Вы здесь

Базисные действия человека. Basic human actions. ГЛАВА 3 (В. Л. Пляшкевич)

ГЛАВА 3

Образы-Алгоритмы и Единичные Кронакты 1-го этапа

(«Приблизить» и «Удалить»)

Содержание (смысл) Базисного Действия (Кронакта) «Приблизить»: «Переместить предмет от какой-либо точки пространства на дистанции вытянутой руки К другой фиксированной в пространстве ТОЧКЕ ОТСЧЁТА.

Содержание (смысл) Базисного Действия (Кронакта) «Удалить»: «Переместить предмет рукой в любую точку пространства на дистанции вытянутой руки ОТ одной фиксированной в пространстве ТОЧКИ ОТСЧЁТА.

На 1-м этапе Периода I Базисные Действия (Кронакты) «Приблизить» и «Удалить» с помощью гипотетических Сил КОН и ДЕС инициируют вырабатывание и придают содержание (смысл) конкретным действиям руки предметом – Ед. Кронактам «Приблизить» и «Удалить».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Ед. Кронактом ПРИБЛИЗИТЬ является действие (манипуляция) руки ребёнка, перемещающее какой-либо предмет БЛИЖЕ к самому ребёнку (к его телу) или К точке, расположенной БЛИЖЕ к ребёнку (его телу) по сравнению с точкой пространства, ОТ которой предмет начал перемещаться, при этом Тело ребёнка является Точкой Отсчёта.

Ед. Кронактом ПРИБЛИЗИТЬ является также более сложное перемещение предмета рукой ОТ какой-либо точки, расположенной в пространстве на дистанции вытянутой руки по направлению К определённой фиксированной ТОЧКЕ ОТСЧЁТА, расположенной в том же пространстве на дистанции вытянутой руки независимо от положения человека.

Ед. Кронактом УДАЛИТЬ является действие (манипуляция) руки ребёнка, перемещающее какой-либо предмет ОТ самого ребёнка (его тела) или ОТ точки, расположенной в пространстве (на расстоянии вытянутой руки) БЛИЖЕ К ребёнку (его телу) по направлению К точке, расположенной в том же пространстве ДАЛЬШЕ ОТ ребёнка, при этом Тело ребёнка является Точкой Отсчёта.

Ед. Кронактом УДАЛИТЬ является также более сложное перемещение рукой предмета ОТ какой-либо фиксированной ТОЧКИ ОТСЧЁТА, расположенной в пространстве на дистанции вытянутой руки, по направлению К какой-либо точке, расположенной в том же пространстве независимо от положения человека. Ед. Кронакты «Приблизить» и «Удалить» – это всегда действие руки ОДНИМ предметом (рис.2).

Начиная с 3—4-месячного возраста, предмет становится абсолютно необходимым объектом для вырабатывания Ед. Кронактов.

После того как ребёнок рождается в Континуум, собственное пространство 2 Уровня Нейрореальности ребёнка ещё отсутствует, возникновение Сист. Сам начинается с появления первых О-А, т. е. в виде запечатлённого в Образе Действия руки внешним предметом.

Кронакт «Приблизить», т. е. все Ед. Кронакты данного Базисного Типа, находится преимущественно под контролем Силы Кон, поскольку его приближающее к телу направление имеет, безусловно, конструктивное значение. Кронакт «Удалить» контролируется Силой ДЕС, поскольку действие, удаляющее что-либо ОТ, безусловно, деструктивно.




Вернемся к событиям 1-го этапа.

Заметить, что Система Восприятия начала функционировать, можно по реакции ребёнка на появление в его Поле зрения какого-либо предмета (например, яркой игрушки): замирание, прекращение активности, затем слабое, едва заметное движение – как бы намёк на движение руки в направлении предмета. Это также признак начала функционирования объединённой зрительно-проприоцептивной системы. Далее в течение нескольких недель движение руки становится все более и более отчетливым. Каждый день, развлекая ребёнка яркой игрушкой. мать замечает всё более уверенное движение руки ребёнка по направлению от его тела к предмету. Сначала ребёнок делает только попытку протянуть, потом протягивает руку к предмету. Особенно хорошо это заметно, если предмет яркий, подвижный и гремит. Затем с каждым днём ребёнок все более уверенно протягивает руку к игрушке, но движение это поначалу не завершено: пальцы только соприкасаются с игрушкой, но ещё не способны захватить её.

Нужно отметить, что в возрасте 3—4 месяцев вырабатывание первых Ед. Кронактов «Приблизить» и «Удалить» не может произойти само собой, для этого необходим особый помощник, особое Действие-проводник, которое имеет для ребёнка специальный инстинктивный жизненный «смысл». Таким проводником становится квазидействие «Взять», состоящее из квазидействий «Захватить» и «Поглотить» («Съесть»).

Проводником первых Ед. Кронактов «Удалить» становится квазидействие «Захватить», проводником первых Ед. Кронактов «Приблизить» – квазидействие «Поглотить» («Съесть»).

С помощью наполненных простейшим инстинктивным «смыслом» квазидействий «Захватить» и «Поглотить» («Съесть) начинают выполняться первые действия «Удалить» и «Приблизить», т. е. вырабатываются соответствующие Ед. Кронакты и формируются О-А.

Итак, последовательность движений: протянуть руку – прикоснуться к предмету – захватить его пальцами – удержать его в кисти, позволяющая зафиксировать предмет в руке, является особым, специальным квазидействием «Захватить». Оно включает действие «Удалить» и рефлекторную сжимающую реакцию пальцев кисти руки в ответ на прикосновение к предмету.

Далее формируется специальное квазидействие «Взять», которое состоит из действий «Удалить» – «Захватить» + рефлекторной реакции пальцев, сжимающей предмет + действия «Приблизить», с помощью которого ребёнок приближает предмет ко рту (к телу). Последнее действие можно описать как «Поглотить», «Съесть». Значение квазидействия» «Взять» очевидно, оно в том, чтобы захватить предмет рукой, зафиксировать его, после чего привлечь к себе. Квазидействие «Взять» к полугоду включает большое число разнообразных действий «Удалить» и «Приблизить». Далее в онтогенезе это специальное квазидействие «Взять» продолжает развиваться, оно используется во многих Актах Познания и Практических Актах как самостоятельная манипуляция, например, при сборе яблок, ягод, выборке каната или получении бумажной купюры.

Мне могут возразить, сказав, что ребёнок «тянет предмет в рот», потому что любой предмет для него является эквивалентом «еды», что это движение в данном возрасте является частью пищевого инстинкта, а в движении приближения предмета ко рту и прикосновение к нему губами вырабатывается не Ед. Кронакт «Приблизить», но другое, особое действие – действие «Поглотить», «Съесть» предмет.

Но тут нет противоречия – одновременно вырабатываются два действия: действие «Приблизить» предмет «к себе» и особое, специальное, самостоятельное действие – «Поглотить», «Съесть», в котором участвует пищевой инстинкт и жевательные мышцы рта.

Постепенно мы замечаем, что действие «Поглотить», «Съесть» (предмет) не всегда завершается приближением предмета ко рту, начиная с 5-месячного возраста многие приближенные предметы ребёнок уже не подносит ко рту, но прижимает к телу или просто подводит ближе к телу, т. е. с помощью действия-проводника «Взять» вырабатываются Ед. Кронакты, не связанные с пищевым рефлексом. Некоторые такие квазидействия, когда ребёнок берёт предмет рукой и прижимает к себе, взрослые объясняют, как «Завладеть», «Не дам» или «Моё».

Все действия – «Поглотить» («Съесть» – приблизить ко рту), «Моё» («Завладеть – приблизить к себе»), и часть действия «Взять» являются специальными действиями с ограниченной сферой их использования. Вместе с тем, благодаря влиянию Силы КОН в начале 1-го этапа они становятся смысловыми проводниками приближающего действия руки предметом, способствуя вырабатыванию Ед. Кронактов «Приблизить». Их действие соответствует приведенному в начале этой главы определению Кронакта «Приблизить».

Описанный способ вырабатывания Ед. Кронактов «Приблизить» и «Удалить» с помощью проводящего эффекта действия «Взять» характерен только для начала 1-го этапа, но именно тут мы находим ответ на вопрос «что стало исходным моментом появления Ед. Кронактов?». Таким моментом стала естественная «привязка» первых Ед. Кронактов к естественным инстинктивным двигательным реакциям ребёнка на появление предмета в поле зрения.

Начиная 3—4 месяцев развития Система Восприятия начинает выделять Ед. Кронакты «Приблизить» и «Удалить» в составе действий-проводников. В это время Ед. Кронакты (О-А) начинают вырабатываться в результате повторений ребёнком действия руки его матери, повторение действий руки матери становится главным источником новых «своих» Действий руки ребёнка. В возрасте 3—4 месяцев начинает функционировать особая «система повторения», или РЕП-система (repetitio – повторение). О ней мы будем подробно говорить далее, скажем только, что в Периоде I с появлением РЕП-системы с её помощью в процессе повторения «чужих» Действий руки предметом происходит вырабатывание всех Ед. Кронактов.

На 1-м этапе ребёнок часто размахивает руками и разбрасывает (расшвыривает) предметы, это не удаляющее действие, но двигательная реакция, простейшая форма двигательного проявления первичного «эмоционального» возбуждения.

В возрасту 4—6 месяцев вырабатывание Ед. Кронактов «Удалить» уже не нуждается в проводнике «Взять». Мы можем также заметить квазидействие «Отдать», когда ребёнок протягивает руку, захватывает, удерживает предмет, а затем внезапно протягивает его кому-либо – «На, возьми», например матери, особенно, если она призывает: «Дай, дай мне игрушку (имя игрушки)» и показывает движение рукой ОТ ребёнка К себе. Действие руки ребёнка «На, возьми» это ещё не есть повторение действия руки матери, но особая реакция (рефлекс) на призывный жест, который понимают и животные.

На протяжении 1-го этапа происходит вырабатывание большого числа Ед. Кронактов (формируются О-А) «Приблизить» и «Удалить» в соответствии с разнообразием игрушек (предметов), их формой, весом, цветом, фактурой, с разнообразием траекторий перемещения предмета и предметных условий (сидя, лёжа, в кровати, на полу и т. д.), что в целом даёт большое разнообразие сенсорных ощущений, приближающих и удаляющих предмет Действий руки.

Сформированные, готовые О-А «Приблизить» и «Удалить» ребёнок использует в «игровой» ситуации. Можно видеть, как ребёнок в возрасте от 6 месяцев до 1 года протягивает руку к «куче» игрушек, захватывает ту или другую – захватывает её пальцами, «тянет её в рот» и/или прижимает к себе, приближает её к другой игрушке или удаляет её от неё, размахивает ею, стучит ею и вскоре бросает её. Из этих действий на 1-м этапе состоит вся практическая «игровая» деятельность ребёнка.

Могут возразить, что если ребёнок размахивает или стучит игрушкой, то разве не происходит при этом вырабатывания отдельного действия «Размахивать» и «Стучать». Что касается такого заметного первичного «эмоционального» движения руки ребёнка, как «размахивать» игрушкой, и его высшего проявления«стучать», а также движений, с помощью которых ребёнок разбрасывает игрушки, то эти движения не утверждаются в качестве самостоятельных действий, не развиваются, но возникают спонтанно при эмоциональном возбуждении, при «радости» или «капризе».

Определим признаки движения в Поле зрения ребёнка, которые позволяют Системе Восприятия на 1-м этапе воспринимать движение собственной руки как Действия «Приблизить» и «Удалить».

В Периоде I Система Восприятия воспринимает как Действие «Приблизить» или «Удалить» перемещение предмета рукой по отношению к особой, устанавливаемой Системой Восприятия ТОЧКЕ ОТСЧЁТА (Точка Отсчёта). В зависимости от конкретных условий Система Восприятия придаёт какой-либо точке пространства статус Точки Отсчёта и по отношению к ней воспринимает перемещение предмета рукой как Действие «Приблизить» или «Удалить».

В начале 1-го этапа Точкой Отсчёта для Системы Восприятия является тело ребёнка, в середине 1-го этапа – какая-либо точка в пространстве, расположенная «ближе» к телу по сравнению с любой другой произвольной точкой. В это время Точка Отсчета всё ещё как бы «привязана» к «оболочке» тела и воспринимается Системой Восприятия как продолжение тела. К концу 1-го этапа Точкой Отсчёта становится любая точка, расположенная в пространстве перед ребёнком на дистанции его вытянутой руки (рис. 2).

Тело (ребёнка) является естественной ТОЧКОЙ ОТСЧЁТА для Системы Восприятия, по отношению к которой она первоначально воспринимает любое ДВИЖЕНИЕ руки как действие «Приблизить» или «Удалить». Прикосновение к коже при перемещении предмета К телу является моментом завершения действия «Приблизить».

Ощущение момента отрыва руки от тела для Системы Восприятия является началом Действия «Удалить». Каждое движение руки ребёнка по направлению К Точке Отсчёта, т. е. К телу, Система Восприятия воспринимает как действие «Приблизить», ОТ тела – как действие «Удалить».

Каждый этап состоит из фаз: начало, середина и окончание.

В начальную фазу 1-го этапа от момента рождения до 3—4 месяцев РЕП-система, с помощью которой ребёнок повторяет «чужое» Действие, ещё не работает. Система Восприятия, входящая в состав РЕП-системы способна воспринимать только собственное движение руки ребёнка в составе действия-проводника, которым в этот момент является действие «Взять». Ощущение от действия «Взять», связанное с ощущением, исходящим от кожи при соприкосновении с ней при приближении руки к телу или при «отрыве» руки от тела, становится для Системы Восприятия прямым сенсорным «подтверждением» того, чтоДействие «Приблизить» произошло или Действие «Удалить» началось. Как только Система Восприятия фиксирует момент соприкосновения руки (предмета манипуляции) с телом, действие «Приблизить» прекращается.

Во второй половине 1-го этапа Система Восприятия начинает воспринимать «чужие» Действия руки (например, когда мать показывает ребёнку игрушку и перемещает её в разные места), в которых перемещение предмета происходит К или ОТ Точки Отсчёта, когда последняя теряет привязку «к телу» и перемещается в любое место пространства перед ребёнком. В это время Система Восприятия в зависимости от условий манипуляции придаёт статус Точки Отсчёта любой точке в пространстве на дистанции вытянутой руки.

В фазу окончания 1-го этапа Система Восприятия уже способна воспринимать наиболее сложные пространственные «чужие» манипуляции «Приблизить» и «Удалить» по отношению к Точке Отсчёта, которая может находиться в любом месте пространства на дистанции вытянутой руки от ребёнка. Это положение отображено в определении Ед. Кронактов «Приблизить» и Удалить»:

Ед. Кронактом ПРИБЛИЗИТЬ является перемещение предмета рукойОТ какой-либо точки, расположенной в пространстве на дистанции вытянутой руки по направлению К определённой фиксированной ТОЧКЕ ОТСЧЁТА, расположенной в том же пространстве на дистанции вытянутой руки.

Ед. Кронактом УДАЛИТЬ является перемещение рукой предмета ОТ какой-либо фиксированной ТОЧКИ ОТСЧЁТА, расположенной в пространстве на дистанции вытянутой руки по направлению К какой-либо точке, расположенной в том же пространстве.

Ребёнок, предоставленный сам себе, самостоятельно, без помощи другого человека не способен выработать Ед. Кронакт (сформировать О-А). Все Ед. Кронакты в Периоде I, за исключением тех, что выработаны в самом начале 1-го этапа, с помощью действий-проводников вырабатывается в повторении ребёнком Действий руки «другого» человека, чаще всего, конечно, руки матери. Вырабатывание Ед. Кронактов (формирование О-А) происходит в ситуации, которую можно назвать СИТУАЦИЕЙ ПОВТОРЕНИЯ ДЁЙСТВИЯ (РЕП-ситуацией). Она включает присутствие ребёнка, предметов (игрушек) и другого человека (например, матери), который показывает, демонстрирует ребёнку манипуляцию своей руки каким-либо предметом, фиксирует его внимание на предмете, на начале манипуляции и на том, что манипуляция завершена, а также на результате манипуляции. Взрослые во все времена специально создают для детей псевдоигровую Ситуацию Повторения Действия для наиболее эффективного вырабатывания Ед. Кронактов (формирования О-А). В противном случае ребёнок вынужден наблюдать, «подсматривать» случайные действия окружающих его людей и с трудом повторять их. Вот мать, улыбаясь, показывает ребёнку манипуляцию её руки «Придвинуть кубик поближе к самому себе или к шарику», и ребёнок, наблюдая, после нескольких попыток удачно повторяет её.

Действия руки матери воспринимаются Системой Восприятия ребёнка и, повторяясь снова и снова, в Ситуации Повторения Действия завершаются выработкой наиболее «удачного», «успешного», оптимального варианта Действия руки предметом – Ед. Кронакта (формированием О-А).

С помощью РЕП-системы на 1-м этапе происходит вырабатывание большого числа Ед. Кронактов «Приблизить» и «Удалить», которые можно примерно описать такими словами: «Подтянуть», «Подтащить», «Притянуть», «Подгрести», «Придвинуть», «Подвести», «Пододвинуть», «Поднести» и т. д. или «Отбросить», «Раскидать», «Отвести», «Откинуть», «Оттолкнуть», «Отмести», «Отпихнуть», «Отодвинуть» и т. д. Это подвиды Ед. Кронактов кластеров «Приблизить» и Удалить».

Важно отметить, что на 1-м этапе ребёнок всегда действует (манипулирует) только ОДНИМ предметом, при этом манипуляция осуществляется по отношению не к другим предметам, но к единственной Точке Отсчёта, которая для Системы Восприятия есть «пустое место».

Как только на 1-м этапе включается РЕП-система и с её помощью начинают вырабатываться Ед. Кронакты, Силы КОН и ДЕС инициируют формирование в Сист. Сам. двух особых объектов – Модусов Действий 1-го этапа. В них сохраняются сформированные О-А. Каждый сформированный на 1-м этапе О-А, например «Подтянуть», «Подтащить», «Подгрести», «Придвинуть» и т. д., вводится в Модус Действий со статусом «Приблизить». О-А «Отбросить», «Откинуть», «Оттолкнуть», «Отвести и т. д. вводятся в Модус Действий «Удалить». Формирование Модусов Действий происходит на каждом этапе.

На 1-м этапе Силы КОН и ДЕС придают Ед. Кронактам «Приблизить» статут конструктивных Действий, Ед. Кронактам «Удалить» – деструктивных Действий. Очевидно, что Кронакт «Приблизить» обладает конструктивным статусом и контролируется Силой КОН, поэтому первые конкретные Действия руки, приближающие что-либо ко рту ребёнка, а также к его телу, оцениваются Личностью как конструктивные – «питающие», «насыщающие», «увеличивающие», «усиливающие», «сохраняющие».

Кронакт «Удалить» обладает деструктивным статусом и контролируется Силой ДЕС, поэтому Действия руки, удаляющие что-либо ОТ рта и тела ребёнка, оцениваются Личностью как деструктивные – «уменьшающие», «ослабляющие», «уносящие еду».

Далее, на 2 и 3 этапах, исходя их подобных рассуждений, мы будем полагать конструктивными Кронакты «Соединить», «Объединить» и «Сохранить», а деструктивными Кронакты «Разделить», «Разъединить» и «Разрушить».

Что такое Ед. Кронакт? Это – наиболее успешный, оптимальный вариант какого-либо конкретного повторяющегося Действия руки ребёнка, он выработан при повторении ребёнком манипуляции руки матери каким-либо предметом. Так, если мать в Ситуации Повторения Действия показывает ребёнку КАК, не отрывая руку от стола, подтянуть маленький лёгкий кубик К шару, то после нескольких попыток они (действия ребёнка) завершаются успешной манипуляцией, ребёнок успешно повторяет Действие руки матери, вырабатывается Ед. Кронакт «Подтянуть» в отношении конкретного кубика – маленького и лёгкого. Если же следующим будет тоже кубик, но большой и тяжёлый, расположенный на той же дистанции, то тогда, в той же ситуации после нескольких попыток неудачных попыток последняя из них завершается успешным вырабатыванием другого варианта Ед. Кронакта «Подтянуть» – для кубика большого и тяжёлого. Таким образом Ед. Кронакт (О-А) – успешный вариант Действия руки предметом.

Если один и тот же маленький и лёгкий кубик в первой Ситуации Повторения Действия расположен на короткой дистанции, а во второй – на длинной, то будут выработаны два разных Ед. Кронакта «Подтянуть» для одного и того же предмета – кубика, приближенного рукой с разных дистанций. Тут Ед. Кронакты вырабатываются по отношению всего к одному изменяющемуся признаку (параметру) Ситуации Повторения Действия. Ясно, что для разных, отдельно взятых признаков Ситуации Повторения Действия вырабатываются разные Ед. Кронакты (формируются разные О-А). Такие Ед. Кронакты, выработанные для простейших и минимально различающихся по одному и тому же признаку одной Ситуации Повторения Действия можно считать простыми, или элементарными, Ед. Кронактами. В специально организованном эксперименте можно количественно определить зависимость между сложностью признака ситуации и скоростью вырабатывания данного Ед. Кронакта.

При сочетании двух, трёх и т. д. признаков (параметров) Ситуации Повторения Действия, например, для двух одинаковых по форме предметов – кубиков, различающихся размерами, тяжестью, типом материала и т. д., вырабатываются разные более сложные Ед. Кронакты. Тем более различаются вырабатываемые Ед. Кронакты для разных предметов, например кубика, шарика, машинки, утюга и т. д. Поэтому уже на 1-м этапе происходит вырабатывание огромного числа как простых, элементарных (в начале 1-го этапа), так и всё более сложных Ед. Кронактов.

За отрезок времени от 3 до 7 месяцев Сущность Человека с помощью Сил КОН и ДЕС инициирует активность Системы Восприятия для того, чтобы выработать максимально возможное количество Ед. Кронактов, которые будут использоваться для вырабатывания Ед. Кронактов следующих 2 и 3 этапов. Хотя Личность с помощью Сущности человека и Сил КОН и ДЕС управляет процессом вырабатывания Ед. Кронактов (формирования О-А), она, в свою очередь, зависит от Генома, развёртывание которого во времени происходит в соответствии с закономерностями развития молекулярного субстрата организма. Отрезок времени, отведённый для 1-го этапа, обусловлен Геномом, его длительность остаётся неизменной, поэтому эффективность выполнения 1-го этапа зависит от того, насколько эффективно Личность сможет использовать инициативную силу Сил КОН и ДЕС, а также от возможности данной человеку при рождении Конституции.

Другими словами, временная протяженность каждого этапа строго определена Геномом человека. Это значит, что продолжительность каждого этапа Периода I занимает определенный отрезок времени онтогенеза, в течение которого происходит морфологическое и функциональное становление физиологических систем организма, контролируемых Геномом. Поэтому не только Личность Человека контролирует Геном, но и Геном определяет активность Личности Человека.

Для вырабатывания всех необходимых Ед. Кронактов на каждом этапе Периода I Силы КОН и ДЕС инициируют максимальное напряжение функций всех участвующих в вырабатывании Ед. Кронактов Систем – Система Восприятия, Система Движений и др. На 1-м этапе вырабатывается не только большое число Ед. Кронактов, но, что важно, разнообразных по сложности Ед. Кронактов (и О-А) «Приблизить» и«Удалить».

Важно обратить внимание на большое значение Ед. Кронактов (и О-А) «Приблизить» и «Удалить», т. к. они являются наиболее простыми Действиями, обеспечивая выполнение наиболее востребованных приближающих и удаляющих предметы Действий руки предметами при вырабатывании более сложных Ед. Кронактов 2 и 3 этапов. О-А «Приблизить» и «Удалить» в качестве Объектов-носителей наиболее элементарных Действий руки предметом входят в состав сложных О-А «Соединить» и «Разделить» и наиболее сложных О-А «Объединить» и «Разъединить».

Каждый только что сформированный О-А сразу принимает участие в повторении ребёнком следующих более сложных манипуляций руки его матери, происходит вырабатывание более сложных Ед. Кронактов. Постепенно, в благоприятных Ситуациях Повторения Действия ребёнок осваивает манипуляции всеми доступными ему предметами. Именно в этом состоит основная задача взрослых. В конце 1-го этапа и далее, на 2-м этапе Ед. Кронакты 1-го этапа участвуют в вырабатывании более сложно организованных Ед. Кронактов «Приблизить» и «Удалить», а также «Соединить» и «Разделить».

Если ребёнок находится в условиях дефицита Ситуаций Повторения Действия, если они однообразны и просты, если он предоставлен сам себе, то недостаток выработанных Ед. Кронактов (сформированных О-А) будет частично компенсирован на следующих этапах, но полностью он не восполним. Ребёнок окажется в условиях дефицита наиболее востребованных простых Действий перемещения предмета рукой «Приблизить» и «Удалить», набор или «спектр» которых должен быть велик, они необходимы для вырабатывания Ед. Кронактов следующих этапов. Поэтому Личность и Силы КОН и ДЕС инициируют максимальное напряжение всех систем для вырабатывания необходимого количества простых и сложных Ед. Кронактов «Приблизить» и «Удалить» в условиях ограниченной продолжительности каждого этапа. Конечно, вырабатывание Ед. Кронактов «Приблизить» и «Удалить» продолжается на 2 и 3 этапах, но огромное число Действий этого типа, различающихся в незначительных, но важных деталях, покрывающих всё «поле Действий» данного типа, не может быть полностью восполнено на последующих этапах. Их недостаток приводит к формированию недостаточно совершенных О-А 2 и 3 этапов.

Посмотрим на 5-месячного ребёнка, мы видим непрестанные попытки здорового, бодрствующего ребёнка протянуть руку ко всем предметам, попадающим в его Поле зрения, взять предмет, захватить его, приблизить или удалить предмет («к себе» или «от себя»), переместить его куда-либо на дистанции «вытянутой руки». Это единственная форма его физической активности на 1-м этапе. Именно для выработки этих действий предназначены разнообразные игрушки, которые в любой культуре взрослые дают детям, хорошо понимая, что без манипулирования предметами ребёнок перестанет развиваться.

Такие, понуждаемые Силами КОН и ДЕС безостановочные, напряжённые усилия ребёнка, его руки действовать, манипулировать предметом составляют главное содержание, смысл всей жизнедеятельности ребёнка в данный момент его онтогенеза. Это – его собственная невидимая, никем не оценённая, одинокая борьба за свою будущую жизнь.

Образы-Алгоритмы и Единичные Кронакты 2-го этапа

(«Соединить» и «Разделить»)

Содержание (смысл) Кронакта «Соединить»: «Свести разные предметы в одно место (точку пространства)».

Содержание (смысл) Кронакта «Разделить»: «Развести предметы из одного общего места (точки пространства) в любые разные места».

На 2-м этапе Периода I Базисные Действия (Кронакты) «Соединить» и «Разделить» с помощью Сил КОН и ДЕС инициируют вырабатывание и придают содержание (смысл) конкретным действиям руки предметом Ед. Кронактам «Соединить» и «Разделить».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Кронактом «Соединить» является Действие (манипуляция) руки ребёнка предметом, соединяющее вместе несколько предметов (два и более) в некоторой точке пространства на дистанции вытянутой руки.

Кронактом «Разделить» является Действие (манипуляция) руки ребёнка предметом, разделяющее (разводящее в стороны) составленные вместе в некоторой точке пространства на дистанции вытянутой руки два и более предмета.

Кронакты «Соединить» и «Разделить» – это всегда действия руки двумя и более предметами (рис. 3).

Возрастной границей смены 1 и 2 этапов можно считать возраст примерно 8 месяцев.

Прежде чем перейти к описанию 2-го этапа, нам нужно определить, что следует считать моментом смены 1 и 2 этапов.

Началом 2-го этапа можно считать тот момент, когда сторонний наблюдатель (в позиции 2) замечает, что ребёнок не просто приближает один предмет к одной точке, а другой предмет к другой точке, но два и более предмета он «приближает» к одному и тому же месту, «сводит» их вместе. Также, если два, три (несколько) составленных рядом предметов он удаляет в разные точки, например на полу или на столе, «разводит» предметы в разные стороны. Это – момент начала 2-го этапа, когда под влиянием Сил КОН и ДЕС Система Восприятия достигает такого уровня развития, когда она оказывается способной инициировать в отношении нескольких, исходно разделённых предметов Действие, соединяющее их в одной общей точке пространства, или несколько, исходно соединённых вместе предметов она разводит (разделяет) в разные места пространства, при этом она воспринимает соединённые и разделённые предмет как один составной предмет.




Переход 1 и 2 этапов определяется не только развитием Системы Восприятия в Сист. Сам., но также созреванием к этому моменту систем 1 Уровня Нейрореальности – нейронов, их связей, нейрофизиологических механизмов, проводящих систем, а также тканей мышц, связок и т. д. На протяжении Периода I фактором, лимитирующим момент появления новых действий следующего этапа, в нашем случае – 2-го этапа, является более медленное развитие периферических систем, включающих инертный мышечный аппарат.

Развитие систем 2 и 1 Уровней Нейрореальности происходит так: под влиянием Личности и Конституции первыми развиваются системы 2 Уровня Нейрореальности (Системы Внимания, Восприятия, Движений и т. д.), они определяют развитие нижележащих систем. В свою очередь эти системы определяют развитие систем, которые мы называем механизмами центральной и периферической нервной системы. Это правило иерархического развития систем, принадлежащих 1 и 2 Уровням Нейрореальности.

Простым примером может быть хорошо известный факт трофических влияний центральных нейронов на периферические нейроны и мышечные волокна мышц. Без трофических влияний из вышележащих отделов нервной системы они не могут существовать самостоятельно и атрофируются.

В соответствии с правилом иерархического развития систем, первой достигает готовности (созревает) система наиболее высокого уровня, которая стратегически обусловливает и контролирует данную функцию в целом. Периферическое звено – равноправная составляющая физиологической иерархической системы, оно определяет момент созревания всей Системы и временные параметры её работы в целом. Как только эффекторный механизм приходит в состояние готовности (созревает), Система начинает функционировать как целое, новое действие активно выполняется.

Задача Сил КОН и ДЕС состоит в организации порядка развития связанных систем по правилу иерархического развития систем.

На 2-м этапе ребёнок манипулирует уже не одним, но двумя и более предметами, которые он воспринимает как один составной предмет.

Определимся с терминами.

Несколько предметов, расположенных на дистанции вытянутой руки, составленных вплотную друг к другу, плотно, тесно, близко, кучно, расстояние между которыми минимально, вместе образуют СОСТАВНОЙ ПРЕДМЕТ, который мы будем называть КУЧКОЙ предметов. Кучка составлена или СОЕДИНЕНА из двух и более предметов.

Несколько предметов, находящихся в пространстве на дистанции вытянутой руки НЕ близко, НЕ тесно, НЕ вплотную, но на некотором не слишком большом расстоянии друг от друга, вместе образуют СОСТАВНОЙ ПРЕДМЕТ, который мы будем называть ГРУППОЙ предметов.

Группой можно считать РАЗДЕЛЁННУЮ Кучку предметов. Составляющие Группу предметы, будучи соединённые вместе, образуют Кучку предметов. Группа может образоваться, если предметы, составляющие Кучку, раздвинуть на некоторое расстояние друг от друга, и наоборот, Кучка образуется из соединенных вместе, исходно разделённых предметов, составляющих Группу.

Кучка образуется в результате действия руки «Соединить». Действие «Соединить» обладает созидательным, конструктивным (увеличивающим, концентрирующим) потенциалом, поэтому мы считаем, что оно контролируется Силой КОН.

Группа образуется в результате действия руки «Разделить». Действие «Разделить» обладает разрушительным, деструктивным (уменьшающим, рассеивающим) потенциалом, поэтому мы полагаем, что оно контролируется Силой ДЕС.

В манипуляции руки ребёнка, разделяющей какую-либо Кучку предметов, вырабатывается Ед. Кронакт 2-го этапа «Разделить».

В манипуляции руки, соединяющей в Кучку отдельные предметы, исходно составляющие Группу, выполняется конструктивный Ед. Кронакт «Соединить».

В конце 2-го этапа оба Кронакта могут вырабатываться (и выполняться) как одно двуединое Действие «Соединить» – Разделить» с одним и тем же набором предметов (рис. 2).

Минимальное число предметов, из которых состоит составной предмет» – два.

На 2-м этапе здоровый ребёнок в возрасте 1—1,5 лет, предоставленный сам себе, находится постоянно в движении: он переползает или переходит с места на место, главными объектами его внимания являются предметы, случайно попадающие в его Поле зрения. В его общей двигательной активности можно выделить спонтанные движения, разные варианты квазидействия «Взять», а также выполнение выработанных ранее с помощью действий-проводников Ед. Кронактов «Поглотить», «Завладеть», «Отдать («На, возьми)». Также он выполняет Действия руки «Приблизить», «Удалить», «Соединить» и «Разделить». Наблюдая выполнение этих Ед. Кронактов, взрослые часто говорят, что ребёнок «играет». Однако это не игра, т. к. игра предполагает целенаправленное практическое оперирование предметом. На 2-м этапе – это общая практическая двигательная активность ребёнка, реализация «потенциала» сформированных ранее О-А. В ней наиболее заметно квазидействие «Взять», когда ребёнок захватывает и тянет к себе все доступные ему предметы. Взрослым кажется, что ребёнок только то и делает, что всё «хватает». Однако это не так. На этом фоне уже выработанные действия «Соединить» и «Разделить» присутствуют, но малозаметны, т. к. для их проявления нужны подходящие составные предметы, собранные в Кучку или образующие отчётливую Группу.

Внешне практическое выполнение Ед. Кронакта «Соединить» может проявляться тем, что ребёнок в «игровой» ситуации сдвигает два и более разных предметов в одно место.

Теперь перечислим конкретные варианты Ед. Кронактов «Соединить» и «Разделить», т. е. какие их подвиды вырабатываются в фазы начала, середины и окончания 2-го этапа. Принятые слова (термины) обозначают наиболее часто повторяющиеся в социуме соединяющие или разделяющие Действия руки составными предметами, наблюдаемые в позиции 2 (со стороны).

В начальную фазу 2-го этапа рука ребёнка способна выполнить (т. е. воспроизвести Действия руки матери) наиболее простые, «грубые» манипуляции по соединению или разделению Кучки предметов, расположенных перед ним: «Рассыпать», «Раскидать», «Разбросать» – это варианты Кронакта «Разделить». А также «Подтянуть», «Подтащить», «Сгрести», «Стянуть» и др. варианты Кронакта «Соединить».

В фазу середины 2-го этапа ребёнок способен выполнить более сложные действия «Растащить», «Отвести», «Растянуть», «Развести», «Вытряхнуть» (предметы из корзины) и др., а также «Стянуть», «Сгрести», «Подгрести», «Привести» и др.

В конце 2-го этапа ребёнок выполняет более сложные, аккуратные действия по разделению Кучки: «Раздвинуть», «Развести», «Отодвинуть», «Вынуть» и «Выложить» (предметы из коробки, корзины), а также соединить предметы в Кучку: «Придвинуть», «Сдвинуть», «Составить», «Свести», «Подвести», «Принести», «Сложить» и «Вложить» (предметы в коробку, корзину). Многие термины используются для описания Действий 1 и 2 этапов.

Для Ед. Кронактов «Соединить» можно выделить подвиды: «Свести», «Сдвинуть», «Стянуть», «Составить», «Стянуть» и т. д. В Социуме для них приняты следующие термины: «Прибить», «Пригвоздить», «Слепить», «Склеить» и т. д.

Для Ед. Кронактов «Разделить» можно выделить подвиды «Развести», «Расставить», «Растащить», «Растянуть» и т. д. В социуме для них приняты термины «Отрубить», «Отсечь», «Рассечь», «Вытряхнуть», «Разорвать», «Оторвать», «Отрезать», «Распилить», «Отпилить», «Отломить», «Разрубить» и т. д.

Для обозначения Действий руки мы используем термины, установившиеся в русском языке для практических Действий людей. Дело в том, что те же самые действия, которые вырабатывает ребёнок на 1 и 2 этапах Периода 1 – Периода Вырабатывания Действий, человек выполняет на протяжении всей жизни как самостоятельные важные практические действия, О-А которых выработаны в возрасте около 1 года.

Первыми на 2-м этапе вырабатываются Ед. Кронакты, принадлежащие Кронакту «Разделить». Упрощая, можно сказать, что в начале 2-го этапа ребёнку легче повторить действия руки матери, разделяющей предметы, ему легче разбросать, рассыпать, раскидать Кучку предметов, чем собрать их вместе, что требует более тонкой сенсорно-моторной координации Действий руки предметами.

Что касается первых Ед. Кронактов, относящихся к Кронакту «Соединить», то они вырабатываются уже ПОСЛЕ того как многие Ед. Кронакты «Разделить» уже вполне выработаны. Это можно объяснить тем, что выполнение конкретных манипуляций «Соединить» требует большей зрелости Системы Восприятия для точного контроля зрительно-моторной системы в процессе манипуляции.

К тому моменту, когда ребёнок, повторяя манипуляцию руки матери, оказывается способен выполнить первые действия «Соединить», действие «Разделить» выполняется-повторяется уже вполне уверенно. И если разные варианты манипуляции руки матери по разделению Кучки повторяются рукой ребёнка довольно ловко, то действие «Соединить» выполняется менее уверенно, менее точно, робко, так что поначалу в Кучку соединяются не все, но, например, из пяти всего два предмета, или Кучка получается не аккуратной, не компактной, а рыхлой. Тем не менее, как только сторонний наблюдатель видит, что ребёнок, повторяя Действие руки матери, впервые подносит, пододвигает, придвигает один предмет к другому, он может поздравить ребёнка с его первым Ед. Кронактом «Соединить».

Обратим также внимание на принципиально важный момент, когда оба действия («Соединить» и «Разделить») впервые начинают выполняться в одной сложной манипуляции. Это происходит в конце 2-го этапа (рис. 4).

Следует иметь в виду, что появление Действия «Соединить» вовсе не означает, что с этого момента ребёнок способен выполнить (повторяя действие руки матери) оба противоположных действия («Соединить» и «Разделить») одновременно в ОДНОЙ непрерывной манипуляции, например, когда Кучка из одних и тех же предметов рассыпается и тут же собирается вновь. Так бывает, когда ребёнок собирает предметы в коробку и вновь выбрасывает их из коробки. Сначала манипуляции «Соединить» и «Разделить» выполняются по отдельности, независимо друг от друга и являются самостоятельными, отдельными манипуляциями и отдельными Ед. Кронактами. Для того чтобы соединить и сразу разделить один и то же Составной предмет (т. е. состоящий из одних и тех же предметов) или разделить Кучку и тут же соединить её в одной манипуляции, требуется новый, более высокий уровень зрелости Системы Восприятия.


Поле зрения. Поле восприятия. Система Восприятия

Опишем, какие процессы происходят в Сист. Сам., когда Система Восприятия воспринимает собственную манипуляцию руки ребёнка предметом.

Определим термины:

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – это зафиксированная рецепторными элементами сетчатки глаза часть пространства перед ребёнком (человеком). Точно так мы определяем Поле слуха, которое обладает характеристиками временного пространства развёртывания Звуков, Поле обоняния, которое представлено одномоментной концентрацией запахов в условном пространстве и т. д.

Содержание Поля зрения определяется направлением взора и перемещается вместе с ним. Поле зрения – это простейший нейрофизиологический конструкт, созданный в сети возбуждённых рецепторов сетчатки и нейронов. Содержанием Поля зрения становится информация, переданная с сетчатки глаза в первичные проекционные зоны зрительного отдела коры больших полушарий мозга. Далее информация, содержащаяся в нейронных сетях Поля зрения, преобразуется в содержание Поля восприятия, принадлежащего 2 Уровню Нейрореальности.

ПОЛЕ ВОСПРИЯТИЯ – принадлежит 2 Уровню Нейрореальности. Оно обусловлено проекцией в Сист. Сам. содержания Поля зрения. Поле восприятия является Образом, способным к изменениям под влиянием Системы «внимания» и Системы Восприятия. Величина или размер Поля восприятия может уменьшаться, (суживаться) – выделяется наиболее востребованная в данный момент часть содержания Поля зрения и можно говорить о концентрации Поля восприятия («внимания»). Поле восприятия может увеличиваться до размеров, вбирающих всё содержание, закодированное в нейронных механизмах Поля зрения. Его содержанием становится часть выделенного Поля зрения, так что Поле восприятия в Сист. Сам. – это оформленный, имеющий границы объект. Содержание Поля восприятия – Зрительный Образ Поля восприятия.

СИСТЕМА ВОСПРИЯТИЯ занимает центральное место в данной работе. Она принадлежит Сист. Сам.

Многие функции, которые, возможно, обеспечиваются другими неизвестными системами, мы приписываем Системе Восприятия, это не мешает нашим рассуждениям. Тут мы отказываемся от простого понимания Системы Восприятия как системы, связанной только с переработкой и преобразованием входящей из внешнего мира сенсорной информации. По нашему представлению, Система Восприятия способна воспринимать не только «внешние», но и «внутренние» Образы, т. е. обеспечивать Внешнее и Внутреннее восприятие. По-видимому, Системой Восприятия следует полагать не одну, но некоторый набор систем, ответственных за оперирование ОБРАЗАМИ в Сист. Сам. Важными для нас являются операции Системы Восприятия, связанные с Образами, в которых отображено «Действие». Далее мы ещё вернёмся к Системе Восприятия.

Образы Поля восприятия 1 и 2-го этапов: Образ-Траектория, Линейный Образ, Сплошной Образ восприятия

От момента рождения ребёнка до возраста 3—4 месяцев, т. е. до формирования Системы Восприятия, «увиденный» ребёнком предмет в Сист. Сам. представлен простейшим зрительным «протообразом восприятия», который можно, по-видимому, сравнить со «структурным рисунком», образованным небольшим числом первичных признаков внешнего предмета – линиями, пресечениями линий, углами между линиями, контрастностью границ объектов, величиной контрастной зоны, округлостью форм и т. д. Подобное представление о том, что видит маленький ребёнок, высказывается, например, в стихах поэта Ронсара: «Мир обратился в хаос форм и линий».

Для этого в рецепторных полях (например, сетчатки глаза и в первичных проекционных зонах коры головного мозга) есть специальные нейроны-детекторы, выделяющие простые первичные признаки предметов.

Упрощая, можно сказать, что до становления Системы Восприятия ребёнок «видит» предмет как неопределённую безОбразную «картину», состоящую из разобщённых линий, углов и градиентов светлого-тёмного. Также, элементарно, представлены другие сенсорные модальности.

Со становлением Системы Восприятия направление взора способно изменяться, в Сист. Сам. появляется не только Образ восприятия предмета как «структурный рисунок», но Система Восприятия начинает формировать также Образ движущегося объекта в Поле восприятия. При формировании первых О-А Действий руки предметом «Приблизить», «Удалить» появляется Образ восприятия перемещающегося объекта «рука + предмет», т. е. Образ восприятия Действия руки предметом. Это сложный Образ, состоящий из Зрительного Образа восприятия и Проприоцептивного Образа восприятия перемещения руки с предметом. На 1 Уровне Нейрореальности нейрофизиологические механизмы этих Образов восприятия занимают сенсомоторные, премоторные и зрительные отделы коры больших полушарий.

Рассмотрим, что представляет собой О-А, взятый в целом как сложный Образ восприятия, единственное содержание которого составляет перемещение объекта «рука + предмет» – Действие руки предметом.

Мы указали, что на протяжении всего Периода I предмет, которым манипулирует ребёнок при вырабатывании Ед. Кронакта (формировании О-А), остаётся для него невидимым, такой предмет мы назвали Пустым Предметом. Система Восприятия ребёнка воспринимает в «ядре восприятия» перемещение руки с предметом в одном блоке «рука + предмет», но не «видит» отдельно взятый предмет, «видеть» предмет она способна в следующем периоде, когда предмет целенаправленно познаётся в какой-либо характерной для него функции. В Периоде I вырабатываются лишь Действия руки предметом, которые будут использованы далее при познании функций предмета. Проще говоря, прежде чем познать мяч в его свойстве «катиться», нужно научиться его бросать, т. е. выработать Действие руки «Удалить» мяч от себя.

Всмотримся в глаза и лицо ребёнка в Периоде I (пусть это будет ребёнок в возрасте 1 года). Мы заметим, что ребёнок не «видит» окружающего его мира, он не «видит» предметов. Выражение его лица не меняется при переходе от предмета к предмету, оно лишено динамики, неопределённо, оно одно и то же, независимо от направления взора, глаза его «пусты». Перед нами, по сути, ребёнок-робот, живая кукла. Лишённый «целенаправленности», а значит «осмысленности», его взор лишён жизни, ребёнок в Периоде I умиляет нас, он мил, но не интересен, его поведение роботообразно, перед нами ребёнок, который НЕ ВИДИТ предметы, но «видит» лишь Действие руки предметом. Это становится особенно ясно и очевидно, когда он из Периода I переходит в Период II, о наступлении которого мы узнаём из появления первых предложений Речи и целенаправленных Действий руки, но, главное, поразительное его изменение состоит в том, что в глазах ребёнка появляется свет – свет интереса к миру окружающих его предметов и людей.

Образ-Траектория

Начиная со второй половины 1-го этапа, т. е. в возрасте около 4 месяцев ребёнок впервые оказывается способен повторить своей рукой манипуляцию руки матери, приближающую или удаляющую предмет. Система Восприятия формирует О-А «Приблизить» и «Удалить». Она, воспринимая это Действие, формирует в Поле Восприятия первый Образ восприятия – перемещение руки предметом К или ОТ какой-либо Точки Отсчёта (рис. 2). При этом «ядром восприятия» для Системы Восприятия становится единый объект – перемещающаяся по некоторой траектории рука с предметом.

Образ восприятия перемещающегося по какой-либо одной траектории «объекта» – руки с предметом (рука + предмет) – состоит из Зрительного Образа восприятия перемещения руки с предметом и Проприоцептивного Образа восприятия такого перемещения руки с предметом. Зрительный Образ мы называем ОБРАЗОМ О-А, а Проприоцептивный Образ-Алгоритм – ОМ О-А.

О-А «Приблизить» и «Удалить» в Сист. Сам. – сложный Образ восприятия, который можно назвать ОБРАЗОМ-ТРАЕКТОРИЕЙ. В нём преобладает ОБРАЗ, он определяет содержание О-А.

Другими словами, конструктивно О-А «Приблизить» и «Удалить» существует в Сист. Сам. в виде сложного двойного Образа восприятия – Образа-Траектории.

Образ-Траектория – это не умозрительный, но реальный объект, он существует в Сист. Сам. не как статическая «фотография», но как динамичный объект, как постоянно воспроизводящаяся от начала до конца «картина» перемещения объекта «рука + предмет» в условном одномерном «пространстве», присущем зрительному восприятию. Мы говорим об условном пространстве, т. к., по сути, какое-либо пространство, обусловленное предметами, на 1-м этапе в Сист. Сам отсутствует. Множество Образов-Траекторий происходит в одном, общем для них «пространстве». Повторим, что мы говорим лишь условно о «пространстве», поскольку единичное перемещение происходит в «нигде», в ничем не обозначенной «среде», лишённой маркирования каким-либо другим объектом. Настоящее пространство возникает лишь на 2-м этапе при восприятии перемещения – соединения или разделения рукой двух и более предметов. На 1-м этапе Система Восприятия ещё не способна воспринимать пространство как «фон», она воспринимает перемещение предмета как единственную «чистую» линию, траекторию, отрезок прямой вне пространства (рис. 2).

Мы можем приблизительно описать Зрительный Образ восприятия (ОБРАЗ О-А) в Образе-Траектории как «видимое» в Поле зрительного восприятия внефоновое перемещение объекта «рука + предмет» от исходной точки до конечной точки.

Проприоцептивный Образ (АЛГОРИТМ О-А) развёртывается в существующем в Сист. Сам. пространстве СХЕМЫ ТЕЛА, которая не является фоном, но есть реально ощущаемая ребёнком (человеком) стабильная целостная «схема» – обусловленный Конституцией образ собственного тела, в котором отображено относительное положение частей тела, их размеров и форм. Перемещение проприоцептивного ощущения Образа-Траектории от исходной до завершающей точки происходит «внутри» или в проекции Схемы Тела.

Образ-Траектория (также как и последующие Линейный, Сплошной и Полный Образы) – запечатлённое в образной, конструктивной форме, в реальном Образе восприятия Базисное Действие, в нашем случае – «Приблизить» и «Удалить». Образ-Траектория – это воплощённое в Образе восприятия Базисное Действие, которое есть высшее «правило» или «программа» выполнения данного типа Действия руки предметом. Поэтому в качестве общего утверждения мы говорим о том, что О-А есть Базисное Действие, воплощённое в реальное Действие руки предметом.

Линейный Образ. Сплошной Образ

Дальнейшее развитие Системы Восприятия позволяет ей в начале 2-го этапа воспринимать перемещение руки с предметом уже не как единственную «чистую» траекторию в беспредметной «пустоте», но по отношению к другим предметам, т. е. вместе с присутствующими предметами, создающими «предметный фон», или «предметный контекст». Он становится для Системы Восприятия реальным пространством, в котором она воспринимает перемещение нескольких предметов (рис. 3). На 2-м этапе происходит соединяющее или разделяющее перемещение двух и более предметов.

В начале 2-го этапа оба Действия соединяющее и разделяющее Кучку предметов) происходят независимо друг от друга, в конце этапа ребёнок может соединить и разделить Кучку предметов в одном двуедином Действии. Каждое Действие «Соединить» или «Разделить» состоит из двух и более приближающих К Кучке или удаляющих ОТ Кучки перемещений предметов в манипуляции ими руки ребёнка. Система Восприятия воспринимает Действия «Приблизить» или «Удалить» как несколько Образов-Траекторий, после завершения которых возникает Кучка или Группа предметов. «Ядром восприятия» для Системы Восприятия становятся два и более перемещений предметов с образованием Кучки или Группы предметов.

Такой Образ Поля восприятия, составленный из двух и более соединяющих или разделяющих составной предмет «линейных» перемещений рукой нескольких предметов в предметном пространстве, можно назвать ЛИНЕЙНЫМ ОБРАЗОМ Действия руки предметом «Соединить» или «Разделить». Перемещения рукой предметов можно представить в виде лучей, сходящихся К Кучке («Соединить») или расходящихся ОТ неё («Разделить»).

Линейным Образом будет также Образ, состоящий из одного Действия «Приблизить» к какой-либо точке (месту) на дистанции вытянутой руки, где нет ни одного предмета, – это «мнимая» Кучка. При этом точка воспринимается вместе с Действием. Тем не менее, это – Линейный Образ, т. к. в результате Действия «Приблизить» образуется Кучка, состоящая из одного предмета, – это «вырожденная» Кучка.

В первой половине 2-го этапа О-А «Соединить» и «Разделить» существует в Сист. Сам. в виде Линейного Образа.

В Кучке и в Группе каждый предмет занимает произвольное, но не строго определённое место. Так, если мать в игровой ситуации показывает ребёнку КАК собрать на столе, например, домик из разных расположенных перед ним деталей, то ребёнок ещё не способен собрать правильно именно ДОМИК. Он каждый раз собирает не Домик, в котором каждая деталь занимает своё место, но Кучку из деталей домика, и если он несколько раз подряд собирает Кучку из деталей домика, то мы обнаружим, что каждый раз при собирании Кучки один и тот же, например, красный кубик оказывается в разных местах Кучки – или наверху, или в середине, или внизу. При этом Кучка остаётся Кучкой, но не становится Домиком. Также, если рассыпать эту Кучку, то тот же красный кубик окажется каждый раз в разных местах Группы деталей, при этом изменяются лишь границы Группы. То есть для красного кубика в Кучке нет «своего», предназначенного ему места. Это говорит о том, что Система Восприятия не способна воспринимать определённое положение предмета в Кучке, но воспринимает лишь составление (соединение) Кучки в целое.

Другими словами, независимо от того, в каком месте Кучки или Группы предметов окажется тот или другой предмет, входящий в состав Кучки и Группы, как бы он ни соединялся с другими реальными предметами, каждый раз в Поле восприятия будет формироваться изменяющийся только в своих границах Линейный Образ, разделяющийся на Группу или соединяющийся в Кучки предметов. В процессе соединения в Кучку последовательно нескольких предметов Система Восприятия воспринимает лишь изменение границ Кучки, но не изменение самой Кучки, например, если один и тот же предмет окажется в двух манипуляциях в разных местах кучки (рис. 3).

Линейный Образ «Соединить» или «Разделить» изменяется лишь в своих границах (в величине), Кучка остаётся Кучкой независимо от того, в каких её местах окажется один и то же предмет при повторных соединениях Кучки, изменяется лишь размер (границы) Кучки или Группы. Проще говоря, предметы меняются местами, но Линейный Образ остаётся в целом одним и тем же. Такой Линейный Образ – изменяющийся только размерах (в соответствии с изменяющимися границами раздвигаемых и сдвигаемых предметов) Образ единого «составного предмета».

Повторим то же самое другими словами. При формировании О-А как Линейного Образа безразлично, к какому месту Кучки или Группы будет присоединён или от какого места отделён рукой какой-либо предмет. Все предметы, образующие «составной предмет» – Кучку, равнозначны для Системы Восприятия, каждый предмет может оказаться в любом месте Кучки или Группы. Поэтому, если перед ребёнком будут находятся разные детали игрушечного домика или машинки, вследствие неспособности Системы Восприятия воспринять особое положение какой-либо детали в составном предмете ребёнок не сможет собрать домик или машинку, т. е. объединить детали так, чтобы каждый предмет занял предназначенное ему место. Всё, на что он способен, – это соединить все детали в одну общую Кучку. Объединение сложносоставного предмета произойдёт на 3-м этапе.

При этом очевидно, что хотя ребёнок не «видит» каждый предмет (Пустой Предмет), он различает в «ядре восприятия» предметы Кучки в едином блоке с манипуляциями руки как единое Действие руки «Соединить», когда он манипулирует ими, приближая (соединяя) их.

Итак, на 2-м этапе Система Восприятия формирует О-А как Линейный Образ, составленный из отдельных «линейных» Действий руки, приближающих предметы (минимальное их число – два) К Кучке или удаляющих ОТ неё. Кучку и Группу мы называем СОСТАВНЫМ ПРЕДМЕТОМ.

Как только ребёнок окажется способен разделить и соединить в одной манипуляции Кучку, состоящую из одних и тех же предметов, два отдельных Линейных Образа соединяются в один двуединый Образ, возникает своего рода СПЛОШНОЙ ОБРАЗ Действия руки предметом «Соединить-Разделить». Такими Действиями являются, например, манипуляции, когда ребёнок складывает предметы в коробку, затем вытряхивает их и снова складывает, или открывает и снова закрывает створки дверей.

Сложный Линейный Образ в конце 2-го этапа, созданный однократным соединением предметов, приобретает свойства Сплошного Образа, т. е. в нём отдельные соединяющие «лучи», направленные К Кучке, как бы сливаются и образуют Сплошной Образ.

Сплошной Образ – это уже не Линейный Образ, но собственно Образ, занимающий часть пространства – пространственный Образ, имеющий форму и границы. Например, если передо мной на столе находятся сдвинутые вместе вилка, ложка и нож, то если их раздвинуть на некоторое расстояние друг от друга или поменять их местами, для меня это будет все тот же столовый прибор: вилка – ложка – нож.

Сложный Линейный и Сплошной Образы 2-го этапа – это ещё несовершенные Образы по сравнению с Полным Образом восприятия следующего 3-го этапа, в котором (внутри которого) будут отображаться все возможные изменения взаимного положения предметов.

Сплошной Образ восприятия начинает формироваться во второй половине 2-го этапа, когда Система Восприятия достигает высокого уровня развития. До этого Система Восприятия ребёнка способна воспринимать лишь отдельные Действия «Соединить» и «Разделить», образованные линейными однонаправленными Действиями «Приблизить» или «Удалить».

Можно сказать и так: Сплошной Образ (Образ Поля восприятия) создаётся в Поле восприятия, следуя за границами изменяющегося реального внешнего составного предмета, например, когда Кучка орехов, фасоли, собранных вместе случайных предметов одного «масштаба» рассыпается и снова собирается в компактную Кучку. Это наиболее сложные изменения составного предмета, которые способна воспринимать Система Восприятия на 2-м этапе.

Сплошной Образ – это пространственная подвижная фигура, величина и форма которой меняются при Действии руки предметами, но внутри которой «ничего не происходит».

Конструктивно О-А «Соединить» и «Разделить» в фазы начала и середины 2-го этапа существуют в Сист. Сам. в виде Линейного Образа. В фазе завершения 2-го этапа они существуют в виде сложного Сплошного Образа. Линейный Образ и Сплошной Образ – это конструкции О-А «Соединить» и «Разделить» данного этапа.

В это время развитие Системы Восприятия позволяет ей формировать О-А как Сплошной Образ даже при однократном выполнении Действия «Соединить» или «Разделить».

В Образе-Траектории, Линейном и Сплошном Образах преобладает Зрительный Образ, он определяет содержание О-А «Приблизить», «Удалить», «Соединить» и «Разделить», в нём представлена информация о выполнении Действия руки предметами во внешнем мире. Что касается Проприоцептивного Образа (АЛГОРИТМА), то его главное значение состоит в двигательном обеспечении выполнения О-А, мы не можем описать его содержание «зрительными» терминами. По И. М. Сеченову [7], это «тёмное мышечное чувство, оно менее важно для понимания Линейного и Сплошного Образов.

Если на 1-м этапе Система Восприятия ещё не способна воспринимать пространство как «фон», но воспринимает перемещение предмета как единственную «чистую» линию – отрезок прямой вне пространства, то на 2-м этапе в Поле восприятия появляется настоящее пространство, маркированное (обозначенное) различаемыми Системой Восприятия предметами. На 2-м этапе пространство Поля восприятия есть плоскость.

Конструктивно О-А существуют как Линейный и Сплошной Образы, как сложные, динамические, постоянно воспроизводящиеся от начала до конца объекты, в них воспроизводится Зрительный образ (ОБРАЗ) и Проприоцептивный Образ (АЛГОРИТМ). Мы можем приблизительно описать Зрительный образ восприятия (ОБРАЗ О-А) в Линейном Образе «Соединить» как «видимое» в Поле зрительного восприятия общее неоднократное перемещение объекта рука + предмет к одной точке (месту) в пространстве, маркированном (обозначенном) предметами.

Одновременно в составе О-А Проприоцептивный Образ (АЛГОРИТМ О-А) развёртывается в существующем пространстве СХЕМЫ ТЕЛА.

Мы отметили, что каждое отдельное Действие, приближающее предмет к Кучке, выполняется внутри Действия «Соединить» как Ед. Кронакт «Приблизить», «механизм» вырабатывания которого уже освоен на предыдущем 1-м этапе. Каждый Ед. Кронакт «Соединить» образован некоторым числом Ед. Кронактов «Приблизить», в которых осуществляется перемещение предмета, приближающее его к Кучке. Все приближающие к Кучке перемещения руки с предметом вместе с Кучкой воспринимаются Системой Восприятия как одно Действие «Соединить».

Также каждое отдельное Действие, удаляющее предмет от Кучки, выполняется как Ед. Кронакт «Удалить». Каждый Ед. Кронакт «Разделить» образован некоторым числом Ед. Кронактов «Удалить».

Простейший О-А «Соединить» образован одним Действием руки – Ед. Кронактом «Приблизить», когда рука приближает какой-то один предмет к какому-то «пустому» месту, например, на столе, на котором нет предметов. В таком случае приближение происходит к «мнимой» Кучке, в которой нет предметов. Приблизив предмет, ребёнок оставляет его в данном месте, создаётся «вырожденная» Кучка, состоящая всего из одного предмета.

Другими словами, для Системы Восприятия при формировании О-А «Соединить» Кучкой может стать «пустое» место, к которому направлен Ед. Кронакт «Приблизить». Это «мнимая» Кучка. То место, где Ед. Кронакт «Приблизить» остановится, и где остановится приближенный сюда рукой предмет, станет «вырожденной» Кучкой, образованной всего одним предметом. Мы называем её «вырожденной» потому, что Кучку из одного предмета невозможно разделить на Группу. Также «вырожденная» Кучка исходно может содержать один предмет.

Реальная Кучка содержит минимально два предмета, она может быть задана исходно или создана заново с помощью двух приблизивших предметы к одной общей точке Действий руки.

Итак, существует: 1) мнимая Кучка, лишённая предметов; 2) вырожденная Кучка, состоящая из одного предмета; 3) реальная Кучка, содержащая два и более предмета.

Если в образующем Кучку Действии руки участвует два предмета (например, к какому-то предмету присоединяется шарик и кубик), то новый Ед. Кронакт включает два Ед. Кронакта «Приблизить» – для шарика и кубика, выполненные последовательно одной рукой, поскольку на 2-м этапе ребёнок манипулирует преимущественно одной рукой.

Важно иметь в виду, что при вырабатывании Ед. Кронакта «Соединить» Система Восприятия сначала воспринимает Действие «Приблизить» руку с предметом, а после того как они приблизятся к Точке Отсчёта и предмет соединился с Кучкой, Действие «Приблизить» учитывается Системой Восприятия, после этого начинает выполняться следующее Действие «Приблизить». Точно так же на 3-м этапе О-А «Объединить» включает несколько более простых О-А «Соединить», каждый из которых в свою очередь включает несколько более простых О-А «Приблизить», поэтому О-А «Объединить» и «Разъединить имеет форму пирамиды.

Чем больше предметов вовлечено в соединение (или разделение) Кучки, тем больше Ед. Кронактов «Приблизить» и «Удалить» образуют Ед. Кронакты «Соединить» и «Разделить»:

СОЕ = ПРИ 1 + ПРИ 2 + ПРИ 3 + ПРИ 4 +… (3 = 1 +1 +1 +1 +…)

РАЗ = УДА 1 + УДА 2 +УДА 3 + УДА 4 + УДА 5 + … (4 = 2 +2+2 +2 +2…).

Кучка является Составным предметом, каждое Действие руки, приближающее предмет к Кучке и образующее её, можно назвать СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ Составного Предмета (Кучки). Например, при образовании большой кучи песка каждый бросок лопаты есть составная часть кучи.

Понятие «составная часть» особенно важно при анализе 3-го этапа, когда объединяется или разъединяется сложносоставной предмет.

Мы обсудили как на 1 и 2-м этапах в Сист. Сам. формируется О-А: в общем Поле восприятия Система Восприятия создаёт сложный (Зрительный и Проприоцептивный) Образ Поля восприятия – Образ-Траекторию, Линейный и Сплошной Образы. После того как формирование Образа-Траектории и т. д. завершено, он теряет связь с Полем восприятия и становится в Сист. Сам. самостоятельным целым объектом – О-А. Можно, упрощая, сравнить Поле восприятия со «сборочной площадкой» для О-А, откуда сформированный О-А выходит для самостоятельной «жизни» в Сист. Сам.

В завершение этого раздела следует повторить, что О-А: Образ-Траектория и т. д. – это не статические объекты, неподвижные «фотографии». В Сист. Сам. они являются динамическими конструктами, каждая часть О-А – ОБРАЗ и АЛГОРИТМ – обладают собственной динамикой самовоспроизведения, при этом оба одновременно образуют неразрывное целое. Можно приблизительно описать собственное «движение» О-А как постоянно повторяющийся цикл самовоспроизведения содержания О-А (Образа-Траектории, Линейного Образа и т. д.). Такие циклы есть «форма жизни» О-А в Сист. Сам. на 2-м Уровне Нейрореальности.

Также можно представить, что каждый О-А занимает некоторое «пространство» Сист. Сам., т. е. обладает своего рода величиной (размером) «собственного движения». Так, величины (размеры) О-А, принадлежащие альтернативной паре «Приблизить» и Удалить», меньше величин (размеров) О-А «Соединить» и «Разделить», а они в свою очередь меньше О-А Объединить и «Разъединить». То есть величина (размер) Образа-Траектории меньше Линейного и Сплошного Образов, величина последних меньше величины Полного Образа.

Конец ознакомительного фрагмента.