Вы здесь

Афины и Аттика. Древняя история и культура. Элевсин (А. Н. Савельев, 2018)

Элевсин


Святилище, названное в честь мифологического героя Элевсина, находится в 20 км от Афин, и в древности было популярно как культовый центр Деметры и Персефоны (Коры). В течение всей эпохи существования древнегреческой цивилизации в честь богинь проводились Элевсинские мистерии.

Находки археологов датируют первые признаки существования поселения на месте Элевсина временами неолита. Захоронения Раннеэлладского периода (III тыс. до н.э.) показывают, что Элевсин если и приходил в запустенье, то ненадолго. Среднеэлладским периодом II (18-17 вв. до н.э.) датируются множественные захоронения и городские постройки. Возможно, в середине II тыс. до н.э. Элевсин был центром одного из ахейских государств, и в начальный период своего существования существовал как город-порт как зона влияния Фив. Согласно легенде, основатель города герой Элевсин был сыном легендарного царя Фив Огига, о котором сохранилось лишь предание о том, что при нем был "Огигов потоп". Расчет по генеалогиям дает основание полагать, что Огигов потоп относится к 16 в. до н.э. Но Элевсин также является персонажем мифа, события которого относятся к началу 13 в. до н.э. Из этого противоречия выход прост: младшие поколения в греческих генеалогиях зачастую заимствовали имена предков. Второстепенность роли Элевсина в мифах о Деметре говорит о том, что это был отдаленный и малоизвестный потомок эпонима.

Сведения о том, каким образом в Элевсине утвердился культ Деметры, противоречивы. Действительно, Деметра не входила в круг олимпийских богов и впервые прославляется в гомеровском "Гимне Деметре", который стилистически отличается от его поэм, и, скорее всего, приписывается Гомеру. Выдвинуты различные гипотезы происхождения культа – из Египта, Фракии, Фессалии, Крита. Но это лишь попытка подменить разрешение проблемы. Культ Деметры, даже если в каких-то чертах был заимствован, носит явно местный характер. Его бытовой фон вполне реалистичен, длительность отправления культа однозначно свидетельствует в пользу местного его происхождения.

Первым легендарным мистагогом в Элевсине считается Эвмолоп, от которого жреческий сан наследовали его потомки. Правда, Павсаний приводит и афинскую версию – что Керик, считавшийся сыном Эвмолпа, на самом деле является сыном легендарного афинского царя Кекропа и Аглавры (правда, по мифу был зачат Гермесом).

Если речь идет об историческом Кекропе, то он был сыном афинского царя Эрехтея. Но в этом случае Керик отделен от Троянской войны всего одним поколением. Одновременно по ряду источников нам известно, что Эрехтей был убит в сражении афинян с элевсинцами. Тогда же погиб и сын Эвмолпа Иммарад. Кроме того Эвмолп был в родстве с Эрехтеем, царем Афин. Он также числится правнуком Эрехтея, но, видимо, такое имя носил предок афинского царя в цепочке родства: Эрехтей-Орифия-Хиона-Эвмолп. В этом варианте Эвмолп – современник аргонавтов (вторая половина 13 в. до н.э.). Ясно, что на поле боя прадед и правнук не могли встретиться. У Эрехтея было множество дочерей и сыновей, и один из внуков вполне мог унаследовать имя деда, что соответствовало распространенной практике. Вот с этим-то Эрехтеем-младшим и сразился сын Эвмолпа Иммарад на поле брани, и оба погибли.

Ради победы Эрехтей принес в жертву Персефоне одну из своих дочерей, и это говорит о том, что элевсинский культ в тот период давно уже вышел за пределы элевсинских земель и широко практиковался, по крайней мере, среди афинской знати. В разных версиях предания называются разные имена казненной дочери, но, скорее всего, это была или Протогения ("перворожденная"), или Пандора ("всеодаряющая"), – персонажи древних генеалогий, от которых не осталось потомства, но остались "говорящие" имена. В жертву была принесена одна из сестер, а другая покончила с собой. Видимо, эти дочери были приписаны Эрехтею-старшему – как и сюжет с Эвмолпом.

Что касается Кекропа-древнего, которому афинская традиция пытается передать родоначалие элевсинских жрецов, то от него не следует никаких надежных генеалогий. И к нему также приписана в дочери Пандроса – вероятнее всего, та же Пандора. Если сложить обрывочную генеалогию Кекропа-древнего с последующими аттическими генеалогиями, то все равно изначальный период их зарождения относится к началу 14 в. до н.э. Мы не находим какой-то исключительной древности – все персонажи действуют в Микенские времена, незадолго до Троянской войны, после которой в истории Элевсина и Аттики следует огромный разрыв, едва заполненный отрывочными сведениями и редкими персонажами. Из истории Элевсина выпадают сразу несколько столетий, а из археологии – без малого тысячелетие. Период 11-7 вв. до н.э. не заполнен ни археологическим материалом, ни генеалогией, ни историей. Он совершенно пуст.

В период "темных веков" Элевсин, видимо, не имел самостоятельного значения и был небольшим поселением при малоизвестном святилище. Культ Деметры отправляли не столько в Элевсине, сколько в Мегаре. И только в результате противостояния Афин и Мегар Элевсин приобрел какое-то значение. При этом Афины, добившись контроля за святилищем, постарались увеличить его значимость и принизить культы Мегар.

К началу 6 в. до н. э. Элевсин был демом в составе Афин. Расцвет Элевсина совпадает с расцветом Афин, когда "тиран" Писистрат (550-510 гг. до н. э.) развернул масштабное строительство культовых сооружений. Святилище было кружено мощной крепостной стеной с башнями. После персидского нашествия (490-479 гг. до н.э.), его пришлось восстанавливать. Тогда же были вновь построены новые сооружения, и святилище вновь стало местом массового паломничества.

О значении святилища говорит афинский декрет 418 г. до н. н., требующий от всех греков по дельфийскому оракулу приносить десятину Элевсинским богиням. Но это же и начало упадка, поскольку Афинами святилище, находящееся в их подчинении, в данном случае использовалось явно в политических целях. Консолидация богатств и продовольственных запасов в Элевсине было не только признанием верховенства Афин, но и резервом для поддержания афинской гегемонии.








Элевсинские мистерии долгое время были в большом почете у греков, они практиковались полтора тысячелетия. Период их расцвета относится ко времени между Персидскими войнами и эпохой Перикла. Элевсинский куль патронировался Афинским государством, а его сельские мотивы были близки простому народу вплоть до времен Римской империи. Римские императоры возвели Большие Пропилеи, триумфальные арки, фонтаны, храмы и алтари.

После периода правления Антонинов начался упадок Элевсина, как и всей языческой религии в Греции. В конце IV в. христианские фанатики при поддержке правителя вестготов Алариха опустошили святилище. Император Феодосий окончательно отменил мистерии, которые уже негде было проводить. С тех пор Элевсин оставался безвестным – вплоть до начала раскопок в 1882 году, когда были обнаружены его руины, а также некрополь с гробницами и мегароном 15-13 вв. до н.э.


Ранние некрополи Элевсина возникли в период существования устойчивого поселения, возникшего в Элевсине в начале II тыс. до н. э. на южном склоне холма Акрополя и существовавшего до конца тысячелетия. Затем на его месте возник античный город. Раскопки позволили обнаружить погребения бронзового века (более 100 захоронений) как на территории города, так и на склоне акрополя. Более информативными являются захоронения Среднеэлладского периода (большинство могил), которые размещались в некрополе раннегеометрического периода, под постройками античного периода, а также в западном некрополе.

Среди захоронений выделяются детские могилы – в основном простые земляные ямы со скорченным трупоположением. Могилы размещались либо на южном склоне холма, либо под Телестерионом (главным ритуальным залом Элевсинских мистерий) и под архитектурными останками городских строений. В некоторых случаях яму покрывали фрагментами пифоса (обычай более раннего периода). Несколько детских захоронений размещены в пифосах, стоящих вертикально или лежащих горизонтально на дне ямы. Редкие детские могилы облицованы сырцовым кирпичом. Характерно почти полное отсутствие погребального инвентаря. Аналогичные захоронения встречаются и в других регионах Греции (Аскитарио (материковая Аттика), Эгина (Саронический залив), Асины (Пелопоннес), Рахмани и Пирасос (Фессалия)), причем их распространение (и обычай делать детские захоронения в пределах поселения, а то и прямо под полами домов) приходится на Раннеэлладский период. Что означает: в Элевсине древние традиции захоронений сохранились дольше обычного.

Несколько детских могил, облицованных плитами, находились в основном в западном некрополе и представляли собой ямы, ограниченные четырьмя плоскими камнями, которые сверху также были прикрыты плитой. Пол обычно покрывался слоем гальки. Одна могила содержит два детских скелета и скелет взрослого, отдельные могилы принадлежат юношам. Инвентарь встречается только в могилах детей старшего возраста.

Грунтовые могилы взрослых составляют незначительную группу находок, и они связаны с бедной частью населения Среднеэлладского Элевсина. Одна из могил уникальна вытянутым положением скелета, при этом череп раннего захоронения был разбит. Вероятно, могила была заброшена, и случайно обнаружена при подготовке ямы для нового захоронения. Новая яма была выкопана рядом, а в порядке почитания мертвых в старую могилу положили ойнохою (сосуд для вина), вокруг которого разложили фрагменты расколотого черепа. В двух могилах такого типа обнаружены множественные захоронения (3 и 4 скелета, соответственно). Более ранние захоронения при этом оставались непотревоженными. Позднее, в микенские времена, кости от прежних захоронений хаотически сдвигались в сторону, а скорченное трупоположение было заменено выпрямленным. Таким образом, налицо изменение погребального обряда и культа мертвых. Эти изменения были медленными: раннеэлладские признаки к концу Среднеэлладского периода были вытеснены новыми принципами погребения.

Плитовые могилы взрослых также в основном найдены в западном некрополе, несколько – под античным городом. В групповых захоронениях лишь последнее оставалось в сохранности, остальные же кости были смешаны. Часть могил разграблена и разрушена. Для части групповых захоронений характерно выступание вверх одной из вертикальных торцевых плит, со стороны которой осуществлялся вход в склеп. Одна из могил была расширена в Позднеэлладский период, и в пристройке склепа были помещены останки взрослых и ребенка. Несколько могил при их сооружении использовали смешанную технику – облицованы каменными блоками и дополнены плиточной кладкой. Они напоминают шахтные гробницы Микен.

В могилах взрослых находки инвентаря немногочисленны, но имеют большое значение, потому что они аналогичны, прежде всего, инвентарю микенских гробниц. К таковым относятся грубые ритоны, изображающие быка с ручкой на спине (аналог – серебряный ритон в Микенах, а также критские ритоны среднеминойских гробниц Мессары и Мохлоса и раннеэлладские ритоны культуры Евтересиса), фиала с тремя ручками (есть микенский аналог, а также раннеэлладские аналоги в самом Элевсине), медные кольца, покрытые золотом около 3 см в диаметре – украшение прически (аналог – находки в Микенах, в могильном круге Б, у Гомера – описание прически троянца Эвфорба), примитивный бронзовый нож листовой формы длиной 15 см с креплением к рукоятке тремя серебряными гвоздиками (аналоги – в царских гробницах Микен, а также в могилах Сескло, Драхмани, Агиа Триада, Мохлосе), пластинки из кабаньего клыка с отверстиями для крепления – элементы украшения шлема (аналогичный шлем – в Микенах).

Отдельную группу составляют гробницы с боковым входом, которые подобны плитовым могилам и имеют большие размеры, иногда – с псевдодромосом. Скорее всего, это склепы высшей знати Элевсина. Одна из могил демонстрирует позднее изменение обряда: кости от прежних захоронений сдвинуты в сторону, посередине – распрямленный скелет с инвентарем по бокам (аналог – захоронение в Микенах, могильный круг Б). Костяк лежал в вытянутом положении посредине могилы, а около него был расположен инвентарь. У северной стены грудой лежали кости, по-видимому, трех скелетов. Инвентарь представляет собой керамические сосуды и бронзовый нож. В другой групповой могиле кости более ранних захоронений были сдвинуты, но последнее захоронение осуществлено ближе к входу в склеп в скорченном положении. Еще две могилы содержат ямы с костями среднеэлладских захоронений, но остальная часть погребальных камер пуста – видимо, они были разграблены в последующие эпохи. Погребальный инвентарь гробниц такого типа содержит большое количество сосудов.

Среднеэлладские захоронения взрослых в Элевсине аналогичны захоронениям Раннеэлладского периода в материковой Греции, на острове Эвбея и на Кикладах. Могильники раннеэлладских поселений Агиос Космас, Зигурии и других показывают, что после разложения тела считалось, что душа умершего переходит в царство теней и поэтому забота об останках уже не имеет смысла. Именно поэтому для новых захоронений кости отодвигались в сторону или собирались в специально вырытую яму.

Раннеэлладский период был временем господства родовых отношений – об этом свидетельствуют коллективные погребения Зигурии, Орхомена, Тиринфа, Агиос Космас. Появление индивидуальных погребений – один из признаков выделения индивидуальных земледельцев и скотоводов или же захоронение пришельцев – индоевропейских переселенцев, волны которых то и дело докатывались до Греции. Меняются и постройки: от многосемейных многокомнатных – к односемейным домам меньших размеров.

Среднеэлладский период характеризуется применением гончарного круга, исчезновением коллективных родовых склепов, появлением семейных склепов и индивидуальных могил. Но малые поселения, вроде Элевсина, дольше сохраняли верность прежним традициям и меньше подвергались влиянию извне (со стороны Крита, Египта и др.). Здесь, как правило, до конца Микенских времен (11 в. до н.э.) умершего хоронили в скорченном положении. Кроме того, коллективные могилы в Элевсине не только не исчезли, а, наоборот, преобладали. При этом все изменения постепенны, никакого разрыва традиции не наблюдается.

Можно предположить, что подобная верность традиции сохранилась и в элевсинской мифологии, которая была неизменной в течение тысячелетий и подверглась пересмотру и путаным дополнениям лишь на закате греческой цивилизации, происшедшем вместе с упадком Римской Империи.


Сюжет мифа о Деметре и Персефоне был общеизвестным в греческом мире, и никто не оспаривал у Элевсина прав считать, что этот сюжет развернулся именно здесь. В основном содержание мифа нам известно из гомеровского "Гимна Деметре", содержащего целый ряд неясностей.

Кора (то есть, просто "Дева"), дочь Деметры, играла в поле с дочерями Океана и прочими богами. В это время Зевс дал Аиду согласие на похищение Коры, которую тот намеревался взять в жены, и он устроил для нее ловушку. Она наткнулась на нарциссы – цветы загробного мира. Один из них был так красив, что Кора потянулась, чтобы сорвать его. В этот момент земля разверзлась, и Аид на своей колеснице вырвался из преисподней и похитил девушку. Кора громко кричала, но ее не услышали ни Афина с Артемидой, ни многочисленные Океаниды, которые были поблизости. А услышали только Геката и Гелиос, роль которых в мифе весьма странная. Также услышала крик и Деметра, пустившись на поиски дочери в черном одеянии. Это одеяние неверно принимают знаком скорби и траура, но у богини изначально был сине-черный плащ, который она почему-то сбросила, отправляясь на поиски Коры.

В поисках дочери Деметра странствовала девять дней по земле, почему-то не догадываясь обратиться к олимпийским богам и к своему отцу Зевсу. Или же никто не захотел ей сказать, что похищение свершилось с согласия Зевса, а сам Зевс в это время был занят принятием даров. Может быть, потому что Коры больше нет, а ее место заняла Персефона, царица подземного царства. Богиня как бы разделила судьбу смертных и приобрела с новым именем другую жизнь и, возможно, другой образ. Важно также, что похищение Коры Аидом напоминает нам о подобном же похищении Бореем Орифии, бабушки Эвмолпа – современника учреждения культа Деметры и Персефоны. Девятидневный срок скорби также напоминает нам о христианской традиции.

Деметра с двумя факелами в руках девять дней обходит землю, не вкушая амвросии. Почему она ходит с факелами? Может быть, днем эти факелы гасились, а ночью вновь зажигались. Почему недостаточно одного факела? Может быть, это какой-то условный знак. Почему нужны были ночные поиски? Почему богиня вопрошает о судьбе дочери не Зевса или других богов Олимпа, а просто бродит по земле?

На десятый день богиня встречает Гекату – тоже с факелом. Та слышала крики Коры, но не видела, что произошло. Причем тут Геката? По одной из версий мифа она – дочь Деметры от Зевса. Но в данном случае – скорее, такая же чародейка, как и Деметра. Именно поэтому она сочувствует знакомой по общему делу женщине. По Диодору Геката – племянница и супруга Ээта, сына Гелиоса. Именно поэтому она вместе с Деметрой следует к своему дяде и тестю Гелиосу, в надежде, что он видел, что произошло с Корой. Тот сказал Деметре, что Зевс позволил Аиду похитил ее дочь. После этого Деметра впала в глубокую печаль и покинула Олимп. И снова принялась блуждать по земле, хотя уже знала, что это бесполезно.






Богиня (Деметра, Геката?) поражает двумя факелами героя в леопардовой шкуре (Диониса ?)




Деметра (?) получает погребальную ленту в обмен на дары


Геката почему-то покидает Деметру, и та приходит в Элевсин одна и садится у "колодца дев" (или же у колодца Анфиона), приняв образ благообразной старушки – каких нанимают в няньки и ключницы. Здесь она видит четырех дочерей царя Келея, пришедших за водой. (Надо отметить, что царская семья снабжается водой своими силами, а не силами слуг. Помимо всего прочего, это свидетельствует, что дворец царя располагался неподалеку.)

Дочери царя были одновременно внучками Элевсина (отца царя Келея), эпонима города или (точнее) тезки эпонима – его одноименного потомка. По версии Гигина, Элевсин был лишен жизни Деметрой за то, что он подглядывал за священнодействиями. Возможно, этот сюжет как-то связан с тем, что Деметра выбрала для своих дальнейших действий именно Элевсин.

Деметра на обращенные к ней вопросы (как обычно, древние спрашивали об имени и происхождении незнакомого человека) обещает рассказать о себе чистую правду. И рассказывает, что ее зовут Доя, и жила она на Крите, пока ее не похитили разбойники, чтобы продать в рабство. Ее привезли в аттический порт Форик, и там Дое удалось бежать. И вот она, блуждая, прибыла в неизвестные ей земли. Это рассказ в духе переодетого в рубище Одиссея, который также придумывал разные критские истории про пиратов.

Сочувственные к бедам пожилой женщины, дочери Келея обещают найти ей работу и отправляются во дворец. И Деметра становится нянькой Демофонта, сына царя Келея. Но зачем все это нужно богине? Жизнь у Келея никак не способствует возвращению Коры. Бытовой сюжет как будто включен в миф без какого бы то ни было изменения. Но именно из него возникает культ богинь. Деметра в отчаянии на время как бы отказывается от своей божественной сущности.

Дочери Келея еще у колодца заметили богоподобие внешности Деметры. А войдя во дворец Келея, она у входа "достала до потолка головой" (может быть, достала до притолоки) и озарила порог сияньем. И это говорит нам, что богоподобие выражено в статности – необычно высоком росте. Как бы ни хотела Деметра скрыть свою сущность, у нее это не получается.

Царица Метанира с младенцем на руках, увидев этот свет, испытала испуг и уступила свое кресло в центре зала Деметре. Но та осталась стоять, потупив взор. Тогда старая служанка Ямба предложила ей стул, покрытый серебристой овечьей шкурой. Деметра молча села, прикрывая лицо покрывалом. Но Ямбе шутками удалось ее развеселить (отсюда "ямб" – стихотворный размер для "несерьезной" поэзии). И тем самым вписала себя в последующие таинства Деметры как милый богине персонаж. Позднее, при проведении Фесмофорий в честь Деметры было принято обмениваться шутками.

Царица предложила Деметре вино, но та попросила воды с яичной мукой и мятой (кикеон). Впоследствии этот напиток стал применяться в обрядах. Радушная царица готовит кикеон богине, и та обещает, что воспитает ее сына, уберегая от чар и вредоносных зелий, используя свои знания противоядий и средства против чар. То есть, она прямо заявляет о своих способностях знахарки и чародейки. Тут же Деметра получает в руки младенца Демофонта.

Воспитывая царевича, Деметра не давала ему ни питья, ни пищи, а только натирала амвросией и обдавала его своим божественным дыханием. А ночью помещала его в пламя очага. От этого ребенок быстро рос и стал бы бессмертным, если бы Метанира не обнаружила тайных манипуляций с ребенком и не пришла в ужас от того, что увидела. Деметра выронила Демофонта из рук (то есть, он все еще был младенцем) и заявила, что теперь уже ему не избежать смерти, но он всегда будет в почете, поскольку спал на руках у богини.

И здесь возникает неясный фрагмент: Деметра объявляет, что "всегда в эту самую пору" (то есть, в тот же период года) элевсинцы будут учинять войну против афинян. На этом текст обрывается, и поэтому на данный фрагмент предпочитают не обращать внимания. "Вовеки вечные" элевсинцы по воле Деметры должны будут воевать с Афинами! Эта часть указывает на древность гимна: он не мог было сочинен в условиях подчинения Элевсина Афинами.

После утраченного фрагмента (видимо, небольшого) следует требование Деметры к царице воздвигнуть себе храм и жертвенник на холме, при этом она обещает учредить здесь таинства, совершая которые элевсинцы буду склонять дух богини к милости. Тут Деметра называет себя, сбросив маску старости (или просто сняв с лица покрывало) и открыв свою красоту: сияющее лицо, рассыпанные по плечам золотые волосы. Пораженная увиденным и услышанным, царица не сразу подняла с земли сына, на плачь которого прибежали ее дочери. Наутро все было рассказано царю, и он, созвав на площадь народ, повелел осуществить указания Деметры.

Зачем Деметре был нужен бессмертный Демофонт? Может быть, взамен утраченной дочери? Считается, что это посторонний сказочный мотив, включенный в Элевсинский миф, чтобы приблизить его сюжет к божественному и найти причину, почему царь Келей повелел воздвигнуть храм для Деметры. Действительно, бытовой сюжет никак не сопрягается с божественным. Ясно лишь одно: скрывшая свою молодость критянка стала нянькой царевича и по ночам совершала над ним какие-то обряды. А будучи уличена, смогла каким-то образом так поразить царицу и царевен – так, что те побудили царя построить храм для разгневанной чародейки, явившей свою божественную красоту.

Видимо, храм и жертвенник были построены очень быстро. По крайней мере, строительство не прекращалось до завершения постройки. И Деметра села в храме, продолжая тосковать по дочери. И от этого начался ужасный неурожай, грозящий гибелью всему людскому роду. Понимая, что в таком случае прекратятся жертвы богам, Зевс решил вмешаться и повелел Ириде призвать к нему богиню. Но Деметра посмела не послушать Ириду. Как и множество других богов, которых Зевс посылал к ней. И ее не прельстили ни дары, ни посулы почестей. И тогда Зевс потребовал от Аидоинея (а вовсе не от Плутоса, которого ошибочно отождествляли с владыкой преисподней, соединяя миф с бытовой историей) отпустить Персефону к матери, направив к нему Гермеса. Воля Зевса выполнена, и Персефона воссоединяется с Деметрой. Правда, дочь должна вернуться к мужу, который дал ей пожевать сладкое гранатовое зернышко, и тем самым обеспечил вековечную обязанность возвращаться. Третью часть года Персефона обязана проводить у Аида, а остальное время – с матерью и другими богами. И в гомеровском гимне вполне однозначно весна определяет время возвращения Персефоны к матери, а не Персефона определяет наступление весны – как хотелось бы сторонником иносказательного смысла мифа.

Поступок Аида Деметра именует обманом, а самого Аида именует эпитетом Полидегмон (может быть, "многоликий демон"). Отсутствующий фрагмент текста, видимо содержал обещание пожаловаться Зевсу на этот обман. Тем не менее, Деметра вновь позволяет земле приносить урожай. Местных же героев и владык – хитроумного Триптолема, конника Диокла, могучего Евмолпа и царя Келея – Деметра посвятила в таинства. Все устроив, она (с эпитетом "богиня богинь") вместе с дочерью отправляется на Олимп.

Таинства Деметры не позволяют посвященным что-либо говорить о них. Эти таинства делают посвященных счастливыми. А непосвященные "по смерти не будет вовеки // Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном". Надо понимать, что речь идет о том, что посвященные получают счастье именно во мраке подземелья. Какого-то иного места греки для смертных не предусматривали. Кроме того, удостоенные любви богинь при жизни получали дары Плутоса, который нисходит как покровитель в жилище через очаг и дарует богатство.

Здесь становится понятным, зачем Деметре нужно было опалять Демофонта в огне. Это своего рода жертва Плутосу (не Аиду) – ради богатства дома царя Келея. Одновременно обретение бессмертия через смерть (бессмертным может стать только тот, кто уже умер и возродился в каком-то ином качестве). Плутос (Плутон), таким образом – не другое имя Аида, а имя посланника, которому доступен Аид. Точно так же, как Зевс действует непосредственно разве что молнией, а в других случаях его волю сообщают Ирида или Гермес. Жертва царевича (сжигание в очаге) вполне могла быть чародейством, которым Деметра обещала царю Келею избавить Элевсин от неурожая.

Божественная Деметра – дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Геры. Ее божественный статус упомянут в "Одиссее" – в изложении старинного индоевропейского сюжета о божественном браке на вспаханном поле Крита. От брака Деметры и критского бога земледелия Иасиона (Ἰασίων, Ээтион), будто бы (по версии Гигина), родился Плутос (бог богатства, а не преисподней!). И Деметра в дальнейшем действует через него – одаряя людей богатством не непосредственно, а через сына-посланника.

Из ревности Зевс убил Иасиона молнией (по Гомеру). Что означает: Иасион не был богом в полном смысле слова. (Соответственно, и Плутос – не вполне бог.) В угоду Деметре Иасиону разрешили то и дело покидать Аид – точно так же, как и Персефоне. Может быть, Аид похищал ее для Плутоса, который, как и его отец – "не вполне бог", и тоже не может навсегда покинуть преисподнюю.

По одной из версий мифа, у Плутоса был брат Филомел, очень бедный. Он купил у богатого брата двух быков и впервые запряг их в повозку, а также, видимо стал применять быков для пахоты. Почему он не стал вровень с братом? Видимо, потому что, во-первых, рожден Деметрой от какого-то другого брака, а во-вторых, не прошел инициатических процедур. Тем не менее, ему также достались и благополучие, и слава.

Еще один сын Деметры – таинственный Эвбулей (по версии Диодора Сицилийского), который выступает то братом Триптолема, то идентичен факелоносцу Иакхосу.

В позднейший период на элевсинскую систему богов оказали влияние орфики, которые, уничтожив прежнюю греческую определенность личностей богов, смешали их с фракийско-фригийскими божествами: Рею-Кибелу, Диониса-Загрея и Гекату – с Деметрой, Иакхосом и Персефоной. Логичная схема теогонии разрушается и заменяется многоликостью и таинственной многофункциональностью богов, которые пренебрегают причинностью и генеалогиями, привычными для людей.

Орфические гимны совсем запутывают миф, произвольно отождествляя персонажей преданий. В том числе – Деметру с Реей, которую считают уже не матерью Зевса, а Кибелой. Зевс соблазняет ее в образе змеи, и от них рождается Персефона. Дочь Деметры Кора, таким образом, – совсем иной персонаж. Фригийский вариант предания называет Деметру "Бримо" ("злая", "страшная" или "могущественная"), а Зевс соблазняет ее в образе быка. И здесь мы видим отзвук критской мифологии, в которой Зевс похищает Европу. Еще один соблазнитель – Посейдон в образе коня, и здесь плодом божественного брака становится Деспина, "Владычица".

Сельскохозяйственное истолкование мифа – самое примитивное. Видимо, таковым оно было и в древности, а теперь стало удобным способом "научных" объяснений чисто материалистического свойства. Считается, что в имени Деметры "де" – это либо "земля", либо "зерно", и оттого Персефона – это Дева-зерно. А Плутос, мол, – это то самое богатство, которое хранится в погребах, находящихся ниже уровня земли, в виде запасов зерна. Если это и так, то зерно могло быть только образом грядущего воскресения. Неслучайно афиняне сеяли зерна на могилах, а умерших называли "demetreioi". Хотя логично было бы подчинять их Аиду.

Мы предполагаем, что двойственность имен – это следствие не разделения единого образа, а соединения различных божеств в одном сюжете. Кора – дочь Деметры, а Персефона – жена Плутона. Деметра у Гомера – мать Плутоса, но в гимне Деметре Плутос лишь упоминается как даритель богатства, но не присутствует как персонаж. Кора скорее не умерла (попала в царство мертвых), а была похищена. И ее исчезновение подобно смерти. Похитил ее богатей Плутос (или Аид по его поручению), но в образе Персефоны Кора найдена в царстве Аида, откуда может возвращаться к Деметре на Олимп на некоторое время, поскольку Зевс сделал для нее исключение по отношению к общему порядку вещей. Тем самым, образовалась магия Элевсинских мистерий – способность вызывать к жизни умерших и самим обретать способность к воскресению.

Деметра в ее божественном статусе, разумеется, не стала бы искать свою дочь, а либо знала бы без всяких поисков ее местонахождение, либо обратилась бы сразу к Зевсу. Искания и взывания Деметры – это поведение смертной женщины, а не богини. Богиней она становится постфактум – когда обнаруживает свою божественную природу, ей приискивается место в теогонии. Деметра стоит (поставлена с течением времени) вровень с Зевсом и Герой, будучи их сестрой, а в иных вариантах предания – также и возлюбленной Зевса. Земная же Деметра – чародейка, потерявшая свою дочь и нашедшая ее в образе богини загробного мира Персефоны, с которой она могла общаться не на земле, а на Олимпийских небесах.

Плутон и Аид слились воедино вовсе не в сельскохозяйственном культе. Это слияние – продукт искажений мифа. Например, у Аполлодора в "Мифологической библиотеке", где миф о Деметре вообще не содержит имени Аида. Здесь Плутон похищает Персефону, влюбившись в нее. Свидетельство об этом Деметре сообщают не Геката и Гелиос, а гермионеи – жители прибрежного города Гермиона в Арголиде, откуда, как считалось, лежал самый близкий путь в Аид (на Крит). Демофонт в этом варианте предания погиб, когда царица обнаружила чародейство Деметры. А старший из сыновей Метаниры Триптолем получил колесницу с крылатыми драконами и зерна для засева земли. Видимо, все это произошло уже после воссоединения Деметры и Персефоны.

Пересказ Аполлодора, как мы видим, не столько искажает, сколько дополняет гомеровский гимн. Действительно, Демофонт в гимне фигурирует только в качестве младенца, и больше о его судьбе ничего не известно. Пламя должно было его погубить. Триптолем вполне мог быть братом Демофонта и одним из первых посвященных в культ – еще мальчиком. В гимне Гомера он предстает уже взрослым – в роли правителя Элевсина. Может быть, колесница и технологии засева были получены им от Плутоса, действовавшего по воле Деметры или своей жены Персефоны.

Аид находится вовсе не в земле (не в почве), и даже не под землей. Глубоко в недрах земли находится Тартар, а гомеров Аид находится за Океаном. Что касается "входа в Аид", то он в таком случае должен вести под Океаном в те отдаленные места, где обитают бессмертные и лишенные памяти души. Выходит, что "царство мертвых" Плутона – это и не Тартар, и не Аид, а просто подземные чертоги – нечто вроде жилища, храма и склепа одновременно – что-то подобное "лабиринту" Кносского дворца. В таком случае богатство Плутоса находит свое подтверждение, а "смерть" Коры – это всего лишь переезд ее на новое место жительство к похитившему ее правителю. Где в кажущемся мрачным подземном дворце ее и находит Деметра, получая право видеться с дочерью и даже надолго уводить ее с собой. История оказывается не такой мрачной.

Видимо, кажущееся лукавым сообщение Деметры дочерям Келея, что она была там захвачена разбойниками на Крите, имеет под собой вполне реальную основу. Деметра знала, что ее дочь находится на Крите, где стала царицей, женой правителя и обладателя обширных подземных чертогов с богатствами.

Конец ознакомительного фрагмента.