21. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
Правовое регулирование аудиторской деятельности представлено пятью документами:
1) Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
2) постановлением Правительства, указами Президента РФ, регулирующими аудиторскую деятельность (постановлением Правительства РФ «Положение о лицензировании аудиторской деятельности» № 190 от 29 марта 2002 г., законодательными актами, регулирующие аттестацию аудиторов);
3) Федеральными правилами (стандартами) аудита (постановлением Правительства РФ «Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» № 696 от 23 марта 2002 г., российскими стандартами, продолжающими действовать до принятия новых федеральных стандартов);
4) стандартами профессиональных аудиторских объединений (разрабатываются профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов) и специфическими нормативными документами по видам аудита (разрабатываются министерствами и ведомствами по видам аудита: общий, банковский, страховой и др.);
5) внутрифирменными стандартами (разрабатываются самостоятельно аудиторскими организациями для внутреннего пользования).
Аудиторская деятельность в РФ базируется на следующих правовых и законодательных документах: 1)ч. 1, 2,3 Гражданского кодекса Российской Федерации:;
2) Временных правилах аудиторской деятельности в РФ (утв. Указом Президента РФ № 2263 от 22 декабря 1993 г. с изменениями от 26 ноября 2001 г.);
3) Федеральном законе «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 30 июня 2003 г.;
4) Положении о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ (утв. решением комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 1 июня 1994 г.);
5) Положении о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ (утв. решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 1 июня 1994 г.);
6) постановлении Правительства РФ № 482 от 6 мая 1994 г. «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» (с изменениями от 6 февраля 2002 г.);
7) Порядке проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности (утв. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России, Протокол № 66 от 25 марта 1999 г., с изменениями от 30 декабря 1999 г.);
8) Правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ;
9) порядке представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков (утв. Приказом МФ РФ № 69-н от 27 октября 1999 г.).
Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется ее правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора – о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан представлять экономическому субъекту эту информацию.
В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.