Вы здесь

Балбар-Лама: врач и учитель. История жизни старейшего ламы России. 1 глава. Детство. Шэнэхэнский данцан. Первые ступени (Наталья Филатова)

1 глава

Детство. Шэнэхэнский данцан. Первые ступени

«Ученик без учителя ― как человек, блуждающий в темной комнате: и найти ничего не может, и постоянно на что-нибудь натыкается»

Балбар-лама

Шэнхэнский Дацан


В начале XX века несколько тысяч бурят, спасаясь сначала от столыпинских реформ, а затем от гонений советской власти, сумели покинуть родину и оказались в районе Шэнэхэн Внутренней Монголии Китая, недалеко от города Хайлар. Там возникла бурятская община, а усилиями бурятских монахов был восстановлен старый разрушенный храм. Так возник Шэнэхэнский дацан. Первая служба в нем состоялась в сентябре 1928 г. Тогда в новом дацане числилось около 70 лам, прибывших из Цугольского, Агинского, Цонгольского и других дацанов. Сюда прибывали также ламы, направленные когда-то для учебы в буддийские монастыри Тибета и Внутренней Монголии, но теперь боявшиеся вернуться в Россию. Известные эмчи-ламы (врачи) Максар-лама, Еши-манрамба, Мунхын Доржо, Чойжолой Содном, ставший позже учителем Балбар-ламы, основали в Шэнэхэнском дацане центр тибетской медицины.


Беседа с Балбар-ламой


– Уважаемый Балбар-лама, расскажите о своем детстве: о том, как Вы оказались в Китае, как пришли в монастырь…

– Мои родители были небогатыми скотоводами. В семье было трое детей: старшая сестра, я и младший брат. Когда мне было 3 года, наш отец скончался от скоротечной болезни легких. В это же время начались тяжелые времена для всех бурят, особенно для лам. А дедушка мой тоже был ламой – женатым, но ламой. Звали его Данзан. Мать и дедушка забрали нас, детей, и в 1928 году вместе с семьей свекра мы бежали в Китай. Там, недалеко от приграничного города Хайлар, поселились бежавшие из России буряты, в том числе много лам, которые в том же году основали в 40 километрах от Хайлара Шэнэхэнский дацан. В этот дацан меня и отдали, когда мне исполнилось 10 лет. Лама, который стал моим первым Учителем, дал мне имя Гэлэг Балбар. (На тибетском языке гэлэг значит «счастье, удача, процветание», а балбар ― это «пылающий блеск, сияние». – Ред.)

Бурятская эмиграция в Шэнэхэн


В первой половине 30-х годов XX века для буддистов, остававшихся в Бурятии и Забайкалье, снова наступили черные времена. Деятельность лам была объявлена вне закона, начались преследования и разграбление дацанов, что вызвало новую волну беженцев. К 1938—39 гг. число лам в Шэнэхэнском дацане достигло трехсот.

В период Культурной революции в КНР дацан был разорен. Многие ламы были осуждены как японские шпионы. Молодых послушников отправили пасти скот и заниматься черной работой…

Восстановили Шэнэхэнский дацан только в 1982 году. В настоящее время в дацане официально служит 14 лам, среди них есть старейшие ламы, которые прошли учебу в известных монастырях Тибета.

― Кто решил, что Вы должны стать ламой?

– Дедушка мой и мама ― тяжело было прокормить троих детей. Впрочем, я сам так хотел.


― Вы в свои 10 лет уже понимали, какие ограничения наложит монастырь на Вашу жизнь?


– Я знал тогда только, что есть ламы, которым нельзя заводить семью, но всех обетов и тонкостей не знал.


― Как проходило обучение в монастыре?

– Я постоянно находился рядом с Учителем и получал образование: изучал тибетский и старомонгольский языки, буддийскую философию, заучивал наизусть священные тексты и мантры. От родного дома я был оторван, потому что, когда становишься послушником, уже даешь первые обеты (рабджунг). Один из них – изменить ум, то есть отказаться от обывательских забот и стремлений.


― Какой распорядок дня в монастыре?

– Ранний подъем до рассвета, потом общий утренний молебен, который заканчивается в 8:30. После этого завтрак, дальше 2—3 часа занятия по буддийской философия. Короткий перерыв на обед, потом начинаются диспуты. Возвращаешься домой в 8 вечера и начинаешь учить и повторять заданные тексты. В дни, когда нет молебнов, идешь к учителю с текстами и проходишь с ним новый материал… В общем, мы были постоянно заняты, бездельничать нам не разрешалось. Например, мы разучивали и повторяли тексты на крышах наших домов, а лама, который следил за дисциплиной, смотрел, все ли заняты делом. И если кто-то отсутствовал, то лама заходил к нему в комнату и заставлял выходить.


― Как устроена хозяйственная жизнь монастыря? В послушание учеников входит работа по хозяйству?

– У нас такого не было, ламы занимались только учебой, а на хозяйственные работы нанимали специальных людей.


― Что Вам, тогда десятилетнему ребенку, поначалу труднее всего давалось в монастырской жизни?

– Учение. Прежде чем постичь смысл и глубину священного текста, надо его не просто прочитать, а выучить наизусть. Иначе нельзя. Такой метод познания требует большого самоотречения…


― Как происходит выбор ученика для учителя – и учителя для ученика?

– Обычно родители будущего ученика уже знакомы с ламой. Они видят, что за человек этот лама, сколько у него учеников, как он с детьми обращается. Конечно, родители сначала договариваются, спрашивают: «Возьмете ли вы нашего сына в ученики?». Если учитель согласен, то дальше проводят целый ритуал. По гороскопу выбирается благоприятный день, чтобы звезды были расположены определенным образом. В этот день мальчика приводят в дацан и подносят учителю шелковый шарф. Затем мальчику обривают голову и дают новое имя. Так я получил имя Гэлэг Балбар.


― Какими должны быть отношения учителя и ученика?

– В буддизме считается, что Учитель ― это твое божество, ты никогда не можешь относиться к нему непочтительно, тем более возражать ему. В свою очередь, учителю всегда следует относиться к ученику с уважением, потому что когда учитель состарится и заболеет, то ученик будет о нем полностью заботится вплоть до самой смерти учителя.

Отношения «Учитель – ученик»


«Ученик имеет право три года наблюдать за своим будущим Учителем, критически фиксируя его достоинства и недостатки. Но выбрав Учителя и приняв первый монашеский обет, он прекращает всякую оценку, так как между учеником и Учителем установилась кармическая связь. Теперь любая критика Учителя исключена, а если и есть в нем какие-то недостатки, то их дóлжно рассматривать как недостатки кармы самого ученика. Ученик должен во всем подчиняться Учителю и смотреть на своего ламу как на живого Будду.

Учитель принимает на себя карму ученика, всю полноту ответственности за него. Легко понять, почему Учитель отнюдь не стремится иметь своим учеником кого угодно, но производит строгий отбор.

В ходе посвящения, в котором происходит окончательный выбор Учителя, совершается ритуальное омовение и обрезание волос, что свидетельствует о втором рождении посвящаемого, производится обряд надевания монашеской одежды и посвященному дается новое имя. Это самое важное из всех монашеских посвящений.»

Из книги Е. Н. Молодцовой «Тибет: сияние пустоты»

― Как происходит смена Учителя?

– Разные учителя преподают разные дисциплины. Есть учителя буддийской философии, учителя тантрических практик, учителя по обрядам и так далее. А есть Учитель, с которым у тебя особая кармическая связь, который дает тебе духовное имя и полностью за тебя в ответе. И только он может отправить тебя к другому наставнику, но при этом связь с предыдущим Учителем все равно сохраняется. У меня было восемь Учителей ― и о четырех из них я заботился до самой их смерти.


― А можно преуспеть в буддийском учении, занимаясь только самообразованием?

– Обязательно нужно найти хорошего Учителя, потому что без его личного участия, без прямой передачи его опыта процесс познания будет неполон, а порой просто невозможен.

Учитель помогает тебе заложить основу и указывает, куда именно нужно приложить силы и старание в данный момент.


― А в какой момент ученик становится сам становится ламой?

Когда накапливается определенный багаж знаний, ученики сдают экзамены. Если ты экзамен сдал, тебе дается звание. Званий существует очень много, можно всю жизнь учиться и их получать.

Обеты гэцул


«Вторая степень монашеского посвящения – гэцул. Для принятия этого посвящения уже необходима особая рекомендация Учителя, обычно это происходит в возрасте от 15 лет. Сам обряд обставляется весьма торжественно и совершается в храме. Ученик принимает обеты отречения: от убийства, от лжи, от присвоения чужого, от прелюбодеяния, от пристрастия к вину, от участия в светских песнях и плясках, от пристрастия к светской музыке и зрелищам и т. д. Всего 36 обетов. Гэцул уже обладает достаточными знаниями и благодатью для отправления храмовых служб. И лишь начиная с этой степени посвящения человек может именоваться ламой.»

Из книги Е. Н. Молодцовой «Тибет: сияние пустоты»

В 1945 году я решил продолжать монастырское обучение и принял обеты гэцул, а в 1947 году принял полные монашеские обеты гэлонг – их 253. Многие из них касаются повседневного монашеского быта: как надлежит одеваться, что можно есть, как содержать себя в чистоте и так далее. Но самые важные, конечно, это пять обетов: не убивать, не врать, не красть, не иметь сексуальных отношений, не употреблять алкоголь. Главное, надо помнить, что миссия любого ламы – нести в мир учение Будды и достичь Просветления.

Гэлонг – полные обеты


«Высшей степенью монашеского посвящения является духовное звание гэлонг. Принять это посвящение разрешается не ранее 21 года. Обряд носит чрезвычайно торжественный характер, в ходе посвящения ученик получает полный комплект новой монашеской одежды и утвари, что символизирует новый этап в его духовной жизни. Посвящаемый принимает все 253 обета по Винайе – каноническому дисциплинарному уставу. Степень гэлонг открывает ученику доступ к новым знаниям и новым священным текстам, ко многим из которых раньше он не имел права даже прикасаться.»

Из книги Е. Н. Молодцовой «Тибет: сияние пустоты»