Вы здесь

Барон ВВВ. Небылицы, поведанные одним достойным человеком. Интервью с лауреатом фестиваля «Аэлита» Сергеем Казакевичем (С. А. Казакевич)

Дизайнер обложки Сергей Александрович Казакевич


© Сергей Александрович Казакевич, 2018

© Сергей Александрович Казакевич, дизайн обложки, 2018


ISBN 978-5-4474-0661-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Интервью с лауреатом фестиваля «Аэлита» Сергеем Казакевичем

Posted on Май 31, 2016 by Ridero


«Аэлита» – старейший советский и российский литературный фестиваль в области фантастики. Одна из премий фестиваля – «Гиперболоид» – вручается авторам за оригинальные и новаторские идеи в различных сферах человеческой деятельности. В этом году ее получил автор Ridero из Великого Новгорода, инженер-электронщик Сергей Казакевич. Мы очень рады и поздравляем Сергея! По нашей традиции мы попросили его рассказать о том, как это было. Получилось очень искреннее интервью:

R.: Участвовали ли Вы раньше в литературных конкурсах?

С.К.: В начале 80-х я посылал фантастический рассказ на конкурс в журнал «Вокруг света». Помню, пришёл ответ, что-то вроде: «Мы так и не поняли, чем там закончилось-то?» Иногда этот рассказ попадается мне на глаза, перечитываю и недоумеваю. Что там непонятного? Мне он до сих пор нравится. Со сказкой «Рыжий фантазёр с зелёными глазами» участвовал в конкурсе новогодних рассказов, организованном изданием «Соседи – Великий Новгород», поделил первое место. Жёлтый стул-кресло до сих пор напоминает о призовых.

Правда, больше горжусь другим успехом. В десятом классе всем дали задание написать сочинение про Марс. Наш классный руководитель выбрал двух победителей. Сначала девочка-одноклассница зачитала завораживающее эссе о цветущих на красной планете яблонях. Затем я предложил «аудитории» приключения одноклассника. Все оживились и к финалу ухохатывались, наш физик раскраснелся и довольно поправлял усы. Жаль, произведение не сохранилось, но одну фразу я запомнил благодаря бурной реакции слушателей. «И Андрюха сделал то, что сделал бы каждый. Да, он сделал ноги». Вот это был успех!

R.: Как Вы решили принять участие в «Аэлите»?

С.К.: После публикации (благодаря Ridero) фантастического романа «Барон ВВВ» и получения кода ISBN я стал ещё активнее, чем до того, искать возможность участвовать в серьёзных, давно зарекомендовавших себя литературных конкурсах и премиях. «А, чего там? Большая книга!» Ну, уж… Надо уметь вовремя остановиться. Первый мой роман. Никаких шансов.

После долгих поисков я определился. Главная премия – это же для маститых, исписавших горы страниц и оставивших свои следы на всех фантастических «стрелках» писателей. А вот к этой номинации надо присмотреться. «Гиперболоид»? Похоже, тут у меня есть козыри! И я отправил заявку на участие в конкурсе старейшего в стране Международного фестиваля фантастики «Аэлита», проходящего ежегодно, начиная с 1981 года, в Екатеринбурге (ранее – Свердловске).

R.: Расскажите про изобретение из Вашей книги, за которое Вам дали премию?

С.К.: Представьте – допустим, существует некое явление в пространстве и времени, о котором люди ничего не знают. Человек так устроен, что стремится к пополнению своих знаний об устройстве мира. Он, в конце концов, делает открытие, и становится понятно, что в любую точку Вселенной можно попасть мгновенно. Как это? А скорость света? А Эйнштейн? Это новое явление называется «сценарной плоскостью». Она пронзает насквозь пространство, ею можно вертеть посредством программирования, а также писать для неё сценарии. Скажем, космический корабль, перемещающийся в пространстве и находящийся одновременно в сценарной плоскости, может мгновенно преодолеть любое расстояние – хоть до Марса, хоть до Проксимы Центавра. Если в сценарии для времени перемещения указан ноль, то перемещение будет мгновенным.

Для работ в условиях, непригодных для людей, в сценарии тщательно выписываются персонажи, которым не страшен ни космический холод, ни жёсткие излучения. Персонажи могут общаться с людьми, выполнять их задания, но вне сценарной плоскости они не существуют. Конечно, сценарная плоскость даёт массу новых возможностей для человечества, однако невозможно в рамках интервью изложить идею детально.

Приведу лишь пример для более полной картины. Главный герой встречается на Марсе с инопланетянином, чья цивилизация при перерождении их вселенной (новый Большой взрыв) благодаря сценарной плоскости вместе со своей планетой мгновенно переместилась в другую вселенную, нашла подходящую звезду с удалёнными холодными планетами, встроилась в эту систему и уцелела. Тот же пришелец объясняет, почему человечеству даже с помощью сценарной плоскости вряд ли удастся покинуть Солнечную систему. У землян большие проблемы со зрелостью цивилизации: разумное должно быть первичным, желаемое – вторичным. Несоблюдение этого принципа приводит к войнам и трагедиям. А сценарная плоскость живая, она чутко реагирует на болезни развития человечества и меняет свою геометрию, закрывая путь к звёздам.

Поэтому герой вместе с кораблём едва не разбивается при посадке на Марс, —двигатели не предусмотрены, расчёт только на грамотно написанный сценарий. Но в это время на Земле начинается новый кровавый конфликт, и сценарная плоскость выгибается. «Покажи мне свою плоскость, и я скажу, кто ты!» – говорит напоследок инопланетчик главному герою.

Это не сюжет, а всего лишь кратко описанная идея, получившая премию в номинации «Гиперболоид» на МФФ «Аэлита-2016». Букет впечатлений от приключений героя можно получить, прочитав книгу «Барон ВВВ».

Отмечу, что лауреатами премии «Гиперболоид» становились такие писатели, как Исай Давыдов и Василий Головачёв, а Роман Злотников в этом году уступил мне лишь по голосам членов жюри (три против пяти). Эти имена впечатляют и стимулируют к продолжению истории о похождениях моего героя.

R.: Считаете ли Вы, что фантастика должна нести провидческую функцию и моделировать будущее?

С.К.: Кто из фантастов сделал предсказание, в каком году описал идею или необычный прибор из будущего, и когда это произошло в действительности – такая статья мне попалась на глаза с десяток лет назад. Список впечатлял. Многие предсказания со временем воплощались в жизнь. Делаю вывод, что чаще всего задумываются не бесполезные гаджеты, шокирующие читателя, а устройства, которые могут быть востребованы людьми и освоены в производстве при достижении определённого уровня технологий.

И ещё. Кто, если не фантасты? Они, как правило, неплохо подкованы в техническом плане, имеют высшее образование и, в отличие от учёных, свободный полёт мысли, дающий возможность фантазировать и грамотно выходить «за рамки».

R.: Несет ли технический прогресс добро или зло?

С.К.: Можно сказать, нам повезло со временем, мы живём в эпоху небывалого расцвета технологий, в первую очередь, электронных, что приводит к упорядочению быта и улучшению условий труда на производстве. И здесь мне интересен сам процесс, что происходит прямо у нас на глазах. Кто бы ещё совсем недавно мог подумать, что дом можно напечатать на принтере, не используя кирпичи, мастерок и доски?

А куда идти, если в издательстве не берут роман, предпочитая знакомые всем фамилии? Теперь-то мы знаем: есть, скажем, Ridero. Для авторов это выход. Не все станут знаменитыми, не все заработают, но попытка дана каждому. Разве это плохо?

Два рынка, бумажный и цифровой, всё ещё тянут одеяло, каждый на себя, а кто-то уже успешно совмещает одно с другим. Процесс идёт, за этим действом интересно наблюдать. Думаю, через несколько лет мы перестанем задаваться этими вопросами, мы привыкнем, что книги бывают разные, и будем пользоваться обычной, бумажной книгой, и будем втыкать в ухо наушник, чтобы в электричке по пути на работу прослушать очередную главу из новой книги модного на данный момент писателя.

Что касается зла. Очень, очень часто ловлю себя на мысли, что не хочу видеть эти пыльные асфальтовые убивающие улицы с потоками железных коробок на колёсах.

…Я сижу в коляске, нас немного трясёт на булыжной мостовой, кучер натягивает вожжи. Слышны возгласы: «Н-но. Но!.. Лавров прибыл в Женеву! Покупайте! Код доступа к свежему номеру – десять рублей!.. Тпрру!» И только цокот, цокот копыт вокруг… Где-то внутри меня живёт ностальгия по сравнительно чистому с точки зрения экологии концу девятнадцатого века.

R.: Как давно Вы пишете, сколько книг опубликовали и какую фантастику читаете сами?

С.К.: Тут будет трудно поверить, но постарайтесь. Пишу со второго класса, часто подбивал друзей вместе сочинять нечто фантастическое. Начало 80-х – первые рассказы и блокноты со стихами о любви. Сказка «Рыжий фантазёр с зелёными глазами» постоянно переписывалась и улучшалась. На это ушло пятнадцать лет (начинал в 1999-м году). Музыку и песни к ней сочинил в течение первых двух лет. Это было нетрудно, поскольку играю на гитаре и пишу песни давно. Правда, тут пришлось освоить музыкальные компьютерные программы. В принципе, получился детский музыкальный спектакль, который я предлагал столичным и питерским детским театрам, но не сложилось.

Благодаря Ridero опубликовал в 2015 году три книги: научно-фантастический роман «Барон ВВВ», сборник рассказов «По следам барона», сказку «Рыжий фантазёр с зелёными глазами». Котёнка на обложку к сказке рисовал сам. Почти пять лет публикуюсь на сайте Проза.ру под псевдонимом. Из писателей-фантастов наибольшее влияние на моё творчество оказали Вадим Шефнер, Сергей Снегов, Жюль Верн, Александр Волков. Пожалуй, упомяну ещё Джека Финнея и его книгу «Меж двух времён». Отдельные слова о книге известного советского астрофизика Иосифа Шкловского «Вселенная, жизнь, разум». Это не фантастика, а серьёзный научный труд. Если же пропускать формулы в процессе чтения, то от книги не оторваться, настолько интересно написано о многих явлениях в космосе, о возможности существования других форм жизни.




Два эпиграфа


ВСЕ СОВПАДЕНИЯ ДОСАДНЫ


У ОДНОГО КРОЛИКА БЫЛА СВИНКА