Вы здесь

Банковское дело. Глава 4. СОЗДАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (А. М. Тавасиев, 2011)

Глава 4. СОЗДАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

4.1. Концепция и этапы создания банка

Законодательная и нормативная база

Основополагающие нормы, регламентирующие процесс создания коммерческого банка, содержатся в Гражданском кодексе (глава 4, § 2), законах № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. “Об акционерных обществах”, № 14-ФЗ от 8.02.1998 г. “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “О банках и банковской деятельности”.

В последнем из названных законов (ст. 1) имеется запись: “Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество”. К хозяйственным обществам в ГК отнесены: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество (АО). Таким образом, банки могут создаваться и действовать в любой из перечисленных организационно-правовых форм.

Закон “Об акционерных обществах” (ст. 1) содержит норму: “Особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются в федеральных законах”. Схожая формула в отношении ООО имеется и в ст. 1 Закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”. Аналогичные формулы были введены и в ГК (ст. 87 и 96). Таким образом, во всех общих вопросах создания и последующего функционирования банки подчиняются нормам общих законов (ГК, законовоб АО и ООО), но когда речь заходит о специфике их организации и деятельности, то первенство получают специальные банковские законы. К числу последних относится Закон “О Центральном банке Российской Федерации”, в соответствии с которым Банк России наделен правом издавать обязательные для всех КО нормативные акты. Пользуясь данным правом, ЦБ РФ определил, что в России КО образуются во всех перечисленных в ГК трех формах – АО, ООО, ОДО (п. 1.1 Инструкции ЦБ № 109-И от 14.01.2004 г. “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций”).

Фундаментальные положения, относящиеся к учреждению нового банка, зафиксированы в статьях 10–17 Закона “О банках и банковской деятельности”. Приведем (в сокращенном виде) только две из них.




Нормативная база достаточно обширная и включает в себя более десятка основных в данном аспекте нормативных актов Банка России.

Основные требования

Организация банка требует гораздо больше труда и навыков, чем создание какой-либо другой коммерческой организации.

Порядок создания банка включает в себя три основных этапа: I – этап подготовительной работы; II – этап государственной регистрации банка в качестве юридического лица; III – этап получения лицензии (права проводить банковские операции).

Последние два этапа предполагают прохождение двухступенчатой процедуры: рассмотрение и согласование подготовленных документов на создание банка в ТУ ЦБ по предполагаемому месту нахождения будущего банка (его головной конторы) и рассмотрение тех же документов с приложенным к ним заключением ТУ в центральном аппарате Банка России. При этом в регистрации участвует также уполномоченный регистрирующий орган (функции такого органа поручены налоговой службе).

Формально первым юридическим шагом в создании банка считается подписание инициаторами (учредителями) учредительного договора. На самом деле все начинается раньше, и подписание учредительного договора знаменует собой итог значительной предварительной работы.

В центре подготовительной работы должна быть проработка концепции создания банка. Ее содержание может трактоваться достаточно свободно, но в ней должны найти отражение следующие принципиальные моменты, по поводу которых у инициаторов должно сложиться единое мнение:

а) миссия и стратегия будущей деятельности банка;

б) размеры и структура уставного капитала (УК), требования к учредителям и другим участникам (входящим в число участников в дальнейшем);

в) цели деятельности, ее сферы и преимущественные направления, клиентская база;

г) организационная структура, органы управления, их полномочия, основные требования к организации управления.

Фактически формирование банка начинается с тщательного подбора его учредителей, готовых взять на себя такую ответственность. Надо избегать появления в их числе случайных лиц. Требования, с которыми надо подходить к потенциальным учредителям (участникам) банка, следует выводить из проектируемой его стратегии. Другими словами, основные элементы стратегии будущей деятельности банка хотя бы в главных чертах должны быть выработаны единомышленниками – инициаторами его создания раньше, чем начнутся переговоры с теми или иными лицами (юридическими и физическими) о вовлечении их в число учредителей (участников). В условиях современной России повышенное внимание к составу и качеству участников можно считать вполне оправданным.

Требования к учредителям (участникам) можно разделить на три группы – общие, количественные и качественные. К числу общих требований можно отнести следующие:

♦ учредителями банка могут быть лица (юридические и физические), участие которых в кредитных организациях не запрещено законодательством;

♦ юридическое лицо – должник перед бюджетом не может быть учредителем.

На нормативном уровне достаточно жестко регламентированы порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (новых участников) банка, в том числе группы связанных между собой юридических лиц. Если учредителями (новыми участниками) банка выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления либо государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, то в этом случае действуют особые требования;

♦ учредители не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из УК банка).

Количественные требования касаются общего числа учредителей (участников) и их долей в УК банка. Число должно быть небольшим, для начала не более 5–6, а в последующем, если возникнет необходимость увеличить капитал, – до 30 лиц (законодатель не ограничил число участников АО, но для ООО такой предел установил – не более 50). При этом желательно, чтобы доля каждого из них в УК была невелика и не сильно отличалась от долей других учредителей или участников (в законе или нормативных актах Банка России подобное ограничение не предусмотрено).

Качественные требования можно разбить на две подгруппы. К первой подгруппе можно отнести следующие из них (не все они указываются в документах ЦБ):

1. Все учредители должны быть финансово устойчивыми, располагать достаточными собственными средствами для внесения в УК банка, выполнять все обязательства перед бюджетами. В отношении юридических лиц соответствующие данные должны быть подтверждены балансами и иными отчетными документами.

Важно, чтобы все средства, вносимые в УК банка, Банк России (его ТУ) признал активами, полученными из надлежащих источников (на этот счет имеется ст. 72 Закона о Центральном банке, а также нормативные акты самого ЦБ). Цель простая – чтобы банки не “надували” искусственно размеры своих капиталов.

2. Все учредители должны вызывать полное доверие, отличаться высокой обязательностью в делах, т.е. способностью и готовностью, желанием в срок, качественно и в полном объеме выполнять свои обязательства.

3. Средства всех учредителей (собственные) должны быть “чистыми”.

4. Желательно, чтобы учредители – юридические лица представляли разные отрасли и сектора экономики, включая секторы финансового рынка.

5. Все учредители банка, как юридические, так и физические лица, должны быть согласны с его стратегией и активно способствовать ее претворению в жизнь.

Вторая подгруппа качественных требований продолжает предыдущую и может включать, в частности, такие положения:

♦ необходимо, чтобы все учредители (участники) банка были в числе его клиентов (общее количество которых должно быть больше). Желательно, чтобы его клиентами стали и контрагенты учредителей (участников) по хозяйственным связям;

♦ ни один учредитель (участник) не должен пользоваться какими-либо исключительными правами или льготами, способными нанести ущерб устойчивости банка, а совет собственников банка не должен вмешиваться в его оперативную хозяйственную деятельность, пытаться подменять собой правление.

Пожалуй, единственный вопрос, над которым учредителям не надо думать, – это вопрос о минимально необходимой величине УК создаваемого банка. Величина “входного барьера” на рынок банковских услуг задана в документах Банка России и составляет не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро. С начала 2002 г. данное требование в равной мере относится как к вновь учреждаемому отечественному банку, в том числе учреждаемому путем изменения статуса НКО на банковский статус, так и к создаваемому на территории РФ дочернему банку иностранного банка.

Таким образом, Центральный банк не только уравнял в рассматриваемом аспекте отечественные и иностранные банки, но, подняв “планку” минимально необходимого размера УК для российских банков сразу в 5 раз, резко ограничил и все более ограничивает возможности возникновения новых отечественных банков.

Рублевый эквивалент названной суммы Банк России определяет ежеквартально на основании курса евро/рубль, установленного ЦБ РФ по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала. Названная сумма в последние годы менялась следующим образом (табл. 4.1).


Таблица 4.1

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания банка


Начиная с 2008 г. появилась возможность создания (в том числе путем слияния) банков, которым с самого начала их возникновения или с даты регистрации которых прошло менее двух лет может быть дано право привлекать денежные вклады физических лиц (части 3 и 4 ст. 36 Закона “О банках и банковской деятельности”, а также п. 4.1, 7.2, 8.1, 8.2, 8.4; 13.2, 13.4, 14.4, 14.6, 14.7 Инструкции ЦБ № 109-И от 14.01.2004 г. “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций”). Для таких банков установлена отдельная невероятно высокая “планка” минимального размера УК (для уже действующих банков – собственного капитала) – не менее суммы рублевого эквивалента 100 млн евро, что в I квартале 2008 г. составляло 3 594 100 000 руб. (письмо ЦБ РФ № 22-Т от 11.03.2008 г.)

Работу по отбору учредителей банка, подготовке необходимых документов, саму регистрацию целесообразно поручить небольшой организационной группе в составе 3–5 человек, которые потом при желании могут войти в число сотрудников создаваемого банка.

Подготовка основных документов

После того как определен состав учредителей и они нашли должное взаимопонимание по указанным выше принципиальным вопросам, рабочей группе под руководством учредителей-инициаторов следует сосредоточиться на подготовке пакета документов, необходимых для регистрации и лицензирования будущего банка. Основными документами считаются учредительные документы создаваемого хозяйственного общества.

В соответствии с ГК РФ учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав (либо только устав, если ООО создается одним лицом). Учредительным документом АО служит устав; учредители АО должны также заключить между собой договор о создании АО.

В учредительном договоре банка в форме ООО (договоре о создании банка в форме АО) должны быть определены:

• обязанность учредителей создать банк;

• порядок совместной деятельности по его созданию;

• состав учредителей, условия передачи ими банку части своего имущества и участия в его деятельности;

• размер уставного капитала, размер доли каждого учредителя в УК;

• размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в УК;

• сведения о составе и компетенции органов управления банка и порядке принятия ими решений;

• условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли;

• порядок выхода учредителей (участников) из ее состава (для ООО);

• другие вопросы, регламентация которых предусмотрена в федеральных законах.

Учредительный договор должны подписать все учредители. При этом указываются местонахождение, почтовый адрес и банковские реквизиты (для учредителя, являющегося кредитной организацией, – банковский идентификационный код и номер корреспондентского счета в расчетно-кассовом центре Банка России). Подписи представителей учредителей – юридических лиц должны быть заверены печатями соответствующих юридических лиц. Подписи физических лиц удостоверяет нотариус; он удостоверяет и документ в целом.

Согласование учредительного договора банка при его создании (как и в случае увеличения количества участников) проводится в порядке, аналогичном порядку согласования устава банка.

Если взносы самих учредителей покрывают лишь часть объявленного ими УК, то в договоре оговариваются условия, на которых предполагается привлекать других участников банка. В этом случае договор дополняется подписными листами, в которых участники сообщают о своем решении внести полную долю в течение определенного времени. Однако при учреждении акционерного банка весь УК сразу должен быть распределен между учредителями (оплата акций – по их номинальной стоимости). Если банк создается в форме открытого АО, то его учредителям необходимо будет надлежащим образом зарегистрировать первый выпуск акций банка.

После подписания учредительного договора (договора о создании банка) расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банка России открывает учредителям временный (накопительный) расчетный счет, на который они до учредительного собрания вносят (перечисляют) не менее 10 % номинальной стоимости долей УК, которые они обязались внести в качестве вкладов. Основанием для открытия счета служит учредительный договор (договор о создании банка), а основанием для перечисления средств на накопительный счет – подписные листы. Каждый учредитель должен внести деньги самостоятельно.

Целесообразно вносить на накопительный счет сразу все причитающиеся с учредителей суммы, т.е. сразу формировать УК в полном объеме. Это отвлечет на какое-то время деньги учредителей из их оборота, но зато сократит организационный период, позволит банку скорее начать работать. Но такой подход оправдывает себя в том случае, если хорошо отработаны все документы, необходимые для создания банка, что дает надежду на его регистрацию в возможно короткие сроки.

При внесении денег на накопительный счет не следует забывать, что запрещается перечислять средства за другого учредителя и перечислять их с текущих, а не с расчетных счетов каждого учредителя – юридического лица. В противном случае РКЦ не примет эти деньги, что на длительное время может затянуть регистрацию банка по вине самих учредителей.

Учредительный договор (договор о создании банка) должен содержать и другие важные решения. Например, УК частично или даже полностью может быть сформирован за счет иностранных валют (валюту со своих текущих валютных счетов вносят учредители – резиденты РФ, а если эти резиденты являются кредитными организациями – с корреспондентских счетов в других банках). В этом случае в договоре следует указать, какие валюты будут приниматься в оплату капитала (существует закрытый перечень наименований валют, которые ЦБ разрешает принимать в качестве взноса в УК), по какому курсу оценивается вносимая валюта или, что то же самое, какова рублевая и валютная стоимость доли УК (это определяет собрание учредителей). Для зачисления поступающих от учредителей валютных средств следует открыть корреспондентский счет во Внешторгбанке или Сбербанке России. Учредители могут оплачивать свои доли в капитале наличной валютой, внося соответствующие суммы в кассу любого российского банка, имеющего право работать с валютами, с условием последующего перечисления им указанных сумм на счет будущего банка, открытый во Внешторгбанке или Сбербанке. Если среди учредителей имеется нерезидент, то он также вправе оплатить свой взнос в УК со своего валютного счета в другом банке, предварительно получив необходимое разрешение Банка России15.

Следует четко соблюдать и требования Банка России в отношении неденежных форм взносов в УК. Главные из этих требований таковы.

1. Не может быть вкладом в УК банка имущество, право распоряжения которым ограничено в соответствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами.

2. Внесенное в УК банка в установленном порядке имущество становится его собственностью.

3. Вклады в УК могут делаться в виде рублевых и валютных средств, а также неденежных активов.

4. К неденежным активам в данном случае относятся материальные активы.

5. Под материальными активами понимаются здания (помещения), в которых будет располагаться банк.

6. В случае внесения в УК банка материальных активов должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на их внесение в УК. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе банка в рублях. Денежную оценку материальных активов утверждает: для ООО (ОДО) – общее собрание учредителей, для АО – совет директоров. В случаях, предусмотренных в федеральных законах, материальные активы оценивает независимый оценщик.

7. Норматив (верхний предельный размер) неденежной части УК создаваемого банка составляет 20 %. Данный норматив не должен нарушаться и в дальнейшем при увеличении УК действующего банка.

Специальные требования предъявляются к зданию, в котором будет располагаться банк. Во-первых, это требование касается принадлежности здания. Оно может передаваться (полностью или в части) учредителями в собственность банка в качестве оплаты доли (долей) в УК либо в аренду (субаренду). Банк может также планировать расположиться в здании (помещении), которое он берет в аренду (субаренду) у лица, не являющегося его учредителем. Во-вторых, здание (помещение) банка (его подразделения), в котором будут проводиться операции с ценностями, должно иметь надежную охранно-пожарную и тревожную сигнализацию, а для ведения кассовых операций – кассовый узел, технически укрепленный в соответствии с особыми требованиями.

Наконец, следует грамотно разрешить вопросы структуры собственности в создаваемом банке. В этой части действуют следующие основные требования.

1. Если одно юридическое или физическое лицо, либо группа юридических и /или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группа юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу (ст. 105 и 107 ГК РФ), намерены приобрести более 5 % долей УК банка, то они должны в предварительном порядке уведомить об этом Банк России, а если речь идет о приобретении более 20 % долей УК – предварительно получить на это его согласие, для чего в ТУ ЦБ подается ходатайство установленного содержания.

2. ТУ Банка России рассматривает возможность дать испрашиваемое предварительное согласие на основании целого пакета документов, прилагаемых к ходатайству, среди которых – заключение федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил.

3. По результатам рассмотрения названных документов и с учетом финансового положения ходатайствующего ТУ ЦБ письменно сообщает ему о своем согласии либо отказе.

Следующий шаг – проведение учредительного собрания. Итоговый документ такого собрания – протокол – должен содержать ряд обязательных решений:

1) о создании банка (решение обязательно единогласное);

2) об утверждении наименований банка. Учредители еще до подписания учредительного договора (договора о создании) обязаны предварительно согласовать с Банком России предполагаемые наименования (полное и сокращенное) банка;

3) об утверждении устава банка;

4) об избрании совета банка и его председателя (отдельно – протокол заседания совета с решением об избрании председателя совета);

5) об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера банка и его заместителей;

6) об утверждении бизнес-плана банка.

Бизнес-план должен быть таким, чтобы Банк России имел возможность оценить: а) соответствует ли создаваемая организация требованиям, предъявляемым к банкам; б) будет ли способен банк сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования с учетом возможного влияния на его деятельность взаимозависимых учредителей и их групп (имеются в виду лица, способные прямо или косвенно определять решения, принимаемые учредителями банка); в) насколько адекватны органы управления банком ожидающим его рискам.

Здесь приходится руководствоваться Указанием ЦБ № 1176-У от 5.07.2002 г. “О бизнес-планах кредитных организаций” (включая все приложения к нему). В соответствии с данным Указанием вновь создаваемый банк должен также представить:

• свой расчетный баланс на первые 2 года деятельности (с расшифровками отдельных статей такого баланса, включая будущую структуру активов и пассивов);

• план доходов, расходов и прибыли тоже на 2 года деятельности (и тоже с подробными расшифровками);

• показатели выполнения банком обязательных нормативов в те же предстоящие 2 года работы. Ясно, что по крайней мере в отношении нового банка такие требования являются нереальными;

Конец ознакомительного фрагмента.