Вы здесь

Афины и Аттика. Древняя история и культура. Эвбея (А. Н. Савельев, 2018)

Эвбея


Остров Эвбея (Εὔβοια, Эввия) расположен вблизи восточного побережья Средней Греции – настолько близко от материка, что морской пролив вполне мог восприниматься греками как широкая река, которую в нескольких местах несложно преодолеть даже вплавь. Пролив Еврипа в самом узком месте имеет ширину 38 метров (иногда путеводители указывают 15-17 метров).

Мистическое отношение к острову связано с тем, что течения между ним и материком меняют свое направление каждые 6 часов, образуя так называемые "стоячие волны". Это явление серьезно интересовало еще Аристотеля, и он пытался выяснить причину необычных водных потоков.

Что касается мифологических преданий, то их в отношении острова предостаточно. Образование Эвбеи греки приписывали гневу Посейдона, от удара посоха (трезубца) которого от материка отделилась часть суши. Здесь Посейдон устроил свою подземную резиденцию. Видимо, именно в его чертогах на горе Дирфис (высочайшей на острове) состоялась свадьба Зевса и Геры, а первую брачную ночь они провели на горе Охи – другой заметной возвышенности острова.

Эвбея и Халкис в беотийском предании – два имени одной и той же наяды, дочери Асопа, речного бога, возлюбленная Посейдона. В других вариантах мифологии Эвбея – дочь Астериона, речного бога, прислужница Геры, жена Гермеса. В героических временах имя "Эвбея" принадлежит одной из дочерей Феспия (присутствует в списке Псевдо-Аполлодора). По легенде Геракл оплодотворил все 50 дочерей беотийского царя. От Эвбеи при этом родился Олимп. Что было с ним дальше, неизвестно. Эвбеей также звали дочь царя Локриды Макарея. Мы видим, что имя "Эвбея" не особенно популярно в древних генеалогиях и не подкреплено какими-либо популярными сюжетами.

Предположительно, столицей древнейших государств на Эвбее было поселение Лефканди, где сначала утвердились легендарные куреты, затем город был подчинен абантами (ок. 1325 г. до н.э.). Абанты в микенский период конкурировали с Фивами за контроль над Аттикой. Плутарх пишет, что Амфиктион (на самом деле Амфитрион, отец Геракла) убил царя Эвбеи Халкодонта, сына Абанта, освободив Фивы от дани. Павсаний же пишет, что Халкидонт был убит Амфитрионом в сражении между фиванцами и эвбейцами. Его героон, согласно Плутарху, находился близ Пирейских ворот Афин.

Временно Эвбея (или ее часть) переходила под контроль талассократии Миноса. С падением Фив накануне Троянской войны (ок. 1200 г. до н.э.), происходит дробление имперского пространства на мелкие государства, конкурирующие между собой. Местные басилеи наверняка правили Каристосе на юге, в Гистиае и Керинфосе на севере, а также в Халкиде. Все они упомянуты в каталоге Гомера. Нет только Амаринфоса, который, предположительно, был резиденцией фиванского ванака. Возможно, в тот момент он лежал в руинах – после краха Фиванской империи. В это время состоялся реванш абантов: эвбейские отряды в войске ахейцев, направившихся под Трою, возглавляет Элефенор, сын Халкодонта.

Массовое заселение Эвбеи ионийцами (или усвоение жителями острова ионийского диалекта) относится к "темным векам" – 11-10 вв. до н.э. Легендарная традиция (Плутарх и Страбон), восходящая к этим временам, приписывает основание Халкиды и Эретрии сыновьями Ксуфа – Кофу и Аиклу (Эклу) – после троянской войны. Во времена Перикла это обстоятельство было использовано для обоснования захвата земель Эвбеи.

Остров Эвбея постоянно был местом столкновения различных интересов – не только жителей острова, но и прибрежных правителей, поскольку Эвбея протянулась узкой полоской от Фессалии до Локриды, Беотии и Аттики. По этой причине север острова занимали фессалийские племена, на юге закрепились дриопы, а в центральной части обосновались ионийцы – выходцы из Аттики.

Гористая местность острова, малопригодная для земледелия, не могла кормить многочисленное населения. Поэтому, с одной стороны, возникали миграционные потоки, создающие колонии по всему Греческому миру, а с другой – происходили жестокие столкновения в борьбе за обладание плодородными равнинами. Переселенцы из крупнейших городов Эвбеи Халкиды и Эретрии образовали колонии в Южной Италии, на Сицилии и в Северной Греции – на полуострове Халкидики. Но эти же города столкнулись в борьбе за землю – за Лелантскую долину на Эвбее. Война на рубеже 8-7 вв. до н. э. считается первым (или древнейшим из известных) столкновением эллинов между собой.

Многие битвы того времени носили ритуальный характер. Страбон свидетельствует о соглашении между противниками не использовать метательное оружие. Он передает содержание надписей в храме Артемиды в Амаринфосе, одна из которых – договор об исключении метательного оружия.

В одном из дошедших до нас фрагментов сочинений поэта Архилоха, жившего в первой половине 7 в. до н. э., также указывается, что будущая война на Эвбее будет предполагать применение мечей, но не пращей и стрел. Очевидно, такая практика была известна поэту, и это означает, что ритуальные ограничения к тому времени уже существовали и превратились в традицию.

Судя по сохранившемуся на большой керамической вазе рельефному изображению, вооружением воинов, воюющих за землю, были копья (видимо, по два копья) и щиты беотийского типа (близкие по форме к микенским щитам-восьмеркам). Птицы, которые клюют погибших воинов, обычно интерпретируются как падальщики. Следы от их клювов видны в нескольких местах на лежащих телах. Но разделительный пояс между верхним и нижним изображением должен быть воспринят как линия поверхности земли, а лежащие фигуры – как погребенные воины. Тогда вместе с последними изображены не падальщики, а загробные мстители, которые истязают души усопших.

Погребенные тела и левая часть воинов, участвующих в битве (один из них опустился на колено – видимо, получил ранение), отмечены специальными знаками на бедрах. Они отличаются от воинов без таких меток, которые видны справа. Смысл меток остается неясным, но они явно принадлежат воинам проигравшей армии.






Рельеф на сосуде, изображающий в верхней части марширующие армии, а в нижней – погибших воинов, которых поедают вороны (ок. 700 г. до н.э.). Считается, что это изображение битвы между Халкидой и Эретрией. Музей Эретрии.


Об этой войне (πόλεμος) халкидян с эретрийцами вскользь упоминают Геродот и Фукидид. Геродот писал, что эретрийцы поддержали Милет во время восстания в 500 г. до н. э. в память о помощи милетян в войне против Халкиды. Эти воспоминания относятся к противостоянию, которое происходило на Эвбее за несколько веков до ионийского восстания.

Для греков эта война была отмечена невиданной доселе мобилизацией, когда споры между небольшими поселениями переросли из мелких стычек в масштабную и многолетнюю кампанию. На Лелантской долине столкнулись крупные коалиции – привлеченные противоборствующими сторонами союзники из разных частей Греции. Наиболее важными союзниками Халкиды были Самос, фессалийские племена (конница из Фарсала), Эрифры и Коринф, а на стороне Эритрии выступали Милет, Хиос, Эгина и Мегары.

По всей видимости, война то затихала, то вспыхивала с новой силой – прежде всего, по причине конкуренции за колонизуемые территории среди союзников эвбейских городов, борющихся за плодородную землю и богатые месторождения меди (с греческого χαλκός означает "медь") и железа. Известно, что война завершилась большим конным сражением, во время которого геройски погиб Клеомах из Фессалии.

В результате войны Халкида получила спорные земли, Коринф – контроль за колонизацией Западного Средиземноморья, а Эретрия и Милет – за колонизацией Северной Эгеиды и Причерноморья. Возможно, передел земель был достаточно мягким, поскольку Эретрия после поражения вовсе не пришла в упадок.

В 8-7 вв. до н.э. халкидяне колонизовали Скиафос, Пепарет (ныне Скопелос), Икос (ныне Алонисос) – группу островов, примыкающих к Эвлее с севера, полуостров Халкидику с многочисленными городами, включая Олинф. Вместе с коринфянами они основали поселения в Южной Италии (Кумы и Регий) и Сицилии (Наксос, Катану, Леонтины). При этом в Коринфе и в Афинах (со времен Солона) была принята халкидская (эвбейская) система мер и весов, что указывает на первенство Халкиды в торговых делах. Более того, греческий алфавит возник именно в Халкиде – видимо, торговцы составили его на основе финикийской письменности для общения со своими контрагентами по побережью Восточного Средиземноморья. В отличие от финикийцев, греки ввели в письменность обозначение гласных звуков.

В борьбе за Лелантскую равнину погиб царь (или воевода) халкидцев Амфидамант. Сыновья и брат погибшего царя устроили в его честь состязание поэтов, который описал Гесиод, прославив свою победу несколькими строками. Призом поэту послужил "ушастый треножник", который он тут же пожертвовал Музам Геликона – в святилище в Беотии, где находились священные источники богинь, и где Гесиод в юности пас овец. О том, что речь шла именно о Лелантской войне, свидетельствуют комментарии Прокла к указанному месту из Гесиода и два упоминания Амфидаманта у Плутарха.

Со свидетельством Гесиода связано историческое недоразумение. Якобы, поэт в этом состязании победил самого Гомера. На самом деле соревнование велось рапсодами, а не поэтами, которых разделяют несколько веков. Поэтому строчки из Гесиода позволяют нам установить не время жизни Гомера, а сопоставить главную битву Лелантской долины со временем жизни Гесиода.

Успех в войне в целом сопутствовал Халкиде и ее союзникам. Плутарх упоминает победу халкидян, в которой погиб их союзник Клеомах из Фарсала. Судя по археологическим данным, около 710 г. до н. э. было разрушено поселение Лефканди под Эретрией, около 700 г. до н. э. разрушено поселение Загора на о. Андрос, жители которого были союзниками Халкиды.








Определить, когда Лалеантская война закончилась, невозможно, поскольку произошло это не в результате договора или окончательной победы одной из сторон, а при постепенном затухании конфликта и распаде коалиций. В 655 г. до н.э. прежние союзники – халкидяне и андросцы – столкнулись в споре за город Аканф во Фракии. Разрешившие спор в судебном порядке самосцы выступили против интересов своих прежних союзников – Халкиды, за участника противостоящей коалиции – Андрос.

Нарастание аппетитов Халкиды после успешных войн и колонизаций привели в 6 в. до н.э. к авантюрному участию в походе спартанцев и беотийцев против Афин. Союзное войско было разбито, а процветание эвбейских городов было прервано афинянами, которые в 506 г. до н. э. не только завоевали Халкиду, но и изъяли у халкидян Лелантскую долину, поделив ее между 4000 семей переселенцев-клерухов.

Господство Афин над островом сохранялось около столетия. По этой причине эвбейская Эретрия была втянута в поддержку Ионийского восстания в 500 г. до н. э., направленного против персидского господства. Персы не удовлетворились подавлением восстания, но решили наказать и тех, кто поддерживал мятежников. В результате в 490 г. до н. э. Эретрия была разрушена до основания персидскими войсками под предводительством Датиса. Но к 480 г. до н.э. город был при помощи Афин вновь отстроен. Халкида же от персов не пострадала, поскольку ей на помощь афиняне направили 20 кораблей. Халкидяне в благодарность на следующий год приняли активное участие в битве при Платеях, предопределившей исход греко-персидских войн.

В дальнейшем эвбейские города были включены в Делосский союз и начавшееся афино-спартанское противостояние. Попытка эвбейцев избавиться от власти Афин в 446 г. до н. э. была пресечена Периклом, который основал крепость Орей, направив туда 2000 афинских клерухов.

В 411 г. до н. э. Эвбея все же отпала от Афин и афинские клерухи вынуждены были отправиться восвояси. Но при образовании Второго афинского морского союза (377 г. до н. э.) Афинам вновь удалось втянуть эвбейские города в свои планы. После фатальной для спартанцев битвы при Левктрах Халкида, ожидая поддержки от нового гегемона Греции, вступила в союз с Фивами. Но в 357 г. до н.э. снова вернулась к союзу с афинянами, который также оказался непрочным. Снова избавиться от афинского присутствия Эвбее удалось в результате македонского завоевания Греции. После Херонейской битвы, поставившей эллинов в зависимость от македонян, Халкиде досталась часть беотийского побережья, охраняемого македонским гарнизоном.

После распада империи Александра Великого Эвбея вновь становится спорной территорией, на нее снова претендуют Афины. Им противостоит македонская армия Пармениона, которая в 342 г. до н. э. высаживается на остров, чтобы поддержать промакедонского тирана Халкиды Каллия и наказать непокорность Эретрии и Орея.

Порядок правления в эвбейских городах нам доподлинно неизвестен. Считается, что ранняя история Эвбеи связана с аристократичкскими правлениями, пришедшими на смену царской власти, а в 4 в. до н.э. источники зафиксировали имена тиранов в Орее, Эретрии и Халкиде. В середине 3 в. до н. э. Александр, сын Кратера, начальник македонских гарнизонов Халкиды и Коринфа, попытался создать на Эвбее собственное царство, но потерпел неудачу.

Сведений о царской власти в Халкиде не сохранилось. Известно, что в начале 8 в. до н. э. вся власть была сосредоточена в руках аристократии – так называемых гиппоботов (в переводе с греческого "держащие лошадей"). Из гиппоботов формировалась главная ударная сила халкидского войска − конница. Они ревностно защищали установленный ими государственный порядок и свои привилегии. Так как только гиппоботам было под силу организовывать дальние морские экспедиции, то они получали большую часть доходов от посреднической торговли.

В 198 г. до н. э. Халкида была захвачена римлянами, Эвбея полностью подчинена Риму. После неудачного восстания 146 г. до н. э. союз эвбейских городов утрачивает самостоятельность, и остров входит в состав римской провинции Македония. Халкида была разграблена, ее оборонительные сооружения уничтожены. В 27 г. до н. э. император Август передает остров в состав провинции Ахайя.

В VI в. византийцы восстановили укрепления Халкиды, Эвбея несколько веков процветает в мире и спокойствии. В XII в. на остров начались набеги норманнов из Сицилии, в 1157 г. Халкида захвачена и разграблена. После падения Константинополя 1204 г. Эвбея оказывается под властью Венеции и превращается в сеньорию Негропонте ("черный мост"). В 1470 г. Эвбея была покорена Мохаммедом Завоевателем, который при штурме Халкиды потерял 77 тыс. солдат, но добился своего и утопил город в крови. В XV-ХIX вв. остров пребывает под властью Османской империи, получив свободу вместе со всей Грецией в 1830 году.








Доисторическое поселение Манике и кладбище эпохи ранней бронзы (3000-1900 гг. до н. э.), расположены возле Халкиды. Раскопки затруднены тем, что большая часть Манике размещена под современными зданиями. Раскопанная часть кладбища позволила оценить общее число захоронений – более 5000. Большинство из них было уничтожено в ходе неконтролируемой застройки. Археологам достались лишь около 300 могил. Здесь найдены керамика, металлические орудия и разнообразные сосуды.

Интересной особенностью захоронений является наличие намеренно нанесенных порезов на человеческих костях. Хотя подобное порезы встречаются и в других регионах, но распространенность их характерна именно для Греции. Одно из предположений говорит о том, что трупам перерезали сухожилия для размещения в могилах тел, находящихся в состоянии трупного окоченения. Но далеко не все надрезы можно объяснить таким образом. Вопрос остается открытым.

Город процветал за счет контроля морского пути вдоль Евбеи, а также обработки обсидиана и металлов. Постройка была регулярной, ориентированной по сторонам света и вдоль древней дороги. Раскопанная часть города выявила общественные здания и плотно расположенные дома. Эти сооружения в основном относятся к Раннеэлладскому периоду. Два подковообразных здания с толстыми стенами были, скорее всего, зернохранилищами. Дома обычно имеют прямоугольную форму, редко – аспидальную (с закругленными сторонами). Мегароны (крупные здания для религиозных ритуалов) не были обнаружены. Черепицы не найдено – крыши, видимо, были плоскими. Водоснабжение древнего города осуществлялось в основном за счет колодцев, размещенных прямо в домах, а также подземной водопроводной системы. Полы и улицы, по крайней мере, частично были мощеными. Аналогичная брусчатка того же периода найдена в Линоврочи, Магула (в 2 км от Эретрии) и Калогеровриси. Характерной для Манике особенностью является практически полное отсутствие очагов. Видимо, очаги были переносные, а не стационарные.

В могилах Мани было обнаружено достаточно много керамики анатолийского и кикладского типа, что свидетельствует об интенсивном товарообмене и распространению лучших образцов производства на довольно обширный регион.


Древнее прибрежное поселение Лефканди между Халкидой и Эретрией было обнаружено в 500 м от полуострова Херополис с одноименным холмом. Оно было обитаемо без перерыва с раннего бронзового века (ок. 2100 г. до н. э.) до конца железного века (ок. 700 г. до н. э.). В самых ранних слоях Лефканди обнаруживается типичная троянская керамика – из слоев Троя II и Троя III.

Предположительно у современного Лефканди находилась древняя столица Эвбеи, государства абантов. Городище находилось на холме Херополис. Страбон писал, что видел развалины старой Эретрии. Но точно установить, что и где он видел, не представляется возможным. Старым городом иногда считают акрополь Эритрии или Амаринфос и Эхалию к востоку от современной Эретрии.




В 16 в. до н. э. на территории Лефканди было процветающее микенское поселение. После разрушения микенских городов около 1200 г. до н. э. колонизация долины продолжалась, и Лефканди даже испытывал подъем, лишившись сильных конкурентов в лице других микенских поселений.

На приток нового населения в Лефканди в конце 11 в. до н.э. указывает множество захоронений умерших, которые накрывали большим пифосом. Скорее всего, это захоронение бедствующих беженцев, которых всеобщий кризис дворцовых государств гнал на периферию гибнущей Микенской цивилизации. На тяжелое положение города в Субмикенский период указывают разрушения и захоронение умерших под полами домов в простых ямах, покрытых пифосами. В одном из захоронений скелет имел явные последствия тяжелых ранений. Разрушение города произошло около 1015 г. до н.э., после чего он еще какое-то время существовал, а потом был перенесен в другое место. На это указывает продолжение использования кладбища. Но где находился новый город, сегодня мы не знаем. На упадок указывает снижение качества керамики. Аналогичный упадок прослеживается и в Аттике.

До середины 11 в до н.э. в Лефканди было принято кремировать умерших. Около 1025-1000 гг. до н.э. погребальный обычай изменяется, что может быть связано с интенсивным переселением ионийцев.

Период нового расцвета Лефканди восходит к 900-700 гг. до н. э. Здесь появилась своеобразная керамика. Имитация египетской и критской керамики и импорт кипрской керамики говорят о широких торговых и культурных связях. Погребальные приношения содержат богатый набор предметов – бронзовые перстни и фибулы, фаянсовые бусы, золотые бусы и украшения для волос. Находка большого дома с захоронениями показывает, что в этот период поселение могло себе позволить сооружения, которые ставили его вровень с крупнейшими центрами материковой Греции.

Раскопки, начавшиеся в 1964 г., сразу обнаружили 6 некрополей, которые позволили сделать новые выводы о гомеровском периоде и о "темных веках". Среди уникальных находок 1980 г. – следы здания 14х50 м, которое относится к 10 в. до н.э. Размер здания, судя по имеющимся сведениям, являлся непревзойденным во всей Греции еще в течение двух с половиной веков. Здесь находился героон, напоминающий по конструкции греческие храмы более позднего периода. Восточная сторона здания выполнена прямоугольной, а западная – закругленной. В эту закругленную часть вел узкий проход между двумя помещениями. Видимо здесь находились священные реликвии, к которым допускались только жрецы. По периметру здания найдены основания для деревянного перистиля (колоннады), который, скорее всего, поддерживал навес.






В центре дома находились две гробницы: в северной найдены кости лошадей (два из 4 скелетов имели железные удила), в южной – скелет женщины и бронзовая погребальная урна с остатками кремированного тела. Подобные погребения напоминают стиль Геометрического периода.

Скорее всего, дом использовался только для захоронения и был разрушен еще до завершения строительства. Поэтому определить, какие планировались функции после возведения постройки, невозможно.

Причины разрушения здания и засыпки его землей до конца не ясны. Возможно, строительство не было продолжено из-за обрушения части здания и суеверного страха. Может быть, здание было разрушено вторгшимися ионийцами – в порядке символического осквернения захоронения правителя-абанта.

В упомянутой выше двойной могиле, датированной 950 г. до н.э., были останки кремационной урны и ингумированное захоронение женщины. Прах кремированного воина был завернут в льняную ткань с бахромой и помещен в бронзовую амфору кипрской работы с гравировкой сцен охоты. Амфора была помещена в еще большую бронзовую чашу. Рядом располагались меч, наконечник копья, точильный камень и другие погребальные предметы. Женщина была похоронена рядом. В месте захоронения обнаружены ювелирные украшения, включая кольцо из электра, бронзовый "лифчик" в виде двух нагрудных дисков и ожерелье. Эти украшения, как полагают исследователи, сирийского или вавилонского производства, сходное с теми, которые датируются древнее, чем данное захоронение, почти на тысячелетие. Также около плеча женского скелета был найден железный нож с ручкой из слоновой кости.












Установить, была ли ингумация женщины произведена одновременно с кремацией воина или позднее, невозможно. Предположительно женщина была убита и похоронена рядом с мужчиной по древнему обычаю. Остеологический анализ определил возраст женщины – около 30 лет.

Специальные исследования показали, что описанные у Гомера обряды погребения сходны с тем, что предполагается в Лефканди. Из четырех захороненных лошадей две имели во рту железную уздечку. Вероятно, они привезли к месту погребения катафалк. При описании у Гомера похорон Патрокла значится, что с ним также были погребены лошади, сожженные на ритуальном костре. Таким образом, у Гомера ритуал предполагает кремацию, а в Лефканди также и ингумацию. Вместе с правителем в Лефканди была убита захоронена женщина (возможно, вдова).

У Гомера ритуальный костер гасят вином, а Лефканди рядом с могилой найден кратер, который также мог использоваться в ритуале поминовения. Бронзовая амфора для праха кремированного владыки имеет кипрское происхождение и, судя по всему, восходит к упомянутых в источниках золотой фиалой Патрокла, золотым ларнаксом Гектора и золотой амфорой Ахилла. Кремированное тело было завернуто в ткань, что совпадает с описанием кремации Гектора. Вместе с тем, гомеровские захоронения совершались в курганах, а правитель Лефканди был похоронен на плоском холме. Таким образом, имеются как совпадающие, так и различные детали, которые не позволяют однозначно отнести ритуал захоронения в Лефканди и тому, что описан у Гомера.






Диски со штампованным орнаментом. Погребение "Леди из Лефканди", Археологический музей Эретрии


Всего в Лефканди обнаружено 179 захоронений, среди которых 93 – с кремированными останками. Золотые украшения и предметы роскоши, экспортированные с востока и северо-востока Эгеиды, указывают на высокий уровень жизни населения. Среди них изделия из фаянса и меди, керамические вазы. Самые богатые погребения принадлежали воинам, которые похоронены с оружия и другими ценными предметами. Предполагается, что технология изготовления железных изделий была заимствована с Кипра. Находки доказывают интенсивные торговые отношения с Аттикой, анатолийским побережьем, Кипром и Египтом, а также на контакты с финикийцами.






Прорисовка изображения с "Корабельной вазы", 850-825 гг. до н.э., Лефканди, Музей Эретрии


Процветавший Лефканди (который порой считают главным городом всей Греции 11-9 вв. до н.э.) был уничтожен около 825 г. до н. э. в результате сильного пожара, а его население резко сократилось. Элитное кладбище на Херополисе было заброшено, что означает уничтожение знатных семей или их бегство. Одновременно произошло возвышение прибрежного города Эретрия. Возможно, туда бежали мастера, жившие в Лефканди. На это указывает продолжение экспорта эвбейской керамики, обнаруженной в Сирии и на Крите (глина, несомненно, была добыта в Лелантской долине). Около 700 г. до н. э. Лефканди был разрушен еще раз и навсегда покинут жителями. Предположительно гибель города связана с Лелантской войной.

Раскопки 2003 года позволили обнаружить стены расположенного неподалеку святилища, а к востоку от Херополиса обнаружен еще один дом, существовавший от периода поздней бронзы до раннего железного века.


Поселок Калогеровриси расположен в горном районе центральной Эвбея, в 15 км от Халкиды. Раскопки здесь начались в 1984 г. и закончились в 1991 г.

Хотя древнее поселение в Калогеровриси имеет небольшую протяженность, оно было заселено с некоторыми перерывами на протяжении более 1500 лет. Удаленное место, густой лес и отсутствие свободных земель для выращивания сельскохозяйственных культур, похоже, не смущали доисторическое население. Напротив, во все периоды район был плотно заселен. Отдельные находки, датированные Раннеэлладским периодом, сменяются более многочисленными находками начала Бронзового века, когда население Эвбеи (и в целом Средней и Южной Греции) резко увеличилось.

Раннеэлладская керамика I состоит из однородной керамической группы. Большинство черепков – от неокрашенной или монохромной керамики до изделий с плотной коричневой или красноватого оттенка поверхностью. К ним принадлежат, главным образом, открытые вазы – в основном с треугольным устьем.










Среднеэлладская керамика: местного производства и минийская


Раннеэлладская керамика может быть разделена на две группы: вазы типа А (93%) и типа B (7%). Тип А – изделия из красноватой глины с красным или коричневым глянцевым покрытием. Большинство форм – мелкого или среднего размера чаши с изогнутым контуром. Тип изделий Б становится очень популярным на Эвбее позднее и состоит из беловатой пористой глины с грубой поверхностью без какой-либо обработки или лощения поверхности. Формы изделий включают миски, большие и средние открытые вазы с треугольными устьями, открытые шаровидные сосуды со светло-розовой росписью только под горлышком. Закрытые сосуды имеют низкую, среднюю или высокую шейку. Как и в Манике III и в Лефканди I, посуда полностью отсутствует, что предполагает разрыв в заселенности территории. Изделия Среднеэлладского периода сохранились гораздо лучше.

Калогеровриси представляет керамику миньянского типа позднего периода, когда она сочетается с матовой расписной посудой. Формы ее разнообразные: мелких или средних размеров миски, тарелки, открытые вазы с С-образными ручками, канфароиды и кубки. Есть также простые гончарные изделия из очень тонкой глины с серой поверхностью.

Один из найденных здесь домов представляет собой конструкцию из четырех комнат, стены которых все еще хорошо видны. На полу найдено много черепицы, что означает существование наклонной крыши. Западнее этого сооружения находится еще одно. В полу здесь размещена могила. Обычай делать захоронения в черте поселений и даже под полом зданий распространен в этот период достаточно широко. Обычный инвентарь захоронений – клювообразные кувшины, медные инструменты, ножи, щипцы.


Гробница в поселке Катакало – лучше всего сохранившаяся микенская гробница на острове Эвбея. Она расположена примерно в 2 км к северу от поселка и почти в 5 км от автомагистрали, связывающей Халкиду и Аливери.

Гробница представляет собой дромос 5.40 м в длину, выложенный плоскими камнями который заканчивается прихожей (стомио) размером 1.7х0.8 м шириной, ведущей в толос к погребальным камерам. Стомио покрыта каменной перемычкой с типичным микенским треугольником над ней, облегчающим конструкцию. Толос построен из местного сланца и имеет внутренний диаметр 5.30 м с высотой 4.70 м. В древности гробница была разграблена, во внутреннем помещении сохранился лишь фрагмент килика "серой керамики" миньянского типа и несколько бронзовых монет.


Кими был одним из первых городов-государств Греции. Теперь его называют "балконом Эгейского моря". По легендам именно поселенцы из Кими основали Неаполь.

Древнейшее поселение в Кими находится в 3 км от моря, на холме Виглатори. Здесь в микенскую эпоху и геометрический период размещалась деревня. Руины в основном Геометрического периода покрывают склоны холма: прямоугольные и аспидальные здания, построенные из мелких камней, гальки, спрессованного ракушника, небольшой участок стены. Под руинами поселка геометрического периода сохранились остатки значительно более древних построек, включая печи ремесленников, обжигавших керамику. Это сооружения Среднеэлладского периода и мегарон Микенского периода в центре деревни, на месте которого воздвигнут храм-героон.

На территории каменного здания героона была найдена керамика, датированная серединой 8 в. до н. э. Здание было разрушено ок. 700 г. до н. э. Подобные овальные здания того же периода известны не только в Эвбее (Лефканди), но за ее пределами – например, в Смирне. Рядом со зданием находится мощеная площадка с захоронением протогеорметического периода. К востоку от площадки находилась облицованная яма для жертвенных животных, вокруг которой обнаружено множество костных останков. Сам жертвенник по форме напоминает восточные и кикладские образцы.


Расцвет Халкиды приходится на 9-8 вв. до н. э. и связан с включением города в морскую торговлю, соединявшую материковую Грецию с островами и анатолийским побережьем.

Выгодное расположение города на пересечении морских путей, соединявших Балканскую Грецию с островами Эгейского моря и Анатолией, плодородие земель Эвбеи, месторождения меди и железа превратили его в один из значимых городов Греции. Халкида в числе первых стала чеканить собственную монету и ввела единую систему мер – так называемую эвбейскую меру.






Голова женщины из Вормусы (Халкида),

Национальный Археологический музей Афин


Первенство Халкиды на Эвбее связано с тем, что город расположен у самой узкой части пролива – ближе всего к материку. В античные времена через пролив был построен мост, обеспечивший надежную связь с беотийским побережьем.

На противоположной стороне пролива напротив Халкиды был Авлис (Авлида) – порт, где концентрировался флот ахейцев под командованием Агамемнона и приносилась в жертву его дочь Ифигения. Агамемнон получил оракула, что он должен принести жертву Ифигению в храме Артемиды Авлидской, чтобы благоприятный ветер позволил его флоту отчалить и начать поход к Трое. Почитание Артемиды сохранилось на многие века и было распространено также в Халкиде и других городах Эвбеи.

Древняя Халкида была метрополией многих колоний в западном и восточном Средиземноморье. Это была родина матери Аристотеля, который решил провести там последние годы своей жизни и умереть в имении, унаследованном от матери.

В Археологическом музее Халкиды собраны экспонаты со всего острова. После разрушительных землетрясений в 1980-1981 гг. здание музея было сильно повреждено. В 1990 году была проведена масштабная реставрация, и музей вновь открыл свои двери для посетителей.

Музей делится на три залы-секции, представляющие различные исторические периоды: эпоха позднего неолита, расцвет греческой культуры, римский период.

Самыми интересными экспонатами является микенская керамика из захоронения в Манике – уникальные артефакты Раннеэлладского периода, найденные при раскопках доисторического поселения, а также микенская и геометрическая керамика. Это кувшин с клювообразным горлышком, сферической горшок без ручек с прорезными линейными украшениями, костяные и мраморные статуэтки.

Кикладские фигурки из Халкиды подтверждают древнейшие морские контакты Эвбеи с островными государствами. Одна из древнейших находок – мраморная фигурка неопределенной половой принадлежности. Одна рука фигурки как бы поднимает тост (сосуд с питьем), другая лежит на животе. Интересная особенность – скрещенные ноги. Она может означать особенность личных привычек изображенного персонажа.










Фигурки кикладского типа. Справа: кикладский идол (2650-2350 гг. до н.э.)






Дионис и Плутон на стеле, 4 в. до н.э.


Среди наиболее ценных экспонатов музея стоит отметить торс Аполлона из храма Аполлона в Эретрии (датируется архаическим периодом), статую Аполлона (копия римского периода, без головы), статую Антиноя (2 в. до н.э.), скульптурное надгробие в виде сидящей женщины (5 в. до н.э.), погребальные стелы с рельефным изображением Диониса и Плутона (4 в. до н.э.), золотой венок и надгробия с эллинистического кладбища из Агиос Стефанос, два куроса архаического периода, мраморные протомы лошадей эллинистического периода с археологической площадки Трайс Камарес близ Халкиды.

Интерес представляют коллекция монет из Эретрии, Каристоса и Халкиды, а также античные и римские скульптуры и статуи из мрамора и слоновой кости.

Небольшая гидрия местного производства "Древо жизни" с двумя лошадями на шейке сосуда, которую нашли в гробнице в непосредственной близости от церкви святого Иоанна в Халкиде, датируется примерно 700 г. до нашей эры. Рисунок на гидрии с узором и птицами характерен для восточных мастеров, но адаптирован местными изготовителями.














Золотой венок с эллинистического кладбища Агиос Стефанос и другие украшения














Статуя Антиноя периода правления императора Адриана из римских бань в Эдипсос.

Аполлон из Поллес Камарес близ Халкиды

Аполлон, торс из храма Аполлона Дафнофора в Эретрии










Богиня здоровья Гигея (возможно, императрица или богатая римлянка) Римские бани Эдипсоса, начало 1 в. до н. э.


























Гидрия "Древо жизни", 8 в. до н.э., эвбейские терракоты


Халкида был одним из центров производства неоклассической керамики с особым стилем и материалом – ярко-оранжевый глиной.










Кора в сердцевидном обрамлении-короне из Амаринфоса

Глиняная голова Артемиды из святилища Аполлона Дафнофора, Эретрия, конец 4 в. до. н. э.


Эретрия расположена в 23 км от Халкиды. Это второй по значимости город Эвбеи, расцвет которого пришелся на 8-7 вв. до н.э. и объясняется переселением сюда знати и большей части горожан погибшего Лефканди. Вследствие перенаселения с 8 в. до н.э. эретрийцы основывали колонии на востоке и западе Средиземного моря, в том числе на Сицилии и в Северной Греции. В начале 7 в. до н.э. город был по неизвестной причине заброшен. Крепостная стена была построена незадолго до этого (710-675 гг. до н.э.), а необожженные кирпичи верхней части фундаментов имеют характерный рыжеватый цвет от воздействия огня. Одни исследователи относят причины катастрофы к Лелантской войне, другие – к пожару и засухе, которая фиксируется также в Аттике. Еще одной причиной могло быть землетрясение, отчего резко уменьшилось количество близлежащих источников воды. Вслед за этой катастрофой город был вновь заселен и существовал вплоть до 5 в. до н. э. и персидской оккупации.

Самые ранние находки в Эретрии датируются концом 9 в. до н.э., но разбросаны по территории и не связаны с какими-либо архитектурными сооружениями. В 8 в. до н. э. город занимал территорию, граница которой обозначена морским побережьем и более поздними постройками – западными воротами и храмом Аполлона.

В геометрический период была создана первая укрепленная территория напротив западных ворот. В территорию входили героон, храм Гекатомпедон, а позднее – храм Афродиты Астарты. Правда, линия этих укреплений не сохранилась, ее границы установлены лишь предположительно.

Площадка, на которой образовался город Эретрия, создана намывами реки, западный рукавов которой после прибытия переселенцев из Лефканди в 8-7 вв. до н.э. был перенаправлен восточнее (непосредственно под акрополем). Беспрецедентные работы, незнакомые материковой Греции, прекратили наводнения и заболачивание местности. Частично заболоченные местности остались к востоку от города, прикрывая его от возможных вторжений с этой стороны. А в середине 6 в. до н. э. поток был возвращен в прежнее русло и стал оборонительной преградой под западной стеной города. Восточный поток, проходивший от восточных ворот к гавани через позднее образовавшийся центр города (храм Аполлона), в 3-4 вв. до н. э. был осушен и стал проезжей улицей.

Эретрия выделяется среди других греческих городов самой ранней (из известных нам) городской стеной, начало строительства которой относится примерно к 690 г. до н.э. Стены охватили город полностью в 6 в. до н.э. Стены также служили подпорной стенкой для русла реки, и ограждали город от наводнений. До персидского завоевания греческие города укрепляли в основном акрополи. Здесь же городская стена с западной стороны появилась за несколько веков до этого. Вероятно, это было связано с продолжающейся многие десятилетия Лелантской войной. Под стеной проходило речное русло – дополнительное препятствие для штурмующего город противника. Городская стена охватывала акрополь, который дополнительно был отделен от города диабехизмой (поперечной стеной), появившейся во времена античности.

Вторая особенность Эретрии – масштабные работы по устройству порта, которые не имеют аналогов для своего времени. Намытый мол в юго-западной части города, присоединивший к материку небольшой островок, и другие работы создали удобную и вместительную бухту как для торговых, так и для военных судов. И это позволило Эретрии с конца 6 в. до н. э. контролировать прохождение судов между Эвбеей и материком.

Размещенный в центре города храм Аполлона Дафнефора (сооружен в конце 9 – середине 8 вв. до н.э.), как предполагают, мог иметь не только культовое значение: одна из его частей могла выполнять функцию "царского дома" для правящего базилевса. В конце 8 и начале 7 вв. до н.э. храм основательно перестраивался, превратившись в "первый гекатомпедон", который сегодня открыт археологами. Административным зданием это сооружение могло стать после сооружения "второго гекатомпедона" близ восточных ворот в 760/750 г. до н.э. Возможно, первый храм был перенесен переселенцами из Лефканди, которые одновременно утвердили здесь Олимпийский культ.

В 6 в. до н.э., центральная часть города приобретает Восточную стою, которая используется вплоть до 400 г. до н.э. В 5 в. до н.э. на акрополе был построен Фесмофорион – храм в честь Артемиды и для проведения ритуала Фесмофорий. Но находка треножника периода Архаики говорит о том, что святилище здесь существовало задолго до строительства храма. Кроме того, обряды, описанные Плутархом, связывают Фесмофорион с периодом Троянской войны (приготовление мяса не на огне, а на солнце). На древнейшие культы указывают обряды хтонического характера в честь Артемис (Артемиды) и Зевса Меликиоса (темного). Также археологические артефакты позволяют предположить, что в том же святилище поклонялись Артемиде, чей основной храм находился в Амаринфосе. Для этих культов могли использоваться пещеры на территории города, которые в Классическую эпоху стали хранилищами для зерна.

Вне городских стен рядом с восточными воротами существовал храм Афродиты-Астарты, датированный по керамическим фрагментам 800-700 гг. до н.э. В период Архаики храм был перестроен и, возможно, изменились и его функции, которые стали учитывать запросы поклонников восточных купцов.

Акрополь Эретрии был размещен на холме около 120 м высотой, более пологом к юго-востоку (в сторону города) и крутом к северу и западу. Восточный склон использовался для добычи строительного камня. Акрополь отделялся от остального города дорогой, ведущей с запада на восток. Это был наиболее удобный путь на южную часть Эвбеи. Контроль за этой дорогой также добавлял могущества городу. Вторая городская дорога вела от акрополя на юг к бухте, проходя через древнюю агору в самом центре города. Бухта и прибрежные территории города в эллинистические времена была отделена от города диабехизмой – для предотвращения нападения на город с моря.

Рядом с западными воротам археологи раскопали героон с богатыми захоронениями. Они датируются коротким периодом – от 720 до 690 гг. до н.э. Всего было вскрыто 16 гробниц: 9 детских ингумаций в деревянных гробах и 7 взрослых кремаций. Кремированные останки были помещены в бронзовые сосуды, установленные в тщательно отделанных камерах (такая практика уникальна среди прочих погребальных ритуалов Древней Греции). Скорее всего, эти захоронения связаны с Лелантской войной. На это указывает сооружение над погребениями треугольного культового корпуса, который около века был местом принесения даров и жертвоприношений. Гесиод и Плутарх упоминают о крупном морском сражении, после которого халкидяне проводили погребальные игры в честь погибшего в нем царя Амфидаманта. Возможно, именно это сражение прославило эретрийских воинов и полководцев, похороненных в герооне.

Городской некрополь, наиболее ранние захоронения которого приходятся на геометрический период, находился к юго-западу от города. Взрослые кремировались над открытыми могилами. Детские останки размещались в пифосах или амфорах-энхитризмах. Кладбище активно использовалось в 6-5 вв. до н.э.

Северо-западнее древнего города сохранились внушительные македонские гробницы.

Сегодня Эретрия – это небольшой городок, который сохранил остатки древнего театра и храма Аполлона, римские термы, Дом мозаики и обширную коллекцию археологического музея: фронтон храма Аполлона Дафнофора, эретрийские вазы и многое другое

Театр – один из самых известных памятников в городе. Его создание датируется 5 в. до н.э. Его вскоре разрушили персы, но спустя несколько лет театр был восстановлен. Первоначально амфитеатр не имел сидений. Сцена имела вид дворца, на одном уровне с орхестрой были построены пять смежных комнат, откуда на сцену выходили актеры. В 4 в. до н. э. театр был перестроен и позже он уже был окончательно сформирован в том виде, который он имеет сейчас. Трибуны представляют собой 11 ярусов, разделенных 10 лестницами. Длина верхней части амфитеатра – 90 м, диаметр орхестры – 18 м. Арочный проход соединяет приподнятую сцену и орхестру. Театр вмещал около 6-6.5 тыс. зрителей.

Древнегреческий гимнасий представлял собой площадку для тренировок не только профессиональных атлетов, но и всех взрослых мужчин, которые могли заниматься борьбой, бегом, метанием копья и другими спортивными дисциплинами. При гимнасии находились термы – первоначально лишь для омовения холодной водой, позднее – с системой подогрева. Здесь же были специальные помещения для лекций по философии.

Храм Диониса 4 в. до н.э. примыкает к юго-западной части театра, и теперь представляет собой несколько камней – остатков его основания. Храм был построен в дорическом стиле с колоннами 11х6 и размерами 12.5х23.5 м. Рядом, у западного входа в театр сегодня видны основания памятников в честь благотворителей, чьи постановки в честь Диониса оказывались лучшими.










Театр Эритрии. Реконструкция и план археологических раскопок


Основные укрепления Эретрии были построены в 6 в. до н.э., но теперь в городе можно видеть руины, относящиеся к 4 в. до н.э. Длина крепостной стены – 4.6 км, толщина стен 2.6 м, на акрополе – 2.1 м. Исходная высота стен была 5-7.5 м. Также здесь размещались около 60 башен; сегодня найдены остатки 38 из них. За стену вели 5 ворот и 3 потайные двери. При восстановлении города после персидского нашествия были построены монументальные ворота по направлению дороги, ведущей в Халкиду. По обе стороны дороги были возведены две массивные башни из глиняных кирпичей на цоколях с полигональной кладкой. Ворота сохранялись до 2 в. до н.э. В 198 г. до н.э. был также построен бастион с внешней стороны моста, а проход между двумя башнями был сужен.

Акрополь Эретрии был заселен в течение всего периода античности. Здесь располагались гончарные мастерские – весь склон усеян глиняными черепками. Из Акрополя Эретрии вели три потайные двери: на запад, на север и на восток. Западный потайной вход был закрыт двойной деревянной дверью. Задняя дверь была окружена башней так, чтобы защитники могли поражать менее прикрытый щитом правый бок нападающих. Также при осаде потайные двери использовались для вылазок. На вершине акрополя находится широкая площадка, где в древности размещался храм Афины, чей культ действовал здесь в течение 6 в. до н.э.

Дом мозаик был построен в 370 г. до н. э. и использовался в течение почти столетия. Он отличается своим полом, покрытым изящной мозаикой, представляющей мифологические сюжеты: нереиды, легендарные сражения между аримаспами, грифоны, сфинксы и пантеры. Здание представляет образец классического и эллинистического периодов архитектуры. В 1 в. до н. э. на руинах дома был воздвигнут надгробный памятник с массивным прямоугольным периболом. Дом был раскопан археологами в 1975-1980 гг.




Маршрут 1: Нижний город

1-5 Западный квартал и героон

6 Городские стены

7 Западные входа

8 Могильная терраса

9 Храм Диониса

10 Театр

11 Северный гимнасий

12-15 Дом Мозаик и Себастеион

16 Квартал Панафинейских амфор

17 Восточный сектор

18-22 Святилище Аполлона Дафнофора

23 Восточная стоя и древняя Агора

24 Общественный фонтан

25 Толос

26 Термы

27 Гавань перед эллинистической диабехизмой (поперечной стеной)


Маршрут 2: Юго-восточный квартал

28 Святилище Исиды

29 Южная Палестра

30 Святилище Илитии


Маршрут 3: Акрополь

31-32 Фесмофорион (святилища Деметры)

33 Площадка для собраний и святилище Афины

34 Водохранилище

35 Дома

36 Бастион


Храм Аполлона Дафнофора (Лавроносного) является наиболее важным и широко известным памятником Эретрии. Происхождение храма связано с гомеровским гимном Аполлону: когда бог искал место, чтобы основать свой оракул, он прибыл на Лелантскую равнину. Храм является самым древним сооружением в городе и связан с ранним культом Аполлона в Дельфах.

Первый храм относится к 8 в. до н.э. Причины его разрушения неясны. Возможно, разрушение храма было связано с землетрясением. Строительство нового храма на том же месте началось в конце 6 в. до н. э. (ок. 520-490 гг. до н. э.) и он, видимо, был еще недостроенным, когда в 490 г. до н. э. персы разрушили город. После разрушения храм был восстановлен и использовался еще три века. Но в 198 г. до н. э. он был вновь разрушен римлянами, после чего святилище постепенно пришло упадок и окончательно было заброшено к I в. н.э. Сегодня видны только фундаменты постархаического храма.






Аэрофотоснимок архаического храма Аполлона Дафнефорос


Здание храма является первым в своем роде, и по времени создания лишь слегка отстает от гакатомпедона (стофутового) храма Геры на острове Самос (нач. 5 в. до н.э.). Оно представляло собой сооружение размерами 7.5х11.5 м (6х14 дорических колонн), в его центре размещались деревянные колонны, подпиравшие крышу. Впоследствии храм был засыпан землей в целях создания более поздних и самых известных храмов в городе.

Большинство архитектурных деталей были повторно использованы в качестве строительных материалов; только несколько барабанов колонн и разбитых триглифов найдены на месте храма. Из пышного скульптурного декора сохранились только части западного фронтона с амазонкомахией (обычный мотив для иконографии того времени). Центр фронтона занимала Афина – ее изображение частично сохранилось. Богиня идентифицируется по изображению Горгоны на груди – ее постоянному атрибуту. Еще один фрагмент – верхняя часть композиции, в которой Тесей похищает амазонку Антиопу. Детали лица и одежды были окрашенными (по крайней мере, в какой-то период), что делало изобваяние более ярким.

На схеме темным цветом выделены сохранившиеся фрагменты фронтона.
















На восточном фронтоне, возможно, изображалась гигантомахия. Скульптуры, как предполагается, после разрушения храма были вывезены в Рим в храм Аполлона Сосиануса (Врачующего?).

Считается, что автором композиции с Тесеем и Антиопой был знаменитый афинский скульптор Антенор (живший во второй половине 6 в. до н.э.). Его работам свойственна мягкость форм, внутренняя сила, несмотря на декоративные подробности в прическах и складках одежды. Скульптуры сохраняют правила архаичной пластичности. Это тот "суровый стиль" предшествует классическому.

При раскопках храма археологами были найдены керамические черепки 8 в. до н.э. с буквами, которые относились к первому греческому алфавиту. Ученые предполагают, что на одной из найденных керамических чаш с надписью буквы были изображены в алфавитном порядке по периметру сосуда.

Археологический музей, который расположен рядом с местом раскопок в Эретрии, содержит артефакты, найденные на прибрежном холме Херополис, соседнем с ним кладбище Скомбри (11-10 вв. до н.э), в Лефканди, Палеохоре, Амаринфосе, Эретрии и др. Многие артефакты, найденные в Эретрии находятся в Национальном археологическом музее в Афинах и в парижском Лувре.

Из основных артефактов музея следует отметить терракотового Кентавра из Лефканди, датируемого второй половиной 10 в. до н. э. Фигурка была обнаружена разбитой на две части, помещенные в разных могилах. На ноге у Кентавра изготовитель изобразил рану, что позволяет предположить, что это Хирон, случайно раненный своим учеником Герклом. Возможно, это образец изделия, импортированного из Фессалии, где мифы о кентаврах были очень популярны.

В музее также есть ожерелье из фаянсовых бус, возможно с Кипра, которое датируется протогеометрическим периодом, 11-10 вв. до н.э.






























Панафинейские амфоры с изображением сцен борьбы и прославления чемпионов. Эретрия, 4 в. до н. э.










Терракотовая голова Медузы (горгонион), “Дом мозаики”, 370-300 гг. до н. э.


В музее хранится богатая коллекция керамики:

– вытянутый алебастрон микенского периода с тремя ручками, найденный в Лефканди и датированный 12 в. до н. э. Сосуд расписан матовой белой краской по темной поверхности, на рисунках изображены фигуры грифона, косули и оленя;

– погребальная амфора, изображающая геометрический узор и птиц, содержащая кости ребенка и являющаяся продуктом местного Эвбейского производства геометрического периода, 8 в. до н. э.;

– чернофигурный эпинетрон из Амаринфоса, который датируется концом 6 в. до н. э.;

– погребальная амфора из прибрежного некрополя Эретрии 560 г. до н. э., которая изображает битву между Гераклом и кентаврами на передней стороне и Потнию Терон (Ἡ Θηρῶν Πότνια, "госпожа зверей") на задней;

– Панафинейские амфоры, датируемая примерно 363-362 гг. до н. э. На лицевой стороне каждой амфоры изображена богиня Афина со щитом, задняя сторона демонстрировала сцену из Панатинаикос (Панафинейских игр). Это были призы победителю;

– терракотовый горгонион 4 в. до н. э., который принадлежал к украшению дома с мозаикой.

Одна из прекрасных находок в гимнасии Эретрии перекочевала в Национальный археологический музей Афин. Молодой человек в гиматии был идентифицирован по надписи на пьедестале как сын знаменитого спартанского флотоводца Лисандра Клеоник. Статую своему брату возвел другой сын Лисандра – Амфикрат.














Эвбейские терракоты, Музей Эретрии


Самая "молодая" находка, сделанная в Эретрии в 2014 г, – три индивидуальные ванны времен I в. н.э., найденные в толосе (круглом помещении) в районе общественных бань римской эпохи. В такие ванны посетители опускали ноги, размещаясь на банной скамейке.


Среди наиболее интересных памятников древнего города Эретрия – Исеион, храм богини Исиды и других богов Египта. Святилище расположено к югу от города ниже гимназия или палестры и тянется до небольшой гавани, что позволяет предположить, что оно связано с купцами, прибывающими из других стран. По данным раскопок и надписям, храм был построен, вероятно, в 4 в. до н. э. и был окружен другими зданиями и подсобными помещениями. Распространение египетских культов происходило в Эллинистический период после завоеваний Александра Великого. Соответствующие богослужения в Эретрии подтверждены надписями, из которых наиболее важные расположены на известняковом блоке слева от продромоса перед целлой.

Храм Исиды был изначально простой постройкой с продромосом (прихожей) и двухколонным антом (входом). Изваяние богини стояло на основании внутри целлы. Перед храмом размещался жертвенник. Храм был восстановлен после разрушения города римлянами в 198 г. до н. э. Именно тогда он приобрел большой продромос и был окружен портиками с трех сторон. Вход в храм осуществлялся с востока с площади. С севера от храма в святилище было еще пятнадцать зданий и вспомогательных помещений. Здесь был дом с внутренним двором для трапез мужского союза. В одном из помещений был великолепный мозаичный зал, украшенный ромбами.

Раскопки в святилище были проведены в 1917 году. В последние годы дополнительные раскопки выявили комплекс двориков и помещений, связанных со святилищем.






Молодой человек в гиматии, начало 1 в. до н.э.


Руины Классического и Эллинистического периодов лежат на горе Кастри, к северу от деревни Потамия. Находки с Южного склона указывают на то, что местность была заселена с эпохи неолита (IV тыс. до н. э.) и позднее.

Классический город был основан в 4 в. до н. э. и, как полагают, остался под контролем Эретрии до 3 в. до н. э. Город окружала мощная крепостная стена. В черте города было много ремесленных мастерских. Археологические находки включают металлургические печи, черепицу, глиняные грузики для ткацкого станка, терракотовые статуэтки, бронзовые монеты, мелкие металлические предметы, каменные тессеры (элементы плоской выкладки с подогнанными краями), именные плитки, камни с росписью нерасшифрованными знаками или буквами, большое количество бронзовых монет. Большинство монет относятся к 3 в. до н. э. и принадлежат Эвбейскому союзу городов – с быком на аверсе и виноградной гроздью на реверсе. Другие монеты относятся к Халкиде, Истиайе (Эдипсосу), Эретрии и Афинам, Хиосу, Македонии и датируются 3-2 вв. до н. э. Македонские монеты датируются периодом Антигона Гоната (277-239 гг. до н. э.) и изображают голову Афины на лицевой стороне и бога Пана на реверсе.

Холм Кастри был заселен вплоть до начала 1 в. до н. э., и нет никаких археологических следов вплоть до VI в. Редкие архитектурные останки VI в. предполагают, что городище Кастри, возможно, служило в качестве наблюдательного пункта в Византийский период и позднее.


Дистос – древний город близ одноименного озера на скалистых утесах Кастри. Самые ранние поселения в этой местности существовали с древнейших времен. От них сохранились обсидиановые лезвия и глиняная посуда времен неолита. Поселок на холме возник много веков спустя – в Архаический период или несколько ранее. Превратившись в город, поселение процветало в Классический и Эллинистический периоды.

Древнее слово "дистос" означает "несчастный". Возможно, это название связано с каким-то катаклизмом, затопившим окрестности вышедшим из берегов озером. Имеются свидетельства о древних попытках осушить озеро.

Рельеф из храма Аполлона Дафнефора с очертаниями фигур Артемиды и Лето был обнаружен в Халкиде (сейчас он находится в Эпиграфическом музей в Афинах). Ниже изображений находится текст договора между неким Хайрефанисом, исполнителем работ, и 230 гражданами Эретрии об осушении озера Птехон. Договор включал монтаж канализационных труб, отстойников и стоков для направления воды в ущелья. Вероятнее всего, речь шла именно о Дистосе – озеро со временем получило то же имя, что и город.

Одна из относительно недавних находок представляет собой высеченную на скале надпись "орос демо" (граница дема), датированную 4 в. до н. э. Надпись доказывает, что Дистос находился в черте города Эретрия и рассматривался как его часть.

Город был расположен на небольшом расстоянии от берега, дорога соединяла поселок с портом Аргирос (Порту-Буффало). До настоящего времени сохранились стены города 4 в. до н.э., в восточной части – ворота, обрамленные двумя башнями античных времен. Стены были укреплены 11 башнями, кладка осуществлялась из каменных блоков шириной 2 м. Возможно, эти сооружения связаны с попытками Филиппа II Македонского подчинить Эвбею, свергнув олигархического правителя Плутарха.

На северо-западе и к югу от холма находятся остатки домов Архаического и Классического периодов, построенных из тесаных каменных блоков. Для строительства использовался местный мрамор – следы добычи камня обнаружены возле крепостной стены. Большинство домов имело одно помещение с прилегающим двором и конюшней. Наиболее сохранившийся дом 4 в. до н. э., так называемый Мегали ойкиа, расположен к востоку от поселения. Большая, высеченная из камня емкость возле южной части крепостной стены обеспечивала город водой.

Находка, содержащая 94 динария времен Римской республики, указывает на то, что порт Дистос использовался в этот период.


Ущелье Архамполис находится на северо-западном склоне горы Кастри и славится не только красотами дикой природы, но и остатками древних зданий, которые видны на поверхности земли. Они относятся, вероятно, к одному довольно разбросанному поселению (в радиусе 1.5 км). Археологические находки здесь очень скромные – керамика низкого качества, свинцовый сосуд, монеты 5-1 вв. до н.э., фрагмент сосуда с рисунком (возможно, изображающим гонки колесниц), датированный 6 в. до н.э.

Часть обнаруженных архитектурных деталей принадлежит зданию эпохи классики размером 15х20 м. Его фундамент из больших каменных плит напоминает "дом дракона". Наличие ямы для останков жертвенных животных заставляет предположить культовый характер этой постройки. Пристройки 4-3 вв. до н. э. показывают, что здание стало центром сельской усадьбы, где основным видом деятельности была добыча и выплавка железа. Об этом говорит большое количество железного шлака и других отходов, а также плавильные печи на соседнем склоне.

Другие здания с внутренними перегородками и колодцами, обнаруженные на соседнем плато, относятся к Эллинистическом периоду и использовались вплоть до римских времен, когда они были заброшены.

Причина гибели поселка неизвестна, но расчлененный и непогребенный скелет в одном из колодцев и другие разбросанные человеческие кости внутри одного из зданий предполагают либо разрушительное землетрясение, либо нападение врага. Может быть, это был пиратский набег царя Митридата 80 г. до н.э.

Пещеры близ ущелья, возможно, были местом отправления культа Диониса.


В Амаринфосе на Эвбее зафиксировано присутствие древнейшего культа Артемиды, берущий начало от обрядов, введенных еще корпорацией жрецов-куретов. В виде праздника Артемиды Амарисии культ упоминается в античных источниках.

В Среднеэлладский период Амаринфос вел торговлю с материковой Грецией и производил великолепные образцы минийской керамики. Кроме торговли, жители занимались сельским хозяйством, скотоводством, рыбной ловлей и переработкой меди. Имя Амаринфос упоминается в глиняных табличках с надписями линейным письмом Б. Возможно, Амаринфос был микенским предшественником Эретрии. Страбон пишет, что он находился в семи стадиях (примерно 1.3 км) от Эритрии.

Святилище Артемиды Амарисии в Амаринфосе было важным центром почитания богини, которой был дан эпитет Амаринфия. Происхождение эпитета неясно. Оно может происходить от "гребней волн" или от имени древнего героя Амаринфия, последователя культа богини.

Павсаний в своем описании Греции, упоминает, наряду с Амаринфосом, Атмоний в Аттике (Άθμονον, нынешний Мароуси), где афиняне также отмечали праздник Артемиды Амарисии. Там ее храм был частично раскопан в 1987-1992 гг. Александрийский библиограф Каллимах упоминал, что в Амаринфосе почиталась Артемида Колаинис (Безрогая), потому что Агамемнон принес ей в жертву безрогого барана, сделанного из воска. Римский писатель Элиан Клавдий сохранил для нас свидетельство о том, что в Эретрии калечат животных, чтобы принести их в жертву Артемиде Амаринфии.

О масштабах праздника в Амаринфосе говорит стела с надписью, содержащей регламент торжества. В процессии участвовали (по свидетельству Страбона, видевшего эту стелу) 3000 тяжеловооруженных воинов, 600 всадников и 60 колесниц. Был указан также порядок музыкальных и риторических состязаний (спортивные не указаны, но они, несомненно, были), а также порядок жертвоприношений. В отличие от других праздников, посвященных Олимпийским богам, здесь обязательно было отдавать на заклание увечных или бракованных животных. Причем не только быков (что являлось обычаем в отношении богов-олимпийцев), но и овец (что было редкостью). Это указывает на адаптацию более древнего, чем олимпийский, местного хтонического культа. Возможно, овцы приносились в жертву по хтоническому культу, а быки – по олимпийскому, отражая оба аспекта богини.

Сомнительное свидетельство Еврипида по поводу человеческих жертвоприношений на празднике Артемиды Таврополис в Авлиде, все же можно учесть как отзвук каких-то преданий, которые относятся к древнему культу, известному зрителям трагедий Еврипида.

История с жертвоприношением Ифигении в Авлиде, видимо, не единственная, которая была известна грекам из их микенского прошлого. У Еврипида, правда, устами Афины объявляется о необходимости "мужской крови" – в святилище Артемиде Таврополис (Таврической), которое она обязывает учредить Ореста при возвращении Ифигении из Тавриды. Кажется, Еврипид сообщал лишь о пролитии крови, но не об убийстве. Ритуал, предписанный Афиной, лишь напоминает об искуплении убийства, но не требует человеческой жертвы.

Обычно это святилище связывают с Бравроном. Но Еврепид указывал место напротив мыса Каристия на юге Эвбеи. Браврон, а тем более город Артемис (современная Луца, севернее Браврона), где обнаружено небольшое святилище, находятся никак не "напротив" Каристии.

Обращаясь к Оресту, Афина говорит (Еврипид, "Ифигения в Тавриде", перевод И.Анненского):


Есть место, царь: Кекроповых пределов

Касается оно, а подле мыс

Каристии открылся. Много свято

И Галами в устах оно слывет.


Вполне возможно, речь шла о другом храме Артемиды Таврополис – более древнем, и находящимся на юге Эвбеи, а не на восточном побережье Аттики, где святилища относится явно не к микенским временам, а датируется 5-4 вв. до н.э. Если буквально понимать слова Еврипида, то Ореста он направляет "напротив Каристии" в Галы, а Ифигению – в Браврон. Это разные места.


…Ифигения, ты

Ключи хранить от лестницы Бравронской

По моему велению отныне

Назначена. Там и лежать тебе,

Когда умрешь. Да ублажают деву

Одежды жен, скончавшихся в родах.


В эпитафии эллинистического поэта Феодрида упоминается праздник в Амаринфосе ("Дар Харисфена"): младенческий локон Харисфена (Хариксена) вместе с заколкой в виде цикады посвящены в дар "девам Амаринфа", очищенные святой водой.

В Афинах и других аттических городах на празднике Апатурии в день, посвященный куретам, приносили в жертву Артемиде волосы мальчиков.


Каристос (Каристия) – самый южный город Эвбеи, он находится в 128 км от Халкиды. Здесь наиболее интересны "Дома Дракона", возведенные в 7 в. до н.э. из цельных каменных плит без соединительных материалов. Предназначение этих домов неясно. Огромные трудозатраты при их строительстве заставляют предположить культово-религиозное назначение построек.








Несколько десятков "Драконьих домов" (Drakospita), разбросаны по Центральной и Южной Эвбее. В Каристосе находятся двадцать таких построек – в основном квадратной или прямоугольной формы. Наиболее известная из них находится на вершине горы Охи. Также выделяется комплекс из трех домов в деревне Стира (на юге Эвбеи), которая упоминается у Гомера.


Орей (Ὠρεоς) – город в северной части Эвбеи. Когда после Персидских войн в 445 г. до н. э. Перикл поселил в северной Эвбее 2000 клерухов, город составил одно поселение с Гистиеей, которая была оставлена жителями. Это поселение народ называл "Ореос", а в публичных актах и надписях на монетах сохранилось название Гистиея. Остатки двух акрополей указывают на соединение здесь двух городов.

По причине важного значения Орея афиняне удержали его до последнего (411 г. до н.э.). Под господством спартанцев Орей получил олигархическое правление, и только в 377 г. до н. э. он отпал от Спарты. Впоследствии Филипп Македонский овладел этим городом, который ввиду своего географического положения и сильно укрепленной позиции был предметом жарких битв между Антигоном и Кассандром.

Орей сохранял свое значение при римлянах. Во времена римского господства Публий Квинкций Фламин вместе с другими греческими государствами даровал свободу и Орею, но это было уже в период упадка империи.

Символом Орея является статуя мраморного быка (длина более 3 м), служившая погребальным памятником 4 в. до н. э. К настоящему времени утрачены ноги статуи ниже колен и рога. Статуя была поднята из моря в гавани. Сегодня статуя находится под навесом на открытом месте.


Оробий – древний город на западном берегу Эвбеи, недалеко от Эг, с оракулом Аполлона Селиунтского. Город этот был разрушен землетрясением и морским приливом в 426 г. до н.э.


Мыс Артемисион знаменит в связи с морской битвой между греками и персами в 480 г. до н. э. Он расположен на северной оконечности острова Эвбея напротив горы Пелион.

Находки свидетельствуют, что мыс Артемисион был обитаем со времен неолита (около 4000 г. до н. э.). На холме Дивоний были найдены глиняные сосуды, датируемые эпохой неолита, Элладским и Геометрическим периодами. Но сохранившиеся на поверхности земли архитектурные остатки Архаического и Классического периодов позволяют предположить, что эта территория приобрела значение в более поздние времена.

Поселенцы, очевидно, решили создать свои общины возле берега, и в Классический и Эллинистический периоды были заселены районы наиболее удобные для стоянки кораблей. Эти были небольшие городки-крепости, сформировавшие обширную сеть приморских поселений, целью которых был контроль морских путей. Возможно, эта сеть была поселениями афинян, образованными после выхода Эдипсоса из Делосского союза в 446 г. до н. э. и заселения афинскими клерухами района Ореоса. Незначительность находок, относящихся к Римскому периоду, говорит о том, что эта местность в то время находилась в упадке.

Мыс назван в честь святилища Артемиды Просейи (происхождение эпитета от народа "просеи", который упоминает Павсаний), которое размещалось на берегу. Здесь греческие корабли бросали якорь после опасного морского перехода и перед дальнейшим плаванием в сторону Халкиды. Местные поселения контролировали вход из Эгейского моря в заливы Пагаситикос (Фессалия), Малиакос и Северный Эвбейский.

Важная информация содержится в надписи из Артемисиона, которая упоминает названия семнадцати демов в Северной Эвбее, однако их расположение до сих пор не определено. Также в храме имеется надпись 4-3 вв. до н. э. о "пирровом танце" в память о битве и в благодарность Артемиде Агротере.

Остатки стен были также выявлены на холме Палеокастро, в районе мыса Артемисиона и в деревне Кастри. Керамика, найденная здесь, датируется от Раннеэлладского периода до эпохи Римской империи. Еще одно городище, вероятно, стояло на холме Палеокастро, его остатки были в значительной степени использованы окрестными жителями в качестве строительного материала.

Части крепостной стены и остатки крепостных стен и других конструкций сохранились на небольшом полуострове Херониси (Cheronisi, Chersonisi – "пустынный остров", или Choironisi – "остров свиней"), который был удобен для стоянки кораблей. Особенности кладки стен позволяют датировать их Классическим и Эллинистическим периодами, а гончарные находки свидетельствуют, что область была заселена с доисторических времен до Римского периода.

Примерно в одном километре к югу от Херониси находится холм Кастрадаки, который еще не полностью исследован археологами. Здесь находилась укрепленная территория с внушительными стенами из известняка до трех метров высотой, относящимися к 6 в. до н. э. Фрагменты остроносых амфор, разбросанных между холмом и берегом, указывают на возможное существование гончарной мастерской и торговой пристани. Сравнение с аналогичными амфорами показало их близкое сходство с теми, что производились в мастерских в 5-4 вв. до н. э. островов Скопелоса и Алонисоса (архипелаг Северные Спорады).

Наконец, остатки дома, существовавшего от Классического до Римского периода, были найдены на холме в Периволакия, к западу от Херониси.


Эдипсос (Эдепс, Aedipsos) находится в 172 км от Халкиды на северном побережье Эвбеи. По древнегреческой мифологии, воды источника около поселка Лутра-Эдипсу восстанавливали силы Гераклу. Сохранились фрагменты арок "Терм Суллы", в которых принимали ванны полководец Сулла и римские императоры. Археологическая Коллекция Эдипсоса – керамика, монеты, именные постаменты статуй и рельефов, полученных из раскопок в городе. Экспонаты, в основном связаны с Эллинистическим и Римским периодами.










Скульптуры, найденные в море у мыса Артемисион: всадник, 2-1 вв. до н.э. Зевс или Посейдон, ок. 460 г. до н. э. Национальный археологический музей Афин


Римские бани в Аливери – наиболее значительный памятник позднего Римского периода на Эвбее. Термы, обнаружены в районе Каравос недалеко от города Аливери. В 90-е годы ХХ века, когда начались исследования, выяснилось, что часть комплекса бань была разрушена при строительстве завода в 50-е годы.

Архитектурные формы и результаты исследований артефактов свидетельствуют о том, что бани были построены в IV в. и использовались до VII в. Вероятно, что бани были включены с общую систему аналогичных объектов в Халкиде, Эретрии, Эдипсосе и, возможно, также в Каристосе.

Бани в Аливери имеют 30 м в длину. Раскопки раскрыли фундаменты раздевалки (аподитериум) и ванных комнат для холодной бани (фригидарий), теплой бани (тепидарий) и горячей бани (кальдарий). Полы были вымощены большими сланцевыми плитами и украшены мозаикой. Теплые и горячие бани представляли собой сводчатые помещения, обрамленные ваннами и небольшими бассейнами.

Мелкие находки при раскопках бань не стратифицированы, и поэтому их датировка затруднена. Здесь встречаются винные кувшины (ойнохии), сосуды для употребления вина, амфоры. Найдено много осколков разбитых стеклянных флаконов из-под ароматических масел и мазей. Несколько разбитых и целых глиняных масляных ламп свидетельствуют, что банные процедуру продолжались и в темное время суток.

Среди металлических предметов сохранились железные гвозди и бронзовые артефакты – шпатели для нанесения ароматических мазей, бронзовая лампа (лихнос), украшенная женской фигурой (возможно, Афина), бронзовые монеты IV-VI вв. и др.