Вы здесь

Аудит. Ответы на экзаменационные билеты. 12. Рабочая документация (С. Р. Юсупова, 2009)

12. Рабочая документация

Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для планирования аудита аудиторской организацией.

Рабочая документация должна создаваться своевременно, соответственно тому этапу работы, к которому она относится: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве. Записи в документах должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность записей в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

3) период, за который проводится аудит;

4) дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;

5) содержание документа;

6) личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку;

7) дату проверки документа;

8) личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку.

Если документ, входящий в состав рабочей документации аудита, создан экономическим субъектом или другим лицом, это обстоятельство должно быть раскрыто в документе с указанием лица аудиторской организации, проверившего такой документ.

Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно.

По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.

Рабочая документация должна храниться скомплектованной в папках (файлах), заведенных для каждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное. Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской организации не менее 5 лет. В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование. Результаты служебного расследования оформляются соответствующим актом. Рабочие бумаги аудитора хранятся в папках (т. н. досье на клиента). Досье разделяют на текущие, постоянные и специальные. Текущее досье содержит все документы и материалы, собранные в ходе аудиторской проверки.

Постоянное досье содержит информацию, важную для аудита длительное время. Специальные досье аудиторские фирмы открывают в зависимости от обстоятельств. В них включаются подшивки корреспонденции; специальные постановления, указы; налоговая документация; данные по соблюдению законодательства и т. п. Постоянное досье содержит, как правило, следующую информацию:

1) организационную информацию, установленную законом;

2) информацию о предприятии и его деятельности;

3) подробности договора о сотрудничестве;

4) информацию для аудита;

5) важные соглашения;

6) информацию об особенностях налогообложения клиента.

Если на одном предприятии аудит проводится данной аудиторской организацией в течение ряда лет, то некоторые файлы могут быть постоянными, обновляемыми по мере поступления информации, но остающимися по-прежнему значимыми. Текущие аудиторские файлы, как правило, содержат информацию, относящуюся к аудиту отдельного периода. Рабочие документы являются собственностью аудитора.