Вы здесь

Байки о Токмаковом переулке. Глава 4:. Сын фельдмаршала (Леонид Хромов)

Глава 4:

Сын фельдмаршала

Слева видны флигели дворца Алексея Кирилловича Разумовского, который был построен еще в 1810 году. Одно время думали, что Казаковым. Потом передумали и подозревают кого-то из престижных в те времена императорских зодчих.




Сразу приходит в голову «балы, красавицы, лакеи, юнкера». Хотя Шуберту тогда было только тринадцать лет. Непонятно, писал ли он в те годы вальсы.

Моя любимая сказка о золушке. С ударением на «е». А точнее о пастушке.

Началась эта история давно. Как утверждал великий русский писатель, граф Алексей Константинович Толстой (1817—1875): «Веселая царица была Элизавет, танцует и смеется, порядка нет и нет…».

Это был старинный поэт, писатель, драматург и даже частично Козьма Прутков. Он запомнился мне с детства «гимном всех детских садов». Песню «Колокольчики мои, цветики степные» все детишки старательно пели, не подозревая, что это только начало длинного стихотворения. В котором цветы совсем не главное.

Итак, Елизавета Петровна, дочь Великого Петра. Последняя москвичка на престоле. Родилась она в Коломенском. Прав на престол не имела. Ей исполнилось два года, когда ее отец решил жениться на ее матери. В качестве императрицы Елизавету не видела ни ее мать, ни ее двоюродная сестра Анна Иоанновна. Последняя привела гвардию к присяге на верность будущему ребенку, который когда-нибудь родится у правильной девочки, ее племянницы Анны Леопольдовны. Та выросла, вышла замуж и родила младенца-императора, Ивана VI.

А Елизавету Петровну с детства готовили к браку с королем Франции. Был такой проект у Великого Петра. Но Бурбоны, наведя справки, от такой чести отказались. И ладно. А то бы и революцию, и казнь королевской семьи все бы списали на Россию. Потом Елизавета чуть не вышла замуж за племянника, императора Петра II. Но тому жениться на ней запретили, вспомнив, что у «уважаемых людей» тоже есть дочки. Придумали хитроумную комбинацию, которая так и не успела осуществиться. Юный император вскоре умер холостым от производственной травмы.

Елизавета решила принца не ждать. Посвятила себя праздникам, балам, маскарадам и поклонникам. После отправки в Сибирь очередного военнослужащего, гренадера Лялина, обнаруженного в ее опочивальне, она поняла, что крепить единство с армией и флотом ей не позволят. И провела «кастинг» среди «артистов ансамбля песни и пляски». По итогам которого выбор остановился на смазливом бандуристе по имени Алексей.

Официальная пропаганда той эпохи намекала, что Елизавета (как человек правильный и верующий) оформила отношения именно с ним тайным браком. Далеко от Москвы, где-то в районе нынешнего метро Перово. Хотя с чего бы? Где императорская семья и где какой-то «аниматор»? В те времена их за людей не считали, даже в церковной ограде не хоронили. Понижать свой статус у Елизаветы желания не было. Некоторые дотошные историки, перечисляя все «увлечения» Елизаветы (до бандуриста и после), уверенно сообщают, сколько детей и от кого она родила. Но это сомнительно. Мать-героиня – это другой тип женщины.

Итак, страной уже год правила Анна Леопольдовна, которая была матерью законного императора. Гвардия особого восторга от этого не испытывала. А Елизавета Петровна стала все чаще приходить в казармы, напоминая всем, чья она дочь. После получения многочисленных доносов Анна Леопольдовна вызвала «любезную сестрицу» и «прочитала ей мораль», взывая к самым светлым чувствам. Елизавета сразу раскаялась, упала на колени, целовала руки, обещала и клялась. И была выпущена из дворца. Откуда она отправилась в казарму, где нашла группу гвардейцев, согласных нарушить присягу. С этим коллективом клятвопреступников Елизавета вернулась во дворец, где арестовала свою благодетельницу и ее сына. Возможно, этот ребенок, а в дальнейшем и его потомки, смогли бы избежать многих ошибок, в итоге сделавших страну ареной для социальных экспериментов, включавших в себя геноцид населения. Но у истории нет сослагательного наклонения.

Как напишут потом историки, народ с восторгом сказал: «Да здравствует императрица Елизавета Петровна!»


Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Вигилиус Эриксен. 1757 год. Холст, масло. ГМЗ «Царское Село».


И чего радовались? Итогом правления Елизаветы окажутся пятнадцать тысяч платьев и пустая казна.

После головокружительного взлета Елизавета, ставшая императрицей, артиста по имени Алексей не оставила. Наверно, нужен около власти человек, который всегда споет и спляшет. В истории он остался как «человек случайный». С примечанием «человек добрый, когда трезвый». К его чести, в реформах или в кровопролитиях замечен не был. Но на чужой роток не накинешь платок. Беспокоило Елизавету, что пойдут опасные слухи. И ребенка нехорошо с трона подвинула, да и связалась «непонятно с кем».


Портрет Алексея Григорьевича Разумовского, середина XVIII века. Неизвестный художник.


Трудно сделать из «циркового бобика» породистого пуделя. А этого фаворита учить чему-нибудь было уже поздно. Но, если очень хочется, значит, можно. Елизавета придумала ему красивую фамилию. Он стал Алексеем Григорьевичем Разумовским. Был осыпан титулами, чинами, богатствами.

Была когда-то «красивая» традиция обогащать свои «увлечения» за казенный счет.

Среди прочего Алексею был дарован громадный участок земли по двум берегам реки Яузы. Во времена Василия III здесь был государев гороховый двор. И местность с тех времен называлась «Гороховое поле». В дальнейшем здесь строились усадьбы разных вельмож. Предшествующего Алексею хозяина дворца сослали в Якутию за неудавшуюся интригу.

И было бы у Алексея Григорьевича Разумовского все хорошо, но очень не хватало ему знатных родственников.

Вспомнили тогда о его меньшом брате, Кирилле, пастушке из провинции.


К. Г. Разумовский с гетманской булавой.

Художник Луи Токке, 1758.


Обыкновенный мальчик. За скотиной бегал, кнутом махал, на небо смотрел, в носу ковырял. Сколько же таких детей тогда в стране было? Все в детстве мечтают, чтобы им в жизни удача улыбнулась, да не у всех это сбывается.

А здесь получилось, как в сказке. Привезли пастушка-золушка в блистательный Петербург. Помыли, высморкали, ногти подстригли, нарядили. Отправили неграмотного ребенка в загранкомандировку для обучения, по возвращении из которой стали награждать. За чужие заслуги.

В шестнадцать лет «за успехи в учебе и примерное поведение» Кирилл уже граф и камергер.

В восемнадцать лет, когда пришло время сдавать выпускные экзамены, напоминающие современный ЕГЭ, Кирилл, наверное, прибежал к своей благодетельнице. Упал на колени.

Матушка, плачет, выправи мне документ. Самый верный документ, чтобы я никому никогда в жизни экзаменов не сдавал, а сам бы мог их у любого, у кого только пожелаю, принимать.

Улыбнулась императрица. «Если у нас самовластие, то пусть будет правило: „Своим – все, остальным – закон“».

И молвила: «Не плачь, Кирюша. Сделаем».

Потом подписала указ о назначении его президентом Российской Академии Наук. Каковым он числился более пятидесяти лет. Спасибо, делами Академии не очень интересовался, оставив эту заботу профессорам.

Так сбылась мечта Алексея. Его брат стал элитой общества.

Еще штрих – женитьба Кирилла на девице Нарышкиной, которая была родственницей самой императрицы. Девушка с большими семейными связями и богатым приданным. И для завершения образа. Придумала Елизавета внутри страны нарисовать анклав. Со своими порядками и потомственной династией, родоначальником которой обязательно станет Кирилл. Предположим, что тогда кто-то из подданных бросился в ноги императрице:

– Ты что творишь, матушка? Так никаких казенных волостей не напасешься.

А она так строго ответствовала:

– Ничего, пусть забирает!

Но счастье быстротечно, и Екатерина Великая, когда пришло ее время, к этому вопросу вернулась. Наверно, вызвала бывшего пастушка и стала ему объяснять. «Кирилл Григорьевич, какой же вы интересный мужчина. Но зачем вам эти шаровары? Они давно вышли из моды. Настоящий мужчина, поверьте, должен непременно носить мундир фельдмаршала».

Может быть, потом серьезно добавила: «У нас один народ, хоть и с разной историей. И не надо его границами разделять. Поверьте, если кто-нибудь начнет в единой стране границы вырисовывать из корысти или просто по скудоумию, наши „друзья“ быстро из придуманных границ реальные сделают. Чтобы затем „освобожденные“ территории самим „освоить“ и еще наших людей лбами столкнуть».

И заменила Екатерина II Кириллу правление «царством-государством» на звание «самого непобедимого фельдмаршала». Что для человека, никогда не служившего в армии, тоже неплохо.

Прошло время. Алексей Григорьевич Разумовский жениться никак не мог (по понятным причинам) и прямых наследников не оставил. Его наследником стал племянник, старший сын Кирилла Григорьевича. Алексей Кириллович Разумовский.

Конец ознакомительного фрагмента.