Тема 7. Потребительский кредит (ПК) и инструменты его реализации
Связан с кредитованием конечного потребителя, т. е. населения.
Он предоставляется:
– Торговыми фирмами в виде продажи товаров длительного пользования с оплатой их стоимости в рассрочку;
– Банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в виде денежных ссуд для потребительских нужд;
– Предприятиями и фирмами своим сотрудникам в товарной или денежной форме.
Основные отличительные особенности ПК:
– Заемщиками могут быть отдельные лица;
– Целевое назначение таких ссуд – использование их для удовлетворения потребностей населения.
Первоначально ПК был развит в виде реализации товаров крупными партиями и торговыми фирмами частным лицам на условии оплаты их стоимости частями в течение определенного периода (Шевчук Денис, Кредиты физическим лицам (ипотека, автокредит, нецелевые кредиты)). При этом сумм платежа включался % как плата за предоставленную рассрочку. В последствии в эту сделку кроме двух участников включались посредники в виде специализированных финансовых компаний. Кредиторам при этом становится не продавец, а финансовая компания, а продавец получал от нее стоимость реализованного товара. Коммерческие Банки, кроме участия, а иногда и прямого контроля на финансовыми учреждениями ПК, сами занимались предоставлением этих ссуд. При выдаче персональной ссуды тщательно изучаются возможности заемщика по ее погашению, при этом учитываются его зарплата и другие виды доходов, размеры расходов и т. д.
Перспективы развития ПК в России зависят от многих факторов, прежде всего от снижения стабилизации финансовых рынков, а так же роста и регулярности получения доходов основной частью населения.
Некоторые инструменты реализации:
Жилищный сертификат – особый вид облигаций
Ипотечный кредит – долгосрочный на улучшение жилищных условий (Шевчук Денис, Ипотечный кредит: как получить квартиру)
Кредитные карточки
Автокредит (Шевчук Денис, Автокредит технологии получения)