Вы здесь

Афины и Аттика. Древняя история и культура. Восточная Аттика (А. Н. Савельев, 2018)

Восточная Аттика

Рамнунт и Ороп

Руины древнего дема Рамнунт с пограничной крепостью находятся в 60 стадиях от Марафона. Название "Rhamnous" происходит от rhámnos – колючий кустарник.

Рамнунт является наиболее хорошо сохранившимся из всех древних аттических демов. Он был знаменит в древности святилищем Амфиарая (царя Аргоса и прорицателя) и храмом богини возмездия Немезиды. Для этого храма Фидий (или его ученик) исполнил статую богини из блока паросского мрамора, который в 480 г. до н. э. персы установили в ознаменование победы над Афинами, когда столица Аттики была захвачена и сожжена. Вероятно, персы также намеревались использовать камень для изготовления памятного изваяния. Фрагменты статуи и базы найдены и хранятся частью в Афинах, частью в Лондоне.










Экспонаты из Рамнунта, Национальный археологический музей Афин: надгробный рельеф, 330-320 гг. до н.э. и статуя Фемиды, 4 в. до н.э.


Начало существования святилища было положено постройкой мощных подпорных стен из тесаного камня на севере и востоке склона, чтобы создать террасу. Небольшой изначальный храм Фемиды не сохранился (обнаружены фрагменты его крыши, облицованной лаконской черепицей). Этот храм был перестроен в начале 5 в. до н. э. и выполнен полигональной кладкой; его размеры были 10х6 м. Археологами найдены статуя Фемиды высотой 2.2 м на пьедестале с надписью, которая упоминает имя скульптора Герострата (Chairestratos) из Рамнунта, а также статуэтки жрицы (3 в. до н. э.) и эфеба (420 г. до н. э.). Считается, что храм был разрушен персами в 480 г. до н.э.

Афиняне полагали, что Немезида, Пан и Тесей помогли им справиться с персидским нашествием, поэтому и решили заложить новый храм вплотную с храмом Фемиды.

Храм Немезиды в Рамнунте был сооружен около 430 г. до н. э. рядом с разрушенным персами храмом Фемиды. Храм Немезиды представлял собой мраморный дорический периптер 6х12 колонн с размерами по стилобату (верхней части основания) около 10.1х21.3 м. Восемь колонн храма сохранились до нашего времени, но их каннелюры (продольные углубления на колоннах) остались незавершенными, что свидетельствует о быстром упадке святилище. Это единственный хорошо сохранившийся храм, посвященный Немезиде.

Внутри храма находилась знаменитая статуя богини работы Агоракрита, ученика Фидия. Ее база имела рельефный декор, изображающий Елену, Немезиду и Леду. Немезида, преследуемая Зевсом, превратилась в гусыню. Зевс принял облик лебедя и овладел ею в Рамнунте. Елена родилась из яйца, которое снесла гусыня-Немезида. Леда, приемная матерь Елены привела ее к настоящей матери.

По словам Павсания, статуя была работой самого Фидия, который приписал ее Агоракриту из любви к своему ученику. Тем не менее, особенности статуи не указывали на стиль Фидия. Предполагают, что статуя Немезиды изначально представляет собой Венеру, с которой Агоракрит принял участие в конкурсе, где потерпел поражение от Алкамена, в результате чего статуя оказалось в Рамнунте как изваяние Немезиды. К сожалению, в наши дни сохранились лишь обломки статуи и копии римских времен.

На основе современных методик и описаний древних источников форма статуи Немезиды может быть восстановлена. Богиня имела длинную косу, которая спускалась вдоль шеи. Согласно описанию Павсания, статуя Немезиды изображала богиню в короне, украшенной мелкими фигурами оленей и богини победы Ники. Олени могли свидетельствовать о близости Немезиды к Артемиде или же напоминать о бегстве персов в Марафонской битве (точно пугливые олени). В руках она держала ветвь яблони и ритуальный кубок с изображенными на нем эфиопами. На ветви, которая находилась в руках Немезиды, была подписью художника ("Агоракрит сотворил"). Что означают "эфиопы", сам Павсаний установить не смог. Вероятно, африканские головы были просто элементом орнамента, популярного в то время. Может быть, появление этого орнамента на кубке связано с тем, что отцом Немезиды считался Океан, а "эфиопы" жили по берегу реки Океан. Таким образом, они напоминали о владениях богини на средиземноморском побережье.










Фрагмент статуи Немезиды из Рамнунта, Британский музей

Копия статуи Немезиды из Рамнунта, II в. н.э., Музей Неаполя






Храм Фемиды и Немезиды. План и реконструкция


Павсаний пишет, что Немезида с древнейших времен изображалась бескрылой всюду, но позднее ваятели придали ей крылья, как и Эроту – чтобы продемонстрировать способность этих божеств придавать людям состояние влюбленности. Действительно, римские образцы, дошедшие до наших времен, изображают богиню с опущенными крыльями. При этом в чертах ее фигуры сохраняется архаическая тяжеловесность.

Немезида считается "настоящей" (божественной) матерью Елены Прекрасной. Поэтому логично, что на пьедестале Немезиды были изображены Леда, которая выкормила Елену и привела к матери, Тиндарей – земной отец Елены (божественный – Зевс) – и его сыновья, а также внуки – непосредственные участники Троянской войны Агамемнон и Менелай, а также Пирр, сын Ахилла и муж Гермионы, дочери Елены. Второй муж Елены Орест, от которого она родила сына, не был удостоен изображения. Может быть, потому что не был мил Немезиде из-за убийства своей матери Клитемнестры. Также на пьедестале Павсаний отметил ряд второстепенных персонажей, о которых он не мог сказать ничего существенного.

Около 45-46 гг. н.э. храм был основательно отремонтирован и посвящен жене императора Октавиана Августа божественной Ливии.

К востоку от храма сохранился фундамент алтаря (3.3х7.8 м) с портиком вдоль северной стороны участка с небольшим фонтаном перед ним. Дорога вела к довольно крутому холму, который был окружен мощной стеной 800 м длиной, с башнями и воротами. Сохранились также внутренние стены вокруг акрополя. Главный вход был обращен на юг. Он был защищен прямоугольными башнями по обе стороны ворот. На склоне холма, который заканчивался на море, были небольшие гавани.

Крепость в Рамнунте, как полагают, была построена во время Пелопоннесской войны для защиты судов, перевозящих зерно в Афины. Афиняне содержали в Рамннте гарнизон, который состоял из эфебов на втором году их службы. От крепости хорошо сохранились основания стен. Также вблизи крепости находятся несколько гробниц, сложенных из огромных глыб.

По обе стороны дороги найдены остатки жилых домов и общественных зданий, а также прямоугольный "театральный уголок" (ок. 350 г. до н. э.), гимнасий, святилище Афродиты, святилище Амфиарая, другие святилища. Также была обнаружена разветвленная дренажная система и большое количество скважин для обеспечения города водой.

Наибольшее развитие Рамнунта приходится на 4-3 вв. до н. э. Упадок начинается с 1 в. до н. э. и прерывается на короткий период правления Герода Аттика во II в. н. э., когда храм был отремонтирован и Рамнунт ненадолго ожил. В IV в. н.э. храм был разрушен по приказу императора Византии Аркадия. До наших дней сохранились лишь руины храма Немезиды.










План святилища и реконструкция храма Немезиды


Павсаний пришел в Ороп (Ωρωπός), двигаясь от Рамнунта по побережью на северо-запад. Это уже область, пограничная между Аттикой и Беотией – Танагра. За нее афиняне и беотийцы постоянно вели войны. Окончательно под контроль Афин Танагра перешла по решению Филиппа Македонского, который покорил Фивы и всю Грецию.

В самом городе Павсаний не нашел ничего примечательного, но оценил находящееся вблизи святилище Амфиарая. Здесь же был оракул Амфиарая, которого впервые стали считать богом именно в Оропе. Правда, героон Амфиарая, видимо, первоначально был в фиванской Кнопии, откуда он был перенесен под Ороп. Считалось, что в оракуле подземного бога Амфиарая можно толковать сновидения. Остатки храма найдены на небольшой равнине в 6 км от Оропа, которая называется теперь Мавродилисеи.

Предание гласит, что Амфиарай предчувствовал свою смерть перед походом против Фив. Когда пелопоннесское войско было разгромлено под Фивами, Амфиарай стремительно отступал на своей колеснице, но земля расступилась и поглотила его.

Геродот перечисляет святилище Амфиарая среди пяти наиболее авторитетных оракулов, куда лидийский царь Крез направил своих посланцев, чтобы сличить их ответы на один и тот же вопрос – о том, что он делает в данный момент. Удовлетворительным были признаны лишь ответы из Дельф и из святилища Амфиарая.

Павсаний описал жертвенник в храме Амфиарая, который собрал всех богов, так или иначе причастных к исцелению. За исключением Асклепия. Впрочем, его могла представлять его дочь Гигея. Разделенный на части жертвенник представлял Геракла, Зевса и Аполлона Пэония (Спасителя, Целителя), а также их жен. Затем Гестию, Гермеса, Амфиарая и его сына Амфилоха. Следующая часть посвящалась Афродите Панакее (Всеисцеляющей), Иасо (Лечению), Гигее (Здоровью), Афине Пэонии (Целительнице). Наконец, еще одна часть посвящалась Нимфам, Пану, богам рек Ахелою и Кефису. Здесь прибывшие вопросить оракул приносили жертвы всем упомянутым богам. Затем приносили в жертву барана и засыпали, подстелив под себя его шкуру. Считалось, что во сне они получали откровение. Скорее всего, Павсаний описал лишь один из вариантов ритуала. В святилище была найдена надпись, которая утверждала, что паломник мог пожертвовать то, что он хочет (или может).

Источник Амфиарая рядом с храмом носит его же имя. Но здесь не приносили жертв и не использовали воду источника для очищения и омовения. Сюда лишь бросали посвятительные дары – серебряные или золотые монеты в благодарность за исцеление.






Рельеф со сценой лечения. Святилище Амфиарая в Оропе, 4 в. до н.э.


Археологические исследования дали более подробные сведения об Оропе.

На левом берегу реки Харадр (Χάραδρος) размещались общественные зданий, колоннады, театр, храм и алтарь. Правая сторона реки была занята жилыми кварталами. Перед входом в святилище с востока первое здание – помещения для очистительных омовений, построенные в 4 в. до н. э., а позднее перестроенные в бани. Сразу за банями размещена стоя длиной 110 м того же времени постройки с 39 наружными дорическими колоннами и 17 внутренними ионическими. Здесь размещались паломники и ждали приема больные. На обеих оконечностях стои были помещения, оборудованные скамьями и столами. Они использовались для сна, чтобы затем получить разъяснение сновидений оракулом Амфиарая и получить рекомендации по поводу лечения.

За стоей расположен театр Амфиарайон, датированный по обнаруженным надписям 2 в. до н.э. На первом ряду амфитеатра размещались пять тронных кресел с рельефом. Их создание датируется 1 в. до н.э. Оркестра имела радиус 12.4 м, общая вместимость театра – около 300 зрителей.










Трон из театра, проскениум театра и храм Амфиарая


Далее почти на одной линии со стоей размещался ряд помещений и базы для выставленных перед ними статуй, которые украшали дорогу, ведущую к храму. Здесь найдены около 150 надписей (посвящений, эпиграмм, списков победителей в спортивных играх, постановления проксена), вырезанных на 25 сохранившихся базах. Ближайшая к стое база содержит список победителей в состязаниях, начиная с 1 в. до н. э. За ней следуют две базы, чьи статуи изображали Каллигетона, сын Пифона из Оропа. Затем L-образное основание содержит указы Оропа и Беотийского союза. Последующие три базы были предназначены для статуй граждан Оропа и жрецов. Интересна следующая база, которая относится к 3 в. до н.э., с которой оригинальная надпись была стесана и около 50 г. до н.э. нанесена надпись в честь римского консула Аппия Пульхара Клавдия. Подобные замены надписей есть и на основаниях, размещенных перед храмом. Здесь были представлены статуи правителей Египта Птолемея IV Филопатра и его жены Арсинои, Диомеда из Трезена, римского консула Гнея Кальпурния Пизона и его жены, Брута, убийцы Юлия Цезаря, консула Гая Скрибония Куриона, Агриппы, Адеи, жены Автодикуса, брата царя Фракии, Лисимаха, Гнея Корнелия Лентула, Поплия Исаурика Сервилия, внука Метелла. Последнее основание, которое стоит за пределами храма Амфиарая, предназначалось для статуи римского диктатора Суллы – благотворителя храма в 86 г. до н. э.

Помещения за базами статуй, возможно, выполняли те же функции, что и "сокровищницы" в Олимпии. Одно из строений на дальней оконечности ряда пьедесталов, видимо, было небольшим храмом.






1. Баня, 2. Стоя, 3. Театр, 4. Базы статуй, 5. Храм Амфиарая, 6. Алтарь, 7. Баня, 8. Клепсидра (водяные часы), 9. Священный источник


Храм Амфиарая был построен в 4 в. до н.э. Вход в него предварялся шестиколонным дорическим портиком. За колоннами был пронаос, ведущий в целлу с двумя рядами по пять колонн. От размещенной в храме статуи Амфиарая сохранилась только одна рука. Южная половина храма со временем была смыта рекой.

Рядом с храмом находится большой алтарь (4 в. до н. э.). В его основе находятся два меньших алтаря. Вместе с алтарем можно видеть священный источник, из которого течет минеральная вода – точно так же, как и в 5 в. до н. э., когда было основано святилище. Вблизи к источнику и алтарю находятся летние бани, построенные в 4 в. до н. э.

Святилище Амфиарая распространяется на правый берег Харадра, где был расположен жилой квартал, агора и клепсидра – водяные часы.

Культ Амфиарая был распространен в Рамнунте, Афинах, Аргосе, Спарте. Расцвет святилища в Оропе связан с его лечебными функциями, которые стали для афинян весьма актуальными во время чумы, пришедшей к ним в конце 5 г. до н. э. История святилища заканчивается в конце IV в., когда византийский император Феодосий запретил нехристианские культы. Впрочем, к тому времени последователей этих культов практически не осталось.

Марафон

Марафон – небольшой греческий городок в Аттике, расположен у подножия горного хребта Пентеликон, в 32 км от Афин на Марафонской равнине. Древний Марафон находился на месте деревни Врана, расположенной к югу от современного Марафона.

Территория вокруг Марафона была заселена с незапамятных времен, и археологические находки в Пещере Пана (упоминается у Павсания) подтверждают это. Кроме того, совсем недалеко от Марафона находится кладбище Среднеэлладского периода из семи курганов. Два захоронения получили название “Братья-близнецы” из-за того, что имели одинаковую высоту и диаметр. Другие два были частично повреждены. В северной части кладбища, как оказалось, располагались еще более древние захоронения. Сейчас могилы располагаются под специальным навесом, посетители могут их рассматривать с моста.

Название поселения происходит от древнего героя Марафона, сына Эпопея, царя Сикиона, который был изгнан отцом и удалился на восточное побережье Аттики, где и основал новый город. После того, как Эпопей умер, Марафон стал наследником его царства, но предпочел разделить его между сыновьями Сикионом и Коринфом.

Существует и другая версия появления названия "Марафон". Оно связано с героем Марафом, который возглавлял отряд аркадийских воинов, помогавших Диоскурам освободить похищенную Тесеем Елену Прекрасную, их сестру. Согласно сообщению Павсания (которому далеко не всегда можно доверять), Мараф добровольно принес себя в жертву богам ради успеха похода Диоскуров.

Последнюю версию следует признать ошибочной, потому что Марафон существовал во времена Тесея, и здесь молодой афинский герой настиг и убил ужасного Марафонского (критского) быка, который разорял Пелопоннес, а потом Аттику. Вероятнее всего, образ быка заместил в предании образ критского полководца (также как Минотавр заместил образ критского жреца).

Марафон был местом добровольной или принудительной ссылки из Афин, и там обычно формировались силы оппозиции по отношению правящей в Афинах группировке.

Особую славу Марафон приобрел после победы афинян над персидским войском, которое было высажено здесь и полностью разбито 13 сентября 490 г. до н. э. Целью персов было выманить греческое войско из Афин и внезапно атаковать город со стороны порта Пирей. Но греки успели не только разбить отряд персов, высаженный под Марафоном, но и вернуться в родной город. Посланный предупредить афинян об опасности вестник пробежал 42 километра, и это в древности не считалось подвигом. Марафонских забегов в честь этого события греки не проводили. Они стали практиковаться в современных Олимпийских играх.




Марафонский герой. Национальный Археологический музей Афин


Успех афинян и помогавших им платейцев был обусловлен тем, что персы не приняли всерьез малочисленное войско, разместившееся на склоне горы. Возможно, значительная его часть была просто не видна за деревьями. Скорее всего, персы даже не стали выстраиваться в боевой порядок и последовали к Марафону, но получили решительный удар во фланг. При хаотическом отступлении персы увязли в болоте, которое оказалось у них в тылу, и были перебиты.

Прославляя Марафонскую победу, афиняне не жаловали добившегося успеха полководца Мильтиада. Во-первых, потому что он был всего лишь одним из нескольких стратегов, которые по странным порядкам афинян командовали по очереди, меняясь каждый день. Во-вторых, Мильтиад казался афинянам слишком популярным, а потому опасным для демократии. В-третьих, победа при Марафоне разбудила у афинян гордыню, и они стали считать персов ничтожным народом. В-четвертых, Мильтиад потерпел военную неудачу под Паросом и за это был привлечен афинянами к суду, который присудил такой штраф, кто выплатить его смогли лишь потомки полководца. Сам же Мильтиад от полученных при осаде Пароса ран скончался. Неудивительно, что для гробницы Мильтида место нашлось не в Афинах, а в Марафоне. Напротив, римский благодетель Аттики Герод Аттик умер в Марафоне, где и хотел быть похоронен, но удостоился чести получить гробницу в Афинах.

Неподалеку от кургана в 1970 г. было обнаружено еще одно захоронение, которое именуется Холм платейцев (упоминается Павсанием). Они были единственными союзниками афинян, успевшими прибыть на Марафонскую битву. Число погибших платейцев было, судя по размерам холма, значительным. Афинские источники их не учитывали. Как и, возможно, других участников сражения, присоединившихся к афинскому войску. В могиле платейцев, как пишет Павсаний, были также похоронены погибшие рабы, которые при Марафоне впервые сражались плечом к плечу со свободными гражданами. В настоящее время на Холме платейцев обнаружены лишь одиннадцать захоронений павших воинов.

Необходимо также отметить, что в источниках почти ничего не сказано о персидских трофеях, а в археологических находках нет никакого персидского вооружения. Павсаний свидетельствует, что не нашел никакой могилы персов-мидян, о которой говорили афиняне: ни даже насыпи или знака. Путешественник полагал, что персидских воинов хоронили просто как попало в ямах. Но можно предположить, что большая часть из них осталась в болоте, и афиняне не стали вытаскивать оттуда трупы.

Ничего мы не знаем и о полководце, который противостоял Мильтиаду. Можно предположить, что силы персов были сильно преувеличены, как и их потери. Мы достоверно знаем, что большая часть персидской армии находилась на кораблях. Вполне возможно, персы высадили малообученное и плохо вооруженное вспомогательное войско небольшой численности. Может быть, даже предполагая, что оно полностью погибнет, пока основная часть персидских сил переправится к Пирею.


Раскопки на территории Марафона начались в 1970 г., а Археологический музей был построен в 1975 г.






Экспозиция музея располагается в шести залах и выстроена в хронологической последовательности – начиная с неолита и заканчивая поздним Римским периодом.

В первом зале находятся находки из Пещеры Пана в Инои. Эта пещера также использовалась для жилья начиная с неолита (5300-3200 гг. до н.э.), и заканчивая ранним бронзовым веком (3200-2700 гг. до н.э.). По свидетельству Геродота, именно Пан помог афинянам в битве при Марафоне.

Во втором зале представлены артефакты с кладбища Тсепи поселения Бориза (III-IV тыс. до н.э.) и с захоронения в Вране (2000-1600 гг. до н.э.), Като Сули, Сан Андреас, Зобери – глиняные горшки, кувшины, каменные и бронзовые наконечники стрел, бусы из полудрагоценных камней и многое другое.

В третьем зале представлены артефакты, датируемые Геометрическим, Архаическим и Классическим периодами, найденные на кладбищах в этой области – глиняные идолы, украшения. Тут можно увидеть мраморные диск, который метали дискоболы тех времен.












Четвертый зал посвящен эпохе Герода Аттика, жившего во II в. н. э., возможно самого известного уроженца Марафона. Экспозиция включает в себя мраморные стелы с надписями, статуи Герода Аттика и его учеников, статуи, рельефы и надписи Римского периода.

В пятом зале представлены артефакты с острова Врехиза (Brexiza, Mprexiza), что находится неподалеку от Марафона. Тут найдено святилище времен Герода Аттика – имитация храма Сараписа, который находится в дельте Нила. В этом зале можно увидеть египетские статуи: Гора, сына Осириса и Исиды. По данным Филострата, Герод унаследовал большой земельной участок в Марафоне, месте его происхождения и любимой резиденцией. Скорее всего, комплекс Врехиза был в пределах его владений, и святилище было построено около 160 г. н.э. Герод, видимо, подражал императору Адриану, который построил Серапеион на искусственном островке в Тиволи, недалеко от Рима.














Мраморные надгробия, 4 в. до н.э.: атлет с охотничьей собакой и мальчиком, который держит стригил и птицу, богиня рассматривает принесенные ей дары






Герод Аттик




Голова бородатого мужчины, III в.




Надпись на арочных воротах виллы Герода Аттика










Надгробия Римского периода: храм-надгробие с двумя виноделами, II в. н. э., храм-надгробие Парамоноса, сын Еводоса из Пирея. Умерший юноша изображен между своих родителей, начало III в. н. э.


На острове Врехиза на участке 60х64 м, окруженном стеной, находился священный участок с алтарем, куда вели входы с каждой из сторон. Они обрамлялись прямоугольными башнями со ступенями и порогами, а рядом с ними стояли пары двухметровых скульптурных изображений. Археологами найдены три пары, из них две статуи оказались неповрежденными – Сераписа (или фараона) и Исиды с колосьями (Исида-Деметра). Были также найдены скульптуры Исиды с розама (Исида-Афродита), безголовая статуя жреца и др. Также в святилище найдено около 70 светильников Римского периода с изображением Сераписа и Исиды. В центре святилища размещалась терраса с жертвенником, обрамленная коридором. На приподнятых платформах находились ритуальные комнаты, в одной из которых найдено изображение Исиды, египетский сфинкс, рельефы с Сераписом и Исидой, сокол, олицетворяющий бога Гора.






Святилище египетских богов
















Заканчивается экспозиция музея Марафонским Трофеем, от которого сохранилась часть колонны в честь победы в 490 г. до н. э.














Обелиск, трофей Марафонской битвы, реконструкция Трофея










Бронзовая фигура эфеба, найденная в море близ Марафона. Предмет в левой руке не идентифицирован, жест правой рукой не объяснен


По пути из Марафона в Браврон (по побережью на юг) находился Храм Артемиды Таврополис, который был открыт в 1925 г. на берегу Эгейского моря в селении Артемиды (современная Луца). Систематическое исследования было проведено в середине ХХ века. От храма сохранилось только основание дорического здания с колоннами 6х13 по периметру. Целла была разделена на большую восточную и меньшую западную части; последняя была определена как адитион ("святая святых").

У святилища были две пропилеи (входа) – восточная и западная. Въезд осуществлялся по дороге, укрепленной гравием. В 200 м от храма Артемиды находился небольшой храм для хранения светильников, которые своей многочисленностью порадовали археологов. Их изготовление датируется от Геометрического периода до Классического периода. Находки из этого небольшого хама и святилища Артемиды экспонируются в музее Браврона.

Строительство храма относится к Классическому периоду (5-4 вв. до н.э.). Само же святилище существовало здесь с 7 в. до н. э. до I в. н.э., о чем свидетельствуют вотивные приношения, а также бытовая керамика, которая применялась во время торжественных трапез.

В комедии Менандра "Эпитрепонтис" дается представление о характере праздников "Таврополии", проводимых ежегодно. Ночные шествия сопровождались необузданными дионисийскими оргиями, а в ритуал включено символическое жертвоприношение, напоминающее о человеческих жертвоприношениях, принятых, вероятно, в первоначальном месте отправления культа – в Тавриде.

Браврон и Мирриунт

Браврон (Βραυρών, Βραυρώνα, Vravronas) – небольшой городок в восточной Аттике, который находится на побережье Эвбейского залива.

Близлежащий холм была заселен в эпоху неолита, а расцвела поселение достигло в раннюю Микенскую эпоху. Большой перерыв в освоении этой местности возник после 1200 г. до н.э., когда кризис микенской цивилизации закончился для большинства городов полным разорением. Местность была вновь заселена только в 9 в. до н. э. Браврон был одним из двенадцати древних поселений Аттики до синойкизма Тесея, который объединил их с Афинами.

Размещенное здесь святилище Артемиды связано с преданием о Троянском походе, когда флот ахейцев был задержан в Авлиде безветрием, наступившим по воле богини после того, как царь Агамемнон убил оленя в священной роще. В порядке компенсации царь должен был принести в жертву свою дочь Ифигению. Варианты предания продолжают сюжет спасением Ифигении, которая по воле богини была перенесена на Крымский полуостров к таврам, где стала жрицей в храме Артемиды. Впоследствии Ифигения возвращается из страны тавров при содействии своего брата Ореста.
















Павсаний уточняет, что Ифигения не просто вернулась, а бежала от тавров. Причем увезла с собой деревянное изображение Артемиды. Удивительно, но археологи именно в Бравроне нашли немало деревянные изваяний, включая фрагмент деревянной скульптуры Артемиды. Подтопление Браврона способствовало сохранению деревянных изделий, оказавшихся в земле. То, что разрушало святилище, помогло дойти до наших дней уникальным деревянным скульптурам богини. И они дают нам понять, что деревянные изделия вовсе не были примитивными.

Недалеко от поселка находится святилище Артемиды, основанное, по преданию, Орестом и Ифигенией (12 в. до н.э.). Вероятно, самые ранние ритуалы проводились рядом с естественной пещерой на берегу моря. Со временем пещера разрушилась (огромный кусок скалы упал на возведенные здесь постройки), а море отступило на километр. Первые свидетельства существования культа относятся к 8 в. до н.э. и отражены в находках терракотовых статуэток. Первые каменные сооружения появились в святилище в 7 в. до н.э. Затем, святилище было связано с Артемидой, и имя богини появляется на обнаруженных археологами артефактах. К 5 в. до н.э. относится зеркало с надписью: "Гипилла, дочь Онетора посвятила Артемиде в Бравроне".

Своего расцвета Браврон достиг в 6 в. до н.э., когда поклонение богине Артемиде было возведено в ранг государственной религии. При "тиране" Писистрате, который был родом из Браврона, на афинском Акрополе появился храм Артемиды Бравронии. Праздник Арктеи начинался шествием девушек от храма и заканчивался в 24.5 км в Бравроне. Здесь девушки надевали одежды шафранных цветов, танцевали, соревновались в беге и осуществляли жертвоприношения. Богиню полагалось умилостивить для успешных родов. В этом случае Артемиде посвящали одежды роженицы. Одежды умерших при родах посвящались Ифигении. Среди обетных даров, принесенных в святилище, – множество статуй детей и женских принадлежностей – шкатулок, расчесок и зеркал, а также большое число маленьких кратеров.

Само же почитание Артемиды в Бравроне было связано с легендой об избавлении от чумы, которую богиня послала афинянам, разгневавшись на убийство медведицы охотниками. По оракулу афиняне смогли избавиться от болезни, лишь посвятив Артемиде девочек от 5 до 10 лет, которые должны были провести в храме свое детство. Их назвали "арктами" – "медведицами".

Программа строительства культовых сооружений была попыткой Писистрата сплотить аттические демы. Об этом свидетельствует храм Артемиды Таврополис, храм Артемиды в Авлиде и множество других аттических храмов, посвященных богине.

Поражение Писистратидов в борьбе с "демократами" обернулось для Браврона постепенным упадком святилища. В 480 г. до н. э. персы разрушили его и увезли культовую деревянную статую в Сузы (как считали афиняне). Лишь около 420 г. до н. э. храм был отремонтирован, появилась Π-образный стоя и мост через реку. Это объясняется попытками афинян умилостивить богов и избавиться от чумы.

Возможно, Еврипид написал трагедию "Ифигения в Тавриде" по случаю открытия обновленного храма около 415 г. до н.э.












Святилище было заброшено в до 3 в. до н. э. во время конфликта между Афинами и Македонией, а также в результате сильного повреждения при наводнении. Во времена Павсания (II в.) святилище находилось в запустении: путешественник даже не стал описывать остатков храма, как это он делал в других случаях. Строительные материалы из давно заброшенного храма были использованы в VI в. н. э. при возведении христианской базилики на другой стороне долины.

Раскопки в святилище были начаты в 1945 г. и продолжены 1950-60-е годы одновременно с реставрацией основных памятников. Выявлен небольшой храм Артемиды, малый храм (возможно, посвященный Ифигении); уникальный каменный мост, пещерные храмы, священный источник, и П-образная стоя, которая предваряла входы в для ритуальных пиршеств. Ряд конструкций, включая палестру и гимнасий, до сих пор не восстановлены, многие результаты раскопок не опубликованы.

Храм Артемиды имел размеры 11х20 м и сохранился очень плохо из-за подвижек грунта и использования его фрагментов как стройматериала в последующие эпохи. Несколько архитектурных деталей говорят о том, что это был храм дорического ордера, имел четыре колонны в целле и адитион в задней ее части. Остальные детали сохранились очень плохо и не дают однозначно реконструировать вид храма. Кроме того, не сохранилось подпорной стены с северной стороны, на которую определенно указывал Еврипид.

Гораздо лучше сохранилась Π-образная стоя с дорическим фризом и мраморными метопами. Стоя образует внутренний двор 20х27 м и обращена на в сторорну храма Артемиды – на юг. Фундаменты западного крыла простираются на 38 м, северного крыла на 48 м, а восточного крыла на 63 м. Целиком сохранилась только северная колоннада (11 колонн), от двух остальных крыльев осталось лишь по одной колонне (предполагается, что строительство колоннады не было завершено). Колоннада была построена из местного известняка и покрыта мраморной штукатуркой. Дорические капители, метопы, перемычки и пороги были изготовлены из мрамора. Нетипичным является использование двух триглифов между каждой парой столбов. Это было сделано для придания метопам квадратной формы.






1. Храм Артемиды, 2. Подпорная стена, 3. Терраса, 4. Часовня св. Георгия, 5. Героон Ифигении. 6. Гробница Ифигении, 7. Резиденция главной жрицы, 8. Древний акрополь, 9. Священный источник, 10. Каменный мост, 11. Пропилеи Большой стои, 12. Стоя, 13. Северная стоя






Антаблемент с квадратными метопами




Общий вид П-образной стои


За колоннами под навесом размещались вотивные стелы, часть которых содержала изображение детей. Проходы вели к трапезные помещения (на северной и западной сторонах) размером 5.5х5.5 м. В некоторых помещениях сохранились небольшие каменные столы. На полу можно увидеть углубления от ножек сидений и столов. Стены этих комнат были построены из массивных известняковых блоков тесаного камня, а в верхней части подведены под крышу кирпичной кладкой. Иногда трапезные комнаты называют жилищем для "арктои" ("медведицы") – девочек-жриц. Вероятно, именно так и использовались эти помещения между праздниками.

С северной стороны к стене трапезных комнат была пристроена структура, функции которой остались непонятными. Входы в длинный коридор (48 м) с колоннадой размещались с востока и запада. Общая ширина сооружение – 11 м. Возможно, это было помещение для приношений Ифигении.

Каменный мост, ведущий в святилище, является единственным известным примером моста Классического периода во всей Греции. Он использует перемычки, а не арки, принятые для сооружения мостов в более поздние времена. Общая длина моста 9 м, пролет моста опирается на 5 опор (две конечные и три промежуточные) и составляет 8 м. Не вполне понятно, куда вел этот мост, поскольку сразу перед конструкциями стои повозка должна была резко разворачиваться и, скорее всего, тут же разгружаться, поскольку дальнейший проезд в святилище был невозможен. Видимо, одна из трапезных комнат была переоборудована в пропилеи.

Рядом с храмом, где должна была находиться подпорная стена, размещен священный источник с колоннадой. В источник бросали небольшие вотивные предметы. Более ранний подобный источник находился к северо-западу от изначального фундамента храма.

С юго-востока к храму Артемиды примыкает небольшой храм (Μικρον ιερον) размерами 5.5х8 м, построенный в пространстве между скалой и массивным осбломком скалы размером в 25х6 м. Весь промежуток между скальными породами был плотно застроен помещениями с неясной функцией. Возможно, обломок скалы рухнул на уже существовавшие постройки, не затронув ряд из них. Этот участок был назван "пещера", но настоящая пещера имеется выше на скале и там размещалась часовня Св. Геория XIII в.


Музей Браврона был построен рядом со святилищем в 1956 г. Здесь представлены экспонаты, найденные при раскопках Браврона, среди которых миниатюрные вазы, ювелирные изделия, фигурки девочек, исполняющих ритуальный танец, барельефы с изображениями богов.

Коллекция включают в себя находки, относящиеся к позднему Микенскому периоду (1200 – 1000 гг. до н. э.) и обнаруженные на кладбище в Перати, геометрическую керамику с кладбищ Мирринос (Μυρρινούς), Анависсоса (Ανάβυσσος) и других территорий области Месогея (Μεσόγεια), фаянсовые изделия Архаического и Классического периодов из святилища Артемиды, надгробия и вотивные рельефы Классического периода из района Месогея.






















Свастичные росписи геометрического периода 900-700 гг. до н.э.


Музей в Бравроне состоит из 5 залов:

Зал 1 представляет находки из доисторических поселений Браврона и в целом дема Филаидаи, включая исторический период, находки из святилищ от 5 в. до н. э. до Средневековья.

Зал 2 содержит рельефы богов (соответственно мифу об учреждении святилища), вотивные рельефы, экспонаты (например, миниатюрные кратеры), связанные ритуальными действиями в святилище и с различными качествами богини (богиня плодородия, Таврополис, Геката, повелительница зверей, охотница).

Зал 3 включает вотивные приношения богине как заступнице и целительнице детей.

Зал 4 – светильники и статуэтки, связанные с функциями богини (покровительница женщин, брака, подростков и ремесла), мраморный алтарь, деревянные предметы из раскопок в святилище.

Зал 5 – экспонаты из близлежащих демов.






Погребальная стела, 410-400 гг. до н.э.




Артемида с оленем приветствует паломников, 4 в. до н. э.










Вотивные рельефы










Артемида с оленем и лирой. Артемида с собакой. 6 в. до н.э.






Филоктет и Диомед, биографы Герода Аттика






Девочка "арктос" в хитоне и гиматии с кроликом, 4 в. до н. э.

Мальчик с плодом в правой руке и птицей в левой, 4 в. до н. э.






Рельеф, изображающий Зевса, Лето, Аполлона и Артемиду. Конец 5 в. до н. э.














Кора из Браврона, первая половина 6 в. до н.э. Терракотовая фигурка Артемиды с ребенком, 5 в. до н.э. Голова Артемиды, 350-300 гг. до н.э.

Форик и Лаврион

Форик или Форикос (Θορῐκός) находится севернее мыса Суний и является важнейшим приморским пунктом добывающей провинции Лаврионика. По преданию это один из двенадцати городов, основанных легендарным царем Афин Кекропом, а потом объединенных героем Тесеем. В Форике по притворному (а на самом деле реалистичному) рассказу Деметры она была высажена пиратами с целью продажи в рабство (гомеровский гимн "К Деметре").

Окружающая местность была заселена с эпохи неолита (IV тыс. до н. э.). Причина тому – богатые месторождения серебра. Первые шахты вблизи Форика датируются около 3000 г. до н.э. Микенский купольные гробницы (15 в. до н. э.) и поздние Микенские постройки (12 в. до н. э.) подтверждают, что этот региона был богат и густо заселен. Находки из Форикоса хранятся в Национальном Археологическом музее Афин.

Город был тесно застроен беспорядочно размещенными жилыми домами и мастерскими кузнецов в 7-4 вв. до н. э. Около 525-480 гг. до н. э. был построен театр. Также здесь был небольшой храм Гигеи и рядом – стоя со скамьями для паломников. В конце 5 в. до н. э. был построен большой дорический храм – возможно, Телестерион для отправления культа Деметры и Персефоны.

Город был укреплен во время Пелопоннесской войны.

Форик пришел в упадок после истощения рудников и был захвачен римским полководцем Суллой в 86 г. до н.э. Окончательно город запустел в VI в. после набегов славянских племен.

Археологические исследования в районе ведутся с начала XIX века, но систематические раскопки – с середины ХХ века.

Наиболее важные памятники и архитектурные памятники: ранне– и среднеэлладские постройки на вершине холма Велатори (2900-1600 гг. до н.э.), купольные гробницы Микенского периода (1600-1100 гг. до н.э.), театр, построенный в 6 в. до н. э. и имеющий уникальную овальную форму, "промышленный квартал" на западном склоне холма Велатори, густо населенный в 5-4 вв. до н. э., мраморный дорический храм Деметры и Коры 5 в. до н.э. Также важное значение для города имел порт, предназначенный для транзитной торговли, в частности, древесиной и металлом.

Главной достопримечательностью Форика является древний театр, который считается старейшим из сохранившийся сегодня в Элладе. Его возведение относится к концу 6 в. до н.э. Строители использовали естественный уклон холма Велатори и разместили на нем 21 ряд сидений для 4000 зрителей. Уникальность театра Форика состоит в его форме. В отличие от общепринятых в Греции норм, театр имел овальную форму, а орхестра (площадка, где выступали актеры) имела прямоугольную форму, а не круглую. Архитектурный комплекс театра включает фундамент жертвенника и руины маленького храма, посвященного Дионису.












На восточной стороне холма расположена самая большая купольная могила Микенского периода, а ближе к вершине холма находятся руины еще нескольких могил.

Самой любопытной находкой в Форике является греческий религиозный календарь, 440-430 гг. до н. э., в котором приводится список обязательных ежемесячных жертвоприношений. Например, в анфестерион (февраль) необходимо было пожертвовать Дионису черного козленка.


Лаврион (Λαύριον, Λαύριο, Лаврио) находится в восточной части Аттики, недалеко от Афин, где расположены древние серебряные рудники.

Присутствие человека здесь фиксируется с периода палеолита (40.000 лет назад) – в пещере Китсос, где также было большое поселение в период позднего неолита (5300-4500 гг. до н. э.). Затем далее местность стала более густонаселенной, а добыча серебра велась здесь уже в III тыс. до н. э. Разработки производились в небольших шахтах вплоть до Классического периода. Одним из важных центров в конце Бронзового века (Микенский период, 1600-1100 гг. до н. э.) стал Форик, представленный монументальными микенскими гробницами на холме Велатори. Территория продолжала процветать в течение последующих периодов (10-4 вв. до н. э.). Форик стал городом с большими кварталами, храмами, театром, кладбищем и банями.

В 483 г. до н. э. открытие богатого месторождения в Маронии (окрестности современного Константинос) положило начало крупномасштабной добыче и переработке серебра афинянами.

Рудники сдавались в аренду частным лицам на условии выплаты определенного процента от добычи. Наиболее тяжелые работы возлагались на рабов. В дальнейшем эти выплаты распределялись среди афинских граждан. Для строительства военного флота Фемистокл предложил воспользоваться всеми доходами от добычи серебра и сумел доказать необходимость такого решения. Действительно, оно оказалось верным и позволило победить персов на море. Правда, в дальнейшем гордыня афинян привела к тому, что военный флот они использовали для принуждения своих союзников к покорности и для морской блокады пелопоннесских противников. Огромные затраты на строительство флота разорили Афины. Доминирование на море закончилось рядом катастрофических поражений.

Серебро, добытое из шахт, было использовано для чеканки афинской тетрадрахмы, которая стала доминирующей валютой восточного Средиземноморья в Классическую эпоху. Это позволило развернуть грандиозное строительство в Афинах, имевшее целью превратить Акрополь в центр религиозной жизни всей Эллады. Но этому проекту не суждено было осуществиться. Во время Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н. э.) добыча руды была остановлена, а когда спартанцы в 413 году до н. э. захватили крепость в Пафосе, они стали контролировать доступ к шахтам.








Добыча серебра и свинца продолжалась с перерывами на протяжении последующих веков, но производство так и не достигло объемов Классического периода. Во время Римского и Византийского периодов (2 в. до н. э.– VI в. н. э.) добыча была незначительной. Шахты были заброшены в VI в. н.э., и вновь открыты только в 1859 г. для добычи свинца, марганца и кадмия, а также небольших количеств серебра. Месторождение было полностью исчерпано и закрыто к 1982 г.

Археологический музей Лавриона открыт в 1999 г. В галерее выставлены фрагменты фриза храма Посейдона на мысе Сунион (середина 5 в. до н. э.), на котором можно разглядеть сцены из битвы лапифов с кентавров и олимпийских богов и гигантов – аллегории победы афинян над персами. В фойе и галереях выстроены скульптуры – статуи Кибелы и Артемиды и вотивные рельефы Асклепия и Геракла. Здесь же представлены погребальные рельефы. В музее размещена глиняная посуда, инструменты и украшения, относящиеся к эпохе неолита и принадлежащие обитателям пещеры Китсос, вазы из поселения и кладбища Форика 8-4 вв. до н. э., вазы с кладбища на мысе Суний (8-4 вв. до н. э.) и в Нории (5-4 вв. до н. э.), бытовые предметы (вазы, лампы, весы, прессформы, и др.) с различных археологических площадок, включая агору и кладбище на Саламине и бухту Пасалимани рядом с Пиреем (3 в. до н. э.).










Суний

Полуостров Суний (Σούνιον, Σούνιο) находится на юго-восточной оконечности Аттики примерно в 40 км от Афин, где афиняне построили святилища двух своих главных божеств – Посейдона и Афины. Храм Посейдона был построен на вершине скалы, которая возвышается на 60 м над уровнем моря, а два храма Афины Сунийской были возведены на более низком уровне.

Суний был населен с доисторических времен и в Микенские времена использовался в культовых целях.

Предание о Тесее говорит о том, что его отец Эгей покончил с собой, бросившись со скалы мыса Суний в море, решив, что его сын, отправленный на Крит, погиб в борьбе с Минотавром. По роковой оплошности Тесей забыл подать условный знак: сменить черные паруса своего корабля на белые. Якобы, с тех пор морю было дано имя Эгея. Но, скорее всего, это название море получило после победы над империей критского царя Миноса. По какой-то причине победа была приписана Эгею, а не Тесею.

Гомер называет Суний "священным". Он рассказывает, что на обратном пути из Трои Менелай остановился здесь, чтобы похоронить своего кормчего Фронтиса. Задержка стоила ему дорого – его корабли были отнесены штормом к египетскому побережью, и в родную Спарту Менелай вернулся только через 8 лет.

Раскопки в начале ХХ в. показали, что данная территория была священной уже в Геометрическую эпоху (10-7 вв. до н. э.). Некоторые из ранних куросов в начале 6 в. до н. э. были возведены здесь под открытым небом или размещались в храме Посейдона (эти изваяния находятся в Национальном археологическом музее Афин). Строительство храма Посейдона и пропилей, ведущих к нему, относится к началу 5 в. до н. э.

Геродот писал, что здесь раз в четыре года проводился большой праздник, на который из Афин на корабле приплывали именитые граждане. Посейдону, чей храм был далеко виден на высокой скале, отдавали почести мореплаватели и их родственники. В 5-2 вв. до н.э. святилище Посейдона было очень популярно. Свидетельство тому – множество артефактов, найденных археологами. Среди них множество предметов и более ранних эпох – кикладские статуэтки, микенские печати, остатки архаической посуды, куросы.

В 412 г. до н. э. во время Пелопоннесской войны афиняне превратили храм в крепость, которая занимала стратегическое положение на входе в Саронический и Южный Эвбейский заливы, защищая всю Южную Аттику. В 332 г. до н. э. храм был захвачен македонцами, которые в 307 г. до н. э. были изгнаны Диметрием Полиокертом. Храм вновь был захвачен македонцами в 263 г. до н. э., чтобы быть отбитым афинянами в 229 г. до н э.

В 104-100 гг. до н. э. тысячи восставших рабов пришли сюда из серебряных рудников в Лаврионе. Вероятно, тогда Суний был основательно разрушен. Павсаний, посетивший Суний, упоминает только храм Афины, но это упоминание является ошибкой. Павсаний наверняка видел руины храма Посейдона. В храме на вершине скалы была найдена надпись, подтверждающая, что это храм Посейдона. Что касается храма Афины, находящегося ближе к морю, то его конструкции в значительной мере были использованы для новых построек.

С общим упадком античной Греции храм Посейдона пришел в запустение, и в 399 г. он был разрушен императором Флавием Аркадием.

Изучение руин храма Посейдона началось в 1884 г., на рубеже веков проводились систематические раскопки. Восстановление храма Посейдона началось в 1874 г. и продолжается по сей день.

Стереобат (основание) и нижняя часть храма в XIX–XX вв. были исписаны именами любопытствующих путешественников, которые ценили свою гордыню выше древностей, принадлежащих вечности.

Святилище Афины Сунийской находится на низком холме примерно в 400 м к северу/северо-востоку от мыса и ниже храма Посейдона.

Ранний (600-550 гг. до н. э.) маленький храм Афины состоял из прямоугольной целлы с двумя дорическими колоннами на фронте. В задней части целлы сохранилось основание культовой статуи Афины. Там перед храмом был маленький алтарь. После того как он был разрушен персами, построен новый, более просторный храм, похожий на предыдущий, но с двумя ионическими колоннадами, добавленными на восточной и южной сторонах. От двух храмов Афины сохранился лишь многоугольный корпус.

Нерегулярный круговой корпус возле храмов, вероятно, можно отождествлять со святилищем Фронтиса, упомянутого у Гомера.

На западном конце мыса сохранились две пристани, защищенные крепостной стеной. Они состоят из двух эллингов, вырубленных в скале, на которых стояли деревянные конструкции, защищавшие дно корабли, когда его вытаскивали на сушу. Афиняне держали здесь сильный гарнизон и триеремы для охраны побережья, обеспечения поставок продовольствия и защиты серебряных рудников Лавриона.






Реконструкция храма Посейдона




Храм Посейдона, вид с юго-востока






Реконструкция вида святилища со стороны пропилей


Святилище Посейдона представляло собой искусственно выровненный участок территории в самой высокой точке крепости, огороженной с севера и востока (со стороны суши) стеной протяженностью 400 м и занимавшей площадь около 5000 кв. м. Главными строениями в этом огороженном участке были храм Посейдона и две стои (открытых портика) – северная, которая практически примыкала к пропилеям, и малая западная стоя.






Храм Посейдона и пропилеи


Храм был разрушен во время персидского нашествия, возможно, еще до завершения строительства. На его месте между 444 и 440 гг. до н.э. на известняковом основании архаического храма из мрамора был возведен мраморный храм дорического ордера, окруженный колоннами (6х13 колонн, 31.1х13.5 м). Площадка вокруг была выровнена с использованием материалов, оставшихся от стен прежнего здания. Из 34 колонн 15 к настоящему времени восстановлены, одна из колонн хранится в Британском музее. Их высота составляет 6.1 м, а диаметр – 1 м у основания и 79 см у вершины. Внутренняя колоннада и стены целлы почти не сохранились. Внутри целлы стояла шестиметровая бронзовая статуя Посейдона. Предположительно она была покрыта золотыми пластинами. Ее прототипом считают статую, найденную в море вблизи мыса Артемиссион.






Абрис метоп храма Посейдона


Крыша храма была украшена традиционными антефиксами в виде пальмовых листьев. Фронтон декорировался скульптурами, из которых сохранилась лишь одна безголовая фигура сидящей женщины. Над целлой и над птероном (внешней колоннадой) размещался фриз со сценами из кентавромахии (битва лапифов и кентавров) и гигантомахии (битва олимпийских богов и титанов), а также сценами из подвигов Тесея. Части фриза выставлены в музее Лавриона, но большая часть хранится в Национальном Археологическом музее Афин. К сожалению, фриз дошел до нашего времени в очень плохом состоянии и фигуры на нем едва различимы.

Считается, что храм Посейдона на мысе Суний имел много общего с храмом Гефеста и Ареса на афинском Акрополе и храмом Немезиды в Рамнунте, а потому все эти сооружения являются творением одного и того же архитектора.

В святилища можно было войти только через монументальные пропилеи, находившиеся в северо-восточной стене. Они были построены из известняка и мрамора и имели размер 13.4х9.3 м. Конструкция пропилей предполагала по две колонны с каждой из коротких открытых сторон и по две колонны в центральной части, что создавало тройной вход. Боковые проходы имели ширину чуть более метра и были предназначены для пеших путников, а центральная часть с наклонным полом была шириной 2.2 м и предназначалась для повозок. Небольшое помещение, расположенное между пропилеями и стоей, могло служить будкой для охраны.

Сразу к западу от пропилей были трапезный зал, который использовался для проведения ритуальных пиршеств, построенный в 5 в. до н. э., частично из обломков колонн раннего храма Посейдона. Также к западу от пропилей размещалась северная стоя длиной 38 и шириной 10.7 м. Она также была построена из материалов, оставшихся после разрушения первого храма Посейдона. Со стороны фасада стоя имела девять колонн дорического ордера. Внутренняя колоннада, делившая портик вдоль на две части, состояла из шести колонн, основания которых сохранились до наших дней. Западная стоя, примыкавшая к северной, была заметно меньше – 21.2х5.9 м – и не имела внутренней колоннады. Оба портика предназначались для торговли и размещения паломников.

Крепостное сооружение вокруг святилища представляет так называемую "циклопическую кладку" – подогнанные один к другому камни разной формы и величины. Внутренняя кладка считается более поздней, поскольку состоит из примерно одинаковых отесанных камней правильной формы.








При постройке крепости периода Пелопоннесской войны (413 г. до н.э.) она имела 14 оборонительных башен. Стена на севере заканчивалась самой крупной башней укрепления, а с южной стороны – бастионом, примыкающим к святилищу. Между 10 и 11 башнями находился вход в крепость. Скорее всего, ранее входы были по сторонам 2 башни, и они были заложены в ходе постройки бастиона. На севере к крепостной стене примыкал причал-элинг.

Стена представляла собой две каменные выкладки, пространство между которыми было заполнено камнями и землей. Ширина стены была 2-3.5 м. Вход на стену осуществлялся через лестницы на 4 и 5 башнях. К башне 7 был пристроен маленький храм, назначение которого теперь уже не установить.

Стена святилища, пропилеи и обе стои были построены одновременно со вторым храм Посейдона.

В пределах крепостной стены находилось поселение, которое существовало с незапамятных времен, а потому здания многократно перестраивались и не имели определенной принадлежности к какому-либо периоду. Последние перестройки, вероятно, относятся к 3–2 вв. до н.э. В 1907 г. раскопана лишь центральная часть поселения – улица 3-3.5 м шириной и длиной около 100 м, а также поперечные проулки шириной 2-3 м, которые создавали кварталы размерами 30х30 м, куда входило по четыре дома, что вполне соответствует современной планировке небольших греческих городков.






Схема открытой части поселения на мысе Сунион














Артефакты из святилища Посейна в Суние: Голова Коры из храма Афины,6 в. до н.э. Погребальный рельеф (венец атлета был изготовлен из металла и крепился в отверстиях), 5 в. до н.э. Курос, найденный напротив храма Посейдона ок. 600 г. до н.э. Национальный Археологический музей Афин