14. Документальное оформление операций с нематериальными активами
На правильное и полное оформление всех необходимых документов следует обратить особое внимание, поскольку они являются не только основанием для отражения соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета, но и служат подтверждением совершения хозяйственной операции, которая тем или иным образом должна быть учтена для целей налогообложения.
В соответствии с п. 5 ПБУ 14/2000 единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, которым считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т. п. Поэтому основным документом, необходимым для принятия нематериального актива к учету, является документ, подтверждающий право организации на владение и распоряжение данным активом. Такими документами могут быть патент, свидетельство, договор и т. п.
Обратите внимание, что в общем случае нематериальные активы могут быть приобретены организацией только на основании:
1) авторских и иных договоров на приобретение произведений науки, программ для ЭВМ и баз данных;
2) договоров на выполнение НИОКР;
3) договоров, заключаемых в отношении патентных прав;
4) договоров, заключаемых в отношении использования товарных знаков, знаков обслуживания и товарных марок;
5) учредительных договоров (при внесении нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал).
Нематериальные активы считаются созданными в самой организации в следующих случаях (см. п. 7 ПБУ 14/2000), если:
1) исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации-работодателю;
2) исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику. Для оформления операций с нематериальными активами организации необходимы первичные учетные документы, удовлетворяющие требованиям п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71a содержит только форму карточки учета нематериальных активов. Организация самостоятельно разрабатывает формы первичной документации по нематериальным активам исходя из требований ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и других нормативных документов.
По мнению автора, помимо карточки учета нематериальных активов, организациями должны применяться:
1) акт приемки нематериальных активов, которым оформляется операция зачисления объектов в состав нематериальных активов;
2) акт приемки-передачи нематериальных активов, который можно применять при оформлении операций перемещения нематериальных активов из одного структурного подразделения в другое, а также для исключения объектов из состава нематериальных активов при передаче, продаже другой организации;
3) акт списания нематериальных активов, который используется при списании нематериальных активов с баланса.
Все вышеперечисленные акты могут составляться в произвольной форме с учетом требований Закона о бухгалтерском учете, Положения по ведению бухгалтерского учета (ПБУ 14/2000), а также с использованием реквизитов формы № НМА-1 «Карточка учета нематериальных активов» из Перечня форм первичной учетной документации.
Кроме того, у организации, конечно, должны быть документы, подтверждающие факт принадлежности ей исключительных авторских прав на нематериальные активы.