Вы здесь

Аутсорсинг на рынке ценных бумаг. Глава 2. Анализ применения аутсорсинга к деятельностиэмитентов ценных бумаг (А. А. Юрицин, 2017)

Глава 2

Анализ применения аутсорсинга к деятельностиэмитентов ценных бумаг

§ 1. Генезис и макроэкономические факторы применения аутсорсинга на рынке ценных бумаг

Применение аутсорсинга участниками рынка ценных бумаг требует, с одной стороны, обнаружения объективных потребностей подобного внедрения, обусловленных реальными макроэкономическими потребностями, с другой – выявления легальных предпосылок его применения, т. е. обнаружения базовых признаков в нормах права, регламентирующих их поведение. Оба вышеперечисленных обстоятельства есть свидетельство объективной возможности применения аутсорсинга участниками рынка ценных бумаг, а также согласованности данного инструмента с господствующими отношениями. Полагаем, что негативные макроэкономические факторы будут являться благоприятной средой для применения аутсорсинга участниками рынка, точно так же как и положительные результаты изучения аутсорсинговых отношений в период генезиса финансовых рынков.

Данные направления работы рассматриваются для использования в качестве элементов (шагов) алгоритма применения аутсорсинга на примере деятельности эмитента ценных бумаг.

Для этих целей применим PEST-анализ, постараемся в общем виде разобраться в вопросах политико-правовой, экономической, социокультурной и технологической среды, а также рассмотрим исторические предпосылки появления аутсорсинга в отношениях между субъектами финансового рынка. Однако столь общий подход в нашем случае не предполагает построение матрицы оценки влияния факторов для конкретных участников.

Начнем анализ с изучения вопросов генезиса аутсорсинговых отношений на финансовых рынках, существование которых в исторической ретроспективе было возможно лишь посредством проявления отдельных признаков. Отмечается, что деятельность посредников на рынке ценных бумаг направлена на повышение эффективности рыночных отношений[153]. Из данной посылки можно предположить, что исторически, до государственного регулирования данной сферы общественных отношений, субъекты рынка действовали как раз на основе модели аутсорсинга: так как отсутствовали какие-либо ограничения на самостоятельное или внешнее исполнение ряда действий.

Предшественниками современных фондовых бирж называют ярмарки, из которых, в процессе разложения феодального строя, формируются финансовые рынки. XII–XIV вв. характеризуются появлением прообразов фондовых бирж, занимавшихся обращением векселей. В этот период отмечается полное отсутствие каких-либо посредников в заключении сделок. Великие географические открытия, усложнение торгового оборота требовали появления особых институтов цивилизованного гражданского оборота, что повлекло за собой появление товарных бирж. Потребность обеспечения участников торгов необходимыми денежными средствами различных стран привела к выделению валютных бирж, а вместе с ними и фондовых бирж. При этом количество торгуемых на них финансовых инструментов с течением лет увеличивалось[154].

На заре появления фондовых рынков государственное регулирование практически отсутствовало (за редким исключением требований о регистрации прав на ценные бумаги, запретов на совершение ряда сделок). Данные пробелы в регулировании размещения и оборота ценных бумаг нередко приводили рынок к кризисным состояниям. Стоит, например, вспомнить внебиржевое, неорганизованное распространение ценных бумаг первых акционерных компаний, например, акции Миссисипской компании, которые распределял лично Джон Ло. Только затем эти ценные бумаги переходили на организованный рынок[155].

Сами рынки нередко носили стихийный, неорганизованный характер. Необходимость привлечения средств неопределенного круга лиц подвигала компании к обращению на биржи, к составлению первых проспектов ценных бумаг (в качестве рекламы)[156]. Доступ к торгам мог получить любой желающий, заплатив определенную сумму[157]. По мнению А. С. Селищева, эмитенты могли самостоятельно размещать свои ценные бумаги и без биржи, путем предварительной подписки на акции при учреждении компании, однако, данный механизм не всегда позволял привлечь необходимое количество средств[158]. Данные обстоятельства говорят о том, что эмитентам (первоначально товариществам) была нужна альтернатива закрытому и/или самостоятельному размещению своих ценных бумаг, что требовало от них обращения к услугам иных участников фондового рынка. На этом этапе наглядным образом виден ключевой признак аутсорсинговых отношений – альтернативность. Первые профессиональные участники, такие как брокеры и дилеры, поначалу были обычными купцами и аукционистами, которые с появлением спекуляций с массовыми ценными бумагами, переходят на платную основу своей деятельности, начинают монополизировать ее, объединяться в закрытые сообщества. Р. Тьюлз, Э. Брэдли, Т. Тьюлз указывают, что во многом этому способствовали нарождающиеся и набирающие силу противоречия в исключительном праве на реализацию того или иного вида деятельности[159].

На следующем этапе (XVII–XVIII вв.) появляются основы саморегулирования отношений участников рынка. Нередко самоорганизация была вызвана созданием неофициальных бирж, впоследствии переросших в организованный рынок[160]. Усложнение сделок приводит к появлению профессиональных участников рынка, дальнейшему развитию сделок с финансовыми инструментами, появлению правил торговли для субъектов[161], специализирующихся на совершении торговых операций, а затем и к государственной регламентации их деятельности, например, в Англии в конце XVII в., в Германии и Франции в XVIII в.[162] К XIX в. в некоторых странах появляется монополия профессиональных участников на осуществление торгов[163].

Интересно, что именно в Российской Империи во времена Петра I биржевая торговля лишается альтернативной основы, что связано с понуждением широких масс купцов к совершению сделок на бирже. Позднее данную практику отменили[164].

В связи с поэтапным переходом многих стран к концу XIX в. на отказ от разрешительной системы регистрации акционерных компаний в пользу явочной[165], по мнению А. А. Кирилловых, можно предполагать повышение в тот период общего количества эмитентов[166], а, следовательно, увеличение потребности в заемном капитале и повышение конкуренции за его привлечение. Спрос на публичное размещение не мог остаться незамеченным со стороны профессиональных участников фондового рынка. Эти обстоятельства, вероятно, подвигли эмитентов на размещение своих ценных бумаг на организованных торгах при помощи специалистов, к тому времени уже монополизировавших свою деятельность.

До этого момента процедура самостоятельного заимствования эмитентом средств через ценные бумаги уже была известна, в частности, В. А. Белов указывает, что банки (а затем и промышленные предприятия) могли привлекать финансирование не через депозиты, а через самостоятельно выпускаемые и размещаемые облигации[167].

К XIX в. законодательство закрепило уже существовавшие на рынке правила поведения, внесло дополнительные элементы защиты прав инвесторов[168] (иные авторы считают принятие в США актов, регламентирующих фондовый рынок, и эмитентов прямым регулированием экономических отношений[169]), тем самым, изъяло аутсорсинг, главным образом, из деятельности заемщиков в процессе эмиссии ценных бумаг.

Как видно из краткого исторического экскурса, в отношениях между участниками фондового рынка можно было наблюдать, пожалуй, ключевой признак аутсорсинговых связей – альтернативность, что находило свое выражение в праве выбора между самостоятельным осуществлением каких-либо действий или передаче их на внешнее исполнение. Кроме того, данное сотрудничество обладало также и рядом преимуществ.

Во всяком случае, данная историческая гипотеза носит более чем вероятностный характер, ибо, как верно отмечают видные иностранные ученые, лишь немногие исследователи занимаются вопросами истории финансового развития своих стран на ранних этапах его генезиса[170], несмотря на его фундаментальную роль в определении путей экономического совершенствования будущих рынков.

Далее перейдем к изучению политико-правовой среды функционирования финансового рынка. С точки зрения методов государственного регулирования, применяются прямые меры по установлению обязательных порядков прохождения этапов эмиссии, а также требования к субъектам отношений. Установлены меры административной, уголовной ответственности, а также иные неблагоприятные последствия при нарушении процедур выпуска. Нужно отметить немногочисленный, но значительный по объему правовой массив, регламентирующий процедуры выпуска и оборота различных ценных бумаг. Ряд требований и процедур предъявляются и реализуются негосударственными структурами (профессиональными субъектами рынка ценных бумаг).

На основании проблем, выявленных регулирующими органами, в целях снижения административных барьеров и упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, Правительством Российской Федерации были приняты программные документы, содержащие перечень мероприятий по развитию регулирования выпуска и оборота ценных бумаг, что предполагает упрощение процедуры (в т. ч. расширение круга лиц) выпуска биржевых облигаций, отказ от технической эмиссии для изменения номинальной стоимости акций, упрощение процедуры дополнительного выпуска, уменьшение перечня информации, подлежащей раскрытию, упрощение доступа иностранным инвесторам на отечественный фондовый рынок, снижение издержек, связанных с выходом публичных компаний на рынок ценных бумаг[171].

По данным Центрального Банка Российской Федерации, политическая воля формируется с учетом необходимости разрешения проблем, возникших на финансовых рынках, это касается, в частности: обеспечения защиты прав потребителей (в т. ч. посредством повышения финансовой грамотности населения) и доступности финансовых услуг, дестимулирования недобросовестного поведения на рынках (пресечение противозаконных действий), повышения инвестиционной привлекательности публичных компаний (преференции для вложений со стороны институциональных инвесторов, повышение качества управления), развития рынка облигаций (в т. ч. сокращение издержек эмитентов), совершенствования регулирования финансового рынка (пропорциональное регулирование и оптимизация регулярной нагрузки), повышения квалификации работников финансовой отрасли, стимулирования применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке, обеспечения международного взаимодействия и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка, совершенствования инструментария по обеспечению стабильности рынков[172]. То есть, очевидно, что одним из направлений развития финансовых рынков указывается снижение трансакционных издержек[173].

Среди задач по реформированию рынка ценных бумаг Центральный Банк Российской Федерации указывает на необходимость перераспределения капитала и расширения возможностей для привлечения внешнего финансирования для организаций. Значительной проблемой является отсутствие требований к финансовой устойчивости для профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также незначительность гарантий для защиты прав собственности инвесторов в случае отзыва лицензий. Кроме того, планируются мероприятия по стандартизации документооборота между регистраторами[174].

Конец ознакомительного фрагмента.