Вы здесь

Балбар-Лама: врач и учитель. История жизни старейшего ламы России. 2 глава. Молодость. Монастырь лабранг. Буддийская философия (Наталья Филатова)

2 глава

Молодость. Монастырь лабранг. Буддийская философия

«Буддизм вообще простая философия: не греши, совершай благодеяния, укрощай свое эго. Это понятные и доступные всем принципы. Поэтому я считаю, что буддизм открыт всему миру»

Балбар-лама

Получив высшую степень монашеского посвящения, Балбар-лама продолжил свое образование в крупнейшем монастыре школы гелуг, расположенном за пределами Лхасы – Лабранге (или Лавране). По тибетским понятиям монастырь находится в провинции Амдо на северо-востоке Тибета. В официальной китайской географии это провинция Ганьсу. Недалеко от этого места, в соседней провинции Цинхай, родился нынешний Далай-лама.

Основанный в 1709 году, Лабранг издавна славился образцовыми факультетами философии (цаннид-дацан) и медицины (манба-дацан), а также дисциплиной своих монахов. Богатый и влиятельный Лабранг сильно пострадал в период Культурной революции, но в 1980 году был возвращен буддистам и теперь вновь стал крупным религиозным образовательным центром с шестью факультетами и огромной библиотекой.


Монастырь Лабранг


Беседа с Балбар-ламой


– Расскажите, пожалуйста, о жизни и учебе в монастыре Лабранг.

– Да, два года я учился в Лабранге… Этот монастырь находился далеко от моего дома. Я добирался примерно неделю: сперва три дня на поезде до Пекина, потом еще несколько дней в провинцию Амдо, автобусом и поездом.

Путь в Лабранг


Современные карты определяют длину проделанного Балбар-ламой пути в 3 616 км. Лама преодолел его 70 лет назад, когда дороги и транспорт в Китае были не такими надежными, как в наши дни.


Путь из Хайлара в Лабранг


― Вы пришли в монастырь и просто сказали, что хотите здесь учиться?

– Обычно в таких случаях всё-таки приезжаешь к знакомому ламе и просишь тебя принять. Я своего будущего учителя знал еще до поступления, о нем все говорили, как о хорошем наставнике. Он был тибетец, в этом монастыре всю жизнь прожил. Когда я начинал учиться, ему было лет сорок или даже пятьдесят…


― Существуют ли возрастные ограничения для поступающих в монастырь?

– Ограничений нет, но, как и в современных светских университетах, это дело скорее для молодых.


― Вам назначили какой-то испытательный срок?

– Можно сказать, что там все время проходишь испытательный срок, потому что во время учебного процесса постоянно идут экзамены-диспуты. Учителя видят, кто чего стоит, кто как старается, как успевает.


― Успеваемость ― это как вы запоминаете молитвы и обряды? Как она оценивается?

– Во-первых, мы должны заучивать наизусть множество текстов. Во-вторых, оценивается то, как мы понимаем буддийскую философию, и для этого ежедневно проводят диспут. Во дворе собираются ламы, делятся на пары: один предлагает какой-нибудь тезис, другой должен ему ответить, и наоборот. Если у тебя не хватает знаний и понимания, то ты просто не сможешь участвовать в диспуте.

Диспут как метод обучения


«Искусство логики, обязательное для всех, кто изучает буддийскую философию в монастыре, проверяется и отрабатывается в постоянных диспутах между учениками. Здесь требуется проявить не только умственные, но и актерские способности: между присутствующими разыгрывается целый спектакль, дающий человеку внутреннюю свободу, столь необходимую в деятельности ламы. И действительно, полная раскованность в общении, снимающая также и скованность собеседника, – вот что отличает действительно высокообразованных лам.

Обязательное участие в диспутах направляет логическую мысль в нужное русло. Диспут настолько важен, что победа в нем означает обращение оппонента в собственную веру; проигравший в диспуте обязан признать полное превосходство победителя. Логика перестает быть сухим, скучным, оторванным от жизни предметом, и становится инструментом жизни.

Экзамены и присвоение ученых званий по окончании каждого курса обучения тоже являются диспутами. Перед диспутом соискатель должен сделать подобающий взнос и устроить угощение для всех учителей и учащихся.»

Из книги Е. Н. Молодцовой «Тибет: сияние пустоты»


Диспут в буддийском монастыре


― Почему Вам пришлось уехать из Лабранга?

– Здоровье подвело. Когда я поступил в Лабранг, у меня уже были проблемы с суставами, а за два года учебы из-за сурового климата болезнь обострилась. Держать меня, больного, в монастыре смысла не было. Учитель мой понял ситуацию и отпустил меня домой, в Шэнэхэн.


Возвращение в Шэнхэн


― Так Вы вернулись в родной монастырь, в котором начинали учиться… Какие воспоминания у Вас связаны с Вашим первым Учителем?

– Он был моим земляком, изучал и преподавал буддийскую философию. Очень хороший учитель был, добрый и образованный, всегда охотно делился своими знаниями. Отзывчивый был. Местные жители часто приходили к нему с просьбами, молебен прочитать или еще что-нибудь. За стенами монастыря много событий происходит: кто-то женится, кто-то умирает, кто-то заболел. Когда-то нужно ритуал очищения провести. Когда Новый год у нас наступает, положено разные молитвы читать: о долголетии, об удаче и т. д. И так каждый год. Люди приходили со своими нуждами – и он никому не отказывал. К сожалению, фотографии Учителя не сохранились.

И вот еще история: я, когда уже взрослым стал, купил себе часы «Павел Буре» на цепочке. Отдал за них рабочего вола. И вот показал я эти часы Учителю ― а у него тоже были часы, еще лучше. Он их забрал на несколько дней, все смотрел, изучал, а потом вернул мне и говорит: «Хорошие у тебя часы, носи их долго!» У меня до сих пор они хранятся… Кстати, Далай-лама тоже любит носить часы и любит их ремонтировать. Может быть, у лам есть какая-то особая любовь к часам…

Любовь к часам


По признанию Далай-ламы, в обычной жизни, он, наверное, был бы хорошим часовщиком. Как-то в молодости он тайно послал на рынок Лхасы слугу приобрести ему швейцарские часы Rolex и Omega. Первым делом он эти часы разобрал, посмотрел, что там внутри, а после этого научился их ремонтировать. На вопрос, как ему, доселе не разбиравшемуся в сложном часовом механизме, это удалось, Далай-лама отвечает уклончиво: «Ремонт часов – такое же тонкое дело, как политика».


Далай-лама XIV


― Что из буддийской философии Вам было ближе всего? Где Вы нашли в нее «точку входа»?

– Так как я родился в этой среде, определенной «точки входа» не было. Когда твои родители и все остальные вокруг буддисты, ты это впитываешь с молоком матери. Вот европейцы, постигающие буддизм, действительно читают, переводят, изучают; у них, может, и бывает такая определенная точка…

Далай-лама ездит по всему миру, читает лекции, делится своими знаниями. Он говорит, что буддизм – это единственная философия, которая ведет диалог с наукой. Например, Далай-лама совместно с учеными изучал квинтэссенцию души. Где она, что она вообще такое, можно ли ее увидеть? Был такой эксперимент, когда ученые подключили датчики к голове Далай-ламы во время медитации, чтобы засечь активность его души. Все ламы, которые при этом присутствовали, начинали смеяться. Западные ученые не поняли причин смеха, тогда им объяснили, что душа находится не в голове, а в груди, в чакре сердца…

Сейчас нет человека, который бы сказал, что Далай-лама плохой или что-то не так делает. Все как-то к нему очень расположены, даже если не изучают буддизм. Этот человек вызывает очень светлые, положительные эмоции. Официальные китайские власти называют его сепаратистом, но это все политика; а на самом деле, по-человечески, очень многие китайцы преклоняются перед ним.


― Какие отношения связывают Вас с Далай-ламой?

– Он мой Учитель и главный буддист. Мы считаем его живым воплощением Авалокитешвары, бодхисатвы Высшего милосердия и сострадания, хотя он и говорит, что он обычный монах. У буддистов считается, что если он просто до тебя дотронулся, то будет тебе счастье. Хотя Далай-лама говорит, что это фанатично-сектантский подход, так не должно быть…

Впервые я встретился с ним примерно в 1955 году, когда Далай-лама был еще совсем молодым человеком; он давал нам учение об Авалокитешваре. Позже я специально ездил на встречи с ним в Индию, в Америку, в Латвию.


Гэлэг-Балбар лама и Далай-лама


― Современные люди часто приходят в религию в зрелом возрасте в результате каких-то больших потрясений. В христианстве все ищут утешения и помощи единого Бога, а в буддизме нет высшей силы, которая как-то устроит твою жизнь. Для чего или в поисках чего люди приходят в буддизм?

Конец ознакомительного фрагмента.