Вы здесь

Барселона. Отважная Каталония, войны призраков и бессмертный Гауди. Город розы ветров (Александр Розенберг, 2013)

© Розенберг А.-Н., 2013

© Издательство „Вектор“, 2013

© Фотоматериал, ООО «Фотодженика»

Город розы ветров

Барселону называют городом Розы Ветров. И не только. Это город застывшей музыки великого Гауди и живых скульптур на бульваре Рамбла. Романтичных и вдохновенных конкистадоров и мрачных, зловещих инквизиторов. В этом городе творили Гауди и Миро, Пикассо и Дали. Это родина Хосе Каррераса и Монсеррат Кабалье.

Название «Роза ветров» закрепилось за каталонской столицей не только по причине ее расположения на морском побережье и открытости всем ветрам. Бризы здесь и вправду весьма сильные, а направление ветры меняют так часто и неожиданно, что местным синоптикам периодически приходится краснеть и отдуваться. Но, кроме этого, есть и символическое толкование. Ветер перемен… Вот что кружит над одним из известнейших городов Европы и мира вот уже не первое столетие…

Современная и подвластная модным веяниям Барселона тем не менее бережно хранит память предков и предания веков. В этом городе современность и древняя история переплетены весьма органично. Здесь соседствуют музей Пабло Пикассо и музей эротики, готический квартал и олимпийская деревня, шоу поющих фонтанов и коррида. Ну, точнее, коррида соседствовала – вплоть до 2012 года. Теперь она запрещена не только в Барселоне, но и на территории всей Каталонии. Но об этом позже.

Есть два варианта древней легенды о том, когда возникла Барселона и почему ее так назвали. В соответствии с первым преданием, отцом-основателем города являлся не кто иной, как выдающийся герой древнегреческого эпоса – Геракл. Море прибило лодку с телом мертвого Геракла к берегу. К тому самому месту, где когда-то давным-давно он появился на свет. Кровь из его многочисленных ран сочилась в море и вместе с волнами омывала берег. На этих участках суши вырастали красивые розы. В будущем именно на этом месте и возник город Барселона: на крови легендарного героя Геракла, увитый розами. А произошло это приблизительно за 400 лет до начала новой эры. Затем, в III веке до нашей эры, Барселона была уже отстроена легендарным (опять-таки!) персонажем – отцом Ганнибала, карфагенянином Гамилькаром Баркой. Отсюда и пошло уже всем известное название города.

Во втором варианте легенды основание города приписывается уже непосредственно самому Барке. Считается, что Гамилькар основал полувоенное поселение рядом с холмом Манжуик. Жители соседних деревушек стали называть новый населенный пункт Барсино, созвучно имени отца-основателя.

Весь Пиренейский полуостров был завоеван римлянами еще за сотню лет до Рождества Христова. Поселение Барсино эта участь также не миновала: несколько столетий под пятой римских легионеров. Однако для небольшой деревеньки это скорее оказалось благом. Она превратилась в аккуратный римский город с высокой крепостной стеной и четкими, перпендикулярными улицами. Расположенные крест-накрест, они и сейчас напоминают шахматную доску. Кстати, еще одно прозвание Барселоны – «город-шахматная доска». Туристам (и особенно американским, привыкшим к системе «стрит– авеню») в нем практически невозможно заблудиться. А это уже плюс: турист-то у нас иногда на радостях в чужом городе изрядно подвыпивающий (тем более что в Барселоне много есть чего изысканного, что можно продегустировать любителям хороших вин, но об этом позже, позже…).

Вслед за римлянами на территорию нынешней Испании и Каталонии вторглись вестготы. Они оценили заново отстроенный римлянами Барсино: городок стал столицей оккупированных земель и был торжественно переименован в Барсинову. Ну а уж из Барсиновы название самой собой тихонечко «мигрировало» в Барселону.

Чуть больше чем пару десятков лет Барселона пробыла столицей. Затем это гордое звание перешло к городу Толедо, а Барселона вновь отошла на второй план. Дальше – еще хуже: на Пиренеи пришли отряды мавров и началось длительное перманентное побоище между христианами и мусульманами. В 716 году арабы одержали верх, и многострадальная уже к тому времени Барселона надолго перешла в их руки. И лишь через 100 лет город был освобожден сыном Карла Великого, Людовиком I Благочестивым, а точнее, его доблестной гвардией.

Как всем известно, столица современной Испании – это город Мадрид. А Барселона – всего лишь второй по величине и численности населения город в стране. Но это, так сказать, еще не вся правда. Барселона – это столица Каталонии, автономной провинции Испании. Настолько автономной, что основным языком в этой местности считается каталанский (именно каталанский, а не каталонский, как ни странно), а сами жители говорят, что Каталония – «это не вполне Испания».

Испания, как и большинство других европейских стран, стала единым государством достаточно поздно. Каталония до сей поры не ассимилировалась полностью. Если ее жителей называют испанцами, то они не на шутку обижаются. Ведь в Каталонии – и в ее гордой столице Барселоне, и в самой отдаленной провинции – все не так, как в Испании. Например, язык каталанский родственен французскому, но уж никак не испанскому (кастильскому) языку. Большая часть населения Барселоны, да и Каталонии в целом – этнические каталонцы; они гордятся этим и при каждом удобном случае стараются подчеркнуть.

Есть легенда и о том, откуда появилась сама Каталония. Все случилось во времена завоеваний мавров. В первой половине VIII века нашей эры они сумели захватить бо́льшую часть Пиренейского полуострова. И году в 733 мавры подступили к Пиренейским горам, намереваясь двинуться дальше, в государство франков.

На битву с незваными гостями выступили местные феодалы. Каждый встал во главе своего небольшого отряда. К несчастью, христианские силы в тот раз были разгромлены. В живых, согласно легендарному преданию, остался лишь барон Отжер Катало. Ему удалось спрятаться в одной из пещер в горах, замаскировавшись с помощью лежавших там шкур. Его собака не только зализала раны своего хозяина, но и приносила ему еду: собственноручно, если про собаку так можно сказать, пойманных кроликов.

Остается только догадываться, как раненому барону удавалось готовить диетическое мясо и при этом не выдать врагу свое местонахождение. Легенда на то и легенда, чтобы в ней была какая-нибудь загадка или загвоздка. Так или иначе, барон пошел на поправку. И когда наконец ощутил-таки в себе былую силушку, решил сознательно нарушить все принципы маскировки на местности.

Отжер Катало вышел из пещеры, встал на возвышенности и протрубил три раза на всю округу в охотничий рог – таким образом он призывал каталонцев вновь выступить на борьбу с маврами. Верный пес барона и в этот раз продолжил беззаветное служение. Он начал бегать по горам, собирая попрятавшихся христиан на битву. Собака привела местных пастухов к барону, который приказал им идти к своим хозяевам и собирать военные отряды.

На призыв Катало откликнулись девять феодалов. Все вместе сии благородные доны принесли торжественную клятву, что будут биться с сарацинами до конца. Феодалы приняли решение не выступать против врага единым организованным фронтом. Вместо этого они разъехались каждый в свой удел и уже на местах возглавили вооруженное сопротивление. Через два года, в 735 году, христиане одержали победу.

В отличие от остальных девятерых лендлордов, барон Отжер Катало погиб в финальном сражении. Перед смертью он приказал изобразить на своем дворянском гербе свою преданную собаку. Без отважного пса, как считал господин барон, победа не была бы возможной. Таким образом, каталонская земля была отбита. А собака с тех пор является одним из нескольких символов Каталонии.

Итак, в IХ веке новой эры войска Людовика I

Благочестивого освободили славный город Барселону от мусульманского нашествия. Но до настоящей свободы было еще ох как далеко! Город автоматически попал в зависимость от франков. Барселона стала наиболее заметным городом в пределах Испанской Марки. Сама же Испанская Марка в то время была под сильным влиянием Франкской империи. Фактически война с маврами не была еще окончена. Барселона освободилась, но бо́льшая часть Иберийского полуострова все еще находилась под пятой супостата.

Таким образом, древний город вновь примерил на себя роль полувоенного поселения: на этот раз в виде перевалочной базы франкских отрядов. Во главе этих формирований стоял теперь уже сын Людовика Карл, по прозвищу Лысый. (Здесь все просто: внешность монарха коррелировала с прозвищем вплоть до полной конгруэнтности). Среди его воинов оказался и храбрец Гифред эль Пилос. Он отважно сражался с маврами, за что и снискал особое расположение монарха. Карл Лысый, видимо в эмоциональном порыве, широким жестом даровал Гифреду графский титул вместе с городом Барселоной. Гифред с тех пор стал более известен как Гифред Волосатый. (Волосы его при этом были вполне себе заурядными, а прозвали храброго рыцаря так исключительно «по контрасту» с его сеньором).

Барселона же стала центром графства, а также главным городом Арагонского королевства, включавшего в себя Сардинию, Сицилию, Неаполь и Корсику. И лишь многим позднее, в процессе объединения Испании, столицей королевства стал Мадрид, потеснив многострадальную Барселону. С тех пор и до наших дней два великих города не прекращают соперничать, пытаясь выяснить, кто же значимее. Только выражается это теперь в сражениях между основными испанскими футбольными командами, да в словесных баталиях за кружкой пива.

Кстати, согласно легенде, Гифреду Волосатому каталонская столица и сама Каталония обязаны и происхождением своего герба и флага. Неотъемлемым элементом флагов и гербов Каталонии и Барселоны являются желтые и красные полоски. Так вот, предание гласит, что в одной из особо жестоких битв с маврами Гифред был тяжело ранен и прочертил пальцами, обмакнутыми в собственную кровь, эти полосы на своем желтом щите.

Другой вариант легенды гласит, что Карл Лысый собственноручно начертал эти полосы на щите смертельно раненного Гифреда. Щит в таком виде и стал символом города. А все дополнительные элементы – более позднее творчество. Так или иначе, но только после этого события, начиная с 878 года, Барселона стала графским городом. А теперь уже граф эль Пилос («пилос» и означает – «волосатый») явился основателем аристократической династии, которая просуществовала около пяти столетий.

Каталонский флаг также представляет собой чередование желтых и красных полос: пять желтых и четыре красных. Его обиходное название – «кровь и золото», а по-каталански этот один из старейших флагов в Европе, называют «сеньора». Этот государственный символ появился в XII веке как флаг короля Арагона. Несмотря на то что случилось все это несколько веков спустя изгнания мавров из Каталонии, история происхождения флага, так же как и герба, восходит к тому же эпизоду из жизни Карла Лысого и Гифреда Волосатого. Однако серьезные исследователи не воспринимают этот миф всерьез. Герб города происходит от фамильного герба графов Барселоны. А последний, в свою очередь, есть лишь слегка видоизмененный старый флаг Ватикана… Но это тоже всего лишь новый миф: более наукообразный, намного менее романтический и такой же недоказуемый.

Раз уж речь зашла о государственной символике Каталонии и ее столицы Барселоны, то нужно коснуться и гимна. Гимн автономного сообщества Каталония был официально утвержден относительно недавно: в 1993 году. Им стала старая национальная песня «Жнецы» (Els Segadors), которая основана на еще более старой мелодии периода Каталонской революции XVII века.

При словосочетании «гимн Барселоны» невозможно не вспомнить экспрессивного Фредди Меркьюри и, пусть будет, колоссальную Монсеррат Кабалье. Как они исполнили!!! Что тут рассказывать: все и так слышали. Послушайте, а лучше еще и посмотрите это видео еще раз! «Барселона» навсегда останется мировым музыкальным шедевром. И не стоит ее ни с чем сравнивать, никуда классифицировать… Просто – это выдающееся явление, проявление силы искусства! Какой дуэт, какая, казалось бы, невозможная гармония!!!

Сам альбом «Барселона» увидел свет в октябре 1988 года. «Barcelona», заглавная песня, фактически явилась гимном барселонской Олимпиады 1992 года. К великой печали, сам Меркьюри не дожил до этого момента… У летних Олимпийских Игр 1992 года был еще один, «альтернативный» гимн: композиция Эндрю Ллойда Вебера и Дона Блэка «Друзья навсегда» («Amigos Para Siempre»), которую исполнили Хосе Каррерас и Сара Брайтман. Что же, достойная конкуренция!


Флаг, герб, гимн – это, как известно, вполне официальные символы. Но в столице Каталонии, так же как и во многих других уголках мира, существует и другая, народно-национальная символика. И вовсе не обязательно под этим подразумевается некий неофициальный герб или старорежимный флаг, претендующие на формальное признание. Речь здесь исключительно о всеми любимых, узнаваемых образах. Таких, как русская матрешка, американские джинсы, кубинский чегевара (именно так, с маленькой буквы и слитно, потому как – нарицательнее уже некуда), французский поцелуй, китайское предупреждение, японский бог, мексиканский тушкан, немецкое, например, качество. А барселонский (и каталонский по совместительству) всеобщий любимец и народный символ – это… осел. Лучше сказать – ослик.

Каталонская порода появилась еще в Средние века. Это были очень крупные, выносливые ослы, которых постоянно задействовали в сельском хозяйстве, при строительстве новых дорог, использовали для перевозки тяжелых грузов по пересеченной каталонской местности. Каталонские ослы – самые крупные из всех, открытых зоологами на данный момент: вес их достигает 400 килограммов, а рост – полутора метров. При скрещивании с лошадьми получались весьма сильные и в этой связи ценившиеся мулы.

Каталонские ослики, ко всему прочему, еще и весьма симпатичные животные. Они имеют очень подвижные и высокие уши-ножницы, а также светлые, часто белые, пятна на морде на носу и вокруг глаз. Получается эдакая панда в негативе.

Удивительно, что лишь в 2000 году двум испанским дизайнерам пришла мысль «стилизовать» милого ослика и превратить его в одну из особо узнаваемых эмблем. Получился весьма колоритный и обаятельный персонаж, в настоящее время узнаваемый практически всеми. Он немного походит на ослика Иа из советской версии мультфильма про Винни-Пуха и его друзей, только чуть менее меланхоличный. С тех пор физиономия, равно как и «ростовой портрет» каталонского упрямца были растиражированы в миллионах экземпляров на футболках, тарелках и кружках, марках и значках, рекламных проспектах и всевозможных сувенирах.

Часто каталонского ослика изображают не самого по себе, а на фоне красных и желтых полос. И таким образом получилось так, что Барселона и Каталония обзавелись вдобавок еще и новым, неофициальным, флагом. Этот образ стал настолько популярен, что не только большинство туристов, но и некоторая часть местных жителей искренне уверены: симпатичный ослик на традиционном желто-красном фоне и является официальным символом города и области.

Ко всему прочему, каталонский осел – это серьезная антитеза испанскому быку. Не только изображения, но даже и скульптуры быков можно лицезреть по всему Пиренейскому полуострову практически в неограниченных количествах. Бык, понятно каждому туристу, олицетворяет мощь, тупую силу и агрессию, натиск и властность, а также столичную лень. Каталонцы, никогда не считавшие себя испанцами, и здесь сумели себя изящно противопоставить. Их ослик намного более утончен, возможно, даже интеллектуален и саркастичен. Понятное дело, что прежде всего он выражает трудолюбивое упрямство и настойчивость, с помощью которых и достигает своих стратегических целей. А иногда веселые каталонцы изображают двух этих животных в рамках единого художественного пространства. Здесь, как говорится, возможны варианты, которые ограничиваются лишь степенью буйства фантазии художников. Приезжайте, посмотрите сами!

А сами каталонские ослики, к великому сожалению, в настоящее время находятся на грани вымирания. Эта тенденция появилась в начале XХ века в связи с механизацией сельского хозяйства и появлением новых транспортных средств. Остается надеяться, что трудолюбивые и ответственные местные жители не допустят полного исчезновения символа нации.

Вообще, маленькая, но гордая Каталония имеет право гордиться своей историей. Расположенная между Испанией и Францией (с точки зрения современной географии) или между Кастилией и империей франков (в исторической ретроспективе) Каталония и Арагонское королевство за свою многовековую историю каким только нашествиям не подвергались. Сарацины, мавры, вестготы, войска Наполеона… В таких нелегких условиях и выплавлялся своеобразный менталитет и характер местных жителей: предприимчивый, независимый, расчетливый, оптимистичный.

Каталонский менталитет

Это только незадачливому туристу может показаться, что Испания и Каталония – одно и то же, что разница-то практически не ощущается. Да разница огромная! Это как Англия – и Новая Англия. Северная Корея – и Южная Корея, Рим – и Карфаген, Россия – и Украина, Индия – и Вест-Индия, Австралия – и Океания, Конго – и Демократическая Республика Конго. Каталония, насколько это возможно, держится особняком от собственно Испании. Каталанский язык здесь чаще в ходу, чем испанская речь; здесь не танцуют фламенко, предпочитая сардану – медленный вариант хоровода; вместо корриды народ фанатеет от футбола вообще и любимой команды «Барселона» в частности. Хотя футбол, конечно же, он и в Мадриде футбол… Даже по складу характера каталонцы и испанцы сильно разнятся. Каталонцы более сдержанны и холодны, прагматичны и расчетливы. За это их даже прозвали «испанскими немцами».

Если посмотреть с другой стороны – то, как ни крути, а все-таки Каталония была и остается неотъемлемой частью Испании. Никто этого пока официально не отменял. В Испании, как и во многих других многонациональных странах, имеются многочисленные анекдоты, отражающие черты характера представителей национальных меньшинств. Конечно же, карикатурные характеристики далеки от истинной объективности. Но народная мудрость всегда имеет под собой некие основания, которые хотя бы позволяют установить точку отсчета. Например, баски в испанских анекдотах всегда изображаются до неприличия раздутыми от собственной важности и высокомерия. Галисийцы, напротив, выступают в качестве реально оценивающих и себя, и других мошенников и авантюристов. Ну а за каталонцами «истинные испанцы» закрепили такое не самое приятное качество, как жадность. Итак, чтобы прочувствовать тему каталонского характера и менталитета, вот несколько типичных анекдотов о каталонцах.


Каталонец встречается с приятелем. Пожимают друг другу руки.

– Послушай, а где твое обручальное кольцо?

– На этой неделе очередь жены носить его.

* * *

Каталонец чем-то сильно расстроен, почти плачет. Его товарищ видит это и интересуется:

– Что такое?

– У моей расчески сломался зубчик. Теперь придется покупать новую!

– Было бы из-за чего расстраиваться, друг! Вполне можно продолжать расчесываться ею, даже если нет одного зубчика.

– Это был последний зубец у расчески!

* * *

Встречаются два друга: кастилец и каталонец. Кастилец говорит:

– Ты только представь! Я знаю способ, как поужинать в ресторане бесплатно!

– И как же?

– Я прихожу в ресторан уже достаточно поздно вечером. Неторопливо заказываю закуски, первое блюдо, горячее, десерт. Долго пью кофе, коньяк. Курю сигару, читаю газету и жду, когда ресторан закроется. Так как я не двигаюсь с места, даже когда они уже начинают переворачивать стулья, то в конце концов приходит последний официант и спрашивает, могу ли я уже оплатить счет. На это я, как ни в чем не бывало, отвечаю, что уже расплатился с его коллегой, который обслуживал раньше.

Вот и все!

Каталонец приходит в восторг от этого рассказа и предлагает попробовать поужинать вместе. Следующим вечером оба приятеля приходят в ресторан. Не спеша ужинают, пьют вино, курят сигары. Наконец приближается время закрытия заведения, к ним подходит официант и спрашивает, готовы ли господа оплатить счет.

Кастилец говорит:

– Молодой человек, да что вы такое спрашиваете! Час назад мы уже расплатились с другим официантом.

А каталонец к этому добавляет:

– И уже очень давно ждем сдачу!

* * *

К каталонцу в гости заходит товарищ и видит, что тот отдирает старые обои. Спрашивает:

– Наконец решил сделать ремонт?

– Нет, переезжаю на другую квартиру.

* * *

Встречаются на улице два каталонца. Один из них ведет под руку свою старушку-мать.

– Привет, как дела?

– Привет. Вот, совсем мать у меня ослепла и оглохла…

– Эх, старость – не радость. Что же, ведешь ее к врачу?

– Нет, мы идем в контору, чтобы подать заявления об отключении телефона и света в ее квартире…

* * *

Каталонец путешествует по Святой Земле.

– Сколько стоит переправа через это озеро?

– Двадцать евро.

– Дерете втридорога! Грабительские цены!

– Но ведь Иисус ходил пешком по этим водам. Только подумайте об этом!

– Неудивительно, при таких-то ценах!

* * *

Каталонец решил прокатить свою маленькую дочь на спортивном самолете. Он подходит к пилоту и спрашивает:

– Сколько стоит час полета?

– Пятьсот долларов.

– У-у-у, как дорого! А полчаса?

– Двести пятьдесят долларов.

– Ничего себе! Ну у вас и цены! А есть какие-то скидки?

– Давайте договоримся так: если за время полета вы не произнесете ни одного слова, то полет для вас и вашей дочери будет вообще бесплатным.

– Отлично! По рукам!

Каталонец с дочерью залезают в самолет, самолет взлетает, и пилот сразу же начинает выделывать всевозможные фигуры высшего пилотажа. После приземления расстроенный пилот произносит:

– Вы ничего мне не должны. Я совершал опасные трюки, но вы хранили молчание.

– Признаться честно, я еле сдержался, чтобы не закричать, когда дочка вывалилась из самолета…

* * *

У каталонца умерла жена. В редакции газеты, куда он пришел, чтобы опубликовать некролог, спрашивают:

– Что написать?

– Напишите: «Монтсеррат умерла».

– Сеньор, первые пять слов мы публикуем бесплатно.

– Тогда напишите так: «Монтсеррат умерла. Продается «Рено Сандеро»…

* * *

Есть анекдоты про каталонцев, которые практически один в один повторяют всем известные анекдоты про евреев или про габровцев. Но, само собой, испанцы, да и сами каталонцы, утверждают, что аутентичными являются инварианты именно с каталонцами в главных ролях. Основные темы, понятное дело, жадность и сверхэкономность. Вот, например, такой анекдот:


Умирает старый каталонец. Многочисленная родня столпилась у изголовья. С трудом приоткрыв глаза, он спрашивает:

– Все здесь?

– Все, все!

– А для кого же горит свет в коридоре?


Или еще вот история:


Каталонец говорит своему сыну:

– Ну-ка, сходи к соседу и попроси у него молоток. Мне нужно пару гвоздей забить.

Через некоторое время мальчик возвращается, но грустный и с пустыми руками.

– Что такое?

– Сосед сказал, что не будет одалживать нам молоток. Он сказал, что инструмент изнашивается, если им пользоваться.

– Ну никогда бы не подумал, что наш сосед такой жлоб! Ладно, сынок, доставай наш молоток.

Ну и напоследок вот такая еще забавная история: как действуют представители различных регионов Испании в одной и той же ситуации:


Некто отдыхает в ресторанчике, с наслаждением потягивая вино из бокала. И вдруг в бокал залетает муха.

Кастилец попросит заменить бокал на новый.

Арагонец выпьет вино вместе с мухой и даже глазом не моргнет, бровью не поведет.

Ну а каталонец выловит муху и заставит ее выплюнуть в бокал то вино, которое она уже успела проглотить.


Короче говоря, каталонцы для собственно испанцев стали уже персонажами нарицательными. Их считают излишне горделивыми, жадными и карикатурно независимыми. Возможно, какая-то небольшая доля истины в этом и есть. Самое главное, что подобное подшучивание в Испании практически никогда не выходит за рамки устного народного творчества. Испания вполне толерантная страна. Абсолютно разные люди чувствуют себя свободно, спокойно и легко, где бы они ни находились: в мадридском уличном кафе или на барселонском стадионе.

Ну а что до самих каталонцев, то они, понятное дело, считают, что кастильцы, как всегда, безбожно преувеличивают и фантазийно искажают правильную картину мира (ясное дело, с Каталонией в центре Солнечной системы). Не жадные каталонцы, даже не прижимистые и уж тем более не жлобистые, а всего лишь в меру экономные, расчетливые и, самое примечательное, трудолюбивые! Главное ведь – правильно расставить акценты.

Кстати, еще двумя положительными чертами характера каталонцев является терпимость и толерантность. Какой-нибудь барселонец может раскрасить свою машину каталонскими осликами и национальными флагами, кричать на каждом перекрестке о своей «ненависти» к официальному Мадриду, однако дальше таких слов и внешней атрибутики дело не зайдет. Вы можете спокойно идти мимо в футболке с надписью «Да здравствует Испания!» и быть абсолютно уверенным в собственной безопасности. Никакой дискриминации нет и в помине.

Ну и, конечно, каталонцы дружелюбны и отзывчивы, легки и приятны в общении. Завести знакомство прямо на улице, начать разговаривать с типичным барселонцем – легче легкого. Еще минуту назад вы не знали друг друга, а сейчас уже бойко и, что примечательно, громко и даже весело обсуждаете коварство погоды или диалектику футбола. А что – две самые замечательные, мало к чему обязывающие, но перманентно неисчерпаемые темы для коммуникаций. Минут через пять, скорее всего, можно уже переходить «на ты». Если окажется так, что в Барселоне интуристу вдруг понадобилась помощь (конечно же, не материальная, вы же все-таки в Каталонии!), то можно быть уверенным, что, например, искать нужную вам парикмахерскую или автобусную остановку вместе с вами отправятся человек десять. Хорошее настроение на ближайшие часы и какое-никакое приключение, таким образом, обеспечены. Вот так-то! «Праздник, который всегда с тобой» – написал Хемингуэй про Париж. Но к Барселоне эти слова подходят больше!

Святой Георгий, покровитель Каталонии

Вполне естественно, что у в меру католической Каталонии есть свой, вполне официальный покровитель. Это один из самых известных и чтимых христианских святых – Святой Георгий, известный еще как Георгий Победоносец. Согласно преданию, он родился в III веке нашей эры в Каппадокии – области на территории современной Турции. При императоре Диоклетиане перебрался в Палестину и завербовался в солдаты. Через небольшое время он вырос до военачальника средней руки.

Так же как и его родители, Георгий исповедовал христианство. И до поры мало кто обращал на это внимание. Однажды придворные жрецы пытались предсказывать будущее в присутствии императора. Охранники, исповедовавшие христианство, нарисовали знак креста на их лбах, чем в ужасной степени разгневали правителя. Это послужило отправной точкой для начала гонений. Георгий не стал прятаться и притворяться, но открыто заявил о себе как о последователе Иисуса Христа. Незадолго перед этим он раздал бедным свои сбережения. Никакие увещевания не помогали, и тогда Георгий был схвачен и подвергнут издевательствам и пыткам, которые, однако, не сломили его убежденности.

По дошедшей до нас легенде, Святой Георгий каждый раз начертывал изображение креста, что и помогало ему преодолеть нечеловеческие мучения: его сбрасывали в ров с негашеной известью, привязывали к вращающемуся колесу с торчащими из него лезвиями ножей и мечей, бичевали и сдирали кожу, били молотами, разбивая тело и ломая руки и ноги. Пытки можно перечислять и дальше. После того, как мучителям стало ясно, что сломить дух Георгия выше их сил, что он никогда не отречется от христианства и не принесет жертв языческим богам, они отрубили ему голову.

Однако, кроме сверхчеловеческого мужества, проявленного святым во время семи лет мучительств, Георгий известен также за свою победу над драконом. Старая легенда гласит, что однажды судьба забросила его в провинцию Либию, город Силен. Рядом с городом находилось болото, где и жил дракон. Местные воины неоднократно пытались убить дракона, однако он отравлял их своим зловонным дыханием. Дабы умилостивить кошмарное чудовище, горожане каждый день отдавали ему две овцы. А когда запас овец в городе истощился, пришлось отдавать на съедение уже живых людей, ежедневно прибегая к лотерее с целью определить, кому выпала трагичная судьба на этот раз.

В тот день, когда в несчастный город вошел Георгий, жребий идти на погибель достался самой принцессе, дочери короля. Никто не хотел ее заменить, и аристократке пришлось облачиться в свадебное платье и в слезах и горе направиться к логову чудища. На пути к болоту Клеолинда (так звали принцессу) и встретила Георгия, вступающего в город. Недолго думая, Святой Георгий произвел знак креста и напал на дракона. Битва оказалась затяжной, но в конце концов Георгий сумел поразить дракона копьем. После этого он обвязал пояс принцессы вокруг шеи ископаемого чудовища, и девушка смогла привести дракона в город, как щенка на поводке. Горожане в ужасе бросились бежать прочь. Но Георгий объявил им, что бояться раненого чудища уже не стоит. И если они уверуют в Господа Иисуса Христа и примут Святое Крещение – то он собственноручно убьет дракона.

Король на радостях безоговорочно согласился, а вместе с ним окрестились и около пятнадцати тысяч горожан. Георгий убил дракона. Понадобилось четыре телеги, запряженные быками, дабы вывезти тело непонятного динозавра вон из города. Герой не принял никакой награды за совершенный ратный подвиг. (Возможно, что Владимир Высоцкий в своей шуточной песне про стрельца, победившего чудо-юдо, обращался именно к классическому житийному сюжету: «А награды мне и даром не надо; Чуду-юду я и так победю…») Вместо награды Святой Георгий попросил короля, чтобы в городе была организована христианская жизнь: были бы возведены храмы, почитались бы священнослужители, творилась бы милостыня.

Данная легенда о Георгии и змии была написана уже намного позже времени, когда жил сам святой. Где здесь вымысел, а где правда – каждый решает для себя сам. Слова, приписываемые герою в этих апокрифических сказаниях, вполне могли быть произнесены им в то время, когда он проходил через реальные испытания и мучения: «Христос, мой полководец, мой Господь, у меня нет сил, кроме тех, которые Ты дал мне. Помоги мне сегодня, и слава будет Твоей во веки веков».

Вот такая невероятная древняя история… Видимо, именно ее невероятность в лице дракона стала причиной того, что имя святого Георгия Победоносца – вместе с именами великомучениц Варвары, Екатерины, а также еще некоторых древних святых – удалены из современных литургических календарей. Святой Престол выразил мнение, что такие древние жития, к тому же содержащие фантастические пируэты, как либийский дракон-людоед, не могут официально рассматриваться как достоверные.

Жители Барселоны, а также прочие каталонцы празднуют День святого Георгия 23 апреля. Причем повелось так, что в Барселоне День святого Георгия стал походить на День святого Валентина. Это еще один День всех влюбленных для местных жителей, а также туристов, которым посчастливилось посетить каталонскую столицу именно в этот весенний день.

Мужчины традиционно дарят своим любимым женщинам розы. Чаще всего – лишь одну розу. Ну а женщины, в отместку, презентуют своим «сильным половинкам» книги. Вероятно, лишний раз друг другу намекают: женщина должна быть красивой, а мужчина – умным. С каждым годом празднование Дня Книги и Розы набирает популярность. Конечно, до Праздника Божоле Нуво или до Октоберфеста ему ох как далеко, но все же количество влюбленных туристов в Барселоне, желающих поучаствовать, год от года увеличивается в конце апреля. Во всяком случае, местные жители так утверждают.

Видимо, человек так устроен, что без веры во что-то особенное и фантастическое жить ему становится неинтересно. Была битва с драконом в жизни святого Георгия или ее не было – но в том и в другом варианте это случилось или не случилось в Либии, в Силене. Так – для всего мира. Но не для Каталонии и не для каталонцев! Местный фольклор утверждает следующее. Давным-давно возле горы Монтбланк (не путать с Монбланом), что на южной окраине Каталонии, объявился и поселился злобный дракон. Был он свиреп, силен и грозен. Чудище поджигало леса, опустошало местные сады и виноградники, воровало крестьянский скот: вело себя преотвратительно и хамовато! Дальше – больше. Чудо-юдо стало требовать человеческой крови. Каждый день невинные девушки, несчастливый жребий коих определяла своего рода лотерея, уходили в логово зверя и больше никогда не возвращались…

Крест святого Георгия нужно отличать от Георгиевского креста. Последний – это военный орден Российской Империи, а также современной Российской Федерации. А вот крест святого Георгия – это прямой красный крест на белом фоне. Крест симметричный, его центр совпадает с серединой белой поверхности, на которой он изображен. Это – символ христианского святого и великомученика Георгия. Такое изображение вот уже на протяжении многих веков является символом ряда стран и городов, которые считают Георгия своим небесным покровителем.

Флаг Англии являет собой самый классический крест святого Георгия, какой только можно себе представить: строгий красный крест на белом, ничего лишнего. Но кроме Англии, святой Георгий почитаем в Генуе, Греции, Грузии, а также в Каталонии и Барселоне.

Барселонцы в своей массе с трепетом относятся к этому святому. Для них – это не просто сказочный персонаж, но заступник, которому они молятся, на которого уповают. Поэтому со временем трансформировался даже флаг города Барселоны: теперь это уже не просто полотнище с чередующимися желтыми и красными полосами. Флаг города представляет собой прямоугольник, составленный из четырех меньших прямоугольников. Левый нижний и правый верхний прямоугольники – в напоминание о Гифреде Волосатом и том, откуда все пошло, – действительно состоят из золотистых и красных полос. Но вот вторая диагональ – левый верхний и правый нижний малые прямоугольники – это уже два классических креста святого Георгия.

Еще в 1456 году Каталонский парламент официально провозгласил святого Георгия покровителем Каталонских земель. А в наше время Джениралитет Каталонии, высший орган административного управления этой территории, награждает Крестом святого Георгия граждан за выдающиеся заслуги. Конечно же, не военные заслуги. В Каталонии – это не военный орден, но что-то вроде знака почета. Награждаются писатели и общественные деятели, меценаты и благотворители.

Крест святого Георгия является также частью эмблемы футбольного клуба «Барселона». Спортивный Дворец святого Георгия – самое красивое и величественное спортивное сооружение города. Он был построен и торжественно открыт в 1992 году, когда Барселона принимала Олимпийские Игры.

Премия святого Георгия – очень престижная литературная награда для писателей Каталонии и Барселоны.

В общем, барселонцы не забывают своего небесного покровителя. И надеются, что это взаимно!