ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович
(28.02/12.03.1863–06.01.1945)
Выдающийся ученый, естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель.
Родился в Санкт-Петербурге. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. С 1912 г. стал академиком Российской Академии наук (позже АН СССР). Опубликовал более 700 научных трудов. Явился основоположником геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере; организатором многих научных учреждений (Украинская Академия наук, Радиевый институт и др.). Проведенные Вернадским анализ эволюции научной мысли и научного мировоззрения, а также исследования структуры науки представляют крупнейший вклад в науковедение. Из философских достижений наибольшую известность получило учение о ноосфере; В.И. Вернадский считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм. Умер в Москве.
Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост Академии наук СССР, на мировоззрение многих людей. Именем Вернадского названы подледные горы в Восточной Антарктиде. В Москве и Симферополе в честь ученого названы проспекты, в Киеве – бульвар и Национальная библиотека Академии наук Украины.
В истории развития человечества значение мистического настроения – вдохновения – никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека, является основным элементом жизни.
Во всякой философской системе безусловно отражается настроение души ее создателя.
Все решает человеческая личность, а не коллектив, элита страны, а не ее демос, и в изначальной мере ее возрождение зависит от неизвестных нам законов появления больших личностей.
Всё, что мы ни знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазеров и ученых-поэтов.
Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов… Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Конечно, не все группы и лица, стоящие в стороне от научного мировоззрения, обладают этим великим прозрением будущего человеческой мысли, а лишь некоторые, немногие. Но настоящие люди с максимальным для данного времени истинным научным мировоззрением всегда находятся среди них, среди групп и лиц, стоящих в стороне, среди научных еретиков, а не среди представителей господствующего научного мировоззрения. Отличить их от заблуждающихся не суждено современникам.
Гениальные идеи приходят тем, кто заслужил их упорным трудом.
Говорится, что естественные науки подняли силу человека, дали ему какую-то неведомую мощь. Они, скорее, низвели природу до человека, дали возможность предугадывать ее мелкость, предугадывать, что по должном расследовании она будет того же порядка, как и природа человека.
Демократия – свобода мысли и свобода веры.
Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности.
Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения.
Корни всякого открытия лежат далеко в глубине, и, как волны, бьющиеся с разбега на берег, много раз плещется человеческая мысль около подготовляемого открытия, пока придет девятый вал.
Мелкие, незаметные явления, процессы, происходящие на каждом шагу и нами не чувствуемые по своей незначительности, накопляясь во времени, производят самые грандиозные перевороты и изменения.
Настоящее есть проявление прошлого, как бы далеко оно от нас ни отстояло.
Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.
Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает еще его истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путем развивается научная истина, и далеко не всё научное мировоззрение служит ее выражением.
Пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело. Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа.
Социализм основан всегда на подчинении личности благополучию большинства.
То, что принимает за истину одна личность, реально никогда не является истиной, обязательной для другой личности.
Трудна, упорна и неверна, благодаря возможности ошибок, бывает борьба научного миросозерцания с чуждыми ему концепциями философии или религии – даже при явном их противоречии с научно-господствующими представлениями. Ибо философия и религия тесно связаны с теми более глубокими, чем логика, силами человеческой души, влияние которых могущественно сказывается на восприятии логических выводов, на их понимании.
Ученые те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают.
Я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить ее идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня… И это искание, это стремление есть основа всякой научной деятельности.