Бдительность
Зима 1980 года. Афганистан. Провинция Кунар. Наш разведвзвод «на выходе». Идем по «зеленке»2. Командиры постоянно твердили нам рядовым: бдительность. Без разрешения не отлучаться. Около ручья отбежал в кусты. Не мог больше терпеть. Свои же рядом. Не отстану. Шнурок развязался на новеньких десантных ботинках. Кроссовки тогда еще не выдавали. На корточки. Автомат положил рядом. Завязываю. Вдруг по всему телу как разряд. Страх. Приподнял глаза. Босые ноги.
– Шурави, таслим3, – откуда-то сверху на фарси хриплым голосом.
Приподнимаюсь. Передо мною «духи». Трое. В чалмах. Бородатые. Наставили на меня автоматы. По спине градом льется холодный пот. В животе заныло. Один показывает жестами – поднять руки. Автомат на земле. Сколько учили не выпускать его из рук.
Один подходит ко мне. Нож к шее. Остальные смотрят. Переговариваются. Я тогда еще не понимал на фарси. Тот, что рядом, показывает на меня ножом и что-то спрашивает. Смеются. Похоже, решают, как резать. Обидно так умирать. Молодым. Только недавно девятнадцать исполнилось. Что мне не сиделось в Ленинграде. Университет. Учеба. Таня. Надо же было так глупо поступить.
Вдруг становится еще страшней. Почему не убивают? Чего ждут? Только бы не «красный тюльпан». Тогда мы уже знали, как они пытают наших солдат. Шприцом укол наркотика. Потом лоскутами снимают кожу от шеи вниз. Боли нет. Но вскоре действие наркотика прекращается. Медленная мучительная смерть. Не сразу. Постепенно.
Руки трясутся от страха. На поясе граната. Рвануть чеку. Лучше так, чем мучиться. Ничего не почувствую. Они стоят в нескольких шагах. Разговаривают. Просто вроде: раз и все. Но никак не могу решиться. Жить хочется. Даже если минуту осталось. Резко выхватываю гранату. Чека. Дергаю. Застряла. Они смотрят на меня удивленно. Вырвал. Бросил.
– А-а-а! – кричу, что есть силы, стараясь заглушить страх.
В панике «духи» бросились в сторону. Я стою на месте. Секунда. Две. Три. Ну, давай. Раз – и все. Нет взрыва. Вдруг мысль. Беги. Что стоишь? Я с места. В кусты. Вдоль ручья. Бегу. В руке автомат. Не помню даже, как поднял его. Взрыв. Крики. Взорвалась. Стоны. Открыли огонь. Бегу. Вокруг ветки в щепки. Пули свистят. Бегу. Не чувствую ног. Бежать. Бежать. Они за мной. Легкие разрывает. Задыхаюсь. Так не уйти. Резко за дерево и вскинул автомат. Несколько секунд. Прямо на меня вылетают два «духа». Те, что смеялись. Очередью. Половину рожка в них. Снова за дерево. Перекатился за другое. Жду. Тишина. Похоже, все. Подхожу. Один «дух» еще живой. Хрипит. Смотрит. Сверкает глазами. Выстрел. Он стих. Бегу. К своим. Получил потом три наряда. Но настроение не испортило. Живой. Так близко прошло. Повезло…
Конец ознакомительного фрагмента.