Вы здесь

Афоризмы. Русские писатели. Золотой век. НЕ ВЕЧНЫЙ ДЛЯ ВРЕМЕН, Я ВЕЧЕН ДЛЯ СЕБЯ (В. Г. Носков, 2010)

НЕ ВЕЧНЫЙ ДЛЯ ВРЕМЕН, Я ВЕЧЕН ДЛЯ СЕБЯ

Все исчезнет, что ни видишь,

Все погибнет на земле;

Самый мир сей истребится,

Пеплом будет в некий день.

(Н. М. Карамзин)

Бог дал мне свет ума: я истины искал,

И видел ложь везде – светильник погашаю.

Бог дал мне сердце: я страдал,

И Богу сердце возвращаю.

(Н. М. Карамзин)

Все мыслят жить, но не живут;

Не мысля умереть, умрут.

(Н. М. Карамзин)

Тени милые! храните

Место подле вас друзьям!

(Н. М. Карамзин)

…Как бывает жить ни тошно,

А умирать еще тошней.

(И. А. Крылов)

Спящий в гробе, мирно спи;

Жизнью пользуйся, живущий.

(В. А. Жуковский)

Отъемлет каждый день у нас

Или мечту, иль наслажденье.

И каждый разрушает час

Драгое сердцу заблужденье.

(В. А. Жуковский)

Как гость, весельем пресыщенный,

Роскошный покидает пир,

Так я, любовью упоенный,

Покину равнодушно мир!

(К. Н. Батюшков)

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

(К. Н. Батюшков)


Может быть, смерть есть величайшее благо, а мы в святотатственной слепоте ругаемся сею святынею! Может быть, сие таинство есть звено цепи нам неприступной и незримой, и что мы, расторгая его, потрясаем всю цепь и расстроиваем весь порядок мира, запредельного нашему.

(П. А. Вяземский)


Пред смертью лукавить грешно и смешно; ни в мешке, ни в могиле шила не утаишь.

(П. А. Вяземский)


Но что же такое смерть? Не что иное, как то мгновение в целом бытии человека, когда он перестает ощущать себя в своем теле, – и ничего более.

(П. Я. Чаадаев)


Христианское бессмертие – это жизнь без смерти, а вовсе не жизнь после смерти.

(П. Я. Чаадаев)


Время существует только для того, кто существует.

(А. А. Бестужев)


Жизнь – любовница человеку. Кому она мила, тот ей раб; кому постыла, тот хозяин.

(А. А. Бестужев)

Напрасно чувство возбуждал я:

Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я.

(А. С. Пушкин)

…Изделье гроба преврати

В увеселительную чашу…

(А. С. Пушкин)

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

(А. С. Пушкин)

Нет, нет, земная жизнь в болезни, в нищете,

В печалях, в старости, в неволе… будет раем

В сравненье с тем, чего за гробом ожидаем.

(А. С. Пушкин)

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане…

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья —

Бессмертья, может быть, залог!

(А. С. Пушкин)

Не вечный для времен, я вечен для себя:

Не одному ль воображенью

Гроза их что-то говорит?

Мгновенье мне принадлежит,

Как я принадлежу мгновенью!

(Е. А. Баратынский)

Бежит неверное здоровье,

И каждый час готовлюсь я

Свершить последнее условье,

Закон последний бытия…

(Е. А. Баратынский)

Пусть радости живущим жизнь дарит,

А смерть сама их умирать научит.

(Е. А. Баратынский)


Горе тому народу, где рано умирают люди высокого духа и живут долго нечестивцы. Это термометр, который показывает падение народа. Пророки умирают.

(В. Ф. Одоевский)

К чему бесплотной тени

Две розы, две слезы?..

(К. К. Павлова)


…В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как и живые.

(Н. В. Гоголь)


Но мертвые бывают и между живыми, так же, как и живые между мертвыми, ибо что жизнь для животного, то смерть для человека; что жизнь для ирокеза, то смерть для европейца; что жизнь для раба житейских нужд и пользы, то смерть для человека мыслящего и чувствующего.

(В. Г. Белинский)


Кто дорожит счастием, тот должен искать ранней смерти. Хронического счастья так же нет, как нетающего льда.

(А. И. Герцен)


Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед.

(А. И. Герцен)


Наследство имеет в себе сторону глубоко безнравственную: оно искажает законную печаль о потере близкого лица введением во владение его вещами.

(А. И. Герцен)

Таков старик, под грузом тяжких лет

Еще хранящий жизни первый цвет;

Хотя он свеж, на нем печать могил

Тех юношей, которых пережил.

(М. Ю. Лермонтов)

Ужели захочу я жить опять,

Чтобы душой по-прежнему страдать

И столько же любить?

(М. Ю. Лермонтов)

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

(М. Ю. Лермонтов)

…Земля взяла свое земное,

Она назад не отдает!..

(М. Ю. Лермонтов)


Кто знает, сколько каждый живущий на земле оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? Кто скажет, какой таинственной цепью связана судьба человека с судьбой его детей, его потомства, и как отражаются на них его стремления, как взыскиваются с них его ошибки? Мы все должны смириться и преклонить головы перед Неведомым.

(И. С. Тургенев)


Каждый из нас виноват уже в том, что живет, и нет такого великого мыслителя, нет такого благодетеля человечества, который в силу пользы, им приносимой, мог бы надеяться, что имеет право жить…

(И. С. Тургенев)

Не жизни жаль с томительным дыханьем,

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя.

(А. А. Фет)


…Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того, тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено…

(Ф. М. Достоевский)


Говорят, что стоящие на высоте как бы тянутся сами книзу, в бездну. Я думаю, много самоубийств и убийств совершилось потому только, что револьвер уже был взят в руки.

(Ф. М. Достоевский)


Говорят, солнце живит вселенную. Взойдет солнце и – посмотрите на него, разве оно не мертвец? Все мертво, и всюду мертвецы. Одни только люди, а кругом них молчание – вот земля!

(Ф. М. Достоевский)


Если бы кто, посредством самоубийства, вздумал доказывать свое право на жизнь – многое ли бы он доказал?

(М. Е. Салтыков-Щедрин)


Она совершила лучшее и величайшее дело в этой жизни – умерла без сожаления и страха.

(Л. Н. Толстой)


Тщеславие, тщеславие и тщеславие везде – даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти из-за высокого убеждения.

(Л. Н. Толстой)


Всегда и везде природа сохраняла, сберегала высшую из выработанных форм бытия, чтобы из нее идти дальше, а тут, на самой высшей форме, вдруг, ни с того ни с сего, отступает она от этого тысячелетиями соблюдавшегося закона и умерщвляет ее! Одно из двух: или все бытие земное нечто другое, как безумие, ирония, мыльный пузырь – но тогда зачем же привычные, несомненные, непреклонные, математически точные законы мироздания, зачем вся эта обстановка строгой логичности для надувательства кого-то, для какого-то важного, триумфального, законного шествия в глупейшее ничто? Или, наоборот, если законы – не шутка, если жизнь действительно логична и развитие в известном направлении – ее суть, тогда признайте в гибели единоличной души человека, т. е. высшего индивидуума, совершеннейшую невозможность, полное отрицание всей остальной жизни, всех несомненных законов бытия…

(К. К. Случевский)


…Никакого общения физического между умершими и живыми быть не может. Весь спиритизм, весь медиум – это нечто вроде слабоумия или даже идиотизма в мышлении человека… Видения, несомненно, могут иметь место, но они будут явлениями чисто субъективными…

(К. К. Случевский)

Нет, надобно, чтоб мы совсем светло глядели

И шествовали в смерть, как за звездой волхвы!

(К. К. Случевский)

Плоть – та среда, из которой наш дух возникает:

Плоть разрушать – значит душу питанья лишать;

Надо беречь ее: только лишь в ней обитает

Семя бессмертия! Надобно почву питать!

(К. К. Случевский)

Смерть, всюду смерть! Все спешат и друг друга сменяют,

Каждому надобно место, и каждый торопит…

(К. К. Случевский)