Глава 3. Избавляемся от мифа
Русская баня обросла мифами, точно каноническая религиозная история. И прежде чем начать разговор о ней, надо отбросить миф о ее отличии от финского собрата – сауны.
Мой знакомый финн, постоянно живущий в Дании, как-то путешествуя по России, сильно удивлялся, когда ему рассказывали про устройство сауны на его родине и различие от русской – уж очень устойчивое сложилось заблуждение в наших умах.
В моем детстве наша семья посещала родственников, живущих под Ленинградом – на территории, принадлежавшей до 1940 года Финляндии. В этой дачной местности, среди сосен и песка, сохранились бани прежних хозяев. Печь тоже стояла с тех времен – массивная кирпичная, латаная-перелатаная, зажатая стальным каркасом из уголка.
Баня была срублена из бруса и обшита снаружи вагонкой. Стояла, как это принято в некоторых районах Костромской области, на сваях.
Конструктивно ни печь, ни баня не подразумевали сухого жара – печь финской кладки ничем не отличалась от аналогичной русско-крестьянской в Керелии или Вологде. Это была самая обычная «серая» печь.
Баня на сваях
В некоторых районах, особенно в Костромской области, в местностях, подверженным сильному паводку, бани строятся на сваях, как промысловые хранилища-лабазы. Но эта мера предосторожности не от грызунов, а от паводкового затопления местности. Кстати, щели в полу не охлаждают массива бани, как это многие считают. Нагрев объема русской бани происходит несколько по иному принципу.
То, что финской сауне свойственен сухой жар, – миф. И миф, надо сказать, небезопасный для здоровья. Причем настолько въедливый, что перекочевал даже в некоторые словари и справочники современности.
Сауна по-черному, в землянке
Веккелево, приход Токсова. Фотография сделана Самули Паулахарью в 1911 году во время велосипедной экспедиции.
Можно посмотреть, например, фильмы финских режиссеров – того же, популярного в России, Аки Каурисмяки – в них мелькают точно такие же печи из кирпича, что и в России.
Сауна – это перевод на финский русского слова «баня» – но это не обозначение иной конструкции. Это синоним.
Для совсем упертых и сомневающихся можно привести массу доводов. Посмотрите финские сайты, посвященные истории бани (почти все из них имеют англоязычные вариации). Вы не найдете и слова про упоминание сухого жара.
В 1940-х годах в Финляндии вышло много короткометражек, имеющих одинаковые названия «Sauna». Лично мне известно как минимум пять – две 1947 года и три времен Второй мировой. В первых двух кинокартинах воспевается дух финской сауны и любовь к ней жителей страны озер, в зарисовках времен войны показан быт солдата. И в каждом из этих фильмов чухонцы ловко орудуют в клубах пара березовыми вениками – нет даже намека на сухой жар.
Финляндия долгое время была территорией Российской империи. И снова в источниках того времени нет ни одного сообщения о том, что существовали какие-либо различия между русской баней и финской сауной.
На территории Карелии есть деревни, заселенные несколькими народностями: вепсами, чудью, русскими и другими. И, право, даже специалисту-этнографу бывает сложно разобраться, представителю какой группы принадлежит то или иное подворье. Если что, то различают их вовсе не по конструкции бани. А по наличию балки под потолком для хлеба (у некоторых финских народностей хлеб принято печь сразу на длительное время и хранить нанизанным на жердь под потолком, как ржаные бублики), по расположению выхода для дыма в курной избе (в стене или в потолке) и по некоторым другим признакам. Саун в этом списке нет точно – бани у всех одинаковые.
Компоновка бани
Больше всего вопросов в бане вызывает компоновка – где, как и что разместить. Планируя баню, лучше все продумать заранее – где будет стоять печь, как она должна топиться, в каком месте пройдет ее труба и не помешает ли при этом потолочная балка. На фотографии слева (за скамьей) – бак с запасом холодной воды, справа, – печь-каменка с баком для нагрева воды в ее правой части. Видна крышка водогрейного бака и его разборный кран.
Любопытный момент. Читаем «Дневники» Фридриха-Вильгельма Берхгольца – иностранца, служившего при дворе Петра Алексеевича. Вполне заслуженное, классическое свидетельство о русских банях. «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере раз, если не два в неделю. Я хоть и в первый раз побывал в бане после трех или четырех лет (прежде, когда я был в Швеции и здесь, я нередко пользовался ею, но потом совсем оставил), однако же нашел, что она мне очень полезна, и положил себе впредь почаще прибегать к ней». Обратите внимание: Берхгольц совсем не отличает бани в Московии и Швеции (Финляндия в то время была окраинной землей шведских владений) – они для него совершенно одинаковые.
Или вот более раннее свидетельство Адама Олеария: «Подобного рода мытье видели мы не только в России, но и в Лифляндии и Ингерманландии; и здесь простой люд, в особенности финны, в суровейшее зимнее время выбегали из бань на улицу, терлись снегом, а затем опять убегали греться. Такого рода быстрая смена жары и холода не была им во вред, так как они уже от юности приучали к ней свою природу. Поэтому-то финны и латыши, так же как и русские, являются людьми сильными и выносливыми, хорошо переносящими холод и жару». Обратите внимание: у рассказчика опять знак равенства между всеми видами бань.
«Русские люди могут выносить чрезмерный жар и в бане, ложась на полки, велят нещадно себя хлестать и тереть тело свое запаренными березовыми вениками, этого я ну никак не мог переносить, затем, когда от жару такого они сделаются все красные-красные и изнемогут до той поры, что уже не могут быть в бане, то бегут из нее голышом, и мужчины, и женщины – обливаются ледяной водою, а зимой, выбежав из бани на улицу, падают в снег, натирают им все тело, будто б мылом, и потом, поостывши таким образом, снова идут в жаркую баню».
А вообще, происхождение мифа о сухом жаре в сауне очень любопытное. Началось все просто.
Финны беззаветно любят баню. Это действительно их национальное увлечение.
Только в небольшой стране собственная сауна остается уделом избранных – нужна свободная земля, достаточно дорогие строительные мероприятия. А горожанам она и вовсе малодоступна.
После Второй мировой войны, когда требовалось возродить страну, требовался и некий общенародный стимул, цементирующий общество. Финляндия, волей политики и соседей, повоевавшая на стороне Германии и противостоящей ей коалиции, чувствовала себя вовсе неуютно. Людей требовалось взбодрить. Тут-то и пригодилось общенародное увлечение парилкой и жаром. Было решено сделать сауну массовой и недорогой. Причем именно индивидуальный ее вариант. В примерном переводе лозунг звучал как «Сауна каждой семье».
Вся возня с гидроизоляцией, влажностью и прочими сопутствующими банными ухищрениями в условиях городской квартиры весьма обременительна. С дровами и печным отоплением тоже как-то сложно. Куда проще придумать электрический нагреватель без дыма и сажи. А он, в свою очередь, воды побаивается. Зато дешевле. Так из всех факторов воздействия убрался один из главных – влажность. Потому пришлось наращивать жар – сухой воздух и влажный воспринимаются человеческим организмом совсем не одинаково.
Так бы и оставалась сухая финская сауна товаром для сугубо внутреннего потребления среди малоимущих слоев населения, да все напортили ушлые японские инженеры в 1970-е. Зная о живительных свойствах паровой бани, они решили ее скопировать, дополнить современными аксессуарами и сделать достоянием всего мира. Только вот, начинив всевозможными электронными опциями свое детище, базис для стартовой схемы выбрали не самый удачный. Тот, что попроще, подешевле и посуше. Удивительно, но самим финнам японский вариант понравился – он был какой-то очень уж удобный.
В свое время вышла отличная брошюра главного врача спортивной сборной СССР времен Московской Олимпиады-80. Брошюра рассказывала о пользе русской бани. В том числе указывались ее возможности в ускорении реабилитации спортсменов в периоды интенсивных тренировок и тяжелых нагрузок. Отдельно оговаривалось, что речь идет именно о влажном воздухе парной. Там же, на основании многих опытов, сообщалось, что сухая атмосфера действует совершенно противоположным способом, вызывая жесткий стресс организма. Сухая атмосфера в парилке и высокая температура – испытание на прочность, встряска. Что угодно, вот только ни разу не лечебная процедура.
Дальше выходило еще интересней.
В Финляндии врачи отметили скачок онкологии – резко повысилось количество больных раком легких. Географически вспышка наблюдалась только в Суоми. Любопытно, что большинство заболевших не относились к курильщикам. В соседних Швеции, Дании, Норвегии дела обстояли вполне благополучно. Следовательно, дело крылось не в экологии или климате. Причина была иная.
После проведения большого объема статистических исследований стало ясно, что большинство пострадавших регулярно посещали новомодный вариант сауны – сухой. Именно ее жаркая атмосфера в 100–120 градусов по шкале Цельсия и влажностью не выше 30 % буквально выжигала легкие, приводя к таким печальным последствиям. В нормальной финской сауне, ровно как и в ее клоне (или наоборот), нормальная температура 60–70 градусов при влажности, близкой к 100 %. Но нет губительного стресса для организма.
Очень многие жалуются, что после посещения сухой парилки испытывают усталость и головную боль. Это нормальная реакция организма. Так что подумайте в следующий раз, так ли уж нужно такое упражнение вашему телу.
Между тем вот описание посещения частных бань графа Померина, оставленное во второй половине XIX столетия английским бароном Робертом Андерсоном. Путешествие его по России было совершено после 1861 года, а описание публиковалось в 1866 году: «Теперь я находился совершенно обнаженным в предбаннике русской бани. Для начала два мужика вылили на мою голову и лицо пузырек одеколона из моих запасов, а когда я пришел в себя, то увидел, как они опустошают бутылку дешевого бренди. «Вы утомились, барин, – сказал один из них. – Но не волнуйтесь, мы все поправим». Без суеты они подхватили меня на руки, совсем как ребенка, и отнесли в баню, где было совсем тепло. Без церемоний меня уложили в наполненный до краев бассейн, выстланный свинцом. Вода была настолько горячая, что я подумал, что сварюсь, но позднее впечатления стали настолько приятными, что я был готов остаться в этой ванне навсегда. Но мои повелители думали иначе. Меня удалили из воды и отправили на плоскую лавку по соседству. Там я был тщательно выглажен мыльной мочалкой, которую постоянно опускали в кипяток. При этом меня раскатывали на скамье и вертели, как желали. Мои опекуны безжалостно терли все мое тело. Я мог сопротивляться и вырываться, но это не имело совершенно смысла. Они, посмеиваясь, укладывали меня обратно и продолжали скрести и обдирать мои телеса еще целые, совершенно ужасные и невообразимые, четверть часа. Я думал, что кожа пойдет с меня лоскутами, и чуял резкую боль в каждой частице кожи, словно меня кололи тысячами иголок. Затем меня бесцеремонно определили в ванну с еще более горячей водой, где продержали пять минут, подавляя всякое мое сопротивление. Я надеялся, что это завершение всей процедуры, и выразил желание пойти в предбанник – но нет! «Мы получили распоряжение хозяина, – сказали мои мучители, – вымыть и привести вас в порядок. И хотя вы злитесь, Бог нам в помощь. Приказы хороши исполнением. Пожалуйте в парную!» Сопротивляться сил не было. Я покорился року и был выдернут из ванной и перенесен в парную, которая является наиглавнейшим элементом русской бани.
Оказалось, что все, что я пережил до этого, было лишь прелюдией. Русская парная имела высоту около трех с половиной метров и была плотно обшита деревом, так что пар не уходил из нее. По центру помещения с двух сторон начинались деревянные скамьи, заканчивающиеся на высоте большим помостом. Эта площадка, завершая все сооружение, находилась на расстоянии менее ярда от перекрытия.
Как получали пар в бане: в углу помещения, занимая примерно одну четверть площади, стояла кирпичная печь, очень похожая на те печи, в которых пекут хлеб. Она была раскалена почти до невозможного, и внутренности ее все еще светилась красным. Один из мужиков зачерпнул воды и плеснул в огненное брюхо печи. Из него повалил пар, поднимаясь к потолку в происках выхода, но, убедившись в отсутствии такового, заполнял все помещение. Для начала я был помещен на нижнюю полку деревянной лестницы, как на самую прохладную, так как с подъемом пар становился злее. Но и тут я едва не задыхался от пара. Растирание тела возобновилось с новой силой, и теперь на меня выливали ушаты ледяной воды, каждый из которых повергал меня в шок, сравнимый с ударом электричества от мощной гальванической батареи. постепенно меня поднимали по ступеням полков все выше и выше, продолжая терзать меня и обливать холодной водой, увеличивая плотность пара при каждом следующем подъеме. Так я оказался на самой верхней ступени, почти касаясь носом потолка. Если бы мое тело не было закалено предварительными процедурами, то, наверно, я бы к тому моменту сварился в пару. Я уже и не знал, когда все завершится.
Когда меня вносили в парную, я приметил несколько орудий пыток, которые, как я смутно подозревал, непременно будут использованы. Там были веники из березовых веток с листьями длиной от полутора футов до ярда, с рукоятками из голых ветвей толщиной двух дюймов. Мои мучители взяли это оружие и ринулись в атаку на мое беспомощное тело, бичуя его без жалости, переворачивая с боку на бок, чтобы достать самые укромные его места. Все больше и больше пара было в комнате, и я ощутил себя сидящим в паровом котле без предохранительного клапана, готовом взорваться и разлететься в любой момент. Как и раньше, каждые несколько минут порция холодной воды шипела на моем раскаленном теле. Как я понял, мужики также обливались при этом холодной водой, но чуть в стороне. Я был слаб, но вдруг я ощутил, что все мои растраченные силы вернулись ко мне, наполнив тело. Я почувствовал себя способным к схватке с медведем и стал таким свежим и жизнерадостным, как никогда до того ранее. Когда я заметил, что один из банщиков, улучив момент, ухватил ушат, чтобы вновь окатить меня водой, дабы подготовить к очередной экзекуции вениками, я без лишних слов отвесил ему пяткой точно в живот. Мужик покатился вниз по ступеням, зацепив ногами второго банщика, и, в конце концов, они оба преудобно расположились на полу. Это был шанс! Аккуратно, но поспешая, я спустился вниз и сбежал в предбанник. Мои мучители, смеясь, последовали за мной: «Да вы, ваше превосходительство, слава Богу, восстановили силы!» «И чистоту», – добавил я. «Вы белы – как парное молоко!» В этот миг я был похож на вареного лобстера. Но чувствовал себя способным отправиться вновь в свое нелегкое путешествие с самого начала! Вытирание и просушка тела полотенцами, отдых и одевание завершили это замечательное действо. Оно длилось около часа, после чего я покинул баню сильным, свежим, полным энергии, в восхитительном настроении, в прекрасном расположении духа, при котором все тело наполнялось приятнейшей легкостью. Русская баня – сильная штука! Все русские – бедные и богатые – регулярно проходят более или менее похожий ритуал, как тот, что мне довелось пережить сегодня».
Комната отдыха в бане – штука немаловажная и приятная
Неожиданным решением может оказаться в комнате отдыха небольшая площадка или лежанка со свежим сеном (справа, у стены), чей запах отлично сочетается с банной атмосферой. Понежиться на нем после парилки действительно большое удовольствие.
Как видите, после русской бани человек должен испытывать легкость, а не утомление.
В рамках традиции
Современный стереотип утверждает наличие бань в каждом русском селении вот уже многие тысячелетия. И русские, понятное дело, в этих банях моются как минимум два раза в неделю, достигая невиданного среди других жителей Европы уровня гигиены. Картина приятная глазу и тщеславию. Жаль только, что не самая правдивая.
Если глянуть на карту из любого этнографического атласа, так или иначе касавшегося банных вопросов, окажется, что даже в центре России баня не всегда была традиционной. Где-то предпочитали мыться в печах, а в каких-то регионах для мытья держали в хозяйстве здоровенные ушаты – аналог европейской ванны. Хотя, безусловно, существование указа 1649 года «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором» говорит, что вещь была распространенной и знакомой широким слоям населения. Пусть и не повально.
Улица бань в финской деревне Муя
Фотография сделана во время велосипедной экспедиции Самули Паулахарью в 1911 году.
По материалам раскопок в Новгороде, где бани на усадьбах легко распознаются по удаленности от основных построек, малой площади сруба и огромной печи каменки, порой занимавшей чуть ли не половину всей бани, ученые утверждают, что лазни (одно из старинных названий бань) строились только на больших усадьбах. Вероятно, ими пользовались коллективно, несколько семей сразу.
Банная улица в северной деревне
Часто устраивалась вдоль реки или на берегу озера. Отдельно ставились по причине пожарной опасности бани. Ну а близость к источнику воды, думаю, объяснять не нужно. Русская баня была и баней, и прачечной, и кормозаготовительным предприятием – в ее котле для горячей воды запаривали скоту корм, кипятили белье, варили мыло, красили ткани. А многие кустари использовали банный жар для просушки лака, варки олифы, копчения рыбы и массы других нужных в хозяйстве вещей.
Бани старались ставить ближе к источникам воды, отдельно от основных зданий – проще решать проблемы водоснабжения и пожарной безопасности – горели баньки часто. Были целые банные улицы, вроде амбарных городков. Отсюда и стремление к использованию для банного зодчества тонкого леса – на дом или дворовые постройки он жидковат, а для бани особые теплоизолирующие свойства, как ни странно, не особо и важны – куда важнее пароизолирующие. В крайнем случае, сруб можно обваловать землей на манер погреба – это, по археологическим данным, практиковалось часто. Ну а так… Гниют бани быстро, горят жарко. Зачем на строительство пускать хороший лес, когда можно отходы?
Дворянская частная баня
Ничем не отличается от бани крестьянина. Разве только планировка посвободней, да портик с колоннами у входа – вот и вся разница. А так-то жар и пар ничем не отличаются. Просто подать их можно по-разному. Так что дворянская и крестьянская баня – одно блюдо с разной сервировкой.
Банями, там, где они были распространены, пользовались все. От последнего бедняка до царей – есть описание персональных мыльных покоев Алексея Михайловича, устроенных прямо в одном из помещений белокаменного дворца. Из соображений надежной защиты от влажности, стены, потолок и пол царской были выстланы добротными свинцовыми плитами, пропаянных по швам. Сложно судить, насколько эта свинцовая шкатулка получилась полезной для здоровья, но весила она, вероятно, немало. Да и душновата была, вероятно, банька-то – вентиляции маловато. Ну разве приличные размеры могли и компенсировать в какой-то мере подобный недостаток.
План частной дворянской бани
В крестьянской бане из соображений экономии все процессы происходили в едином объеме. Дворяне же имели возможность позволить большее. Тут есть парилка, моечная, раздевалка, предбанник и комната отдыха. Весьма современные стандарты комфорта.
Не брезговали банями и дворяне, особенно после 1815 года, когда введение Браммелом культа чистоты окончательно захлестнуло европейский мир. По конструкции дворянские бани мало отличались от протонародных, а вот в плане отделки имели видок побогаче. Собственно, типовой дворянской баней в XIX столетии оказалась изба с деревянными колоннами под мраморные, с красивыми росписями на стенах. И с той же печкой-каменкой внутри и простыми полками.
Старый амбар
Конструктивно баня недалеко ушла от жилого дома – окна поменьше, да потолок пониже. Все остальные технологии мало отличались от тех, что применялись в жилом строительстве. Пожалуй, главное отличие от сегодняшней ситуации – тщательный выбор места. Случалось, ему уделяли внимания не меньше, чем выбору места для амбара.
Давайте поговорим о бане более предметно, подробно. Точнее, о том, как лучше и проще ее сделать своими руками.