Глава 3
Организация проведения аудита. Подготовительный этап
В данной главе рассмотрены основы организации аудиторской проверки, выработана общая схема подхода к методике проведения аудита и описаны необходимые действия аудиторских фирм (аудиторов) на подготовительном этапе.
Прочитав эту главу, вы сможете:
• описать общую модель проведения аудита;
• охарактеризовать деятельность аудиторов на подготовительном этапе;
• сформулировать технику ведения переговоров аудиторов с клиентами;
• выяснить назначение и содержание письма об аудиторском задании;
• разобраться в разных договорах по оказанию аудиторских услуг;
• понять особенности и правовую основу договора на проведение аудиторской проверки.
3.1. Организация аудита, этапы его проведения
В 1986 г. была разработана нормативная модель процесса аудита, в основу которой были положены общепринятые стандарты аудита.
Эта модель состоит из следующих пяти этапов (табл. 6).
Таблица 6
Основные этапы аудита
Предварительная деятельность – это принятие клиента, составление письма-обязательства о проведении аудита, назначение аудиторского персонала и изучение бизнеса клиента. Эту деятельность можно рассматривать как начальный этап процесса планирования аудиторской проверки.
Основная деятельность по планированию аудита – это предварительный аналитический обзор, предварительная оценка эффективности проверки и ее материальности (существенности), являющиеся важными предпосылками выполнения проверки.
Процедуры аудита – это процедуры тестирования СВК клиента и выявления риска неэффективности этого контроля.
Независимые процедуры – это сбор аудитором аудиторских доказательств. Проверка не завершена, если не подготовлены необходимые рабочие документы – записи аудиторов, соответствующие общепринятым аудиторским стандартам и содержащие обоснования выбора необходимых в данных условиях процедур и других важных решений, принимаемых в ходе проверки.
Завершающий этап аудиторской работы – это формулировка мнения о достоверности отчетности и составление аудиторского заключения после аудиторских процедур по проверке отчетности и результатов аудита.
В ходе выполнения этих этапов аудита осуществляется непрерывная деятельность, включающая:
• наблюдение за проведением проверки;
• проверка работы помощников;
• выявление значимых недостатков СВК клиента;
• выявление значимых ошибок или нарушений норм;
• выявление незаконной деятельности;
• проведение проверок, вызванных особыми обстоятельствами;
• консультирование по соответствующим вопросам;
• рассмотрение возможности продолжения отношений с клиентом.
3.2. Отбор клиентов аудиторскими фирмами
Предварительная деятельность – это прежде всего принятие решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом, т. е. с выбор клиентов. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы между аудиторскими фирмами важнейшим аспектом контроля качества деятельности аудиторской фирмы является система подбора новых клиентов, а также политика фирмы в отношении имеющихся клиентов. Аудиторские фирмы не обязаны сотрудничать с нежелательными клиентами и продолжать обслуживание клиентов, взаимоотношения с которыми стали почему-то нежелательными.
Основными моментами начала аудиторской работы являются:
• отбор клиентов аудиторскими фирмами;
• проведение переговоров с клиентом;
• направление письма-обязательства о проведении аудита;
• оформление договоров на оказание различных видов аудиторских услуг;
• оценка стоимости аудиторских услуг.
Во время предварительной деятельности между участниками аудиторского процесса возникают определенные отношения (рис. 1).
Пояснения к рисунку
1 – клиент обращается к аудиторской фирме с просьбой провести проверку;
2 – глава аудиторской фирмы направляет аудитора к клиенту для предварительной оценки объема и содержания работ;
3 – изучив документы клиента по выборочным данным, аудитор определяет для себя степень приемлемости клиента;
4 – аудитор докладывает главе аудиторской фирмы свои впечатления о клиенте, и, как правило, они вместе разрабатывают стратегию – или отказаться от заключения договора, или подготовить предварительные условия, на которых фирма могла бы провести требуемые клиентом работы, оформляя их письмом-обязательством аудитора перед клиентом;
5 – глава аудиторской фирмы и организация клиента обсуждают окончательные условия договора и, если достигают взаимопонимания, подписывают его;
6 – аудитор или (чаще) группа аудиторов приступают к проверке.
Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские фирмы должны выработать надежные критерии оценки потенциальных клиентов. Это особенно важно, поскольку в настоящее время многие российские коммерческие структуры нарушают действующие правила ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
3.3. Проведение переговоров и отбор клиентов
К числу основных процедур отбора клиентов относятся:
• оценка характера отрасли;
• определение цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
• выяснение особенностей менеджмента;
• предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
• оценка причины смены или смен предыдущих аудиторов;
• знакомство с оговорками прежних аудиторских отчетов (заключений) о результатах аудита;
• выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации финансовой отчетности потенциального клиента;
• получение рекомендаций (от различных организаций, профессионалов и т. д.);
• аналитическая проверка отчетности;
• предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и финансовой отчетности, текущими и предстоящими проблемами клиента;
• оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы (с учетом наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т. д.).
Клиентов аудиторской фирмы можно разделить на два основных типа в зависимости от взаимоотношений «клиент – аудитор» в ходе аудиторской проверки:
1) формально-официальный – клиенты этого типа не собираются устанавливать с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудиторской проверки;
2) неформальный – клиенты устанавливают с аудитором тесный контакт и надеются на его помощь. В этом случае внешний аудитор выполняет некоторые функции внутреннего аудита и оказывает ряд сопутствующих услуг (консультации, анализ и т. п.).
3.4. Условия аудиторских заданий. Письмо об аудиторском задании
Со времени становления современного аудита (30-е гг. XX в.) существовал разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимали свои обязанности аудиторы. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос, почему аудитор, проверявший финансовую отчетность, не предостерег о грозящей опасности своих клиентов. Стороны, понесшие убытки в результате действий аудитора, имеют право предъявить ему имущественный иск. Учитывая это, каждая аудиторская фирма за рубежом обычно страхуется на случай возможных убытков.
За последние десятилетия в связи с огромным ростом судебных дел страховые ставки резко возросли. Так, в конце XX в. в США прокатилась лавина судебных процессов об убытках, причиненных деятельностью аудиторов. Это особенно коснулось крупных аудиторских фирм.
Фирма «Куперс энд Лайбранд» в 1991 г. выплатила 33,8 млн дол. судебных издержек. Фирма «Эрнс энд Янг» согласилась заплатить 65 млн дол. в связи с тем, что ее сотрудники не вскрыли злоупотребления в банке «Lincoln Saving and Loan Association».
Дабы избежать риска, связанного с возможным судебным расследованием, аудитору рекомендуется:
• принимаясь за работу, письменно уведомлять клиента о том, как аудитор понимает свои обязанности и какие объекты наметил для проверки;
• быть особенно осторожным, работая по заказу клиентов, имеющих финансовые затруднения; зачастую именно такие организации стараются представить финансовую отчетность, не соответствующую действительности;
• неукоснительно следовать в своей работе требованиям бухгалтерских и аудиторских стандартов; при их нарушении суды и другие органы, осуществляющие надзор над аудиторами, прекращают их деятельность.
В связи со сказанным возникает необходимость более подробного изучения МСА 210 «Условия аудиторских заданий», посвященного условиям договоренностей об аудите. МСА 210 был положен в основу ФПСАД 12 «Согласование условий проведения аудита», который ранее назывался «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».
МСА 210 «Условия аудиторских заданий» имеет следующую структуру.
1. Введение
2. Письма об аудиторском задании
3. Повторяющийся аудит
4. Принятие изменений в задании
5. Перспективы государственного сектора
6. Приложение.
Во введении определена цель данного стандарта и область его применения. Целью МСА 210 является установление стандартов и предоставление рекомендаций по следующим позициям:
1) согласование условий договоренности с клиентом;
2) составление отчета аудитора на просьбу клиента изменить условия договоренности на такие, в результате которых уровень уверенности будет более низким (например, на просьбу клиента вместо аудита оказать сопутствующие услуги).
В стандарте подчеркивается, что аудитор и клиент должны достичь согласия по условиям договоренности. При этом согласованные условия необходимо отразить документально – либо в письме об аудиторском задании либо в любой другой подходящей форме договора.
Письмо об аудиторском задании – документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта – клиента и аудитора (аудиторской фирмы) на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.
МСА 210 призван помочь аудитору в подготовке писем об аудиторском задании, касающихся аудита финансовой отчетности.
Письму об аудиторском задании должно предшествовать официальное предложение клиента с просьбой о проведении аудита и (или) оказании сопутствующих услуг. Таким образом, рекомендации данного стандарта применимы и к сопутствующим услугам. Например, в случае предоставления сопутствующих услуг, допустим, консультаций по вопросам налогообложения, бухгалтерского или управленческого учета, может оказаться уместным составление отдельных писем о задании.
Письмо об аудиторском задании направляется исполнительному органу клиента для того, чтобы он понял условия предстоящего договора, цели и масштаба аудита. В некоторых странах цели и объем аудита, а также обязанности аудитора устанавливаются законом. Но даже при таких обстоятельствах письмо о задании, с точки зрения аудитора, может содержать информацию, полезную для клиентов.
В разделе «Письма об аудиторском задании» указано на целесообразность направления аудитором клиенту письма о задании во избежание недоразумений в процессе осуществления договоренности между аудитором и клиентом.
Письмо об аудиторском задании является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств аудитора перед клиентом и формой отчетов.
В МСА 210 не устанавливаются жесткие правила в отношении формы и содержания письма об аудиторском задании, но даны конкретные указания по ключевым моментам, о которых аудитор обязан поставить в известность потенциального клиента и по поводу которых аудитор (аудиторская фирма) и клиент должны достичь согласия до начала аудита.
В связи с этим письмо об аудиторском задании может содержать:
1) обязательные указания;
2) дополнительную информацию.
Обязательные указания включают указания:
а) по условиям аудиторской проверки;
б) обязательствам аудиторской организации;
в) обязательствам клиента.
Согласно МСА 210 «Условия аудиторских заданий» к обязательным указаниям относятся:
• цель аудита финансовой отчетности;
• ответственность руководства за финансовую отчетность;
• объем аудита, включая ссылки на действующее законодательство, положения или нормы профессиональных организаций, соблюдаемые аудитором;
• форма любых отчетов (заключений) или иной способ сообщения результатов выполнения;
• то, что в связи с тестовым характером аудита и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными;
• требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям, документации и другой информации, запрашиваемой в процессе проведения аудита.
К дополнительной информации относится информация, включенная в текст письма об аудиторском задании по желанию аудиторской фирмы или клиента. К ней чаще всего относятся:
а) общие сведения об оказываемых аудиторской фирмой услугах, квалификации ее персонала;
б) примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов;
в) общая характеристика применяемых методов аудита;
г) предлагаемые условия оплаты труда;
д) предложение об использовании услуг независимых экспертов.
Дополнительная информация, рекомендованная МСА 210, может быть следующей:
• мероприятия, связанные с планированием аудита;
• ожидаемые аудитором письменные подтверждения от руководства клиента, касающиеся заявлений, сделанных в связи с аудитом;
• просьба о подтверждении клиентом условий договоренности посредством признания факта получения им письма о задании;
• какие-либо другие письма или отчеты, которые аудитор предлагает составить для клиента;
• основа начисления гонорара, а также любые соглашения в отношении выставления счетов;
• договоренность о привлечении других аудиторов и экспертов по некоторым аспектам аудита;
• договоренность о привлечении внутренних аудиторов, а также других сотрудников клиента;
• координирование работы с предыдущим аудитором в случае, если аудитор впервые работает с данным клиентом;
• ссылка на любые дополнительные соглашения между аудитором и клиентом и пр.
В разделе «Повторяющийся аудит» указывается, что в случае повторного аудита аудитор должен решить, требуют ли обстоятельства пересмотра условий договоренности и есть ли необходимость напомнить клиенту о действующих условиях договоренности.
Если аудиторская фирма решила, что в направлении нового письма об аудиторском задании (при повторном аудите) нет необходимости, она вправе напомнить клиенту содержание прежнего письма.
Однако наличие следующих факторов делает целесообразным составление нового письма:
• любой признак, указывающий на неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;
• любые пересмотренные или особые условия договоренности;
• недавние изменения в составе высшего руководства, совета директоров или изменения в структуре собственности;
• значительные изменения характера или масштабов деятельности клиента;
• требования законодательства.
В разделе «Принятие изменений в задании» даны рекомендации аудитору на случай, если до завершения выполнения задания аудитора попросят изменить его условия на такие, которые будут иметь своим результатом более низкий уровень уверенности.
Прежде чем согласиться на изменение условий договоренности о проведении аудита в пользу оказания сопутствующих услуг, аудитор, с которым договорились провести аудит, должен рассмотреть целесообразность такого изменения и последствия изменения. При этом возможно возникновение трех ситуаций.
1. Аудитор не должен соглашаться на изменение условий договоренности (задания), если на то нет разумного обоснования, например в ходе аудита аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства по дебиторской задолженности. Клиент во избежание мнения с оговорками или отказа аудитора от выражения мнения просит изменить условия договоренности и заменить аудит на проведение обзора финансовой отчетности.
2. Аудитору и клиенту необходимо согласовать новые условия в случае обоснованного изменения условий договоренности. Изменение обстоятельств, влияющих на требования субъекта, или неправильное понимание характера услуги, запрашиваемой изначально, обычно рассматривается как обоснованная причина изменений условий договоренности.
3. Если аудитор не может согласиться на изменение условий договоренности и ему не разрешают продолжать работать согласно первоначальной договоренности, то ему следует отказаться от задания. При этом аудитору необходимо доложить другим сторонам, например совету директоров или акционерам клиента, об обстоятельствах, послуживших причиной отказа.
В разделе «Перспективы государственного сектора» отмечается, что согласно законам и нормативным актам аудиторы государственного сектора, как правило, назначаются, поэтому использование письма о задании не является общепринятой практикой. Тем не менее такое письмо, в котором оговаривается характер договоренности или признается договоренность, не указанная в законодательстве, может быть полезным для обеих сторон. Поэтому при проведении аудита государственного сектора аудиторам следует серьезно обдумать необходимость составления и содержание письма о задании.
В МСА 210 также отмечается, что в государственном секторе могут действовать особые законодательные требования, регулирующие полномочия аудитора. Например, аудитора могут попросить предоставить отчет непосредственно министру, законодательному органу или общественности в случае, если руководство субъекта пытается ограничить объем аудита.
В приложении к МСА 210 приведен пример письма об аудиторском задании, рекомендованного к применению в международной аудиторской практике.
Российским ПСАД «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» также была рекомендована примерная форма аналогичного письма.
Приводим примерную форму письма-обязательства.
Рекомендуемая форма письма-обязательства аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита
Бланк или угловой штамп
аудиторской организации
Официальное наименование экономического субъекта, фамилия, имя, отчество и должность ответственного лица
Исходящий № […],
дата подписания
ПИСЬМО-ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О СОГЛАСИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА
Глубокоуважаемый […]!
Настоящим официально подтверждаем принятие Вашего предложения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта]. Согласно действующим положениям и нормам аудита проверке будут подвергнуты бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к балансу, регистры бухгалтерского учета и отдельные первичные документы за [период, за который проводится аудит].
Аудит проводится нами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [указываются законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность и порядок составления бухгалтерской отчетности].
Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за [данный год или иной отчетный период] во всех существенных аспектах. В ходе аудита будет также проверена деятельность [дается перечень филиалов, подразделений и дочерних фирм экономического субъекта, подлежащих аудиту].
Для обоснования своих выводов мы используем ряд тестов и процедур проверки достоверности и достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля, в реализации которых надеемся на помощь работников Вашей организации.
Ввиду большого объема подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудиту ограничений имеется определенный риск необнаружения отдельных ошибок и неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести данный риск к разумному минимуму, но (как это общепринято в аудите) гарантировать абсолютную точность выводов не можем. О выявленных отклонениях в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, Вы будете проинформированы нашим письменным отчетом.
Кроме того, мы можем оказать Вам следующие дополнительные услуги по Вашему поручению [дать перечень].
Мы будем нести ответственность по оказываемым услугам в порядке, определенном действующим законодательством об аудиторской деятельности и договором на проведение аудита. Мы берем на себя обязательство по соблюдению коммерческой тайны Вашей организации.
Напоминаем Вам об ответственности исполнительного органа [наименование экономического субъекта] за составление бухгалтерской отчетности, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей и внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики. Мы просим от руководства [наименование экономического субъекта] письменного подтверждения достоверности и полноты представленной для аудита информации.
Надеемся на всестороннее сотрудничество с Вашим персоналом и на то, что в наше распоряжение будут предоставлены бухгалтерская документация, компьютерные базы данных и любая другая информация, необходимая нам для проведения полноценной аудиторской проверки. Вашей обязанностью также является направление в адреса дебиторов и кредиторов писем о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности по представленному нами перечню.
Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление ни в какой форме с целью изменения нашего мнения о достоверности Вашей бухгалтерской отчетности. Нарушение данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита.
Стоимость оказываемых услуг определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок, применяемых [наименование аудиторской организации].
Оплата отдельных видов работ может меняться в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации аудиторов. Порядок и сроки осуществления расчетов будут определены в договоре на проведение аудита.
Просим Вас подписать и вернуть приложенную копию данного письма с указанием ее соответствия Вашему пониманию соглашений по аудиту достоверности бухгалтерской отчетности или направить нам замечания по его содержанию.
Руководитель аудиторской организации
[подпись, фамилия, имя, отчество, должность, дата]
С условиями проведения аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности согласен.
Руководитель исполнительного
органа экономического субъекта
[подпись, фамилия, имя, отчество, должность, дата]
3.5. Договоры по оказанию различных видов аудиторских услуг
Оказание аудиторских услуг между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом начинается с подписания соглашения между ними.
Для этого используют три стандартных формы договоров:
1) договор на экспертизу состояния бухгалтерского учета и отчетности;
2) договор на проведение аудиторской проверки;
3) договор на оказание аудиторских услуг, в частности в форме абонементного обслуживания.
Договор на экспертизу заключается в основном в тех случаях, когда аудиторская проверка в организации производится впервые.
Заключать договор на экспертизу состояния бухгалтерского учета и отчетности финансово-хозяйственной деятельности организации необязательно – можно сразу подписать договор на аудиторскую проверку. Но разумнее начинать с экспертизы и только при ее положительных результатах переходить к проверке с заключением соответствующего договора.
Цель экспертизы – определить состояние бухгалтерского учета, начиная с первичного учета, установления своевременности и правильности заполнения первичных документов и заканчивая проверкой правильности составления финансовой отчетности, а также выяснить надежность и эффективность внутреннего контроля организации.
Задача экспертизы состоит в подготовке и представлении рекомендаций клиенту для устранения недостатков, препятствующих вынесению положительной оценки в отношении правильности составления баланса и других форм финансовой отчетности.
При экспертизе изучают также будущий объект проверки, определяют трудоемкость и стоимость предстоящей работы.
Договор на проведение аудиторской проверки существенно отличается от других договоров, используемых в предпринимательстве, – это негласный учет интересов третьей стороны (потребителей информации финансовой отчетности), так как фактически аудитор несет ответственность не только перед клиентом, но и перед этими потребителями при нанесении им ущерба в результате некачественной проверки.
Многие аудиторские фирмы используют стандартную форму договора.
Однако, учитывая определенную специфику аудита в России, в договоре на аудиторскую проверку целесообразно:
• отразить возможность аудитора отказаться от выражения мнения при наличии определенных обстоятельств;
• определить сроки предоставления клиентом документов, необходимых для проведения проверки;
• предусмотреть предоплату аудиторской фирме (обычно от 50 до 100 %);
• предусмотреть условие, обязывающее заказчика оказывать помощь аудитору в ходе проверки, например, выделение работников для оказания помощи при проведении инвентаризации, предоставление транспорта и гостиницы при выезде аудитора в командировку;
• при необходимости включить условия о предоставлении клиенту дополнительных конкретных услуг;
• оговорить оплату фактически выполненной работы аудитора в случае одностороннего расторжения договора заказчиком.
Абонементное обслуживание предусматривает заключение договора между клиентом и аудитором о проведении аудиторской проверки в самом начале текущего года. Проверка финансовой отчетности клиента осуществляется поквартально нарастающим итогом, и ежеквартально составляется (дополняется) акт проверки бухгалтерского учета и отчетности.
В последнее время все больше постоянных клиентов проявляют желание перейти на абонементную форму обслуживания, поскольку при такой форме взаимоотношений клиента с аудиторской фирмой появляется больше возможностей воспользоваться консультационными услугами аудиторов.
В течение года клиент получает по мере необходимости консультации по возникающим у него вопросам, связанным с текущей хозяйственной деятельностью. Аудиторская фирма (аудитор) сообщает клиенту обо всех наиболее важных изменениях в бухгалтерском учете, о порядке составления отчетности, налогообложении, хозяйственном законодательстве.
Подобная практика не нарушает независимости аудитора, так как при абонементном обслуживании аудиторская фирма (аудитор) не ведет бухгалтерского учета клиента и не составляет за него бухгалтерскую и иную отчетность.
Постановка клиентов на абонементное обслуживание имеет целый ряд преимуществ и для самого клиента, и для аудиторской фирмы в частности:
• планирование работы (число клиентов определяется уже в начале года);
• подбор и расстановка кадров, при необходимости привлечение дополнительных специалистов;
• выявление и исправление неточностей в бухгалтерском учете и отчетности в течение года;
• предотвращение нарушений законодательства;
• оценка и рекомендации по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• сокращение числа случаев несвоевременного составления и сдачи отчетности.
3.6. Правовая основа договора на проведение аудиторской проверки
Что касается аудиторских услуг, то до сих пор договоры между аудиторской фирмой и заказчиками в нашей стране называют договорами подряда. Поэтому очень важно определить статус договора на проведение аудиторской проверки.
То, что договор на оказание аудиторских услуг, особенно на проведение аудиторской проверки, до последнего времени был, по существу, договором подряда, ни у кого сомнений не вызывало, так как иного варианта Основы гражданского законодательства Российской Федерации 1991 г. не предлагали.
В новый Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) впервые включен в систему договорных обязательств договор возмездного оказания услуг (гл. 39) и обращено внимание на следующие его особенности (табл. 7):
• понятие возмездного оказания услуг;
• порядок исполнения договора;
• оплата услуг, в том числе в случае невозможности достижения результата работ;
• обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора.
Согласно ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг могут применяться общие положения о подряде (ст. 702–729), если это не противоречит нормам гл. 39 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таблица 7
Сравнение разных форм правовой основы договоров на оказание аудиторских услуг
Как видно из табл. 7 (стр. 3), при оплате услуг, исполненных по вине заказчика лишь частично, реализуется один из основополагающих принципов аудиторской деятельности – принцип разделения ответственности. Согласно этому принципу заказчик несет ответственность за финансовую отчетность и прочую документацию, которую предоставил для проверки, а аудитор – только за выражение своего мнения относительно финансовой отчетности, изложенное в аудиторском заключении.
Таким образом, при отсутствии документов (или большей их части) для проверки, их случайной гибели вследствие утери, пожара или в связи с каким-либо иными обстоятельствами, происшедшими не по вине аудитора и приведшими к ограничению объема проверки, аудитор имеет право выразить свое отрицательное мнение или отказаться от выражения своего мнения. При этом аудитор имеет право на полную оплату всего объема работы, включая упущенную выгоду.
Несколько хуже складывается для аудитора ситуация, когда заказчик в одностороннем порядке отказывается от исполнения договора возмездного оказания услуг, так как возникает существенная разница в потенциальной сумме к возмещению исполнителю (аудиторской фирме). Как видно из табл. 7 (стр. 4), в этом случае заказчик оплачивает аудитору только фактически понесенные им затраты.
Можно сделать вывод, что в части оплаты для аудиторских фирм более выгодной является предыдущая ситуация, но следует помнить, что для ее реализации аудитором должны быть доказаны следующие моменты:
• наличие вины заказчика;
• наступление срока исполнения договора;
• невозможность исполнения, которая стала очевидной до наступления срока исполнения договора.
Приведем примерный вариант текста договора на проведение аудиторской проверки.
ДОГОВОР № __
(примерный образец)
г. ___________ «___» ___________ 20 ___ г.
Аудиторская фирма «______», именуемая в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора фирмы ___________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _________________, именуемая в дальнейшем «Заказчик», в лице ____________________, действующего на основании ___________________, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.
1. Предмет Договора и обязанности сторон
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение работ:
1.1.1. Проведение аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности Заказчика за период с _____________ 20__ г. по ___________ 20__ г.
В результате:
1.1.2. Дается оценка состояния бухгалтерского учета и сохранности активов (товарно-материальных ценностей, денежных средств и пр.), наличия и учета пассивов (капитала и обязательств).
1.1.3. Составляется аудиторское заключение по финансовой отчетности за указанный в п. 1.1.1 период.
При этом обязанности сторон распределяются следующим образом.
1.2. Заказчик обязуется:
1.2.1. Провести полную инвентаризацию товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов Заказчика собственными силами Заказчика и за счет средств Заказчика, а также обеспечить выведение окончательных результатов инвентаризации в порядке, установленном нормативными актами.
1.2.2. Предоставить Исполнителю бухгалтерскую, финансово-банковскую документацию и финансовую отчетность, иную информацию, необходимую для осуществления работ, предусмотренных в п. 1.1 настоящего Договора, в полном объеме и в сроки, обеспечивающие план работ.
Отсутствие указанных документов, отчетности и иной информации является основанием расторжения настоящего Договора в порядке, установленном п. 7.2 настоящего Договора. Увеличение сроков предоставления указанных документов, отчетности и иной информации независимо от того, произошло это увеличение по вине Заказчика или без его вины, если это повлечет за собой невозможность завершить работы, предусмотренные п. 1.1 настоящего Договора, в обусловленный Договором срок, является основанием автоматического продления срока Договора на период, необходимый для завершения работ.
При этом Заказчик возмещает причиненный Исполнителю ущерб, в том числе упущенную выгоду.
1.2.3. Заказчик обязуется предоставлять по требованию Исполнителя объяснения должностных лиц Заказчика по вопросам, связанным с проведением работ, предусмотренных п. 1.1 настоящего Договора, а также справки и копии необходимых документов.
1.3. Исполнитель обязуется:
1.3.1. Провести аудиторскую проверку хозяйственно-финансовой деятельности Заказчика за период с ________ 20 __ г. по ________ 20 __ г.
1.4. Срок сдачи работ по Договору ___________20_ г.
2. Стоимость работ и порядок расчетов
2.1. Стоимость работ, осуществляемых Исполнителем в соответствии с п. 1.1 настоящего Договора, определяется умножением количества часов, затраченных на проведение работ, на стоимость одного часа работ, проведенных одним специалистом, в соответствии с Протоколом согласования договорной цены (приложение к Договору № _____ от «__» ________ 20__ г.), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
2.2. Заказчик произведет платежи единовременно после сдачи работ по Договору путем перевода денежных средств на расчетный счет Исполнителя с указанием: «За услуги по Договору №___ от «___» _______ 20 ___ г.»
3. Порядок сдачи-приемки работ
3.1. Передача оформленной в установленном порядке документации по окончании Договора осуществляется вместе с сопроводительными документами Исполнителя.
3.2. По завершении работ Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приемки результатов работ.
3.3. Заказчик обязуется в течение 15 дней со дня получения акта сдачи-приемки работ рассмотреть, при отсутствии возражений подписать и направить Исполнителю подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки работ.
3.4. В случае мотивированного отказа Заказчика стороны составляют двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения.
3.5. В случае досрочного выполнения работ Заказчик вправе досрочно принять и оплатить работы по договорной цене.
4. Ответственность сторон
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Заказчик и Исполнитель несут имущественную ответственность согласно действующему законодательству и условиям настоящего Договора.
4.2. В случае незавершения работ в срок, определенный настоящим Договором, по вине Исполнителя он выплачивает Заказчику пеню в размере 0,2 % суммы стоимости работ за каждый день просрочки.
4.3. За нарушение условий оплаты, предусмотренных п. 2.1, 7.3 настоящего Договора, и просрочку приема выполненных работ Заказчик выплачивает Исполнителю пеню в размере 0,2 % суммы, подлежащей выплате, за каждый день просрочки.
5. Конфиденциальность
5.1. Стороны обязуются хранить в тайне существование и содержание настоящего Договора, а также любую информацию и данные, представленные каждой из сторон в связи с настоящим Договором, не раскрывать и не разглашать в общем или в частности факты или информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного согласия одной из сторон настоящего Договора. Исполнитель обязуется не использовать факты или информацию для каких-либо целей без предварительного письменного согласия Заказчика и наоборот.
Обязательства по конфиденциальности и неиспользованию информации, наложенные на Исполнителя настоящим Договором, не будут распространяться на общедоступную информацию, а также на информацию, которая станет известна третьим лицам не по вине Исполнителя.
5.2. Информация, предоставляемая Заказчику в соответствии с настоящим Договором, предназначена исключительно для него и не может передаваться ни частично, ни полностью третьим лицам или использоваться каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия Исполнителя.
6. Разрешение споров
6.1. Все споры и разногласия между двумя сторонами настоящего Договора, которые могут возникнуть по настоящему Договору, если они не будут устранены путем переговоров, должны окончательно решаться в соответствии с действующим законодательством.
7. Прекращение Договора ранее намеченного срока
7.1. Любая из сторон будет иметь право немедленно прервать действие настоящего Договора путем передачи письменного уведомления в случае, если другая сторона Договора:
7.1.1. Окажется неплатежеспособной; несостоятельной; произойдет ее ликвидация или реорганизация.
7.1.2. Приостановит свои обычные деловые операции или возникнет угроза их приостановления.
7.1.3. Передаст всю или значительную часть информации третьим лицам.
7.2. Любая из сторон будет иметь право немедленно прервать действие настоящего Договора путем письменного уведомления противоположной стороны, если другая сторона совершит какое-либо нарушение и такое нарушение не будет устранено в течение трех дней после подачи письменного уведомления о данном нарушении.
7.3. В случае расторжения Договора в порядке, предусмотренном п. 7.1, 7.2 настоящего Договора, оплата услуг и работ Исполнителя будет проводиться Заказчиком на основании выставляемого Исполнителем на инкассо платежного требования с приложением одностороннего акта с указанием объема и стоимости фактически оказанных услуг и выполненных работ.
8. Форс-мажорные обстоятельства
8.1. Под форс-мажорными обстоятельствами подразумеваются такие события, как войны, оккупация, гражданская война, общественные беспорядки, изменение экономической ситуации в соответствии с актами государственных органов. В каждом случае наступление подобного события находится вне контроля сторон, и во всех таких случаях выполнение обязательств согласно настоящему Договору становится невозможным.
8.2. Если форс-мажорные обстоятельства имеют место и препятствуют сторонам своевременно выполнить обязательства, то стороны, находящиеся в таких экстремальных обстоятельствах, освобождаются от исполнения обязанностей до прекрыащения действия указанных форс-мажорных обстоятельств при условии, что сторона, подвергшаяся действию форс-мажорных обстоятельств, немедленно уведомит другую сторону о случившемся с подробным описанием создавшихся обстоятельств.
9. Прочие условия
9.1. Исполнитель по своему усмотрению набирает специалистов для проведения работ, предусмотренных настоящим Договором.
9.2. Цены за работы, указанные в настоящем Договоре, определены только для настоящего Договора и не могут служить прецедентом или конкурентным материалом при заключении аналогичных договоров в будущем.
10. Срок действия Договора и юридические адреса сторон
10.1. Срок действия настоящего Договора:
начало ______________________20__ г.
окончание ___________________20__ г.
10.2. Адреса и расчетные счета сторон:
Исполнитель: аудиторская фирма «»
Адрес:
Счет №
Заказчик:
Адрес:
Счет №
Приложение
к Договору № ______
от «___» ____________ 20__ г.
ПРОТОКОЛ согласования договорной цены на проведение аудиторской проверки
Мы, нижеподписавшиеся, от лица Заказчика
гр.
и от лица Исполнителя директор аудиторской фирмы «__________»
гр. _______________________________, удостоверяем, что сторонами достигнуто соглашение о договорной цене на проведение аудиторской проверки в сумме _______________________ (_______) руб. за 1 час услуг, предоставляемых одним аудитором.
Настоящий Протокол является основанием для проведения взаимных расчетов и платежей между Исполнителем и Заказчиком.
От Заказчика
От Исполнителя – директор аудиторской фирмы
_____________________ «______________________»
_____________________ _______________________
(____________________) (______________________)
М. П. М. П.
3.7. Оценка стоимости аудиторских услуг
Все имеющиеся в настоящее время в Российской Федерации формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг можно условно разделить на следующие группы:
1) аккордная оплата;
2) повременная оплата;
3) сдельная оплата;
4) оплата по результатам;
5) комбинированная оплата.
При аккордной оплате сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала. Некоторые аудиторские фирмы определяют эту сумму произвольно (процент актива баланса, процент оборота и т. п.), однако многие отечественные аудиторские фирмы на основе проведенной экспертыизы оценивают ориентировочный аудиторский риск и трудоемкость работ. После этого аудиторская фирма определяет общую стоимость работы и заключает договор с клиентом. Недостатком такого подхода является невозможность:
а) обосновать реальную трудоемкость работы;
б) предусмотреть непредвиденные обстоятельства.
Повременная оплата наиболее распространена на рынке аудиторских услуг во всех странах. В этом случае при появлении непредвиденных обстоятельств увеличение трудоемкости, как правило, прямо пропорционально увеличивает стоимость работ. Повременная оплата базируется на оценке 1 часа (дня) работы аудитора.
Сдельная оплата применяется обычно при восстановлении бухгалтерского учета. Расчет производят исходя из определения стоимости одной операции (одной проводки), выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности.
При оплате по результатам аудитор отказывается от заранее определенной суммы за предоставленную услугу, а определяет оплату в виде доли от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов (обычно устанавливается определенный процент от экономии).
Конец ознакомительного фрагмента.