. Католическая церковь испокон веков ассоциировалась на Пиренеях с государственной властью. Возможно, именно поэтому гнев оскорбленных каталонцев явился причиной того, что во время Трагической Недели 1909 года многие церкви и монастыри в Барселоне были преданы огню. Причем, как утверждают историки, некоторые, к величайшему прискорбию, были сожжены вместе с находившимися внутри священнослужителями.

Не только названием, но также и архитектурным решением церковь Святого Сердца Христова перекликается с французской Sacré Cœur, расположенной на Монмартре. Архитектор Энрик Саньер, автор более чем 300 зданий в Барселоне, а также по совместительству выдающийся художник и музыкант, умер, так и не успев достроить Искупительный храм. Но дело довершил его сын, Жузеп Мария.

Строго говоря, храм был пристроен к небольшой часовне, возведенной на вершине Тибидабо еще в 1886 году в честь посещения Барселоны Святым Иоанном Боско. Часовенку построили на средства, выделенные барселонской дамой Доротеей де Чопитеа. Иоанн Боско приезжал в Барселону именно по ее приглашению. Горожане прозвали Доротею Чопитеа «Матерью бедных». Она происходила из богатого аристократического рода, в очень юном возрасте вышла замуж за банкира, родила шестерых детей. После смерти мужа богатая Доротея стала помогать бедным и обездоленным, раздав к концу своей жизни, к 75 годам, практически все свое немаленькое состояние. Католическая церковь почитает Доротею Чопитеа как преподобную.

Конец ознакомительного фрагмента.