Вы здесь

Базисные действия человека. Basic human actions. ГЛАВА 1 (В. Л. Пляшкевич)

ГЛАВА 1

Три исходных наблюдения

В основе наших рассуждений лежат три исходных наблюдения.

НАБЛЮДЕНИЕ 1

Первое наблюдение состоит в том, что все манипуляции руки человека разными предметами это суть действия его руки, приближающие или удаляющие предметы, соединяющие или разделяющие их, объединяющие, разъединяющие, разрушающие или сохраняющие предметы.

При наблюдении за множеством конкретных действий руки человека (людей) разными предметами в разных предметных условиях можно сделать вывод, что все они представляют собой набор или комбинацию всего 8-ми основных типов действий, которые мы можем описать, как ПРИБЛИЗИТЬ, УДАЛИТЬ, СОЕДИНИТЬ, РАЗДЕЛИТЬ, ОБЪЕДИНИТЬ, РАЗЪЕДИНИТЬ, РАЗРУШИТЬ, СОХРАНИТЬ.

По сути, бесчисленное множество конкретных единичных действий руки человека конкретными предметами, из которых состоят все формы деятельности человека, представлены этими 8-ю основными действиями, которые можно назвать БАЗИСНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ.

Каждый человек может убедиться в этом, наблюдая как свои собственные действия руки предметами, так и действия окружающих его людей. Например, такая форма деятельности, как колка дров, состоит из 4 Действий: «Удалить» – поднять топор над поленом, далее «Приблизить» – Опустить топор на полено, далее «Соединить» – вонзить топор в полено, далее «Разделить» – расколоть полено. Или, в более сложном случае, если перед человеком полностью разобранный автомобильный двигатель, то в процессе его Объединения (сборки) человек выполняет в определённом порядке множество Действий приближающих, удаляющих, соединяющих, разделяющих, объединяющих, разъединяющих, разрушающих и сохраняющих детали двигателя. Правило выполнения данного вида деятельности можно назвать «Базисным правилом» сборки двигателя. Всем формам деятельности соответствуют определённые «Базисные правила».

Итак, наблюдая, можно убедиться, что каждая определённая форма деятельности человека составлена из большого числа Действий руки человека конкретными предметами, при этом каждое конкретное Действие тем или иным предметом соответствует одному из 8-ми Базисных Действий (Базисных Типов Действий): «Приблизить, «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить» и «Сохранить».

НАБЛЮДЕНИЕ 2

Во втором наблюдении можно заметить, что рука человека не производит бессмысленных движений. Все движения руки здорового человека, кроме движений, отображающих эмоциональное состояние, суть Действия руки какими-либо предметами.

Все Действия своей руки человек выполняет под контролем сенсорных органов, в первую очередь зрения. Поэтому для каждого впервые выполненного законченного Действия руки предметом в «мозге» человека должен сформироваться (быть выработан) КОНКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ, в котором воспринятая зрительная сенсорная информация выполнения Действия руки предметом во внешнем мире находится в единстве с воспринятой сенсорной информацией, исходящей от рецепторов мышц, сухожилий, связок и суставов, участвующих в выполнении данного Действия (проприоцептивная информация).

Это единство «внешней» сенсорной и «внутренней» мышечной компонент восприятия впервые выполняемого собственного Действия руки человека предметом во внешнем мире есть, по сути, «механизм» данного Действия или Объект, в котором закодировано выполнение данного Действия руки предметом. Это целый «сенсорно-моторный» объект, в котором соединены и организованы в единое целое воспринятое выполнение собственного Действия руки во внешнем мира и мышечное восприятие собственного Действия. В таком Действии соединено «внешнее» и «внутреннее» восприятие мира.

Можно сказать, что это единство воспринятого во внешнем мире ОБРАЗА выполнения собственного Действия, образованного от сигналов-рецепторов, ориентированных на восприятие внешних объектов и воспринятых проприоцептивных сигналов, образующих АЛГОРИТМ мышечного выполнения собственного Действия. Это МЕХАНИЗМ Действия руки предметом. По сути, в едином сенсорно-двигательном объекте «ОБРАЗ + АЛГОРИТМ» закодировано единичное ДЕЙСТВИЕ руки человека предметом во внешнем мире. Такой Объект можно назвать ОБРАЗОМ-АЛГОРИТМОМ (Образ-Алгоритм или, сокращённо, О-А).

На основании наблюдений 1 и 2 можно предположить, что:

1) для каждого конкретного Действия руки конкретным предметом в «мозге» человека создаётся Образ-Алгоритм – единый сенсорно-моторный объект, являющийся объектом-носителем, кодом или «механизмом» данного Действия;

2) каждый Образ-Алгоритм формируется по правилу одного из 8-ми Базисных Действий. Другими словами, основу каждого конкретного Действия руки человека предметом составляет Базисное Действие.

Итак, в Образе-Алгоритме закодировано какое-либо конкретное Действие руки конкретным предметом в определённых предметных обстоятельствах, его основу составляет одно из 8-ми Базисных Действий: «Приблизить», «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить», «Сохранить».

Все новые конкретные Действия руки человека предметами вырабатываются с помощью приближения, удаления, соединения, разделения, объединения, разъединения, разрушения или сохранения предметов в определённых предметных обстоятельствах. При этом формируется Образ-Алгоритм, в котором согласно одному из Базисных Действий закодировано данное Действие руки предметом.

Практическая реализация Действия, закодированного в сформированном Образе-Алгоритме с помощью приближения, удаления, соединения, разделения, объединения, разъединения, разрушения или сохранения предметов при помощи руки. Так, простые, составные и сложносоставные предметы – стол, часы, велосипед, самолёт или подводная лодка – созданы благодаря огромному числу Действий руки, в которых детали приближались, удалялись, соединялись, разделялись, объединялись, разъединялись, разрушались или сохранялись.

НАБЛЮДЕНИЕ 3

Наблюдая за поведением детей в возрасте от 3—4 месяцев до 2—2,5 лет, т. е. до момента появления целенаправленных действий, можно убедиться в том, что в этот период происходит не «познание» предмета, но лишь вырабатывание Действия руки предметом или выполнение уже выработанного Действия. В этот период происходит лишь вырабатывание «чистых», беспредметных Действий руки, выполняются «бесцельные» Действия руки любым предметом. Игрушки, предназначенные для ребёнка в этот период, способствуют вырабатыванию и осуществлению Действия руки. В этот начальный период онтогенеза ребёнок только вырабатывает «чистые» Действия руки предметом (формируются Образы-Алгоритмы), предметы для ребёнка в это время являются лишь «средством» вырабатывания разных Действий разными предметами, но сами предметы ребёнок «не видит». Наблюдая за ребёнком, мы замечаем, что он, взяв предмет, выполняет им какое-то Действие, например, приближает к чему-то или соединяет с другим предметом и тут же бросает его, после чего переходит к другому предмету. Игрушки, которые предлагаются ребёнку в это время, предназначены именно для вырабатывания Действия руки.

В возрасте от 3—4 месяцев до 2—2,5 лет происходит вырабатывание Действий руки предметами, это Период Вырабатывания Действий. Тонкий знаток поведения детей Марина Монтессори говорит об этом: «Поэтому первая задача младенца состоит в том, чтобы подготовить руку к тому, чтобы она стала инструментом, которым можно работать» [1], [2].

Также можно заметить, что первыми в возрасте 4—8 месяцев появляются наиболее простые Действия руки «Приблизить» и «Удалить» (например, приблизить руку к игрушке), далее, в возрасте от 8—14 месяцев появляются более сложные Действия руки предметом «Соединить» и «Разделить» простой составной предмет, после этого в возрасте от 1 года 3 месяцев до 2—2,5 лет «Объединить» и «Разъединить» сложносоставной предмет и завершают Период Вырабатывания Действий наиболее сложные Действия «Разрушить» и «Сохранить». Далее, с помощью выработанных «чистых» Действий начинается целенаправленное познание предметов в соответствии с Потребностью.

Период Вырабатывания Действий предваряет Период Познания Предметов. Очевидно, что прежде чем познать мяч в его функции (свойстве) «катиться», нужно научиться его бросать.

Мои наблюдения 1, 2, 3 стали исходным моментом для понимания роли и значения Базисных Действий для вырабатывания конкретных Действий руки реальными предметами, механизмом которых являются Образы-Алгоритмы. Они являются тем инструментом, с помощью которого ребёнок (человек) впервые вступает в контакт с объектами внешнего мира, осваивает доступный ему внешний мир, проникает в Континуум, в который он рождён. Одновременно с вырабатыванием Действий руки помощью Образов-Алгоритмов, которые можно определить как сенсорно-моторный «способ», или «принцип», взаимодействия с объектами внешнего мира в первый период после рождения происходит также формирование речи ребёнка (человека) и освоение форм локомоции.

Исследованию связи восприятия и действия посвящено множество работ. Практически все исследователи [2—5], [7 отмечают очевидную и глубокую взаимосвязь между сенсорным (преимущественно, зрительным) восприятием и действием. Все учёные подчёркивают, что Действие руки человек выполняет под контролем зрения. Однако исследователи проходят мимо того факта, что единство восприятия внешней «картины» действия руки предметом и внутренних проприоцептивных сигналов, связанных с данным действием руки, приводят к формированию особого объекта, который становится «МЕХАНИЗМОМ» или кодом действия руки предметом. Прослеживается общая тенденция рассуждений, когда, описывая действие или манипуляцию руки человека предметом под контролем зрения, авторы в конце уходят от вывода о том, что именно так формируется «механизм» Действия (манипуляции) руки предметом, и акцентируют внимание не на Действии, но на особенностях тех предметов, которыми манипулирует рука.

Многие исследователи подходят весьма близко к представлению об Образе-Алгоритме. Так, М. Арбиб пишет: «Воспринимается не столько объект из окружающей среды, сколько взаимосвязь между этим объектом и самим субъектом» [4].

Объект-носитель или «механизм» Действия руки предметом я предложил назвать Образом-Алгоритмом. В Образе-Алгоритме запечатлено в виде сложного Образа воспринятое Системой Восприятия человека выполнение Действия его руки во внешнем мире, когда человек манипулирует предметом согласно одному из 8-ми Базисных «правил». Конструкция Образа-Алгоритма (О-А) включает два основных воспринятых Образа – это Образы восприятия, которые после завершения формирования становятся самостоятельными Образами, частями (компонентами) Образа-Алгоритма. Это – «внешний» ОБРАЗ О-А или «картина» выполняемого внешнего Действия руки предметом, образованный сенсорными органами, ориентированными на восприятие внешних сигналов, и «внутренний» проприоцептивный Образ, в котором запечатлён мышечный АЛГОРИТМ выполнения данного Действия.

Значение Образа-Алгоритма состоит в том, что он является тем «принципом», или «способом», с помощью которого воспринятое действие руки другого человека повторяется ребёнком, далее собственное повторенное действие руки воспринимается его Системой Восприятия и становится «своим» действием. При этом «чужой» предмет, воспринятый в действии руки, принадлежащий косному физическому миру, благодаря контакту с ним с помощью глаза и руки (для Действия руки предметом) становится собственным Образом – объектом внутреннего «психического» мира человека. Способ введения объекта «внешнего мира» при формировании Действия руки или формировании Речи во «внутренний мир» человека с помощью их связи с возникающими при этом проприоцептивными ощущениями от мышц руки или голосовых связок можно назвать «Принципом О-А». Формирование О-А – это единственный способ, или принцип, освоения внешнего физического мира, его объектов, проникновения человека в косный физический мир, в Континуум.

Развитие ребёнка после рождения до появления целенаправленных Действий, Предложений Речи и Форм Локомоции происходит благодаря формированию О-А (в соответствии с «Принципом О-А») во всех трёх указанных сферах – Действие руки предметом, Речь и Локомоция. В данной работе нас, прежде всего, интересует вопрос о том, как происходит вырабатывание Действий руки предметом, именно этот процесс в возрасте примерно от 4 месяцев до 2,5 лет является ведущим, своего рода «локомотивом» для формирования Речи и Локомоции.

В первоначальном Периоде Вырабатывания Действий происходит формирование и накопление огромного числа О-А. Они становятся Действенными Началами для познания мира, формирования Внутреннего мира человека и практической деятельности человека.

Два уровня Нейрореальности. Сила притяжения подобных Образов. Система Самоощущения

Прежде чем перейти к описанию формирования О-А, необходимо остановиться на некоторых важных положениях.

Если 8 Базисных Действий («Приблизить», «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить», «Сохранить») претворяются в огромное число конкретных Действий руки реальными предметами (О-А), то неизбежно возникает вопрос о том, чему принадлежат, где «место обитания» Базисных Действий – этих «правил», «программ», своего рода «архетипов» всех конкретных Действий руки человека. Научная любознательность понуждает нас задать вопрос о том, ОТКУДА они инициируют и ОТКУДА управляют вырабатыванием конкретных Действий руки человека множеством предметов по 8-ми Базисным «правилам». Какие механизмы или «силы» осуществляют трансляцию «принципов», «правил» Базисных Действий в О-А, которые становятся в «мозге» человека Объектами-носителями конкретных Действий руки человека? Представление о том, что Базисные Действия обусловлены Геномом, что они исходят от него, модулируя все конкретные Действия руки предметом, не может быть верным. Развитие молекулярного субстрата организма человека под влиянием Генома является реальностью, определяющей события физического состояния организма человека в физическом мире. О-А – это не нейрофизиологический (нейронный) механизм Действия руки, он включает два сложных Образа, которые не принадлежат нейронной сети. Образная природа О-А заставляет нас предположить, что Базисные Действия, по правилам которых формируются О-А, принадлежат той же Образной, «невидимой» реальности, что и О-А. Рассмотрим это вопрос подробнее.

В нейробиологии и нейропсихологии попытки прямо связать восприятие, мышление с активностью нейронов, нейронных сетей, с нейрофизиологическими механизмами и с определёнными отделами головного мозга оказываются безуспешны в связи с принципиальной невозможностью объяснить «психологию» с помощью «нейрона».

Уровень существования нейрофизиологических механизмов и нейронных сетей, допускающий их изучение с помощью приборов, можно назвать «видимым» 1 Уровнем Нейрореальности.

2 Уровнем Нейрореальности можно назвать тот уровень, которому принадлежат его объекты – ОБРАЗЫ, в котором происходят события так называемого «психизма».

Нейрон, нейронная сеть, синаптическая и глиальная активность являются физическим основой неизвестных нам процессов и механизмов невидимого мира, представленных Образами. Эти процессы происходят на 2 Уровне Нейрореальности и находятся за «горизонтом» видимых событий, их «природа» нам неизвестна.

Если 1 Уровень Нейрореальности доступен изучению с помощью методов электрофизиологии, нейрохимии и т. д., с помощью которых мы добились столь блестящих достижений в 20 веке, то 2 Уровень Нейрореальности принадлежит невидимому миру и особой «трансцендентной сфере», анализировать которую мы можем только через самонаблюдение или анализ взаимосвязей вновь открытых наблюдательным умом категорий самонаблюдения, проецируя их на известные нам системы и механизмы 1 Уровня Нейрореальности.

Академик П. К. Анохин писал о том, что мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга и что психика, возможно, вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет собой проявление каких-то иных – нематериальных духовных сил. Экклз и Пенфилд в книге «Тайна человека» прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, – пишет Экклз, – что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него, извне».

Эти утверждения обусловлены тем, что отсутствует представление об объектах, обусловливающих «психизм» и «сознание», имеющих основание во внешнем физическом мире, в который человек родился и в котором живёт. Используя представления об Образах-Алгоритмах как об Объектах-Образах, происхождение которых обусловлено нейронными механизмами и объектами физического мира, мы можем утверждать, что нейронные механизмы 1 Уровня Нейрореальности обеспечивают «существование» 2 невидимого Уровня Нейрореальности. В Образе-Алгоритме физический объект (предмет, «вещь») становится Образом и участвует в построении и развитии внутреннего мира человека.

Образы – это объекты, принадлежащие 2 Уровню Нейрореальности, они обладают в Сист. Сам. особой подвижностью, легко вступают в «ассоциативные связи» с другими Образами по принципу их подобия. Подвижность Образов, перемещение подобных Образов, их объединение объясняет процессы, происходящие на 2 Уровне Нейрореальности. Объединение, сцепление подобных Образов, динамику объектов 2 Уровня Нейрореальности можно объяснить, если допустить существование особой «силы», которую можно, по аналогии с силой притяжения физических масс, назвать Силой ПРИТЯЖЕНИЯ ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВ, или Силой подобного притяжения. Введение понятия «Сила Подобного Притяжения» в нейропсихологии позволяет объяснить причину и «механизм» динамики невидимых «психологических» объектов, сближения и объединения Образов по принципу их подобия (близости, похожести). Природа этой «силы» нам неизвестна, но её действие объясняет, почему происходит объединение Образов, находящихся в разных «местах» «психологической сферы.

Если обратиться к 1 Уровню Нейрореальности, то его общие границы определены границами субстрата, вещества головного мозга человека. Взятые в целом объекты 2 Уровня Нейрореальности не могут простираться бесконечно, но заключены в границы и представляют собой для каждого человека замкнутую сферу. Чем определены границы этой сферы? Можно полагать, что границы «психологической» сферы определены благодаря Силе притяжения подобных Объектов, которая притягивает подобные Образы друг к другу, формируя в некоторых границах индивидуальную невидимую «вселенную» человека, представленную Образами.

Между «нейроном» и «психологией» проходит своего рода «горизонт событий», за которым механизмы едва проявляющихся для нас процессов 2 Уровня Нейрореальности нам неизвестны. Это аналогично «горизонту событий», связанных с существованием Чёрной Дыры. Более того, с некоторой долей научной дерзости можно предположить, что «горизонт событий» будущего характерен для «невидимого» 2 Уровня Нейрореальности, которому принадлежат неизвестные «психологические» объекты и процессы, связанные с ними. 2 Уровень Нейрореальности характеризуется цельностью, имеет границы и характерный размер, своего рода радиус, обусловленный стягивающей Силой притяжения подобных Образов. Единство, целостность, форму всей сферы невидимого 2 Уровня Нейрореальности обеспечивает Сила притяжения подобных Образов, или Сила подобного протяжения. В каждом человеке она, подобно силе гравитационного притяжения материальных масс, стягивает в единое целое невидимую «Вселенную» 2 Уровня Нейрореальности.

Следует сказать также о СИСТЕМЕ САМООЩУЩЕНИЯ (сокр. Сист. Сам.), к ней мы будем постоянно обращаться в наших рассуждениях. Система Самоощущения – это условная система или сфера, которой принадлежат все рассматриваемые нами «невидимые» Объекты (Образ-Алгоритм, Образ-Шаблон и т. д.), которые мы способны явно или неявно самоощутить. Я вынужден ввести представление о Системе Самоощущения, поскольку нам необходимо определить некоторую естественную «среду обитания» для того чтобы иметь возможность описать динамику Образов.

Система Самоощущения – это сфера самобытия человека. Человек «дан» самому себе в ощущении самого себя, или Самоощущении. Самоощущение – явная или неявная данность человеку всех процессов в нём самом. Можно предположить, что Самоощущение возникает в тот момент, как только у ребёнка появляются первые Действия руки предметом, которые впервые связывают ребёнка с внешним миром предметов, и эта связь, если мы полагаем ребёнка не роботом, но человеком, несомненно, должна как-то самоощущаться ребёнком.

Абсолютное большинство процессов и объектов, которые я пытаюсь описать в данной работе, суть Образы, они существуют на «невидимом» 2 Уровне Нейрореальности в Системе Самоощущения.

Предположение о происхождении Человека и Действия

Прежде чем перейти к описанию процесса формирования О-А Действий руки предметом «Приблизить», «Удалить», «Соединить», «Разделить», Объединить», «Разъединить», «Разрушить», «Сохранить» необходимо объяснить происхождение Действия руки.

В исходном Наблюдении 3 мы видим, что активная «деятельность» руки ребёнка в период от рождения до появления первых целенаправленных действий руки (при познании предметов в их функциях) состоит из актов вырабатывания Действий руки предметом (формирования О-А). В этот Период I – Период Вырабатывания Действий (руки предметом) – ребёнок не «видит» предмет, который является лишь средством манипуляции, Действия руки (формирования О-А). В Период I происходит вырабатывание «чистых» Действий руки предметом.

Почему сначала вырабатываются Действия руки предметом? Для чего они предназначены? Действия руки ребёнка предметом – это «способы» манипуляции руки множеством разнообразных предметов, это возможно благодаря тому, что все конкретные Действия руки всеми предметами выполняются согласно 8 Базисным «правилам» – Базисным Действиям. Ребёнок должен сначала научиться Действовать рукой, и только потом, с их помощью, он окажется способен познавать предметы в их функциях. Действия руки предметами вырабатываются, прежде всего, для участия в познании предметов в их функциях (свойствах, качествах) для овладения миром предметов в следующем Периоде Познания Предметов. Так, для того чтобы мяч был познан ребёнком в его функции (свойстве) катиться он должен быть брошен рукой с помощью Действия руки «Удалить» («Отбросить мяч рукой»). Познание предметов в их функциях и практическая деятельность ребёнка – вот основная «цель», для которой предназначены Действия руки предметом.

Вернёмся к вопросу о том, где расположены Базисные Действия, чему они принадлежат? Поскольку Геном не может быть их источником, т. е. 8 Базисных Действий не могут исходить от Генома для их претворения в конкретные Действия руки предметом, то встаёт вопрос о «местонахождении» 8-ми Базисных Действий. Мы также не можем согласиться с представлением о привнесении их от источника, расположенного ВНЕ человека, например от «трансцендентных категорий», тем более от инопланетных цивилизаций.

Наиболее естественным объяснением может быть предположение о том, что Базисные Действия каждого конкретного человека принадлежат невидимому 2 Уровню Нейрореальности и занимают в нём высокое, своего рода «архетипическое» положение.

Мы не можем удовлетвориться тем, что Базисные Действия существуют «вообще» или «где-то». Наша научная любознательность заставляет нас не упорствовать в старых представлениях, но попытаться корректно ответить на вопрос о том, могут ли существовать Базисные Действия как «невидимая субстанция», существует ли первопричина Базисных Действий и, предположительно, какова она. Мы должны, хотя бы скромно, гипотетически ответить на вопрос о том, в какой форме человек появился в мире и как эта форма развивается. Мы должны хотя бы в виде предположения, гипотезы обозначить непонятные нам «силы», которые понуждают Базисные Действия претворяться в конкретные Действия руки человека. Есть серьёзные основания усомниться в том, что весь совершенный человек во всех его молекулярных и психических проявлениях обусловлен лишь развитием наследственного молекулярного материала Генома. При современном понимании человека невозможно представить его высшим достижением эволюции как всего лишь совокупность саморазвивающихся (почему-то?) макромолекул. Возможно, что Геном годится только для Голема.

Следует добавить, что в современной физике всё чаще появляются мнения о том, что многие физические явления могут быть строго объяснены только с участием «трансцендентной» компоненты. Один из физиков писал: «…но, если сама наука указывает нам на трансцендентное в мире, то мудростью будет признание сложности мира в проявлении нашей способности познавать мир «как он есть».

Гипотетические «объекты», о которых я буду говорить далее, – Личность, Сущность Человека, «Силы» и т. д., необходимы нам для того, чтобы попытаться объяснить происхождение Базисных Действий человека и Действий руки человека предметом. Ответить на этот вопрос, хотя бы в качестве научной гипотезы, совершенно необходимо для удовлетворения нашего научного любопытства, а также для того, чтобы не допустить появления более «фантастических» объяснений.

Поскольку мы ничего не знаем о представительстве человека в «невидимом» мире, мы должны сначала предположить, что взятый в целости человек или своего рода ПОЛНЫЙ ЧЕЛОВЕК существует одновременно в двух сферах – «видимой» и «невидимой». Множество фактов указывает на это.

Можно предположить, что человек рождается в Континуум, который является своего рода «вместилищем» человека. Сначала ребёнок (человек) не соприкасается с Объектами Континуума (предметами и т. д.), он находится как бы вне Континуума (как ребёнок, родившись в семье, лишь постепенно становится её членом), но постепенно во взаимодействии с предметами, уже при вырабатывании первых Действий руки предметами, благодаря формированию О-А ребёнок начинает устанавливать связь с объектами Континуума, проникать в Него, сливаться с Ним.

Можно предположить, что человек возникает в «невидимом» мире —Континууме первоначально в виде «идеального» образования, которое можно назвать ЯДРОМ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Одновременно с ним, соответственно ему в «видимом» физическом мире появляется Зигота человека. Далее Ядро Личности развивается в ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА единовременно с развитием Генома человека. Личность Человека устанавливается в возрасте 3—4 месяцев с началом вырабатывания первых Действий руки предметом (с формированием О-А). На данном этапе оба вместе они образуют Полного Человека. Геном человека находится под организующим, иерархически доминирующим влиянием Личности Человека.

Между «видимым» уровнем, которому принадлежит развивающийся под влиянием Генома Организм человека, и «невидимым», «идеальным» уровнем Личности Человека находится Конституция человека, которая обладает двойственной природой – природой идеального и физического уровней одновременно. Она является посредником между Личностью и Организмом (развивающимся Геномом) человека. Предложено много видов Конституции, начиная с известных: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик и т. д. При этом лучше всего Конституция описана в работах классиков гомеопатии, в первую очередь С. Ганемана [19]. Гомеопатическое описание Конституции человека вот уже более 200 лет является не умозрительной химерой, но рабочим, подтверждённым медицинской практикой механизмом [6].

Также необходимо предположить существование «передатчиков» влияния Личности на Конституцию и Организм (молекулярный субстрат) человека, более всего на эту роль подходит представление об особых «силах» конструктивного и деструктивного модусов действия. Существование таких «сил» не противоречит ни научным (сила гравитации и «черная энергия), ни философским, ни мифологическим, ни религиозным представлениям и не является прямой умозрительной спекуляцией. Действие «сил» невидимо, но очевидно. Эти СИЛЫ можно назвать Конструктивной и Деструктивной Силами (сокр. Сила КОН и Сила ДЕС).

Также можно предположить существование принадлежащего Личности Человека связанного с Ней особого конструкта – Сущности Человека, которая осуществляет влияние Личности на Человека на Полного Человека (проще говоря – на человека) с помощью Сил КОН и ДЕС. Это тот минимум предполагаемых «объектов», который позволит нам оставаться в требуемых разумных рамках при объяснении происхождения Действий человека (рис. 1).

Базисные Действия обусловлены Личностью Человека.

Несколько упрощая, можно сказать, что «предназначение» Базисных Действий состоит в том, чтобы с помощью О-А осуществить познание человеком косных физических предметов, а также людей, сформировать Внутренний мир человека, обеспечить практическое взаимодействие человека с физическим миром, а также выработать Речь и формы Локомоций или формы его перемещения в пространстве. Вырабатывание конкретных Действий руки предметом (формирование О-А) есть первое условие вхождения человека в мир, проникновения в Континуум. Поэтому Базисные Действия, обеспечивающие Действия руки предметом, полностью соответствуют анатомо-физиологической конструкции руки человека.




Принадлежащая Личности Сущность Человека, несомненно, должна быть созидающим конструктом. Можно предположить, что Сущность человека двойственна: во-первых, Сущность человека есть НЕЧТО, без ЧЕГО человек перестаёт быть человеком и становится Големом; во-вторых, Сущность человека это ТО, благодаря Чему человек существует, «живет, пребывает», т. е. в Сущности человека заложен «СПОСОБ» существования человека.

Первое направлено вверх, к порождающей Сущность человека «Божественной» ПРИЧИНЕ, к Личности Человека, второе – вниз, на человека.

Несомненно, что в основе нашего представления о Сущности человека находится интуитивно подразумеваемое нами СОВЕРШЕНСТВО человека, превосходная степень его и актуального, возможного стояния в Мире.

Само представление о Сущности Человека как о чем-то «главном» в человеке никогда бы не возникло, если бы не было интуитивного понимания Совершенства человека. Кому нужна примитивная Сущность Человека?!

В каждом конкретном человеке Сущность Человека пребывает и проявляется явно, но мы – люди, привыкли к Её действию в нас, мы лишь едва улавливаем Её действие в нас.

Рассматриваемый тут вопрос о Сущности Человека предполагает Её не как умозрительную химеру, но реальный «рабочий» конструкт, принадлежащий Личности Человека. Несмотря на то, что природа Сущности Человека скрыта от нас, погружённых в явную реальность физического мира, она допускает некоторое понимание Её через проявление совершенствующего нас развития, например при познании всё более сложных объектов внешнего мира – предметов, формировании всё более сложной Речи и т. д.

Совершенство человека, его соответствие Сущности Человека не есть статическое состояние человека, человек в процессе своей жизни создаёт собственное своё Совершенство. Другими словами, Сущность Человека реализует в конкретном человеке собственную «природу», делая совершенным человека. Лев Толстой писал в книге «Юность»: «Этот-то голос страстного желания совершенства и был главным душевным ощущением в ту эпоху моего развития».

Сущность Человека может быть только созидательна, конструктивна, ибо только так может быть достигнуто Совершенство человека.

Личность Человека благодаря Сущности Человека с помощью Сил КОН и ДЕС влияет на развитие человека, используя потенциал Конституции человека.

Читатель может заметить, что я избегаю упоминания о Боге. Тем не менее, я хочу привести слова Исаака Ньютона из его труда «Математические Начала Натуральной Философии»: «Мир, отличающийся прекраснейшими формами и разнообразием движений, мог произойти не иначе, как только по свободной воле всё предопределяющего и всем управляющего Божества» [13].

В соответствии с возвышенным представлением о Сущности Человека, следует назвать ЕЁ активность не функцией, но ДЕЙСТВОВАНИЕМ (Сущности человека). Действование Сущности посредством Сил КОН и ДЕС способствует совершенствующему развитию человека. Так, в Периоде I происходит постоянное усложнение О-А.

Скажем несколько слов о Силах КОН и ДЕС. Они составляют пару Сил, в которой доминирует конструктивная Сила КОН, она более тесно связана с Сущностью человека. Поскольку Сущность человека, априори, созидательна, её главным качеством является Конструктивность, при этом обе Силы реализуют общую Конструктивность Сущности Человека своим конструктивным и деструктивным влиянием.

От Сущности Человека исходит особое «понуждение к развитию» человека, или ИНТЕНЦИЯ (Сущности Человека). Интенция понуждает, инициирует человека на познание Мира предметов, развитие Речи и Форм Локомоции (позиционирование человека в пространстве). Присущее Ей Действование Сущность Человека развёртывает в конкретном человеке с помощью Сил КОН и ДЕС на протяжении Периодов I, II, III, которые можно условно назвать Периодами Действования Сущности Человека.

Каждый Период характеризуется определённым содержанием ИНТЕНЦИИ (Сущности Человека).

Период I – Период Вырабатывания Действий (этот Период описывается в данной работе), Звуков, Фонем и Слов Речи, а также первоначальных Форм Локомоции.

Содержание Интенции в этот Период: «Вырабатывание Действий руки предметом (формирование О-А Действия руки)», «Вырабатывание Звука, Фонемы, Звучащего Слова (Формирование О-А Речи»).

Период II – Период Познания Предметов и развития совершенной Речи. Содержание Интенции: «Познание предметов в их функциях с помощью О-А», «Формирование совершенной Речи».

Период III – Период Познания «другого» Человека или Другого Индивидуума (сокр. Другой ИНД).

Содержание Интенции: «Познание человека (Другого Индивидуума) в его действиях с помощью О-А».

Периоды I, II, III развиваются не строго последовательно во времени, но частично совпадают.

Правило Приоритета Организатора

Развитие центральных механизмов функций систем организма предшествует развитию периферических звеньев этих систем. Такая последовательность событий происходит благодаря тому, что развитие нейронных механизмов контроля систем непосредственно и тесно (приоритетно) связано с Геномом, тогда как периферические механизмы, ответственные, например, за двигательные или секреторные функции, развиваются через более длинную цепь реализации влияний Генома.

Поэтому развитие всей сложной иерархически организованной системы, в состав которой входит исполнительное (эффекторное) периферическое звено, лимитируется, в первую очередь, периферическим аппаратом. Как только эффекторный «прибор», например мышечно-суставной, созревает и оказывается способен выполнить команды центральных механизмов, тут же происходит объединение эффекторных двигательных и центральных нейронных механизмов и соответствующая функция, например группа движений, начинает выполняться.

Итак, если в составе новой объединенной физиологической системы есть периферическое исполнительное звено, включающее, например, секреторный или мышечно-суставной аппараты, то именно оно лимитирует наступление МОМЕНТА объединения системы.

В том случае, если объединяются равноценные системы, например зрительная и проприоцептивная (обе чувствительные – сенсорные, т. е. порождающие ощущения), то МОМЕНТ их объединения определяется более медленным развитием наиболее сложной системы (в нашем примере – зрительной). Во всех случаях объединение сложных систем находится под контролирующим влиянием Сид КОН и ДЕС.

Именно в момент «критической необходимости» объединения физиологических систем (механизмов), когда они созрели и подготовлены для объединения, начинает проявляться мощное, объединяющее влияние Сил КОН и ДЕС (в первую очередь Силы КОН).

Универсальное, объединяющее влияние, организующее развитие Сил КОН и ДЕС на физиологические системы, проявляющееся в момент их «критического созревания», особенно активно в период раннего онтогенеза на всех уровнях организма, для всех без исключения физиологических систем. Этот принцип можно назвать ПРАВИЛОМ ПРИОРИТЕТА ОРГАНИЗАТОРА. В соответствии с ним развивающиеся физиологические системы в момент их полной или «критической» готовности (созревания) объединяются за счёт приоритетного влияния системы более высокого иерархического уровня.

Представление о Позиции Наблюдателя

Обратимся к представлению о положении наблюдателя, сообщающего нам о каком-либо феномене (по отношению к данному феномену). Речь идёт о ПОЗИЦИИ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Рассмотрим три позиции наблюдателя какого-либо явления – позиции 1, 2 и 3.

ПОЗИЦИЯ 1 («изнутри»). Предположим, что мы рассматриваем человека, который ЧТО-ТО ДЕЛАЕТ, т. е. действует. В позиции 1 положение наблюдателя совпадает с наблюдающим собственное действие индивидуумом. В этом случае можно говорить о том, что позиции действующего человека и наблюдателя совпадают, оба – действующий человек и Наблюдатель – самоощущают своё действие, которое они воспринимают с помощью своих сенсорных органов: зрения, слуха, осязания и др. Позицию 1 можно обозначить как положение наблюдателя «изнутри».

ПОЗИЦИЯ 2 («со стороны»). В Позиции 2 наблюдатель и наблюдаемый им человек – разные персоны. В этом случае наблюдатель «видит» другого человека или другой объект «со стороны». Наблюдатель «видит» человека, выполняющего некоторые ДВИЖЕНИЯ, самоощущать которые он не может. При этом оба – наблюдатель и наблюдаемый – находятся на одном и том же уровне, например на уровне членов социума, или, например, когда болт «видит» гайку. Позицию 2 можно обозначить как «со стороны».

ПОЗИЦИЯ 3 («над», или «бога»). В позиции 3 (позиция метасистемы) наблюдатель и наблюдаемый им объект – человек, предмет, явление, принадлежат разным уровням реальности. Наблюдатель находится в положении НАД наблюдаемым им объектом. Это – превосходное положение наблюдателя, он находится в положении «бога», когда контекст, обстоятельства, цель, т. е. смысл (содержание) происходящего, например, содержание действий наблюдаемого человека, для наблюдателя очевидно. Позицию 3 можно обозначить как позицию НАД, или позицию «бога».

В общем случае, в зависимости от воли того, КТО рассматривает систему «наблюдатель – наблюдаемый», тем и другим может быть не только человек, но любой живой или неживой объект. Например, наблюдатель – камень, наблюдаемый – дерево, и наоборот. Писатели и поэты постоянно пользуются этим приёмом. Перемена позиции взгляда на героя – важнейший приём литературного творчества. Приём постоянно сменяющейся точки зрения, позиции автора используется писателями для полноты описания сюжета.

Представление о позиции, определение позиции наблюдателя важны в работе исследователя для понимания смысла наблюдаемого объекта, явления, феномена. Непроизвольная, неоправданная смена позиции по ходу рассуждения – одна их типичных ошибок при рассуждении.

При исследовании Действия руки предметом нам необходимо контролировать и, по возможности, указывать позицию, которую мы занимаем при его описании.

Восемь Идеальных Объектов Базисных Действий

В исходном Наблюдении 1 я сказал, что все действия (манипуляции), которые человек выполняет рукой в отношении предметов, – это действия, приближающие или удаляющие предметы, соединяющие или разделяющие составные предметы, объединяющие сложносоставные предметы или разъединяющие их, а также разрушающие предметы или сохраняющие их. Это 8 Базисных Действий: «Приблизить», «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить».

Поскольку других Действий (манипуляций) руки предметом, кроме указанных, мы не наблюдаем, эти Действия мы назвали основными, илиБАЗИСНЫМИ, ДЕЙСТВИЯМИ (Базисное Действие). Для Базисного Действия можно предложить более короткое название КРОНАКТ (CROWNACT). В тексте мы будем использовать оба термина.

Любая форма деятельности человека представлена короткой или длинной цепью последовательных конкретных Действий руки человека разными предметами, при этом каждое Действие соответствует одному из 8-ми Базисных Действий, или Кронакту.

Каждая последовательность конкретных Действий руки (предметом), образующая какую-либо форму деятельности человека, представляет собой оригинальную комбинацию 8-ми Базисных Действий (Кронактов). Комбинаторные соотношения Кронактов в конкретных формах деятельности человека можно сравнить с комбинациями 4 нуклеотидов в молекулах ДНК. То есть Базисные Действия (Кронакты) образуют «действенный код» любого конкретного вида познающей или практической деятельности человека. Количество вариантов комбинаций Базисных Действий в разных формах деятельности руки человека практически бесконечно, поэтому каждый человек, принаждежащий человечеству способен выполнить рукой любую форму его деятельности.

Общая двигательная активность ребёнка до 4-месячного возрастапредставлена спонтанными хаотическими движениями рук и ног и попытками перевернуться на бок. После 4 месяцев можно видеть принципиально новые движения – движения руки, направленные К ПРЕДМЕТУ, когда, например, мать показывает ребёнку яркую игрушку и он тянется к ней. Это – организованное движение, возможное только тогда, когда у ребёнка появилась способность воспринимать перемещения своей руки с предметом в пространстве перед ним на дистанции вытянутой руки, а также способность воспринимать свои проприоцептивные ощущения, обусловленные данным движением. Это указывает на то, что начала функционировать Система Восприятия и произошло объединение функций двух систем – зрительной (сенсорной) и проприоцептивной под общим воздействием Системы Восприятия. Интеграция этих систем происходит в соответствии с Правилом Приоритета Организатора в момент «критической» готовности всех систем. Далее возникает новая зрительно-проприоцептивная система (тут мы говорим только о зрительном восприятии), организующая и координирующая движение руки ребёнка по отношению к предмету в пространстве перед ним на дистанции вытянутой руки.

Момент, когда ребёнок впервые протянул руку к игрушке и коснулся её, можно считать началом Периода I – Периода Вырабатывания Действий руки предметом. Первоначально ребёнок делает только попытку движения руки в направлении к предмету. Потом пытается дотянуться до предмета, прикоснуться к нему, взять, захватить, удержать его.

От начала Периода I до его окончания в возрасте около 2—2,5 лет происходит вырабатывание конкретных Действий руки предметом (формирование О-А).

Наблюдая за ребёнком, можно заметить, что в возрасте до 8 месяцев ребёнок вырабатывает наиболее простые Действия руки – приближающие предмет к ребёнку или удаляющие предмет от ребёнка. В возрасте до 14 месяцев ребёнок вырабатывает более сложные действия руки, соединяющие несколько разрозненных предметов в общую «кучку», а также действия, разделяющие «кучку» на отдельные предметы. В возрасте от 14 месяцев до момента окончания Периода I вырабатываются наиболее сложные действия руки, объединяющие или разъединяющие состоящий из деталей, частей сложносоставной предмет, где каждая деталь занимает определённое место. В это время ребёнок также вырабатывает особые группы действий, сохраняющие предмет или разрушающие его.

В исходном Наблюдении 3 мы замечаем, что в Периоде I ребёнок вырабатывает Действия руки предметом, не замечая самого предмета, его Система Восприятия воспринимает Действие как единое перемещение руки и предмета, предмет, каким бы он ни был, является лишь средством для вырабатывания Действия руки. Ребёнок c одинаковым «интересом» манипулирует любым предметом, который попадает в его поле зрения. Вырабатывание Действий – это единственный вид «деятельности» ребёнка в Период I, смысл её состоит в том, чтобы обеспечить разными Действиями руки – «способами» взаимодействия (контакта) с любым реальным предметом, похожим на тот, для которого были выработаны Действия руки. Это Период подготовки к последующему познанию Предметов в их функциях.

Я коротко описал, какие Действия руки вырабатываются в течение Периода I. Но, ещё до того, как произойдёт созревание костно-суставного и нейромышечного аппарата руки, необходимого для выполнения Действия, а также до того момента, когда Система Восприятия окажется способной воспринимать Действия руки предметом, Базисные Действия существуют как высшие «принципы», «правила» или «программы».

8 Базисных Действий можно представить как 8 «идеальных» правил, программ или «принципов» действия. Можно предположить, что 8 Базисных Действий появляются или, так сказать, «изводятся» (исходят) из Личности Человека сразу после рождения ребёнка в Континуум и устанавливаются постоянно в Сист. Сам. в возрасте около 4 месяцев на 2 Уровне Нейрореальности, ожидая, когда на 1 Уровне Нейрореальности под влиянием Генома костно-мышечный аппарат руки и нейрофизиологический субстрат Системы Восприятия достигнут требуемого уровня развития.

Можно увидеть некоторую аналогию Базисного Действия с Архетипом Юнга. Вот что пишет Юнг: «Архетипы, так сказать это органы дорациональной души. Они – вечно передающиеся из поколения в поколение формы и идеи, не имеющие специфического содержания. Специфическое содержание они приобретают в процессе жизни индивидуума, когда личный опыт воспринимается именно в этих формах» [20].

В это время происходит установление 8 Объектов-носителей Базисных Действий, т. к. Базисные Действия, по сути, не являются объектами, но лишь «идеальными» «принципами» или «программами» Действий, природа которых нам неизвестна. Необходимо предположить существование Объектов-носителей этих «принципов». Объекты-носители Базисных Действий можно назвать 8-ю ИДЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ-НОСИТЕЛЯМИ БАЗИСНОГО ДЕЙСТВИЯ.

Итак, для 8-ми Базисных Действий в Сист. Сам. существует 8 Идеальных Объектов-носителей Базисного Действия («Приблизить», «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить», «Сохранить»).

Можно в наших рассуждениях пойти дальше и предположить, что в свою очередь Базисные Действия обусловлены общим объектом, исшедшим ранее от Личности Человека, который можно назвать своего рода СВЕРХДЕЙСТВИЕМ. В нём Личность низводит во 2 Уровень Нейрореальности человека неразделённое до этого на Базисные Типы Действий общее «понуждение к Действию руки предметами».

Читатель, конечно, может не согласиться с предложенным тут описанием гипотетической картины событий, но в любом случае мы должны хотя бы в виде предположения объяснить происхождение первых конкретных Действий руки человека предметами, которые мы наблюдаем своими глазами с рождением каждого ребёнка.

Краткое повторение предыдущих рассуждений

Кратко повторим то, что сказано выше. Для объяснения происхождения Действия руки предметом я предложил следующую гипотетическую систему: человек рождается в Континуум в виде «идеального образования – Ядра Личности, Одновременно происходит формирование зиготы и начинается развитие Полного человека. Организм Человека развивается под влиянием генетической программы Генома человека. Развитие Генома находится под контролем Личности Человека, при этом посредником между Личностью и Геномом (Организмом) становится Конституция Человека, заданная изначально в Ядре Личности.

Развитие молекулярных механизмов Организма Человека, в том числе нервной системы, происходит в физическом мире. Все процессы, связанные с нейронными механизмами мы, условно, приписываем 1 Уровню Нейрореальности. Образы, обусловленные нейронными механизмами, существуют в «невидимом» 2 Уровне Нейрореальности. Развивающейся Личности Человека принадлежит Сущность Человека, которая является активным рабочим конструктом, понуждающая особые гипотетические «силы» – Конструктивную и Деструктивную Силы (Силы КОН и ДЕС) к выполнению исходящей от Сущности Человека её Интенции вырабатывания Действий руки предметом, формированию Речи и Форм Локомоции. Базисные Действия также исходят от Личности Человека, они представляют собой особые Базисные «правила» или «программы» восприятия сенсорно-мышечного взаимодействия при формировании О-А Действия руки и Речи.

Восемь Идеальных Объектов-носителей Базисных Действий с помощью Сил КОН и ДЕС осуществляют формирование О-А Действия руки и Речи.

Сущность Человека распространяет своё Действование (этим словом мы придаём «функции» Сущности Человека возвышенный смысл) на три Периода. В Период I – Период Вырабатывания Действий, в течение трёх этапов формируются О-А Действий руки предметом, О-А Речи и О-А Форм Локомоции. В Периоды II и III ловек познаёт предметы и других индивидуумов, формируется Речь человека.

Очевидно, что эта гипотетическая схема не лишена недостатков, тем не менее, она позволяет объяснить происхождение Базисных Действий человека и О-А и, частично, удовлетворить нашу научную любознательность.