Введение
Вот уже целое столетие атеросклероз является одной из наиболее актуальных проблем для взрослого населения Северной Европы, России, Соединенных Штатов Америки и некоторых других регионов мира (Австралия, Новая Зеландия, отдельные районы Китая). После того как N. N. Anichkov (1913, 1915) выдвинул холестериновую теорию развития атеросклероза, представления об этом заболевании практически не менялись до 1960-х гг., о чем свидетельствуют работы Г. Ф. Ланга (1950), А. Л. Мясникова (1960), Б. В. Ильинского (1960). Однако во второй половине ХХ в. большие успехи в области биохимии липидов (Gofman J. [et al.], 1949), генетики (Goldstein J., Brown M., 1975), эпидемиологии (Stamler J., 1973) значительно расширили современные взгляды на патогенез атеросклероза. За этот же период резко возросли диагностические возможности и открылись новые перспективы эффективного лечения. В последнее время вышло в свет несколько отечественных работ, посвященных отдельным вопросам атеросклероза: «Обмен липидов и липопротеидов и его нарушения» (Климов А. Н., Никульчева Н. Г., 1999), «Атеросклероз коронарных артерий и ИБС» (под ред. Ганелиной И. Е., 2004), но работ об атеросклерозе, с клинических позиций не было со времени выхода в свет книги Б. В. Ильинского (1960). Назрела необходимость собрать новые данные по этой проблеме, суммировать их и представить широкой врачебной аудитории в сжатом виде.
Разделение медицины на узкопрофильные ветви имеет как плюсы, так и минусы. Например, атеросклерозом коронарных артерий – ишемической болезнью сердца (ИБС), хотя и по-разному, занимаются кардиологи и кардиохирурги, атеросклерозом мозговых сосудов и цереброваскулярным заболеванием – неврологи и нейрохирурги, больных атеросклерозом брюшной аорты и ее ветвей в основном курируют сосудистые хирурги. Положительная сторона такой специализации заключается в более высоком уровне диагностики. Недостатком же узкопрофильного подхода является недооценка других возможных сосудистых поражений, уклонение узких специалистов от мероприятий по широкой профилактике атеросклероза в силу недостаточных знаний общих вопросов и стремления решать сиюминутные профильные задачи. В самом деле, кто курирует больного с цереброваскулярным заболеванием или с аневризмой аорты по линии борьбы с артериальной гипертензией (АГ), дислипидемией (ДЛП), ожирением, нарушением толерантности к углеводам? Невролог, сосудистый хирург? Опыта и подготовки таких специалистов для борьбы с этими факторами риска недостаточно. Это означает, что больной вынужден пользоваться консультациями нескольких врачей-специалистов одновременно, хотя все вопросы касаются атеросклероза.
Где выход? В повышении квалификации и компетентности узких специалистов, в расширении их познаний в области атеросклероза, если они занимаются этой проблемой. Поэтому в перспективе очень важно сблизить интересы разных специалистов, курирующих больных с одним и тем же заболеванием. Каждый такой специалист должен иметь под рукой книгу, которая была бы полезна и кардиологам, и неврологам, и хирургам, оперирующим на сосудах сердца, мозга, сосудах нижних конечностей.
Предыдущая практика кардиолога-ангиолога, многолетняя работа в кардиологической и неврологической (в том числе нейрохирургической) клиниках, а также опыт, накопленный в области эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний, дают право надеяться, что настоящая книга окажется полезной для специалистов разного профиля, связанных с проблемой атеросклероза.
Предлагаемое руководство содержит наиболее важные современные сведения о патогенезе атеросклероза и об узловых вопросах, связанных с кардиологическими, неврологическими и некоторыми ангиохирургическими аспектами этого заболевания, которые рассматриваются лишь с терапевтических позиций. Автор стремился осветить только принципиальные моменты общей и частной патологии, касающиеся атеросклероза, и привел характерные клинические примеры.
При необходимости читатель имеет возможность обратиться к многостраничным руководствам типа «Клинической ангиологии» (2004) и другим, где, безусловно, можно почерпнуть более детальные сведения по многим специальным вопросам.
Уже многие годы диагнозы «атеросклероз коронарных артерий», «атеросклероз мозговых артерий» ставятся редко. Международной статистической классификацией болезней (1995, 10-й пересмотр, Женева), по предложению экспертов ВОЗ, должны пользоваться все врачи. Это почти вывело термин «атеросклероз» из обращения. Определение «атеросклероз коронарных и (или) мозговых артерий» из перечня этой классификации исключено; лишь для сосудистых хирургов «узаконен» диагноз «атеросклероз аорты» и «атеросклероз сосудов нижних конечностей». В связи с этим внимание врачей переключено на АГ в ущерб атеросклерозу. Этому способствует и тот факт, что основные сердечно-сосудистые заболевания, а точнее осложнения атеросклероза и (или) АГ – ишемическая болезнь сердца, инфаркты миокарда, мозговые инсульты, дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭ) – действительно очень часто связаны не только с атеросклерозом, но и с АГ. Однако атеросклероз никуда не исчез, он по-прежнему играет огромную роль в развитии сосудистой патологии, хотя из поля зрения врачей постепенно вытесняется.
При атеросклерозе, как правило, имеет место органическое сужение сосуда атеросклеротической бляшкой; при АГ ишемия возникает в результате регионарного ангиоспазма. И в том, и в другом случае локальная недостаточность кровотока может быть вызвана усиленной потребностью в кислороде из-за метаболических сдвигов, усиления функциональной нагрузки, повышения артериального давления. Таким образом, инфаркт миокарда, мозговой инсульт и другие осложнения часто бывают связаны с двумя заболеваниями – атеросклерозом и артериальной гипертензией.
Оба заболевания нередко сочетаются, усиливают степень поражения органов-мишеней, но все же это разные болезни, которые на начальных этапах, как правило, протекают обособленно. При этом категория больных, у которых названные выше осложнения развиваются только на основе атеросклероза, вовсе не так мала. Гипертоническая болезнь (ГБ) или эссенциальная АГ на последующих этапах течения тоже осложняется атеросклерозом (хотя его выраженность может быть разной), тогда как атеросклероз часто протекает совершенно самостоятельно и приводит к симптоматической АГ относительно редко. Подобная АГ может возникать, например, при стенозирующем атеросклерозе почечных артерий (реноваскулярная АГ) или в случаях распространенного атеросклероза аорты и отходящих от нее крупных артерий, осложняясь систолической АГ (у лиц пожилого возраста).
Поскольку определение «атеросклероз» сейчас почти что заменили такими формулировками, как ИБС, ДЭ или «цереброваскулярное заболевание», в сознании многих врачей потерялась логическая связь между атеросклерозом и названными патологическими состояниями. Это плохо отразилось не только на представлениях о патогенезе этих осложнений, но и на лечебной тактике. При ИБС или при ДЭ врач назначает больному сосудорасширяющие и гипотензивные средства, а необходимость исследовать липидный спектр крови, рекомендовать препараты, нормализующие дислипидемию, забывается. ГБ в этом отношении находится в более выгодном положении, так как артериальное давление (АД) измеряется у всех больных, и для выявления АГ не требуется проводить дополнительных анализов. Большинство врачей все же назначают «сосудистым» больным исследование крови на холестерин (ХС), не задумываясь о том, что для всесторонней оценки липидного состава крови этого недостаточно. Не зная уровня триглицеридов (ТГ), особенно концентрации ХС липопротеидов высокой плотности в плазме (сыворотке) крови, невозможно составить представление о наличии атерогенного сдвига. Таким образом, часть больных с нарушениями липидного обмена, нуждающихся в проведении адекватного лечения, его не получат. Это происходит оттого, что практические врачи недостаточно знакомы с дислипидемическими состояниями, хотя хорошо известно, что в основе ИБС и цереброваскулярного заболевания часто лежат нарушения липидного состава крови.
Чтобы внести ясность в терминологию, надо напомнить, что существует сборное определение «артериосклероз», которое подразумевает группу заболеваний. Все они характеризуются уплотнением артериальной стенки различной этиологии и неодинакового патогенеза. Сюда входят атеросклероз, кальциноз и артериолосклероз сосудов.
При атеросклерозе преимущественно поражается внутренняя оболочка артерий эластического типа, в которой образуются атеросклеротические бляшки, содержащие холестериновую кашицу.
Кальциноз определяют как обызвествление утолщенной в связи с возрастной перестройкой средней оболочки крупных артерий мышечного типа (артерий конечностей).
Артериолосклероз представляет собой гиалиноз средней оболочки мелких артерий – главным образом почечных артериол, – со временем возникающий у больных ГБ. Одна из его разновидностей – плазматическое пропитывание артериол, или артериолонекроз, – патологоанатомический субстрат злокачественной или быстро прогрессирующей формы АГ. Исходом этого патологического процесса является первично сморщенная почка и быстро наступающая почечная недостаточность с азотемией.
Во многих случаях формулировки клинического и патологоанатомического диагнозов совпадают, например «хронический гепатит с исходом в атрофический цирроз печени» или «крупозная пневмония». В некоторых случаях (алкогольная кардиомиопатия с нарушениями сердечного ритма или сердечной недостаточностью) патологоанатом может констатировать лишь неспецифические дистрофические изменения в миокарде и подтвердить диагноз только с учетом клинических данных. Об АГ патологоанатом судит по наличию гипертрофии левого желудочка и изменениям в артериолах почек.
Клинический диагноз «атеросклероз» в отрыве от указаний на конкретное поражение устанавливать неправомерно, так как эта патология всегда должна быть привязана к той или иной сосудистой области, о которой судят по клинической симптоматике со стороны органов-мишеней. Анатомический диагноз «атеросклероз» также обязательно конкретизируется в отношении того или иного сосудистого региона.
Надо различать «атеросклероз» как патологический процесс и «атеросклероз» определенных сосудистых областей как заболевание с конкретными клиническими проявлениями. Эти проблемы с клинических позиций более подробно рассмотрены в этой книге.
Выражаю признательность коллегам, которые помогли подобрать иллюстрации к этой книге: докторам И. Д. Есиповичу (больница им. Св. Георгия), Г. Н. Ильиной (Елизаветинская больница), С. Р. Минкину (диагностический центр № 1 в Санкт-Петербурге), Б. А. Минько (ЦНИРРИ), а также сотрудникам ПЭТ-лаборатории Института мозга человека РАН З. Л. Бродской, Г. В. Катаевой и Т. Ю. Скворцовой.