19. Советская подпольная йога
Впервые, я соприкоснулся с практиками йоги и медитации, когда мне было восемь лет, а с одиннадцати медитация и йога стали для меня ежедневными путешествиями в бесконечные пространства духа.
Более чем за десять лет до моей встречи с Йоги Рамаяхом я начал практиковать медитацию, осознанные сновидения, энергетические практики йоги и цигун. Мне повезло с кругом общения, который складывался вокруг меня с самого раннего возраста. Среди знакомых моих родителей было несколько человек, серьезно практиковавших медитацию, биоэнергетику и йогу. Именно они впервые рассказали мне про некоторые техники Крия йоги, работу с внутренней энергией и многое другое.
Я начинал практиковать йогу и медитацию в Советские времена, в конце 70-х годов двадцатого столетия. Тогда йога и медитация были под официальным запретом, а те, кто практиковал духовные практики, рисковали попасть под преследования. Строго говоря, никаких серьезных преследований не было, однако каждый духовный искатель в ту сложную эпоху ощущал, что незримо вступает в противоречие с официальной политической системой.
Сейчас это звучит достаточно странно. Как можно запрещать медитацию и внутренний духовный поиск? Как можно запретить свободно мыслить? В те сложные времена господства коммунистической идеологии практика медитации и биоэнергетика воспринимались властями как опасная деятельность, противоречащая официальной доктрине. В те времена свобода мысли и даже сама попытка размышлять о вечном считалась вредной и опасной для общества. Таковы были сложные судьбы России двадцатого века.
Тогда вся литература по эзотерике переводилась и издавалась подпольно, такие книги назывались «самиздат». Самиздатовские книги выпускались мизерными тиражами в двадцать или пятьдесят экземпляров.
Естественно, что подпольный выпуск эзотерический литературы сурово преследовался властями. Практиковать медитацию или йогу было риском среднего уровня, однако подпольно печатать книги было реально опасно и даже уголовно наказуемо.
В те годы я не принимал участие в издании книг, однако был счастливым обладателем нескольких копий самиздатовской литературы по йоге и медитации. Тогда считалось настоящей удачей стать обладателем хотя бы нескольких подобных изданий. Среди первых книг, которые ходили по рукам в России в 60-х, 70-х и 80-х годах двадцатого века, была «Автобиография йога». Именно тогда я смог впервые узнать о Маха Аватаре Бабаджи и традиции Крия йоги.
В то время почти не было возможности поехать в Индию для того, чтобы встретиться с учителями йоги и носителями традиции. Несмотря на все трудности, в России было достаточно много практикующих йогу. Чаще всего информация о практике медитации и йоге проникала в Россию посредством немногих счастливцев, которым все же удавалось по работе поехать в командировку в Индию.
В середине двадцатого века культурные и торговые связи между двумя странами были хорошо развиты и многие русские специалисты находились в Индии в длительных командировках, среди них были тайные йоги и духовные искатели. Так тонкими струйками информация о практике Крия йоги проникала в Россию.
Вспоминая эту странную и трагичную эпоху засилья коммунистической идеологии, я не перестаю удивляться абсурдности и глупости тех, кто пытался запретить внутреннюю свободу. Однако воспоминания о том времени также порождают восхищение теми духовными искателями, которые, несмотря на сложности, продолжали идти дорогой света.