Восстание обезьян на планете людей
На экраны вышел очередной фильм из серии про планету обезьян. Впрочем, только первые версии действительно переносили действие на иную планету. С тех пор режиссеры предпочитают разворачивать сюжет на земле. «Планетой обезьян» стали Соединенные Штаты. Ну ладно, им, американцам, виднее. Могут взять с полки банан.
«Восстание планеты обезьян» ближе всего к «Завоеванию планеты обезьян». Во всяком случае, имя главного обезьяньего героя то же самое: Цезарь.
Молодой нейрофизиолог (или кто-то типа того) Уилл разрабатывает лекарство от болезни Альцгеймера, которой болен его отец. Эксперименты ставятся на шимпанзе. Побочным эффектом оказывается мощное позитивное воздействие на интеллект испытуемых. Новорожденный примат на генетическом уровне получает от подопытной матери вирус Alz-112 и сразу начинает отличаться умом.
Обезьянам уделено так много внимания, что про людей иногда создатели фильма забывали. Впрочем, динамика от этого иногда только выигрывает. Сначала мы видим, как Уилл приглашает на обед симпатичную ветеринара Кэролайн. А потом раз – и прошло 5 лет. Не надо себя утруждать выстраиванием оригинальной романтической истории. У молодых людей, которые ничуть не постарели за это время, все хорошо.
Немного забыли авторы и про отца главного героя, которому он, желая спасти его, сделал инъекцию Alz-112. На несколько лет старик выздоровел, но потом случился рецидив. Уилл ввел отцу новый препарат Alz-113. Далее следует невнятно снятая сцена. Утром молодой ученый просыпается у постели отца, а тот лежит неподвижно. И после этого сюжетная линия больного обрывается. Если он просто спал (почему бы и нет?), то куда он после этого делся? Если умер, то отчего же не нашлось в фильме упоминаний о хлопотах, связанных с похоронами, или просто об эмоциях любящего сына. Снова монтаж – на этот раз неудачный.
Большая часть фильма протекает достаточно плавно: есть небольшие и зрелищные потасовки и трюки, но акцент не на них. В центре внимания – проблема болезни Альцгеймера и врачебная этика. А вот концовочка воистину ураганная. Обезьяны, которых умный Цезарь с помощью выкраденного Alz-113 сделал равными себе по интеллекту, поднимают восстание и начинают прорыв из каменных джунглей в настоящий лес. Точнее – в национальный парк. Человекоподобные в ряде эпизодов выглядят благороднее самого человека. И уж точно сообразительнее и сильнее.
«Цезарь дома», – умиротворенно произносит шимпанзе, стоя в тени секвой. Приматы успешно пробились сквозь полицейский кордон на мосту Золотые ворота. Вот только небольшое усилие логики, которая пока не стала исключительным достоянием голливудских горилл и орангутангов, приводит к грустному выводу. Выжить в лесу восставшим обезьянам едва ли удастся. Это не их природный ареал. Разве что новоприобретенные мозги позволят им придумать новый способ хозяйствования. Видимо, сценаристы фильма очень выборочно читали французскую литературу. Они ознакомились с фантастическим романом Пьера Буля, придумавшего «планету обезьян», но проглядели другое произведение ХХ века. А тем не менее, Антуан де Сент-Экзюпери написал куда более значимый в мировой литературе роман. И назывался он «Планета людей». И сказки о восстании животных так и остаются сказками.