Виктор Гюго
Французский писатель
Родился 26 февраля 1802 г. в Безансоне в семье офицера. Большее влияние на Виктора оказала мать, которая придерживалась монархистских взглядов. В 1811 г. Гюго поступил в дворянскую семинарию в Мадриде, однако через два года отец был вынужден вернуться в Париж в связи с военными событиями.
После развода родителей Виктор остался с матерью и продолжил учебу в Париже, сначала в частном пансионе, затем в колледже Святого Людовика.
В 1821 г. Гюго опубликовал свою повесть «Бюг Жаргаль», а в 1922-м. вышел его первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения», написанный под влиянием романтического поэта Ф. Р. Шатобриана. Затем произошли изменения в мировоззрении Гюго, что отразилось в стихах и пьесах, проникнутых предчувствием революции. В 1827 г. Гюго написал драму «Кромвель», в предисловии к которой были провозглашены принципы нового литературного направления – демократического романтизма, в 1829-м появляется его драма «Эрнани». С 1829 по 1838 г. Виктор Гюго пишет бунтарские драмы: «Марион Делорм», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз». После июльской революции 1830 г. он переходит на сторону либеральной оппозиции, женится на дочери друзей матери – Адели. В ее салоне собирались все известные парижские молодые литераторы того времени: Т. Готье, О. Бальзак, А. Дюма, О. Сент-Бев и др. В 1831 г. появляется первый большой роман Виктора Гюго – «Собор Парижской Богоматери», в духе антиклерикализма. Революцию 1848 г. он встретил убежденным демократом, выступил с обличением императора Луи Наполеона III Бонапарта. В результате ему пришлось уехать в Брюссель, а затем на остров Джерси. Именно тогда были написаны самые известные произведения Виктора Гюго – романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).
После низложения в 1870 г. Наполеона III Виктор Гюго возвратился в Париж. В 1874 г. вышел его роман «Девяносто третий год», в котором были показаны деятели Великой французской революции, а в 1883 г. писатель завершил трилогию «Легенды веков». Умер Виктор Гюго 22 мая 1885 г.
Идеи – редкая дичь в лесу слов.
Величайшие поэты мира являлись после великих общественных бедствий.
Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре.
Англичане! Вы великий народ, скажу больше – вы великая чернь. Удары ваших кулаков красивее ударов ваших шпаг. У вас есть аппетит. Вы – нация, пожирающая других.
В чужой стране путешественник – мешок с деньгами, который все норовят поскорее опорожнить.
Невежество побуждает нас к попытке. Невежество открыто для мечтаний, а пытливое мечтание – сила. Знай Колумб получше космографию, он не открыл бы Америки.
Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица.
Грубые проявления прогресса называются революциями. Когда они кончаются, можно заметить, что человечество получило хорошую встряску, но зато подвинулось вперед.
Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя.
Любви всего мало. Она обладает счастьем, а хочет рая, обладает раем – хочет неба. О любящие! Все это есть в вашей любви. Сумейте только найти.
Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений.
Революция – это волны, в которых не подобает быть ни пеной, ни грязью.
Пусть всеобщее голосование имеет свои темные стороны, но все-таки это единственный способ разумного правления, ибо представляет собой мощь, превосходящую грубую силу.
Иллюзия – главное основание грез; отнимите у любви иллюзию, и вы отнимете у нее пищу.
Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят.
Прогресс, без устали вертя колес сцепленье, то движет что-нибудь, то давит под собой.
Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество.
Истинная любовь не знает пресыщения. Будучи всецело духовной, она не может охладиться.
Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.
Мысль есть труд ума, мечта – это наслаждение. Заменить мысль мечтой означает смешать яд с пищей.
Преступления властей нельзя вменять в вину тем, над кем они властвуют: правительства подчас бывают бандитами, народы же – никогда.
Аристократия гордится тем, что женщины считают обидным, – старостью; но и женщины и аристократия питают одну и ту же иллюзию – сохраниться.
У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.
Тщеславие – страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих.
Я люблю быть популярным: это счастье; но я хочу быть полезным: это долг.
Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.
Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами – сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина.
Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях.
Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
Популярность – слава, размененная на медяки.
Долг – начало рабства, даже хуже рабства, потому что кредитор неумолимее рабовладельца: он владеет не только вашим телом, но и вашим достоинством и может при случае нанести ему тяжкие оскорбления.