Вы здесь

Аудит в организациях промышленности и торговли. Глава 2. Аудиторская проверка в организациях промышленности и торговли (Аурика Луковкина, 2006)

Глава 2. Аудиторская проверка в организациях промышленности и торговли

2.1. Подходы к аудиторской деятельности

Аудиторская проверка предприятий промышленности и торговли заключается в проведении таких действий, как:

1) определение типа, структуры и особенностей управления предприятием;

2) планирование и последующий контроль аудиторской проверки;

3) определение и оценка учетных систем;

4) проведение проверок операций и учетных записей;

5) проверка наличия, названий и величины денежных сумм, включенных в баланс;

6) проверка соответствия финансовой отчетности требованиям законодательства и нормам учетной политики;

7) оценка финансовой отчетности в целом и составление общего вывода о деятельности предприятия. Важная стадия в подходе к аудиторской деятельности – управление ею через подготовку, планирование и надзор за работой аудитора. Аудитор должен планировать проведение проверки так, чтобы обеспечить ее высокое качество, экономичность, своевременность и эффективность. Аудитор должен тщательно планировать, контролировать свою деятельность, вести ее учет. Это необходимо для того, чтобы быть уверенным в каждой конкретной ситуации, в том, что используются наиболее эффективные процедуры аудита.

Аудитор при проведении проверки должен определить вероятность применимости допущения непрерывности деятельности. Аудитор должен убедиться, что экономически субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, что у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, а, значит, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

При выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна рассмотреть всю совокупность факторов, которые оказывают или будут оказывать влияние на возможность данного субъекта продолжать свою деятельность, исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом. Аудиторские процедуры, в результате которых могут быть получены аудиторские доказательства в отношении сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности:

1) анализ событий, которые произошли после отчетной даты и влияют на способность экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом;

2) запрос сведений о любых существенных правовых проблемах, связанных с деятельностью экономического субъекта;

3) рассмотрение положения экономического субъекта в связи с невыполненными заказами;

4) получение письменных разъяснений, представляемых руководством проверяемого экономического субъекта, относительно планов действий, в результате которых ожидается улучшение положения экономического субъекта;

5) анализ последней промежуточной бухгалтерской отчетности.

Если проверяемая организация не включает в свою бухгалтерскую отчетность сведения, которые аудиторская организация признала необходимыми, то это должно быть учтено при составлении аудиторского заключения, при этом вероятнее всего будет выдано аудиторское заключение с оговоркой из-за нераскрытая соответствующей информации.

В отношении применимости допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской деятельности всегда имеет место неопределенность, которая не позволяет аудиторской организации выразить мнение о достоверности отчетности в форме безоговорочно положительного мнения с оговоркой или отрицательного аудиторского заключения. В этом случае аудиторская организация должна отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении. Если аудиторская организация в процессе аудита определила, что не имеет достаточных доказательств неприменения допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то в аудиторском заключении не должно быть информации о сомнении аудиторской организации, которое могло возникнуть при проверке.

При проведении проверки аудитор может пользоваться услугами экспертов. К ним относят не состоящих в штате данной аудиторской организации специалистов, имеющих достаточные знания и опыт в определенной области, по определенным вопросам, отличным от бухгалтерского учета и аудита, дающих заключения по вопросам, относящимся к данной области. Аудиторская организация использует работу эксперта при проведении аудита при согласии экономического субъекта. Отказ экономического субъекта оформляется письменно. Эксперт оформляет результаты своей работы в виде заключения в письменной форме. В нем должны быть показаны наименование экономического субъекта, при аудите которого эксперт выполнял свою работу; объем проведенной работы; ответственность эксперта; методы работы; любые существенные сомнения; результаты проведенной работы. Аудиторская организация рассматривает результаты работы эксперта. Если она считает, что результаты работы эксперта являются необоснованными, то проводятся дополнительные аудиторские процедуры, которые обеспечат проверку обоснованности заключения эксперта, или назначается другой эксперт. В аудиторском заключении обычно не указывается, что аудиторская организация при проведении проверки использовала работу эксперта. Аудиторская организация не должна использовать в своей проверке работу эксперта, если он является учредителем, руководителем, иным должностным лицом проверяемого экономического субъекта. Эксперт должен иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом, определенный опыт в своей деятельности.

Особое внимание аудитор должен обратить на наличие у проверяемого экономического субъекта связанных сторон. Различные экономические субъекты относятся к связанным сторонам, если одна из них контролирует другую или оказывает значительное влияние на принятие решений другой стороны. К связанным сторонам относят головные, дочерние, зависимые стороны; предприятия, относящиеся к одной и той же группе взаимосвязанных организаций; предприятия, некоторые из руководителей у которых находятся в родственных связях; предприятия, руководителями которых являются одни и те же лица. Операции со связанными сторонами, на которые должен обратить внимание аудитор, следующие:

1) операции с отличающимися условиями сделок (нетипичные расценки, процентные ставки и др.);

2) операции, осуществляемые необычным образом;

3) предоставление или получение бесплатных услуг;

4) редкие и нетипичные операции, имевшие место в конце отчетного периода, и др.

Проанализировав информацию о связанных сторонах, аудиторская организация должна дать оценку полноте и правильности отражения и раскрытия в финансовой отчетности предприятия операций со связанными сторонами. Аудиторская организация в письменной информации, направляемой руководству проверяемого экономического субъекта, дает оценку правильности отражения в учете операций со связанными сторонами, приводит замечания, их существенность.

2.2. Этапы проведения аудиторской проверки в организациях промышленности и торговли

Каждый аудитор самостоятельно определяет последовательность своей работы с учетом принципов и норм аудиторской деятельности. Аудиторская проверка проводится в определенной последовательности. В практике аудита различают определенные этапы подготовки проведения аудиторской проверки и оформления ее результатов.


1. Общее изучение. На этом этапе получают общую информацию об основных показателях работы отрасли промышленности и торговли, рыночных ценах на потребляемое сырье и выпускаемую продукцию, партнерах, материально-техническом обеспечении.


2. Предварительное ознакомление. На этом этапе осуществляются посещение организации, знакомство с персоналом, местами хранения материальных ценностей, общей структурой организации производства. Помимо наблюдения, могут использоваться опрос персонала и получение письменных разъяснений.


3. Составление письма-обязательства. Данному письму всегда предшествует официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудиторских услуг. При положительном ответе проведение аудита признается возможным. Аудитор направляет руководителю организации письмо о согласии на проведение аудита. Письмо направляется до заключения договора во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Для разовых соглашений между аудиторскими организациями и предприятиями промышленности и торговли действует следующий порядок: экономический субъект должен в письменной форме подтвердить свое согласие на условия аудита, которые были предложены аудиторской организацией. При получении подтверждения условия письма остаются в силе в течение времени действия соглашения о проведении аудиторской проверки. При заключении долгосрочного соглашения между аудиторской фирмой и предприятиями промышленности и торговли письмо-обязательство может не составляться. Письмо-обязательство, которое направлено экономическому субъекту, является документальным подтверждением согласия на проведение аудита или принятия предложения о назначении аудиторской фирмы официальным аудитором этого предприятия.


4. Заключение договора на аудиторскую проверку. Договор может носить как разовый, так и долгосрочный характер. Подготовку договора об оказании аудиторских услуг рекомендуется начинать после предварительного ознакомления с деятельностью предприятия промышленности или торговли и принятия решения об оказании аудиторских услуг. Во время подготовки договора необходимо определить трудоемкость аудиторской проверки, стоимость услуг и потребность в привлечении консультантов со стороны. К существенным условиям договора на оказание аудиторских услуг можно отнести: предмет договора, условия оказания аудиторских услуг, права и обязанности аудиторской фирмы, предприятия промышленности и торговли, стоимость аудиторских услуг и порядок их оплаты, ответственность сторон и порядок разрешения споров.


5. Составление программы и плана проверки. Для осуществления аудиторской проверки в установленные сроки необходимо составить план предстоящих работ. Это очень трудоемкий процесс, который занимает около 30 % времени, затраченного на проведение аудита. Аудитор должен планировать свою работу таким образом, чтобы проверка была эффективной. Этапы планирования аудита:

1) предварительное планирование аудита;

2) подготовка и составление общего плана аудита;

3) подготовка и составление программы аудита.

При проведении аудиторский проверки в организациях промышленности и торговли аудиторская фирма должна начинать предварительное планирование аудита до подготовки письма-обязательства и до заключения договора с клиентом. В отличие от этапа предварительного планирования время, которое затрачивается на проведение самого планирования аудиторской проверки конкретной организации, предусматривается бюджетом работ и оплачивается клиентом.


6. Проведение проверки. На этом этапе работы проводятся в следующей последовательности:

1) изучение учредительных документов;

2) изучение протоколов общих собраний учредителей или акционеров, приказов руководителя, правильности оформления распоряжений руководства, отсутствия их противоречий с учредительными документами;

3) изучение отчетности предприятия, проведение проверки отчетности с помощью логических и счетных методов;

4) знакомство с системой внутреннего контроля;

5) уточнение и корректировка плана и программы аудиторской проверки;

6) аудит показателей отчетности. Этот этап включает в себя проверку отчетности на качество заполнения отчетных форм, проверку Главной книги, т. е. проверку соответствия записей в отчетных формах остаткам на счетах Главной книги;

7) проверка системы бухгалтерского учета по разным участкам учетных работ:

а) проверка состояния учета нематериальных активов и начисления их амортизации;

б) проверка правильности учета долгосрочных инвестиций;

в) проверка правильности учета основных средств и начисления их амортизации;

г) проверка правильности учета материально-производственных запасов;

д) проверка правильности ведения аналитического учета налога на добавленную стоимость;

е) проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции;

ж) проверка правильности определения доходов от реализации продукции;

з) проверка правильности определения прочих доходов и расходов;

и) проверка правильности начисления и выдачи заработной платы;

к) проверка правильности учета накопления и использования прибыли;

л) проверка порядка ведения кассовых операций;

м) проверка правильности начисления и своевременности уплаты налогов;

н) проверка расчетов с кредиторами и дебиторами;

8) подготовка аудиторского заключения;

9) обзор выполнения плана и программы аудиторской проверки, выполнения аудиторских процедур.


7. Оформление аудиторского заключения. Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в заключение запрещается вносить какие-либо изменения. До этой даты должны быть собраны все аудиторские доказательства и завершены все работы. Аудиторская организация должна подписать аудиторское заключение не ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности экономического субъекта. За выражение своего мнения в аудиторском заключении о событиях, которые произошли после отчетной даты, но до даты подписания аудиторского заключения несет ответственность аудиторская организация. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности предприятия промышленности и торговли представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности выражает оценку аудиторской фирмы соответствия всех существенных аспектов бухгалтерской отчетности нормативным актам, которые регулируют бухгалтерский учет и отчетность в РФ. Аудиторское заключение должно состоять из обязательных элементов. К заключению должна быть приложена бухгалтерская отчетность экономического субъекта. Аудиторская фирма должна предоставить экономическому субъекту не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения: не менее одного экземпляра в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, которая являлась объектом аудита. Заинтересованным пользователям, включая налоговые органы, аудиторская фирма должна предоставить не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговых частей с приложением бухгалтерской отчетности.

2.3. Порядок составления письма-обязательства о согласии на проведение аудиторской проверки

Процедура подготовки письма-обязательства определяется правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита». Перед оформлением письма-обязательства аудитору должно прийти письмо-предложение о проведении аудита или сообщение о готовности к сотрудничеству иным способом.

Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита для того, чтобы избежать неправильного понимания условий предстоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки. Письмо-обязательство, как правило, не составляется, если аудиторская организация обслуживает клиента не первый раз.

Форма и содержание письма-обязательства аудиторской организации определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки, пожеланиями экономического субъекта об оказании дополнительных услуг, сопутствующих аудиту.

Письмо-обязательство должно содержать следующие условия:

1) сведения об объекте и цели аудиторской проверки;

2) отражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов;

3) ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит;

4) информацию о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита;

5) форму отчетности аудиторской организации;

6) ответственность аудиторской организации за оказываемые услуги;

7) обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;

8) наличие риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером проверки;

9) ответственность экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации;

10) возможность свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам;

11) направление экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем дебиторам и кредиторам с целью подтверждения существующей задолженности;

12) условие отсутствия давления на аудиторскую организацию с целью изменения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

При повторной проверке аудиторская организация направляет письмо-обязательство в случае:

1) наличия фактов неправильного понимания экономическим субъектом целей и масштаба аудита, ответственности аудиторской организации и экономического субъекта;

2) изменения условий проведения проверки;

3) изменения состава руководства, масштабов деятельности, законодательства. При отсутствии данных изменений аудиторская организация может направить письмо-обязательство прежней формы и содержания.

Как правило, структура и содержание письма состоят из вводной части с ссылкой на стандарты аудита; описания значения и пользы аудита; раскрытия порядка проведения аудита и дополнительных услуг в области бухгалтерского учета; предложений в части оплаты гонораров за выполненные работы.

2.4. Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг

Особенности договора на оказание аудиторских услуг на предприятиях торговли и промышленности:

1) статус договора. В соответствии с Гражданским кодексом РФ данный договор квалифицируется как договор возмездного оказания услуг;

2) порядок исполнения договора. В первую очередь особенность заключается в творческом характере выполняемых работ. Этот характер предусматривает выполнение обязательств с учетом требований законодательства об интеллектуальной собственности. Другая особенность, связанная с порядком исполнения договора, заключается в том, что аудитор обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено в договоре. Чтобы привлечь третье лицо для исполнения договора, необходимо согласие заказчика;

3) распределение риска. Риск невозможности исполнения договора по вине заказчика несет заказчик, а услуги исполнителя подлежат оплате в полном объеме. В этом заключается один из принципов аудита – принцип разграничения ответственности, в соответствии с которым заказчик несет ответственность за подготовку бухгалтерской отчетности и другой документации, а аудитор несет ответственность только за свое мнение о состоянии финансовой отчетности.

Таким образом, при отсутствии документов, их утере, гибели не по вине аудитора аудитор может представить клиенту заключение, отличное от положительного;

4) обязательства сторон. При условии невозможности исполнения договора заказчиком исполнителю оплачиваются все понесенные расходы. При условии невозможности выполнения договора исполнителем заказчику возмещаются убытки в полном объеме, которые включают в себя понесенные расходы и упущенную выгоду;

5) своевременность выполнения работ по договору. В договоре указываются начальные и конечные сроки выполнения работ. Можно также указывать сроки начала и завершения отдельных этапов работ. Так как работа аудитора зависит от полноты и качества предоставляемой отчетности, то в договоре необходимо предусмотреть не только эти сроки, но и порядок их изменения.

Сроком начала работ считается предоставление исполнителю бухгалтерской и финансовой отчетности для проверки. Срок окончания работ – это дата подписания аудиторского заключения. В связи с невозможностью точного определения сроков окончания работ в договоре указываются плавающие сроки;

6) сохранность документов. За документы, которые создаются аудиторами, до сдачи работ отвечают аудиторы. За документы заказчика, если их проверка проводится в офисе заказчика, отвечает заказчик. Если проверка проводится в офисе аудиторской фирмы, то за документы отвечает исполнитель.

До заключения договора аудиторская фирма должна предварительно ознакомиться с деятельностью организации и принять решение о возможности оказания аудиторских услуг. В дальнейшем аудиторская фирма определяет трудоемкость, стоимость и сроки оказания услуг, которые находят свое отражение в составляемом договоре.

Договор на оказание аудиторских услуг с предприятиями промышленности и торговли может носить разовый (однократная услуга) или долгосрочный характер (неоднократные услуги в течение определенного периода).

Предметом договора на оказание услуг на предприятиях промышленности и торговли является аудит. Также может быть предусмотрено оказание сопутствующих аудиторских услуг. Иногда целесообразнее на разные виды услуг заключать отдельные договоры.

В тексте договора должны быть раскрыты следующие основные аспекты и условия проведения проверки:

1) предмет договора. В этом разделе фиксируются сфера аудиторских услуг и их объем;

2) условия оказания аудиторских услуг. В этом разделе определяются:

а) цель оказания услуг, объекты аудита, которыми, кроме самого субъекта, могут быть его филиалы и подразделения;

б) сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

в) ссылки на нормативные акты, на основании которых оказываются аудиторские услуги. К таким документам относятся Закон «Об аудиторской деятельности» и стандарты аудита;

3) права и обязанности аудиторской организации.

В договоре могут быть перечислены следующие права и обязанности:

а) неукоснительное соблюдение законодательства РФ при проведении аудита;

б) обеспечение сохранности документов, полученных и составленных в ходе проверки;

в) неразглашение информации, полученной в ходе проверки;

г) квалифицированное оказание аудиторских услуг;

д) самостоятельное определение форм и методов проверки;

е) проверка любой документации, необходимой для проведения аудита, а также получение разъяснений и дополнительных сведений;

ж) доступ в систему компьютерной обработки данных хозяйствующего субъекта;

з) получение по письменному запросу разъяснений от третьих лиц;

и) отказ от выражения мнения о достоверности отчетности в случае непредоставления проверяемым субъектом необходимой информации;

к) обращение к стороннему консультанту или эксперту, а также привлечение к проверке дополнительных аудиторов в связи со значительными объемами работ или другими обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

4) права и обязанности проверяемого субъекта.

Прежде всего проверяемый субъект должен создавать аудитору условия для своевременного и полного оказания услуг. При этом заказчик должен обеспечивать аудитора необходимой документацией и доступом к компьютерной системе обработки данных. Также проверяемый субъект должен давать разъяснения по возникающим вопросам в ходе проверки. Заказчик должен воздерживаться от любых действий по ограничению круга вопросов, подлежащих выяснению в ходе аудита. Проверяемый субъект не должен оказывать давление на аудитора с целью изменения его мнения о достоверности отчетности. Проверяемое лицо имеет право получать информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита. Таким образом, оно вправе получать от аудитора бесплатную юридическую консультацию по таким вопросам.

Проверяемый субъект может обращаться в орган, выдавший лицензию по осуществлению аудита, для проверки качества аудиторских услуг. Проверяемый субъект обязан оперативно исправлять нарушения в ведении бухгалтерского учета, выявленные аудитором в ходе проверки;

5) стоимость аудиторских услуг.

В договоре необходимо установить порядок, определяющий стоимость услуг, а также порядок и сроки их оплаты, в том числе выплаты аванса, задатка и т. д. Оплата аудиторских услуг может осуществляться на основании счета. Саму оплату можно производить частями в процентном соотношении от общей стоимости работы. Заказчик должен перечислить на расчетный счет аудиторской фирмы 10 % в течение трех дней с начала работ, а остальные 90 % – в течение трех дней с момента получения аудиторского заключения;

6) ответственность сторон и порядок разрешения споров.

В этом разделе предусматривают:

а) виды и меры ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

б) обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или неполное исполнение обязательств по договору;

в) возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами или в судебном порядке.

В этом разделе договора следует указать, что каждая сторона должна выполнять свои обязательства надлежащим образом, в соответствии с требованиями договора, а также оказывать другой стороне всевозможное содействие.

В тексте договора в соответствии с пожеланиями сторон могут содержаться следующие пункты:

1) примерный календарный план аудиторских услуг и состав аудиторской группы, участвующий в аудите;

2) общая характеристика методов проведения проверки и оказания услуг;

3) уровень существенности возможных ошибок, установленных при проведении аудита;

4) указание по ограничению ответственности аудиторской организации;

5) согласие экономического субъекта на использование результатов, полученных в ходе предстоящей аудиторской проверки;

6) условия дальнейшего развития договорных отношений между аудитором и экономическим субъектом.

В договоре могут также содержаться другие условия и пункты. Если возникнет необходимость во внесении изменений в договор, то они должны прилагаться к договору и в этом случае будут являться его неотъемлемой частью.

При заключении договора на оказание аудиторских услуг аудиторская организация должна указать номер и дату выдачи ей лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, а также орган, выдавший эту лицензию.

2.5. Оценка аудиторских услуг

Услуги аудиторских организаций имеют достаточно высокую стоимость. В развитых западных странах за ежегодные аудиторские проверки компании платят десятки тысяч долларов. Плата зависит от числа бухгалтерских записей, времени, необходимого для проверки, состояния бухгалтерского учета.

Расценки на аудиторские работы – это сумма расходов, взимаемая за аудиторскую проверку, установленная договором на оказание аудиторских и консультационных услуг. Стоимость работ зависит от срочности выполнения заказа, состояние бухгалтерского учета у клиента, способа представления информации, уровня профессиональной квалификации специалиста, спроса на услуги фирмы.

Так, при обороте компании в 1 млрд долларов аудит будет стоить 20–30 тыс. долларов. Более крупные компании уплачивают более крупные суммы. 1 час работы аудитора стоит от 200 до 600 долларов. Причем расценки могут различать в зависимости от квалификации специалистов и уровня сложности проводимой проверки.

В Москве стоимость аудиторских услуг приближается к западным расценкам. На региональных рынках аудиторских услуг стоимость аудита для средних компаний может составлять от 50 до 100 тыс. руб.

При заключении договора на оказание аудиторских услуг необходимо установить их стоимость, при этом целесообразно исходить из времени, необходимого для проверки.

Для того чтобы точнее определить время, необходимое для проверки, на подготовительной стадии необходимо определить:

1) количество папок с документами, которые необходимо проверить (кассовые и банковские документы, документы по расчетам с подотчетными лицами, договоры, контракты, бухгалтерские ведомости, Главные книги, формы отчетности и прочие бухгалтерские документы);

2) необходимо уточнить период деятельности организации, за который проводится проверка. При заключении договора необходимо определить стоимость услуг отдельных специалистов, которая зависит от квалификации и должности персонала аудиторской фирмы. В среднем цикл проверки на среднем предприятии равняется 2–4 неделям, а на крупных предприятиях проверка может проходить более месяца.

При определении стоимости аудиторских услуг рекомендуется учитывать среднюю стоимость аудиторских услуг на рынке, на котором действует аудиторская фирма. Аудитор должен обосновать предлагаемую клиенту цену с помощью расчета необходимого времени, количества привлекаемых специалистов и стоимости 1 часа.

2.6. Отбор клиентов аудиторскими организациями

Для того чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторские организации должны иметь четкие критерии потенциальных клиентов. Российский рынок аудиторских услуг в настоящее время достаточно подвижен. Аудиторские организации ведут поиск новых клиентов, а предприятия пытаются работать с разными аудиторскими фирмами. Поэтому для первичных клиентов в общем объеме репутация аудиторской фирмы достаточно высока. Аудиторские стандарты и этические нормы аудита требуют, чтобы аудиторские организации обдуманно подходили к выбору новых клиентов.

Аудиторская фирма, связав свое имя с экономическим субъектом, который имеет плохую репутацию, рискует испортить и свою собственную.

Аудиторские фирмы должны внимательно подходить к работе с новыми клиентами. У них должны существовать специальные процедуры отбора клиентов. Такие процедуры должны оформляться внутрифирменными стандартами или инструкциями. Недобросовестным фирмам аудиторские организации должны отказывать в оказании услуг.

Примерная последовательность процедур по отбору новых клиентов аудиторских организаций:

1) проверка деловой репутации бывшего аудитора потенциального клиента и установление причин его замены;

2) наведение необходимых справок о деловой репутации потенциального клиента;

3) получение информации об учредителях потенциального клиента, реально контролирующих его деятельность;

4) проверка существования между руководством потенциального клиента, его собственниками и должностными лицами и работниками аудиторской организации родственных и деловых отношений;

5) получение информации у потенциального клиента о его потребностях и каких-либо специфических услугах, ожидаемых от аудитора;

6) определение у потенциального клиента необычных проблем, касающихся подготовки бухгалтерской отчетности и проведения аудита;

7) оценка компетентности специалистов, ведущих бухгалтерский учет, состояния бухгалтерской документации и эффективности системы внутреннего контроля;

8) проверка факта представления потенциальным клиентом в установленном порядке отчетов контролирующим органам;

9) получение копий бухгалтерской отчетности, налоговых расчетов, отчетов иными контролирующими органами потенциального клиента;

10) наведение справок о разбирательствах, расследованиях, жалобах или судебных процессах, в которых принимал участие потенциальный клиент;

11) уточнение наименований кредитных организаций, в которых потенциальный клиент имеет счета, основных кредиторов, получение разрешения на беседу с ними;

12) получение из независимых источников финансовой информации и информации о кредитах.

Если аудиторской организацией было отказано в проведении аудита, рабочая документация, составленная в связи с этим отказом, должна храниться в архиве аудиторской организации. Это делается для того, чтобы, если потенциальный клиент повторно обратиться за услугами в аудиторскую организацию, можно было проанализировать причину отказа.

Кроме того, такая рабочая документация является средством контроля надежности работы сотрудников, а также она может потребоваться внешним контролирующим органам аудиторской организации. Аудиторские фирмы должны не только внимательно относиться к выбору новых клиентов, но и периодически оценивать их действия. Если в процессе работы выясняется, что клиент не выполняет своих обязательств, не устраняет отмеченные нарушения, пытается препятствовать проведению проверки, производит изменения в составе собственников или руководства, которые могут неблагоприятно сказаться на надежности и репутации, аудиторская фирма должна рассмотреть вопрос о прекращении отношений с такими клиентами. Для этого в аудиторской фирме должны быть разработаны соответствующие инструкции и процедуры.

Клиенты аудиторских фирм могут быть разделены на несколько видов в зависимости от взаимоотношений с аудиторской фирмой.

1. Формально-официальный. Клиенты этого типа не устанавливают тесных контактов с аудиторскими фирмами и требуют быстрейшего завершения проверки. От аудитора в этом случае требуется только выдача аудиторского заключения с минимальными затратами времени и издержек для клиента.

2. Неформальный. К этому виду относятся клиенты, которые устанавливают тесный контакт с аудиторской фирмой и надеются на ее помощь. В этом случае внешний аудитор выполняет функции внутреннего и оказывает ряд сопутствующих услуг.

Аудитор должен определить вид клиента до заключения с ним договора на оказание услуг. Если клиент относится к неформальному типу, то необходимо выяснить перечень дополнительных услуг. Желательно эти моменты отразить в договоре.

2.7. Экономическая экспертиза финансово-хозяйственной деятельности организаций промышленности и торговли

Деятельность аудиторских организаций опирается на большое количество методов и приемов, применяемых в экономическом анализе.

Анализ на предприятиях промышленности и торговли – это оценка экономической информации путем изучения взаимосвязей между показателями.

Цель анализа в аудите на предприятиях промышленности и торговли – определение сущности и деловой активности клиента (оценка финансово-хозяйственной деятельности и выявление ошибок в отчетности).

Для определения сущности и содержания деловой активности экономического субъекта аудитор знакомится с характером деятельности клиента и его партнерами. Аудитор анализирует отчетность как текущего года, так и прошлых лет. Необходимо обратить внимание на изменения, которые являются результатом влияния различных факторов. Например, понижение процентного отношения прибыли к объему продаж за отчетный период свидетельствует о возросшей конкуренции и наличии морально устаревших запасов готовой продукции или товаров на складах предприятий промышленности и торговли.

Оценка финансово-хозяйственных перспектив предприятий промышленности и торговли помогает выявить финансовые трудности, которые могут возникнуть в аудиторской организации в будущем. Так, если коэффициентное отношение долгосрочного долга к собственному капиталу выше, чем обычно, а коэффициент прибыли на общую сумму активов ниже среднего, то существует риск финансовой нестабильности у клиента.

Путем выявления разниц между данными предварительной отчетности за текущий период и информации прошлых лет аудитор выявляет зону возможных ошибок в отчетности экономического субъекта.

Сокращение детализированного тестирования выражается в том, что если в ходе анализа не обнаруживается колебаний, то возможность преднамеренных ошибок в учете минимальна. Аудитор имеет право сократить дальнейшее детальное тестирование по проанализированным объектам, что сэкономит время и трудозатраты на аудит.

Целью использования анализа на заключительной стадии аудита является подтверждение объяснений всех колебаний значений показателей отчетности. Перед непосредственным проведением анализа аудитору необходимо определить цели и задачи. Затем необходимо разработать программу анализа предприятий промышленности и торговли, которая включает в себя следующие этапы:

1) выбор методов анализа, которые являются оптимальными для достижения поставленных целей и задач;

2) определение информационной базы анализа;

3) установку критерия для принятия решений в случае выявления колебаний.

Классификации методов анализа на предприятиях промышленности и торговли

1. Метод чтения внешней отчетности. Сущность метода заключается в изучении значений абсолютных показателей, которые представлены во внешней отчетности. С его помощью определяются источники средств компании и направления их использования, источники прибыли и дивидендной политики. Аудитор должен обратить внимание на информацию, которая отражена в сносках и примечаниях.

2. Метод отраслевого сравнительного анализа. Данный метод используется для сравнения финансовых показателей экономического субъекта со среднеотраслевыми данными и использования их в качестве основы для проведения аудита. Преимущество данного вида анализа заключается в том, что в результате его проведения аудитор может оценить устойчивость финансовых позиций клиента, его платежеспособность и кредитоспособность.

3. Метод сравнительного анализа учетных и отчетных данных клиента за несколько временных периодов. Сущность данного метода заключается в изучении аудитором отклонений по показателям, по процентным соотношениям между промежуточными и итоговыми показателями отчетности.

4. Метод сравнения фактических и плановых показателей. С помощью данного метода аудиторская организация проводит анализ содержания и порядка составления сметы, обсуждает ее с клиентом и детально тестирует фактические показатели. Аудитор должен установить, являются ли плановые сметы реальными для использования, и были ли фактические данные за текущий период изменены с целью достижения нужного планового показателя.

5. Метод сравнительного анализа фактических данных клиента с расчетами самого аудитора.

Аудитор пересчитывает показатели отчетности и сопоставляет их с расчетами клиента. Часто производится проверка таких показателей, как расчет процентов амортизационных отчислений, расходов будущих периодов. Аудитор должен определить минимальную и максимальную границу разницы, наличие которой не требует дополнительного тестирования. Решение этой задачи зависит от уровня существенности. Если значение выявленной разницы неприемлемо, то аудитор находит реальное объяснение или проводит дополнительное тестирование.

6. Метод коэффициентного анализа. Данный метод основан на определении зависимости между отдельными показателями отчетности. Данный вид анализа используется в двух направлениях: внутрихозяйственном и внешнем.

В процессе применения методов экономического анализа аудитор уделяет большое внимание себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли.

Себестоимость – это основной фактор формирования прибыли и рентабельности. Также аудитором проверяются калькуляции, изучается обоснованность структуры затрат. Проверяются первичные документы, правильность их оформления и реальность отражаемых в них операций. Большое внимание обращается на правильность списания затрат на предприятиях промышленности и торговли на конкретные виды продукции и распределение косвенных расходов.

При проверке прибыли обращается внимание на ценообразование реализуемой продукции. Проверяются правильность формирования балансовой прибыли с учетом внереализационных доходов и расходов, обоснованность и своевременность платежей, отчисления от прибыли в различные фонды. Аудитору необходимо проконтролировать правильность и законность распределения сумм чистой прибыли между учредителями совместного предприятия. Аудитору необходимо обратить внимание на то, все ли участники совместного предприятия полностью внесли вклады, которые предусмотрены уставом и учредительными документами, как делались вклады и какими документами это подтверждается.

В работе аудитора большое значение имеет чтение баланса. Полученную информацию по результатам анализа можно использовать при принятии управленческих решений, оценке перспектив изменения прибыли (доходов) предприятия, оценке ресурсов предприятия.

Виды анализа бухгалтерской отчетности на предприятиях промышленности и торговли:

1) экспресс-анализ – происходят расчет, анализ и контроль в динамике небольшого числа основных показателей;

2) углубленный финансовый анализ – более трудоемкий, так как вместе с расчетом основных показателей аудитор строит систему взаимосвязанных аналитических таблиц.

Аналитические методы, с помощью которых проводится анализ:

1) построение системы взаимосвязанных аналитических таблиц. Все аналитические расчеты оформляются в виде взаимосвязанных таблиц, которые включают в себя:

а) оценку выполнения финансового плана;

б) расчет суммы хозяйственных средств, которые находятся в распоряжении предприятия;

в) анализ состава и размещения хозяйственных средств, состояния источников образования средств, использования собственных оборотных средств;

г) анализ целевого использования оборотных средств;

д) анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;

е) анализ платежеспособности предприятия;

2) детализированный анализ отдельных статей баланса. Метод заключается в привлечении аналитических данных текущего бухгалтерского учета и оперативных данных. Также может проводиться анализ основных средств, малоценных и быстро изнашиваемых предметов, использования прибыли, незавершенного производства и дебиторской задолженности;

3) факторный анализ с помощью системы жестко детерминированных моделей. Данный метод используется для определения изменения оборотных средств, их оборачиваемости, рентабельности предприятия, выявления сумм средств, высвобожденных или дополнительно привлеченных в оборот в связи с изменением оборачиваемости.

Наиболее широко распространенным методом в аудиторской деятельности является экспресс-анализ бухгалтерской отчетности.

Цель данного вида анализа – оценка финансового благополучия и динамики развития предприятия. Этапы экспресс-анализа на предприятиях промышленности и торговли.

1. Подготовительный этап. Бухгалтерская отчетность контролируется по формальным признакам и по существу. Проверяются комплектность бухгалтерского отчета, правильность заполнения отчетных форм, наличие всех подписей, правильность промежуточных итогов и контрольных соотношений.

2. Предварительный обзор бухгалтерской отчетности предприятий промышленности и торговли. Происходит знакомство с пояснительной запиской к отчету, оцениваются условия, в которых функционировало предприятие в отчетном периоде. Определяются тенденции основных показателей деятельности, качественные изменения в имущественном и финансовом состоянии предприятия.

3. Экономическое чтение, анализ баланса и сопутствующей бухгалтерской отчетности предприятий промышленности и торговли. Выполняется расчет и производится контроль динамики ряда аналитических коэффициентов. Совокупность этих показателей характеризует пространственно-временную деятельность предприятия. Экономический потенциал предприятия может быть охарактеризован с позиции имущественного положения предприятия и с позиции его финансового положения.


Таблица 1. Методика экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятиях промышленности и торговли


Основные результаты экспресс-анализа бухгалтерского баланса и сопутствующей отчетности на предприятиях промышленности и торговли могут оформляться в виде совокупности показателей, краткого текстового отчета и аналитических таблиц.

Группы показателей, характеризующие возможное банкротство предприятий промышленности и торговли:

1) неблагоприятные показатели, значения которых свидетельствуют о возможных финансовых трудностях в будущем (в том числе и банкротстве):

а) повторяющиеся существенные потери в основной производительной деятельности;

б) превышение критического уровня просроченной кредиторской задолженности;

в) злоупотребление краткосрочными заемными средствами как источниками финансирования долгосрочных вложений;

г) низкие показатели ликвидности;

д) нехватка оборотных средств;

е) увеличивающаяся доля заемных средств в общей сумме источников средств;

ж) неправильная реинвестиционная политика;

з) превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;

и) невыполнение обязательств перед кредиторами и акционерами;

к) наличие просроченной дебиторской задолженности;

л) наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;

м) ухудшение отношений с предприятиями банковской системы;

н) использование новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;

о) применение в производственном процессе переамортизированного оборудования; и) потенциальные потери долгосрочных контрактов;

р) неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

2) неблагоприятные критерии показатели, значения которых не дают основания рассмотреть текущее финансовое состояние как критическое. Эти показатели указывают на то, что при определенных обстоятельствах ситуация может резко ухудшиться:

а) потеря ключевых сотрудников аппарата управления;

б) вынужденные остановки и нарушения ритмичности производственно-технологического процесса;

в) чрезмерная зависимость предприятия от конкретного проекта, типа оборудования, вида актива;

г) излишняя ставка на успешность и прибыльность нового проекта;

д) участие в судебных разбирательствах предприятия с непредсказуемым исходом;

е) потеря ключевых контрагентов;

ж) недооценка необходимости постоянного технического и технологического обновления предприятия;

ж) неэффективные долгосрочные соглашения;

3) политический риск.

Отдельные процедуры экспресс-анализа на предприятиях дополняет углубленные анализ финансово-хозяйственной деятельности, который включает в себя ряд последовательных процедур:

1) предварительный обзор экономического и финансового положения предприятий промышленности и торговли:

а) характеристику общей направленности финансово-хозяйственной деятельности;

б) выявление «больных» статей баланса;

2) оценку и анализ экономического потенциала предприятий промышленности и торговли: а) оценку имущественного положения:

– построение аналитического баланса-нетто;

– вертикальный анализ баланса;

– горизонтальный анализ баланса;

– анализ качественных сдвигов в имущественном положении предприятия;

в) оценку финансового положения:

– оценку ликвидности;

– оценку финансовой устойчивости;

з) оценку и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятий промышленности и торговли:

а) оценку деловой активности;

в) анализ рентабельности;

в) оценку рыночной инвестиционной активности.

Важной аналитической процедурой является вертикальный анализ – это представление баланса в виде относительных показателей. Данное представление позволяет видеть удельный вес каждой статьи баланса в общем итоге. Обязательным элементом данного вида анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых отслеживаются и прогнозируются структурные изменения в составе активов и источников их покрытия. Относительные показатели позволяют проводить межхозяйственные сравнения предприятий.

Горизонтальный анализ состоит в построении таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Берутся базисные показатели за ряд лет, что позволяет проанализировать отдельные статьи баланса и сделать прогноз изменений их значений. Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга. Часто строят таблицы, которые характеризуют как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику ее показателей.

В процессе чтения бухгалтерской отчетности делает предварительный вывод о финансовом состоянии предприятия, обращается внимание на резкие колебания отдельных статей и показателей отчетности, тенденция изменения важнейших статей, выполняется горизонтальный и вертикальный анализы баланса. В результате совокупности анализа коэффициентов получаются подробные выводы.

В процессе анализа используются различные методы, такие как расчет темпов показателей, группировки, индексы, ключевые аналитические коэффициенты, расчеты разной степени сложности, которые позволяют создавать модели ситуации и перспективы финансового состояния предприятия. Эффективность анализа увеличивается при использовании функциональных пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.