Какие мы аспирантки?
Все мы разные. И разные как внешне, так и в поведении. Все зависит от обстоятельств, окружения, деятельности, статуса окружающих тебя людей.
Мы порой думаем одно, говорим другое, делаем третье – все зависит от ситуации. В аудитории на лекции мы такие же, как и студентки, внимательно слушаем преподавателя, записываем в тетради. А он периодически напоминает, что мы уже не студенты, это не лекция, а беседа, поэтому нам необходимо включаться в нее. И тогда мы перестаем записывать его монолог, хотя и не нужно было начинать это делать. Мы же аспиранты, которые все знают. У нас есть свои мысли, взгляды и мнения. Мы – будущие преподаватели, поэтому можем рассматривать лектора как коллегу, общаться на равных, доказывая свою точку зрения. Мы же смелые аспиранты, а не послушные студенты.
В общем, когда нас призывают чувствовать себя на равных, мы так и поступаем – срабатывает инстинкт послушания со школьной скамьи.
А вот в кабинете своего научного руководителя на равных себя никогда не почувствуешь. Там только сидишь тихонько и боишься. Причем бояться начинаешь с подхода к двери кабинета, наверное, поэтому я так редко подхожу к ней. Так вот, с научными руководителями мы сами не свои. Выслушиваем в очередной раз, что неправильно написана статья и глава к диссеру. И нас снова начинают исправлять. Точнее, исправляют ими же исправленное. А нам, аспиранткам, остается молча соглашаться и мило улыбаться. Некоторые даже льстят своему научному руководителю, задабривают его подарками, и тем самым подтверждают их неправильно сложившееся мнение о тебе. А внутри каждой из нас все противится этому, но продолжаем терпеть. Особенно возмущает то, что исправляют не твой текст, а уже переделанный руководителем, за долгие к нему походы за исправлениями. В такие моменты нам, аспиранткам, хочется сказать, что не нужна такая диссертация нам. Но мы молчим. А почему? Потому, что где-то в глубине души все же осознаем, что это нам нужно, и что руководитель прав.
Мы смелые, раз взялись за этот нелегкий научный труд и тянем его до финала. А каким он будет, это уже другой вопрос. От него зависит то, какими мы станем.
Какими нас воспринимают преподаватели? Тоже разными, но не такими, какие мы есть. Ведь то, что они видят – это наша игра, очередная послушная роль. И если нас плохо оценивают, значит, мы плохо играем. А, может, это так и было задумано.
Итак, мы бываем разными. А когда же мы настоящие, такие, какие есть? Ответ прост – когда остаемся наедине с собой. В этот момент нас никто не видит и не знает, насколько мы хорошие, совершенные, умные, смелые. Немного больше знают об этом только твои подруги. Мы собираемся вместе и не замечаем, что ведем себя естественно. Мы расслабляемся в кругу своих единомышленниц, с которыми нам хорошо, и которые больше всех на свете нас понимают и любят.
Правда, собрать нас всех в одну компанию – невозможно! Мы все разные и мои подруги не обязаны дружить между собой. Притом, Натали с Ринатой недолюбливают друг друга. Иногда мы пересекаемся все вместе, и у них появляются общие темы для обсуждения. Одна из них, конечно же, не диссертация, а – мужчины. Кстати, они уже давно могли написать диссертацию на эту тему, особенно Натали.
Но всех нас объединяет один университет. Мы все в нем учились.