Вы здесь

Афоризмы русских военных моряков. Мордвинов Николай Семёнович. 1754–1845 (Н. А. Каланов, 2017)

Мордвинов Николай Семёнович

1754–1845


Адмирал (1796). Участник русско-турецкая война 1787–1791. Один из организаторов Черноморского флота, первый в истории России морской министр (1802).


Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами… Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом.


…Вечное существовать будет препинание просвещению в России, доколе чинам, а не уму и способностям присваиваться будут места и почести, сопряженные с оными… Когда не чины будут давать места, а места чины, тогда будут приготовлять себя к местам и содержать себя достойными и способными к занятию мест. Теперь же чины дают места, и потому каждый старается получить чин.


Верностью и правдою. (Девиз адмирала Н.С. Мордвинова, вообще, всех графов Мордвиновых).


Всякое предприятие без начала никогда не поведет к назидательному успеху. Кто не вступает на прямую стезю, тот на пути заблуждается. Что бывает с путешествующими, то самое случается и в суждениях.


Голос принадлежит только офицеру, дудка – унтер-офицерам а матросам не должно иметь ничего, кроме рук. Знание астрономии не нужно на лимане, но знание морской тактики столь же надобно на реке, как и в океане. Пространство моря не определяет никаких особых правил для баталии; определяются правила по тому только месту, которое занимается: везде сохранять должно линию, составлять ордера и делать движение для одержания победы, приличные по месту, ветрам и обстоятельствам; но для сего необходимо нужно знать компас, эволюцию и часть навигации.


Когда не чины будут давать места, а места чины, тогда будут приготовлять себя к местам и содержать себя достойными и способными К занятию мест. Теперь же чины дают места, и потому каждый старается получить чин.


Лучше вооружить меньше судов, укомплектовать им всем нужным, нежели послав множество, с командирами, не знающими ремесла, и без людей, для плавания и управления необходимо нужным.


Матросы должны быть… великорослыми и сильными – не для украшения, но по роду работ, которые они исполняют: убирая паруса, человек должен, чрез реи нагнувшись, подбирать оные сего не может он делать, если невысокого роста, и прочие все работы на корабле, как около парусов, канатов, так и около пушек…


Науки суть источники богатства. Степень народного просвещения определяет степень народного богатства и меру государственных доходов… На деньги, употребляемые на народное просвещение, министерство финансов должно взирать, как на семена, посеянные собственно для него, обещающие ему богатую жатву и наполняющие закрома его казначейства.


Нужна метода для применения хороших правил, иначе оные будут бесплодны. Метода, говорит Бекон, заменяет гений и утверждает успех операций, больших и малых. Все, что ни сделано долговечное от (сотворения) мира, не иначе учинено, как усовершенствование методы.


Сила и безопасность царств состоят не столько в вещественных, сколько в нравственных опорах, и сказать, великие империи никогда не погибали ни от мечей, ни от сокрушались же они худыми началами, принимаемыми и их управлению…


Статистика признана учеными всех народов, первою по государственному управлению наукою, яко вернейшею руководительницею к безошибочным заключением. Она есть то самое, что между прочими науками математика; которая содержит в себе неизменные вечно правила, ведущие к истинным и точным познаниям и начала коей не могут быть подвержены разнообразию мнений и произвольным теориям.


Странно было бы условие между народами, составляющими миллионы душ исчислящими пространство занимаемых ими земель тысячами верст, если бы один принимал на себя труд всех кормить, другой же одевать, третий обувать, четвертый снабжать потребным для защиты оружием, пятый воспитывать юношество, шестой рыболовствовать, седьмой развозить морем и по сухому пути товары и проч. и проч. Таковое разделение не обратило ли бы их в состояние дикое и лишенное способов ко всякому дальнейшему преуспеянию в просвещении и образовании.