11. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Существуют две основные концепции регулирование аудиторской деятельности: согласно первой концепции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Согласно другой концепции аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других экономических субъектов.
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
1. В правовом плане ее можно выстроить в порядке:
1) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.;
2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23.08.2002 г. № 696 утверждено 6 стандартов аудиторской деятельности;
3) внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям. Регулируют особенности аудита по видам – общий, страховой, банковый. Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности в установленный договором срок Министерства финансов в РФ»;
4) внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.
2. Система регулирования аудиторской деятельности в организационном плане.
Министерство финансов РФ:
1) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;
2) Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;
3) Департамент организации аудиторской деятельности VAHA;
4) акредитированные профессиональные объединения;
5) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству. Правительство РФ тоже вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.