Вы здесь

Байки старого мельника. Особый 95-й (Александр Ралот)

Особый 95-й

Давно обещал рассказать читателям об узбекском чае. Да все как-то руки не доходили. Вот, давеча, сижу я за своим столом и пишу о славном российском фельдмаршале, князе Александре Ивановиче Барятинском, за окном уже +32, поскольку окно открыто, то и в кабинете столько – же. Рядом с клавиатурой стоит в пиале терпкий, зеленый 95-й чай. Много лет тому назад, меня выпускника Краснодарского политехнического института отправили по распределению в самую, что ни на есть Среднюю Азию. В знаменитую Ферганскую долину. И сразу назначили начальником смены, большого мукомольного завода. Пришлось впрягаться по полной и давать план. Дело в том, что основной продукт питания тамошнего населения это «нон» – то есть пшеничная лепёшка, испеченная в тандыре. Не будет муки – не будет «нона».

Крутится моя мельница – вертится и вдруг, все разом стало, только тревожный зуммер разрывает тишину. Что случилось, бегаю взад – вперед ищу причину. А причина в том, что на моём мукомольном заводе, почти полная автоматизация, однако в складе готовой продукции сплошь тяжелый ручной труд. А посему грузчики устали работать на жаре, выключили подающий траспортёр и сели в кружок – пить чай. Я к ним, с призывом – Даёшь стране муки, много, белой и мелкой!

Пожилой бригадир, во внешнему виду, способный сыграть роль главаря банды басмачей – без всякого грима, легко, одной рукой, усадил меня рядом.

– Ти совсем еще молодой, зелёный, как этот чай. На выпей пиалу – отдохни сам и нам отдых давай. Ми же не твои машины, ми луди – чиловеки, понимаешь. Он протянул мне замусоленную пиалу с желто-зеленым напитком, плескавшимся на самом её донышке. Я одним глотком выпил и тут же потребовал – ещё. Потом еще и еще. Когда я встал, на меня смотрели два десятка злых, не добрых глаз.

– Ти, сейчас всех нас ошень сильно обидел, ни за что обидел. Но ми тебя прошаем. Потому, што, ты человек пришлый, еще обычаев наших совсем не знаешь. Запомни зелёный нашальник. Один раз выпил чай, передай пиалу другому, все пить хотят, всем жарко. Только себе – никогда нельзя. Не делай больше так. Ладна. А теперь иди, включай свою тарахтелку, ми скоро будем. Нашим детям тоже мука нада!

Так я разом познакомился с одним из главных обычаев Азии, и с великолепным зеленым чаем. Номерной 95-й, он не высшей пробы, это не элитные верхние зеленые листочки. И не «Улун», который, трудолюбивые китайцы поливают исключительно молоком или сливками. Это терпкий, крепкий и неповторимый чай, зачастую содержащий в себе даже мелкие веточки чайного куста. Но это самый подходящий чай, что бы утолить жажду в знойный день. У нас на Кубани, его найти чрезвычайно трудно, но рынок – есть рынок. Если есть спрос, то будет и предложение. Купил я его таки, на ярмарке, на площади Пушкина. Настоящий, азиатский. Принёс домой, заварил, как полагается в пузатом расписном чайнике. А вкус – увы не тот. Запах тот, а вкус – нет. Вода другая и воздух-другой, а главное влажность этого самого воздуха – другая. Там в Средней Азии очень сухо, влажность воздуха не превышает 20 – 25%, а у нас никогда не опускается меньше 50 – ти. У меня дома, очень много всяких чаёв и из Китая и из Кении и конечно из Индии и Шри-Ланки, конечно же, есть и наш Краснодарский. Я же патриот своего края. Но иногда в жаркий день, представишь себе, что ты где-то в Кызыл – Кумах, хлебнёшь 95-го, вспомнишь старых друзей – на душе сразу становится спокойно и ХОРОШО!