Вы здесь

Афоризмы. Русские мыслители. От Ломоносова до Герцена. ЖИТЬ ЗНАЧИТ БОРОТЬСЯ (В. Г. Носков, 2010)

ЖИТЬ ЗНАЧИТ БОРОТЬСЯ

Если кто попал в ров или бездну водяную, не должен думать о трудности, но о избавлении.

(Г. С. Сковорода, 4)


Что пользы в тишине, когда корабль разбит?

(И. И. Хемницер, 6)

Когда у нас беда над головой,

То рады мы тому молиться,

Кто вздумает за нас вступиться;

Но только с плеч беда долой,

То избавителю от нас же часто худо:

Все взапуски его ценят,

И если он у нас не виноват,

Так это чудо!

(И. А. Крылов, 19)


…Я ежедневно убеждаюсь в истине, что самая малая доля публичности производит уже добро неимоверное, хотя в первые минуты и не весьма приметное. Оно обуздывает дерзость невежества, хотя и не самоё самовластие.

(А. И. Тургенев, 15)


А я при первом случае буду действовать, то есть говорить и писать что думаю и чувствую, полагая, что бездействие есть преступление, которое многие прикрывают границами своих обязанностей. Я не бутошник; однако же, если режут на улице, и под моими окнами, разве я не должен бежать на помощь и взбудоражить, если нужно, весь город, чтобы спасти жертву; а когда режут здравый смысл, святую нравственность и более всего – самую религию, то как же не вступиться и по убеждению, и по долгу?

(А. И. Тургенев, 16)

Пусть среди кровавых боев

Буду бледен, боязлив,

А в собрании героев

Остр, отважен, говорлив!

(Д. В. Давыдов, 3)

Мы несем едино бремя,

Только жребий наш иной:

Вы оставлены на племя,

Я назначен на убой.

(Д. В. Давыдов, 4)


Хитрость в войне необходима. Она то же, что механика в общежитии: ею заменяется слабость сил.

(Ф. Н. Глинка, 5, 1, Описание Отечественной войны, 23 января)


Бедствия в жизни, как неприятели в день битвы, никогда не наступают поодиночке.

(Ф. Н. Глинка, 6, 3, Мысли)


Человек в мире, как воин в осажденной крепости. Страсти собственные – его домашние враги; страсти чуждые – неприятели посторонние. Нередко те и другие входят в тайные противу него заговоры.

(Ф. Н. Глинка, 6, 3, Мысли)


Слабые всегда бывают добычею сильных, а сильные нередко становятся жертвами хитрых. – Сила и хитрость делят между собою владычество над жребиями людей.

(Ф. Н. Глинка, 6, 3, Мысли)


Некто сказал, и сказал прекрасно, что военное искусство всегда будет наукою для просвещенных и грубым только ремеслом для невежд.

(Ф. Н. Глинка, 7)


Горе тому, кого война обесчеловечит!

(Ф. Н. Глинка, 7)


Одно невежественное упрямство не любит и старается ограничить наслаждения ума.

(К. Н. Батюшков, 16)


Неизбежная опасность делает смелым труса, а храброму сообщает какое-то хладнокровие в жизни и смерти.

(Ф. В. Булгарин, 7)

Пусть щук поболе народится,

Чтоб не дремали караси.

(П. А. Вяземский, 17)


У одного из наших известных писателей спрашивали, зачем не возражал он никогда на критики. Критики не понимают меня, отвечал он, а я не понимаю моих критиков. Если будем судиться перед публикою, вероятно, и она нас не поймет…

Можно не удостоивать ответом своих критиков… когда нападения суть чисто литературные и вредят разве одной продаже разбраненной книги. Но из уважения к себе не должно по лености или добродушию оставлять без внимания оскорбительные личности и клеветы, ныне, к несчастию, слишком обыкновенные. Публика не заслуживает такого неуважения.

(А. С. Пушкин, 21)

…Будет буря, мы поспорим

И помужествуем с ней.

(Н. М. Языков, 20)

Обманчивой волной молвы не увлекайся,

Не верь ни браням, ни хвалам

Продажных голосов, в их споры не мешайся,

В их непристойный шум и гам,

Но, чувствуя себя, судьбы своей высокой

Не забывая никогда,

Но, тих и величав, проникнутый глубоко

Святыней чистого труда,

Будь сам себе судьей, суди себя сурово…

И паче всякого греха

Беги ты лени: в ней слабеют ум и слово,

Полет мечты и звон стиха;

Так будь неутомим!

(Н. М. Языков, 24)


…Всякий человек рожден быть счастливым, но чтоб познать свое счастье, душа его осуждена к борению с противоречиями мира.

(Д. В. Веневитинов, 10)


Чтоб бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без видения духов борьба с ними не имеет места: может быть одно увлечение ими и рабское повиновение им.

(Игнатий, 5, Введение)


Нет в мире неблагодарнее занятия, как сражаться за покойников: завоевывают трон, забывая, что некого посадить на него, потому что царь умер.

(А. И. Герцен, 6, 2)


…Одно действование может вполне удовлетворить человека. Действование – сама личность… В разумном, нравственно свободном и страстно энергетическом деянии человек достигает действительности своей личности и увековечивает себя в мире событий. В таком деянии человек вечен во временности, бесконечен в конечности, представитель рода и самого себя, живой и сознательный орган своей эпохи.

(А. И. Герцен, 6, 4)


В юности человек имеет непременно какую-нибудь мономанию, какой-нибудь несправедливый перевес, какую-нибудь исключительность и бездну готовых истин. Плоская натура при первой встрече с действительностию, при первом жестком толчке плюет на прежнюю святыню души своей, ругается над своими заблуждениями и по мере надобности берет взятки, женится из денег, строит дом, два… Благородная, но не реальная натура идет наперекор событиям, не стремится понять препятствий, а сломить их, лишь бы спасти свои юношеские мечты, и обыкновенно, видя, что нет успеха, останавливается и, остановившись, повторяет всю жизнь одну и ту же ноту, как роговой музыкант. Натура действительная не так поступает: она воспитывает свои убеждения по событиям, так, как Петр I воспитывал своих воинов шведскими войнами…

(А. И. Герцен, 7, 2, 3)


…Одна крайность вызывает всегда такую же крайность с противоположной стороны.

(А. И. Герцен, 8, 1)


Чем более развита жизнь, чем в высшую сферу перешла она, тем отчаяннее борьба бытия и небытия, тем ближе они друг к другу.

(А. И. Герцен, 8, 3)


Побежденное и старое не тотчас сходит в могилу; долговечность и упорность отходящего основаны на внутренней хранительной силе всего сущего: ею защищается донельзя все однажды призванное к жизни; всемирная экономия не позволяет ничему сущему сойти в могилу прежде истощения всех сил.

(А. И. Герцен, 8, 4)


Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение все слабее, кроме ума и воли.

(А. И. Герцен, 9, 1, 3)


Жизнь обманула, история обманула, обманула в свою пользу: ей нужны для закваски сумасшедшие, и дела нет, что с ними будет, когда они придут в себя; она их употребила – пусть доживают свой век в инвалидном доме.

(А. И. Герцен, 9, Рассказ о семейной драме, 1)


Счастливые безумцы, никогда не трезвеющие, – им незнакома внутренняя борьба, они страдают от внешних причин, от злых людей и случайностей; внутри все цело, совесть спокойна, они довольны. Оттого-то червь, точащий других, им кажется капризом, эпикуреизмом сытого ума, праздной иронией. Они видят, что раненый смеется над своей деревяшкой, и заключают, что ему операция ничего не стоила; им и в голову не приходит, отчего он состарился не по летам и как ноет отнятая нога при перемене погоды, при дуновении ветра.

(А. И. Герцен, 9, Рассказ о семейной драме, 1)


Сила не заключает в своем понятии сознательности как необходимого условия, напротив, она тем непреодолимее – чем безумнее, тем страшнее – чем бессознательнее. От поврежденного человека можно спастись, от стада бешеных волков – труднее, а перед бессмысленной стихией человеку остается сложить руки и погибнуть.

(А. И. Герцен, 9, 6, 9, 2)


Великие революции никогда не совершаются по заранее и окончательно установленной программе. Это осознание того, чего не хотят. Борьба есть истинное рождение общественных обновлений; посредством борьбы и сравнения общие и отвлеченные идеи, неясные стремления превращаются в установления, законы, обычаи.

(А. И. Герцен, 11, 11)


…Если революция, как Сатурн, ест своих детей, то отрицание, как Нерон, убивает свою мать, чтоб отделаться от прошедшего… Переходя из старого мира в новый, ничего нельзя взять с собою.

(А. И. Герцен, 12, После грозы)


Титаны, остающиеся после борьбы, после поражения, при всех своих титанических стремлениях, представителями неудовлетворенных притязаний, делаются из великих людей печальными Дон-Кихотами. История подымается и опускается между пророками и рыцарями печального образа.

(А. И. Герцен, 15, 3)


Террор так же мало уничтожает предрассудки, как завоевания – народности.

(А. И. Герцен, 17, 3)


Ничто так не подавляет дух армии, как зловещая мысль, что за спиной готовится измена.

(А. И. Герцен, 18, 2)