Вы здесь

Аудит. Краткий курс. 5. Основные методы проведения аудиторских проверок ( Коллектив авторов, 2015)

5. Основные методы проведения аудиторских проверок

1. Методы аудиторской проверки принято подразделять на две группы фактической документальной проверки.

К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, относятся:

✓ осмотр;

✓ обследование;

✓ инвентаризация;

✓ контрольный запуск сырья и материалов в производство; 0 лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;

✓ экспертная оценка;

✓ опрос;

✓ проверка объемов выполненных работ.

2. С помощью осмотра можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты:

✓ территорию;

✓ места хранения материальных активов, документов;

✓ производственное и торговое оборудование;

✓ готовую продукцию;

✓ контрольно-кассовые машины.

В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях.

3. Обследование представляет собой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с нормативными и оправдательными документами; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров.

4. Методы документальной проверки можно разделить на две группы: методы формальной проверки и методы-проверки реальности отраженных в документах обстоятельств.

К методам формальной проверки документов относятся:

✓ проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и правильности оформления документов;

✓ сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка);

✓ проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам;

✓ счетный контроль.

От правильности оформления документов зависит объективность всей последующей информации, так как первичные документы – основание для записи в регистры бухгалтерского учета. Именно поэтому при проверке надо обращать внимание на соблюдение правил по оформлению документов.

Общие правила оформления документов для всех предприятий и организаций установлены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этим законом предусмотрено, что первичные документы для придания им юридической силы должны содержать обязательные реквизиты.

К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств относятся:

✓ сопоставление документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;

✓ проверка записей в регистрах бухгалтерского учета; 0 сканирование;

✓ встречная проверка;

✓ взаимная проверка;

✓ контрольное сличение;

✓ восстановление натурально-стоимостного учета и др.