Вы здесь

Афоризмы, мысли и высказывания выдающихся россиян. Полное собрание остроумия и жизненной мудрости. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (Е. А. Агеева, 2009)

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич


(09/21.08.1871–12.09.1919)

Русский писатель.


Родился в Орле в обеспеченной семье. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1897 г. публиковал свои фельетоны в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Молодого автора заметил М. Горький, который и пригласил его в книгоиздательское товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей. Слава пришла к Л. Андрееву после выхода рассказа «Жили-были» (1901). В 1902 г. стал редактором газеты «Курьер». В том же году благодаря помощи М. Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В 1908 г. переехал в собственный дом в Финляндской деревне Ваммельсу, где написал свои первые драматические произведения: «Царь голод», «Анатэма», «Дни нашей жизни» и др. После Февральской революции 1917 г. входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля». Октябрьскую Революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Наиболее известные произведения писателя: рассказы «Ангелочек» (1899), «Город» (1902), «Красный смех» (1904), «Елеазар» (1907) и др.; пьесы «Савва» (1907), «Жизнь человека» (1907), «Анфиса» (1910) и др.; романы и повести «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Иуда Искариот» (1907), «Иго войны» (1916), и др. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»). 12 сентября 1919 г. скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках. В 1957 г. перезахоронен в Ленинграде на Аллее Поэтов. В 1991 г. в Орле открылся дом-музей Л. Андреева.


Благочестивые люди не умеют отличать фальшивое от настоящего. Это умеют только мошенники.


Более храбрости требуется для жизни, нежели для смерти.


Борьба – вот радость жизни.


В жизни так много темного, и она так нуждается в освещающих ее путь талантах, что каждый из них нужно беречь, как драгоценный алмаз, как то, что оправдывает в человечестве существование тысяч негодяев и пошляков.


Вой человека не похож ни на что другое, как на голос зверя, проходящий через человеческую гортань.


Даже самая незначительная доля власти легко кружит неразвитые головы.


Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их.


Деньги – это странствующая по миру свобода, которую рабы чеканят для господ.


Для убийцы, для преступника самое страшное не полиция, не суд, а он сам, его нервы, мощный протест всего тела, воспитанного в известных традициях.


Если бы люди понимали самих себя, то больше, чем горами, больше, чем всеми чудесами и красотами мира, они были бы поражены своей способностью мыслить.


Если человеку суждено стать Богом, то престолом его будет книга.


Есть на свете женщины умные, хорошие и талантливые, но справедливой женщины мир еще не видел и не увидит.


Жизнь интересна за ту великую тайну, что в ней заключена, за ее жестокости, за свирепую мстительность и сатанински веселую игру людьми и событиями.


Жить – это такая грозная задача для человека, у которого нет денег, здоровья и воли.


И врагам следует отдавать должное.


Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль. В ней божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила, не знающая преград.


Ирония – такое порицание, которое останавливается на полпути.


Каждый человек – отдельный мир, со своими законами и целями, со своей особенной радостью и горем, – каждый как призрак, который является на миг и, неузнанный, исчезает.


Когда женщина полюбит, она становится невменяемой.


Когда мысли грязны и человек не любит себя, своей радости и своего горя – ему не о чем писать в дневнике.


Ложь перед самим собою – это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью.


Любовь – проклятая Богом страна, где опоздание служит законом, где ни один поезд не приходит по расписанию и начальники станций в красных шапках – все сумасшедшие или идиоты. Но здесь и сторожа сошли с ума от крушений! Опаздывают все признания и поцелуи, всегда слишком ранние для одного и слишком поздние для другого, лгут все часы и встречи, и, как хоровод пьяных призраков, одни бегут по кругу, другие догоняют, хватая воздух протянутыми руками. Всё в мире приходит слишком поздно, но только любовь умеет минуту запоздания превратить в бездонную вечность разлуки!


Люди всегда добивают того, кто уже ранен природой.


Молчание есть естественное состояние человека, когда сам он настойчиво верит в какие-то слова, любит их ужасно.


Ничтожество – это душа зайца и бесстыдная терпеливость рабочего скота.


Нравственные инстинкты заложены так глубоко, что только при некотором уклонении от нормального типа возможно полное от них освобождение.


Писатель силою своей мысли и таланта должен творить новую жизнь.


Побеждать нужно головой, а не руками, потому что на голову подлецы слабы.


Полной уверенности в своем спокойствии не может создаться у мыслящего человека, предвидящего все случайности.


Правда жизни есть то, чего мы хотим от нее.


Случайность – это великий союзник умных.


Сострадание – великое и благотворное чувство, и люди, малейшие из людей, достойны его, – но для этого необходимо, чтобы они были людьми, а не только восковыми фигурами.


Счастье так обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном найдет свое счастье в другом.


Только богатство дает свободу.


Тому страшно, кто греха еще не совершал. А кто уже совершил, тому бояться нечего.


Тонкий ум, изощренный в упражнениях, способный одним колебанием своим создать как бы новый, великий мир, в ужасном бессилии останавливается перед ничтожнейшим вопросом.


У простого смертного, ничем себя не проявившего, все его горести кончаются со смертью – у литератора они со смертью иногда только начинаются. Если при жизни литератор сам мог всякого обидеть, то по смерти всякий может обидеть его – было бы только желание. А за последним дело никогда не станет.


Уважающий свое призвание литератор должен писать так, чтобы он мог уважать каждую строчку, выходящую из-под его пера, подпишет ли он ее или нет, получит ли он за нее большой гонорар или маленький.


Хорошими людьми называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь.


Человек, никогда не имевший денег, думает, что они могут дать ему любовь, и человек, не знавший женской любви, думает, что она может дать ему счастье.


Чем больше людей, которые не знают друг друга, тем ужаснее становится одиночество каждого.


Чем ярче становится представление того, чем мог и чем хотел бы быть человек, тем труднее становится мириться с суровым фактом – жизнью.


Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда вам нужно идти.